Реферат: Нейропсихологические синдромы полимодального генеза
Название: Нейропсихологические синдромы полимодального генеза Раздел: Рефераты по медицине Тип: реферат |
Нейропсихологические синдромы полимодального генеза АГРАФИЯ (от греч. grapho - пишу) -потеря способности письма при сохранности двигательных функций, что обычно сочетается с афазией. Иногда расстраивается и списывание (срисовывание) слов и букв, т. е. имеют место элементы конструктивной апраксии и словесной агнозии. Изолированная аграфия может наблюдаться при поражении второй лобной или угловой извилины слева (у правшей). Аграфия (от греч. а – отрицат. частица и grapho – пишу) — нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к письму при достаточной сохранности интеллекта и сформированных навыках письма. Может проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги. Афатическая аграфия возникает при афазии, когда поражена левая височная кора, и обусловлена дефектами фонематического слуха и слухоречевой памяти. Апрактическая аграфия возникает при идеаторной афазии, конструктивная — при конструктивной афазии. Выделяется также чистая аграфия, не связанная с другими синдромами и обусловленная поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной Алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Тяжелые степени Алилии, выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма. Алалия — полное отсутствие или достаточно выраженная дефицитарность речи (продуцирования речи или ее восприятия), не обусловленные дефектами интеллекта и слуха Формы Алалии:моторная и сенсорная Алалия моторная Алалия моторная (a. motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В основе Алалии моторной лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; Причиной алалии моторной является — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей. Алалия моторная развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм, перестановка слогов и звуков внутри слова и др.). Имеет место выраженная бедность словарного запаса. Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса и расстройств моторики в виде апраксии; она сочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой и поражением структур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с наруше¬ниями интеллектуального развития. Алалия сенсорная Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной алалии сенсорной является — поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей. Алалия сенсорная возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном пони¬мании обращенной речи и грубом нару¬шении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоя¬нии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении. В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной Алалии, и сенсорной Алалии. Акалькулия (от греч. а – отрицат. частица и лат. calculatio – счет, вычисление) — нейропсихологический симптом, описанный S.E. Henschen в 1919 г. Характеризуется нарушением счетных операций. Первичная акалькулия как симптом, независящий от других расстройств высших психических функций, наблюдается при поражении теменно–затылочно–височных отделов коры левого полушария и представляет собой нарушение понимания пространственных отношений, непонимание перехода через десяток, связанного с разрядной структурой числа , неразличение арифметических знаков и т.д. Вторичная акалькулия, входящая в структуру того или иного нейропсихологического синдрома, может возникать при поражении височных отделов коры больших полушарий, когда нарушается устный счет, затылочных отделов, когда не различаются сходные по написанию цифры, и префронтальных отделов, когда нарушается целенаправленная деятельность, планирование счетных операций и контроль за их выполнением. АКАЛЬКУЛИЯ— нейропсихологический симптом, характерный нарушением счета и счетных операций вследствие поражения различных областей коры мозга головного (-> мозг головной: кора). Различается две ее формы. Акалькулия первичная — связана с нарушением понимания разрядного строения чисел, трудностями в самих счетных операциях, неразличением арифметических знаков и пр.; выступает как симптом, независимый от других расстройств функций психических высших; наблюдается при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры полушария левого и являет собой нарушение понимания пространственных отношений; Акалькулия вторичная — входит в структуру некоего синдрома нейропсихологического, то есть может возникать при других расстройствах высших функций психических высших (афазии, агнозии, амнезии) или при общем нарушении целенаправленной интеллектуальной деятельности: 1) при поражении височных отделов коры больших полушарий — когда нарушается устный счет; 2) при поражении затылочных отделов — когда не различаются сходные по написанию цифры; 3) при поражении префронтальных отделов — когда нарушается целенаправленная деятельность, планирование счетных операций и контроль за их выполнением. Акалькулия (дискалькулия) - нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры полушарий большого мозга. Различают первичную форму А., связанную с нарушением понимания разрядного строения числа, с трудностями самих счетных операций (при поражении нижнетеменных и теменно-затылочных отделов левого полушария), и вторичную, возникающую при других расстройствах (афазия, агнозии, амнезии) или общем нарушении целенаправленной интеллектуальной деятельности, при общем синдроме аспонтанности, инактивности ребенка (поражении лобных долей большого мозга). Коррекционно-педагогическая работа при первичных формах А. в основном направлена на формирование и тренинг оптико-пространственных представлений ребенка; при вторичных формах А. - на коррекцию первичных дисфункций психической деятельности. |