Реферат: Экологический контроль в природоохранной сфере

Название: Экологический контроль в природоохранной сфере
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Содержание:

Задание 1……………………………………………………………………………3

Задание 2……………………………………………………………………………7

Задание 3……………………………………………………………………………9

Список используемой литературы………………………………………………12

Задание 1 .

Подготовьте ответ на следующий теоретический вопрос. Экологический контроль в природоохранной сфере.

Система экологического контроля в настоящее время в России разрушена почти до основания, а строительство новой идет медленными темпами с неизбежными ошибками и просчетами. Стремление построить четкую, простую и эффективную схему взаимодействия государственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля приводит лишь к усложнению действующего природоохранного законодательства, усилению его несоответствия другим отраслям права и степени его декларативности, резкому снижению эффективности правоприменения.

Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспе­чения рационального природопользования и охраны окружаю­щей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Основы­ваясь на роли экологического контроля в механизме охраны ок­ружающей среды, его можно оценивать как важнейшую право­вую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъек­тов права окружающей среды к исполнению экологических тре­бований. Весьма часто меры юридической ответственности за эко­логические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

В соответствии с ч.1 ст. 64 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды[1] » контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Основным критерием оценки эффективности государственного экологического контроля следует считать, безусловно, состояние окружающей природной среды или отдельного природного ресурса в динамике.

Задача государственного экологического контроля - провер­ка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональ­ному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды всеми государственными органами, предприятиями, орга­низациями и гражданами, которым такие требования адресова­ны. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства, государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально госу­дарственный экологический контроль более других видов контро­ля может влиять на процесс исполнения экологических требова­ний, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегатьк поддержке правоохранительных органов - прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостанов­ление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и прочее), административно-процессуальные меры (постанов­ка вопроса о привлечении к уголовной или административной от­ветственности, возмещении экологического вреда или примене­нии мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задача предупредительного контроля -недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий го­сударственный экологический контрольосуществляется специ­ально уполномоченными органами на стадии эксплуатации пред­приятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования[2] .

Соответственно подразделению органов государственного уп­равления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный эко­логический контроль можно подразделить на общий и специаль­ный. Общийэкологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной ком­петенции. Подразделение государственного экологического кон­троля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Государственный экологический контроль проводится на ос­нове определенных принципов.Главные из них:

• открытость и доступность для юридических лиц, индивиду­альных предпринимателей и иных субъектов - природопользователей нормативных правовых актов, устанавливающих обязатель­ные экологические требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

• законность. Данный принцип проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в преде­лах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами;

• периодичность и оперативность проведения мероприятий по контролю, предусматривающих полное и максимально бы­строе проведение их в установленные сроки;

• объективность, которая основывается на достоверных и полных данных о деятельности контролируемого объекта;

• разделение хозяйственных и контрольных функций. Дан­ный принцип характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Носивший ранее в основном доктринальный характер, в настоящее время он закреплен в ст. 65 Закона «Об охране окружающей среды». Его суть заключается в том, что функция проведения специального госу­дарственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы;

• возможность обжалования действий (бездействия) долж­ностных лиц органов государственного контроля (надзора), нару­шающих порядок проведения мероприятий по контролю, опреде­ленный законодательством.

Правовые основы организации и осуществления государствен­ного экологического контроля установлены Конституцией РФ, за­конами, регулирующими статус Президента России, Правитель­ства РФ и правительств субъектов Федерации, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. К основным актам относятся Законы об охране окружаю­щей среды (ст. 64-66), о недрах (ст. 37), о животном мире (ст. 16) и об охране атмосферного воздуха (ст. 24), Земельный ко­декс РФ (ст. 71), Водный кодекс РФ (ст. 81), Лесной кодекс РФ (ст. 76). В соответствии с названными законами Правительство РФ утвердило ряд положений об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной отдельных природных ре­сурсов[3] .

Задание 2

Подберите и перечислите основные нормативные правовые акты, регламентирующие стандартизацию в экологической сфере . Дайте краткую характеристику этих нормативных правовых актов.

Ответ: порядок стандартизации в экологической сфере, помимо Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ регламентируется преимущественно нормативными актами Правительства:

- О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него: Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 183;

- О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ: Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 182;

- О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей: Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 469;

- О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 N 461.

