Реферат: Оценка бизнеса 6

Название: Оценка бизнеса 6
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Пензенский Государственный Университет.

Кафедра: «Э., Ф. и М.»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

по дисциплине «ОЦЕНКА БИЗНЕСА»

Выполнила ст. гр. 01ЭФ1

Бердина Н.

Проверил

Понукалин А. В.

Пенза, 2005 г.

Раздел 1. реферат.

СТандарты оценки бизнеса в российском и зарубежном законодательстве .

Одной из основных форм государственного регулирования оценочной деятельности является разработка стандартов оценки, которые устанавливают определение фундаментальных понятий, относящихся к оценке имущества, и предлагают основные принципы осуществления оценочной деятельности.

Стандарты оценки бизнеса – это совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке. Различают международные и национальные стандарты оценки бизнеса.

На протяжении 60-70-х гг. ряд национальных организаций оценщиков разработали и опубликовали стандарты профессио­нальной практической деятельности. Этому при­меру последовали другие. Содержание стандартов сочетало сооб­ражения профессионального порядка с практическими потребно­стями рынка. В некоторых странах стандарты были инкорпори­рованы полностью или частично в национальные законы и норма­тивные акты. Некоторые организации выработали контрольные и исполнительные процедуры, позволяющие выражать осуждение и лишать профессионального статуса члена организации в случае серьезного нарушения им стандартов или связанных с ними эти­ческих норм.

Анализ содержательной деятельности авторитетных зарубеж­ных профессиональных объединений оценщиков однозначно сви­детельствует о том, что решение их основной функциональной за­дачи в рамках рыночной экономики — обеспечение потребителей профессиональными услугами высокого качества — достигается путем стандартизации процедур оценочной деятельности. Други­ми словами, стандартизация является стержнем всей деятельно­сти объединений оценщиков как в национальном, так и в между­народном масштабе.

Международные стандарты оценки (МСО) как свод единообразных правил .

Для проведения профессиональной оценки имущества оценщикам необходимо руковод­ствоваться определенными правилами и ис­пользовать специальную для данной области деятельности терминологию, что в совокупности представляет собой своеобразный профес­сиональный «инструмент» оценщика. Данное обстоятельство ясно осознавали разработчики Международных стандартов оценки, поэтому одной из задач Международных стандартов яв­ляется обеспечение оценщиков определенным набором средств по проведению оценки имуще­ства. С такой точки зрения Международные стандарты оценки представляют собой весьма значительный документ. Для наглядности можно привести некоторые цифры. Четыре ныне действующих стандарта оценки имуще­ства определяют 16 базовых видов стоимости, более 30 специальных терминов; 27 статей стандартов посвящены правилам раскрытия оценщиками информации о произведенной оценке и корректному составлению итоговых отчетов; около 60 положений стандартов содержат подробные правила, устанавливающие, какой вид стоимости и соответствующий ему метод вычисления данного вида стоимости сле­дует применять оценщикам при оценке различ­ных имущественных активов. Устанавливае­мые стандартами правила представляют собой систему взаимосвязанных норм, которая оп­ределяется в первую очередь структурой пост­роения норм каждого из стандартов. Разделы стандартов составлены в определенной после­довательности, начиная с указания назначе­ния стандарта и сферы его применения, затем определения терминологии, далее следуют правила, предписывающие определенную пос­ледовательность проведения оценки, и мето­дология определения того или иного базового вида стоимости. Самостоятельный раздел каждого стандарта посвящен правилам со­ставления отчета о проведенной оценке. Ука­занная структура повторяется для каждого из четырех стандартов, что в целом делает Меж­дународные стандарты оценки единым сбалан­сированным и полноценным актом.

Интерес вызывает вопрос, на чем основано сведение правил оценки различных имущественных активов в единый документ. Разработ­чики МСО при конструировании правил, входя­щих в стандарты, ставили перед собой задачу выйти на более высокий уровень обобщения, и, абстрагируясь от правил оценки отдельных ви­дов имущественных активов, стремились создать такие нормы, которые подходили бы к оценке многих имущественных активов. В ре­зультате включенные в МСО правила носят на­столько общий характер, что разработанные стандарты вполне обоснованно можно назвать сводом принципов оценки, т.е. более широких и общих норм.

При формулировании общих принципов оценки разработчики стандартов неизбежно должны были найти ключевые критерии для оценки любых имущественных активов. Таким критерием является «полезность». Как отме­чается в разделе 7 введения в МСО, «ключевым критерием для оценки любого недвижимого или движимого имущества является его полез­ность. Общей целью процедур, используемых в процессе оценки, является определение и ко­личественное выражение степени полезности оцениваемого имущества». «Полезность» иму­щественного актива является экономичес­кой категорией, которая выражается в том или ином виде стоимости. При этом наиболее час­то используется понятие рыночной стоимости.

Другим критерием сведения правил оценки в единый документ является признание их раз­работчиками стандартов в качестве «лучших», т.е. в максимальной степени удовлетворяющих потребностям проведения профессиональной оценки. Признание каких-либо правил в каче­стве «лучших» осуществляется в ходе работы Международного комитета по стандартам оцен­ки путем обобщения национальной практики оценки государств-членов МКСО. В связи с этим Международные стандарты оценки представля­ют собой свод единообразных практических правил проведения оценки, созданный путем обобщения различной национальной практики. Но в отличие от национальных стандартов оценки государств-членов МКСО свод правил проведения оценки на международном уровне имеет иной качественный уровень.

