Реферат: Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками в сельском хозяйстве
Название: Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками в сельском хозяйстве Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание 1.Теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. 5 1.1. Экономическое содержание и значение учета расчетных операций. 5 1.2. Обзор литературных источников по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками. 6 1.3.Отражение в учете и документальное оформление расчетов с поставщиками10 1.4. Основные формы безналичных расчетов и расчетные документы.. 16 2.Организационно-экономическая характеристика и состояние учетной работы СПК «Новая жизнь».27 2.1. Местоположение предприятия и его организационная структура.27 Организационная характеристика предприятия. 27 Природно-климатические условия ведения сельскохозяйственного производства.28 2.2. Специализация производства СПК «Новая жизнь». 29 2.3. Ресурсы и основные экономические СПК «Новая жизнь».31 2.4. Общая организация бухгалтерского учета на предприятии. 39 3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в СПК «новая жизнь». 42 3.1. Задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. 42 3.2. Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками в СПК «Новая жизнь». 43 3.3. Порядок осуществления безналичных расчетов с поставщиками. 45 4.Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.52 Список использованной литературы.. 57 В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.Основными задачами этого учета являются: -формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; -обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; -контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; -контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями; -своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности. Всё выше сказанное обусловило выбор темы курсовой работы: «Бухгалтерский учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками».С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:· изучение нормативного регулирования данного участка учета;· раскрытие сущности и форм расчётов с поставщиками и подрядчиками;· исследование порядка документального оформления операций по учёту расчётов;· отражение особенностей синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками;· раскрыть понятие дебиторской и кредиторской задолженности; · проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности;· выявить пути совершенствования бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.Объектом изучения является сельскохозяйственный производственный кооператив «Новая жизнь» Бежецкого район Тверской области. Источниками информации для рассмотрения вышеперечисленных вопросов являются предоставленные мне в организации первичные учетные документы по рассматриваемому участку учета, составленные на их основе сводные регистры и годовая отчетность предприятия за 2003 – 2005 года.А также при рассмотрении теоретических вопросов использовались различные пособия, статьи периодических изданий, законодательные акты и учебная литература. 1. .Теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 1.1. Экономическое содержание и значение учета расчетных опера цийХозяйственная деятельность любой организации невозможна без приобретения у поставщиков товарно-материальных ценностей, потребления работ и услуг сторонних организаций и, следовательно, без расчетов за эти услуги. Таким образом, учет расчетов со смежными организациями, в которых каждое конкретное предприятие может выступать поочередно в качестве поставщика, подрядчика, покупателя, заказчика, дебитора и кредитора составляет существенную часть бухгалтерской деятельности. Схематично кругооборот хозяйственных средств предприятия можно изобразить так:Для нормальной производственной деятельности хозяйства должны приобретать необходимые материальные ценности: нефтепродукты, запасные части, минеральные удобрения, прочие материалы - стадия кругооборота (Д - Т). На этой стадии у сельскохозяйственных предприятий возникают широкие расчетные взаимоотношения с поставщиками: организациями материально-технического снабжения сельского хозяйства, учреждениями потребкооперации и т. д. То есть, уже на первой стадии кругооборота хозяйственных средств у предприятия возникает кредиторская задолженность перед поставщиками, ее своевременное погашение является одной из важнейших задач бухгалтерии. Предприятие сталкивается с необходимостью учета расчетных операций с поставщиками. Таким образом, достоверность отражения последующих этапов производственного процесса и результатов хозяйственной деятельности в учете во многом зависит от правильности и своевременности учета расчетов с поставщиками. 1.2. Обзор литературных источников по учету расчетов с поставщиками и подрядчикамиКак показал обзор литературных источников по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, по мнению Кондракова [29] к поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.). Более точно наиболее точно раскрывает понятие «поставщики» Р.Н Расторгуева [23]. Так, она утверждает, что поставщиками считаются «организации, которые в соответствии с заключенными договорами осуществляют поставки сырья, товаров, полуфабрикатов, основных средств и других товарно-материальных ценностей».Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению. В безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефонов, почтово-телеграфные услуги. Основой всех взаимоотношений предприятия с поставщиком служит договор между ними. Гражданский кодекс (ст. 307) [1] определят понятие договора, как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. При равноправных хозяйственных связях поставщиков и покупателей товаров, их полной хозяйственной самостоятельности, резко повышается роль договоров поставки, которые являются основным документом, определяющим права и обязанности сторон по организации поставки товаров. Договора с поставщиками могут заключаться в устной письменной или нотариальной форме. В хозяйственной практике договор является основой деловых отношений двух и многосторонних, обличенных в письменную форму, с соответствующими правилами (печать, необходимые реквизиты сторон и т.п.) Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Он считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Вследствие заключения договора у сторон возникают обязательства.Бакаев [25] определяет обязательство как «существующую на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов». Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны организация лишается соответствующих активов. Это может происходить путем выплаты денежных средств или передачи других активов (оказание услуг). Кроме того, погашение обязательства может происходить в форме замены обязательства одного вида другим; преобразования обязательства в капитал; снятия требований со стороны кредитора. Обязательство признается в бухгалтерском балансе, когда в результате исполнения соответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способных приносить организации экономические выгоды, и когда величина этого требования может быть измерена с достаточной степенью надежности. Обязательства возникают в результате возникновения задолженности. Как утверждает Гетьман [27] , часть оборотных активов организации, направленная на расчеты с физическими и юридическими лицами, является дебиторской задолженностью . Многообразие объектов дебиторской задолженности объясняется прежде всего различиями в существе совершаемых операций, их документировании и отражении на счетах синтетического и аналитического учета. Объединение однородных по своему содержанию хозяйственных операций дает возможность выделить однородные объекты учета при отражении расчетных отношений данной организации с другими хозяйствующими субъектами. Для учета дебиторской задолженности действующим Планом счетов бухгалтерского учета [17] предусматриваются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по авансам выданным), 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Дебиторская задолженность в зависимости от сроков ее погашения подразделяется на краткосрочную и долгосрочную исходя из требований составления бухгалтерской отчетности. По краткосрочной дебиторской задолженности срок ее погашения установлен в течение 12 месяцев с момента возникновения, а по долгосрочной дебиторской задолженности срок ее погашения превышает 12 месяцев с момента постановки на учет. Но для раскрытия изучаемой темы более значимым является понятие кредиторской залодженности. Наиболее полное определение кредиторской задолженности, по моему мнению, дает Бакаев [25]. Он считает, что «кредиторская задолженность - вид обязательств, характеризующих: 1) сумму долгов, причитающихся к уплате организацией в пользу других юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними; 2) счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку». Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности - задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товары, материалы, услуги, выполненные и неоплаченные в срок работы. Кредиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение. Своевременное погашение кредиторской задолженности - важнейшая задача бухгалтерии организации. По истечении сроков исковой давности кредиторская задолженность подлежит списанию на финансовые результаты в составе внереализационных доходов. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. В течение указанного срока законодательством предусматривается защита права по иску лица, право которого нарушено. Срок исковой давности определяется с момента окончания срока исполнения обязательств. Также как в случае дебиторской задолженности общепринятой границей между долгосрочной и краткосрочной кредиторской задолженностью является срок погашения через один год. Ниже этого порога задолженность считается краткосрочной, выше – долгосрочной. Такое деление для целей составления бухгалтерской задолженности закреплено Положением о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации [4], а также рядом других нормативных актов Минфина Российской Федерации.В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации дебиторская и кредиторская задолженность отражается в балансе на основании бухгалтерских записей, произведенных по счетам синтетического учета, периодически уточняемых и выверяемых, и сальдо по отдельным счетам (71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.) в балансе отражается развернуто, т. е. дебетовое сальдо отражается в активе баланса, а кредитовое сальдо - в пассиве. Общими определяющими критериями учета дебиторской и кредиторской задолженности, по мнению Гтьмана [27], являются правильность документирования текущих обязательств и расчетов организации; основания для постановки дебиторской и кредиторской задолженности на учет; контроль за изменением их суммы и соблюдение правил отражения дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском балансе. 1.3.Отражение в учете и документальное оформление расчетов с поставщикамиВ соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий [17], учет расчетов с поставщиками осуществляется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Счет является активно-пасивным и имеет кредитовое сальдо. На этом счете учитываются расчеты: за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки); за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке (когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков); за услуги по перевозкам, в том числе по недоборам и переборам тарифа (фрахта); за все виды услуг связи; генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда; генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР). Дебетовое сальдо по счету 60 означает сумму авансов (предоплаты), выданных поставщикам и подрядчикам (задолженность поставщиков и подрядчиков за оплаченные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также по товарам в пути). Кредитовое сальдо по счету 60 свидетельствует о суммах задолженности организации поставщикам и подрядчикам по неоплаченным расчетным документам и неотфактурованным поставкам (кредиторская задолженность в пользу поставщиков, подрядчиков за поступившие, но еще не оплаченные ценности, работы и услуги). Оборот по дебету счета показывает суммы оплат, списаний и зачетов за товарно-материальные ценности, работы и услуги в отчетном месяце. Оборот по кредиту счета отражает стоимость полученных от поставщиков товарно-материальных ценностей, выполненных подрядчиками работ и оказанных услуг за отчетный месяц. Стоит отметить, что суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете. По кредиту счета 60 отражают стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции с дебетом счетов: 07 «Оборудование к установке» - приняты к оплате счета поставщиков за поступившее оборудование (оприходовано оборудование, поступившее от поставщиков, отражена стоимость услуг по его доставке); 08 «Вложения во внеоборотные активы» - приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные работы по капитальному строительству; 11 «Животные на выращивании и откорме» - начислена задолженность за приобретенных животных у других организаций и услуги по их доставке; 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - приняты к оплате счета поставщиков за поступившие материалы (оприходованы материалы, поступившие от поставщиков, отражена стоимость услуг по их доставке); 20 «Основное производство» - подрядчиками выполнены работы, оказаны услуги основному производству; 23 «Вспомогательные производства» - подрядчиками выполнены работы, оказаны услуги вспомогательному производству; 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» - подрядчиками оказаны услуги общепроизводственного и общехозяйственного назначения; 44 «Расходы на продажу» - подрядчиками оказаны услуги по реализации продукции; 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - отражены суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие оплате поставщикам или подрядчикам по приобретенным ценностям или услугам (если они в соответствии с законодательством подлежат возмещению); 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - организацией-покупателем выявлены несоответствия стоимости продукции по договору (контракту), арифметические ошибки, а также в случае, если счет поставщика был акцептован и оплата произведена до поступления груза, а при его проверке покупателем обнаружена недостача сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества; 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» - возврат излишне оплаченных сумм или ранее полученных авансов. По дебету счета 60 отражают операции в корреспонденции с кредитом счетов: 51 - оплачены счета поставщиков, выдан аванс или предварительная оплата с расчетного счета; 52 - то же, с валютного счета; 55 - то же, аккредитивами или чеками из лимитированных чековых книжек; 66, 67 - то же, выданными банком для этой цели краткосрочными или долгосрочными кредитами; 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - произведен зачет предварительно выданных авансов (по мере предъявления расчетных документов); 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - осуществлен зачет взаимных требований (про изводится по соглашению обеих сторон или по заявлению одной из них после сверки взаимных задолженностей и составления соответствующего акта). К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» могут быть открыты следующие субсчета (Р.Н. Расторгуева [23]): 60-1 «Расчеты плановыми векселями»; 60-2 «Векселя выданные». На субсчете 60-1 учитываются расчеты с поставщиками и подрядчиками при наличии длительных хозяйственных связей с ними. На субсчете 60-2 происходит отражение операций, при которых задолженность погашается путем выдачи векселя. Как было сказано ранее, поступление товарно-материальных ценностей от поставщиков производится на основании хозяйственных договоров (договоров поставки), в которых оговариваются: виды поставляемых ценностей, количественные, качественные и стоимостные показатели, порядок расчетов (форма оплаты, условия), сроки поставки, виды перевозок, штрафные санкции и момент реализации. На основании договоров вместе с отгрузкой продукции (товаров, работ, услуг) составляются сопроводительные документы: накладная, оформляемая при отгрузке товара; на ее основании производят оприходование (постановку на учет) товарно-материальных ценностей, она содержит их основные характеристики; товарно-транспортная накладная (предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом); счет - документ, выписываемый поставщиком до поставки товарно-материальных ценностей или исполнителем работ заказчику; является уведомлением, за что и в какой сумме должна быть произведена оплата; счет-фактура - документ, выписываемый поставщиком для правильного расчета и платежа налога на добавленную стоимость; доверенность применяется для оформления права отдельного лица выступать в качестве доверенного для получения материальных ценностей. Доверенность может быть выписана на типовом бланке или на фирменном бланке организации-покупателя с его угловым штампом и печатью (в одном экземпляре). акт о приемке материалов - документ, составляемый при поступлении материальных ценностей, если обнаруживается недостача или они не соответствуют требуемым качественным параметрам; является основанием для предъявления претензий к поставщику; коммерческий акт (составляется, если недостача произошла в пути следования; оформляется с обязательным участием незаинтересованной стороны и представителя поставщика). При Поступлении ценностей на склад сельскохозяйственной организации кладовщиком на расчетных документах делается отметка или выписывается накладная внутрихозяйственного назначения. В агросервисных организациях составляется приходный ордер. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Он должен быть составлен в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ [3](пп.5 и 6 СТ. 169, глава 21). Для осуществления налоговых вычетов при наличии счета-фактуры покупатель также должен подтвердить факт оприходования приобретенных товаров первичным учетным документом с выделением в нем отдельной строкой соответствующей суммы налога. Аналитический учет по счету 60 Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов по плановым платежам - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др. Обособленно на счете 60 ведется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность. Синтетический учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6-АПК и «Реестре операций по расчетам с поставщиками» (приложение к журналу-ордеру № 6-АПК), который используется при значительном количестве поставщиков и подрядчиков. Журнал-ордер № 6-АПК является комбинированным регистром, где осуществляется аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для каждого из них отводится одна строка, в которой фиксируется начальное сальдо, начисление кредиторской задолженности и ее погашение, конечное сальдо. После подведения итогов по журналу-ордеру № 6-АПК и их сверки с другими регистрами полученный кредитовый оборот переносят в Главную книгу. 1.4. Основные формы безналичных расчетов и расчетные документыВ настоящее время в России безналичные расчеты между организациями применяются с использованием следующих форм безналичных расчетов: а) расчеты платежными поручениями; б) расчеты по аккредитиву; в) расчеты чеками; г) расчеты по инкассо. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором. Расчеты через расчетные счета осуществляются преимущественно на основе приказа предприятия-плательщика или на основе его согласия. Исключения составляют платежи банком по своей инициативе за просроченные ссуды и за проценты по ссудам, а также платежи по платежным требованиям и инкассовым поручениям организаций, предоставляющих предприятиям коммунальные услуги, обеспечивающих носителями энергии и связью. Кроме того, банки могут осуществлять платежи с расчетного счета предприятия без его согласия также по исполнительным листам судов, налоговых органов и других учреждений, которым законодательство или местные органы власти предоставляют такое право.Очередность списания денежных средств с расчетных счетов предприятия определяется ст.855 Гражданского кодекса РФ [1]. Банки осуществляют расчеты по счетам клиентов на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленные в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств или распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем средств (взыскателем) [М.З. Пизенгольц (32)]. При осуществлении безналичных расчетов по приведенным выше формам расчетов используются следующие расчетные документы: а) платежные поручения; б) аккредитив; в) чеки; г) платежные требования; д) инкассовые поручения. Общие требования к оформлению документов, предъявляемых в банк для осуществления безналичных расчетов, приведены в "Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации", утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 г. N 2-П [18], и заключаются в следующем. Расчетные документы действительны в течение 10-ти дней, не считая дня выписки. Документы на бумажных носителях печатаются или на пишущей машинке, или на принтере персонального компьютера, исключение составляют чеки, бланки которых заполняются ручками с пастой или чернилами синего, фиолетового и черного цвета. Оттиск печати и штампа, проставляемые на расчетных документах, должны быть черного, синего или фиолетового цветов. Плательщики вправе отзывать свои платежные поручения, а взыскатели - платежные требования и инкассовые поручения, не оплаченные из-за недостатка средств на расчетном счете клиента банка. Рассмотрим особенности основных форм безналичных расчетов. Расчеты платежными поручениями По оценкам специалистов, примерно 95% платежей в России осуществляется с помощью платежных поручений. Платежное поручение, по определению Л.И.Хоружий [34] – это письменное распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму со своего счета на счет получателей денежных средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета. Платежное поручение составляется на бланке типовой формы № 0401060 в нескольких экземплярах (от 4 до 6 в зависимости от вида платежа) и принимается банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.Расчеты по аккредитивам Аккредитив (Кожинов [28]) - это поручение банка покупателя банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанную услугу на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Аккредитив открывается только для расчета с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласования с поставщиком. Кроме того, аккредитив может быть покрытым и непокрытым. Покрытый (депонированный) аккредитив - это аккредитив, открытый в банке поставщика (банке-эмитенте) одновременно с депонированием суммы в банке покупателя (банке исполняющем). Непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в банке покупателя. В аккредитиве указываются вид и условия оплаты аккредитива, срок его действия, род товаров, подлежащих оплате, полное и точное наименование документов, которые должны быть предъявлены для получения платежа и другие условия.Плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив. В случае открытия покрытого (депонированного) аккредитива поступившие от банка-эмитента денежные средства зачисляются на счет сумм до выяснения. При получении подтверждения по реквизитам аккредитива от банка-эмитента исполняющий банк перечисляет денежные средства по аккредитиву со счета сумм до выявления на отдельный лицевой счет "Аккредитивы к оплате". Для получения средств с этого счета поставщик предъявляет в банк документы, подтверждающие отгрузку продукции (выполнение работ). При поступлении от банка-эмитента непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющий банк должен направить запрос в банк-эмитент и до получения дополнительной необходимой информации по условиям использования аккредитива оплату не производить. Таким образом, аккредитивная форма оплаты при всей ее громоздкости и отвлечении (иногда довольно значительном) средств из оборота гарантирует интересы поставщика и покупателя в оплате в соответствии с условиями, предусмотренными в аккредитиве аккредитиводателем. Расчеты чеками Расчетный чек – это письменное поручение покупателя (чекодателя) обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы денег с его расчетного счета на счет чекодержателя (организации, предъявившей чек банку).Платеж чеками - удобная форма расчетов, но вместе с тем при ней должны строго соблюдаться все установленные правила. Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом РФ, а также дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией. Расчеты по инкассо Данный вид расчетов является банковской операцией, с помощью которой банк по поручению и за счет своего клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании расчетных, товарных и денежных документов. Эти расчеты оформляются с помощью платежных требований и инкассовых поручений. Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования составляются на бланке формы № 0401061 и содержат кроме основных реквизитов, которые имеются во всех расчетных документах, дополнительные реквизиты: условие оплаты, срок для акцепта, дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов и ряд других реквизитов. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание средств со счета плательщика в бесспорном порядке. Оно вписывается на основании исполнительных документов на суммы, присужденные судом, арбитражем к уплате, и по другим основаниям. Инкассовое поручение выписывается на бланке формы № 0401071 и содержит все необходимые реквизиты для бесспорного взыскания средств со счета плательщика. 1.5.Характеристика основных нормативных документов, регулирующих построение и ведение учета в сельскохозяйственных предприятияхЛюбое предприятие в процессе работы пользуется услугами сторонних организаций. От поставщиков на предприятие поступают товарно-материальные ценности. Порядные организации выполняют строительные, научно-исследовательские и другие работы. Данные действия должны осуществляться на основе нормативно-правового регулирования, используя четырехуровневую систему регулирования бухгалтерского учета со стороны государства. (рис. 2 ) Детализируя нормативно-правовые акты по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, информацию целесообразно представить в виде таблицы 1, которая служит дополнением к рисунку 2. 1.Особенности нормативно-правовых актов по учету расчетов с поставщиками
