Курсовая работа: Банкротство и санация банков

Название: Банкротство и санация банков
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: курсовая работа

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

Кафедра банковского дела

Курсовая работа

на тему:

«Банкротство и санация банков»

Выполнила: студентка 4 курса

финансового факультета

группы 2413

Алифанова Екатерина Игоревна

Проверила:

д. э. н. Пещанская Ирина Владимировна

Москва 2010г.

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

1.1. Сущность и финансово-экономические признаки возможного банкротства банка……………………………………………………….………...5

1.2. Организационно-правовые основы банкротства и санации банков в России……………………………………………………………………………...8

Глава 2. Анализ современной практики санации и банкротства банков в России.

2.1. Процесс санации на примере банка «Петровский»……………………..14

2.2. Процесс банкротства на примере Международного Промышленного Банка…………………………………………………...........................................17

Глава 3. Проблемы укрепления финансового состояния банков и предупреждения банкротства в России.

3.1. Влияние мирового финансового кризиса на финансовое состояние банков России………………………………………………….………………...20

3.2. Роль АСВ в процессе банкротства и санации банков…………………...24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………30

ВВЕДЕНИЕ.

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система – это сердце хозяйственного организма любой страны. Современную экономику невозможно представить без банковского сектора. Банки занимают важное место в жизни страны.Они обеспечивают аккумуляцию свободных денежных средств, как населения, так и экономических агентов. Их ресурсы перераспределяются между агентами, которые могут их производительно использовать. Коммерческие банки способствуют экономии общественных издержек обращения, тем самым, содействуя ускорению оборота денег, переводу денег и расчетам. Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарий этой политики проводится через коммерческие банки. Банкротство банка затрагивает обширный круг людей и экономику в целом. В настоящее время мир столкнулся с общей проблемой – мировым финансовым кризисом, который начался в США. Непосредственным предшественником общего финансового и банковского кризиса в США был кризис высокорисковых ипотечных кредитов в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Следствием этого является кризис банковской системы. Большинство банков оказались в очень тяжелом положении, многие не выдержали конкуренции.

Многие банки нуждались в финансовой поддержке, но получили ее только самые крупные и важные банки. В сфере предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций актуальным является своевременное и эффективное применение мер воздействия, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Санация — это процедура финансового оздоровления банков. Санация выгодна как для вкладчиков, так и для кредиторов. Она позволяет, во-первых, сохранить все их средства, а не только получить предусмотренное законом страховое возмещение в 700 тыс. руб., как это происходит при отзыве лицензии. Во-вторых, если нам удается найти инвестора-покупателя на весь проблемный банк целиком, то выигрывают и юридические лица, которые будут продолжать полноценно обслуживаться в том же банке. Целью курсовой работы является изучение процедуры банкротства банка возможных причин и путей предотвращения банкротства, а также финансового оздоровления коммерческого банка. В данной работе мы рассмотрим процедуру санации на примере банка «Петровский» и процедуру банкротства на примере Международного Промышленного Банка.

Объектом исследования являются отношения несостоятельности кредитных организаций. Предмет исследования – механизм государственного регулирования отношений несостоятельности кредитных организаций.

Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

1.1. Сущность и финансово-экономические признаки возможного банкротства банка.

Банкротство кредитных организаций в РФ регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999г. В части, не урегулированной данным законом, соответствующие отношения попадают под действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. Кроме того, Центральный банк РФ в случаях, предусмотренных законом о несостоятельности кредитных организаций, вправе издавать нормативные акты по вопросам банкротства указанных организаций.

Следует отметить, что банкротству кредитной организации предшествует отзыв у неё лицензии, а последствия такого отзыва устанавливаются Законом РФ «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990г. В числе нормативных актов, определённым образом затрагивающих отношения банкротства кредитных организаций, необходимо назвать Федеральные законы «О Центральном банке (Банке России)» от 10 июля 2002г., и «О страховании вкладов физических лиц в Банках РФ» от 23 декабря 2003г.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство)[1] .

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Из изложенного следует очень важный вывод, а именно: признать банк несостоятельным банкротом может только арбитражный суд. Единственной процедурой банкротства, которая вводится в отношении кредитной организации, является конкурсное производство. Срок конкурсного производства составляет один год, в исключительных случаях он может быть продлён ещё на шесть месяцев.

Таким образом, банк (иная кредитная организация) будет считаться несостоятельным (банкротом) только с момента вынесения решения арбитражного суда о признании банка (иной кредитной организации) банкротом и открытии конкурсного производства.

