Реферат: Политическое образование

Название: Политическое образование
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Содержание:

Введение------------------------------------------------------------------------------------------3

Политическое образование как фактор влияния на политическую систему---------4

Роль политики в жизни общества-------------------------------------------------------------8

Международный аспект политики в современном обществе---------------------------10

Заключение----------------------------------------------------------------------------------------17

Список используемой литературы-----------------------------------------------------------19

Введение.

Во все времена политика оказывала и сегодня оказывает огромное воздействие на жизнь людей, государств и народов, так как она коренится в самой природе человека как существа социального, способного полноценно жить и развиваться лишь в обществе, лишь во взаимодействии с другими людьми.

Политические знания нужны каждому человеку, независимо от его профессии. От того, какова политическая культура граждан, каковы взаимоотношения личности, общества и государства, зависит качество принимаемых политических решений, учет интересов различных групп населения, их участие в политической жизни. Политические знания - это часть общей культуры человечества.

Сегодня во всех развитых демократических странах существуют специальные институты политического образования, развивается профессиональная политическая наука. Демократическое политическое образование базируется на таких ценностях, как естественные права человека, уважение к законам, политическому порядку, свобода выбора идей и убеждений, терпимость к иному мнению. Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры - одна из важнейших гарантий успеха политических и экономических реформ в нашем обществе, гуманизации политики, так как известно, что любые социальные перемены начинаются с сознания людей.

Политическое образование как фактор влияния на политическую систему.

Стремление к усовершенствованию общественно-политических систем, равно как и к укреплению их стабильности, издревле присуще представителям человеческого рода. Над решением этой двуединой диалектической задачи бились лучшие умы. Платон в работе «Государство» предпринял одну из первых известных попыток создания теории совершенного политического устройства общества и власти. Философы, историки, политики, государственные мужи на протяжении столетий накапливали, систематизировали и излагали знания и представления, характеризовавшие политические системы различных государств современности и предшествующих эпох.

В ряде государств (но не во всех!) преподавание этих знаний было и остается одним из элементов элитарного образования, входит в подготовку к политической карьере будущих государственных деятелей, представителей высших политических классов. В других государствах, напротив, не приветствуется современное политическое образование, распространенное в Европе и Северной Америке, а приоритет отдается углубленному изучению религиозно-философских основ традиционного общественного устройства. И сегодня вопрос о желательности и возможности более широкого и глубокого воздействия политического образования на политическую систему общества сохраняет свою актуальность и дискуссионность, волнует как ученых, так и политиков, а также представителей общественных кругов.
Иллюзия, что можно легко обнаружить наличие прямой связи между политическим образованием и политической системой, идет от представлений о связи революционных переворотов с соответствующей идейно-политической подготовкой масс, этот переворот совершающих. В связи с этим можно сослаться на известные факты из истории революционного движения в России конца 19-го – начала 20-го века, свидетельствующие о создании революционерами курсов подготовки для рабочих. На этих курсах сознательные представители пролетариата усваивали основы политической грамотности, а впоследствии применили полученные знания на практике, свергнув в октябре 1917 года буржуазную республику и установив пролетарскую диктатуру. Не является ли этот «скачок» – от полученных политических знаний к самостоятельному политическому творчеству – той особенной, специальной зависимостью, которая связывает между собой именно политическое образование и политическую систему?

Мы полагаем, что специфическая роль и значение политического образования раскрывается в самостоятельном, сознательном политическом творчестве человека. Являясь объектом направленного на них образовательного воздействия, люди в тоже время выступают в роли субъекта политического «делания», в качестве реальных политических актеров, благодаря которым политическая система, существующая как известная теоретическая абстракция, как бы оживает, становится реально действующей, функционирующей, меняющейся. Живое, активное политическое творчество, индивидуальное и коллективное – это тот специфический тип связи, который позволяет нам считать политическое образование фактором, влияющим на политическую систему.

