Брянская государственная инженерно-технологическая академия
Кафедра экономики и менеджмента
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
|
по дисциплине |
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ |
на тему: |
«КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
|
Шифр:
|
Кр |
– 2068025.080502 – |
257.11 |
(№ зачетной книжки)
|
Выполнил: студент гр.
|
ЭУС |
– 601(6л) |
Я.С. Гагаева |
(Ф.И.О.)
|
Проверил:
|
доцент И.Н. Лямцева |
“К защите”
|
Оценка: |
Дата: |
Подпись:
|
Брянск 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________3
1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ______________________________________5
2. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ_________________10
3. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ_______________13
4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И СТАТИСТИКА ИННОВАЦИЙ_______________________________________16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________26
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_____________________________________________24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________26
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Изм. |
Лист |
Дата |
Подпись |
№ докум. |
Разраб. |
Гагаева Я.С. |
Комплексное обеспечение
инновационной деятельности
|
Лит. |
Лист. |
Листов |
Провер. |
Лямцева И.Н. |
2 |
26 |
Реценз |
ЭУС-601
|
Утверд. |
Н.Контр |
ВВЕДЕНИЕ.
Понятие «инновация» вошло в научную терминологию в начале XX в. и первоначально означало проникновение некоторых элементов одной культуры в другую (обычаев, способов жизнедеятельности, в том числе производства). В настоящее время в различных дисциплинах, затрагивающих инновационные проблемы, в это понятие вкладывается различное содержание. Например, социология подчеркивает аспект духовного творчества и рассматривает инновацию в контексте научной и умственной деятельности. Инновация это и мотивация трудовой деятельности, и способы поведения, качественно отличающиеся от имевшихся ранее.
Инновационный процесс
представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.
Инновационный менеджмент
- одно из направлении стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации: разработка и внедрение новой продукции и технологии (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Комплексное обеспечение инновационной деятельности включает в себя следующие направления: правовое обеспечение, нормативно-методическое обеспечение, финансовое и материальное обеспечение, информационное обеспечение и статистика инноваций. Без качественного комплексного обеспечения системы менеджмента фирмы по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное и эффективное функционирование, так как каждая фирма является подсистемой системы более
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
3
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
высокого уровня – региона, отрасли, страны, а совместные предприятия – мирового сообщества. Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым, финансовым, методическим нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня, будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому комплексное обеспечение системы менеджмента фирмы всем четырём направлениям является актуальной проблемой.
Целью данной контрольной работы является изучение комплексного обеспечения инновационной деятельности.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить правовое обеспечение инновационной деятельности.
2. Рассмотреть нормативно-методическое обеспечение.
3. Изучить финансовое и материальное обеспечение инноваций.
4. Изучить информационное обеспечение и вопрос о статистике инноваций.
5. Закрепить знания по менеджменту на примере решения задачи.
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
4
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровнях. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.
Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям:
1. Правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредиторской политике, внешнеэкономической деятельности).
2. Законы и нормативные акты по системам: стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством товаров, безопасности и охраны труда.
3. Законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды.
4. Правовое регулирование формирования и функционирования фирмы.
В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:
• Закон «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г. № 53-53-1);
• Патентный закон Российской Федерации (от 23 сентября 1992 г. №3518-1);
• Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (от 23 сентября 1992 г. № 35.26-1);
• Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (1992);
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
5
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
• Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (от 23 сентября 1992 г. №35-20-1);
• «Закон о науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);
• Федеральный закон об информации, информатизации изащите информации (1992).
На региональном уровне принимаются ряд законов и целевых программ:
• Закон «О науке, научно-технической деятельности в Брянской области» 2006 год;
• Закон «Об инновационной деятельности в Брянской области» май 2007 г.
• Областная целевая программа «Развитие научной деятельности в Брянской области» (2008-2010 ) ноябрь 2007 г.
Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Этот документ:
- установил стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики;
- определил место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике и правовой статус научного работника;
- закрепил виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки;
- отразил правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.
