Реферат: Причины возникновения права
Название: Причины возникновения права Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | ||||||||||||
ТЕМА 1. Причины возникновения права 2. Имеет ли смысл устанавливать первопричины происхождения права? Свое мнение обоснуйте. Смысл, как никакой, конечно есть. Ведь мы должны быть в курсе того, как возникло наше государство, как возникли законы и права в этом государстве, как совершалось правосудие у наших предков. Такие знания, дают, как я считаю, полную картину существования человечества. К тому же, изучение процесса происхождения права имеет не чисто познавательный, академический, но и политика – практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет, пожалуй, яснее определять все свойственные функции права, основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. Благодаря, установленным данным, мы на сегодняшний день, к примеру, хорошо знаем, что в глубокой древности наибольшую силу имели религии, традиции, обычаи. Впоследствии, с развитием неравенства в обществе, народ не мог справляться с нарастающими конфликтами. Тогда - то уже, и появляется то, что государство берет под свой контроль их. Так и появляется правовой обычай. Следом, за этим возникают, так же нам известные первые писаные законы и тому прочее. Еще хотелось бы отметь то, что о происхождении права нет одного, единого мнения. Теорий значительно много, большинство из которых указаны в учебной литературе. К примеру, патриархальная теорияв том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства. Органическая теория сравнивает государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики. Государство образуется одновременно со своими составными частями – людьми и будет существовать, пока живо человеческое общество. Теория насилия рассматривает возникновение государства как реализацию закономерности подчинения слабого сильному. Первоначальный фактор – непосредственная политическая сила, а экономические явления – это следствие политических актов. Психологическая теорияобъясняетпоявление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действий и отношений. Теория общественного договора (естественного права) рассматривает возникновение государства и права как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. В основе соглашения между людьми лежит понимание необходимости передачи части своих прав правителям. Историко-материалистическая теориясвязывает возникновение права и государства с экономическим развитием первобытного общества. Советские ученые решающую роль отводили возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними. И это, не говорит, что одна теория мешает существовать другой.
2.Почему в принципе допустимы разные определения права? Эту, тему я уже затронула ранее, а теперь рассмотрим ее подробнее.Моя точка зрения такова, что в принципе право на протяжении веков, каждый понимал по–разному. Поэтому, возникли большое количество определений, ведь право существовало и существует в обществе, состоящем из различных групп, слоев, интересы и мировосприятия неодинаковы. Разные силы, общественные движения и партии могут иметь свои взгляды на нашу жизнь, на системы вообще и право в частности. Но во всяком случае, мы можем сделать вывод, что как бы не расходились мнения людей, точка зрения каждого верна.
1. В чем основное различие правовых и нравственных норм? Каковы, на Ваш взгляд, отличительные свойства права? Говоря на простом разговорном языке, могу сказать, что право отражает принципы справедливости, свободы, равенства людей. Оно связано с государством, что делает его общеобязательным, а нравственные нормы регулируют большинство общественных отношений, то есть это правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии. На литературном же языке, это звучит немного иначе, или говоря более научнее, а именно: Нравственность – это практическое воплощение оральных идеалов, установок в разных формах социальной жизнедеятельности. Это концентрированный исторический опыт общения людей, который показывает пути выхода из сложных ситуаций. Хотя мораль и право тесно взаимосвязаны, они не тождественны друг другу и имеют ряд различий: - право имеет дело не с одним человеком, а мораль напротив имеет дело в каждом отдельном случае именно с конкретным человеком. С позиции морали люди сравниваются в своих конкретных свойствах. - для морали смысл конкретной ситуации выбора, решения заключается в их неповторимости, уникальности. Противоположность право в этом исходит из соображений по типичным стандартным в действительности ситуации жизни. этот тип ситуации поражен не внутренней жизни людей, а в их внешних отношениях между собой. Что требует точного определения границ деятельности каждого субъекта. - юридическая ответственность в отличает морали всегда конкретно определена и нарушение правовой обязанности влечет за собой применение санкции четко зафиксированных формально. - мораль носит в принципе не насильственный характер. И в отличие от права исключает прямое принуждение, исходит из добровольности, внутренней побежденности, поведения предоставляют им широкую возможность выбора. - мораль и право отличаются друг от друга не только по объему но и по способу их образования. Если нормы права устанавливаются властной силой государства и потом официально закреплены нормативных документах, то нравственные нормы исходят непосредственно из общества. - моральное право отличается друг от друга сферами приложения.
5. Возможна ли высокая правовая культура при низком уровне жизни? Скорее всего, нет. О какой правовой культуре можно говорить, если, к примеру, где-то расцветает насилие, вокруг нищета, а, следовательно, и грабежи, беспредел, также высокую опасность представляет развитие алкоголизма. При таких отрицательных факторах, разве может быть высокая правовая культура?! Важно подчеркнуть, что при характеристике уровня правовой культуры речь может идти не о самих правовых явлениях – правосознании, правовой деятельности, системе правовых актов, а об их уровневых состояниях, то есть степени прогрессивного развития. К тому же, чаще всего в структуре правовой культуры вычленяются три составляющие: знание о праве; отношение к праву; навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведения, а в целом - правовой менталитет общества. Что к великому нашему сожалению редко сейчас встречается в нашем обществе.
3. Какое содержание Вы бы вложили в понятия «законодательная техника» и «юридическая техника»? О том, какое содержание вложила бы я, сложно говорить. Могу лишь сказать лишь то, что: Юридическая техника,это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства. Законодательная техника, это совокупность правил, методов, средств и приемов (инструментов) используемых субъектами законодательного процесс для организации и осуществления законодательной деятельности.
|