Реферат: Отрицание и критика догмата о Троице
Название: Отрицание и критика догмата о Троице Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Введение Отрицание и критика Догмата о Троице. Христианский догмат Триединого Бога, или Троицы, является одним из главных объектов критики и полемики как со стороны теологов других религий и деноминаций, так и со стороны атеистов и агностиков. 1. Антитринитарии Антитринитарии — приверженцы религиозных учений, не принимающих догмат о Троице. Во 2 и 3 веках н. э. антитринитаризм существовал в форме монархианства. Перед Никейским собором (325 год), в период, когда только складывались основные догматы христианской церкви, значительная часть христиан приняли антитринитаризм в форме арианства. В средние века в ряде случаев взгляды антитринитариев являлись своеобразным выражением свободомыслия. В период Реформации антитринитариями являлись социниане, некоторые анабаптисты и другие радикальные течения. Антитринитаристских идей придерживался русский мыслитель-вольнодумец XVI в. Феодосий Косой. Видным идеологом антитринитаризма был испанский учёный Сервет. В XVIII—XIX вв. распространённой формой антитринитаризма являлся унитаризм, который пользовался значительным влиянием в Англии и США. В наше время наиболее известными антитринитариями являются Свидетели Иеговы и Христадельфиане[1]. 2. Иудаизм Иудаизм не признает в Иисусе обещанного пророками Мессию, и отвергает учение о воплощении Божества во Христе Иисусе, считая это богохульством и попыткой человека поставить себя на один уровень с Богом. «Я и Отец — одно», — сказал Иисус. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его… «…хотим побить Тебя камнями … за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (см. Иоанна 10:30-33). Ветхозаветнее пророчество о царе Тирском, которого христианские писатели считают прообразом Люцифера, может иудеями применяться к Иисусу: «…за то, что вознеслось сердце твоё и ты говоришь: „я бог, восседаю на седалище божьем, в сердце морей“, и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божьим … ты умрёшь … смертью необрезанных…» (см. Иезекииль 28:2-10). См. также · Беседы с раввином Штейнзальцем 3. Христианство В исторической перспективе противниками догмата о Троице были последователи учения Ария. В наши дни целый ряд христианских течений не принимают догмат о Троице. Среди них Свидетели Иеговы, Христадельфиане, и ряд адвентистских церквей. В общей сложности среди современных христиан антитринитарии составляют чуть больше 1%[2]. 3.1. Критика тринитаризма в христианстве Центральным вероубеждением христианской церкви является догмат о Троице, который многие критики считают запутанным, противоречащим здравому смыслу и идее единобожия. Традиционный вопрос критиков: Как же может быть, что Отец — есть Бог, Иисус — Бог, Святой Дух — Бог, и все же существуют не три, а только один Бог? Они делают акцент на утверждении некоторых христианских богословов, что Троица — это тайна, которую невозможно узнать без откровения, и которая даже после откровения не может стать полностью понятной. По мнению критиков, это противоречит библейскому утверждению: «Бог не есть Бог неустройства» (1 Коринфянам.14:33). Также они используют заявление некоторых христианских богословов об учении о Троице в Библии. Так, католический иезуит Эдмунд Фортман признает в своей книге «Триединый Бог (The Triune God)»: «Ветхий Завет ни прямо, ни косвенно, не говорит о триедином Боге, который есть и Отец, и сын, и Святой Дух». По их мнению, нет никаких доказательств того, что кто-либо из авторов Библии хотя бы подозревал о троичности Божества. Само слово «Троица» ни прямо, ни косвенно не встречается в Ветхом завете. Что же касается Нового Завета, то здесь критики ссылаются на историка Артура Уайголла, который в своей книге «Язычество в нашем христианстве» («The Paganism in Our Christianity») пишет: «Иисус никогда не упоминал о таком явлении, и нигде в Новом Завете не появляется слово „Троица“. Эта идея была принята церковью только через 300 лет после его смерти». Критики считают, что изначально христианской вере не была присуща идея о Троице[3]. Сам Иисус в Евангелиях называет себя не Богом, а Сыном Божьим и Христом (то есть Мессией), ясно отделяя себя от Бога[4][5]. В качестве примеров приводятся следующие тексты Писания и объяснения: · Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. — Матфея.16:13 . · О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. — Марка.13:32 · Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог. — Луки.18:19 · Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. — Иоанна.14:28 · «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» — Матфея.27:46 (Иисус Христос называет Отца своим Богом) · «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог» — Откровение.1:1 (Иисус Христос получает от Бога сведения, которые раньше ему были неизвестны) · Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию. — Евреям.5:8,9 (Иисусу Христу, в отличие от Бога, есть чему учиться. В отличие от Отца, он должен проявлять послушание) Формулировка «Бог в трёх лицах» прочно закрепилась и окончательно вошла в христианскую жизнь и вероисповедание в начале IV века, то есть через 350 лет после пророческой миссии Иисуса. Критики упоминают также о существовании представлений о Троице (но в совершенно других формулировках), отраженных в христианской литературе II—III веков нашей эры (произведения Тертуллиана). Сторонники Троицы часто ссылаются на текст I послания Иоанна, гласящий: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии три суть едино». Но этот текст, по мнению текстологов, является позднейшей вставкой: он появляется в рукописях только в IV веке (латинский текст), а по-гречески даже в X веке, и то не во всех манускриптах. Этой точки зрения, например, придерживался Ньютон в своей работе «Историческое прослеживание двух заметных искажений Священного Писания». 3.2. Эрнест Ренан Тюбингенская школа : Эрнест Ренан против обожествления Иисуса. «Не подлежит сомнению, что Иисус никогда и не помышлял о том, чтобы выдавать себя за воплощение самого Бога…Он считал себя чем-то более высоким, чем обыкновенный человек, но рядом с этим он говорит, что от Бога его отделяет целая бесконечность. Он — сын Божий, но ведь и все люди дети Его». Источник: Э. Ренан. Жизнь Иисуса. М. 2004 г. стр.103. 4. Ислам Исламское вероучение отвергает христианскую концепцию Троицы в каком бы то ни было виде. Поклонение, согласно Корану, возможно только Единому Богу. В Иисусе Христе признаётся Его пророческое и мессианское (для иудеев) достоинство, но отвергается Его божественная природа. 4.169(171). Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Ссылки · отрывки из книги "Бог Единый или Троица" Список литературы: 1. http://www.dobrie-vesti.ru/literature/Bible_truth.pdf 2. Подсчёты сделаны на основе цифр, приведённых в статье en:List of Christian denominations by number of members, раздел «Nontrinitarianism — 27.5 million». 3. Кто такой Бог? Опубликовано в «Сторожевой башне» от 15 мая 2002 года 4. Иисус Христос. Бог ли он? // Сторожевая башня . — 2009. — № 1 апреля. 5. Кто такой Иисус Христос? // Пробудитесь! . — 2005. — № 22 апреля. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Отрицание_и_критика_догмата_о_Троице |