Реферат: Экономика стран Европейского Союза ЕС

Название: Экономика стран Европейского Союза ЕС
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Северный (Арктический) федеральный университет
Кафедра экономики
(наименование кафедры)
Медникова Ирина Николаевна
(фамилия, имя, отчество студента)
Заочный факультет курс 3 специальность 080507.65
шифр 98-мн-09 вариант № 8
Почтовый адрес:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине Мировая экономика
На тему Экономика стран Европейского Союза (ЕС)
(наименование темы)
Отметка о зачёте
(дата)
Руководитель
(должность) (подпись) (и.,о., фамилия)
(дата)
Архангельск
2010

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5
1. Место и роль ЕС в мировой экономике 6
2. Природно-ресурсный, трудовой, производственный, научно-технический и финансовый потенциал ЕС 10
3. Специфика экономики ведущих стран ЕС (Великобритания, Италия, Франция, ФРГ) 14
4. Основные этапы осуществления, современное состояние и перспективы интеграционного процесса в рамках ЕС 18
5. Перспективы и проблемы расширения ЕС на рубеже XX-XXI веков 21
Заключение 24
Список использованных источников 25

ВВЕДЕНИЕ

Европейский Союз объединяет 27 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания своих граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономического социального единства и учреждения экономического и валютного союза.Создание единого рынка для более, чем 470 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики безопасности. [1]

1. МЕСТО И РОЛЬ ЕС В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

На рубеже XX-XXI веков международные отношения переживали глубинные трансформации. Падение Берлинской стены и завершение “холодной войны” открыли принципиально новые перспективы формирования демократического и справедливого миропорядка. Формула “два мира - две системы” сменилась формулой многополюсного мира, определяющей и мировой порядок, и новую архитектуру Европы. Одним из наиболее ярких проявлений специфики современных международных отношений являются глубинные интеграционные процессы, особенно присущие странам Западной Европы.

Наиболее развитой интеграционной группировкой настоящего времени справедливо считается Европейский союз. ЕС занимает особое место в мировом хозяйстве. Опыт европейского интеграционного объединения, воплотившийся, в том числе, в политике ЕС, особенно важен, он должен учитываться и анализироваться и для развития практики отношений с Европой и для проведения реформ в самой России. Таким образом, в современных условиях анализ наднациональной политики ЕС является особенно важным и актуальным.

ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией.

Европейский Союз - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.

Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

Европейский инвестиционный банк предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС. Европейский социальный фонд регулирует продвижение рабочей силы в рамках ЕС. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства финансирует рыночные интервенции в рамках общей сельскохозяйственной политики. Европейский фонд регионального развития - организация, ответственная за реализацию региональной политики ЕС, в том числе по вопросам расширения членства в ЕС. [2]

История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.

Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности.

Датой образования Европейского союза считается 1957 год, когда вышеуказанные страны подписали в Риме документ, получивший название "Римский договор". Фактически это два договора: один об учреждении Европейского экономического Сообщества (ЕЭС), другой - об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган - Комиссия ЕЭС-Евратом. В 1967 году произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. До 1993 г. эта интеграционная группировка носила название "Европейские Сообщества" (ЕЭС).

В соответствии с замыслами организаторов ЕЭС развитие интеграционных процессов должно было привести к образованию таможенного союза и единого (общего) рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а в перспективе - к образованию политического объединения. В соответствии с этим планом, развитие данной интеграционной группировки прошло ряд этапов, для которых был характерен переход от низших (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим формам взаимодействия (экономический и валютный союз).

К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. ЕЭС стало от своего имени проводить переговоры и заключать соглашения по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. В начале 60-х годов была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на создание льготных условий для деятельности местных фермеров.

Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов. Начало процесса формирования сегодняшнего ЕС было основано на экономическом прагматизме, который был направлен на экономическую стабилизацию, реформу хозяйственной структуры, ликвидацию технологического отставания от США.

В 70-е годы происходит процесс активизации политической интеграции в Западной Европе в виде документов и практических институциональных преобразований. Документ ЕЭС “Облик Европы” (1973 г.) предполагал преобразование межгосударственных отношений в надгосударственные. Расширяются прерогативы Европарламента, который избирается прямым голосованием (1979 г.).

С марта 1979 года начала действовать Европейская валютная система, объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы.

