Сочинение: Герой времени в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Название: Герой времени в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2 Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Автор: Грибоедов А.С. Преодолевая шаблоны легкой классической комедии, осваивая достижения русской и зарубежной драматургии, Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе - свой бессмертный шедевр “Горе от ума”. Комедию восторженно встретили декабристы. Они сразу почувствовали ее революционный пафос и остроту идей. Для них комедия явилась художественным обобщением их собственных идей и чувств. В пьесе нашла широкое отражение эпоха зарождения и развертывания декабристского движения. В общественной комедии Грибоедова отражена борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов. Их противостояние нашло место в социальном конфликте “века нынешнего” и “века минувшего”. Представителями московского барства в пьесе являются Фамусов и его окружение. Это лишенные всякого чувства гуманности враги свободы, просвещения, сокровенное желание которых - “забрать все книги бы да сжечь”. Прогрессивное дворянство представляет Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей в пьесе. Общественный конфликт сложился в пьесе из-за неприятия Чацким идеалов “века минувшего” и его желания выставить на всеобщее обозрение пороки и недостатки этого общества. Он выступает как идеолог “века нынешнего”. Александр Андреевич - умный, честный, образованный человек, горячо любящий свою Отчизну. Грибоедов первый в русской литературе создал образ положительного героя своего времени. Автор подчеркивает в комедии ум Чацкого, ясный и острый, который означал, что он был не просто умным человеком, а вольнодумцем. Он принадлежит к передовым людям с новым мышлением, высокими нравственными принципами, которые не лгут и не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Они свободно мыслят, занимаются науками, путешествуют не ради забавы, а ради самообразования: Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли. Чацкий интересуется литературой: “Он славно пишет, переводит”. Герой хотел служить “делу, а не лицам”. Он презирает тех людей, которые “тем, кто выше, лесть, как кружево, плели...” Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма. Представители “века минувшего” считали необходимой службу просвещенному монарху: Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине! А декабристы ставили на первое место служение Отчизне. Образ жизни московского дворянства для Чацкого неприемлем. Он прекрасно отдает себе отчет в том, что ждать перемен в среде чиновного барства не приходится: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Чацкий осуждает пустое и праздное времяпрепровождение представителей “века минувшего”: Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Александр Андреевич - гуманист, защитник свободы и независимости личности. Он страстно бичует ненавистный ему крепостнический строй, говоря о “Несторе негодяев знатных” и о помещике-театрале. Моральные принципы Чацкого - это свободный и независимый образ жизни вместо “преклонения перед мнениями чужими”, независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства: Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом; Стучали об пол не жалея! Александр Андреевич смело высказывает свои суждения в глаза тем, кого осуждает: Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы. Он обличает отношение фамусовского общества к образованию и просвещению: Что нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле? Герой иронизирует над отношением “века минувшего” к образованию: А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Еще одна проблема того времени - взаимоотношение национального и европейского. Национальная самобытность - идеал Чацкого и декабристов: Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет “веком покорности и страха”. Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу, но глубоко ошибочно истолкование Чацкого как образа лишнего человека. Сам герой не сознавал себя одиноким. Так, в своем монологе “А судьи кто...” он выступает от имени своего поколения. Да, на сцене Чацкий один, но есть внесценические персонажи, показывающие его типичность, свидетельствующие в пользу грядущих побед Чацкого. Это двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил” и “в деревне книги стал читать”. Это и племянник княгини Тугоуховской князь Федор, “химик и ботаник”. Это и профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”. В статье “Мильон терзаний” Гончаров отметил, что вечность, неизбежность роли Чацкого заключается в том, что он появляется “при каждой смене одного века другим”. Историческая типичность Чацкого доказывается, например, тем, что его имя в черновиках писалось “Чадский”, напоминая читателю о личности П. Я. Чаадаева. Трагизм Чацкого - это трагизм лучших людей эпохи. |