Курсовая работа: Учет основных производственных затрат и калькуляция себестоимости продукции
Название: Учет основных производственных затрат и калькуляция себестоимости продукции Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ Брянский государственный технический университет Кафедра: Экономика и менеджмент КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине “Бухгалтерский учет” Учет основных производственных затрат и калькуляция себестоимости продукции Выполнила студентка гр. 05-ЭУП2 М.А. Преподаватель Е.А. Брянск 2008 Содержание 1. Состав производственных затрат и их классификация. Задачи учета 1.1. Понятия «затраты», «расходы», «издержки» 2. Организация синтетического учета затрат на производство 3. Организация аналитического учета затрат на производство 4. Документальное оформление основных производственных затрат 4.1. Оформление и учет материальных затрат 4.2. Распределение заработной платы 5.1. Потери от внутреннего неисправимого брака 5.2. Потери от внешнего неисправимого брака 6. Учет и оценка незавершенного производства 7. Методы учета затрат и калькулирования продукции 7.1. Попроцессный (простой) метод 8. Сводный учет затрат на производство продукции ВведениеПроцесс производства – основополагающий процесс деятельности любого предприятия. В соответствии с характером производственного процесса обычно определяют название производства, виды его основной деятельности, содержание товарного знака и знаков обслуживания. Кроме того, установленный капитал предприятия формируют таким образом, чтобы обеспечить условия, дающие возможность осуществлять процесс производства. Под влиянием этого процесса постоянно находится Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия – прибыль или убыток. Поэтому любой предприниматель старается управлять процессом производства, от которого зависят объем выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность. Большая роль при этом отводится бухгалтерскому учету, с помощью которого сплошным образом непрерывно и взаимосвязано отражаются все документально подтвержденные хозяйственные операции, чем обеспечивается достоверность, своевременность и суммарная точность информации. В учетную политику предприятия закладывается порядок учета затрат на производстве через систему счетов бухгалтерского учета и планирование группы затрат. 1. Состав производственных затрат и их классификация. Задачи учета1.1 Понятия «затраты», «расходы», «издержки»Затраты - это стоимость ресурсов, использованных на определенные цели. В этом определении следует выделить три момента: · затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых); · величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов; · понятие затрат должно обязательно соотноситься с конкретными целями и задачами (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление капитальных вложений, функционирование отдела, службы и др.). Без указания цели понятие затрат становится неопределенным. В отечественной практике понятие «расходы» изложено в ПБУ 10/99 «Расходы организаций» и НК. Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества. Не признается расходами организации выбытие активов: ¨ в связи с приобретением и созданием внеоборотных активов; ¨ в качестве вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, в связи с приобретением акций АО и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); ¨ по договорам комиссий, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципиала и др.; ¨ в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; ¨ в виде авансов, задатков в счет оплаты МПЗ и иных ценностей, работ, услуг; ¨ в погашение кредита, займа, полученных организацией. Приведенный перечень выбытия активов, не признаваемых расходами, показывает, что понятие «расходы» предусматривает ограничение по цели использования ресурсов. Например, затраты на приобретение основных средств в отчетном периоде не будут признаны расходами - к расходам будут отнесены лишь амортизированные отчисления по приобретенным основным средствам. Кроме того, ПБУ 10/99 предусматривает ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации разделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные). Расходы по обычным видам деятельности связаны с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров; учитываются на счетах учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.) и расходов на продажу (44). Прочие расходы не учитываются на счетах учета затрат на производство. В конечном итоге их отражают на счетах 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Согласно НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (п. 1 ст. 252). Обоснованными считаются экономически оправданные затраты. С этой целью по некоторым затратам для целей налогообложения устанавливаются лимиты (нормы расхода), в пределах которых они подлежат признанию, - по оплате суточных при нахождении работников в командировке, полевого довольствия, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и некоторым другим расходам. В бухгалтерском учете подобные расходы признаются по фактическим затратам. Документально подтвержденными считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в установленном законодательством порядке. Следует отметить, что данное условие признания расходов в налогообложении не отличается от признания расходов в бухгалтерском учете, поскольку в бухгалтерском учете все записи в учетных регистрах осуществляются только на основе правильно оформленных бухгалтерских документов. Состав расходов, признаваемых в налогообложении, несколько отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете. Существенно различаются классификации расходов для целей бухгалтерского учета и налогообложения. В отличие от приведенной выше классификации расходов организации в налоговом учете расходы разделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и внереализационные расходы (без выделения операционных и чрезвычайных расходов). Понятие «издержки» используется в основном в экономической теории в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг). Понятие «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные. В качестве идентичных можно рассматривать также понятие «затраты на производство и продажу продукции», «издержки производства и обращения» и «расходы по обычным видам деятельности». При этом понятие «издержки производства и обращения» в настоящее время применяется в основном организациями торговли и общественного питания. 1.2 Состав затратНа каждом уровне хозяйствования денежное выражение совокупных затрат живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (выполненных работ и оказанных услуг) образует ее себестоимость в конкретных условиях времени и места. При этом различают себестоимость валовой и товарной продукции. Себестоимость последней меньше первой на величину изменения остатков незавершенного производства. Затраты живого труда учитываются через оплату труда работников предприятия и отчисления на социальное страхование. Затраты овеществленного труда включают: стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, начисленные по основным средствам и нематериальным активам, стоимость потребленных услуг, предоставленных сторонними организациями. Таким образом, себестоимость продукции, выполненных работ и оказанных услуг можно представить в формализованном виде: сс = зот + от + ос + у, где сс – себестоимость продукции (работ и услуг); ЗОТ – стоимость затрат овеществленного труда; ОТ – оплата труда; ОС – отчисления на социальное страхование; У – стоимость услуг сторонних организаций. Состав затрат регулируется нормативными актами. В частности, при определении затрат опираются на отраслевые инструкции. В настоящее время в себестоимость продукции (работ, услуг) включают все фактически произведенные на предприятии затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ и услуг). Однако при определении налогооблагаемой прибыли из фактической себестоимости исключают нормируемые правительством затраты в суммах, превышающих лимиты утвержденных норм и нормативов расхода отдельных видов затрат: - командировочные расходы (суточные, расходы по найму жилого помещения), - представительские расходы, - расходы на рекламу, - расходы на обучение кадров, - компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных целей и т. д. От величины затрат зависит конечный результат любого предприятия. И, как следствие, величина взимаемых налогов и сборов и пополнение бюджетов всех уровней. Завышение затрат ведет к снижению массы облагаемой прибыли и т. д. Выявление данного негативного факта ведет к штрафным санкциям за недоимку налогов и сборов, начислению пени за каждый день просрочки. А занижение суммы затрат не в интересах самого предприятия, так как увеличивает облагаемую базу и соответственно сумму взимаемых налогов и сборов. Однако затраты затратам рознь. Не все затраты предприятия включаются в себестоимость продукции, работ и услуг, а только те, которые связаны с ее производством и реализацией. Иначе говоря, есть затраты, связанные, например, с социально-культурной сферой деятельности предприятия – организация кружков самодеятельности на предприятии, содержанием жилого фонда, медицинского пункта, дома отдыха, санатория, детского сада, культпоходы в театры, на концерты и