Банкротству банка могут предшествовать специальные процедуры, направленные на восстановление его платёжеспособности:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3) реорганизация кредитной организации.

Следует иметь в виду, что указанные выше процедуры не являются процедурами банкротства. В случае их проведения банк ещё не считается несостоятельным, предполагается, что со временем в результате реализации определённых мероприятий его положение будет поправлено. Теперь, когда мы определились с понятием банкротства банка, необходимо установить, чем оно грозит предпринимательскому сообществу. Всех предпринимателей по отношению к банку-банкроту можно разделить на две группы: первая – это лица, которые имеют непогашенные кредиты (должники банка); вторая – это лица, которые имеют в банке денежные средства на счетах и во вкладах (кредиторы банка).

Должникам не стоит особенно переживать за свою судьбу. Дело в том, что в случае банкротства банка их задолженность войдёт в состав кредитного портфеля и будет в дальнейшем продана на торгах в пользу другого банка. Таким образом, все условия кредитного договора, заключённого с банком-банкротом, сохранят свою силу. Просто на стороне кредитора будет выступать уже другой банк.

Что касается кредиторов банка-банкрота, то их можно разделить в зависимости от очерёдности удовлетворения требований на внеочередных кредиторов, кредиторов первой, второй и третьей очереди.

Вне очереди за счет конкурсной массы исполняются текущие обязательства кредитной организации.

В первую очередь удовлетворяются в основном требования физических лиц, требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, требования Банка России.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

После расчётов с первой и второй очередью удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, за счет стоимости предмета залога.

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Как видно из изложенного, предприниматели в большинстве своём попадают в состав кредиторов третьей очереди. При таких условиях вероятность возврата долга является достаточно низкой.

Принятые в мировой практике методики раннего предупреждения несостоятельности и прогнозирования деятельности кредитных организаций основываются на достаточно высоком уровне достоверности отчетности банков. Не секрет, что в российской действительности это условие не всегда соблюдается. Специалисты выделяют ряд признаков, косвенно свидетельствующих о приближающемся банкротстве. Например, если отношение собственных средств банка и его активов близко к минимальному уровню, установленному Банком России, или наблюдается низкая доля высоколиквидных активов при существенной доле средств, заимствованных на межбанковских рынках, то это говорит о возможных проблемах с ликвидностью. О внутреннем неблагополучии свидетельствует непроведение платежей клиентов в течение нескольких операционных дней и т.д.

Однако в ряде случаев никаких внешних признаков банкротства у банка может не быть. Банкротство может стать результатом длительного и планомерного вывода основной денежной массы из банка, когда большая часть кредитов выдавалась «своим» клиентам. Низкое качество кредитного портфеля также создает потенциальную угрозу — «уход» нескольких крупных клиентов в таких условиях может спровоцировать кризис ликвидности[2] .Так же лицензия отзывается в связи с неисполнением банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, неспособностью кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

1.2. Организационно-правовые основы банкротства и санации банков в России.

На правовое регулирование банкротства кредитных организаций направлено специальное законодательство. К такому законодательству необходимо отнести, в первую очередь, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г., от 19 и 19 декабря 2006г.). Особенностям применения Закона о несостоятельности в отношении кредитных организаций посвящено информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. № 74.

Как отмечают эксперты, основная особенность процедур несостоятельности (банкротства) кредитных организаций заключается в дифференциации механизма банкротства, процедур признания несостоятельности, а также последствия возбуждения дел в отношении должника - кредитной организации.

Согласно п.1 ст.2 указанного Закона под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Для возбуждения дела о банкротстве принимаются во внимание:

- по денежным обязательствам - требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда;

- по уплате обязательных платежей - требования, подтвержденные решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. При этом кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если:

• требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимального размера оплаты труда и они не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения;

• стоимость имущества (активов) организации после отзыва у нее лицензии недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами (стоимость имущества (активов) и обязательств определяется на основании методик ЦБ РФ). На практике, использование данных законодательных положений приводит к искусственному затягиванию судебного разбирательства. Как отмечают исследователи, к моменту рассмотрения арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, не заинтересованные в этом лица обращаются в суды с иском о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций. Конечный расчет здесь строится на толковании закона таким образом, что один лишь факт оспаривания в суде обоснованности отзыва лицензии или, тем более, признание соответствующего приказа Банка России недействительным автоматически означает соответственно незаконность возбуждения или продолжения ведения дела о банкротстве. И расчет этот действительно оправдывается, поскольку арбитражные суды в подобной ситуации чаще всего приостанавливают производство по делу о банкротстве кредитной организации до принятия решения по иску об обжаловании приказа Банка России или прекращают производство после вступления в силу решения об удовлетворении иска. Эти действия позволяют вывести незаконными способами активы должника. Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению направляется в случаях, порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г., 18, 29 декабря 2006 г.) (далее - Закон о несостоятельности) и Инструкцией ЦБР от 11 ноября 2005 г. N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». Согласно этим документам Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии оснований, предусмотренных в ст. 4 Закона о несостоятельности. К числу таких оснований относятся случаи, когда кредитная организация:

