Реферат: Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей
Название: Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||
Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы I."Конвенция ООН о правах ребенка" помогает правильно определить роль сторон, участвующих в воспитании подрастающего поколения. Так в ст. 27 п. 2 и 3 говорится: "Родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых возможностей, условий жизни, необходимых для развития ребенка"; а "Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права…" Иначе, родители – главные воспитатели, а государство, в лице школы и других общественных институтов, призвано помочь родителям в воспитании детей. Сегодня мало использовать традиционные формы работы с семьей. Современная жизнь диктует новые подходы, новые пути к решению проблемы сотрудничества педагогов и родителей: 1) Семья для педагогов не должна выступать лишь как объект воздействия. 2) Семья для ребенка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. И вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Но, увы: довольно часто воспитание в семье не помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет "рассмотреть" особенности каждого ученика. II. В современном обществе проблема воспитания ценностных ориентаций будущих граждан России остается одной из самых актуальных для системы образования. Ценностные ориентации выполняют первостепенную регулятивную функцию в обществе, лежат в основе мировоззрения и концептуальных установок. Они активно влияют на развитие общественного интеллекта, составляют основу деятельности и отношений людей. Сформированность ценностно-смысловой компетентности позволяет учащимся эффективно познавать и адекватно оценивать самого себя, других людей, окружающий мир. В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин "способные дети". Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные. Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. По своей природной сути большинство детей – талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Упоминание о детской одаренности вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения. Обычно, услышав или прочитав о какой-либо психологической проблеме, мы довольно часто вольно или невольно примериваем ее на себя. У многих родителей "примеривание" одаренности рождает неуверенность и сомнение, а вслед за этим нередко и отторжение – "это не про меня и к моему ребенку отношения не имеет". Но именно родители способны многое сделать для того, чтобы повысить умственный, творческий потенциал собственного ребенка. Одной из приоритетных составляющих сферы общечеловеческих ценностей, формируемых в системе образования, является ценность семьи. Очень важно показать подрастающему поколению, насколько семья взаимосвязана со всеми сферами человеческой жизни. Я считаю, что для выявления и развития одаренности творческого вида наиболее подходит внеурочная деятельность. А формой работы с семьей в этом направлении выбираю семейные праздники, т. к. и детям и родителям они очень нравятся. III. Цель праздников : создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности. Задачи: 1) Актуализация семейных ценностей (дети значимы для семьи – любимы и принимаемы всегда; родные люди всегда готовы прийти ребенку на помощь, оказать личную поддержку) 2) Создание условий для активного взаимодействия взрослых и детей; 3) Содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию интерактивных форм сотрудничества в триаде "учитель – ученик - родитель" во внеурочной деятельности; 4) Выявление и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений; 5) Создание ситуации успеха для каждого ребенка; 6) Воспитание в детях чувства уважения к взрослым, самостоятельности и ответственности. Для решения поставленных задач мы совместно с родителями определили следующее содержание: - Классный коллектив делится в начале обучения на микрогруппы – "команды". - Подготовка и проведение семейных праздников осуществляется по двум принципам: ЧТП (чередование творческих поручений), КТД (коллективное творческое дело). Классификация семейных праздников представлена в таблице 1. Таблица 1
Планирование моей работы вывелось в двух направлениях: 1) Предварительная работа с детьми; 2) Предварительная работа с родителями. Этапы работы представлены в таблице 2. Таблица 2
Результаты моей работы: - Повысилась активность родителей: на наши праздники в конце года приходят всей семьей: и родители, и бабушки с дедушками, и братья с сестрами. - У родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников. Свои праздники мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями. - У детей сформировалось понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка. - Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости. - Реализация творческого потенциала детей (и родителей тоже!) - Овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса. - Повышение активности участия родителей в управлении жизнедеятельностью школы. - Развитие социального интеллекта. - Динамика личностного роста обучающихся. - Формирование социально- активной жизненной позиции учащихся через участие в делах школы, города.. V.Наиболее трудно организовать взаимодействие с родителями в начале обучения – т. е. в I полугодии I класса. Родители еще не все освоились, не все подружились… Попытки занять позицию "наблюдателя" - это сложности при подготовке праздников. Во время проведения мероприятий ситуация повторяется: взрослые – вновь "наблюдатели". Но в данной ситуации они наносят огромный вред своему собственному ребенку (отказываясь сесть за стол, принять участие в конкурсах и т.д. и т. п.). В таких случаях мне, как педагогу, приходится индивидуально беседовать с родителями, добиваться взаимопонимания в данном вопросе. VI. Проведенная мной работа позволяет сделать следующие выводы: 1. Новый подход к организации и проведению праздников позволил по-новому подойти к решению проблемы сотрудничества семьи и школы. 2. Праздники дают большие возможности для решения воспитательных задач в работе с родителями. 3. Активное участие в праздниках помогает родителям по-новому взглянуть и на своего ребенка, и на сам процесс образования в целом. Участие помогает им: - Преодолеть авторитаризм и взглянуть на мир с позиции ребенка; - Относиться к ребенку как к равному; - Понять, что недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми: если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личному росту; - Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их; - Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; - Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком; - Развивать способности своего ребенка. Продолжая работать в данном направлении, я планирую некоторые изменения: 1) регулярно проводить мониторинг эффективности образовательного процесса; 2) овладеть методиками определения детской одаренности и совместно с родителями составлять индивидуальные "карты одаренности". "Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят..."Шалва Амонашвили |