т. д. Эти затраты предприятия покрывают за счет других источников, в частности за счет своей чистой прибыли – прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В этой связи важно правильно определить состав затрат как включаемых в себестоимость, так и учитываемых при налогообложении прибыли. Фактические затраты, включаемые в себестоимость, многообразны, в частности: - затраты на подготовку и освоение производства; - затраты, обусловленные используемой на предприятии технологией и организацией производства – материалов, топлива, энергии, заработной платы, услуг и т. д.; - затраты некапитального характера по совершенствованию технологии и организации производства, улучшению качества производимой продукции, работ и услуг и т. д.; - затраты на подготовку и переподготовку кадров; - затраты, связанные с изобретательством и рационализацией – на проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов изобретений и рационализаторских предложений, по организации конкурсов, смотров и выставок, выплата авторских вознаграждений и т. д.; - затраты, связанные с обслуживанием производственного процесса – приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, инвентаря, инструментов, спецодежды и спецобуви, осуществление текущего ремонта и технического обслуживания основных средств и т. д.; - затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности на предприятии – расходы по научной организации труда, на охрану труда и технику безопасности, расходы на санитарно-гигиенические мероприятия; - затраты по содержанию и эксплуатации фондов природоохранных мероприятий; - затраты, связанные с управлением производства – содержание вычислительных центров, оплата услуг банка, обеспечение легковым транспортом, консультационные и информационные услуги, представительские расходы и т. д.; - выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за неотработанное время; - отчисления с начисленной заработной платы: единый социальный налог, на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – от 0,2 до 10,7% в зависимости от класса профессионального риска; - затраты на последующее воспроизводство: основных производственных средств, включаемые в виде амортизационных отчислений на реновацию основных средств в себестоимость продукции (работ и услуг), амортизацию нематериальных активов, потери от брака при производстве основной продукции, недостачи и потери материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, а также сверх норм в случае, если не установлен виновник, общехозяйственные расходы и т. д. 1.3 Классификация затратВ бухгалтерском учете используются различные показатели себестоимости продукции: себестоимость проданной продукции, производственная себестоимость и др. Себестоимость проданной продукции – это затраты на ее производство и продажу. Производственная себестоимость – это затраты на производство выпущенной продукции. При исчислении полной производственной себестоимости в ее состав включают общехозяйственные расходы; неполная производственная себестоимость исчисляется без общехозяйственных расходов. В определении себестоимости продукции подчеркивается, что она включает в себя только те затраты, которые непосредственно связаны с производством и продажей выпущенной и проданной продукции. На это обстоятельство следует обратить особое внимание, поскольку время производства продукции не совпадает с отчетным периодом. В связи с этим, как правило, не все затраты отчетного периода включаются в себестоимость выпущенной продукции. Вместе с тем себестоимость продукции могут включаться затраты не только отчетного, но и предшествующих отчетных периодов. Для исчисления различных показателей себестоимости продукции необходимо классифицировать затраты по ряду признаков (выделить затраты, включаемые в себестоимость продукции, общехозяйственные расходы, расходы на продажу и др.). Кроме того, с целью управления затратами и производством продукции затраты целесообразно классифицировать по другим направлениям – для принятия решений, осуществления контроля и регулирования. Таким образом, затраты целесообразно классифицировать по следующим трем направлениям: - для исчисления себестоимости продукции; - для принятия решений; - для осуществления контроля и регулирования. Для исчисления себестоимости продукции затраты классифицируют по следующим признакам (таблица 1). Таблица 1 Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции
По экономическому содержанию расходы группируют по элементам затрат и по статьям калькуляции. В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации по обычным видам деятельности группируют по следующим элементам затрат: 1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); 2. Затраты на оплату труда; 3. Отчисления на социальные нужды; 4. Амортизация; 5. Прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.). Полученные по элементам расходов данные необходимы для определения финансового результата по обычным видам деятельности за отчетный период, разработки бизнес-планов, определения объема закупок материальных ресурсов, фонда оплаты труда и суммы амортизационных отчислений, организации контроля за расходами, исчисления показателей эффективности использования ресурсов (материалоемкости, трудоемкости и др.) и ряда других показателей. Следует отметить, что при учете расходов по их элементам не выделяют расходы на законченную производством продукцию (работы, услуги) и незавершенное производство. НК РФ предусматривает выделение не пяти, а четырех элементов расходов: 1. Материальные расходы; 2. Расходы на оплату труда; 3. Сумма начисленной амортизации; 4. Прочие расходы. Статьи калькуляции – это установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости всей продукции (работ, услуг) или ее отдельных видов. Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях и проекту методических рекомендаций по учету затрат на производство продукции, работ, услуг рекомендуют следующую группировку расходов по статьям калькуляции: 1) «Сырье и материалы»; 2) «Возвратные отходы» (вычитаются); 3) «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций»; 4) «Топливо и энергия на технологические цели»; 5) «Затраты на оплату труда работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции, выполнении работ, оказании услуг»; 6) «Отчисления на социальные нужды»; 7) «Расходы на подготовку и освоение производства»; 8) «Общепроизводственные расходы»; 9) «Общехозяйственные расходы»; 10)«Потери от брака»; 11)«Прочие производственные расходы»; 12)«Расходы на продажу». Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей – себестоимость проданной (реализованной) продукции. Организации могут вносить изменения в приведенную номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации производства. Для принятия управленческих решений затраты разделяют на: - переменные, полупеременные (условно-переменные) и постоянные; - принимаемые (релевантные) и не принимаемые в расчет (нерелевантные); - явные и альтернативные (вмененные); - безвозвратные (затраты истекшего периода); - инкрементные (приростные, или дифференциальные) и маргинальные предельные). Для осуществления контроля и регулирования затраты классифицируют на: - регулируемые и нерегулируемые; - затраты в пределах норм, плана, сметы и отклонения от норм, плана, сметы (контролируемые и неконтролируемые). 1.3 Задачи учета затратПравильная организация учета затрат на производство продукции обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием предприятием находящихся в его распоряжении основных производственных средств, производственных запасов и других ресурсов. Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство являются: ¨ учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям; ¨ учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению; ¨ калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости; ¨ выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия по снижению себестоимости продукции; ¨ выявление резервов снижения себестоимости продукции; ¨ предоставление управленческим структурам предприятия информации, необходимой для управления производственными процессами и принятия решений. В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации организации и ее подразделений. В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета. 2. Организация синтетического учета затрат на производствоСложность процесса производства, его значимость в хозяйственной деятельности организации, разнообразие затрат требует использование целой группы производственных счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 96 «Резервы предстоящих расчетов и платежей», 97 «Расходы будущих периодов». Счета 20-29 предназначены для группировки производственных расходов по статьям калькуляции, местам возникновения затрат и т. д. Счет 20 «Основное производство» предназначен для учета расходов по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу). К обычным видам деятельности относят затраты на производство продукции (работ, услуг), ради выпуска которых создана организация. А конкретнее это могут быть затраты на: - выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции, - выполнение строительно-монтажных, геологоразведочных и проектно-изыскательских работ, - оказание услуг организаций транспорта и связи, - выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, - содержание и ремонт автомобильных дорог и т. д. Счет 20 «Основное производство» является активным. Сальдо по счету 20 располагается по дебету (Д20). Оно свидетельствует о наличии незавершенного производства – продукция (работы, услуги) еще не прошла все ступеньки технологического процесса, не полностью укомплектована, не завершены ее испытания, не принята отделом технического контроля. По Д20 отражаются все затраты, которые осуществлены в организации в процессе производства продукции (работ, услуг), в частности прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг (материалы; заработная плата, амортизация и т. д.). Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет Д20 с кредита счетов учета производственных запасов: - материалов: Д20, К10 «Материалы»; - отклонения стоимости товарно-материальных ценностей в оценке по учтенным ценам от фактической себестоимости их заготовления: Д20, К16; - НДС по товарно-материальным ценностям, работам и услугам, освобожденным от уплаты НДС: Д20, К19; - полуфабрикатов собственного производства для переработки: Д20, К21; - услуг (работ, продукции) вспомогательных производств: Д20, К23; - общепроизводственных и общехозяйственных расходов: Д20, К25, 26; - расчетов с работниками по оплате труда: Д20, К70 «Расчеты персоналом по оплате труда»; - начисление единого социального налога: Д20, К69; - амортизации объектов основных средств и нематериальных активов: Д20, К02 «Амортизация основных средств», К05; - услуг сторонних организаций: Д20, К76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; - потерь от брака: Д20, К28 «Брак в производстве»; - готовой продукции, нуждающейся в доработке: Д20, К43; - комплектующих и покупных изделий для переработки: Д20, К41; - задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды: Д20, К68, 69; - расходов по обязательному и добровольному страхованию имущества и гражданской ответственности: Д20, К76. Незавершенное производство может быть оценено по фактическим, нормативным или плановым затратам. Списание расходов будущих периодов производится следующим образом: Д20, К97. Резервирование предстоящих расходов оформляется: Д20, К96: излишков незавершенного производства по результатам их инвентаризации: Д20, К91, недостачи товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли: Д20, К94, затрат на резервирование по предстоящей оплате отпуска, выплаты за выслугу лет и т. д.: Д20, К96. По кредиту К20 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы могут списываться со счета 20 в дебет счетов: Д40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», Д43 «Готовая продукция», Д90-2 «Продажи» и т. д. Сдача готовой продукции на склад организации (суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции) оформляется проводкой: Д43 (40 «Выпуск продукции», 90 «Продажи»), К20. Списание недостач материалов, выявленных в процессе инвентаризации, в пределах норм естественной убыли оформляется проводкой: Д20, К94. Аналитический учет по счету 20 определяется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг) и т. д. Счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства» используется в организациях с цеховой структурой организации и управления производством. Порядок оформления хозяйственных операций по счету 21 схож с порядком по счету 20. Счет 23 «Вспомогательные производства» включает в себя затраты производств, обеспечивающих: o обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и др.), o транспортное обслуживание; o ремонт основных средств; o изготовление инструментов, штампов, запасных частей, строительных деталей, конструкций или обогащение строительных материалов (в основном в строительных организациях); o возведение (временных) не титульных сооружений и т.д. Учет затрат на счете 23 ведется в порядке, аналогичном учету затрат на счете 20. По дебету счета 23 отражаются прямые затраты, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 23 с кредита счетов учета: производственных запасов (К 10), расчетов с работниками по оплате труда (К70), единого социального налога, амортизации основных средств (02), расчетов по оплате услуг сторонних организаций (60, 76) и т. д. Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, списываются на счет 23 со счетов: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Расходы по обслуживанию производств могут учитываться непосредственно на счете 23 (без предварительного накапливания на счете 25 «Общепроизводственные расходы»). Потери от брака списываются на счет 23 с кредита счета 28 «Брак в производстве». По кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Затраты со счета 23 списываются следующим образом: при отпуске продукции основному производству: Д 20, К 23; при отпуске продукции обслуживающим производствам или хозяйствам: Д 29, К 23; при выполнении работ и услуг для сторонних организаций: Д 90, К 23; при использовании нормативного метода учета затрат на производство: Д 40, К 23. Счет 25 «Общепроизводственные расходы» – комплексный счет. На нем учитывают информацию о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств, в частности: - расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, - амортизационные отчисления, - затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве, - расходы по страхованию указанного имущества, - расходы на отопление, освещение и содержание помещений, - арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве, - оплата труда работников, занятых обслуживанием производства, - другие аналогичные по назначению расходы. Общепроизводственные расходы отражаются на счете 25 с кредита счетов учета: производственных запасов (К 10), расчетов с разными дебиторами и кредиторами (76), расчетов с работниками по оплате труда (К70), и т. д. Проводки по счету 25 аналогичны проводкам на счетах 20 и 23. По истечении отчетного периода счет закрывается (обнуляется). Аналитический учет по счету 25 «Общепроизводственные расходы» ведется в разрезе отдельных подразделений предприятия и статей расходов. Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: ¨ на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; ¨ административно-управленческие расходы; ¨ амортизация объектов основных средств; ¨ расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; ¨ арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; ¨ расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т. п. услуг; ¨ другие аналогичные по назначению управленческие расходы. Расходы, учтенные на счете 26, списываются: Д 20, К26; Д23 (если вспомогательные производства производили изделия, выполняли работы или оказывали услуги на сторону), К26; Д29 (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону), К26. Указанные расходы в качестве условно-постоянных могут, списывался в Д90 «Продажи»: Д90-2, К26. Счет 28 «Брак в производстве» предназначен для обобщения информации о потерях от брака в производстве. По Д28 собираются затраты по выявленному внешнему и внутреннему браку: стоимость неисправимого, т. е. окончательного брака; расходы по исправлению брака и т. д. По К28 отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака: стоимость забракованной продукции по цене возможного использования; суммы, подлежащие удержанию с виновников брака; суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак и т. д.; суммы, списываемые на затраты по производству как потери от брака. Синтетический учет по счету 28 схож с учетом по счету 20, 23 и т. д. Аналитический учет по счету 28 ведется по отдельным подразделениям предприятия, виновникам появления брак, причинам появления брака, статьям расходов. Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации, находящимися на балансе организации. И если таковых нет, то и данный счет не нужен в рабочем плане организации. На счете 29 могут отражаться затраты состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации: жилищно-коммунального хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань и т. д.), пошивочных и других мастерских бытового обслуживания, столовых и буфетов, детских дошкольных учреждений (садов, яслей), домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения, научно-исследовательских и конструкторских подразделений. По Д29 отражаются: прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, расходы вспомогательных производств. По кредиту счета 29 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции (работ, услуг). Эти суммы списываются со счета 29 в дебет счетов: · учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами, · учета затрат подразделений – потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами, · 90 «Продажи» (при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами) и др. Сальдо по счету 29 на конец месяца свидетельствует о наличии незавершенного производства. Аналитический учет по счету 29 ведется в разрезе каждого обслуживающего производства и хозяйства, отдельных статей этих затрат и хозяйств. Для учета расходов, произведенных в отчетном месяце, но не подлежащих включению в себестоимость продукции текущего периода, используется счет 97 «Расходы будущих периодов». На этом счете учитываются расходы до наступления соответствующих периодов, в себестоимость которых они должны быть включены. В состав этих расходов входят: расходы по освоению новых видов продукции, лицензионные платежи (роялти), оплаченные единовременно вперед, стоимость приобретенных разрешений (лицензий) и пр. Расходы такого вида называются единовременными, а счета, на которых они учитываются, – отчетно-распределительными. Счет 97 - активный, по экономическому содержанию характеризует состояние хозяйственных процессов (табл. 2). Таблица 2 Счет 97 «Расходы будущих периодов»