Здесь, однако, необходимо сделать одно существенное уточнение. Напомним, что, к примеру, в СССР десятилетиями существовала и работала развитая, многоуровневая система политического образования, которая приобщила к сознательному политическому творчеству тысячи и тысячи людей, в том числе представителей молодежи. Но, – и это имеет принципиальное значение, – советская система политического образования создавалась и действовала как система, подконтрольная партии, т.е. как система партийно-политического образования. А это совсем не то же самое, что политическое образование. Партийная система политического образования не только образовывает, но и воспитывает идейно-политически, преследуя цель сформировать у обучаемого соответствующий политический идеал, а также представить окружающую действительность как производную от этого идеала. Для реализации этой цели советская система политического образования шла на заведомый подлог, критикуя политическую систему «идеологического противника» и замалчивая недостатки советской политической системы, вместо того чтобы предоставить возможность слушателям самим сделать выводы. Иными словами советская система политического образования обманывала своих слушателей, предоставляя идеологически переработанные факты вместо объективной информации и результатов объективных научных изысканий. Из всего многообразия общественно-политических теорий и учений только одна теория и одно учение преподавались слушателям развернуто и широко, тогда как другие, конкурирующие теории не были доступны для изучения.
Но главной проблемой и главной трагедией советского политического образования был неразрешимый разрыв между воспитанными в духе активной жизненной позиции выпускниками и тем устройством общества, в которое они попадали после окончания институтов. Многие из них всю жизнь были вынуждены строго следовать идеологическим догмам, иначе просто оказывались «лишними людьми».
Опираясь на этот поучительный опыт, мы должны констатировать, что для того чтобы политическое образование действительно раскрыло свой потенциал как фактор влияния на политическую систему общества, необходимо выполнение следующих условий:
1. Вмешательство государства в образовательную политику учебного заведения, где ведется политическое образование, должно быть сведено к минимуму. Государство должно лишь контролировать соответствующую научную квалификацию преподавателей и наличие у учебного заведения необходимых условий для осуществления качественного учебного процесса.
2. Политическое образование должно перестать быть доморощенным, оно должно соответствовать определенным стандартам, учитывающим, в том числе, опыт, накопленный в других странах. Это должно явиться гарантией того, что наше политическое образование вновь не окажется в заложниках отдельных общественно-политических доктрин, каким бы ни было их содержание. А получатели политического образования будут уверены в том, что их не обманывают и не выдают идеологически выдержанную систему знаний за политическое образование.
3. Результатом политического образования должно стать развитое умение принимать самостоятельные и ответственные политические решения на основе полученного знания, приобретенного умения критически анализировать информацию (сведения, факты, результаты научных исследований) и исследовать явления политической реальности.
Выполнение этих условий особенно актуально, поскольку система политического образования в силу ряда объективных причин ориентирована в большей степени на молодое поколение.
Во-первых, у молодежи существует возможность выбора политического образования в качестве первого высшего образования, тогда как лица, и имеющие образование, и не сумевшие получить его ранее, не всегда располагают возможностью и желанием снова «сесть за парту».
Во-вторых, молодежь на этапе вступления в самостоятельную жизнь в массе своей еще не успевает попасть в плен политических стереотипов, которые мешают более возрастным категориям со сложившимися, стойкими политическими убеждениями сформировать навыки открытого, объективного, отстраненно-критического восприятия политической реальности. В то же время молодежь в целом еще не отягощена грузом жизненного опыта, который делает отношение к политическому творчеству по-житейски циничным и отстраненным («пусть другие, но не я»).