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ«объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций и их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемых в процессе их деятельности». Значительный удельный вес в перечне объектов учета занимают обязательства организации, возникающие в результате возникновения задолженности. Кроме отнесения обязательств к объектам учета ФЗ № 129 регулирует основные положения, касающиеся обязательств, в том числе между поставщиками и потребителями продукции, работ, услуг. Раздел 3 Гражданского кодекса РФ посвящен обязательственному праву. Здесь дается понятие обязательства, определяются основные моменты, касающиеся исполнения обязательств, обеспечения исполнения, прекращения обязательств. Подраздел 2 освещает общие положения о договоре: понятие, условия, порядок заключения договора. При этом установленные в договорах поставки сроки погашения задолженности, включая предельные, определяются Указом Президента РФ от 20.12.94 № 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» и постановлением Правительства РФ от 18.07.95 № 817 «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)». В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ рассматриваются общие правила ведения отчетности бухгалтерского учета как имущества и хозяйственных операций, так и обязательств организации. Федеральный закон «О простом и переводном векселе» определяет общие положения о расчетах и формы безналичных расчетов. Наиболее конкретно формы, принципы и условия безналичных расчетов приведены в "Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации", утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 г. N 2-П. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»: в части расчетов с поставщиками и подрядчиками сказано, что учетная политика организации должна содержать порядок проведения инвентаризации и методы оценки активов и обязательств. ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» отражает особенности учета и отчетности, а также особенности пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте. Пункт 10 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что «в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные». Далее даны критерии отнесения обязательств к краткосрочным или долгосрочным. В п.20 показано, что отражение дебиторской задолженности происходит в составе оборотных активов актива баланса, а кредиторской задолженности – в составе краткосрочных обязательств пассива баланса. Относительно расчетов с поставщиками и подрядчиками в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» сказано, что «материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости» (п.5), а «товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения» (п.13). В свою очередь ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в отношении оценки основных средств определяет, что они «принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости». А п.8 гласит, что «первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение». В части расчетов условным фактом в соответствии с ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» являются учтенные до отчетной даты векселя, срок платежа по которым до отчетной даты не наступил. В ПБУ 9/99 «Доходы организации» (п. 10.4) сказано, что «кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, включается в доход организации в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации». ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» устанавливает порядок раскрытия информации об аффилированных лицах по следующим операциям: приобретение и продажа продукции, работ, услуг; приобретение и продажа основных средств и других активов и др. В ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» сказано, что «первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов». В соответствии с ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предоплаты материально-производственных запасов и других ценностей, то расходы по указанным займам и кредитам относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности. Письмом Министерства финансов РФ «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций, осуществляемых на бартерной основе» определяется упрощенный порядок учета товарообменных операций. В Приказе Министерства финансов РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» сказано, что проверке должен быть подвергнут счет 60, в том числе по товарам оплаченным, но находящимся в пути с учетом согласия корреспондирующих счетов и документального отражения. Предельный размер по расчетам наличными по одному платежу в соответствии с Указанием ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными в Российской Федерации между юридическими лицами» составляет 60 тысяч рублей. Внутренние рабочие документы, составляющие 4 уровень нормативно-правового регулирования, регулируют и контролируют вопросы организации учета расчетов с поставщиками непосредственно внутри предприятия. В целом, можно сделать вывод, что система рассмотренных нормативно-правовых актов, регулирующих учет расчетов с поставщиками, позволяет осуществлять полноценный контроль над данными расчетными операциями между организациями в части правильности и своевременности документального оформления, а также отражения в учете. 2. Организационно-экономическая характеристика и состояние учетной работы СПК «Новая жизнь». 2.1. Местоположение предприятия и его организационная структура.Организационная характеристика предприятияПредприятие «Новая жизнь» является сельскохозяйственным производственным кооперативом. Оно расположено по адресу: 171975, Тверская область, Бежецкий район, деревня Зобы, ул. Солнечная, д. 3. СПК «Новая жизнь» является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ. Как и для любого производственного кооператива, для СПК «Новая жизнь» основной целью деятельности является получение прибыли. СПК «Новая жизнь» расположен в центральной части Бежецкого района. Административно-хозяйственный центр хозяйства находится в д. Зобы, в 8-ми км от районного центра г. Бежецк, в 10-ти км от ближайшей железнодорожной станции г. Бежецк и в 120-ти км от областного центра г. Тверь. Центральной усадьбой СПК «Новая жизнь» является д. Зобы. В деревне имеется школа, Дом культуры, почта, библиотека, медпункт, столовая, два магазина, баня. Жилые дома оснащены водопроводом, канализацией. Газифицирована центральная усадьба и 4 деревни, находящиеся на территории хозяйства. В хозяйстве имеются две ремонтные мастерские, гараж, две зерновые сушилки, сушилка л/вороха типа «Карусель», картофелехранилище, склады для хранения материальных ценностей, животноводческий комплекс, три молочно-товарные фермы, свинарник-маточник. СПК «Новая жизнь» является одним из ведущих хозяйств Бежецкого района, занимает наибольший удельный вес в структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные задачи хозяйства: 1) организация производства сельскохозяйственной продукции 2) выявление резервов и максимального использования земли и других производственных возможностей, позволяющих получать наибольший выход продуктов в расчете на 1 га пашни с наименьшими затратами труда и средств, 3) внедрение механизации во всех отраслях сельскохозяйственного производства, 4) производство и реализация конкурентоспособной продукции. Природно-климатические условия ведения сельскохозяйственного производства.Климат, характерный для территории, на которой расположено хозяйство, является умеренно-континентальным. Он характеризуется сравнительно теплым летом, умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом и хорошо выраженными переходными сезонами. Однако в последние годы все чаще стали проявляться отклонения от средних показателей климатических условий. В зимний период бывают значительные оттепели, летом преобладают дни с ненастной погодой, количество осадков перекрывают среднегодовые нормы. Среднегодовая температура воздуха колеблется от 2,7 до 3,7. Для сельского хозяйства большое значение имеет продолжительность теплого периода, которая составляет: с температурой выше 0 – 218 дней, с температурой выше +5 – 175дней, с температурой выше +10 - 120 дней. Территория относится к зоне достаточного увлажнения. Годовая сумма осадков в среднем составляет 600-700 мм с колебаниями в отдельные годы от 350 до 900 мм.