Имеется в виду следующее. Если нацио­нальный стандарт оценки есть «лучшая» нацио­нальная практика, то международный стандарт оценки не представляет собой лишь лучший из национальных стандартов, а образуется путем обобщения национальной практики оценки раз­ных стран. Точнее говоря, международный стандарт вбирает в себя правила, содержащие­ся в различных национальных стандартах оценки, способные, по мнению членов Между­народного комитета по стандартам оценки, в максимальной степени отражать потребности профессиональной оценки имущества на меж­дународном уровне. Так, например, в п. 9.1 введения в Международные стандарты оценки применительно к отчетам об оценке сказано, что «целью стандартов является установление международных правил, призванных умень­шить или устранить путаницу при использова­нии отчетов об оценке и способствовать лучше­му их пониманию».

Следует отметить, что каждый член коми­тета стремится к включению в международный стандарт своей национальной практики, про­исходит своеобразная борьба. Так, например. Федеральный союз оценщиков ФРГ (ВVS) офи­циально провозгласил цель своей работы в международном Комитете по стандартам оцен­ки — привнести национальные и общеевропей­ские методы и определения с тем, чтобы они были признаны на международном уровне. Это важно, отмечает уполномоченный представи­тель ВVS, поскольку создает дополнительную уверенность в выводах немецких и европейс­ких оценщиков, что в дальнейшем позволит ра­ботать по известным им методам.

Поскольку Международные стандарты оценки содержат целый ряд правил проведе­ния оценки имущества, то они рассматрива­лись выше как свод единообразных правил проведения оценки имущества, созданный путем обобщения различной национальной практики оценочной деятельности. Постоянное и широкое соблюдение данных сводов правил приводило и приводит к станов­лению или закреплению содержащихся в них положений в качестве обычаев и обыкнове­ний, что является основанием для их приме­нения судами и арбитражами. В связи с этим следует отметить, что Международные стандарты оценки в своей основе не являются кодификацией обычаев и обыкновений в практике оценки. Существенным отличием свода единообразных правил, в основе которого ле­жит кодификация обычаев и обыкновений в международной торговле, от Международных стандартов оценки заключается в том, что ис­точником формирования правила обычаев и обыкновений является устойчивая обычная практика, а источником формирования правил международного стандарта оценки — «лучшая практика», которая не обязательно будет яв­ляться обычной практикой. Так, например, в п. 1.1 стандарта 1 «Рыночная стоимость как база оценки» утверждается, что цель настояще­го стандарта — дать общепринятое определе­ние рыночной стоимости, общие критерии, свя­занные с этим определением. Как видно, заимствованные из различных национальных стандартов оценки, устанавливаемых професси­ональными организациями оценщиков либо го­сударством. На национальном уровне правила проведения оценки, содержащиеся в нацио­нальных стандартах оценки, также не являют­ся обычаями или обыкновениями в практике оценки, поскольку устанавливаются професси­ональными организациями оценщиков либо государством, а не складываются стихийно, са­мостоятельно, по воле участников отношений по оценке имущества.

В истории развития оценочной деятельно­сти стандарты оценки со­здавались для регулирования оценочной прак­тики путем создания правил, регламентирую­щих порядок проведения оценки и поведения оценщиков. Самой практикой оценочной дея­тельности не вырабатывались правила, кото­рые смогли сложиться в виде обычаев или обыкновений, а затем были бы закреплены в форме национальных стандартов оценки.

Таким образом, основу Международных стандартов оценки как свода единообразных правил проведения оценки имущества образу­ет не кодификация обычаев или обыкновений в практике оценки, а анализ и обобщение пра­вил, устанавливаемых национальными стан­дартами оценки имущества членов МКСО.

Общепризнанные стандарты стоимости в оценке бизнеса представляют собой совокупности требований к оценке.

Различают 4 основных стандарта оценки бизнеса :

1. обоснованной рыночной стоимости

2. обоснованной стоимости

3. инвестиционной стоимости

4. внутренней (фундаментальной) стоимости

Все указанные стандарты предполагают, что оценка делается в расчете на так называемые свободные, не вынужденные (в том числе административными вмешательствами) сделки по приобретению бизнеса и его долей.

Основные различия указанных стандартов сводятся к следующему.

Стандарт обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка бизнеса производится на основе информации (об имуществе, о текущей и прогнозной конъюнктуре на рынке сбыта, деловых возможностях), которая равно доступна для любого инвестора. Деловые возможности любого потенциального инвестора, в частности, по финансированию проекта, по продажам, также считается равными и неограниченными.

Стандарт обоснованной стоимости предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателя и продавца бизнеса указанной информации. Их деловые возможности также предполагаются одинаковыми.

Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса (инвестиционного проекта) только на основе информированности и деловых возможностей конкретного инвестора (следовательно, согласно этому стандарту оценка одного и того же проекта будет разной для разных потенциальных инвесторов).

Стандарт внутренней {фундаментальной) стоимости предполагает оценку бизнеса (проекта) сторонним независимым оценщиком на основе его собственных информированности и представлении о деловых возможностях инвестора (что не исключает предоставления оценщику по его требованию необходимой для оценки информации, которую он будет корректировать).

Обычно считается, что наиболее объективная оценка бизнеса (проекта) как такового (вне зависимости от того, кто будет вести бизнес — реализовывать проект) соответствует стандарту обоснованной рыночной стоимости. Наиболее практичным считается стандарт инвестиционной стоимости, в котором учитывается, что на практике трудно отделить оценку проекта как такового от возможностей его наилучшим способом оценить и реализовать, которыми обладает конкретный инвестор.