В 1987 году вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран.

В целом эти задачи были выполнены, и в феврале 1992 года в г. Маастрихте был подписан договор о Европейском Союзе. Поэтому с 1993 года ЕЭС именуется Европейским Союзом или ЕС. Этот договор предусматривает постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический. [9]

Новая фаза активной политической интеграции, начавшаяся в 90-е годы прошлого столетия, продолжается до настоящего времени. Европейское сообщество трансформируется в Европейский Союз (1992 г.). Политическую основу этого интеграционного объединения составляют следующие компоненты: общий рынок, общая внешняя политика и политика безопасности, правосудие и юстиция. Затушеванный параллелизм экономической и политической интеграции предшествующих этапов трансформируется в экономико-политическую конвергенцию. Ставится задача реконструкции институтов Сообщества, превращения его в “политическую силу”, “супергосударство”, обновления институциональной системы на федеральной основе. Европейское пространство в масштабах Сообщества рассматривается не только как географическое, социально- экономическое, но и как политическое пространство.

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом (ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле. Кроме того, большинство других европейских стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т. п. В результате все государства региона в той или иной мере подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС.

Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного ВМП (20% по покупательной способности валюты) и 6,3% населения мира. Значительно превосходя США по численности населения, ЕС уступает им по общему объему ВВП и в производстве ВВП на душу населения. [1]

2. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ, ТРУДОВОЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕС

Укреплению единства стран западноевропейского региона способствуют и некоторые природные факторы, прежде всего территория. Европа – часть света, образующая вместе с Азией материк Евразию. Здесь представлены все климатические зоны – от субарктической до субтропической и, соответственно, все возможные виды хозяйственного использования территории – от оленеводства в холодной Лапландии до выращивания субтропических культур в Средиземноморье и Закавказье.

При характеристике географического своеобразия Европы обычно отмечают три главные его черты:

1) относительная компактность территории, что делает европейские страны близкими соседями;

2) приморское положение большинства европейских стран, что определяет преобладание мягкого и влажного морского климата;

3) наличие сухопутных и морских границ между европейскими странами, что благоприятно для развития международного сотрудничества.

Минерально-сырьевые ресурсы Западной Европы, по современным оценкам, скромны, хотя в прошлом они играли существенную роль в ее индустриализации. Наличие месторождений каменного угля и железной руды послужило важным стимулом экономического роста Великобритании, Германии, Франции и Бельгии. Сегодня экспортное значение (и то в основном для западноевропейского региона) имеют лишь недавно открытые месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря и природного газа на территории Нидерландов. Однако и они в перспективе вряд ли смогут удовлетворить потребности стран Евросоюза в энергоресурсах.

По запасам воды на душу населения Европа занимает промежуточное положение между «богатыми» (Австралия, Южная Америка) и «бедными» (Азия, Африка) в этом плане континентами. Но в некоторых районах Европы, особенно в крупных городах, проблема чистой питьевой воды является одной из наиболее острых.

Западная Европа не обладает большими лесными богатствами. Однако средние показатели использования лесов сегодня колеблются от 6 % в Ирландии до 66 % в Финляндии (в Швеции и Финляндии леса – одна из основ всего экономического комплекса, в частности экспорта).

В целом природные условия Европы весьма благоприятны для жизни и деятельности людей. К тому же в ходе длительной истории эти природные условия постоянно преобразовывались. Характерной чертой является «наслоение эпох» – присутствие объектов природных и созданных человеком, сочетание старого и нового.

Но природные условия Европы имеют и минусы. Наиболее существенный из них – нехватка многих видов минеральных и других ресурсов. Падение потребления угля в сравнении с другими видами топлива, а также истощение многих европейских угольных бассейнов (например, в Бельгии и Франции), появление новых источников энергии резко изменили ситуацию в топливно-энергетическом хозяйстве. Большинство западноевропейских стран не располагают собственными крупными месторождениями нефти и природного газа и вынуждены импортировать их.