Кроме того, методические рекомендации, нормативы и регламенты разрабатываются и утверждаются отраслевыми органами:

- Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения: Приказ Росрыболовства от 04.08.2009 N 695;

- Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов: Приказ Ростехнадзора от 20.09.2007 N 643;

- Об установлении лимитов на сбросы: Письмо Ростехнадзора от 03.04.2009 N АФ-43/740;

- Об утверждении временного порядка экологической сертификации соответствия осуществляемой природопользователем хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям: Приказ Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 28.05.2004 N 153.

Задание 3

В юридическую клинику НОУ «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» обратился гражданин с таким вопросом.

Я живу в г. Красноярске. Дворник, собрав старую листву, сжигает ее прямо во дворе жилого дома. Едкий дым идет на детскую площадку, ощущается в квартирах. Можно ли дворника или ТСЖ привлечь к ответственности? Разъясните порядок привлечения к ответственности.

Со ссылками на законодательство дайте письменную консультацию на поставленный вопрос. Требующиеся нормативные правовые акты подберите самостоятельно.

Ответ: В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

технические нормативы выбросов;

предельно допустимые выбросы.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 14 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе обращаться в органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации за получением информации о качестве атмосферного воздуха.

Гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Гигиенические нормативы устанавливаются на основании комплексных токсиколого-гигиенических и эпидемиологических исследований с учетом международного опыта. Для отдельных веществ допускается использование ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), для которых устанавливаются сроки их действия. В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться Гигиенические нормативы «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. ГН 2.1.6.1338-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 21.05.2003 (далее - ГН 2.1.6.1338-03). Предотвращение появления запахов раздражающего действия и рефлекторных реакций у населения, а также острого влияния атмосферных загрязнений на здоровье в период кратковременных подъемов концентраций обеспечивается соблюдением максимальных разовых ПДК (ПДКмр). Предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье населения при длительном поступлении атмосферных загрязнений в организм обеспечивается соблюдением среднесуточных ПДК (ПДКсс) (п. п. 2.1 - 2.3 СанПиН 2.1.6.1032-01).

В соответствии со ст. 32 ФЗ №96-ФЗ вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

Необходимо написать желобу в ТСЖ с просьбой прекратить сжигание листы во дворе. В том случае, если ТСЖ не удовлетворит требования жильцов, необходимо назначить экспертизу. В случае превышения в атмосферном воздухе предельно допустимой концентрации вредных веществ, ТСЖ будет привлечено к административной ответственности по ст. 6.3. КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Основные нормативные правовые акты

Список использованной литературы

Нормативный материал

1. КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ//СПС «КонсультантПлюс»;

2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ//СПС «КонсультантПлюс»;

3. О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него: Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 183//СПС «КонсультантПлюс»;

4. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ//СПС «КонсультантПлюс»;

5. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ //СПС «КонсультантПлюс»;

6. О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ: Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 182//СПС «КонсультантПлюс»;

7. О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей: Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 469//СПС «КонсультантПлюс»;

8. О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 N 461//СПС «КонсультантПлюс»;

9. Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения: Приказ Росрыболовства от 04.08.2009 N 695//СПС «КонсультантПлюс»;

10. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов: Приказ Ростехнадзора от 20.09.2007 N 643//СПС «КонсультантПлюс»;

11. Об установлении лимитов на сбросы: Письмо Ростехнадзора от 03.04.2009 N АФ-43/740//СПС «КонсультантПлюс»;

12. Об утверждении временного порядка экологической сертификации соответствия осуществляемой природопользователем хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям: Приказ Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 28.05.2004 N 153//СПС «КонсультантПлюс»;

13. О введении в действие санитарных правил» (вместе с «СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 14 //СПС «КонсультантПлюс»;

14. Гигиенические нормативы «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. ГН 2.1.6.1338-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 21.05.2003 //СПС «КонсультантПлюс».

Специальная литература

1. Жданович Т.Г., Шевченко О.А. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»/Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006;

2. Комментарий к ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.М. Бринчук, В.Г. Емельянова и др.; под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2002//СПС «КонсультантПлюс»;

3. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (постатейный)/Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010.


[1] Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ в ред. от 29.12.2010г. // Справочно-информационная система Консультант – Плюс: электронный ресурс

[2] А. К. Веселов «Общественный экологический контроль в России: правовое регулирование и практика» (Пособие для общественных инспекторов) г. Москва // электронный ресурс http://www.ecoindustry.ru/user/VZ/blogview/250.html

[3] Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник / М.М. Бринчук. М.: Городец, 2009 г. С. 143