В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны (ст. 139).
Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Онивключаются в состав нематериальных активов.
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
6
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.
Патент
удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.
Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.
Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве)
Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера.
В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляются Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, содержащей сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, сведения об объеме и сроках охраны.
Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ.
· Указом Президента РФ от 7 февраля 1992 г. Был принят закон РФ «О защите прав потребителей». Согласно ему, приоритетным правом является право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для его жизни и здоровья, получение информации о товарах и их изготовителях, государственную и общественную защиту его интересов.
· Указом Президента РФ от 10 июня 1993 г. Введён в действие закон РФ «О стандартизации», предусматривающий установление норм, требующих государственного регулирования на территории России единого механизма
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
7
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Реализации государственной политики в области стандартизации.
Правовое обеспечение инновационной деятельности, в том числе, защита интеллектуальной собственности, также осуществляется следующими нормативными актами:
1. Конвенция, утверждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г.
2. Устав Российского авторского общества (РАО). Принят 12 августа 1993 г.
3. Всемирная конвенция об авторском праве, пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г.
4. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 648 «О порядке использования изобретений и промышленных образцов, охраняемых действующими на территории РФ авторскими свидетельствами на изобретение и свидетельствами на промышленный образец, и выплаты их авторам вознаграждения».
5. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 822 «О порядке применения на территории РФ некоторых положений законодательства бывшего СССР об изобретениях и промышленных образцах».
6. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Утверждено Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482.
7. Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров. Утверждено Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 12 августа1993 г. № 793.
8. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Принята в Париже 20 марта 1883 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 19 сентября 1968г.
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
8
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
9. Законодательное обеспечение научной деятельности в РФ:Сб. нормативных актов. – М.: НЦ Госкомвуза, 1995г.
10. Правовое регулирование инновационной деятельности в Высшей школе России: Методические рекомендации. – М.: НЦ Госкомвуза, 1995г.
11. Проблемы творчества в сфере науки и научной деятельности. – М.: НЦ Госкомвуза, 1995г.
12. Сборник нормативных актов (Рекомендации по применению порядка защиты авторских прав и прав собственности на научно-техническую продукцию в РФ при её реализации). – Москва – Саратов: Изд-во «Росвузнаука», 1993.
На первый взгляд количество нормативных актов по правовому обеспечению впечатляет. Однако при более глубоком изучении вопроса приходишь к следующим выводам:
1.) Правовое обеспечение не подкреплено финансами, методиками, информацией. Научные работники, конструкторы, технологи и другие работники инновационного цикла в России получают зарплату в десятки раз меньше, чем работники тех же профессий в промышленно развитых странах.
2.) В разработанных нормативных актах не видно применения системного подхода. На наш взгляд, следовало бы разработать систему нормативных актов по инновационной деятельности на основе разработки необходимых классификаций, системы терминов и понятий, построения дерева нормативных актов и т.д. Правовые вопросы должны быть увязаны с экономическими, управленческими, экологическими, техническими и другими вопросами.
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
9
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
2. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (регионального) либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и др. Федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах и т.д. Но документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня. ссс
Международное
сообщество
Страна
Регион (субъект Федерации)
Город
Фирма
Рис. 1. Иерархия нормативно-методического
обеспечения системы менеджмента.
Для чего нужна иерархия? Для обеспечения унификации, взаимозаменяемости и преемственности вопросов управления,
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
10
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
регламентированных на верхнем уровне, для нижестоящего уровня. В настоящее время многие вопросы управления мировыми процессами унифицированы для всех уровней управления. Но некоторые из них, например единицы измерения и понятийный аппарат в области менеджмента, маркетинга, системы коммуникации и другие, не унифицированы в рамках мирового сообщества. В одних странах действует система измерений СИ, в других – дюймовая, что очень затрудняет обеспечение взаимозаменяемости технических систем. Ширина железнодорожной колеи не одинакова, что наносит огромный ущерб странам.
