Реферат: Доходы территориальных бюджетов
Название: Доходы территориальных бюджетов Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат |
Вопрос №1: Доходы территориальных бюджетов. Преимущества и недостатки бюджетного регулирования. Доходы территориальных бюджетов. Доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Собственные, или закрепленные доходы - это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основа собственных доходов - местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе. Собственные доходы не являются основным источником формирования территориальных бюджетов. В 1994 г. Их удельный вес составил 21%. Регулирующие доходы - это вся совокупность средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это средства, передаваемые вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения. Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов. Схема регулирующих доходов дана на Рис.1
Рис.1 В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы» в число главных регулирующих налогов входят отчисления от: -НДС; -акцизов; -налога на прибыль (доход) предприятий; -подоходного налога с физических лиц. Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами в зависимости от общей суммы территориального бюджета и объема их собственных доходов. Отчисления от регулирующих налогов занимают по объему и экономическому значению ведущее положение в доходах территориальных бюджетов. Преимущества существующей системы регулирования территориальных бюджетов состоит в следующем: · обеспечивает необходимыми средствами территориальные бюджеты независимо от производительности местных источников; · способствует выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц; · стимулирует территориальные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов. Недостатки системы в основном заключаются в субъективизме при формировании регулирующих доходов территориальных бюджетов. Т.е. величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выбор тих состава не всегда производится объективно. В дальнейшем планируется этот недостаток устранить введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Что касается дотаций и субвенций как методов наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов, то следует отметить, что эти источники лишены стимулирующих свойств. Они способствуют развитию иждивенческих настроений у территориальных органов власти, не стимулируют развитие хозяйственной инициативы. Однако полностью их исключить нельзя. Дотация может иметь место например, в городах - исторических и культурных заповедниках, где местные источники не в состоянии покрыть необходимые расходы. Субвенции следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на проведение которых на местах не хватает средств. В целях оказания финансовой поддержки регионам в федеральном бюджете создан специальный фонд (Федеральный фонд финансовой поддержки регионов). Фонд формируется по процентной норме (1996г. - 15%) от суммы налоговых поступлений федерального бюджета (за исключением сумм подоходного налога с физических лиц и сумм импортных пошлин). Финансовая помощь оказывается регионам, получившим статус «региона нуждающегося в поддержке» или «региона особо нуждающегося в поддержке». Статус «региона нуждающегося в поддержке » предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году (в расчете на одного жителя) меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ. Статус «региона особо нуждающегося в поддержке » предоставляется регионам, у которых обьем бюджетных доходов (в том числе и для регионов «нуждающихся в поддержке» с учетом возмещения им недостающей суммы до среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ) меньше обьема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов (без капитальных вложений). С учетом этих двух статусов Фонд делится на 2-ве части, пропорции между которыми определяются на основе расчета по данным на планируемый год суммы недостающих средств для покрытия текущих бюджетных расходов по всем регионам, особо нуждающимся в поддержке. Преимущество способа регулирования состоит в том, что средства территориальным бюджетам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей территориальные бюджетные доходы (налоговый потенциал), численность населения, проживающего на территории. Т.е. выделение средств происходит на объективной основе - общей для всех регионов форма расчета выделения средств их общего фонда финансовой поддержки. Преимущества и недостатки бюджетирования Как и любая система управления, бюджетирование имеет свои достоинства и недостатки. · побуждает к планированию, · выполняет координирующую роль, · выполняет организующую роль, · способствует инициативе, · дает средство контроля Бюджетирование побуждает к планированию
Начальная стадия составления бюджетов действительно стимулирует сотрудников, подразделения и предприятие смотреть вперед и планировать, учитывая все обстоятельства, рассчитывая вероятные доходы и рас ходы, узнавая, от чего они зависят, и т д. Ясно, что такое предвари тельное планирование (и, конечно, постоянное планирование с внесением коррективов, а также с составлением и согласованием новых бюджетов) является преимуществом, поскольку оно заранее помогает определить жизнеспособность различных видов деятель ности, их вероятные последствия, состояние денежных средств, возможности получения прибыли или понесения убытков. Поэтому вы сможете действовать скорее «до того как», чем «после того как», чтобы избежать проблем но определить финансовые цели, в направлении которых следует работать. · увеличить объем бумажной работы; · потребовать затрат времени; · быть лишенным гибкости; · вызвать недовольство сотрудников; · продвигаться медленно. Бюджетирование увеличивает объем бумажной работы. Бюджетирование неизбежно повлечет за собой массу бумажной работы в период, предшествующий составлению бюджетов, во время их составления и впоследствии, когда осуществляется текущий контроль за исполнением бюджетов, а также вероятны их изменения. Хотя эта дополнительная бумажная работа необходима и в действительности неизбежна, она иногда поглощает: заполнение одной формы за другой, изучение, исправление и т. д., в то время когда внимание лучше было бы направить на практическую деятельность, например на регулярную продажу товара, закупки по наиболее выгодным ценам. Важно видеть в составлении бюджета средство продвижения к заключительному этапу, а не сам заключительный этап. Медленное продвижение. Разработка эффективной бюджетной системы действительно требует времени — большая часть из впервые составленных бюджетов почти наверняка будет часто и существенно изменяться, вероятно, вследствие отсутствия опыта и наличия сверх оптимистичных или излишне осторожных суждений. По мере исправления начальных ошибок, на которых учатся, и по мере извлечения из них опыта бюджеты будут становиться намного точнее. Вопрос №2: Денежные фонды предприятий. Их классификация по источникам формирования. Денежные фонды предприятия Важной стороной финансовой деятельности фирмы является формирование и использование различных денежных фондов в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности. С их помощью осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое, стимулирование; расчеты с бюджетом, банками.
