Реферат: План экономики Д.Мэя в Англии

Название: План экономики Д.Мэя в Англии
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История экономики

на тему: План экономики Д.Мэя в Англии.

Выполнил:

Проверил:

2004


Содержание.

Введение.

1. Особенности развития после первой мировой войны.

2. Экономический кризис в Англии.

3. План экономики Д.Мэя.

4. Итоги плана.

Заключение.

Библиографический список.

Введение.

В 1929-1933 гг. разразился мировой экономический кризис, охвативший ведущие станы мира – США, Германию, Францию, Англию и др. Пострадали все классы и слои населения, происходили массовые банкротства. Теоретики экономики, господствовавшие на тот момент в обществе – неоклассики – на основании «закона рынка» Ж.Б. Сэя утверждали, что кризис не может быть долгим. Однако время шло, выхода из кризиса не намечалось, и кредит доверия к неоклассикам был исчерпан. В этот период в США начал проводиться курс Ф.Рузвельта, а в Германии и Италии – курс фашизма. То есть, эмпиризм шествовал впереди теории. Но долго так продолжаться не могло, и уже в 1936 г. появляется теория Джона Мейнарда Кейнса, на формирование которой немалую роль оказала экономика Англии во время «Депрессии», в частности – план экономики Д.Мэя. Таким образом, актуальность выбранной темы реферата «План экономики Д.Мэя в Англии» заключается в том, что во многом благодаря ей возникла новая теория, господствовавшая на Западе в течение 30-35 лет, т.е., в конечном итоге, план Д.Мэя фактически определил экономику развитых стран до 70-х гг.

Целью данной работы является рассмотрение событий в ходе «Великой депрессии» 1929-1933 гг. в Англии, в рамках указанной цели необходимо:

- выяснить предпосылки появления кризиса;

- рассмотреть развитие кризиса в Англии;

- изучить ход появления плана экономики Д.Мэя;

- рассмотреть план экономики;

- рассмотреть последствия плана экономики;

Особенности развития после первой мировой войны.

В Англии так же, как и в США, в период Первой мировой войны наблюдалось интенсивное развитие этатистских тенденций и их ослабление в 1919 – 1929 гг. Англия как страна-победительница в некоторой мере компенсировала зна­чительные потери, понесенные в ходе войны. В то же время, технический застой в промышленности, пассивный внешне­торговый баланс, ощутимые потери английского торгового флота и многие другие факторы определили длительный пери­од вялого развития народного хозяйства страны вплоть до на­чала мирового кризиса. К тому же позиции английского капи­тала на мировых рынках были ослаблены в результате экспан­сионистской политики США более того, Англия оказалось их должником (4 млрд. долл.).

На фоне столь унылой общей картины по сравнению с пе­риодом просперити в США в Англии тем не менее происходи­ло развитие наиболее передовых отраслей промышленности (химической, автомобильной, электротехнической, авиацион­ной и др.). Стагнацией же были охвачены старые отрасли – судостроение, металлургия, угледобывающая и текстильная. В основном недостаток капиталов, столь необходимых для мо­дернизации этих отраслей, был вызван перетеканием их за гра­ницу в поисках более высоких прибылей. Именно нехватка инвестиций не давала возможности английской промышленности перейти к новым формам производства (массовому, поточно­му), снижавшим издержки, а следовательно, и делавшим това­ры более конкурентоспособными, как это происходило в США. Осознавая тщетность погони за лидером в этом направлении, Англия весьма разумно сделала упор на производство высоко­качественных, не массовых, а дорогостоящих товаров, ориентированных на состоятельных покупателей, что позволило ее производителям сохранить за собой весьма доходную нишу на внешнем и внутреннем рынках.

Вытеснению Англии с внешних рынков товаров массового спроса способствовало усиление протекционистских тенденций в мировой торговле, тогда как правительство страны продолжа­ло придерживаться в целом принципа фритредерства. Кроме того, страна постепенно уступала товарные рынки из-за отчетливой пе­реориентации английского правительства на сохранение лидерства Англии в банковской сфере. Так, в 1925 г. правительство провело ревальвацию английской валюты за счет введения золотого стан­дарта фунта стерлинга. Хотя это мероприятие и способствовало росту курса фунта, но дорожание английских товаров затронуло ин­тересы промышленников-экспортеров.

Экономический кризис в Англии.

Экономический кризис 1929-1933 гг., поразив ведущие страны мира, не миновал и Великобританию. Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г., т. е. несколько позднее, чем в ряде других стран. Бюджет 1930 г. был принят в атмосфере ухудшения положения в торговле и роста безработицы. Объем промышленного производства упал на 15%, особенно пострадали традиционные отрасли - металлургическая, угольная и др.; сократились посевные площади; объем внешней торговли сократился в 2 раза, торговый баланс был дефи­цитным; увеличилась безработица — в 1932 г. она охватила 30 - 35% всех рабочих.