Во всем мире Европа славится своими историческими памятниками. Старинные города, замки и парки посещают миллионы туристов со всех концов света. Конечно, привлекает и природа: пляжи Нормандии и Средиземноморья, горнолыжные трассы в Альпах и Пиренеях и т.п. [4]

В последние десятилетия в западноевропейских странах происходят огромные изменения в сфере финансовых ресурсов. Этот процесс, который нередко называют финансовой революцией, оказывает большое влияние на процесс объединения Европы. Прежде всего необходимо отметить увеличение роли финансовой деятельности в жизни ведущих европейских стран. Главной причиной этого являются производственно-технический прогресс и интернационализация экономики. Создание ЭВМ и новых средств связи стимулировали развитие разнообразных финансовых институтов, сформировавших за короткое время международные рынки ценных бумаг.

Огромный рост значения финансов также связан с расширением торговли и «финансовой инженерии» предприятий, в деятельности которых появились новые инструменты, позволяющие расширить операции с ценными бумагами.

Важную роль в развитии финансовой сферы сыграло возрождение значения ренты. За счет использования ренты, акций и других финансовых инструментов состояния тех, кто в последние десятилетия сумел воспользоваться обстоятельствами, ежегодно увеличивались. В итоге финансовые доходы многих семей в западноевропейских странах стали составлять около 20 % их общих доходов.

«Финансовой гипертрофии» в западноевропейском обществе содействовало также неравномерное распределение доходов между отдельными странами и различными группами населения. В условиях экспансии кредита, усиливающей значение «финансового капитализма», возрастает роль руководителей предприятий, которые максимально используют сложившуюся ситуацию в своих интересах.

Большие изменения происходят в организации финансовых рынков. Традиционно в Западной Европе существовала двойственная структура, включавшая национальные рынки, где совершались операции между местными резидентами, и иностранные рынки как часть национальных, где функционировали иностранные или смешанные кредитно-финансовые институты. Общей их чертой являлась регламентация деятельности рынков со стороны государств, на территории которых они размещались, контроль, часто жесткий, уполномоченных органов власти. Развитие финансовой глобализации, рост международных перемещений фондовых ценностей привели к возникновению так называемых чистых международных рынков, т.е. рынков, полностью свободных от государственного регулирования. За ними закрепилось название еврорынков.

Развитие «чистых» рынков, рост операций с евровалютами были характерны для первого этапа развития европейской интеграции. Сегодня огромная роль в объединении Европы принадлежит единой европейской валюте – евро. Она уже серьезный конкурент доллару на международной арене, стала второй мировой валютой, обслуживающей торговые связи между странами, международные потоки капитала, мировые финансовые рынки.

В европейских странах евро решительно побеждает доллар. Удалось потеснить доллар и на рынках развивающихся стран, включая Латинскую Америку. Руководители Евросоюза отмечают, что только с введением евро американцы начали всерьез размышлять о реальности создания Объединенной Европы.

Роль единой европейской валюты определяется общим экономическим и финансовым потенциалом стран Евросоюза. В случае роста курса евро его международное использование будет также расти. С этим, в частности, связаны попытки ряда руководителей ЕС с целью усиления роли евро осуществить реформу современной организации международной валютно-финансовой системы. [7]

По расходам на научные исследования и конструкторские разработки страны Евросоюза пока уступают США, но европейцы стремятся усилить свои позиции в этих сферах. Одним из ярких показателей происходящих изменений является активизация такой формы интеграции науки и производства, как создание технополисов. Действуют научно-промышленные парки и комплексы (типа биотехнологического и электронного) вокруг Кембриджа (в последние годы здесь возникло более 200 новых компаний и фирм), комплекс «Sophie-Antipolice» около Ниццы, «Isarvalley» около Мюнхена (назван по аналогии с «Silicon Valley» – «Силиконовой долиной» в Калифорнии). Научно-промышленные парки способствуют развитию новейших отраслей и высоких технологий. [6]

3. СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИКИ ВЕДУЩИХ СТРАН ЕС (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ИТАЛИЯ, ФРАНЦИЯ, ФРГ)

Страны Евросоюза принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой, но различаются, в частности, и по размерам государственной собственности. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения от 2-го до 44-го места среди стран мира. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности страны Союза делятся на несколько групп.

Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые страны — ФРГ, Францию, Италию и Великобританию, в которых сосредоточено свыше 50% населения и 70% совокупного ВВП. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона. [7]

Страной классической национализации называют Францию. Здесь государство всегда играло важную роль в экономике, хотя доля его участия постоянно менялась.