Влияние стандартов оценки бизнеса в наибольшей мере сказывается при прогнозировании денежных потоков (или прибылей и убытков) по проекту. На определение ставки дисконта влияние этих стандартов связано с тем, в какой мере для разных субъектов оценки проекта доступна коммерческая и финансовая информация об уровне и колеблемости дохода с инвестиций в рассматриваемой отрасли. Если при оценке используется только общедоступная информация такого рода, то оценка скорее соответствует стандарту обоснованной рыночной стоимости. Если используется закрытая для прочих информация, то оценка скорее соответствует стандарту инвестиционной стоимости.

Стандарт обоснованной рыночной стоимости, хотя и может показаться слишком теоретизированным, уже применяется в мире (преимущественно в англосаксонских странах) для определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество в части финансовых активов предприятий, которые имеют на своем

балансе акции закрытых дочерних компаний. При этом соответствующие законы требуют, чтобы указанной налогооблагаемой базой служила определенная специальными методами оценки бизнеса обоснованная рыночная стоимость дочерних закрытых компаний, пропорционально уменьшенная в соответствии с долей материнской фирмы в дочерней компании.

Указанное требование обусловливает то, что западные корпорации-налогоплательщики, чтобы обезопасить себя от претензий налоговой инспекции, вынуждены привлекать к оценке обоснованной рыночной стоимости своих дочерних закрытых компаний и контрольных пакетов в них престижные оценочные фирмы, в роли которых чаще всего выступают крупные аудиторские компании.

Стандарт обоснованной рыночной стоимости самым серьезным образом ограничивает возможности применения сколько-либо сложных методов оценки бизнеса, так как они подразумевают привлечение большого массива внутренней информации предприятия. Поэтому можно сказать, что единственным подходом к оценке бизнеса, который действительно отвечает указанному стандарту, является рыночный подход. Только в нем используется общедоступная для всех рыночная информация.

Однако рыночный подход к оценке бизнеса может быть применен лишь к оценке рыночной стоимости закрытой либо недостаточно открытой для фондового рынка (следовательно, с недостаточно ликвидными акциями) компании. К оценке имущественных комплексов его нельзя применить, так как ни на фондовом, ни на каком другом рынке капитала имущественные комплексы не котируются и информация по ним не публикуется.

Стандарт обоснованной стоимости наиболее применим в западной практике в случаях, когда акционеры меньшинства опротестовывают через суд сделки по скупке от них акций более крупными акционерами тех же предприятий на основании предъявления к последним претензий по поводу несоблюдения при подготовке договорной цены купли—продажи указанного стандарта. Претензия состоит в том, что акционеры большинства в таких случаях зачастую не предоставляют контрагенту по сделке (акционеру меньшинства) той информации об истинных рыночных перспективах предприятия и подлинной рыночной стоимости его имущества, из которой исходят сами при определении максимально допустимых цен на акции фирмы. Доказанная подобная информационная асимметрия может привести к аннулированию рассматриваемой сделки.

Очевидно, что данная ситуация имеет прямые аналогии и в отечественной практике, когда более крупные акционеры и менеджеры приватизированных предприятий на основе сходной информационной асимметрии (зачастую усиливая ее распространением ложной информации о заниженных перспективах фирмы) скупают мелкие пакеты акций у работников приватизированных предприятий, которым к тому же задерживается выплата заработной платы.

Стандарт инвестиционной стоимости предполагает, что оценка бизнеса осуществляется исходя из информированности об имуществе и рыночных перспективах (на рынках сбыта и' рынках покупных ресурсов) предприятия конкретного его инвестора (покупателя или продавца). Играют роль и деловые возможности конкретного инвестора: имеющиеся у него за рамками сделки по купле—продаже предприятия (увеличивающие его стоимость в глазах такого инвестора) активы, которые могут быть использованы для развития бизнеса вместо выделения специального финансирования на цели их приобретения или создания собственными силами; творческие возможности (деловая фантазия) инвестора и пр.

Точно так же, как электрический ток пойдет между полюсами тогда, когда между ними возникнет разность потенциалов, так и сделка по купле—продаже предприятия (пакета его акций) произойдет в условиях, когда инвестиционная стоимость одного и того же предприятия с точки зрения продавца ниже, чем его инвестиционная стоимость с точки зрения покупателя.

Инвестиционная стоимость предприятия с точки зрения внешнего инвестора-покупателя называется внешней стоимостью предприятия.

Инвестиционная стоимость предприятия с точки зрения его действующих менеджеров и с учетом их планов называется стоимостью предприятия как есть.

Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предприятия требует, чтобы оценка бизнеса производилась не просто на основе информации независимого аналитика, который должен учесть в этой оценке все влияющие на нее факторы (оценив предприятие всеми существующими методами оценки

бизнеса и дав его итоговую оценку в зависимости от своей обоснованной степени доверия к этим методам в конкретной ситуации), но также с учетом того, что этот аналитик не оказывается вынужденным запрашивать информацию от одной из заинтересованных в оценке сторон (продавца или покупателе! предприятия), тем самым подвергая себя зависимости от нее.

Практическим выводом из отмеченного выше оказывается то, что независимый аналитик (оценщик), чтобы выполнить стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости, должен иметь собственный опыт работы в отрасли рассматриваемого предприятия и собственную независимую информацию о ней.

Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предполагает также, что рассматриваемое предприятие должно быть оценено всеми существующими методами оценки бизнеса с получением итоговой оценки как средневзвешенной из всех определенных разными методами оценок (где в качестве весовых коэффициентов должны выступать специально обосновываемые коэффициенты доверия оценщика к результатам применения того или иного метода оценки в конкретной оценочной ситуации),

Приведенные стандарты оценки бизнеса применимы как к оценке компаний (их рыночной стоимости или, иными словами, их рыночной капитализации), так и к оценке имущественных комплексов независимо от того, кто ими владеет.