В первоначальный период в правящих кругах страны не было единства в отноше­нии антикризисной программы. Лейбористсткос правительство, стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в ос­новном за счет усиления налогового пресса на имущих. Министерство финансов, чтобы найти дополнительные доходы, значительно увеличило прямые налоги, включая подоходный, из косвенных налогов был увеличен только один - на пиво. Подоб­ная политика встретила серьезное сопротивление со стороны имущих и заставила Дж. Макдональда в августе 1931 г. сфор­мировать новый кабинет с консервативным большинством. К весне 1931 г. финансовое положение страны ухудшилось. В свя­зи с неустойчивым положением фунта стерлингов иностранные держатели краткосрочных вкладов в банках Лондонского Сити стали изымать их для перевода в более прочную валюту, уменьшался золотой запас страны. Все это вызывало тревогу финансовых и правительственных кругов, для изменения ситуации необходимы были реши­тельные меры. Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ (80 млн. фунтов стерлингов) с целью восстановления платежного баланса.

Следует отметить, что целью банкиров и правительства не было увеличение занятости или спасение промышлен­ности, они хотели просто исправить дисбаланс бюджета, торговли и кредита. Это происходило потому, что тогда в период экономического кризиса единственной функцией правительства считалось обеспечение благоприятных фи­нансовых условий. И хотя в это время уже высказывались новые идеи о вмешательстве государства в экономику, они не были с готовностью приняты в общественных кругах. Существовали предубеждения против увеличения расходов во времена кризиса, особенно если это вызвано несбалан­сированным бюджетом. Общее окружение не было благоп­риятным для внезапных изменений в политике во время депрессии, старые приемы умирали с трудом.

Нужно также иметь в виду, что новый ход экономичес­кой мысли не был еще полностью разработан, а сам Кейнс еще анализировал основания для некоторых положений своей концепции, в частности, на этой стадии он еще не хотел открыто защищать несбалансированный бюджет и имел мало поддержки среди коллег. Кроме того, именно Сити и Министерство финансов, определявшие экономи­ческую политику более, чем бизнесмены, отвергали экспе­рименты в области общественных расходов.

План экономики Д.Мэя.

Руководствуясь либе­ральными принципами, новое английское правительство на первых порах попыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить, прежде всего, устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социаль­ным статьям, заработной плате государственным служащим, ас­сигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.

В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций была создана ко­ролевская Комиссия по национальной экономии под руко­водством финансиста Дж. Мэя, в июле 1931 г. был опуб­ликован доклад Комиссии, в котором получил обоснование по­ворот в антикризисной политике. Формально доклад Комиссии Мэя был посвящен узкой проблеме опенке ожидаемого бюджетного дефицита и принятия встречных мер. Оценки Комиссии основывались на наиболее пессимистических предположениях, например, подчеркивалось увеличение числа людей пенсионного воз­раста и, соответственно, выплат им, но не принималось в расчет уменьшение расходов на школьников из-за сокраще­ния их численности. Кроме того, особое внимание в докладе уделялось фонду страхования по безработице — недостат­кам его работы, нормам платежей, а в то же время сокра­щения выплат по национальному долгу даже не были приняты во внимание. В результате Комиссия по нацио­нальной экономии предсказала дефицит в 120 млн. фунтов стерлингов в год.

Комиссия считала необходимым уменьшить государ­ственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных отраслей в те, которые; предназначены смягчить социальную несправедливость, или те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увели­чить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стер­лингов, сократить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов, причем две трети приходилось на умень­шение выплат безработным.

Фактически доклад Комиссии Мэя оказался политичес­ким документом, нанесшим наибольший вред лейбористско­му правительству, сформированному 7 июня 1931 г. Дж. Макдоналъдом (1866—1937), и его социальной программе особенно предполагаемому повышению пособий по безрабо­тице. В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по национальной экономии премьер-министр Макдональд и еще два министра высказались за принятие предложений Комиссии Мэя, остальные члены кабинета — против. Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии. В результате 24 августа 1931 г. Макдональд сформировал новое так называемое национальное правительство, в котором ключевые посты заняли консерваторы.

Национальному правительству сразу же был предостав­лен заем, в котором отказывали его предшественникам. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству зай­мы, необходимые для платежного баланса страны, который находился к тому времени в катастрофическом состо­янии, при условии принятия мер, рекомендованных Ко­миссией Мэя. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов.

10 сентября 1931 г. был принят измененный бюджет, оказавшийся более жестким, чем тот, который разрабаты­вался лейбористским правительством. Новый кабинет ми­нистров Макдональда приступил к реализации плана эко­номии и рационализации бюджетных расходов.