Почвенный покров представлен преимущественно подзолистыми и дерново-подзолистыми лесными почвами среднесуглинистого, легкосуглинистого механического состава. Таким образом, условия сельскохозяйственного производства Бежецкого района наиболее благоприятны по сравнению с другими зонами Тверской области.Управление кооперативом строится по трехступенчатой структуре. Высшим органом управления является общее собрание членов кооператива. Между собраниями, работой предприятия руководит его правление, которое возглавляет Демешкевич Эдуард Леонидович. Он же является полномочным представителем кооператива во всех уровнях власти и учреждениях, а также единоличным руководителем хозяйства. В своей деятельности он руководствуется Уставом кооператива и опирается на аппарат управления, который состоит из высококвалифицированных специалистов и руководителей. 2.2. Специализация производства СПК «Новая жизнь»Результат хозяйственной деятельности во многом зависят от уровня специализации производства. Основным показателем, характеризующим специализацию сельскохозяйственного предприятия, является структура товарной продукции. Чтобы определить направление специализации СПК «Новая жизнь» рассмотрим состав, структуру и динамику выручки от реализации продукции (табл.2). 2.Сосотав и структура товарной продукции
По данным таблицы видно, что доля выручки от реализации продукции растениеводства уменьшается из года в год, как в целом, так и оп все видам продукции.Выручка от реализации продукции животноводства увеличилась на 23% в 2004 году по сравнению с 2003 годом и на 31% в 2005 году по сравнению с 2004.Ее доля в общем объеме выручки возросла в 2005 году на 7,14%. Это произошло за счет значительного роста выручки от реализации молока (на 30%). Тенденцию к росту имеет и выручка от реализации КРС (с 2003 до 2005 года она увеличилась на 74,5%), в то время, как выручка от свиноводства уменьшается. Соответствующим образом изменились и доли выручки от реализации данных видов продукции в общей массе выручки. Общая выручка хозяйства увеличилась в 2004 году на 22% по сравнению с 2003 годом и на 21% в 2005 по отношению к 2004. Следовательно, можно сделать вывод о том, что СПК «Новая жизнь» специализируется на производстве и реализации продукции молочно-мясного скотоводства. Фактически сложившаяся специализация предприятия объясняется его природно-экономическим условиям. Предприятие находится в зоне, где климат неблагоприятен для возделывания сельскохозяйственных культур, поэтому животноводство имеет явное преимущество перед растениеводством. Близость расположения рынков реализации, где продукция животноводства пользуется постоянным спросом, также влияет на специализацию хозяйства, делая приоритетным производство молока и мяса. 2.3. Ресурсы и основные экономические СПК «Новая жизнь».Для более наглядной характеристики предприятия рассмотрим некоторые производственные и экономические показатели. Ресурсами предприятия являются факторы, используемые для производства экономических благ, а экономические ресурсы – это все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства продукции и услуг. 3.Размеры предприятия (производственный потенциал)
В 2005 г. значительно увеличился валовой доход по сравнению с 2004 г. (более чем в 2 раза). Также тенденцию к увеличению имеет и стоимость товарной продукции, она возросла на 20,93% Объем производства молоко возрос в 2005 г. на 5,42%, в то время как производство мяса и зерна сократилось на 2,75% и 22,94% соответственно. Значительное сокращение производства продукции растениеводства отрицательно сказалось на стоимости всей валовой продукции хозяйства. Что касается показателей факторов производства (ресурсов предприятия), то здесь наблюдается следующая ситуация. Увеличилась численность работников, стоимость основных фондов, а также поголовье животных на 5, 42, 3,21 и 4,26% соответственно. Площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в распоряжении предприятия, осталась неизменной. А энергетические мощности уменьшились на 4,77%. Увеличилась стоимость основных средств на 3,21%,но стоит отметить, что износ основных средств составляет 53%. Таким образом, можно сделать вывод, что увеличение результативных показателей производства (валового дохода, объема производства молока) сопровождается возрастанием значений показателей факторов производства (численность работников, стоимость основных фондов, поголовье скота). Значит, интенсивность использования ресурсов предприятия изменяется незначительно, т.к. темпы изменения показателей имеют примерно равные значения. Чтобы оценить эффективность деятельности предприятия, рассмотрим основные экономические показатели его деятельности. 4.Показатели экономической деятельности СПК «Новая жизнь»
Прибыль от реализации продукции животноводства имеет положительную динамику, что объясняется более значительным по сравнению с ростом себестоимости возрастанием размера выручки. Так рост выручки от реализации продукции составил 22% в 2004 году и 21% - в 2005, а рост себестоимости продукции соответственно 6,32% и 19,17%. Производство и реализация продукции в СПК «Новая жизнь» имеет положительные показатели рентабельности: в 2005 году он составил 66,76% по сравнению с 40,66% 2003 года. Причиной этого является высокая рентабельность продукции животноводства. В 2005 году ее уровень составил 83,8%. Таким образом показатели прибыли и уровня рентабельности СПК «Новая жизнь» являются достаточно высокими, но для более объективной оценки финансового состояния предприятия необходимо оценить некоторые финансовые показатели деятельности. 5. Анализ финансового состояния
Платежеспособность предприятия характеризуют показатели ликвидности. По данным таблицы 5 коэффициент абсолютной ликвидности имеет достаточно высокие значения на протяжении всего изучаемого периода. А в 2005 году его значение увеличилось на 3,89 пункта и составило 6,88, т.е. значительно возросла гарантия погашения долгов, т.к. коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Коэффициент текущей ликвидности, имеющий очень высокие значения, показывает, что оборотные активы предприятия значительно превышают краткосрочные финансовые обязательства. Следовательно, существует резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Таким образом, кредиторы могут быть уверены в том, что долги будут погашены. Но в 2005 году значение коэффициента текущей ликвидности сократилось на 19,17 за счет увеличения краткосрочных финансовых обязательств. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств показывает, что в 2004 и 2005 г. доля долгосрочных кредитов и займов в собственных заемных средствах составляла лишь 0,002 и 0,001 соответственно. Это положительно характеризовало финансовую устойчивость предприятия. В 2005 году значение этого показателя увеличилось на 0,029 пунктов, т.е. финансовая устойчивость предприятия значительно ухудшилась, возросла доля долгосрочных кредитов. Это произошло из-за того, что предприятие получило долгосрочный кредит, что сказалось и на коэффициенте структуры заемного капитала (он увеличился в 24 раза). Один из важнейших показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, его независимость от заемных средств – коэффициент автономии. В данном случае значение коэффициента значительно превышает минимальное пороговое значение (0,5), что свидетельствует о финансовой независимости СПК, гарантии погашения предприятием своих обязательств и расширении возможности привлечения средств со стороны. В 2005 г. заметно снижение коэффициента на 0,03. Коэффициент автономии дополняется коэффициентом соотношения заемных и собственных средств. Он показывает, что СПК на рубль вложенных в активы собственных средств привлек в 2003 г. 0,04 руб, в 2004 – 0,03 руб, а в 2005 г. – 0,06 руб заемных средств. Значительное увеличение данного показателя произошло из-за того, что в 2005 г. предприятие взяло в банке долгосрочный кредит. Но все же значение показателя не вышло за рамки нормального ограничения (К<1). Доля запасов в оборотных средствах довольно велика, что также благотворно сказывается на финансовом состоянии СПК «Новая жизнь» Подводя итог, можно сказать, что СПК «Новая жизнь» правильно управляет своими финансовыми ресурсами. Состояние финансовых ресурсов соответствует требованиям рынка и отвечает потребностям развития предприятия. Структура дебиторской и кредиторской задолженности Для раскрытия исследуемой темы курсовой работы важным моментом является анализ задолженности и ее структуры, в частности задолженности перед поставщиками. На основе форм № 1 «Бухгалтерский баланс» и № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма 0710005 «Дебиторская и кредиторская задолженность») рассмотрим сосав и динамику задолженности СПК «Новая жизнь». 6.Состав и структура дебиторской и кредиторской задолженности