В то же время производственная необходимость в части регулирования себестоимости продукции требует создания в организациях резервов для предстоящих расходов и платежей (резерв на оплату отпуска рабочим, на предстоящие затраты по ремонту основных средств и т.п.). Поэтому необходим еще один отчетно-распределительный счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Этот счет – пассивный, характеризует состояние хозяйственных процессов (табл. 3).Счет 96 предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу. Таблица 3 Счет 96 «Резервы предстоящих расходов»
Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется в такой последовательности: 1) отражаются элементы затрат за месяц на дебете производственных счетов (материалы, заработная плата, амортизации и т.д.); 2) списываются расходы будущих периодов: Д20, К97; 3) резервируются предстоящие расходы и платежи данного месяца: Д20, К96; 4) общепроизводственные расходы списываются или распределяются между работниками вспомогательных производств; 5) суммируются и распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы основных цехов пропорционально выбранной базе; 6) определяются потери от брака и включаются в себестоимость продукции: Д20, К28; 7) рассчитывается себестоимость незавершенного основного производства и выпущенной продукции. 3. Организация аналитического учета затрат на производствоНа основе общих правил ведения бухгалтерского учета организация обеспечивает себя информацией, необходимой для контроля, анализа, управления, планирования хозяйственной деятельности. Деятельность организации состоит из трех хозяйственных процессов: заготовления, производства и реализации. Любой хозяйственный процесс требует знания его содержания, способов управления им, контроля за результатами, сравнения с запланированными величинами (объем, цена, доход, расход, финансовый результат) в соответствии с нормами, нормативами и сметами. Как известно, организации могут различаться (порой принципиально) по технологическому процессу, структуре, взаимосвязи и взаимозависимости между структурными подразделениями. Отличительные особенности организации в первую очередь проявляются в вытекающем из технологии ведении процесса производства. Поэтому содержание, объем, вид и форму представления информации, необходимой для определения затрат на производство, для управления этим процессом, организация формирует самостоятельно. При этом особо важное значение имеют правильная организация учета затрат по видам продукции, работ, услуг, подразделениям и его своевременность, т.е. правильная организация аналитического учета. Данные аналитического учета используют при составлении внутренней отчетности, строящейся на информации о видах, количестве, единицах измерения, подразделениях-изготовителях, статьях затрат выпускаемой продукции. Аналитический учет ведут в развитие всех синтетических счетов по учету затрат на производство. Уровень аналитичности определяется теми показателями, которые необходимы организации для контроля и управления. В частности, в развитие синтетического счета 20 «Основное производство» в целях оперативного обеспечения менеджеров конкретной достоверной информацией аналитический учет организуют по каждому заказу, виду работ, виду продукции в отдельности, в разрезе статей калькуляции и мест выполнения работ. Аналитический учет при этом должен обеспечить группировку информации по остаткам незавершенного производства на начало и конец месяца, по затратам за отчетный месяц, по суммам, списанным в виде затрат на окончательный брак, на стоимость сэкономленных материалов в производстве и на себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. К счету 23 «Вспомогательные производства» (например, парокотельная, компрессорная, ремонтный цех, транспортный цех и т.п.) открывают аналитические счета по видам производств, а внутри их – по видам работ, статьям калькуляции, т.е. по аналогии со счетом 20. Здесь следует учитывать, что услуги, оказываемые вспомогательными производствами, в большей части используются внутри предприятия и только часть их может реализовываться на сторону. При цеховой структуре управления, когда используется счет 25 «Общепроизводственные расходы», аналитический учет общепроизводственных затрат необходимо организовать в разрезе каждого цеха по статьям расходов. Аналитический учет общехозяйственных (счет 26) и других видов расходов (счета 97, 96 и др.) ведут по статьям смет расходов, по местам возникновения затрат, центрам ответственности и другим признакам. Регистрация хозяйственных операций, накапливание и группировка информации о них осуществляются в регистрах бухгалтерского учета. Назначение и порядок ведения регистров определен статьей 10 Закона о бухгалтерском учете, которая гласит: «Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накапливания информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и других машинных носителях». Напомним содержание пункта 4 статьи 10 Закона: «Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации». Совокупность различных регистров, порядок записей в них и взаимозависимость между ними составляют форму бухгалтерского учета. Сегодня применяются мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы бухгалтерского учета. Рассмотрим организацию аналитического учета на примере регистров, используемых в журнально-ордерной форме учета. Однако практически такие же формы регистров могут применяться и при использовании других форм учета, так как именно такая структура регистров позволяет получить информацию управленческого характера. Одним из основных регистров, удовлетворяющим требованиям аналитического учета, является карточка учета производства. Карточка имеет следующий вид (таблица 4). Таблица 4 Карточка учета производства
На основе первичных документов, фиксирующих операции по отнесению затрат на производство (требований, лимитно-заборных карт, актов приемки работ, нарядов на выполнение работ, расчетно-платежных ведомостей и др.) составляются разработочные таблицы распределения расхода материалов, транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), возвратных отходов, начисленной заработной платы, отчислений на заработную плату, справки-расчеты бухгалтерии о распределении общепроизводственных и общехозяйственных расходов и др. Информация, рассчитанная в разработочных таблицах, заносится в карточки учета производства. При цеховой структуре управления производством каждая статья калькуляции в карточке подразделяется по цехам, например цех №01, 02 и др. Все ранее указанные требования к организации аналитического учета по счету 25 «Общепроизводственные расходы» по цехам удовлетворяются при журнально-ордерной форме учета возможностями ведомости № 12 «Затраты цеха №..». Это регистр синтетического и аналитического учета. Она открывается ежемесячно и содержит аналитический разрез статей затрат, вызванных содержанием хозяйственных операций по счету 25 и синтетические данные по операциям, относящимся к дебету счетов 20, 23, 28 в разрезе цехов. Эти операции записывают в корреспонденции с кредитом счетов материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Заполняется ведомость № 12 на основе указанных ранее разработочных таблиц распределения расхода материалов, начисленной заработной платы, отчислений на нее, справок-расчетов по начислению амортизации основных средств, нематериальных активов и др. Аналитический разрез счета 25 состоит из статей, позволяющих сгруппировать их по критериям, подлежащим постоянному контролю: расходы по содержанию и эксплуатации оборудования; расходы по содержанию аппарата управления цеха; расходы по содержанию зданий, сооружений и инвентаря; расходы по охране труда и технике безопасности; непроизводительные расходы и др. Еще одна особенность ведомости № 12 – это наличие показателей «по смете за месяц» и «по смете с начала года», «фактически за месяц» и «фактически с начала года». Сопоставляя суммы фактически произведенных расходов со сметой, можно провести анализ статей затрат и принять меры к ликвидации отрицательных последствий, найти резервы и закрепить факторы, положительно повлиявшие на результаты работы цеха. Информация такого характера относится к управленческому учету. Шахматная форма графления ведомости № 12 дает возможность в один рабочий прием произвести регистрацию произведенных хозяйственных операций методом двойной записи и проверить их состоятельность, необходимость и размер. Регистром аналитического учета затрат на производство по счетам 26, 97 и 44 является ведомость № 15, в названии которой целесообразно указать уточнения: «Общехозяйственные расходы», «Расходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов» и «Расходы на продажу». Аналитический разрез к счету 26 состоит из статей, сгруппированных в следующем порядке: 1) расходы по управлению предприятием (содержание аппарата управления, служебные командировки, представительские расходы); 2) общехозяйственные расходы (содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря, амортизация, проведение испытаний и опытов и др.); 3) обязательные сборы и отчисления; 4) непроизводительные расходы. Ведомость открывается ежемесячно и имеет шахматную форму графления, что дает возможность осуществлять контроль, анализ для более объективного управления и планирования указанных затрат. Записи по дебету счета 26 с кредита корреспондирующих счетов в ведомости № 15 производят аналогично записям в ведомости № 12. В соответствующих графах ведомости указывают затраты по смете за месяц и с начала года и обороты по кредиту счета 26 за месяц и с начала года с корректировкой сумм, уменьшающих оборот по дебету (суммы, полученные от виновников простоя по внешним причинам и др.). Заполняется ведомость № 15 на основе тех же разработочных таблиц, что и ведомость № 12. В отличие от счета 25 аналитические показатели к счету 97 «Расходы будущих периодов» расширены присутствием оборотов по кредиту счета. Это связано с длительностью списания единовременных расходов, произведенных за несколько месяцев вперед. Расходы по освоению новых производств, к примеру, могут списываться в течение двух лет и т.