Нормативно-методические документы могут быть следующих видов:
- нормативные акты и стандарты;
Методики, положения, инструкции и т.д.
В свою очередь, стандарты могут быть следующих видов:
- международный стандарт (МС);
- европейский стандарт (ЕС);
- государственный стандарт стран СНГ(ГОСТ);
- государственный стандарт России (ГОСТ Р);
- региональный стандарт (РСТ);
- отраслевой стандарт (ОСТ);
- стандарт организации, предприятия, фирмы, корпорации, союза и т.д. (СТП).
После аббревиатуры указываются цифры системы стандартов, региона, отрасли, организации и т.д., потом – порядковый номер стандарта и через тире – год утверждения стандарта. Например, ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации государственных стандартов России. Регистрация систем качества. Общие положения».
Каждый стандарт действует на уровне иерархии, утвердившей его. Например, государственные стандарты России действуют на всей территории РФ, во всех организациях, учреждениях, предприятиях независимо от форм собственности. А стандарты предприятий обязательны для исполнения только на
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
11
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
данном предприятии.
Общие вопросы управления экономикой не регламентированы в рамках мирового сообщества, приходится каждой стране решать самостоятельно, что, кроме несения дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уровне не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной системой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами решает этот вопрос, и так до уровня фирмы.
Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в обсти собственности, налоговой системы, финансов, организационно-правовых форм сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное развитие стран.
Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в том числе для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, система измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стандартов ИСО 9 000, система безопасности и международной сертификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и т.д. должны быть едиными для всех стран и соответственно для всех фирм.
Чем крупнее фирма и сложнее выпускаемая ею продукция, тем больше должно быть нормативно-методических документов по менеджменту. Увеличение количества нормативно-методических документов, правил, терминологии, норм международного характера значительно упростит построение каждой фирмой системы менеджмента, повысит эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала как главных факторов обеспечения благосостояния, повышения качества жизни.
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
12
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
3. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входит основным компонентом в систему ресурсного обеспечения.
Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:
- своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;
- улучшение использования ресурсов.
Виды ресурсов:
- трудовые ресурсы;
- материальные ресурсы;
- основные производственные фонды;
- финансовые ресурсы;
- интеллектуальная собственность;
- организационный ресурс;
- совокупные ресурсы – сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.
Наличие и состав ресурсов определяются объёмом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.
Процесс движения ресурсов включает:
- формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, работ по стратегическому менеджменту;
- использование ресурсов по одному из перечисленных направлений;
- восстановление ресурсов;
- утилизация или ресурсов.
Методы обеспечения ресурсами:
- через товарно-сырьевые биржи;
- прямые связи, аукционы, конкурсы;
- собственное производство;
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
13
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
- спонсорство и др.
Ключевым вопросом ресурсного обеспечения инновационного менеджмента является финансирование инновационной деятельности.
Финансовое обеспечение
любого хозяйствующего субъекта охватывает денежные отношения организации с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчётов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления. Система финансировании я выполняет две функции: распределительную и контрольную.
Принципы организации финансирования:
1. Чёткая целевая ориентация системы – её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений.
2. Логичность, обоснованность и юридическая защищённость используемых приёмов и механизмов.
3. Множественность источников финансирования.
4. Широта и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования.
5. Адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и её отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.
Основные задачи финансирования:
- создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения её структурно-технологической перестройки;
- сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
14
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
- создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.
В настоящее время в качестве основных источников средств
, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:
5. Финансовые ресурсы, образуемые за счёт собственных и приравненных средств (доходы и поступления).
6. Финансовые ресурсы, мобилизируемые на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций, кредитные инвестиции, финансовый лизинг, средства научных фондов, спонсорские средства).
7. Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределении (страховое возмещение по наступившим рискам; финансовые ресурсы, поступающие от отраслевых и региональных структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах; дивиденды и проценты по ценным бугамам; бюджетное ассигнование).