В-третьих, в молодежной среде нередки ситуации, когда у молодого человека есть и чувство «политического», и ярко выраженная гражданская, не конформистская позиция, а вот знаний, увы, не хватает. В силу этого молодежь менее защищена от уловок изощренной, агрессивной и циничной политической агитации и пропаганды, более подвержена риску оказаться в сетях радикальных объединений, представляющих угрозу обществу. Политическое образование, развитие навыков анализа политических явлений должно косвенно способствовать снижению этих рисков. С другой стороны, молодежь остро нуждается в навыках и знаниях, призванных смягчить процесс ее социализации, облегчить адаптацию в обществе и создать предпосылки и условия для накопления социального опыта. Именно поэтому политическое образование ей особенно необходимо.
В-четвертых, среди других социально-демографических групп учащаяся молодежь ближе стоит к «творческой лаборатории» политического образования, где аккумулируются актуальные знания о политической жизни, формируется объективное научное представление о вызовах, стоящих перед политической системой, и ответах, которые должны быть даны, конкретизируются и детализируются проблемы и вырабатываются решения. В силу своей близости к «творческой лаборатории» политического образования молодежь обладает повышенным потенциалом реального политического творчества, что делает ее конкурентоспособной среди других социальных групп, политический опыт которых объективно превосходит опыт молодежи. Содержательная конкуренция между продвинутыми носителями новаторского творческого начала и продвинутыми же носителями знаний о реальном (фактическом) состоянии нашей политической системой должна быть весьма полезной и продуктивной для общества и государства. Но для того, чтобы реализовать конструктивный потенциал этой конкуренции, необходимо развивать, совершенствовать, активизировать разнообразные формы и механизмы диалога гражданского общества и власти. Получившая политическое образование молодежь, в силу своего стремления раскрыться, достичь самореализации, также может внести свой вклад в развитие «технологических» механизмов взаимодействия общества и власти.
В-пятых, молодежь является кадровым резервом и для самого политического образования. Сегодня молодые люди выступают в качестве реципиентов, используя ресурсы политического образования для повышения своего статуса в качестве сознательных и активных субъектов политической жизни, а завтра они сами будут политически образовывать общество. Такая «подпитка», смена поколений – необходимое условие процесса обновления самого политического образования, страховка от того, чтобы не оторваться от жизни.
Еще одна важная проблема: молодежь, осознает она это или нет, должна быть готова стать ответственной частью общества, в том числе должна научиться брать на себя политическую ответственность, принимать ответственные политические решения и отвечать за них, не уходя от ответственности. Это задача для политического образования. Политика – это такая область, где ничего хорошего не происходит само собой. Напротив, «само собой» происходит только плохое, то, что имеет для общества негативные последствия: плохая экология, плохое состояние здоровья населения, плохая образованность и т.п. Закон энтропии действует в политике безжалостно: все, что не поддерживается сознательно, не развивается, не совершенствуется – приходит к упадку и разрушается или гибнет. С этих позиций общество нуждается в том, чтобы его потенциал как субъекта сознательной, активной политической деятельности увеличивался. И политическое образование молодежи – один из главных факторов, влияющих на его рост. Политическое образование способствует формированию гражданской культуры личности, которая, в свою очередь, располагает «резервом влиятельности» (Алмонд Г., Верба С.). Гражданин не является постоянным участником политического процесса, редко проявляет активность в политических группах. Но у него сформирована готовность в случае необходимости мобилизовать свое обычное социальное окружение в политических целях. Его нельзя назвать активным гражданином, он - потенциально активный гражданин. И в этом заслуга политического образования.

Роль политики в обществе.

Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Характерные черты политики:

— связь частного и общего, интереса личности и интереса соци­альной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходя­щими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

— любой тип политики связан с решением проблем существова­ния и функционирования государства — такого социального инсти­тута, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

— связь с действиями и интересами больших масс людей;

— целенаправленная деятельность, предполагающая необходи­мость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

— властный характер, способность принуждения, волевого воз­действия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование госу­дарственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, про­граммы предполагает обращение к механизмам власти.

Роль политики в общественной жизни определяется ее функция­ми. Среди них можно выделить следующие:

— осуществление авторитарного (властного) распределения ос­новных социальных ценностей, в качестве которых могут выступать самые разнообразные материальные и нематериальные объекты, со­циальные блага и преимущества;

— интеграцию, объединение всех элементов общественной жизни, мобилизацию социальных ресурсов для реализации общих целей и интересов общества;

— реализацию общей воли в условиях наличия социальной диф­ференциации, многообразия интересов и социально-политических ориентации людей.

С середины 50-х п. XX в. в политологии активно используется введенное в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие «по­литическая жизнь». Оно позволяет рассматривать политику в нераз­рывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в следующих ее признаках:

— политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организа­ций, структурированных политических отношений, так и в качестве действий субъектов политических отношений;

— политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие прак­тически всегда силу организации, в качестве которой могут высту­пать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

— деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

— в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей: классы, этнические и профессиональные общности, от актив­ности которых зависят направленность, облик, результативность по­литических событий;

— центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвя­зи между личностью и государством.

Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для демократического общества и становления его институ­тов. Ведь демократия невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным.