Сейчас Франция вступила на путь неолиберальной революции. Через сокращение государственного сектора правительство стремится повысить экономическую эффективность предприятий, уменьшить бюрократизацию экономики, найти возможности для пополнения государственных финансов. Предпринимательская деятельность государства сокращается и под воздействием процессов экономической интеграции.

За последние 25 лет государственный сектор французской экономики существенно сократился, хотя и сегодня его размеры весьма значительны. В 2004–2005 гг. началась частичная приватизация предприятий энергетики, а также реформа управления железными дорогами. К середине 80-х годов XX в. общий объем капиталов государственных банков достиг 90 % всех ресурсов банковско-кредитных учреждений. Финансовая приватизация уменьшила долю государства не менее чем в 3–4 раза, хотя и в настоящее время оно продолжает активно участвовать в банковско-кредитной деятельности.

В военной сфере на долю государства приходится примерно половина оборонных предприятий Франции. В некоторых сферах (сухопутных родов войск, ряд судостроительных компаний, производства бронетанковой техники, орудий) государству принадлежит монополия на обеспечение потребностей французских вооруженных сил. Особенно велика роль государства в финансировании военных научных исследований.

В целом на долю государственного сектора сегодня приходится до 20 % национального достояния страны. Французская система смешанной экономики представляет собой дозированное соединение рыночного и государственного секторов.

В Германии исторически сложилась ситуация, когда множество хозяйственных объектов находится в полной или частичной собственности государства. В отличие от Франции, в ФРГ никогда не проводилась национализация отдельных отраслей промышленности. В различные периоды своего существования германское государство строило или выкупало у частного предпринимателя железные и автомобильные дороги, радиостанции, почту, телеграф и телефон, аэродромы, каналы и портовые сооружения, электростанции, военные объекты и большое число промышленных предприятий, главным образом в отраслях добывающей и тяжелой промышленности. В собственности государства оказались также значительные земельные угодья, денежные средства, золотовалютные резервы, имущество за рубежом.

Из всей государственной собственности наибольшую роль в экономике ФРГ играют два отраслевых комплекса: объекты инфраструктуры, обеспечивающие условия для расширенного воспроизводства, а также промышленные и энергетические предприятия, большинство из которых объединено в государственные концерны.

В последние десятилетия в Германии, как и в других европейских странах, предпринимательские функции государства уменьшаются. Переход к новым формам регулирования экономики сопровождается определенным сокращением госсектора – через продажу акций на фондовых рынках. Но и сегодня удельный вес госсектора в германской экономике довольно высокий. К тому же для ФРГ характерна частичная приватизация госпредприятий, т.е. превращение их в смешанные компании.

Подобные процессы развиваются и в Италии. Здесь мощный государственный сектор сформировался еще до начала Второй мировой войны, но особенно заметно он вырос в первые послевоенные годы. В это время возникли крупные государственные объединения в нефтегазовой и химической промышленности, в электроэнергетике, расширилась деятельность крупнейшего государственного холдинга – Института реконструкции индустрии.

Неолиберальная революция в Италии сопровождается возникновением смешанной экономики, когда определенная доля капитала государственных предприятий передается частным собственникам. Государство продолжает активно участвовать в экономической жизни, предоставляя различные льготы и кредиты частным компаниям, ведет разнообразную социально-экономическую деятельность.

Великобританию многие экономисты относят к группе стран «англосаксонского» капитализма. Кризис, а затем и крах колониальной империи, расстройство внешнеэкономических связей, упадок промышленности в результате Второй мировой войны вынудили английские власти в большем масштабе, чем до начала войны, заняться экономикой. Впоследствии существование большого государственного сектора усилило тенденцию к бюрократизации хозяйственной жизни. Именно Великобритания выступила инициатором проведения так называемой неолиберальной революции. В результате приватизации, которая проводилась с конца 70-х годов XX в. в течение 10 лет, доля государственного сектора в британской экономике сократилась примерно вдвое. Но и на современном этапе государство играет важную роль в финансировании капиталовложений, стимулировании развития науки и новейших отраслей производства, осуществлении социальной политики.