В соответствии с этим планом были значительно увели­чены прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены общественные работы. Возросли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным, находившимся на иждивении своей семьи.

В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизирующий эффект. Общие государственные расходы в реальном выражении по отно­шению к валовому национальному продукту увеличились с 24% в 1929 г. до 29% в 1931 г., немного упали в 1931 г, (28%), а к 1934 г. снизились почти до уровня 1929 г. Кроме того, бюджет был хорошо сбалансирован (за исключением небольшого дефицита 1932-1933 гг.), и финансовая ста­бильность позволила вернуть доверие к правительству как в самой Великобритании, так и за границей.

Кроме осуществления политики экономии правительст­во Маклональда принимало и другие меры для оздоровле­ния экономики.

20 сентября 1931 г. был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фут – его стоимостьк концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные пены на внутреннем рынке. Следует отметить, что потеря доверия к фунту вызывалась также мрачными бюджетными предсказаниями Комиссии Мэя.

Большое число стран, как входивших в созданный в 1931 г. стерлинговый блок (члены блока устанавливали курс своих валют в соответствии с курсом английского фунта, хранили свои валютные резервы в английских бан­ках, производили торговые расчеты на основе фунта стер­лингов), так и не входивших в него, включая доминионы, Скандинавию, Японию, последовало за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А поскольку США, Герма­ния, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и другие стра­ны не отказались от золотого паритета, стерлинговые то­вары приобрели внезапное ценовое преимущество, изме­нив неблагоприятную ситуацию 1925—1931 гг. Конечно, большинство стран соответственно отреагировало, повы­сив пошлины на британские товары, но благоприятное воздействие на торговый баланс на время сохранилось, так как Великобритания тоже ввела протекционизм. В 1931-1932 гг. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положи­тельно сказалось на развитии английской промышленнос­ти и позволило улучшить платежный баланс за счет сокра­щения импорта. Кроме того, иностранные заемщики обна­ружили, что оплату легче производить в фунтах. В Великобритании цены оставались достаточно стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931- 1936 гг., цены возросли в среднем лишь на 10%. Таким образом, доверие к фунту было почти восстановлено, и вклады начали воз­вращаться в английские банки. К апрелю 1932 г. фунт стабилизировался, бюджет был сбалансированным, прово­дилась эффективная политика протекционизма, и финан­совый кризис миновал. Банковский процент постоянно снижался и достиг 2% в июне.

После 1932 г. бюджетные проблемы решались все легче за счет повышения подоходного налога, сокращения посо­бий по безработице, появления новых государственных доходов (в результате проведения протекционистской по­литики). Высвобождению дополнительных денежных ре­сурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу, позволивший в 1932 г. сэконо­мить 31 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, начиная с 1933 г. опыт других стран, и особенно США и Швеции, показал, что дефицитный бюджет необязательно ведет к катастрофе.

Все это способствовало тому, что в 1934 г. политика экономии была смягчена: восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина урезанных зарп­лат (остальные — в 1935—1936 гг.), был снижен подоход­ный налог. В 1935 г. был отменен закон о нуждаемости.

Итоги плана.

В комплексе с другими антикризисными мерами уже к кон­цу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходило в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от «Нового курса» Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жесткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление урезанных пособий по безработице, снижение размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смяг­чению социальных противоречий.

Начавшийся в 1934 г. подъем подкреплялся существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, свя­занных с производством вооружения (автомобилестроение, авиационная, радиопромышленность и др.). Наряду с этим ме­ры правительства по оздоровлению финансовой системы, жест­кая политика протекционизма способствовали притоку инве­стиций в ряд старых отраслей экономики (судостроение, ме­таллургия), что впрочем существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная отрасли промышленности продолжали стагнировать.

В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кри­зиса. Положение английской промышленности было на­ихудшим в третьем квартале 1932 г., но к концу этого года в экономике наблюдались уже первые признаки выздоров­ления, а в 1934 г. объем промышленного производства дос­тиг уровня 1929 г.

Заключение.

Таким образом, как мне кажется, я выполнил все поставленные перед мной задачи: рассмотрел экономику Англии в докризисный период, вкратце описал ход развития кризиса в Англии, выделил историю появления плана экономики Д.Мэя и предлагаемые им антикризисные меры, указал итоги применения данных мер.

Библиографический список.

1. «История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 г.г.» под ред. профессора А.Н.Марковой – М., ЮНИТИ – 1995 г.

2. «История мировой экономики» под ред. академика Г.Б.Поляка и профессора А.Н.Марковой – М., Юнити – 2003г.

3. Сурин А.И. «История экономики и экономических учений» - М.: Финансы и статистика, 1998 г.

4. «Экономическая история зарубежных стран» – Минск, Экоперспектива – 1997 г.