д. Аналитический набор статей затрат по счету 97 будет зависеть от содержания произведенных единовременных расходов организации. Кредит корреспондирующих счетов с дебетом счета 97 полностью соответствует показателям ведомости № 12, и здесь присутствуют показатели «по смете за месяц», «по смете с начала года». Аналитический разрез счета 96 включает виды запланированных организацией резервов на текущий год (на отпуска рабочим, на ремонт основных средств и др). Учетные показатели к счету 96 шире ранее проанализированных счетов. Этот счет – пассивный, и оборот по дебету (с кредита корреспондирующих счетов) означает его использование. Поэтому необходимо выводить сумму остатков по созданным резервам, оборот по дебету отражает использование резерва за отчетный месяц, оборот по кредиту за отчетный месяц – суммы созданных в соответствии со сметой резервов. Отсюда и отличия в структуре регистра: сальдо на начало года; оборот по дебету за месяц; оборот по кредиту счета за месяц и с начала года до отчетного месяца; по смете «за месяц» и «с начала года». Основанием для заполнения служат те же разработочные таблицы, что и для ведомости № 12. Проанализированная структура регистров аналитического учета применяется в журнально-ордерной форме учета. В аналитическом разрезе руководитель организации и главный бухгалтер должны располагать информацией именно такого содержания с целью рационального управления производством и достижения запланированных финансовых результатов. При грамотном прочтении и анализе указанной учетной информации выявляются непроизводительные расходы и скрытые резервы. 4. Документальное оформление основных производственных затрат4.1 Оформление и учет материальных затратСырье и материалы отпускают в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, объему, площади или счету и оформляют лимитно-заборными картами, требованиями, накладными. Под расходом сырья и материалов в производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства. Отпуск сырья и материалов в кладовые цехов рассматривается не как расход на производство, а как перемещение материальных ценностей. Процесс распределения израсходованных материалов осуществляется на основе первичных документов, которые группируются: · по видам материально-производственных затрат (основные – счет 10-1, вспомогательные – счет 10-2, прочие – счет 10-9, и др.); · по местам использования (цех, отдел, участок и т.д.); · по заказам (видам продукции, работ, услуг – счет 20, 23); · по статьям расходов (общепроизводственные – счет 25, общехозяйственные – счет 26, расходы будущих периодов – счет 97 и др.). Для контроля за использованием сырья и материалов в производстве используют следующие три основных метода: документирование, методы партионного раскроя и инвентарный. Метод документирования основан на документальном оформлении отдельными документами всех случаев отклонений расхода сырья и материалов от установленных норм, нормативов и условий (при отпуске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и т.п.). Данный метод в той или иной мере используется на всех промышленных предприятиях. Сущность метода партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых на производство, выписывается раскройный лист (учетная карта). В нем указывают количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей) и отходов, которое должно быть получено из материалов, и фактически полученные заготовки и отходы. Для выявления результатов раскроя фактически полученное количество заготовок сравнивают с нормативным. Экономию или перерасход материалов определяют сопоставлением фактического количества израсходованного материала с расходом по норме. Такие же расчеты осуществляют и по отходам. В раскройном листе указывают также причины выявленных отклонений и лиц, ответственных за раскрой материалов. Метод партионного раскроя широко применяют в машиностроительной, швейной, обувной, мебельной отраслях промышленности и ряде других (в мясной, молочной и пищевой – при производстве консервных банок). При инвентарном методе по истечении смены, суток, пятидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов на производство определяют прибавлением к остатку сырья и материалов на начало периода поступления сырья и материалов и вычитанием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода. По выявленным отклонениям определяют их причину и виновников (инициаторов). Для систематизации и анализа отклонений от нормы в организациях разрабатывают номенклатуру причин и определяют возможных виновников. Инвентарный метод контроля за использованием сырья и материалов особенно широко применяют в мясной, молочной, пищевой промышленности, а также в металлургии, электроэнергетике, химической промышленности. По истечении 1 месяца цехи составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продукции или на несколько видов продукции в целом. В отчетах дается объяснение причин перерасхода или экономии по материалам. На основании этих отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету в отдельности ведомости (машинограммы) распределения израсходованных сырья и материалов, где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемому в развитие синтетических производственных счетов. 4.2 Распределение заработной платыБольшой удельный вес в затратах на производство занимают расходы, связанные с затратами труда и их оплатой. Распределению подлежит начисленная заработная плата, зафиксированная в соответствующих документах. Для административно-управленческого персонала – это лицевые счета и расчетные ведомости, где заработная плата рассчитывается согласно табелю использования рабочего времени и установленного договором (контрактом) оклада. Для рабочих – затраты времени и труда, кроме того, оформляются выпиской нарядов, маршрутных листов, листков о простое, о браке и пр. В них указываются сведения о месте выполнения работ, их видах, заказах, расценках и прочие показатели, необходимые для распределения указанных расходов. Оно производится в том же разрезе, что и расход материалов. Распределенная сумма начисленной заработной платы служит основанием для расчета и распределения социального налога в Пенсионный фонд, фонд медицинского и социального страхования в процентах, установленных Правительством РФ на эти цели. Одновременно, если учетной политикой организации предусмотрено создание резервов на отпуск рабочим, производится расчет этих сумм (дебет счета 20, кредит счета 96). Процент отчислений устанавливается организацией самостоятельно, и сумма рассчитанного резерва фиксируется на тех же счетах и статьях затрат, где отражена начисленная заработная плата рабочим. Таким образом, на основе первичных документов и дополнительных расчетов бухгалтер составляет разработочную таблицу, которая может быть названа «Распределение заработной платы, социального налога и резерва на отпуск». Последняя служит основой для записи операций в тех же регистрах, что и расход материалов (карточки аналитического учета затрат на производство по заказам, ведомости № 12 и 15). Одновременно в этой таблице указывают суммы начисленных премий за счет затрат на производство (дебет счетов 20, 25, 26, кредит счета 70) или прочих расходов (дебет счета 91), или суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности (дебет счета 69, кредит счета 70), суммы отпускных, начисленных рабочим за счет резерва (дебет счета 96, кредит счета 70). 