Реферат: Перспективы развития налоговых льгот для предприятий малого бизнеса в кризисный период
Название: Перспективы развития налоговых льгот для предприятий малого бизнеса в кризисный период Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
. Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, определяет закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. (Любые изменения по налогообложению могут быть произведены только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в бюджеты субъектов федерации.). В соответствии с которым Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется Государственной Думой и другими органами государственной власти. Мировой опыт и отечественная практика свидетельствуют о том, что предоставление налоговых преференций субъектам малого предпринимательства в те или иные периоды экономического развития активно используется как действенный инструмент финансового регулирования определенного сектора экономики. В настоящее время существует три параллельно действующих системы налогообложения предприятий малого бизнеса: - общая для всех предприятий ; -упрощенная ; - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход . Причем упрощенная система налогообложения является действительно льготной, так как позволяет организациям, ее применяющим, снижать налоговую нагрузку в два – три раза, но при этом имеет существенные ограничения в части ее применения субъектами малого предпринимательства. Единый налог на вмененный доход получил большее распространение, чем упрощенная система налогообложения, что обусловлено обязательным характером его применения в тех субъектах РФ, которые приняли соответствующее законодательство. В условиях мирового финансового кризиса поддержка и развитие малого и среднего бизнеса является приоритетной в антикризисной деятельности правительства РФ и регионов. Минэкономразвития главной задачей в отношении малого бизнеса обозначил стимулирование создания новых рабочих мест и развития конкуренции. Поддержку планируется оказать путем создания благополучных условий для деятельности малого и среднего бизнеса, к которым относится, во-первых, устранение административных барьеров , во-вторых, финансовая и имущественная поддержка малых компаний . С 1 июля 2009 года вступает в силу новый Федеральный закон о порядке проведения контроля предпринимательской деятельности, в соответствии с которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности 13 видов бизнеса. Это, прежде всего, касается предоставления гостиничных и бытовых услуг, общественного питания и розничной торговли. Именно в этих сферах подавляющее число предприятий являются субъектами малого и среднего предпринимательства. В целях реализации мер налоговой политики в 2009-2010 годах предлагается увеличить существующий лимит на стоимость основных средств со 100 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей. Кроме того, необходимо повысить порог по выручке: с 26,8 мл. рублей до 100 мл. рублей. Рассмотрим теперь, как работает система предоставления налоговых льгот в Ханты - Мансийском автономном округе. Налоговое законодательство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры напрямую зависит от налоговой политики, проводимой Правительством РФ, и полномочий, которыми наделяет федеральный центр органы государственной власти нашего региона, среди которых установление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков занимает весьма существенное место. Для закрепления общих принципов регулирования правоотношений в сфере предоставления налоговых льгот в ХМАО – Югре принят закон, определяющий общие цели предоставления льгот, критерии формирования льготных категорий налогоплательщиков, виды льгот, условия отнесения налогоплательщиков к льготным категориям, ограничения по предоставлению налоговых льгот. Установление налоговых льгот в автономном округе определяется, как важный инструмент финансового регулирования в рамках экономической политики органов государственной власти округа, направленный на создание благоприятных условий для увеличения инвестиционной активности организаций, усложнение структуры экономики региона, поддержку приоритетных для данной территории сфер деятельности, а также создание новых рабочих мест и увеличение налогооблагаемой базы округа. С 2005 г. на территории округа действует пониженная ставка налога на прибыль в размере 13,5%: 1) для организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых и производством нефтепродуктов и осуществляющих расходы в налоговом периоде на освоение природных ресурсов на территории автономии, капитальные вложения; 2) для организаций, осуществляющих в текущем налоговом периоде капитальные вложения на территории ХМАО-Югры ( 1)в размере не менее суммы, высвобождающейся в результате применения пониженной ставки, и занимающихся следующими видами деятельности: сельское хозяйство, рыболовством и рыбоводством, обрабатывающие производства, строительство, транспорт). 2) в размере 50% от суммы налога организации, осуществляющие лесозаготовки, занимающиеся обработкой древесины, занимающиеся производством хлеба, растительных и животных масел, производством молочных продуктов и ряд др. видов деятельности. ) Возможны применения льготы по транспортному налогу по некоторым категориям транспортных средств установлена в размере 50% для организаций, осуществляющих традиционные виды деятельности: оленеводство, коневодство, охота и рыболовство, сбор дикоросов и иные виды деятельности коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа. Поскольку в соответствии налоговой политикой автономного округа малый бизнес не относится к отдельной категории налогоплательщиков, для которой установлены налоговые льготы, необходимо проанализировать охват налоговыми преференциями именно данного сектора региональной экономики. Можно сделать вывод о том, что кардинальные изменения в отраслевой структуре малого предпринимательства региона не прогнозируются. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении динамики численности малых предприятий в регионе. Следовательно, финансовое регулирование данного сектора экономики посредством налоговых льгот распространяется на ограниченное число малых предприятий определенных сферы деятельности. Так, по налогу прибыль, при условии осуществления капитальных вложений в необходимом законодательно установленном объеме, на получение льготы в регионе могут претендовать лишь 37-40% малых предприятий от общего числа организаций – субъектов малого предпринимательства, функционирующих в автономном округе. По налогу на имущество доля малых предприятий, имеющих потенциальную возможность воспользоваться установленными льготами, не превышает 7%, из которых: льготой в размере 50% от суммы налога могли бы воспользоваться не более 4% малых предприятий от общего числа организаций – субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в регионе, а льготой в размере 40% от суммы налога (при условии осуществления капитальных вложений в необходимом законодательно установленном объеме) – не более 3% малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в отраслях топливно-энергетического комплекса. При этом напомним, что с 1 января 2008 года размер льготы по налогу на имущество для организаций ТЭК снижен до 20% (вместо ранее установленных 40%) и введено ограничение на период ее действия до 31 декабря 2008 года. А, начиная, с 2009 года льгота по налогу на имущество для предприятий данного сектора региональной экономики будет упразднена. Потенциальную возможность применять льготы по транспортному налогу имеют не более 0,3% малых предприятий. Таким образом, созданная в регионе система предоставления налоговых льгот оказывает стимулирующее воздействие на развитие ограниченного числа субъектов малого предпринимательства строго определенной сферы, причем, наравне со средними и крупными компаниями, что в определенной степени понижает эффективность данной налоговой преференции именно в отношении малого бизнеса. Необходимо учитывать, что возможности органов власти субъектов Российской Федерации в сфере налоговой политики на сегодняшний день весьма ограничены, поскольку у государства в современных условиях нет реальных путей сокращения бюджетных расходов. Существующее в России правовое пространство для осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства определяется, прежде всего, федеральными органами власти (закреплено в НКРФ), а вся тяжесть по созданию экономического пространства для ведения бизнеса в большей степени лежит на региональных органах власти. Предлагаемые меры не меняют действующую в России систему налогообложения, а дают возможность использования внутренних финансовых резервов малого бизнеса для дальнейшего развития данного сектора региональной экономики и увеличения его социальной значимости. И именно налоговые льготы выступают тем инструментов финансового регулирования, применение которого способно обеспечить стимулирование предпринимательства (в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития территории) в условиях высокого уровня дифференциации экономического потенциала различных субъектов Российской Федерации. Список используемой литературы: 1. www.klerk.ru/news 2. forum.glavbukh.ru/showthread.php 3. taxhelp.ru/new/view_article.php?article_id=2071 |