Проанализировав данные таблицы 6, можно сказать, что кредиторская задолженность в составе пассивов занимает незначительный удельный вес: на конец 200 года – 1,02%. Доля дебиторской задолженности в активе баланса за рассматриваемый период превышает 4%. В свою очередь в структуре кредиторской задолженности доля задолженности пред поставщиками составляет 17,47% в 2005 году. Причем по сравнению с 2004 годом этот показатель возрос на 15,06%, а в денежном выражении - в 14,2 раза. В составе дебиторской задолженности увеличивается доля задолженности перед покупателями и, соответственно, снижается удельный вес прочей задолженности (в частности задолженности поставщиков). 2.4. Общая организация бухгалтерского учета на предприятииПод организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Система организации бухгалтерского учета включает в себя первичный учет и документирование операций, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, инвентаризацию, объем и содержание отчетности. Целью организации бухгалтерского учета является обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Бухгалтерский учет в СПК «Новая жизнь» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96№129 – ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.07.98 г. №34 н. Учетная политика (приложение 1) в данной организации ведется в соответствии с приказом №1 «Об учетной политике на 2006 год» на основании Положения о бухгалтерском учете и отчетности РФ 1/98. А также в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. №94 – н в СПК «Новая жизнь» главным бухгалтером разрабатывается рабочий план счетов (прил. 2). На предприятии учреждена бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Права и обязанности главного бухгалтера определены в Законе РФ «О бухгалтерском учете» и должностной инструкцией (приложение 3). Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Кроме обязанностей, оговоренных в законе, главный бухгалтер СПК «Новая жизнь» занимается ведением учета налогов и сборов, заполнением главной книги, так же он следит за предоставлением статистической отчетности в соответствующие органы. Главному бухгалтеру подчиняются следующие специалисты: 1. кассир; 2. бухгалтер материального стола; 3. 2 бухгалтера животноводства; 4. 2 бухгалтера по оплате труда. Ответственность за содержание архива и сохранность документов в СПК «Новая жизнь» несет главный бухгалтер – Грабко Н.А. В СПК «Новая жизнь» введена журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях. Существенным недостатком организации бухгалтерского учета является отсутствие графика документооборота. Следует отметить, что начисление амортизации основных средств производится линейным способом начисления амортизации с использованием счета 02 «Амортизация основных средств». На предприятии создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая должна осуществлять инвентаризацию имущества и финансовых обязательств согласно порядку и срокам проведения, установленным в хозяйстве. 3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в СПК «новая жизнь» 3.1. Задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчикамиСПК «Новая жизнь» получает от поставщиков основные средства, материальные ценности: нефтепродукты, запасные части, минеральные удобрения, прочие материалы и т.д., а также газ, воду, тепловую и электрическую энергию. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в исследуемом хозяйстве осуществляет главный бухгалтер. Основными задачами учета расчетов с поставщиками в СПК «Новая жизнь» являются: - формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками; - контроль за соблюдением форм расчетов; - правильное отражение расчетных операций в первичных документах, регистрах синтетического и аналитического учета; - контроль за состоянием кредиторской и дебиторской задолженности; - своевременная сверка расчетов с кредиторами и дебиторами для исключения просроченной задолженности; - контроль за выполнением плана поступления материально-производственных запасов, а также за правильным определением количественных и качественных показателей поступивших ТМЦ; - контроль за осуществлением своевременности и правильности расчетов с поставщиками за поступившие и оприходованные ценности. Для учета расчетов с поставщиками рабочим планом счетов СПК «Новая жизнь» (приложение 2) предусмотрен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который не имеет субсчетов. 3.2. Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками в СПК «Новая жизнь»В соответствии с Учетной политикой СПК «Новая жизнь» (прилож. 1), «все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Не являются исключением и расчеты с поставщиками. Основными сопроводительными документами, получаемыми совхозом «Новая жизнь» при отгрузке продукции (товаров, услуг) являются счет-фактура и товарная накладная. Товарная накладная (или товарно-транспортная накладная) выступает как приходный товарный документ. В ней указывается номер и дата выписки, наименование поставщика и покупателя, наименование, количество, цена за единицу продукции и общая сумма товарно-материальных ценностей. Накладная должна подписывать лицами, сдавшими и принявшими продукцию и заверяться печатями поставщика и покупателя. Обязательным документом при получении продукции (товаров, услуг) является счет-фактура, поскольку СПК «Новая жизнь» является плательщиком налога на добавленную стоимость. Счет-фактура оформляется при получении товаров как облагаемых НДС, так и не облагаемых. Данный документ составляется организацией-поставщиком по мере отгрузки продукции, оказании услуг на имя СПК «Новая жизнь» в двух экземплярах не позднее 10 дней с даты отгрузки или предоплаты. Счет-фактура предоставляется поставщиком совхозу «Новая жизнь» и дает право на зачет (возмещение) суммы НДС в порядке, установленном законодательством РФ от 6.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». Вторая копия остается у поставщика для отражения в Книге продажи начислении НДС при реализации продукции. Полученные счета-фактуры регистрируются бухгалтером СПК «Новая жизнь» в Книге покупок (приложение 4) в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретенных ценностей. В ней указываются дата и номер счета-фактуры продавца, дата оприходования товара, наименование и ИНН поставщика, страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации (ГТД), общая сумма покупки, а также с выделением НДС. Причем в книге покупок учитываются как покупки, облагаемые НДС по ставке 18% и 10 %, так и освобожденные от налога. Аналитическим регистром учета расчетов с поставщиками является Книга расчетов с поставщиками, которую открывают на 1 год. В ней ежемесячно по каждому поставщику показывается начальное и конечное сольдо, а также отражаются все операции, относимые на дебетовый и кредитовый оборот счета 60 и номер документа, на основании которого данные суммы отнесены на счет. Стоит отметить, что по кредиту счета отражается задолженность совхоза перед поставщиком и, следовательно, документом, подтверждающим сумму, отраженную по кредиту счета, будет счет-фактура, товарная накладная ил другой документ, отражающий факт отгрузки. А по дебету счета 60 фиксируется погашение возникшей задолженности и значит, подтверждающим документом будет платежное поручение, либо чек. Синтетический учет расчетов с поставщиками в СПК «Новая жизнь» ведут в журнале-ордере № 6, который является комбинированным регистром, где осуществляется аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для каждого из них отводится одна строка, в которой фиксируется начальное сальдо, начисление кредиторской задолженности и ее погашение, конечное сальдо. После подведения итогов по журналу-ордеру № 6-АПК и их сверки с другими регистрами полученный кредитовый оборот переносят в Главную книгу. 3.3. Порядок осуществления безналичных расчетов с поставщикамиПрактически все расчеты с поставщиками в СПК «Новая жизнь» осуществляются в безналичной форме через платежные поручения. Схематично данные расчеты можно изобразить следующим образом: После получения продукции (1) СПК «Новая жизнь» выписывает платежное поручение (2) Тверскому РФ ОАО «Россельхозбанк». Тот перечисляет деньги (3) с расчетного счета СПК «Новая жизнь» (№ 40702810619010000143) на расчетный счет поставщика. Банк поставщика, зачислив деньги на расчетный счет своего клиента, делает ему выписку (4). Затем он извещает банк покупателя - Тверской РФ ОАО «Россельхозбанк» (5), который делает соответствующую выписку своему клиенту - СПК «Новая жизнь»(6). Изредка расчеты с поставщиками осуществляются посредством чека. Чаще чек используется для получения подотчетными лицами наличных денежных средств с расчетного счета, затем подотчетное лицо приобретает товарно-материальные ценности у продавца за наличные. Примером является приложение 5. В данном случае чек был выдан Грабко Н.