Классификация стандартов стоимости бизнеса с учетом полноты и достоверности требуемой для оценки информации и ее доступности для разного круга участников рынка может быть отражена в приводимой на рис. 1.2 системе координат (достаточность информации здесь понимается как достаточность для применения того или иного метода оценки бизнеса).

Помимо общепринятых международных стандартов в отдельных странах разрабатывают и утверждают национальные стандарты оценки бизнеса, которые играют роль нормативных методических документов. Они тоже являются рамочными, не диктуют для каждого конкретного случая метод оценки. Однако эти национальные стандарты претендуют на то, чтобы упорядочивать способы расчета для разных методов оценки бизнеса и используемую терминологию. Национальные стандарты закрепляют то, на каком уровне и как видится методический аппарат оценки бизнеса наиболее влиятельными теоретиками и практиками оценки бизнеса в той или иной стране.

Европейские стандарты оценки

Европейская группа оценщиков основных фондов (TEGOVOFA) была создана как некоммерческая ассоциация национальных организаций оценщиков западноевропейских стран в 1977 г. После слияния с аналогичной организацией EUROVAL, группа в настоящее время называется «Европейская группа ассоциаций оценщиков» (The European Group of Valuers Associations - TEGoVA). Одной из главных целей при создании этой организации было создание общих стандартов оценки, представляющих взгляды профессиональных организаций во всех странах Европейского союза.

В настоящее время членами TEGoVA являются профессиональные оценочные организации Европейского союза с активным и возрастающим участием партнеров из стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию (Российское общество оценщиков), Чешскую Республику, Венгрию, Польшу, Болгарию, Румынию и Албанию. TEGoVA работает в тесном сотрудничестве с Международным комитетом по стандартам оценки.

Особенности Европейских стандартов. Одной из главных особенностей Европейских стандартов оценки (ЕСО) является их ориентация на оценки, выполняемые для целей составления финансовой бухгалтерской отчетности в соответствии с принятым европейским законодательством. Указывается на возможность распространения их действия и на другие виды оценок, выполняемых в общественно значимых целях.

С точки зрения рядового оценщика и клиента-потребителя оценочных услуг настоящие стандарты являются ориентиром, устанавливающим минимально допустимый уровень качества выполнения оценки, обусловленный статусом и квалификацией оценщика, содержанием договоров на выполнение оценки и отчетов об оценке, а также применяемыми методическими подходами к оценке в конкретных ситуациях.

Следует отметить, что Европейские стандарты оценки не имеют обязательного характера для членов организации, но рекомендуются для применения как представляющие лучший опыт, разработанный для включения в соответствующие нормативные акты Европейского союза и дающие импульс к принятию соответствующих национальных стандартов стран ЕЭС. Цели ЕСО - это обеспечение:

• помощи оценщикам в подготовке согласованных отчетов для их клиентов путем предоставления ясных руководств;

• согласованных оценок путем использования стандартного определения рыночной стоимости и подходов к оценке;

• стандартов качества с помощью утверждения общепринятого уровня квалификации;

• точной основы для экономического анализа эффективного использования земли и строительных ресурсов;

• повышения понимания роли оценщика;

• установления процедур, обеспечивающих ясное, точное, однозначное определение стоимости в соответствии с национальным законодательством и с международными стандартами оценки и бухгалтерского учета.

Международные стандарты оценки, изданные МКСО, должны поддерживаться в тех странах ЕС, где они совместимы с национальным законодательством, для того чтобы гарантировать согласованность оценки в соответствии с лучшей мировой практикой.

В соответствии со статьей 110 Римского Договора от 1957 г., а также последующими договорами, TEGoVA поручено устанавливать стандарты, которые являются совместимыми с интернационализацией деловой активности и мировой торговли. GATT (General Agreement on Trade and Tariffs - генеральное соглашение по тарифам и торговле) особо оговаривает необходимость соблюдения международных стандартов во всех случаях, когда это необходимо, для обеспечения ясности понимания и избежания дискриминации, что является двумя ключевыми областями либерализации торговли.

В то же время Международные стандарты оценки разрабатываются в тесном сотрудничестве с МКСО и ЕГАО, которые поддерживают принципы свободной конкуренции и развития мировой торговли. Если требования ЕСО сильно отличаются от МСО, то в тексте стандартов приводятся соответствующие комментарии. Следует также отметить, что ЕСО отличаются большей детальностью изложения, и в них также освещаются дополнительные вопросы, которые не рассматриваются в МСО, однако по своим основным принципам они сходны с МСО.

Европейские стандарты оценки (так называемая «Голубая книга») были приняты в последней редакции в 2000 г. Данный документ включает 9 стандартов и 13 методических рекомендаций. При этом в стандартах 1-3 рассматриваются вопросы, связанные с соответствием данных стандартов Международным стандартам оценки, а также другие вопросы, связанные с квалификацией оценщика и с его профессиональной этикой.

В Стандарте 4 рассматриваются основные принципы оценки и основные подходы к составлению отчета об оценке. Данный стандарт также включает определение основных целей оценки и баз оценки, а также определения различных видов стоимости, таких как рыночная стоимость, рыночная стоимость прав аренды, рыночная стоимость в соответствии с законодательством ЕС, справедливая стоимость, стоимость при существующем использовании, стоимость при альтернативном использовании, стоимость замещения с учетом износа.