• не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

• не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

• допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

• нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

• нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;

• допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации. При наличии хотя бы одного из вышеуказанных оснований Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению, содержащее перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. В течение пяти дней со дня получения данного требования руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о ее реорганизации (п. 1 и 2 ст. 12). Со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации до дня получения соответствующего разрешения Банка России кредитная организация не вправе принимать решения о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между ее учредителями (участниками), выплачивать им дивиденды, удовлетворять требования учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации (п. 3 ст. 12). Банк России в пятидневный срок со дня получения от кредитной организации документального подтверждения устранения оснований, предусмотренных ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве), обязан направить в кредитную организацию сообщение об отмене требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению (п. 4 ст. 12). Банк России вправе требовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должен в обязательном порядке содержать: оценку финансового состояния кредитной организации;

указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении; меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации; меры по получению дополнительных доходов; меры по возврату просроченной дебиторской задолженности; меры по изменению организационной структуры кредитной организации; срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации. Форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также порядок и сроки его представления, порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными актами Банка России (ст. 13). Требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации. В соответствии с п.1 ст. 32 Федерального закона о несостоятельности при возникновении хотя бы одного из оснований, предусмотренных подп.1-3 п.1 ст.17 Федерального закона, Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации.

Кредитная организация обязана разработать и представить в территориальное учреждение Банка России план мер или план мероприятий по реорганизации в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования Банка России. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется конкурсное производство. При банкротстве кредитной организации наблюдение, внешнее управление и мировое соглашение не применяются.

Глава 2. Анализ современной практики санации и банкротства банков в России.

2.1. Процесс санации на примере банка «Петровский».

Банк России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) приступили к санации банков в рамках нового законодательства. Первым банком, который спасли по новой процедуре через привлечение независимого инвестора, стал ОАО "Банк ВЕФК".

Эффективность действий санаторов банка "Петровский" (бывший ВЕФК) получила оценку аудиторов. В заключении к годовому отчету "Петровского" компания ФБК указала, что уровень управления рисками в банке в 2009 году был неадекватен, службы внутреннего контроля банка не заметили "операций с признаками сомнительных", а с баланса за год исчезло имущество на 110 млн руб. Санаторы "Петровского" — АСВ, Номос-банк и ФК "Открытие" — ссылаются на то, что проблемы банка, которые они унаследовали, за год не решить.

ВЕФК стал первым банком, санированным по закону "О санации" (в октябре 2008 года) и самым большим из всех проблемных банков по объему депозитов населения. До февраля 2009 года единственным санатором банка было Агентство по страхованию вкладов (АСВ), в феврале были привлечены Номос-банк и ФК "Открытие". В июне 2009 года ВЕФК был переименован в "Петровский". С осени 2009 года идет процесс выхода Номос-банка из проекта. Номос-банк отвечал в "Петровском" за оперативное управление, возглавлял банк представитель Номос-банка Виктор Питернов. В январе 2010 года "Петровский" передал АСВ проблемные активы на 50 млрд руб. Согласно рейтингу "Интерфакса" по итогам первого квартала 2010 года, "Петровский" занимает 77-е место по размеру активов (40,32 млрд руб.) и капитала (5,37 млрд руб.)[3] .

В распоряжении оказался отчет банка "Петровский" за 2009 год с заключением аудитора — компании ФБК. Согласно документу, процесс санации "Петровского" проходил непросто. Заключение устанавливает "нарушения действующего порядка составления финансовой отчетности и ведения бухучета", а также указывает на ряд серьезных нарушений в корпоративном управлении банком в течение прошлого года. "Контроль органов управления за своевременностью выявления банковских рисков, адекватностью определения (оценки) их размера, своевременностью внедрения необходимых процедур управления был недостаточен",— указывается в аудиторском отчете компании ФБК. И добавляется, что "обнаружены существенные факты, свидетельствующие о неадекватности процедуры корпоративного управления характеру и объему осуществляемых банком операций".