Внешние факторы, влияющие, на течение политической жизни:

— элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.). Оказывают воздействие на политические процессы, форми­руют политические проблемы и влияют на выбор путей и возможнос­тей их решения;

— экономические отношения, господствующие в обществе, вли­яющие на политическую жизнь (а сама она активно воздействует на их формирование);

— развитие техники (ее воздействие проявляется в таких фено­менах, как война, увеличение скорости распространения информа­ции и т.д.);

— статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений (доход, вид занятий, уровень образования) и их собственных представлений о своем месте в обществе;

— характер этнонациональных общностей, ибо устойчивые госу­дарственные системы формируются на основе нации, нации стремят­ся к суверенизации, образованию отдельных, самостоятельных госу­дарственных структур;

— религия, которая часто выступает в качестве основного факто­ра консолидации больших масс людей;

— идеология — средство духовного сплочения и руководства, направляющего поведение людей в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому действию;

— средства массовой информации, сведения, которые они по­ставляют и интерпретируют;

— общественное мнение, в рамках которого осуществляется ак­тивное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития;

- политическая психология общества.

Международный аспект политики в современном обществе

На рубеже тысячелетий изменился международный климат, который стал более благоприятным для межгосударственного сотрудничества, однако политические изменения сняли только часть противоречий между восточными и западными странами, ближневосточными государствами. Современная мировая политика стала ареной обостряющейся борьбы глобального и внутриполитических начал.

Под влиянием интеграционных факторов в мире активно формируются предпосылки для дальнейшего сплочения национальных государств, создания гуманистического мирового порядка, постепенного складывания глобального гражданского общества, утверждения норм и принципов культуры мира в отношениях между народами. Все больше государств приносят акценты сотрудничества из военной сферы в финансовую и экономическую области. Практическими результатами таких интеграционных связей уже сегодня можно назвать: подрыв монопольного положения великих держав как единоличных вершителей судеб мира; демократизацию международного сотрудничества. Такие тенденции ведут к формированию логики развития многополярного мира, который в свою очередь подвергается серьезным испытанием.

Неуклонное расширение субъектов международной политики влечет за собой и разрастание мотиваций поведение во внеполитической сфере. Сила, престиж, выживание, усиление контроля над ресурсами становятся источниками постоянных и непрограммируемых подвижек в мировой политике. Реальность современных международных отношений предполагает первостепенную ориентацию государств на правовые нормы и регуляторы внешнеполитических связей. Одновременно нуждается в качественном обновлении и система международного права, требуются изменения структуры ООН и других международных организаций в соответствии с целями гуманизации и демократизации мировой политики.

Политика – совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования власти в целях реализации своих общественно значимых интересов. В этом смысле политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, соперничающих и друг с другом и с правительством. Среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых и эффективных способах регулирования человеческих отношений. Эта потребность реализовывалась по мере становления государства – как специфического общественного института. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примерить противоборствующие стороны и обеспечить условия для выживания всего общества в целом.

Как глобальный механизм регулирования социальных отношений политика – есть способ рационализации межгрупповых конфликтов. С момента своего зарождения государство служит тем центром силы, который способен принудительными методами организовывать должное распределение ресурсов, статусов, ценностей. С этой точки зрения политика представляет собой способ упрощения конфликтов, когда все их многообразное содержание подводится под общий знаменатель государственной воли.

Политика как особая сфера жизнедеятельности человека обладает способностью организовывать свои порядки на различных уровнях социального пространства. Так, регулируя межгосударственные отношения или связи национальных государств с международными институтами (ООН, Евросоюзом, НАТО и др.) политика выполняет роль своеобразного глобально-планетарного механизма регулирования мировых конфликтов и противоречий. Здесь ее субъектами и агентами выступают национальные государства, различные региональные объединения и коалиции, международные организации. В этом случае политика выступает в качестве наиболее высокого по уровню способа регулирования мировых и внешнеполитических отношений, или как мегаполитика.

Конфликтные взаимоотношения внутри отдельных государств формируют уровень макрополитики. Это наиболее распространенный и типичный уровень организации межгруппового диалога. Мезополитика характеризует связи и отношения группового характера, протекающие на уровне отдельных регионов, локальных структур, институтов и организаций. Микрополитика – более низкий уровень межличностных или внутригрупповых отношений. На каждом уровне политические процессы формируют специфические институты, механизмы и технологии разрешения конфликтов и регулирования споров.

Мир политического – это сложный и многослойный комплекс явлений, и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами.

Важной задачей политологии является изучение закономерностей, основных норм и особенностей взаимодействия государств, региональных и всемирных организаций и других субъектов международных отношений в современных условиях. Эта проблема приобрела особую актуальность в наши дни, когда особенно значимо исследование механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами.

