Реферат: Таможенное дело 3
Название: Таможенное дело 3 Раздел: Рефераты по таможенной системе Тип: реферат |
Введение Таможенное дело в РФ - согласно ст. I ТК РФ таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство в РФ осуществляют Президент РФ, Правительство РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство в РФ, является ГТК РФ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов. В этой связи таможенная политика государства нередко выступает инструментом достижения внешнеполитических целей, путём замены более благоприятного таможенного режима для какой-либо страны на менее благоприятный, в случае ухудшения отношений с ней. Другой немаловажный аспект понятия таможенное дело — правовой. В настоящее время в России оформилась специфическая подотрасль административного права — таможенное право. В данную категорию включают правоотношения, возникающие при осуществлении внешнеторговой деятельности между её участниками и государством. Основным документом, регулирующим такие правоотношения, является Таможенный кодекс РФ. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. 1 Организация управления таможенным делом Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственная реализация большинства функций государства в области таможенного дела возложена на Федеральную таможенную службу (ФТС), бывший Государственный таможенный комитет (ГТК). ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции: - обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ; - обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; - применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; - осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ; - ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности; - содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности население, жизни и здоровья человека, защите животных и растении, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; - обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела; - выполняет другие функции в организации таможенного дела в РФ. Система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом РФ и включает три уровня: Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления и таможни. В настоящее время в России действует 7 региональных таможенных управлений (Центральное, Северо-Западное, Южное, Сибирское, Приволжское, Дальневосточное и Уральское) и 725 таможенных учреждений (109 таможен и 616 таможенных постов). Министерство финансов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела и обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, а также единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров. Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками: 1. принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; 2. таможенные режимы; 3. таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей; 4. таможенное оформление; 5. таможенный контроль; 6. предоставление таможенных льгот; 7. ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности; 8. правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. 2 Структура таможенного кодекса РФ Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 28.05.2003 №61 –ФЗ — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. Он содержит 6 разделов, 42 главы и 439 статей. Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года, одобрен Советом Федерации14 мая 2003 года. Структура Таможенного кодекса: Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные положения Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Глава 3. Деятельность в области таможенного дела Глава 4. Информирование и консультирование Глава 5. Таможенная статистика Глава 6. Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности § 1. Страна происхождения товаров § 2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности § 3. Предварительное решение Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление Глава 8. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации Глава 10. Внутренний таможенный транзит Глава 11. Таможенный перевозчик Глава 12. Временное хранение товаров Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации Глава 14. Декларирование товаров Глава 15. Таможенный брокер (представитель) Глава 16. Выпуск товаров Подраздел 2. Таможенные режимы Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам Глава 18. Основные таможенные режимы § 1. Выпуск для внутреннего потребления § 2. Экспорт § 3. Международный таможенный транзит Глава 19. Экономические таможенные режимы § 1. Переработка на таможенной территории § 2. Переработка для внутреннего потребления § 3. Переработка вне таможенной территории § 4. Временный ввоз § 5. Таможенный склад Глава 20. Завершающие таможенные режимы § 1. Реимпорт § 2. Реэкспорт § 3. Уничтожение § 4. Отказ в пользу государства Глава 21. Специальные таможенные режимы § 1. Временный вывоз § 2. Беспошлинная торговля § 3. Перемещение припасов § 4. Иные специальные режимы Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры Глава 22. Перемещение транспортных средств Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи Раздел III. Таможенные платежи Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей Глава 32. Взыскание таможенных платежей Глава 33. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств Глава 33.1. Таможенные сборы Раздел IV. Таможенный контроль Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контроля Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров Раздел V. Таможенные органы Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности § 1. Таможенные органы § 2. Обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов § 3. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия § 4. Обеспечение деятельности таможенных органов Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу Раздел VI. Заключительные положения 3 Закон РФ 5003-1 от 21.05.93 «О таможенном тарифе» Настоящий Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Основными целями таможенного тарифа являются: - рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию; - поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; - создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; - защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; - обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику. - Сферой действия настоящего Закона является единая таможенная территория Российской Федерации. Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Ставки таможенных пошлин и порядок их установления: 1. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. 2. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации. 3. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую не должны превышать размер предельной ставки пошлины, рассчитываемый следующим образом: - при сложившейся за период мониторинга средней цене на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) до 109,5 доллара США за 1 тонну (включительно) - в размере 0 процентов; - при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 109,5 доллара США за 1 тонну, но не более 146 долларов США за 1 тонну (включительно) - в размере, не превышающем 35 процентов разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 109,5 доллара США; - при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 146 долларов США за 1 тонну, но не более 182,5 доллара США за 1 тонну (включительно) - в размере, не превышающем суммы 12,78 доллара США за 1 тонну и 45 процентов разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 146 долларами США; - при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 182,5 доллара США за 1 тонну - в размере, не превышающем суммы 29,2 доллара США за 1 тонну и 65 процентов разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 182,5 доллара США. В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин: - адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; - специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; - комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в целях определения средней цены за период мониторинга. 4 Таможенные пошлины и платежи, их виды Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ «О таможенном тарифе» Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. с 1 июля 2010 года входит в силу новый закон о «Таможенном тарифе» таможенного союза трех государств: России, Белорусии и Казахстана. В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют: Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин; Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин; Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются. В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе. Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе. Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых. К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин. В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на: Адвалорные — (от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,3 евро за килограмм; Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, взимаются по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины. Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции; Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера; Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров; Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция). К таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 5) таможенные сборы. Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он несет солидарную с декларантом ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 144 настоящего Кодекса. К таможенным сборам относятся: 1) таможенные сборы за таможенное оформление; 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение; 3) таможенные сборы за хранение. Заключение Таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля. На территории России действует единое таможенное законодательство, регулируемое нормами федерального уровня. Кроме этого таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой -- основное направление развития таможенного дела России на современном этапе. За реализацию таможенного законодательства отвечают таможенные органы, которые представляют собой государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. В ведении таможенных органов находится организация и осуществление таможенного дела в стране. Без эффективной деятельности данных органов исполнительной власти немыслима активизация внешнеторговых связей российской экономики. Важнейшей целью таможенных органов является максимальное содействие международным экономическим отношениям и как следствие ускорение товарооборота. При этом полная либерализация внешней торговли в силу ряда объективных факторов в настоящее время невозможна, казна государства не готова к отмене экономических барьеров на торговых путях. Поэтому функция пополнения федерального бюджета для таможенных органов, бесспорно, является разумной, так как несущие опоры каждого государства - это налоги, сборы и таможенные платежи (в большинстве стран федеральные ведомства доходов объединены). Также перед таможенными органами стоит не менее важная задача, заключающаяся в осуществлении правоохранительной деятельности в пределах своей компетенции, заключающееся в проведении предварительного расследования в таможенной сфере, оперативно-розыскной деятельности таможенных органов и другими действиями. Созданию оптимальной модели таможенной службы, способствующей расширению внешнеторговых связей, способствовал Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года. Уже сейчас можно с определенностью сказать, что таможня превращается из барьера в мост, соединяющим экономики всех государств планеты. Изучение таможенного дела и таможенной политики в настоящее время, уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности приобрело в последние годы несомненную актуальность. Значимость таможенного права в системе российского права более чем очевидна. Список литературы 1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ. 2. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». 3. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I «О таможенном тарифе». 4. Указ президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». |