Как и для других стран Евросоюза, для Великобритании характерна практика государственно-частного партнерства. В 90-е годы XX в. в Великобритании было реализовано проектов такого партнерства на 40 млрд долл. (строительство тоннеля под Ла-Маншем, прокладка веток лондонского метро и др.). [5]

В Германии, Франции, Италии и других западноевропейских странах широкое развитие получили разнообразные формы государственного регулирования экономики. Огромных размеров достигли, например, объемы государственных бюджетов, расходы на науку. Государство выступает в качестве одного из главных заказчиков и потребителей товаров и услуг, участвует во внешней торговле, оказывает разностороннюю помощь экспорту частного капитала.

Но, пожалуй, наиболее характерной особенностью государственной регулирующей функции в странах так называемого рейнского капитализма является широкое распространение теории и практики экономического программирования, которое сочетает текущее регулирование экономических процессов с перспективной координацией экономического развития на основе составления и реализации общенациональных экономических программ. Бесспорно, объективной основой такого программирования выступает процесс «огосударствления» промышленности и других сфер экономики. Большие размеры государственного сектора в экономике создают предпосылки для его планомерного развития. Программирование – отражение этого процесса. И оно связано не только с ростом обобществления производства.

В программировании находят отражение интересы всех слоев общества, особенности развития страны на том или ином этапе. На начальном этапе программирование было призвано содействовать экономическому и политическому возрождению потерпевших поражение во Второй мировой войне стран, укреплению их международных позиций. [8]

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ЕС

Мировая практика показывает, что национальные хозяйства сближаются поэтапно, переходя от простой стадии интеграции к более сложной по схеме: зона свободной торговли → таможенный союз → общий рынок → экономический и валютный союзы → полная экономическая и политическая интеграция.

Первым импульсом для создания зоны свободной торговли, а также общего рынка стал Парижский договор (1951 г.), установивший первую форму секторального объединения, отнесенного к рынку угля и стали. Зона свободной торговли, означающая упразднение таможен, а также нетарифного ограничения и двойного тарифного обложения в торговле между странами-членами, начала действовать только спустя восемь лет после подписания Парижского договора, когда 1 января 1959 г. были снижены таможенные тарифы между странами, входившими в состав Европейского экономического сообщества. Зона свободной торговли создавалась до 1968 г., когда вступил в силу таможенный союз. В этот период в 1957 г. в Риме были подписаны договоры о создании ЕЭС и ЕВРАТОМ, и в них описывался механизм про ведения объединения в два этапа – таможенный союз и общий рынок. Созданию зоны свободной торговли способствовало (а точнее – ее упреждало) введение преференций в торговле, которые частично исключали таможенные сборы в торговом обороте вплоть до получения конечного результата – нулевой таможенной ставки внутри ЕЭС, что произошло по прошествии десяти лет от момента начала экономической интеграции.

Различные фазы интеграции в неявном виде перекрывают друг друга, реализуются различные их элементы, которые в долгосрочной перспективе дополняют друг друга.

С точки зрения общих целей экономической интеграции зона свободной торговли служила кроме всего прочего снижению уровня цен. Как известно, таможенные сборы являются важным элементом ценообразования. С большой долей обобщения и не вдаваясь в подробности микро- и макроэкономического анализа, можно сказать, что глобальный эффект этой фазы объединения выразился в росте общего благосостояния потребителя, решении вопроса выбора производителя и при этом нашел выражение в увеличении уровня продукции (понижение стоимости продукции) и уровня товарооборотов.

В настоящее время не подлежит сомнению: динамические эффекты таможенного союза многообразны и неоспоримы. В рамках интеграционной группы участие в таможенном союзе влияет на рост национального дохода и рыночной конкуренции, а вместе с ростом производства наступает снижение средней себестоимости. Это участие благоприятствует также демонополизации. Иначе говоря, торговая либерализация в условиях таможенного союза приводит к изменениям в существовании монопольного и даже олигархического производителя, т.е. способствует дроблению или ограничению деятельности монополии. [9]

Общий рынок – определение очередного этапа евроинтеграции. Установление общего рынка как одной из важных целей и одновременно очередного этапа интеграции было заложено в ст. 2 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества. При этом было оговорено, что данный процесс должен проходить эволюционно в течение 12 лет, т.е. до 1969 г. Однако само понятие общего рынка определялось только в очень общих чертах, как некая территория, в рамках которой осуществлена свобода перемещения факторов производства или реализованы так называемые четыре свободы: перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Следствием размытости этого понятия был недостаток описания конкретных инструментов или установления способов осуществления такой формы интеграции. Фактически же не произошло создания общего рынка, процесс интеграции остановился на этапе таможенного союза. [6]