К фондам собственных средств относятся: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, инвестиционный фонд, валютный фонд и прочие. Инвестиционный фонд является источником увеличения уставного капитала фирмы, так как вложения в развитие производства увеличивают имущество фирмы. Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и покупающих валюту для импортных операций. Денежные фонды - это часть финансовых ресурсов, наиболее стабильная и формируемая в виде фондов целевого использования. Денежные фонды - это специально выделенные, относительно обособленные части денежных средств, предназначенные для определенных целей, выполняющие определенную функцию. Например, денежные фонды, в которых денежные средства, выделены для выплаты пенсий, образуют пенсионный фонд, а предназначенные для выплаты заработной платы - фонд оплаты труда. Денежные фонды могут выделяться как часть денежных средств всего государства (к примеру, внебюджетный фонд социального страхования), так и в виде части денежных средств предприятия (фонд амортизации). Виды денежных фондов Фонды накопления – это система учета затрат на производство, система налогообложения фондов возмещения в части капитальных затрат, фонд расширения в части повышения количества приобретаемых материальных ресурсов и стоимости нематериальных активов объединены в фонды накопления, финансовые вложения в расширение производства. Таким образом, вложение средств в воспроизводство ранее действующего и частично использованного собственного капитала, вложения в новую величину капитала осуществляются с помощью создания и использования денежного фонда накопления. Инвестирование в капитальные вложения - формируется фонд инвестирования в капитальные вложения или в основные фонды производственного или непроизводственного назначения, на закупку оборудования, фонды пополнения собственных оборотных средств или их прироста, фонд освоения новой техники и технологий, специальные фонды для работы на финансовом рынке. При формировании инвестиционных фондов могут привлекаться как собственные, так и заемные ресурсы. К собственным ресурсам: налог на прибыль, схема местных налогов, средства бюджетных и внебюджетных фондов. Ассигнования бюджетных и внебюджетных фондов должны носить целевой характер. Фонд потребления формируется из двух частей: фонд потребления собственника; фонд поддержки трудовых ресурсов. Фонды подразделяются на составные части в зависимости от источников формирования. Средства фондов потребления формируются как на предприятии, так и вне предприятия (пенсионные фонды, фонды страхования), т.е. негосударственные фонды, которые выплачиваются работникам. Фонд потребления делится на три основных: фонд заработной платы; социального характера; прочие фонды потребления. Источником этих фондов может быть себестоимость, издержки и прибыль, в соответствии с положением о составе затрат. Фонд заработной платы – оплата за отработанное время по тарифам или тарифным ставкам, или в процентах от выручки, премии и вознаграждения, выплаты за неотработанное время, носящие регулярный характер (отпуска), единовременные поощрительные выплаты, материальная помощь, оплата жилья, коммунальных услуг, выплаты на питание, и т.п. Фонды социального характера формируются за счет чистой прибыли, их формирование оформлено решением собственника или учредителей – надбавки к пенсии за счет прибыли, страховые платежи, взносы на добровольное медицинское страхование, расходы по путевкам и т.п. Список литературы 1. Ковалева А.М. Финансы: Учебник. М.: Финансы и статистика – 2004г. 2. Финансы и кредит. Под.ред. М.В. Романовского, Г.И. Белоглазовой. ЮРАЙТ-ИЗДАТ-2003г. 3. http://www.budgetrt.ru 4. http://www.minfin.ru |