В частности, аудиторы указывают на неадекватность формирования резервов, на нарушение законодательства о противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем, в части проведения операций с признаками "сомнительных" — "в основном, сведения о таких операциях в уполномоченный орган не направлялись". В отчетный период проводились валютно-обменные операции по покупке иностранной валюты по курсу выше курса ЦБ, а по продаже — ниже курса ЦБ, расходы банка от таких "экономически нецелесообразных" операций составили 108 млн. руб. Кроме того, в отчете указывается, что при проведении инвентаризации в 2009 году банк недосчитался имущества в размере 110 млн руб., притом что "проведенная в 2008 году в банке инвентаризация с участием АСВ не выявила недостач и излишков".

Аудиторское заключение на отчетность "Петровского" показывает результаты деятельности менеджмента в прошлом году. Фактически в данном отчете аудиторская компания указала на абсолютно некачественное корпоративное управление. Кроме того, недосоздание резервов по кредитам на сумму 42 млрд руб., указанное в заключении аудитора, показывает очень серьезный масштаб проблем в банке. После изучения отчета нет представления, что банк смог бы существовать без масштабной поддержки АСВ. В АСВ признали, что в 2009 году уровень корпоративного управления был далек от требуемого. В прошлом году было полностью заменено руководство московского филиала "Петровского", были обнаружены странные операции и в калининградском филиале, фактически была проведена операционная реструктуризация, и до сих пор ведется работа по восстановлению системы управления.

В банках-санаторах утверждают, что недочеты в корпоративном управлении являются отражением того состояния, до которого банк был доведен бывшими акционерами. Потребовалось несколько месяцев для того, чтобы разобраться с ситуацией. Создать резервы по проблемным кредитам на 42 млрд руб. было невозможно, иначе бы банк показал отрицательный капитал, но ЦБ знал, что запланирован выкуп проблемных активов АСВ на сумму около 50 млрд руб., который и произошел в январе 2010 года. Он признает, что были нарушения и антиотмывочного законодательства в ряде филиалов, например в московском и калининградском. От официальных комментариев в Номос-банке отказались. Гендиректор ФК "Открытие" Михаил Беляев заявил: "Надо было быстро потушить пожар и разобраться с его причинами, в течение всего прошлого года мы устраняли нарушения, которые связаны с операциями банка в 2006-2008 годах". Он подчеркивает, что выводы аудиторской компании базируются на состоянии кредитного портфеля, выданного до санации.

Ключевой вывод заключается в том, что если к началу 2009 года банк не мог выполнять свои обязательства, то к концу прошлого года его финансовое состояние качественно улучшилось. Банк сейчас находится в состоянии восстановления, но этот процесс небыстрый, сначала нужно было решить проблемы, которые привели банк к санации, разобраться с кредитным портфелем.

2.2. Процесс банкротства на примере Международного Промышленного Банка.

Международный Промышленный Банк (МПБ), принадлежал сенатору Пугачеву и входил в топ-50 крупнейших российских финансовых организаций по объему активов.Банк не являлся участником системы страхования вкладов, в структуре активов доминируют коммерческие кредиты, составляющие почти 88% от активов-нетто. Таким образом, банк специализировался на обслуживании крупных корпоративных клиентов. У МПБ есть дочерний банк - МПБ+, занимающийся привлечением вкладов физлиц[4] . В связи с потерей ликвидности Межпромбанк не обеспечивал своевременное исполнение обязательств перед кредиторами. Кроме того, кредитная организация проводила высокорискованную кредитную политику и не создавала адекватные резервы на возможные потери по ссудам. При этом банк представлял в Банк России существенно недостоверную отчетность и не исполнял требования предписаний надзорного органа. Информация о тяжелом финансовом положении Межпромбанка, в котором Пугачев контролирует 81%, появилась в начале июня. Тогда обсуждался вопрос о возможной продаже судостроительных активов бизнесмена, входящих в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК). Предполагалось, что их выкупит государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), однако стороны не сошлись в цене. ОПК хотела получить за активы почти в 3,5 раза больше, чем была готова заплатить ОСК. В начале июля банк допустил дефолт по евробондам на сумму 200 млн. евро. Это повлекло за собой кросс-дефолт по выпуску на $200 млн. с погашением в феврале 2013 года. В июне подконтрольный Пугачеву банк нарушил нормативы Н2 и Н3 и не смог исполнить обязательства по беззалоговым кредитам перед ЦБ РФ.