В Стандарте 5 рассматриваются вопросы, связанные с оценкой для целей финансовой отчетности. В нем дается классификация активов и основанный на ней выбор базы оценки. Стандарт также включает раздел, в котором даются основные определения, освещаются вопросы методологии оценки, особенности оценки земли, зданий, а также особенности оценки специальных объектов.

Стандарт 6 посвящен проблемам оценки недвижимости в качестве залога, а также иных предметов залога при ипотечном кредитовании. В данном стандарте даются определения таким понятиям, как залоговая стоимость, специальная стоимость обязательств, а также определяются особые требования к оценщику, такие, как его независимость, ответственность и наличие специальных знаний. Данный раздел требует от оценщика в процессе оценки учета наличия токсичных веществ. Также в процессе оценки для ипотечного кредитования, согласно стандартам, необходимо учитывать такие факторы, как принуждение к продаже, а также такие понятия, как альтернативное использование объекта оценки и его предполагаемая будущая стоимость. В данном стандарте также рассматриваются вопросы, связанные с оценкой собственности, занимаемой собственником или являющейся объектом инвестиций, а также проблемы оценки, связанные с вынужденной продажей.

Стандарт 7 посвящен оценкам, связанным с предполагаемой стоимостью на будущую дату, и предполагаемым оценкам. В данном стандарте раскрываются такие понятия, как инвестиционная стоимость (стоимость при существующем использовании), оценка на определенную дату в будущем или прошлом, предсказание будущей стоимости.

Стандарт 8 посвящен вопросу инвестиций в ценные бумаги инвестиционных и страховых компаний и пенсионных фондов. В Стандарте рассматриваются вопросы, связанные с определением рыночной стоимости в соответствии с директивами ЕС, а также вопросы методологии оценки, квалификации оценщика.

Стандарт 9 рассматривает вопросы, связанные с представлением результатов оценки, и формы сертификата оценки.

Данный документ также включает 13 следующих методических рекомендаций по оценке:

1) факторы, влияющие на стоимость;

2) оценка специальных объектов;

3) оценка машин и оборудования;

4) оценка активов, предназначенных для инвестиций;

5) оценка сельскохозяйственных объектов;;

6) оценка исторических объектов;;

7) оценка бизнеса;

8) оценка нематериальных активов;

9) оценка индексов недвижимости;

10) международные оценки;

11) оценка совместных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью;

12) распределение стоимости между землей и зданиями;

13) особенности оценки в различных странах.

К ЕСО даются приложения, где рассмотрены вопросы, касающиеся сертификации оценщиков, рецензирования отчетов об оценке, этики оценщика. Следует отметить, что оценка для целей налогообложения и принудительного отчуждения собственности не является предметом Европейских стандартов оценки. Однако общие принципы, изложенные в них, могут применяться в тех случаях, когда какого-либо другого определенного руководства не существует.

Любое отклонение от рекомендаций в ЕСО может повлечь коммерческие или правовые санкции. И наоборот, соответствие стандартам может являться частью действенной правовой защиты при отсутствии доказательства в пользу противного в ходе рассмотрения судебного иска по вмененной небрежности. В некоторых случаях неприменение или уклонение от применения стандартов оправдано особыми обстоятельствами. Подобные отклонения должны быть указаны в официальном договоре на выполнение оценки и в Отчете об оценке.

Стандарты оценки США.

Единые стандарты профессиональной оценочной практики (ЕСПОП), являющиеся обязательными для применения в США и в других странах (Канада, Мексика), разрабатываются и утверждаются Советом по стандартам оценки Фонда оценки - некоммерческой образовательной организацией, основанной в 1987 г. ведущими профессиональными организациями США (Институт оценки, Американское общество оценщиков, Национальная ассоциация магистров оценки) для достижения единообразия и профессионализма в оценке. Сейчас более 50 организаций вступили в Фонд либо в качестве организаций-спонсоров (попечителей), либо в качестве членов консультативных советов.

Фонд оценки управляется Советом попечителей, который выполняет две основные функции:

• обеспечивает финансовую поддержку деятельности;

• назначает членов Совета по стандартам оценки и Совета по квалификации оценщиков.

В данное время Совет попечителей состоит из 32 членов. Каждая профессиональная оценочная и попечительская организация назначает одного представителя в Совет попечителей. Кроме того, 14 независимых постоянных попечителей избираются Советом самостоятельно. Для участия в Совете попечителей его члены не обязательно должны быть оценщиками. Раз в полугодие Совет попечителей проводит публичные заседания.

Совет по стандартам оценки (ССО) разрабатывает, интерпретирует и вносит поправки в ЕСПОП, которые являются обязательными для применения оценщиками в своей практической деятельности. ССО состоит из пяти высококвалифицированных оценщиков и проводит публичные совещания каждый месяц. Все предлагаемые положения и дополнения к ЕСПОП выносятся на публичные обсуждения перед принятием ССО. Для рассмотрения и оценки работ, проводимых под эгидой ССО, в Фонде оценки создан Консультативный совет по стандартам оценки (КССО), который включает представителей 32 организаций и правительственных агентств, представляющих потребителей услуг по оценке. КССО заседает каждый квартал, консультирует ССО по важным проблемам технического характера и по списку проектов, вынесенных на повестку дня ССО. Все совещания КССО проводятся в Вашингтоне и открыты для публики.