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
15
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
8. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И СТАТИСТИКА ИННОВАЦИЙ.
Информационное обеспечение (ИО) - важнейший элемент ИС, предназначенный для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация.
Коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными друг другу.
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
· Отправитель ~ лицо, собирающее информацию и передающее ее.
· Сообщение - закодированная с помощью символов информация.
· Канал - средство передачи информации.
· Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Этапы процесса коммуникаций;
1. Зарождение идеи.
2. Кодирование и выбор канала.
3. Передача.
4. Декодирование.
Информационное обеспечение включает совокупность единой системы показателей, потоков информации - вариантов организации документооборота; систем классификации и кодирования экономической информации, унифицированную систему документации и различные информационные массивы (файлы), хранящиеся в машине и на машинных носителях и имеющие различную
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
16
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
степень организации. Наиболее сложной организацией является банк данных, включающий массивы для решения регламентных задач, выдачи справок и обмена информацией между пользователями. В ходе разработки ИО ИС определяются состав показателей, необходимых для решения экономических задач различных функций управления, их объемно-временные характеристики и информационные связи. Составляются различные классификаторы и коды, определяется состав входных и выходных документов по каждой задаче, ведется организация информационного фонда, определяется состав базы данных.
Цель разработки ИО - повышение качества управления организацией на основе повышения достоверности и своевременности данных, необходимых для принятия управленческих решений.
Основное назначение ИО - обеспечивать такую организацию и представление информации, которые отвечали бы любым требованиям пользователей, а также условиям автоматизированных технологий.
Назначение информационного обеспечения обусловливает и требования
, предъявляемые к нему:
1.Представлять полную, достоверную и своевременную информацию для реализации всех расчетов и процессов принятия управленческих решений в функциональных подсистемах ИТ с минимумом затрат на ее сбор, хранение, поиск, обработку и передачу.
2.Обеспечивать взаимную увязку задач функциональных подсистем на основе однозначного формализованного описания их входов и выходов на уровне показателей и документов.
3.Предусматривать эффективную организацию хранения и поиска данных, позволяющую формировать данные в рабочие массивы под регламентированные задачи и функционировать и режиме информационно-справочного обслуживания.
4.В процессе решения экономических задач обеспечивать совместную работу управленческих работников и компьютера в режиме диалога.
Кроме того, информационное обеспечение решает вопросы подготовки
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
17
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
данных о производстве, сбыте, поставках, финансировании; формирования исходной информации в массивы; ввод массивов в ЭВМ, организацию машинных массивов; обеспечения управленческих задач алгоритмами и машинными программами, а также формирования выходной информации.
В связи с данными функциями к информационному обеспечению некоторые авторы предъявляют несколько иные требования:
1.однозначность представления исходных данных;
2.совместимость исходного массива с программами обработки его на ЭВМ;
3.возможность оперирования машинными носителями информации в пределах технических ограничений ЭВМ, средств оргтехники и связи;
4.непрерывное соблюдение соответствия между состоянием объектов управления и его отображением в машинных массивах;
5.идентификация объектов управления на формализованном обозначении их, установленном едиными системами ведения производственной, технической и служебной документации;
6.разработка на типовых методиках и формах работы с информацией на всех участках ее циркуляции;
7.использование типовых методик и инструкций по разработке алгоритмов и машинных программ.
Одна часть информационного обеспечения учитывает особенности взаимодействия пользователя с ПК при выполнении технологических операций по обработке информации, другая связана с организацией в компьютере различных информационных массивов, используемых для решения экономических задач и передачи данных. Поэтому в составе ИО выделяется внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение.
Внемашинное ИО включает систему экономических показателей, потоки информации, систему классификации и кодирования, документацию.
Внутримашинное ИО - система специальным образом организованных данных, подлежащих автоматизированной обработке, накоплению, хранению,
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
18
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
поиску, передаче в виде, удобном для восприятия техническими средствами. Это файлы (массивы), базы и банки данных, базы знаний, а также их системы.
Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной системе научно-технической информации»
, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997г. № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР
(Организация экономического сотрудничества и развития).
Государственная система научно-технической информации
– совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации.
Целью создания ГСНТИ
является обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.
К федеральным органам НТИ
и научно-техническим библиотекам относятся:
- Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства промышленности, науки и технологий РФ;
- Всероссийский центр межотраслевой информации Министерства экономического развития и торговли РФ;
- Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития Министерства промышленности, науки и технологий РФ;
- Всероссийский центр научной и технической информации Российской академии наук и Министерства промышленности, науки и технологий РФ;
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства промышленности, науки и технологий РФ;
- Библиотека РАН;
- Библиотека по естественным наукам РАН;
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
19
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
- отраслевые библиотеки.
Статистика науки и инноваций
, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г. На 56-й сессии Комитета по научно-технической политике ОЭСР было принято Руководство Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций.
Международные стандарты в статистике науки и инноваций
– комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике.
Отдел статистики ЮНЕСКО осуществляет систематический сбор, анализ и публикацию статистических данных о науке и технике.
С целью гармонизации категорий и определений статистики науки для представления информации в ЮНЕСКО на двенадцатой сессии её генеральной конференции в 1978 г. Была одобрена «Рекомендация по международной стандартизации статистики науки и техники» в развитие которой в 1984 г. Опубликовано Руководство ЮНЕСКО по статистике науки и техники. На основе Руководства Фраскати Рекомендации ЮНЕСКО были в 1995 г. Ещё раз уточнены (Париж).
Руководство Фраскати
редакции 1993 г. определяет основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам, их состав и границы; систему институциональных и функциональных классификаций; подходы к измерению численности персонала, занятого НИОКР, и затрат на эти цели.
Задачи информационного обеспечения инновационных процессов должны быть адекватны общим направлениям реформирования российской статистики.
Статистическая отчётность инновационной деятельности осуществляется по формам:
- № 5-нт (образцы) «Отчёт о созданных впервые в России и образцах новых
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
20
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
типов машин, оборудования, аппаратов, приборов»;
- № 5-нт (материалы) «Отчёт о созданных впервые в России новых видах сырья, материалов, веществ»;
- № 5-нт «Отчёт об освоении, сертификации и снятии с производства промышленной продукции»;
- № 18-нт «Отчёт о затратах на внедрение научно-технических мероприятий и их экономической эффективности»;
- № 4-нт (перечень) «Отчёт об использованных в производстве изобретениях и промышленных образцах»;
- № 4-нт «Отчёт о поступлении и использовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений».
Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий (основные показатели), строитеся по следующим разделам:
1. Инновационная активность предприятий.
2. Источники информации об инновациях.
3. Цели инновационной деятельности.
4. Затраты на технологические инновации.
5. Исследования и разработки.
6. Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок.
7. Технологический обмен.
8. Методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт-, процесс-инноваций.
9. Результаты инновационной деятельности.
10. Факторы, препятствующие инновациям.
В последние годы одним из важнейших технических средств обеспечения любой деятельности стала комплексная транснациональная компьютерная электронная информационная сеть Интернет (Internet).
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
21
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентное развитие страны происходит на основе следующих структурных источников экономического роста: развития на основе факторов производства, развития на основе инвестиций и развития на основе инновационной деятельности.
Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяется структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким.
Направление развития на основе инвестиций характеризуется вложением капитала не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей страны, а в их простое воспроизводство.
Развитие на основе инновационной деятельности предполагает определенный технологический монополизм, получаемый в результате собственных разработок и изобретений.
Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция) в настоящее время развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности. В России сейчас не хватает инвестиций даже на простое воспроизводство, вследствие чего растет удельный вес изношенных основных фондов, повышается их аварийность.
Экономическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, т. к. кредиты надо возвращать и с большими процентами. В России приоритет должен быть отдан развитию экономики за счет активизации инновационной деятельности с применением научных методов и подходов менеджмента. Об этом свидетельствует и опыт Японии и ФРГ, восстановивших экономику после Второй мировой войны на основе активизации инновационной деятельности.
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
22
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровне. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.
Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (регионального), либо организационного уровня. Документы нижестоящего уровня не должны противоречить документам вышестоящего уровня.
Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят в систему ресурсного обеспечения. Ключевым вопросом ресурсного обеспечения инновационного менеджмента является финансирование инновационной деятельности. Финансовое обеспечение любого хозяйствующего субъекта охватывает денежные отношения организации с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления. Система финансирования выполняет две функции: распределительную и контролирующую.
Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной системе научно-технической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 года № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития).
Без качественного комплексного обеспечения системы менеджмента фирмы по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное и эффективное функционирование.
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
23
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Менеджер по снабжению имеет предложение от трёх поставщиков о поставке комплектующих деталей (таблица). Качество комплектующих одинаково. Сроки поставки во всех случаях – одна неделя. Все поставщики предоставляют различные скидки. Оплата наличными требует взятия кредита. Процентная ставка за кредит – 9 %.
Задание:
определить самое выгодное положение.
Решение:
при сравнении предложений недостаточно сравнить только закупочные цены. В 1-м и 2-м предложениях срок оплаты поставки 14 дней, но во 2-м предложении для предоплаты необходимо брать кредит на эти 14 дней и платить проценты, т.е. цена предложения будет равна сумме закупочной цены и величине процента за неё. Величина процента рассчитывается по формуле:
α =K×D/360×c/100,
где K – величина кредита, ДЕ;
D – число дней в году, на которые берётся кредит;
с – процентная ставка за кредит.
Условия поставок |
Значения, ДЕ |
1-е предложение
|
Форма оплаты – безналичный расчёт
Срок оплаты – 14 дней
Транспортные расходы включены
Прейскурантная цена (440)
- минус 5 % скидки за объём поставки
Целевая закупочная цена
- минус 2 % скидки за комплектность поставки
Закупочная цена
|
440-22=418-8,36=409,64
|
2-е предложение
|
Форма оплаты – предоплата за наличный расчёт
Срок оплаты – 14 дней
Транспортные расходы включены
Закупочная цена (416)
|
416
|
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
24
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
3-е предложение
|
Форма оплаты – безналичный расчёт
Срок оплаты 30 дней
При уплате в течение 14 дней предоставляется скидка
Прейскурантная цена (410,0)
- минус 2 % скидки за объём поставки
Закупочная цена при оплате наличными
- плюс фрахт транспортных средств (13,0)
Закупочная цена
|
410-8,2 = 401,8+13 = 414,8
|
Для 1-го предложения: Цена предложения = Цена закупочная = 409,64 ДЕ
Для 2-го предложения: Цена предложения = Цена закупочная + % за кредит = 416 + [(416×14×9) / (360×100)] = 417, 456 ДЕ.
Для 3-го предложения: Цена предложения = Цена закупочная = 414,8 ДЕ.
Наиболее выгодным является первое предложение.
Ответ: наиболее выгодное – третье предложение.
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
25
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Илышев А.М. Учёт и анализ инновационной и инвестиционной деятельности организации: учебное пособие/ А.М. Илышев, Н.Н. Илышева, И.Н.Воропанова. – М.: КНОРУС, 2005. – 240с.
2. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов экономического факультета, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)», 080507 «Менеджмент организации»./ Брянск. гос. инж.-технол. акад. Сост. И.Н. Лямцева – Брянск: БГИТА, 2009. – 220с.
3. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Б.Н. Чернышева. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Вузовский учебник, 2008 - 464с.
4. Хотяшева О.М.Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 384с.
5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 6-е изд. – СПб.: Питер, 2008- 400с.
|
Кр-2068029-060800-08-2.257
|
Лист |
26
|
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
|