Последней надеждой Межпромбанка был ВТБ, с которым велись переговоры о кредите на $480 млн. Задолженность МПБ составляет, по разным оценкам от 8 до 13 млрд. рублей. Однако банки не договорились, не удалось достигнуть договоренностей по кредиту ВТБ для Межпромбанка под залог акций Енисейской промышленной компании.

Общий объем задолженности Межпромбанка перед кредиторами составляет около 80 млрд. рублей. Около половины из этой суммы приходится на кредитные организации. Задолженности перед ЦБ - 31,8 млрд. рублей. Собственный капитал МПБ на конец полугодия составлял 25,5 млрд. рублей.

С августа 2010 года многие клиенты Межпромбанка начали подавать в суд на финансовую организацию. Три крупных иска подала "Северсталь" бизнесмена Алексея Мордашова на общую сумму около 4 млрд. рублей. На 20 октября назначено предварительное заседание по иску ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" о взыскании $19,866 млн. 21 июля арбитраж подтвердил законность взыскания с Межпробанка в пользу ОАО "АНК Башнефть" $66,452 млн. убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды по договору доверительного управления.

5 октября ЦБ РФ отозвал лицензию у " Международного Промышленного Банка " (МПБ), принадлежащего сенатору Пугачеву. Уже после отзыва лицензии глава ЦБ Сергей Игнатьев признавал, что применить санкции к МПБ можно было и раньше, но ЦБ надеялся на реструктуризацию обязательств МПБ с его кредиторами, в частности ВТБ. Уже после отзыва лицензии у МПБ Сергей Игнатьев направил письма генпрокурору Юрию Чайке, в которых сообщил, что ЦБ усматривает в действиях руководящих сотрудников банка наличие признаков уголовно наказуемых деяний, предусмотренных ст. 195 УК РФ ("Неправомерные действия при банкротстве") и ст. 196 УК РФ ("Преднамеренное банкротство").

Основания, ставшие причиной для обращений ЦБ в правоохранительные органы в 2008 году, идентичны нарушениям, обнародованным ЦБ уже после отзыва лицензии МПБ. Так, в ноябре основная часть кредитов банка была предоставлена компаниям, которые не вели реальной производственной деятельности. Всего таких компаний было больше 100. В частности, 25 млрд. руб. из полученных от Банка России беззалоговых кредитов были переведены на счет в швейцарском банке компании-нерезидента, контролируемой собственником МПБ. Далее средства через ряд компаний направлены французской компании — производителю самолетов[5] .

Таким образом, после отзыва лицензии на осуществление банковских операций Арбитражный суд Москвы по заявлению Банка России признал банкротом Международный промышленный банк (МПБ), сообщает «Интерфакс». Суд открыл конкурное производство в отношении банка и назначил конкурсным управляющим Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Глава 3. Проблемы укрепления финансового состояния банков и предупреждения банкротства в России.

3.1. Влияние мирового финансового кризиса на финансовое состояние банков России.

Кризис ликвидности, заявивший о себе в августе 2007 года, не имеет исторических прецедентов и образцов для сравнения. Он разразился и продолжается из-за лопающихся один за одним «пузырей»: ипотечного в сегменте жилья в США, а затем и кредитного – уже по всему миру, не говоря уже о производных финансовых инструментах. Важно понимать, что кредитный кризис - это по существу банковский кризис, поскольку спровоцирован именно последними. Привычка надувать денежную массу безостановочной печатью банкнот (США, Европа и развивающиеся страны в меньшей степени), приверженность к постоянному рефинансированию любых долговых обязательств на уровне государств, жизнь в долг на уровне обывателей сослужили плохую службу всем. Кризис банков берет начало именно здесь.

Государство сегодня всеми силами поддерживает сферу банковских услуг, понимая ее большую значимость для страны, но все же некоторым мелким региональным банкам не удастся избежать краха. Основные силы Правительства направлены на поддержание наиболее крупных и значимых кредитных организаций. Задача возврата просроченных задолженностей решается банками по-разному: от продажи некачественных кредитных портфелей коллекторам до ужесточения условий новых кредитов или полной остановкой этого направления.

Одним из результатов финансового кризиса стало абсолютное снижение масштабов деятельности российских банков, хотя и в существенно меньшей степени, чем в других секторах экономики. Так же можно отметить ужесточение требований банков к потенциальным заемщикам, повышение ставок по вновь выдаваемым кредитам, свертывание многих ипотечных и потребительских программ (например, беззалоговых и беспроцентных кредитов).