А. 3 июля 2006 года для получения наличных денег в сумме 40000 руб. с расчетного счета СПК «Новая жизнь». Целью расхода полученной наличности является приобретение товарно-материальных ценностей на указанную сумму. 3.4. Последовательность документального оформления расчетов с поставщиками и их отражение в учетеДля раскрытия исследуемой темы, рассмотрим, как происходит процесс расчетов с поставщиками и подрядчиками на конкретных примерах. Например, СПК «Новая жизнь» приобрел в июле 2006 года товары у ОАО «Тверьагроснабкомплект» на сумму 2019,52 руб. включая НДС (18%) в размере 308,06 руб. Получение товаров подтверждено счетом № 381 от 27.07.2006 г. Товары оплачены 31 июля 2006 года безналичным платежом, о чем свидетельствует платежное поручение № 450 (приложение 6). Главный бухгалтер СПК «Новая жизнь» сделал запись в Книге покупок за июль (приложение 4), где отметил: дату и номер счета (гр.2): №381 27.07 дату оплаты счета (гр.3): 31.07 наименование продавца (гр.5): ОАО «ТАСК» и его ИНН (гр. 5а) сумму покупки, включая НДС (гр. 7): 2019-52 руб. в гр. 8 стоимость покупки без НДС: 1711-46 руб. в гр. 8а сумму НДС: 308-06 руб. Соответствующая запись сделана в Книге расчетов с поставщиками. В разделе, отражающем расчеты с ОАО «Тверьагроснабкомплект» в июле по кредиту отражена сумма 2019-52 руб. и номер основания № 381 27.07, а по кредиту сумма оплаты 2019-52 руб. и номер платежного поручения № 450 31.07. Другой пример:2 июня 2006 года между СПК «Новая жизнь» и ООО «Агрофирма Корма и сельхозпродукция» заключен договор купли-продажи № 1194 (приложение 7), предметом которого является приобретение совхозом заменителя цельного молока для телят Виталак 12С в количестве 3 тонн по цене 36000 руб. на сумму 108000 руб. с учетом НДС и доставки. 8 июня принят к учету ЗЦМ Виталак на основании счета-фактуры № 814. Покупка частично оплачена 27.06.2006 г. безналичным расчетом. Продавцу передана заверенная банком копия платежного поручения №376 на сумму 63000 руб. с учетом НДС в сумме 5727-27 руб (приложение 8). В соответствии с договором оплата должна была произвестись в течении 10 дней по факту поставки, в случае просрочки оплаты совхозом уплачивается пени в размере 0,3% от стоимости товара за каждый день до полной оплаты. Таким образом, просрочка составила 21 день. Окончательная оплата была произведена 29.06. 2006 года. В результате стоимость товара с учетом пеней возросла и составила 126000 руб., включая НДС. В Книге покупок СПК «Новая жизнь» за июнь записано (приложение 4), что стоимость данной покупки без НДС составила 114545-45 руб., а НДС (10%) – 11454-55 руб. В случае если материальные ценности приобретаются у продавца подотчетным лицом, на его имя выписывается доверенность. Так, например, 20 июня 2006 года Макарову Ю.В. выписана доверенность № 210 (приложение 9) на получение от ЗАО ПКФ «Агротранс-Мосшина» автошин в количестве 2 штук. Доверенность зарегистрирована в Журнале учета выданных доверенностей (приложение 10). Оплата производится наличными денежными средствами, выданными под отчет из кассы на основании расходного кассового ордера (приложение 11). Приобретенные ценности приняты к учету на основании расходной накладной, полученной от ЗАО «Агротранс-Мосшина», № 221 от 22 июня 2006 года (приложение 12). В Книге расчетов с поставщиками сделана соответствующая запись. Стоит отметить, что, если на предприятии используется доверенность формы М-2, то должен заполняться корешок с подписью доверенного лица, а отрывная часть доверенности отдается работнику. В данном случае ведение Журнала учета выданных доверенностей не требуется. Данный журнал используется в том случае, если организация использует доверенность формы № М-2а. То есть бухгалтерии совхоза необходимо либо заполнять корешок доверенности, либо использовать форму № М 2-а. Рассмотрим, как производится оформление расчетных операций с организациями, оказывающими совхозу услуги, например, как осуществляется расчет за отпуск электроэнергии. За июнь 2006 года СПК «Новая жизнь» должен оплатить потребленную электроэнергию. Основанием для этого является полученный от ОАО «Тверская энергосбытовая компания» счет-фактура № 922/41 от 27.06.2006 г. (приложение 13). В соответствии с этим документом задолженность организации составляет 194966-59 руб. в том числе НДС (18%) в размере 29740-66 руб. Полученный счет-фактура оплачивается в безакцептном порядке путем перечисления указанной суммы с расчетного счета СПК «Новая жизнь» на расчетный счет получателя. Платеж произведен 30.06.2006 г., о чем свидетельствует платежное поручение № 381 (приложение 14). После получения подтверждения факта оплаты (платежного поручения) бухгалтерией совхоза делается запись в Книге покупок (приложение 4) с указанием общей суммы платежа и суммы НДС в частности. А также в Книге расчетов с поставщиками в разделе ОАО «Тверская энергосбытовая компания» за июнь фиксируется сумма задолженности по кредиту и ее погашение по дебету с указанием номера и даты соответствующих счета-фактуры и платежного поручения (приложение 15). СПК «Новая жизнь» также пользуется услугами организаций, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия – ремонтно-техническими предприятиями, расчеты с которыми также отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Например, 28 июня ОАО «Агромаш» произвело правку, шлифовку и полировку коленвала КАМАЗа, а также проверку шатуна. В тот же день был выписан счет-фактура № 625 на сумму 3860-00 руб., не облагаемую налогом на добавленную стоимость (приложение 16). Данная сумма отражена бухгалтером в Книге покупок в графе 11 «покупки, освобождаемые от налога» (приложение 4).Оплата услуги произведена 30.06. Соответствующая запись сделана в Книге расчетов с поставщиками. В ходе деятельности СПК «Новая жизнь» имеют место взаимозачетные операции – способ полного или частичного погашения обязательств, путем учета встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Так, изучаемое предприятие осуществляет взаимозачеты с ЗАО «Бежецксельмаш». По данным Книги расчетов с заготовительными организациями (приложение 17) в июне сумма взаимозачета составила 13833 руб. А по данным Книги продаж (приложение 18) видно, что 30 июня СПК «Новая жизнь» поставил ЗАО «Бежецксельмаш» молоко на сумму13833 руб. На основании поступающих первичных документов поставщиков (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, других расчетных документов) в реестрах в течение месяца делают записи в хронологическом порядке, т. е. по каждому поставщику накапливают суммы расчетных операций по соответствующим материальным ценностям, задолженности по счету 60, ее оплаты и др. В конце месяца обороты по счету 60 из реестров переносят в журнал-ордер № 6(приложение ), где на каждого поставщика отводят одну строку в которой фиксируется начисление кредиторской задолженности и ее погашение, конечное сальдо. После подведения итогов по журналу-ордеру № 6-АПК и их сверки с другими регистрами полученный кредитовый оборот переносят в Главную книгу (приложение 20). Далее рассмотрим, отражаются основные операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками в СПК «Новая жизнь» на счетах бухгалтерского учета. 7 Основные корреспонденции по счету 60