Одним из главных инициаторов всех дел выступал тогдашний председатель Еврокомиссии Жак Делор. По его инициативе комиссия выпустила "Белую книгу". Этот документ содержал кроме всего прочего подробный анализ препятствий на пути создания общего рынка, в нем же был перечислен инструментарий для необходимых изменений. Одобренная Европейской комиссией и принятая на саммите в Милане в июне 1985 г. "Белая книга" послужила основой реальной программы создания общего рынка, совпавшей с реформой основополагающих договоров сообществ, главным образом Римского договора, которым и было положено начало создания ЕЭС. Принципы институциональных и политических изменений и необходимых импульсов для развития нашли окончательное выражение в Едином европейском акте, подписанном в 1986 г. всеми странами – членами Европейских сообществ. Понятие общего рынка в этом акте было заменено понятием внутреннего рынка, который описывался как пространство без внутренних границ. Потребовалось почти 30 лет, чтобы концепция общего рынка (внутреннего рынка) в полной мере стала реальностью.

Образование в 1957 г. общего рынка положило начало формированию в Западной Европе регионального экономического комплекса со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. С 1993 г. отношения между странами ЕС основываются на договоре о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), в соответствии с которым учреждается политический союз, означающий проведение общей внешней политики, политики в области безопасности, сотрудничество в области правосудия, внутренних дел и в социальной сфере. Этот договор ввел единое гражданство. В составе 14 стран создан валютный союз — Еврозона.

Замена традиционных двусторонних отношений многонациональными находится на начальном этапе. Тем не менее увеличивающаяся интеграция производства, сложившийся механизм экономического сотрудничества обеспечивают Европейскому Союзу важную роль в мировой экономике и политике в качестве единого хозяйствующего субъекта. [1]

5 ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ ЕС НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

Для набирающей силу скептической точки зрения относительно дальнейшего расширения ЕС определенное значение имеет экономический аргумент: заявки с просьбой о вхождении в ЕС поступают от стран с относительно низким уровнем развития экономики, слабой технической инфраструктурой, низким по сравнению со среднеевропейским уровнем ВВП. Эти страны по большому счету не отвечают установленным в ЕС критериям принятия новых членов. Таким образом, достижение экономического единения и равномерного развития всех стран – членов ЕС становится все более проблематичным, а цена расширения может негативным образом сказаться, например, на формировании общего бюджета ЕС, что в результате будет оказывать сдерживающий эффект на темпы развития ЕС в целом. В этом случае может начать играть более значимую роль принцип "усиленного сотрудничества" стран – членов ЕС с более высоким экономическим потенциалом. Тогда в полной мере проявит себя формула "разноскоростной интеграции". В этом случае следует принять во внимание существенную проблему: при большом количестве стран, входящих в ЕС, со все более и более разнящимся уровнем экономического развития предложенная формула фактически означает дифференциацию темпа интеграции (либо дифференциацию степени интеграции в данных областях) в группах стран – членов ЕС: одни государства быстрее реализуют цели объединения, другие – медленнее. Одни государства находятся как бы в привилегированном положении – быстрее достигают цели и быстрее получают от этого экономические выгоды. Другие же – в более худшем положении. Это не только проблема так называемого членства "второго сорта", или неравноправного партнерства, второразрядного и урезанного, особенно когда речь идет о процессе принятия решения в выработке согласованной интеграционной политики или их положения в институциональных органах Европейских сообществ (в Европейском Союзе). В конечном счете практическая реализация такого сценария евро-интеграции в большом масштабе влечет за собой фундаментальную угрозу: региональная экономическая интеграция становится половинчатой, и ее суть оказывается подорванной. Это возможно в том смысле, что отдельные страны – члены ЕС с разной скоростью и в разных сферах будут участвовать в реализации отдельных фаз экономической интеграции. В результате в долгосрочной перспективе достижение регионального экономического объединения становится призрачным. [3]

Дальнейшее расширение Европейского союза открыто для любой европейской демократической страны со свободным рынком, имеющей желание и возможности для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС. С момента основания Евросоюза как Европейского объединения угля и стали в 1952 году прошедшие расширения увеличили число стран-участников с шести до двадцати семи. Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре (статья 49). Является ли страна европейской определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС.