К концу 2008 года многие кредитные организации страны столкнулись с уменьшением ликвидности в больших объемах, вызванное влияние финансового кризиса. В связи с чем, они были вынуждены искать инвесторов, которые бы купили активы банка. Такая ситуация наблюдалась во многих регионах страны. Некоторые кредитные организации этого региона несмотря ни на что смогли сохранить свой юридический статус, другие же были поглощены более крупными банковскими учреждениями.

Например, Альфа-банк купил банк «Северная казна», другой банк Свердловской области - Банк 24.ру, испытывавший финансовые затруднения, вошел в состав финансовой группы "Life", возглавляемой московским Пробизнесбанком. Также, СКБ-банк присоединил к себе Свердловский губернский банк , который, не смотря на это, не лишился статуса юридического лица.

Сокращение числа мелких кредитных организаций продолжалось и в 2009 году. Финансовый кризис продолжает оказывать влияние на российский банковский сектор, выводя с рынка кредитования банковские учреждения с небольшим объемом капитала.

К 1 июля 2009 г. впервые за более чем десятилетний период совокупные банковские активы упали в абсолютном выражении до 27,8 трлн. рублей.

В России действовали 1123 банка до начала кризиса. Из них 909 входили систему страхования вкладов. С начала 2008 года 111 российских банков лишилось лицензии, 60 прекратили свою деятельность, 16 были признаны банкротами[6] .

По итогам работы за 2009 год можно сказать, что банковский сектор вышел на положительный финансовый результат. После марта 2009 года началось оживление на фондовом рынке. Дно было пройдено весной, лето сопровождалось ростом показателей, осень закрепила рост, зима показала «рождественское ралли». В целом оптимизма прибавилось. Фондовый рынок (в особенности рынок акций кредитных организаций) в данном случае служит нам косвенным индикатором состояния банковского сектора.

Прибыль действующих кредитных организаций за вычетом убытков на 1 июля 2010 года составила 249,6 млрд. рублей, что выше показателя за тот же период 2009 года более чем в 36 раз (6,8 млрд. рубле). Кроме того, уже по итогам первой половины 2010 года перекрыт результат прошлого финансового года (205,1 млрд. рублей). В немалой степени это связано не с улучшением показателей эффективности деятельности кредитных организаций, а с операциями по отчислению в резервы и их восстановлению. С начала года количество убыточных кредитных организаций выросло со 120 до 159 от общего числа действующих кредитных организаций. Их убытки за январь-июль превысили 31,5 млрд. рублей.

Рис.1. Финансовый результат кредитных организаций.[7]

Существенный вклад в формирование положительного финансового результата в первом квартале текущего года внес чистый доход от вложений в ценные бумаги: 106,9 млрд. рублей или 23% от суммы факторов увеличения прибыли.

За первую половину 2010 года доля просроченной задолженности в совокупном объеме кредитов всем категориям заемщиков выросла с 5,1 до 5,4%.

Средние банки пострадали от кризиса больше всего. Быстрая экспансия обернулась для них стремительным ростом просроченной задолженности и уменьшением депозитной базы. Мелким кредитным организациям приходится намного легче, поскольку они и раньше не имели доступа к облигационным займам, межбанковским кредитам или розничным депозитам, а, следовательно, почти не пострадали от исчезновения этих источников.

1 февраля 2010 года ЦБ отменит беззалоговое кредитование банков, подняв уровень кредитных рейтингов, дающих доступ к беззалоговому аукциону. В рамках антикризисных мероприятий, Банк России предоставил кредитным организациям около 4 трлн. рублей, и сегодня эта задолженность резко сокращается, в особенности по беззалоговым кредитам. На этом фоне регулятор пришел к выводу, что такого рода поддержка банкам больше не нужна, тем более что она обходится довольно дорого и ограничивает свободу действий кредитных организаций.

Однако банкиры полагают, что отменять беззалоговое кредитование еще рано — ведь главными получателями этих средств являются как раз банки среднего звена, которые сегодня очень нуждаются в поддержке. Тем не менее, глобального риска для всего банковского сектора отмена этой антикризисной меры не представляет, поскольку большинство банков все-таки справляется с трудностями самостоятельно и почти не пользуется

государственной помощью.

Главными проблемами банковского сектора на данный момент

являются не отмена государственной поддержки, а стагнация на строительном рынке и зависимость от иностранного капитала для долгосрочного финансирования в валюте. К тому же, продолжает расти доля «плохой» задолженности в кредитном портфеле банков, как это видно из приведенной таблицы.