Единые стандарты профессиональной оценочной практики были первоначально разработаны Специальным комитетом по разработке Единых стандартов в 1986-1987 гг. и переданы Фонду оценки в 1987 г. К этому времени Фонд установил свои авторские права на ЕСПОП. На своей организационной встрече 30 января 1989 г. ССО единодушно принял и утвердил ЕСПОП в качестве двух первоначальных оценочных стандартов, выработанных ССО.

Данные Стандарты предназначены для оценщиков и пользователей услуг оценки. Соблюдать данные Стандарты необходимо профессиональным оценщикам для повышения уровня оценки. Потребителям услуг оценщиков надлежит требовать проведения работ в соответствии с данными Стандартами.

Согласно реформе законодательства в области оценки, одобренной конгрессом, все оценки недвижимости, связанные со сделками федерального уровня, должны проводиться на основе и в соответствии с ЕСПОП.

Закон о реформе финансовых институтов, подъеме экономики и соблюдении законов (FIRREA), принятый конгрессом в 1989 г., требует, чтобы оценки, подготовленные государственными сертифицированными и лицензированными оценщиками, составлялись в соответствии с ЕСПОП. В 1992 г. Адинистративно-бюджетное управление (ОМВ) выпустило бюллетень 92-06, в котором также обусловлено, чтобы при федеральном приобретении земли и предоставлении земельных займов кредитными организациями были представлены оценки в соответствии с требованиями ЕСПОП.

В ЕСПОП представлены:

• условия, которым нужно следовать при осуществлении оценки, проверке отчета об оценке или предоставлении консультативных услуг;

• способы, которыми производятся оценка, ревизия или консультативные услуги.

СТАНДАРТЫ 1 и 2 регулируют процесс оценки и составления отчета по оценке недвижимости. СТАНДАРТ 3 устанавливает нормы проверки отчетов по оценке и составлению отчета на основании этих норм. СТАНДАРТЫ 4 и 5 направлены на развитие и обобщение консультативных функций оценщика по оценке недвижимости и недвижимого имущества. СТАНДАРТ 6 устанавливает необходимые критерии для разработки и сообщения результатов по массовой оценке для целей налогообложения недвижимого имущества или любых других видов собственности. СТАНДАРТЫ 7 и 8 устанавливают нормы для развития и обобщения оценок личной собственности. СТАНДАРТЫ 9 и 10 устанавливают нормы для развития и обобщения оценок бизнеса.

Стандарты включают в себя Положение о стандартах оценки, выпущенное Комитетом по стандартам оценки для целей прояснения, интерпретации, толкования или выработки Стандартов или Правил стандартов.

Пояснительные комментарии являются неотъемлемой частью Единых стандартов и должны рассматриваться в качестве толкования к Положениям, Определениям и Правилам стандартов. Комментарии предоставляют интерпретации Комиссии по Оценочным стандартам (ASB) относительно предпосылок и приложений к определенным Положениям, Определениям или Правилам стандартов. Комментарии не прилагаются к тем Положениям, Определениям или Правилам стандартов, которые являются аксиоматическими или не требуют дальнейших разъяснений. Однако дополнительные комментарии будут разрабатываться, устаревшие - пересматриваться по мере возникновения необходимости. Примечания к Правилам стандартов, относящиеся к Консультативным мнениям, служат лишь ориентиром и не включают Консультативные мнения в Правила стандартов.

Важную роль в деятельности оценщика занимают этические обязательства. Стандарты включают в себя разъяснительные комментарии и начинаются с ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ЭТИКЕ, которые включают четыре раздела:

Поведение, Менеджмент, Конфиденциальность и Ведение отчетности и обуславливают требования целостности, объективности, независимости суждения и этического поведения. Дополнительно данные Стандарты включают в себя ПОЛОЖЕНИЯ О КОМПЕТЕНТНОСТИ, налагающие прямую ответственность на оценщика до принятия решения. Также включены ОПРЕДЕЛЕНИЯ для данных Стандартов. Стандарты содержат как обязательные, так и специфические требования, к которым при определенных ограниченных условиях применимы ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТКЛОНЕНИЯХ. Эти определенные условия не включают в себя отклонения от ПРЕАМБУЛЫ, ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ЭТИКЕ, ПОЛОЖЕНИЙ О КОМПЕТЕНТНОСТИ и ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

В дополнение к 10 Стандартным правилам ЕСПОП включают также Документы о стандартах, которые специально служат для упрощения, толкования, разъяснения или совершенствования ЕСПОП. Документы наряду с Правилами стандартов обязательны к применению. ССО также публикует консультативные мнения, в которых содержатся его советы по решению спорных вопросов при применении ЕСПОП в оценочной практике.

Начиная с издания 1994 г., ЕСПОП содержит также глоссарий всех оценочных терминов.

российские стандарты оценки.

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации установлены Законом РФ «О стандартизации». Стандартизация представляет собой деятельность по установлению норм, правил, характеристик продукции, услуг, процессов.

Создание и развитие стандартов оценочной деятельности в России должно следовать действующему федеральному законодательству по вопросам стандартизации, ориентируемому на систему государственных стандартов - ГОСТов. В эту систему входят стандарты, обязательные к всеобщему применению и унифицированные как профессиональная деятельность в различных отраслях хозяйства, так и согласованное взаимодействие отраслей в общегосударственном масштабе. То есть в систему ГОСТов наиболее общие, объективно необходимые, системообразующие стандарты. В этом аспекте , в части оценочной деятельности, реально рассчитывать на включение в общегосударственную систему стандартов таких материалов, как общие понятия, термины и определения, базисы и принципы оценочной деятельности. Более детальные документы по стандартам профессиональной деятельности оценщиков формируются на соответственном отраслевом уровне - во взаимодействии уполномоченных органов исполнительной власти и саморегулируемых организаций оценщиков (например, РОО).