5. Учет потерь производстваНаряду с производительными затратами в процессе производства могут возникать и непроизводительные расходы, увеличивающие себестоимость продукции, работ и услуг. В первую очередь к ним относятся потери от брака продукции. По месту обнаружения различают брак внутренний и внешний. Первый выявляется в организации до отправки продукции покупателям, второй – выявляется покупателем. В зависимости от вида брака его подразделяют на исправимый и окончательный (неисправимый). Исправимый брак требует дополнительных затрат для доведения продукции до заданного качества. Неисправимый брак вместе с затратами на него изымают из производства. В обоих случаях организация частично возмещает затраты на брак через удержания с виновников брака (рабочих, поставщиков) и стоимость оприходованных материальных ценностей (отходов). Разница между затратами на брак и возмещенными суммами называется «потери от брака». Оформляется брак извещениями или актами, документами о выработке, в которых отмечают количество сданных годных деталей, изделий и забракованных. Учет затрат на брак, возмещенных сумм и потерь организуется на счете 28 «Брак в производстве»; он не имеет сальдо и ежемесячно закрывается суммой потерь, относимой на себестоимость годной продукции (дебет счета 20, кредит счета 28) с записью в карточках аналитического учета производства и ведомости № 12. 5.1 Потери от внутреннего неисправимого бракаДля этого вида брака характерно то, что забракованные изделия (детали) изымают из производства. В связи с этим необходимо выделить из общих затрат производства ту долю, которая приходится на забракованные и изъятые изделия (детали), и списать ее со счета 20 «Основное производство» по статьям затрат (материалы, заработная плата, общепроизводственные расходы) на счет 28 «Брак в производстве». Для этого рассчитывают себестоимость забракованных изделий по статьям затрат следующим образом: 1) исчисляют стоимость материалов по нормам с расценкой по договорным ценам, прибавляют сумму транспортно-заготовительных расходов и исключают стоимость возвратных отходов; 2) определяют заработную плату по нормам, социальный налог, начисленный на нее, включая последнюю операцию, перед которой обнаружен брак; 3) исчисляют общепроизводственные расходы по нормам, предусмотренным в нормативной или плановой калькуляции. Общехозяйственные расходы, стоимость инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы в расчет себестоимости забракованных изделий не включают. С рабочих и служащих, виновных в браке, по исправимому браку взыскивают стоимость исправления, а по неисправимому - стоимость материалов за вычетом отходов, сумму основной заработной платы за исключением стоимости брака по цене лома. Пример. В механическом цехе по заказу № 01101 - холодильники «Онега-3» - признаны неисправимым браком по вине рабочего 3 детали (код 01021) на последней (7-й) операции. Затраты на деталь № 01021 по норме, руб. сталь круглая 45 - 160 мм, 10,3 кг по 7 руб. 72,10 транспортно-заготовительные расходы (5 %) 3,60 исключается стоимость 5 кг отходов 2,70 Итого себестоимость материалов за вычетом отходов 73,00 Заработная плата по 6-ю операцию включительно 8,00 Себестоимость неисправимого брака основные материалы219 заработная плата основная24 социальный налог9 общепроизводственные расходы (120%)29 Итого себестоимость брака, подлежащая списанию со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 28 «Брак в производстве»281 Оприходован забракованный лом8 В приведенном примере брак сдан на склад по цене лома на сумму 8 руб. С рабочего, виновного в браке, следует взыскать 235 руб. (219 + 24 - 8). В организации установлен предел взыскания в размере не более заработной платы за тот месяц, в котором допущен брак (в данном случае заработок рабочего равен 1800 руб.). Поэтому потери от неисправимого брака – затраты, не подлежащие взысканию, составили 38 руб. (9 руб. + 29 руб.). По проведенному расчету будут сделаны бухгалтерские записи: Д-т сч. 28 «Брак в производстве»281 руб. К-т сч. 20 «Основное производство»281 руб.; Д-т сч. 10 «Материалы»8 руб. К-т сч. 28 «Брак в производстве»8 руб.; Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 235 руб. К-т сч. 28 «Брак в производстве»235 руб.; Д-т сч. 20 «Основное производство»38 руб. К-т сч. 28 «Брак в производстве»38 руб. 5.2 Потери от внешнего неисправимого бракаВнешний брак, обнаруженный покупателем, обычно отражают в документах не за тот месяц, в котором были изготовлены забракованные изделия, а позднее. Стоимость изделия уже списана со счета 20 «Основное производство», поэтому внешний неисправимый брак оценивают по производственной себестоимости, т.е. включая и общехозяйственные расходы. Кроме того, к потерям от брака относят транспортные расходы, которые были включены в счет покупателю, и транспортные расходы по возврату забракованного изделия. Внешний брак, обнаруженный покупателем, оформляется более сложной корреспонденцией счетов: Дебет счета Кредит счета на сумму договорной стоимости возвращенной продукции 62 90-1 на сумму фактической стоимости возвращенной продукции 90-2 43 налог на добавленную стоимость с реализованной продукции 90-3 68 списание возвращенной готовой продукции как брак по фактической стоимости 43 списание суммы транспортных расходов отправителя 28 76 сдана на склад и оприходована возвращенная продукция как отходы по цене возможного использования 10 28 удержано с рабочих – виновников брака 70 28 удержано с поставщиков 76-2 28 списываются потери от внешнего брака 20 28 Данные отдельных расчетов и документов о браке группируют в ведомости потерь в производстве. 5.3 Потери от простоевК непроизводительным расходам, увеличивающим себестоимость продукции, работ и услуг, относятся потери от простоев. Они также подразделяются на два вида по месту возникновения: внутренним и внешним причинам. Любые из них могут быть связаны с неподачей энергии, плохой наладкой оборудования, отсутствием материалов, но за этот период рабочим начисляется заработная плата и отчисления на нее, которые составят сумму потерь от простоев. Факты простоя оформляются актами с указанием времени простоя и причин. Фактически затраченные величины средств при простое по внешним причинам фиксируются в ведомости № 15 по дебету счета 26 (статья «Потери от простоев») и кредиту счетов 10, 70, 69 и др. Сумма претензии должна быть выше фактических затрат на величину общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Простой по внутренним причинам списывают в дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита разных счетов ведомости № 12 в разрезе цехов. Брак в производстве (собственно брак) А. Затраты(руб.)
Б. Потери
6. Учет и оценка незавершенного производстваПосле суммирования затрат на производство текущего (отчетного) периода, которые собраны по дебету счета 20, бухгалтерия переходит к расчету (калькулированию) себестоимости выпущенной продукции, сданных заказчику работ и оказанных услуг. Для этого должны быть оценены остатки незавершенного производства (НЗП). К незавершенному производству относятся продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки. Объем незавершенного производства определяют следующими методами: фактическим взвешиванием, штучным учетом, объемным измерением, условным пересчетом, по данным партионного учета. Остатки НЗП на конец отчетного периода в массовом и серийном производстве можно оценивать в балансе по нормативной или плановой производственной себестоимости (полной или неполной в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов), по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве незавершенное производство отражают в балансе по фактическим производственным затратам. Для уточнения учетных данных о НЗП в установленные сроки производят инвентаризацию незавершенного производства. Инвентаризация производится комиссией, утвержденной руководителем. В инвентаризационную ведомость комиссия вносит указанные показатели с отражением стоимости израсходованных материалов и затраченного времени (оплаченного труда), согласно технологическим картам. Достаточность этих двух статей затрат объясняется наличием по прочим статьям калькуляции процентных отношений к каждой из них. В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена. Описи составляют отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам – с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись НЗП не включают, а инвентаризируют и фиксируют в отдельных описях. Забракованные детали в описи НЗП не включают – по ним составляют отдельные описи. При выявлении недостач или излишков инвентаризационная комиссия определяет причины и виновников и готовит предложения о порядке их списания. По выявленным недостачам или излишкам НЗП производят следующие бухгалтерские записи. На общую сумму выявленных недостач: Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; К-т сч. 20 «Основное производство»; К-т сч. 23 «Вспомогательные производства». На сумму недостач по вине работников цехов: Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»; К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». При отсутствии виновных лиц: Д-т счета 25 «Общепроизводственные расходы»; Д-т счета 26 «Общехозяйственные расходы»; Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы» и других счетов; К-т счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». На сумму излишков: Д-т счета 20 «Основное производство»; К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы» Пример. Требуется рассчитать фактическую себестоимость НЗП по изделию А, если затраты материалов составили 500 руб., ТЗР - 10%, возвратные отходы - 2%. Начислена заработная плата в сумме 1000 руб., единый социальный налог - в размере 38,5% заработной платы. Общепроизводственные расходы составляют по отношению к начисленной заработной плате 80% и общехозяйственные расходы - 90%.