Табл. 1. Доля «плохих» долгов.[8]

Что касается последствий банковского кризиса в России и в мире, то он неминуемо привел к резкому сокращению числа банков, укрупнению банков с господдержкой (для России это Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк и другие госбанки, уже получившие помощь в размере 950 млрд. руб.), изменению балансовой структуры активов-пассивов, вызванное коллапсом бывших направлений-лидеров (ипотечного кредитования и потребительского в первую очередь) и появлению качественно новых направлений банковских услуг[9] .

Банки накопили ценный опыт работы в условиях кризиса, использование которого позволит повысить устойчивость банковской системы.

3.2. Роль АСВ в процессе банкротства и санации банков.

Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов, Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов. С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельными банками, функции которого возложены на Агентство. 27 октября 2008 года был принят Федеральный закон №175-Ф3 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».

С этого момента Агентство по страхованию вкладов, помимо выполнения функций страховщика банковских вкладов и корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитных организаций, стало активным участником осуществления мер по предупреждению банкротства банков[10] . Для построения эффективно работающей системы необходимо четко определить, какие цели перед ней ставятся. От этого во многом зависит ее внутренняя структура, т. е. принципы, формы деятельности и объем полномочий органов, управляющих системой, а также процедуры взаимодействия ее различных элементов. Согласно Закону, одной из основных целей государственной политики в области предупреждения банкротства кредитных организаций стало поддержание стабильности банковской системы. Вторая, но не менее важная цель – защита интересов вкладчиков и иных кредиторов банков.

Участие Агентства в предупреждении банкротства банков строится на трех базовых принципах. Во-первых, это рыночная направленность. Помощь оказывается не банкирам, а банкам как экономическим субъектам, предоставляющим банковские услуги реальному сектору экономики и населению. Неэффективные собственники этих банков ограничиваются в правах либо вовсе отстраняются от ведения дел. Во-вторых, принцип избирательного воздействия. Очевидно, что финансовое оздоровление всех проблемных банков за счет государства невозможно. Тем более речь не может идти о полном покрытии за счет бюджета обязательств банков перед кредиторами. В соответствии с принципом избирательного воздействия помощь предоставляется исключительно тем банкам, которые обладают социальной и экономической значимостью для России в целом или для конкретного региона, т. е. воздействие оказывается на ключевые проблемные точки, влияющие на стабильность банковской системы. В-третьих, определение экономической целесообразности вмешательства. Активные действия государства возможны только в тех случаях, когда скорое банкротство банка обойдется обществу дороже, чем попытка его восстановления. При этом никаких твердых гарантий оказания помощи банкам государство не дает – принципы рыночной ответственности не должны размываться. Стартовой точкой участия Агентства в мерах по предупреждению банкротства того или иного банка является решение Банка России о направлении в Агентство соответствующего предложения. Принципиально важно, что данное решение принимается именно Банком России как надзорным органом, обеспечивающим стабильность банковского сектора.

При наличии исходной целесообразности и возможности реструктуризации банка Агентство проводит оценку его финансового положения. По итогам данной оценки Агентство должно либо принять решение об участии в предупреждении банкротства, либо отказаться от участия в восстановлении банка. Основанием для отказа может стать неоправданно высокий уровень затрат Агентства. В случае, когда АСВ отказывается от работы с банком, у него отзывается лицензия на осуществление банковских операций. Меры по финансовому оздоровлению осуществляются на основании специального плана участия, который разрабатывается Агентством и согласовывается с Банком России. Он должен содержать меры по восстановлению показателей финансового состояния банка до значений, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России. За счет каких средств происходит восстановление банка?