4.Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Организация согласно законодательству о бухгалтерском учете самостоятельно разрабатывает свою учетную политику, руководствуясь данным законодательством и нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет. Целью учетной политики является обеспечение возможности пользователям бухгалтерской информации объективно судить о состоянии дел в организации. Под учетной политикой организации понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относится, в частности, инвентаризация имущества и финансовых обязательств. В отношении учета и контроля обязательств предприятия учетная политика СПК «Новая жизнь» является недоработанной. Основным ее недостатком является отсутствие указания порядка проведения инвентаризации обязательств. В учетной политике изучаемой организации необходимо установить сроки проведения инвентаризации обязательств В частности в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности необходимо ежегодно проводить инвентаризацию обязательств организации в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Эффективная работа бухгалтерской службы невозможна без организации и соответствующего регулирования порядка и сроков поступления первичных документов, их обработки, составления сводных документов. Следователь, обязательным элементом учетной политики можно считать график документооборота, в котором показаны направление движения документов и сроки их предоставления в соответствующие подразделения организации, централизованную бухгалтерию. График документооборота должен утверждаться ежегодно руководителем предприятия и являться приложением к учетной политике предприятия. В учетной политике не нужно подробно описывать весь график документооборота. Достаточно отразить его основные положения. Полный график лучше изложить в отдельном приказе по организации. При отсутствии графика документооборота значительно усложняется работа сотрудников бухгалтерии. Унифицированного графика документооборота нет. Каждая организация составляет его самостоятельно, исходя из количества сотрудников, видов деятельности и методов организации бухгалтерского учета. В графике документооборота закреплены порядок и сроки составления как унифицированных форм первичной учетной документации, так и самостоятельно разработанных организацией форм первичных и сводных документов. В СПК «Новая жизнь» график документооборота отсутствует. Следовательно, исключена возможность оперативного получения информации о движении, сроках составления, ответственных за выполнение и контроль составления документов лицах. Поэтому предлагается составить график документооборота по участку расчетов с поставщиками и подрядчиками. Примерное содержание графика по изучаемому участку представлено в приложении 21. Как элемент учетной политики рабочий план счетов бухгалтерского учета разрабатывается на предприятии самостоятельно, исходя из специфики деятельности организации, уровня материально-технической базы и других факторов. Рабочий план счетов бухгалтерского учета должен разрабатываться на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению. При разработке рабочего плана счетов необходимо иметь в виду, что в соответствии с инструкцией по применению плана счетов [] организация должна утверждать рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для полного отражения всех хозяйственных операций, производимых предприятием. Рабочий план счетов целесообразно разрабатывать с учетом только тех аспектов хозяйственной деятельности организации, которые имели место на момент окончания предыдущего отчетного периода или с большей вероятностью появятся в следующем отчетном периоде. В рабочем плане счетов должно быть предусмотрено необходимое количество субсчетов, которые могут быть выбраны из типового плана счетов и/или добавлены организацией самостоятельно исходя из специфики своей деятельности. При разработке рабочего плана счетов также должна быть обеспечена полнота аналитических счетов с указанием их кодовых обозначений. Все применяемые синтетические счета, субсчета и аналитические счета должны позволять адекватно отразить любую хозяйственную операцию, которая имела место на момент окончания предыдущего отчетного периода или с большой вероятностью появится в следующем. В СПК «Новая жизнь» счет 69 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» не имеет субсчетов. Изучив порядок и особенности ведения расчетов в хозяйстве, целесообразно предложить создать субсчета к счету 60. Наиболее целесообразным будет создание следующих субсчетов: 60/1 – «Расчеты с поставщиками» 60/2 – «Расчеты с подрядчиками». Такой вариант позволит разделить расчеты с поставщиками от расчетов с подрядчиками в регистрах учета, что благотворно скажется на своевременности и точности отражения в учетных регистрах расчетов с организациями и лицами, выполняющими в отношении совхоза различные функции.Еще одним предложением для совершенствования организации учета является переход на автоматизированный учет, что позволит уменьшить затраты времени и сократить объем выполняемых работ. Некоторые шаги в этом направлении руководство предприятия предпринимает. В частности уже установлено несколько компьютеров для управляющего персонала. Но программы автоматизированного учета, такие как 1С Бухгалтерия и т.п. не установлены.Общими определяющими критериями учета дебиторской и кредиторской задолженности являются правильность документирования текущих обязательств и расчетов организации; основания для постановки дебиторской и кредиторской задолженности на учет; контроль за изменением их суммы и соблюдение правил отражения дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском балансе. Изучив учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в СПК «Новая жизнь» можно сделать вывод, что учет данного участка организован довольно грамотно: информация отражается достоверно и своевременно. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии осуществляется с соблюдением требований основных нормативно-правовых актов, регулирующих данный участок учета. Замечания касаются лишь внутренних нормативных документов, определяющих основные моменты учета расчетов. Данные документы являются недоработанными или вообще отсутствуют на предприятии. В данной курсовой работе были рассмотрены как теоретические, так практические основы учета расчетов с поставщиками, проанализированы литературные источники и нормативно-правовые акты, касающиеся изучаемой темы. Рассмотрен порядок учета расчетов с поставщиками на конкретном предприятии, документальное оформление расчетных операций и отражение их в учете. Таким образом, цели выполнения курсовой работы достигнуты. Разработаны мероприятия по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Список использованной литературы 1.Гражданский кодекс РФ части 1,2,3; 2.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49. 3.Налоговый кодекс РФ части 1,2 М.: 1999-2000 г.г. № 117-ФЗ; 4.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июня 1998 г. № 34н; 5.ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»; 6.ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» 7.ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» 8.ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» 9.ПБУ 6/01 «Учет основных средств» 10. ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» 11. ПБУ 10/99 «Расходы организации» 12. ПБУ 9/99 «Доходы организации» 13. ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» 14. ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» 15. ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» 16. Письмо Министерства финансов РФ «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций, осуществляемых на бартерной основе» 17. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ №94Н от 31.10.2000 г. 18. "Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации", утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 г. N 2-П 19. Приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» 20. Указание ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными в Российской Федерации между юридическими лицами» 21. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. 22. Федеральный закон РФ от 6.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» 23. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях: Учебник для нач. проф. образования /Р.Н. Расторгуева, А.В.Казакова, А.И.Павлычев и др.; Под ред. Р.Н.Расторгуевой. - М.: ПрофОБрИздат, 2002. — 416 с. 24. Бабаев Ю.А., Петров А.М. «Безналичные расчеты с дебиторами и кредиторами» // Журнал «Все для бухгалтера» № 20 (92), 2004 г. 25. Бакаев А.С. «Бухгалтерские термины и определения» - электронный учебник 26. Бондина Н.Н., Бондин И.А., Мартемьянова Е.И., Зубкова Т.В. «Бухгалтерский учет в АПК» - М.: КНОРУС, 2006-12-01 27. Гетьмен В.Г. «Финансовый учет» - М.: Финансы и статистика, 2003 28. Кожинов Я.В. «Бухгалтерский учет» - М.: Экзамен, 2001 29. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2004. - 592 с. - (Серия «Высшее образование»). 30. Комментарий к Новому Плану счетов бухгалтерского учета./А.С.Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А. Мизиковский и др.; Под ред. А.С.Бакаева. - М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2001. 31. Огиренко Е.А.. «Решаем проблемы заполнения книги покупок» //Журнал «Главбух» № 9 –май 2004 г. 32. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве Т.1: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2001. - 480 с. 33. Терехова В.А. «Нормативное регулирование дебиторской и кредиторской задолженности» // Журнал «Все для бухгалтера» № 6 (78), 2004г. 34. Чернышева Е.Б. «Составляем доверенность на получение товарно-материальных ценностей» // Журнал «Главбух» № 18 –сентябрь 2004 г. |