Калькулирование (расчет) себестоимости выпущенной продукции, выполненных и сданных работ и услуг определяется путем следующего расчета: НЗП на Затраты за Затраты наНЗП начало + отчетный - окончательный - на конец месяцапериод брак месяца. Такого вида расчет производится по каждой статье калькуляции и каждому виду продукции, работ, услуг. Если в отчетном периоде продукция не выпускалась, то затраты отчетного периода плюс остатки НЗП на начало периода составят объем НЗП на конец месяца. Сумма НЗП бухгалтерскими записями не оформляется, а на сумму выпущенной продукции делается запись по счетам: Д-т сч. 43 «Готовая продукция» - фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции, Д-т сч. 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж» - фактическая себестоимость сданных заказчику работ, услуг; К-т сч. 20 «Основное производство» - в сумме фактических затрат. Основанием для указанных записей по счетам являются накладные на сдачу готовой продукции из цехов на склад, акты приема-сдачи работ и услуг заказчику. Себестоимость единицы продукции рассчитывается как постатейно, так и по общему итогу, путем деления сумм на количество продукции или объем работ. Запись операций по кредиту счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 43 и 90 производится в журнале-ордере № 10/1. 6 Методы учета затрат и калькулирования продукцииОдним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции или работ и всей реализованной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную, или фактическую, калькуляции. Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей. Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям организации на данном этапе его работы. В условиях инфляции и роста цен на сырье, материалы, топливо текущие нормы затрат в начале года, как правило, ниже средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, выше. Именно поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, ниже плановой, а в конце года – выше. Отчетные, или фактические, калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и непланируемые непроизводительные расходы. Калькулирование себестоимости продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции. Известны следующие методы калькулирования себестоимости. 7.1 Попроцессный (простой) методИспользуется в массовых производствах однородной продукции, где отсутствует или незначительно незавершенное производство и полуфабрикаты. Себестоимость здесь определяется как сумма всех производственных расходов за отчетный период. Примером такой отрасли может служить угольная промышленность, где производственная себестоимость 1 т угля определяется делением затрат на количество угля, выданного на поверхность. Уголь, оставшийся в шахте, в расчет не принимается. Если же выпускаемая продукция не однородна по сложности исполнения, трудоемка и материалоемка, то используют так называемые переводные коэффициенты. Сущность этих коэффициентов состоит в том, что натуральная единица продукции (штука, тонна и т. д.) приравнивается к единице, а другие – выражаются в определенном количестве этих единиц. Разделив затраты на выпуск продукции на суммарное условное количество рассчитанной таким образом, выпущенной продукции, получим себестоимость единицы условной продукции. Затем, умножив последнюю на переводные коэффициенты, получаем себестоимость единицы каждого продукта. На предприятиях промышленности этот метод применяется в простых вспомогательных производствах, вырабатывающих один или несколько видов продукции и, как правило, не имеющих незавершенного производства (энергетические хозяйства, жестянобаночное производство и др.). 7.2 Позаказный методДанный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (рис. 1) применяют на ремонтных работах и некоторых других производствах. При этом методе объектом учета является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие законченные конструкции. Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документов по учету выработки, расходу материалов и др., в которых обязательно указывают соответствующий шифр заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами условно по принятым в данном производстве или данной отрасли способам. При этом методе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа. Время составления отчетной калькуляции не совпадает со временем составления периодической бухгалтерской отчетности. При частичном выполнении заказов и сдачи их заказчикам частичный выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства, т.е. допускается условность оценки частичного выпуска заказа и незавершенного производства. К недостаткам данного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции следует отнести также отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства. Рис. 1. Позаказный метод учета затрат на производство 7.3 Попередельный методДанный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяется в таких отраслях промышленности, в которых обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько отдельных, самостоятельных фаз обработки – переделов. Каждый передел, за исключением последнего, представляет собой законченную фазу обработки сырья, в результате которой организация получает не конечный продукт обработки, а полуфабрикат собственного производства. Полуфабрикаты собственного производства используются не только в следующих переделах своего производства, но и реализуются на сторону другим предприятиям как покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты. Чаще всего попередельный метод учета затрат применяют в металлургии, текстильной, деревообрабатывающей и других отраслях промышленности, для которых характерно разделение технологического процесса на отдельные фазы обработки исходного материала (рис. 2).Затраты на изготовление продукции этих производств учитываются по видам однородных изделий, статьям калькуляции и переделам. Рис. 2. Попередельный метод учета затрат на производство Порядок учета затрат и калькулирования продукции в различных организациях по переделам не одинаков. В некоторых организациях прямые затраты в бухгалтерском учете отражаются по каждому переделу в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела. Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов (стоимость продукции в промежуточных переделах не калькулируется). Контроль за движением полуфабрикатов внутри цехов (переделов) и между ними осуществляет бухгалтерия оперативно и в натуральном выражении, без записей по счетам. Такой вариант попередельного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции называется бесполуфабрикатным. Используется и полуфабрикатный вариант попередельного метода учета производства и калькулирования себестоимости продукции. Расчету себестоимости подлежит не только конечный продукт, но и продукция каждого передела в отдельности. В этом случае возможно применение двух способов учета: использование счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» – первый способ; второй - без применения этого счета. В первом случае полуфабрикаты каждого передела, кроме последнего, сдаются цехами на склад и отпускаются следующему переделу со склада. Второй способ полуфабрикатного варианта не предусматривает применение счета 21. Затраты одного передела передаются следующему по дебету счета основного производства одного цеха и кредиту счета основного производства другого цеха в аналитических показателях. В организациях, применяющих полуфабрикатный вариант учета, себестоимость готовой продукции складывается из себестоимости полуфабрикатов предшествующих стадий обработки и затрат последнего передела, т.е. одни и те же затраты повторяются в себестоимости полуфабрикатов несколько раз. Такое наслоение в учете издержек организации называется внутризаводским оборотом, который и подлежит исключению при суммировании затрат по организации в целом. Это - недостаток полуфабрикатного варианта учета производства. Достоинство метода в том, что он позволяет определить себестоимость отдельных фаз обработки продукции по цехам, выявить место возникновения и причины отклонений фактической себестоимости продукции от плановой или нормативной. Организации, реализующие продукцию каждого отдельного передела на сторону, применяют полуфабрикатный вариант учета затрат, остальные – бесполуфабрикатный. 7.4 Нормативный методДанный учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции. Сущность его заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм: Зф =Зн +О + И, где Зф – затраты фактические; Зн – затраты нормативные; О – величина отклонений от норм; И – величина изменений норм. При этом фактическую себестоимость изделия можно установить двумя способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путем. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчета по приведенной формуле. Если объектом учета производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции. Второй способ калькулирования фактической себестоимости продукции является менее трудоемким. Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению. В организациях, отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. В этих организациях вместо нормативных калькуляций можно использовать плановые. Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом. Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции. Нормативный метод учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции призван выполнять две функции: обеспечить оперативный контроль за производственными затратами путем учета затрат по текущим нормам и отдельно – отклонений от норм и их изменений; обеспечить точное калькулирование себестоимости продукции. Однако некоторые организации и отрасли ограничивают применение данного метода использованием его лишь как приема калькулирования себестоимости продукции. В этом случае данный метод не выполняет своей основной функции – оперативного текущего контроля за производственными затратами. 