Политика – сложное многоаспектное понятие. Как вид социальной деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния политика осуществляется внутри любой общественной группы. Анализ различных подходов к теоретической интерпретации политической сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном характере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: как сфера общественной жизни; как один из видов активности социальных субъектов и как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и т.д.

В первом аспекте политика предстает элементом структуры общества, за которым закреплены функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами.

Второй аспект связан с интерпретацией политики как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения.

Третий аспект – характеризует политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

Так, причиной бедственного положения России является не толь­ко непродуманная политика российской правящей элиты, но и целенаправленные действия стран НАТО, и, прежде всего, США. Многие западные политики в 90-е гг. открыто говорили о необ­ходимости ликвидации России как суверенного независимого го­сударства. Так, бывший государственный секретарь в админист­рации Б. Клинтона М. Олбрайт заявила: «Задача США — управ­лять последствиями распада советской империи». Известный американский политик 3. Бжезинский призывал поставить эко­номику России под косвенный контроль ведущих держав мира

Ускоренными темпами расширяется блок НАТО, который уже вплотную подступил к границам России, США пытаются поссорить Россию с ее ближайшими соседями Украиной, Грузи­ей, странами Прибалтики, Китаем, втянуть ее в международные конфликты, столкнуть с мусульманским миром. Об этом, в част­ности, свидетельствуют события в Чечне и на Балканах, в Грузии и Украине.

Планы западных политиков по удушению российского госу­дарства нашли поддержку у наших отечественных либералов-гло­балистов. Навязываемая извне экономическая либерализация, которую ради сугубо личной выгоды настойчиво внедряют с на­чала 1990-х гг. наши так называемые «демократы», привела стра­ну к экономической катастрофе, развалу национальной промыш­ленности, депопуляции (вымиранию) местного населения. По мнению А.С. Панарина, «страной правит глобальная элита, ко­торая уже совершила свое расставание с нацией и не считает «этот» народ своим». Выгодное географическое положение России, наличие ог­ромной территории, богатой разнообразными ресурсами, и поразивший страну длительный всеобщий кризис делают ее при­влекательным объектом для внешней экспансии.

В настоящее время Россия уже стала объектом различных видов экспансии: военно-политической (со стороны НАТО); экономической (со стороны США и некоторых стран Запада); этнической (со стороны Китая и Средней Азии); конфессио­нальной (со стороны исламского мира)

Чтобы избежать столь драматического развития событий, Россия должна мобилизовать все свои ресурсы и направить их на укрепление государственности, на возрождение экономиче­ского, военного и иного потенциала. Для этого требуется :

1) подчинить воле народа политическую власть — заставить правящую элиту выражать и отстаивать во внешней и внутрен­ней политике национальные интересы российского общества и государства , а не свои личные;

2) вернуть государству украденную у него собственность, восстановить государственный контроль над добычей и экспор­том природных ресурсов, в развитии крупной промышленности основную ставку делать на государственно-капиталистическое производство;

3) ограничить идеологическую экспансию западных средств массовой информации;

4) укрепить внешние границы государства, установить визо­вый режим со странами Средней Азии и Закавказья, прекратить незаконную миграцию граждан других государств на российскую территорию, всячески содействовать возвращению в Россию со­отечественников, проживающих в других странах;

5) формировать боевые части армии только на контрактной основе, сохранив при этом общую воинскую повинность, без ка­ких-либо отсрочек от призыва для всех пригодных к воинской службе категорий граждан, но ограничив сроки призыва шестью месяцами;

6) начать реальную, а не показную борьбу с коррупцией на всех уровнях власти.

События последних лет показывают, что для сохранения своего суверенитета и своей значимости на международной аре­не Россия в своей внешней политике не должна ориентировать­ся только на Запад. Ей необходимо проводить осторожную внешнюю политику, сохраняя дружественные отношения со все­ми странами мирового содружества, руководствуясь следующи­ми принципами приоритетности своих национальных интересов, которые должны отвечать интересам всего российского народа: международное сотрудничество должно строиться на прагматиз­ме, а не на личных и общественных эмоциях; международные договоры должны заключаться с учетом необходимости решения конкретных задач и достижения определенных целей, а любые внешнеполитические акции — рассматриваться как создание ус­ловий для развития страны

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях :

- на низшем уровне решаются местные проблемы и политическая деятельность на этом уровне ведется в основном отдельными индивидами

- локальный уровень требует государственного вмешательства, наиболее активно политика проводится группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона;

- национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов;

- на международном уровне основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на все стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, те возможностью безграничного проникновения и, как следствие, способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами.