До выхода закона об оценочной деятельности (1998 год), согласно которому система стандартов должна быть разработана заново по схеме, предписанной этим законом, в 1995-96 гг. была разработана и действовала система стандартов РОО. Она базировалась на международных стандартах оценки IVSC.

В течение 1999-2000 гг. проекты государственных стандартов и стандарты профессиональной деятельности были переработаны в соответствии с ФЗО и динамикой реформ в области оценочной деятельности. Участие в этих процессах саморегулируемых организаций является определенной гарантией совместимости обновленных отечественных стандартов с международными стандартами, взаимного профессионального признания и делового сотрудничества в условиях прогрессирующей глобализации бизнеса недвижимости.

Основными задачами системы стандартизации в области оценки являются:

· Обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми сторонами-участниками процесса оценки,

· Формирование нормативной базы для обеспечения проведения сертификации услуг по оценке,

· Установление единых требований к методам оценки, содержанию и форме отчетов по оценке,

· Создание и ведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой при оценке,

· Гармонизация терминологии, классификации услуг, методов оценки с МСО,

· Содействие соблюдению законодательства РФ средствами и методами стандартизации.

Начиная с сентября 1999 года , в соответствии с поручением Правительства РФ от 20.09.99 г. № 932 Министерством государственного имущества Росси совместно с другими заинтересованными ведомствами и в тесном сотрудничестве с профессиональными организациями оценщиков велась разработка проектов стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности.

“Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности” были утверждены 6 июля 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 519. Согласно этому Постановлению, разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке, было возложено на Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Министерство имущества России).

Требования Стандартов являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки. Согласно требованиям Стандартов при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

В Стандарте оценки дается определение основных видов стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки. Помимо определения рыночной стоимости объекта оценки в Стандарте дается определение видов стоимости, отличных от рыночной. К таким видам относятся:

· стоимость объекта оценки с ограниченным рынком товаров;

· стоимость замещения объекта оценки;

· стоимость воспроизводства объекта оценки;

· стоимость объекта оценки при существующем использовании;

· инвестиционная стоимость объекта оценки;

· стоимость объекта оценки для целей налогообложения;

· ликвидационная стоимость объекта оценки;

· утилизационная стоимость объекта оценки;

· специальная стоимость объекта оценки.

В Стандарте дается определение трех основных подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного. Согласно требований Стандартов, оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) данные подходы к оценке. При этом оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки, определяемые в Стандарте как способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оценке результатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки, при этом согласно требованию Стандартов итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.

Раздел III Стандартов определяет основные требования к проведению оценки, этапы проведения оценки, порядок сбора и обработки информации.

Оценка объекта оценки может проводится оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке. При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

Статья 20 Стандарта устанавливает шестимесячный срок действительности итоговой величины стоимости объекта оценки для целей совершения сделок.

В Международном комитете по стандартам оценки полномочным представителем России является Российское общество оценщиков (РОО), поэтому содержание основного перечня стандартов РОО составили международные стандарты этого комитета. В настоящее время общее количество утвержденных и разрабатываемых стандартов РОО составляет более 30. Их использование призвано обеспечить процесс оценки имущества и проведения сертификации услуг.

Перечень стандартов РОО .

Система нормативных документов РОО.

Классификатор услуг по оценке имущества.

Декларация РОО

Кодекс профессиональной этики

Общие понятия и принципы оценки

Рыночная стоимость как база оценки

Базы оценки, отличные от рыночной стоимости

Оценка в целях финансовой отчетности

Оценка ссудного обеспечения, залога и долговых обязательств

Стандарты профессиональной деятельности в области оценки недвижимого имущества

Оценка производственных средств, машин и оборудования

Стоимость действующего предприятия как база оценки

Оценка НМА

Оценка объектов интеллектуальной собственности.

Система нормативных документов РОО создается в соответствии с экономическими условиями развивающихся рыночных отношений и структуры управления в РФ на базе действующего законодательства, норм, правил и государственных стандартов инвестиционной сферы экономики.

Главная направленность разрабатываемых нормативных документов РОО – защита прав и охраняемых законом интересов потребителей, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы организаций, предприятий и специалистов-оценщиков.

Одним из основных средств решения этой задачи является использование методических принципов, которые находят все большее распространение в международной и отечественной практике стандартизации. В отличие от ранее используемого подхода создаваемая система нормативных документов РОО должна содержать в первую очередь характеристики оценки, основанные на требованиях потребителей.

Разрабатываемые в соответствии с настоящим подходом нормативные документы должны устанавливать прежде всего требования к результатам оценки как услуги, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты на основе использования результатов оценки.

В последнее время четко прослеживается тенденция перехода от государственного регулирования оценочной деятельности к ее саморегулированию. Основной идеей перехода к саморегулированию является постулат либеральных реформ о не тождественности категорий государства и общества. В условиях либеральных отношений государство должно ограничить свои регулирующие функции и по возможности передать большинство возможных регулирующих полномочий общественным механизмам. Необходимость отказаться от государственного доминирования продиктована проводимыми либеральными реформами в РФ. Кроме того, реформы проводятся исходя из сложившейся международной практики. Так, в большинстве стран с развитой рыночной экономикой функции по регулированию оценочной деятельности переданы саморегулируемым организациям.

Конечно, проводимая реформа регулирования оценочной деятельности имеет свои проблемы, основной из которых является насаждение перемен "сверху", попытка создания государством общественных механизмов регулирования.