8. Сводный учет затрат на производство продукцииПри журнально-ордерной форме учета сводный учет затрат на производство осуществляют в журнале-ордере № 10. Журнал-ордер № 10 составляют на основании итоговых данных ведомостей учета затрат цехов (ф. № 12), учета затрат обслуживающих производств и хозяйств (ф. № 13), учета потерь в производстве (ф. № 14), учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и коммерческих расходов (ф. № 15) и др. Указанные ведомости составляют на основании ведомостей и разработочных таблиц распределения сырья и материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств и непромышленных хозяйств, расчетов по амортизационным отчислениям, листков-расшифровок по прочим денежным расходам. В журнале-ордере № 10 отражают все производственные затраты по их элементам с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов. При этом в журнал-ордер № 10 записывают лишь те суммы кредитовых оборотов материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет одного из счетов затрат на производство. В журнале-ордере № 10 отражают также все внутренние обороты по счетам затрат на производство (списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов, услуг и работ вспомогательных производств и т.п.). В журнале-ордере № 10 используется шахматная форма записей затрат на производство, что обеспечивает получение сводных данных о затратах – и по отдельным элементам затрат, и по статьям калькуляции. Ранее отмечалось, что в журнале-ордере № 10 отражаются лишь те кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет счетов затрат на производство. Кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет непроизводственных счетов, регистрируют в журнале-ордере № 10/1. По окончании месяца в журнал-ордер № 10/1 переносят и итоговые записи журнала-ордера № 10. Общие итоги обоих журналов-ордеров разносят затем по счетам Главной книги. При этом по данным журналов-ордеров № 10 и 10/1 производят записи в Главную книгу по дебету соответствующих счетов, а по данным журнала-ордера № 10/1 – по кредиту счетов. Данные журналов-ордеров № 10 и 10/1 используют для составления расчета затрат по элементам и расчета себестоимости продукции по статьям калькуляции. Организация аналитического учета затрат на производство зависит в основном от степени централизации учета, применяемого метода калькулирования себестоимости продукции, уровня механизации и автоматизации учетных работ, организации внутрихозяйственного расчета. Например, при внедрении бригадного хозрасчета возникает необходимость осуществления аналитического учета не только по цехам, но и бригадам. В настоящее время учет основных затрат по бригадам на большинстве предприятий осуществляется внесистемно по данным ведомостей или машинограмм распределения затрат. При наличии ЭВМ вся информация о затратах на производство продукции (о движении материалов, начислении амортизации, заработной платы и др.) группируется в ЭВМ по корреспондирующим счетам и составляется ведомость оборотов по счету 20 «Основное производство». Главная бухгалтерия предприятия на основании сводных данных машинограмм, ведомостей распределения сырья, материалов, заработной платы и др., получаемых в результате обработки первичных документов, осуществляет сводный учет затрат на производство продукции. Затраты группируют по видам продукции (группам однородной продукции) и цехам. На предприятиях с бесцеховой структурой управления сводный учет затрат на производство ведут по видам продукции. При составлении калькуляций фактической себестоимости продукции данные сводного учета используют для контроля за выполнением плана по себестоимости всей товарной продукции и ее отдельных видов. Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному варианту. При первом варианте ограничиваются учетом затрат по каждому цеху (переделу). В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражают, а контроль за их движением от одного цеха к другому осуществляет бухгалтерия по данным оперативного учета в натуральном выражении. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта. При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела. При этом бухгалтерские записи на счете основного производства столько раз повторяют ранее учтенные производственные затраты, сколько фаз обработки проходят сырье и основные материалы. Такое наслоение ранее учтенных затрат на производство усложняет учет и калькулирование себестоимости продукции, возникает необходимость очистки сводных показателей предприятия о затратах на производство от внутризаводского оборота. Вместе с тем этот вариант позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки и тем самым обеспечивает более действенный контроль за процессом формирования себестоимости продукции. Пример. В цех № 1 поступило сырья и материалов на 100 000 руб. Затраты по переработке сырья и материалов составили 20 000 руб. Затраты на обработку полуфабрикатов в цехе № 2 – 10 000 руб., в цехе № 3 – 5 000 руб. Запись операций на счетах при бесполуфабрикатном варианте Запись операций на счетах при полуфабрикатном варианте В практике организаций нередко применяется смешанный, или частично полуфабрикатный, вариант, при котором полуфабрикаты отражаются в учете на первых стадиях по полуфабрикатному, а на последующих стадиях – по бесполуфабрикатному варианту. Затраты на производство продукции входят в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты – предварительной (арендная плата и др.) или последующей (оплата отпусков рабочих и др.). Непроизводительные расходы и потери от брака отражают в учете в том отчетном месяце, в котором они выявлены. Для ведения сводного учета затрат на производство применяют ведомость сводного учета затрат на производство. Остатки незавершенного производства по каждой калькуляционной статье переносят в ведомость отчетного месяца из ведомости предыдущего. Затраты за отчетный месяц, себестоимость окончательного брака и недостач незавершенного производства, оценку незавершенного производства на конец месяца определяют в соответствующих машинограммах или разработочных таблицах. Фактическую себестоимость готовой продукции по каждой статье затрат рассчитывают следующим образом: к остатку незавершенного производства на начало месяца прибавляют фактические затраты за отчетный месяц, вычитают себестоимость окончательного брака и суммы недостач и остатков незавершенного производства на конец месяца. В применяемых на практике ведомостях сводного учета затрат на производство помимо указанных данных содержатся сведения о расходе сырья и материалов по каждой графе сказуемого следующей далее таблицы, что необходимо для последующего калькулирования себестоимости единицы произведенной продукции. Остатки и обороты по всем сводным ведомостям учета затрат на производство должны соответствовать остаткам и оборотам синтетического счета 20 «Основное производство». Ранее изложенная традиционно применяемая в отечественной практике методика группировки и списания затрат основана на разделении затрат на прямые и косвенные и исчислении полной производственной себестоимости продукции. Вместе с тем в соответствии с Планом счетов 2000 г. разрешено использовать методику группировки и списания затрат на производство, предусматривающую разделение затрат на переменные, условно-переменные и условно-постоянные и исчисление неполной (сокращенной, частичной) производственной себестоимости продукции. Переменные расходы учитывают на калькуляционных счетах 20, 23 и 29. Условно-переменные расходы предварительно учитывают на счете 25, а затем списывают на счета 20 и 23. Условно-постоянные расходы в части производственных затрат учитывают на счете 26. В конце отчетного периода условно-постоянные расходы списывают со счета 26 в дебет счета 90 «Продажи». Таким образом, при вновь введенной методике группировки и списания затрат на производство на счетах 20, 23, 29 отражают неполную производственную себестоимость продукции (без общехозяйственных расходов). По окончании отчетного периода неполную фактическую себестоимость продукции списывают с кредита счетов 20, 23 и 29 в дебет счетов 43, 40 и других счетов. Следовательно, готовая продукция, товары отгруженные, незавершенное производство также будут отражаться в учете и отчетности по неполной производственной себестоимости. При использовании новой методики группировки и списания затрат на производство отечественная система учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции становится близкой к системе «директ-костинг», широко используемой в странах с развитой рыночной экономикой. ВыводыПроцесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг), что в конечном итоге определяет финансовый результат его работы. Итак, следует отметить, что независимо от видов собственности, организационно-правовых форм или рода деятельности каждая организация ориентируется прежде всего на выбор процесса производства. В процессе производства создаются условия для дальнейшего роста рентабельности или через него предприятие приходит к банкротству (несостоятельности). Поэтому тщательный учет затрат, контроль за соблюдением норм расхода, грамотное техническое и экономическое управление предприятием – пути достижения необходимых результатов деятельности, чему и способствует бухгалтерская (учетная) информация. Список литературы1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 528 с. – ISBN 978-5-16-002931-3. 2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.00 г. №94н). 3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.1999 г. №33н. 4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ. 5. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / М.А. Вахрушина. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2005. – 576 с. – ISBN 5-98119-582-7. 6. Коваль, Л.С. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебно-методическое пособие / Л.С. Коваль. – М.: Гелиос АРВ, 2003. – 464 с. – ISBN 5-85438-058-7. 7. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 752 с.: ил. – ISBN 5-279-02791-Х. 8. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие / Н.П. Кондраков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2004. – 640 с. – ISBN 5-16-000800-4. 9. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков. – М.: ИНФА-М, 2007. – 592 с. – ISBN 978-5-16-001615-3. |