Значение политики обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе , и которые характеризуют важнейшие направления ее воздействия на общество:

1. Обеспечение целостности и стабильности общества как сложной социальной системы, интеграция различных слоев населения;

2. Управление и регулирование социальными процессами;

3. Выражение властно-значимых интересов всех групп и слоев общества;

4. Авторитарное распределение ценностей в обществе;

5. Политическая социализация личности;

6. Мобилизация и достижение эффективности общей деятельности.

Политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ее следующих функций:

- выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;

- рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

- распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

- управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;

- интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;

- социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы;

- обеспечение коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшиз – особые техники связи с общественностью)

- созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

Заключение.

Сложное многосо­ставное общество, каким сегодня является Россия, где «де-факто» многие регионы и субъекты Федерации испытывают хроническую несогласованность как в прагматическом сотруд­ничестве, так и в области политического сознания, вряд ли под­ходит для реализации в практической жизни концепции «Центр - периферия». Россия включает в себя неравно­мерно развивающиеся сообщества, возможно, сообщества раз­личных типов в плане нарушения преемственности в социаль­ной структуре, степени происходящих изменений при реализа­ции демократических принципов и иных различий, связанных, например, с разными типами и механизмами связей с широкими слоями населения.

Что же ждет Россию в XXI в., исходя из общемировых тенден­ций и особенностей русского национального характера? В соот­ветствии с тенденцией информатизации на Россию все сильнее будут воздействовать различные информационные технологии, которым необходимо оказывать сопротивление. Тенденция глоба­лизации ведет к созданию единой мировой экономики, в которой Россия может не оказаться на первых ролях. Уже сегодня мировое хозяйство состоит из ядра (развитые страны) и периферии (весь остальной мир). Между ядром и периферией происходит неэкви­валентный экономический обмен. Ядро продуцирует новые тех­нологии, а периферия в обмен на современные товары вынуждена передавать природные, трудовые и интеллектуальные ресурсы.

В последнее десятилетие в России в полной мере проявились признаки периферийной экономики: разрушение научно-техни­ческого потенциала, блокирование новых макротехнологий, от­сутствие самостоятельной экономической политики. В политиче­ской сфере Россия лишится части суверенитета, если вообще останется существовать в качестве целостного образования. В военной сфе­ре общий спад промышленности приведет к ослаблению ВПК и дальнейшему уменьшению технологической оснащенности ар­мии, которая к тому же численно сокращается до величины, не позволяющей эффективно защитить огромную территорию стра­ны. В культурной сфере ослабление позиций религии, традицион­но служащей в мире, и в России в особенности, одной из скреп го­сударственности, и усиление позиций массовой культуры также не сулят ничего положительного. Демографический взрыв будет вести к усилению давления со стороны Китая, Японии, исламско­го мира, Средней Азии, Кавказа и Закавказья. Можно прогнози­ровать дальнейшее уменьшение количества населения в России, продолжительности жизни и рост числа новых заболеваний в до­полнение к старым — СПИДа, наркомании и т.п. Тенденция раз­рушения природной среды будет вести к усилению давления раз­витых стран с целью доступа к еще немалым российским запасам природных ресурсов. К этому следует добавить попытки исполь­зовать территорию России для захоронения радиоактивных отхо­дов. Тенденция демократизации в связи с особенностями русского менталитета будет, по-видимому, осложняться метаниями между демократией и тоталитаризмом.

Национальные детерминанты политики должны определяться тем, что страна таких огромных масштабов должна иметь сильное государство; условия жизни и труда в средней и северной России требуют государственной поддержки сельского хозяйства; необхо­дима ориентация на аскетизм, объясняющаяся скромным объе­мом благ, которые удается вырвать у природы.

От России по-прежнему очень много зависит в мировой исто­рии, имея в виду ее важнейшее геополитическое значение. От по­ложения и позиции России зависит, как будет вращаться ось ми­ровой истории. Остаются и силы, которые стремятся к ее ослабле­нию и даже расчленению. Будущее России зависит от ныне живущего поколения.

Список используемой литературы.

1.Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994.

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

3. Панарин А.С. Политология. М, 2001.