В первую очередь, АСВ ориентировано на привлечение с рынка денег заинтересованных инвесторов. Естественно, предусмотрено и государственное софинансирование. Для этих целей из федерального бюджета Агентству выделено 200 млрд. руб. Кроме того, Законом предусмотрена возможность предоставления Агентству кредитов Банка России, а также использование средств фонда страхования вкладов для защиты интересов застрахованных вкладчиков[11] . Агентство как корпоративный конкурсный управляющий призвано своей деятельностью усилить влияние государства, обеспечить реализацию принципа законности и персонификации ответственности в вопросе проведения ликвидации кредитной организации, не нарушив при этом прав и законных интересов всех участников рассматриваемого процесса.
Среди основных целей деятельности Агентства как корпоративного конкурсного управляющего можно выделить следующие:
- законное и наиболее полное составление реестра требований кредиторов; формирование конкурсной массы в максимально возможном размере; принятие обеспечительных мер по сохранению имущества ликвидируемого банка; проведение расчетов с кредиторами в кратчайшие сроки и в максимально возможном размере; - выявление и оспаривание кабальных, сомнительных и ущемляющих интересы кредиторов сделок с имуществом ликвидируемого банка, а также принятие мер по виндикации этого имущества у третьих лиц;
- разработка и реализация комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение банкротства субъектов банковской системы и т.д. Анализируя положения ФЗ, необходимо заметить, что процедура подачи заявления о признании кредитной организации банкротом, несмотря на корректировку законодателем, не претерпела кардинальных изменений. Введение нового лица в процедуру банкротства банка - Агентства по страхованию вкладов - осуществляется на стадии подачи заявления о признании банкротом кредитной организации в банк России, т.к. все копии необходимых документов направляются в АСВ. В дальнейшем Агентство является полноправным участником процедуры банкротства. Во всех случаях функции конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций осуществляются АСВ. К осуществлению своих функций в качестве конкурсного управляющего Агентство приступает со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации.

Таким образом АСВ, наделенное статусом ликвидатора кредитных организаций вместо ГК "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (в настоящее время, находящегося в процессе добровольной ликвидации), призвано стать более "совершенным" гарантом возврата денежных вкладов населению, а ее состоятельность в рассматриваемом качестве не вызывает сомнения, т.к. Агентство получает полный контроль над кредитной организацией с первых признаков нестабильности банка, что, несомненно, поможет сохранить капиталы кредитной организации, а соответственно защитить права и обеспечить законные интересы клиентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблема мирового финансового кризиса в настоящее время стала очень актуальной. Последствия кризиса сказались на всех отраслях экономики РФ. Не исключение банковская система РФ. С приходом кризиса в страну, в банковской системе произошел процесс консолидации, в ходе которого мелкие банки увеличили свои финансовые ресурсы за счет слияния. Образование более крупного банка с большими активами, набором услуг, и как следствие, увеличение числа клиентов. Уменьшился размер рублевых депозитов населения, однако, средние ставки по депозитам населения увеличились. Банки снизили вложения в ценные бумаги. Для поддержки банковской системы страны Центральный банк выдал коммерческим банкам кредит, увеличив тем самым активы банка на 2,9%. Объем выданных кредитов вырос на 2%; при этом, размер просроченной задолженности юридических и физических лиц вырос на 36% и 1,6% соответственно. В итоге прибыльность банковской системы снизилась; увеличился отток капитала из России за границу. Резко сократились поступления в бюджетную систему страны, в целом налоговые доходы сократились в 2 раза, что отрицательно сказывается на финансировании социальных программ. Большое количество банков обанкротилось. Во многих проводилась процедура санации. Большую роль в этих процессах имеет Агентство по страхованию вкладов.

Проведенное исследование показало, что эффективное управление в проблемных кредитных учреждениях на сегодняшний день особенно актуально.

Профилактические меры диагностики состояния коммерческих банков являются необходимыми, так как для поддержания устойчивости функционирования банковской системы нужны не столько кардинальные методы оздоровления, сколько исключение серьезных проблем в массовых масштабах у многих кредитных институтов.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г.

2. Федеральный закон «О Центральном банке (Банке России)» от 10 июля 2002г.

3. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в Банках РФ» от 23 декабря 2003г.

4. Инструкция ЦБР от 11 ноября 2005 г. N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».

5. Банковское дело. Жарковская Е.П.4-е изд., испр. и доп. - М.: Омегв-Л, 2006. — 452 с

6. www.asv.org.ru

7. www.banki.ru

8. www.bankir.ru

9. www.bdm.ru

10. www.cbr.ru

11. www.crizis.org

12. www.consultant.ru

13. www.iib.ru

14. www.infox.ru

15. www.kommersant.ru

16. www.petrovskiybank.ru

17. www.rb.ru

18. www.rbc.ru


[1] Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ

[2] www.bdm.ru Мария МЕЛИХОВА, ведущий экономист Операционного управления Московского ГТУ Банка России

[3] www.bankir.ru

[4] http://www.rb.ru

[5] http://www.kommersant.ru

[6] http://globalist.org.ua/novosti/economic-news/banki-bankroty-v-rossii-no4850.html

[7] Международный банковский форум «Банки России – XXIвек», Сочи 2010г.

[8] Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

[9] http://www.crizis.org/bankcrisis/

[10] www.asv.org.ru

[11] А. В. Турбанов, доктор юридических наук, Генеральный директор Государственной корпорации Агентство по страхованию вкладов»