Основными различиями государственного регулирования и саморегулирования оценочной деятельности является: регулирующий субъект, степень подкрепления регламентирующих деятельность актов, силой государства в регулятивных полномочиях.

Основным положительным моментом в переходе от государственного регулирования к саморегулированию является то, что профессиональные общественные объединения, кроме контроля над соблюдением законодательства в области оценочной деятельности, могут проводить контроль за соблюдением этических норм профессиональной деятельности, что повышает престиж профессии и обеспечивает качество оценочных услуг.

Этика оценщика представляет собой систему ценностей оценщика, как субъекта определенной профессии. Этичное поведение оценщика направлено на благо профессии в целом, на укрепление доверия к профессии. Этика - это представление о должном и не должном поведении она не подпадает под сферу государственного или правового регулирования. Нарушение этики не может повлечь юридических или административных санкций со стороны государственных органов, однако может повлечь определенные негативные последствия, исходящие от саморегулируемой организации.

Кроме того, дополнительным преимуществом саморегулирования оценочной деятельности является то, что саморегулируемые организации, как показала международная практика, устанавливают, с одной стороны, более детальную стандартизацию, что улучшает качество оценочных услуг, с другой стороны, международные стандарты предоставляют определенную гибкость в их применении, что не допускает догматизма и "зарегулированности" оценочной деятельности. В российских условиях саморегулирование оценочной деятельности может позволить внедрить международные стандарты оценки, при этом, не адаптируя его терминологию к российскому законодательству и не внося существенных изменений, что необходимо при государственном регулировании оценочной деятельности и является серьезным барьером в регулировании, о чем замечалось на конференциях по оценочной деятельности (например, вице-президентом РОО, Нейманом Е.И.)

Однако, саморегулирование не идеальный инструмент контроля за оценочной деятельностью. В международной практике профессиональные организации оценщиков устанавливают серьезные барьеры для вступления в профессию оценщиков (например, обязательный стаж в оценочной деятельности в течении нескольких лет). Существует опасность превращения саморегулируемых организаций в закрытые "касты", что снизит конкуренцию на рынке и может отрицательно сказаться на качестве оценочных услуг. Отчасти, для предотвращения этого явления и полного саморегулирования оценочных услуг необходимо участие в сертификации оценщиков потребителей их услуг, однако это, в свою очередь, может стать угрозой независимости оценщиков.

Подчиненность стандартов оценки

К настоящему моменту установилась определенная соподчиненность стандартов профессиональной деятельности. Поскольку держателями денег – наиболее ликвидного капитала – являются инвесторы, именно они задают тон на «рынке» стандартов. К их требованиям приспосабливаются стандарты финансовой отчетности, а к стандартам финансовой отчетности, вынуждены приспосабливаться стандарты оценки. Именно по этому пути идет развитие МСО, принимаемых МКСО. В результате складывается ситуация, когда более продвинутые и более точно соответствующие целям оценочной деятельности стандарты TEGOVA-2000 не могут конкурировать с МСО. Вместе с тем, МР-4 «Нематериальные активы» стандарта МСО не соответствует ни концепции ИК, ни потребностям практики, о чем было сказано выше. Более того, возникшее противоречие не может быть разрешено внутри профессионального сообщества оценщиков, как минимум, по двум причинам, каждая из которых достаточна. Во-первых, среди профессиональных оценщиков слишком тонок слой специалистов, адекватно понимающих проблему, включая правовые тонкости и наличие противоречий фундаментального характера. Они всегда будут составлять меньшинство, в том числе в руководящих органах саморегулируемых организаций. Во-вторых, стандарты оценки должны приспосабливаться к стандартам финансовой отчетности. Это уже не внутренняя проблема сообщества, а внешнее требование.

заключение.

В настоящее время опубликованы все Международные стан­дарты оценки, Европейские стандарты оценки недвижимости, из­вестны полные тексты Стандартов американского общества оцен­щиков, выполнены научно-исследовательские работы по разра­ботке структуры и принципов создания Единой системы стандар­тов оценки. Это создает новые условия для совершенствова­ния и разработки национальных стандартов оценки, которые бы способствовали повышению качества услуг по оценке собствен­ности в России. Все это позволяет с оптимизмом продолжать работу в направлении развития российской системы стандартов оценочной деятельности, которые, с одной стороны, обеспечивают все необходимые аспекты социально-экономических реформ и активного роста отечественного рынка недвижимости, а с другой – гармонируют со стандартами мирового сообщества и обеспечивает результативное продвижение в общем направлении глобализации бизнеса.

Список литературы.

1. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. - М.: 2001.

2. Грязнова, Федотова. Оценка недвижимости - М.: 2005.

3. Соловьев М. М. Оценочная деятельность: оценка. - М.: 2003.

www.appraiser.ru:

1. Комратов В. И. Доклад на тему: «Оценка бизнеса: некоторые практические аспекты»

2. Павловец В. В. Введение в оценку стоимости бизнеса.

3. Школьников Ю.В. "10 ЛЕТ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

www.trishin.ru:

4. Гвоздик А., Тришин В. О выборе предприятий-аналогов для сравнительного метода оценки действующего предприятия (бизнеса) и согласовании результатов различных подходов.

www . cfin . ru :

5. Особенности оценки стоимости предприятия для конкретных целей // фрагмент из книги ИД Питер Есипова В. Е., Тереховой В. В., Маховиковой Г. А. «Оценка бизнеса».

www . gaap . ru :

6. Г.И. Микерин . Эволюция международных стандартов оценки

7. А. Дымшаков. Проблема использования методов оценки бизнеса в России.