В настоящий момент четыре страны имеют статус кандидата: Исландия (подала заявку в 2009 году), Македония (в 2004), Турция (в 1987) и Хорватия (в 2003), при этом Македония ещё не начала переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое уже вступило в силу для Албании, Македонии, Хорватии и Черногории и которое обычно предшествует подаче заявления на членство. Черногория, Албания и Сербия также подали заявление в декабре 2008, апреле 2009 и декабре 2009 соответственно, но Европейская комиссия ещё не вынесла по ним решений. Прозвучали мнения, что заявку Сербии могут рассмотреть в октябре 2010 года, а Черногория и Албания могут стать кандидатами на вступление уже в ноябре 2010 года. Стоит отметить, что Черногория является второй после Хорватии по уровню соответствия Копенгагенским критериям, и, согласно предположениям экспертов, её вступление может произойти до 2014 года.

В случае Восточной Европы Хизер Грейб, представитель Центра европейских реформ, сказала: «Белоруссия слишком авторитарна, Молдова слишком бедна, Украина слишком велика, а Россия слишком страшна для ЕС, чтобы рассматривать их потенциальное членство в ближайшее время». Тем не менее, все страны Восточного партнёрства в той или иной степени проявили интерес к вступлению в ЕС в долгосрочной перспективе.

После вступления в ЕС стран-новобранцев процессы углубления интеграции распространяются на всю новую территорию ЕС. По мнению российских экономистов О. Буториной и Ю. Борко, высказанному несколько лет назад, "переход к Экономическому и валютному союзу сопряжен с такими трудностями, требует таких усилий и расходов, что как раз на переходном этапе расширение становится если не препятствием, то, по меньшей мере, "тормозом". Теперь, после вступления новых государств в ЕС, эта точка зрения выглядит еще более правомерной.

Все ближайшие 20 лет институтам ЕС придется решать задачу координации макроэкономической политики трех групп государств: членов ЭВС, участников единого внутреннего рынка и новичков, находящихся в процессе адаптации. И все это время одним из основных направлений политики ЕС будет содействие процессу реальной конвергенции трех десятков стран, который, по сути, начинается заново и займет, видимо, не меньше трех десятилетий. Цена этой политики будет измеряться сотнями миллиардов евро.[7]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объединяясь в Европейский Союз, страны – участницы руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.

Безусловно, последние расширения ЕС внесли новые элементы в интеграционные процессы в этой группировке, они уже не будут такими, как они были до расширения. Еще до принятия новых членов в ЕС-15 стала очевидна разнородность Сообщества, что потребовало дифференциации при осуществлении отдельных видов политики. В частности, 15 стран разделились на тех, которые участвуют в Экономическом и валютном союзе (12 государств), и тех, которые не участвуют (Великобритания, Дания, Швеция). Однако это пока считается "внешним исключением", и такое положение не привело к расколу группировки. В Сообществе, состоящем из 27 государств – а в перспективе количество членов еще возрастет, необходимость дифференциации еще увеличится. Такая ситуация создает потребность изменений в интеграционных концепциях Евросоюза. Развитие "разноскоростной" интеграции, имевшее место и в формате ЕС-15, принимает еще более ярко выраженные формы в расширившемся Европейском Союзе, где одним участникам отведена роль впереди идущих локомотивов, а другим – прицепных вагонов. [6]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник – М .: Юристъ, 2001 – 368 с.

2. Кудров В.М. Мировая экономика.- М. БЕК,1999.Гл.7.

3. Курочкин Д. Н. Евро: новая валюта для Старого Света: Проблемы становления и перспективы развития Европейского экономического и валютного союза. – Минск: Европейский гуманитарный университет, 2000 – 270 с.

4. Ломакин В.К. Мировая экономика.-М.:ЮНИТИ,1998.Гл.22.

5. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран. С-Пб.:Изд-во Михайлова В.А.,2000.Гл.6.

6. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика.Т.1.-М.:Экономика, 2001.Гл.11.

7. Черников Г.П. Европа на рубеже XX-XXI вв.,2000. Гл.2.

8. Мировая экономика. / Под редакцией проф. А.С.Булатова. Юристъ,1999,Гл.17.

9. Мировая экономика/Под ред.д.э.н., проф.И.П.Николаевой.:ЮНИТИ, 2000.Гл.14.