Курсовая работа: Учет движения товаров в торговой организации 2
Название: Учет движения товаров в торговой организации 2 Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа | |||||||||
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ Факультет экономический Кафедра обще-гуманитарных дисциплин КУРСОВАЯ РАБОТАна тему УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Выполнил студент Беляева Е.Н. Группа ЭС-4-Б-09 Руководитель - Оценка _____________________________ Защищена «___»__________________2010 г. Мурманск 2010 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I . МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ………………………………………………..……5 1.1. Цели, задачи и основные принципы учета в розничной торговле…………5 1.2. Особенности деятельности ОАО "МАРПИ"…………………………………..7 1.3. Основные элементы учетной политики организации………………………...9 1.4. Оценка товаров в ОАО "МАРПИ"……………………………………………11 ГЛАВА II . ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ………………………………………………………………………...12 2.1. Документальное оформление и учет движения товаров……………………12 2.2. Учет валового дохода и издержек обращения……………………………….20 ГЛАВА III . АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА………………..26 3.1.Анализ розничного товарооборота в динамике………………………………26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30 СПИСОК ЛИТРАТУРЫ…………………………………………………………32 ТАБЛИЦЫ…………………………………………………………………………34 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...37 ВВЕДЕНИЕ Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления. Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа розничного товарооборота на исследуемом предприятии розничной торговли Кандалакшского филиала открытого акционерного общества "МАРПИ" (далее ОАО «МАРПИ»). Объектом исследования в ОАО "МАРПИ" являются первичные и сводные документы, связанные с учетом движения товаров. С помощью данных первичного учета, регистров синтетического и аналитического учета отражена особенность учета издержек обращения и валового дохода данной фирмы, а также проанализирован розничный товарооборот. Эти показатели оказывают большое влияние на все количественные и качественные показатели работы предприятия розничной торговли. В целом данная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений к работе. Остановимся коротко на содержании дипломной работы. В первой главе дипломной работы отражены основные цели бухгалтерского учета в розничной торговле и какие задачи необходимо решить для достижения этих целей. Также в данной главе раскрыты основные принципы учета товаров, чтобы решить комплекс бухгалтерских задач, которые ставит перед собой фирма. Для того, чтобы правильно отражать бухгалтерские записи и определить финансовый результат деятельности предприятия, необходимо определиться в оценке товаров, которая фиксируется в учетной политике фирмы, разработанной исходя из специфики работы предприятия. В данной главе показаны особенности деятельности ОАО "МАРПИ". Во второй главе дипломной работы показано документальное оформление поступления товаров, порядок составления и проверка товарных отчетов. Уделено внимание ведению аналитического учета товаров ОАО "МАРПИ", регистрам бухгалтерского учета, которые применяются на данном предприятии для учета товаров и учета расчетов с поставщиками. Очень важно в бухгалтерском учете розничной торговли правильно определить валовый доход и издержки обращения за отчетный период, поэтому в работе раскрыта специфика расчета валового дохода и особенности учета издержек обращения. В работе показаны порядок проведения и документационное оформление инвентаризации и отражение в учете ее результатов, а также учет реализации товаров по договору комиссии и учет переоценки товаров. В третьей главе поставлены задачи анализа товарооборота, а также проанализирован розничный товарооборот ОАО "МАРПИ» в динамике по периодам, то есть за 2006 - 2008 гг. в целом, по кварталам и по месяцам каждого квартала анализируемых лет. Проведен анализ розничного товарооборота по товарным группам. В заключительной части дипломной работы сделаны выводы о состоянии бухгалтерского учета и финансовой деятельности предприятия розничной торговли ОАО "МАРПИ" за анализируемый период и сделаны предложения по улучшению ведения бухгалтерского учета в целом по предприятию, что положительно окажет влияние на формирование финансовых результатов. К данной работе приложен список литературы, который был использован в процессе работы и приложения увязанные с текстом работы. Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ1.1. Цели, задачи и основные принципы учета в розничной торговлеДля правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии. Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием. Главной целью бухгалтерского учета в розничной торговле являются: · контроль за сохранностью товаров; · своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования. Для достижения этих целей необходимо решить комплекс бухгалтерских задач: 1. обеспечение совместно с другими службами организации розничной торговли материальной ответственности за товары; 2. проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете; 3. проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров; 4. обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров; 5. установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов; 6. обеспечить контроль за правильной организацией и формированием цен; соблюдение условий франкировки; 7. своевременное и правильное выявления валового дохода. В основе решения перечисленных задач лежат следующие основные принципы учета товаров: · единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий розничной торговли; · возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день); · организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учета все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице. Если этот принцип нарушен или нет договора о материальной ответственности. Администрация организации не может предъявить обоснованный иск виновным; · организация выбирает схему учета товаров, которая наиболее подходит для работы данной организации. В ОАО "МАРПИ" применяется стоимостная схема учета товаров - фиксируется общий объем товарной массы; · единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход; если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам; · периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей; · контроль за деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки (например, все списания со складов ОАО "МАРПИ" должны совпадать с оприходованиями этих ценностей в отделе). Если в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения задач, стоящие перед бухгалтерским учетом предприятия розничной торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий. Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала. 1.2. Особенности деятельности ОАО "МАРПИ"Открытое акционерное общество «Мурманское агентство по распространению печатных изданий «МАРПИ», учреждено путем преобразования государственного предприятия «Роспечать» в соответствии с Указом Президента РФ. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.92 г. № 721. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства РФ. Целью общества является извлечение прибыли. Общество осуществляет следующие основные виды деятельности: - розничная торговля периодическими и непериодическими изданиями, товарами народного потребления; - прием и продажа на комиссионной основе бывших в употреблении журналов, книг, и т.д.; - Оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, в том числе подакцизными; - иные виды деятельности. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Бухгалтерский учёт в организации ведётся по автоматизированной форме учёта, с помощью бухгалтерской программы 1С:Предприятие Версия 7.7, с соблюдением нормативных актов о бухгалтерском учёте и отчётности, в соответствии с единым Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций. Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля. ОАО "МАРПИ" заключает сделки (договоры, контракты) со многими предприятиями Мурманской области и других регионов Российской Федерации на поставку товаров, закупает товары у разных российских юридических и физических лиц. На предприятии созданы следующие фонды: уставный, социального развития, резервный и другие фонды общего и специального назначения. Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размер оплаты труда работников предприятия установлен согласно штатному расписанию. Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Торговлю товарами осуществляют 14 торговых киосков. 1.3. Основные элементы учетной политики организацииБухгалтерский учет и отчетность в ОАО "МАРПИ" ведется согласно разработанной своей учетной политики на основании Приказа Минфина РФ от 28 июля 1994 года № 100 и Приказа Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60-Н. Учетная политика ОАО "МАРПИ" разработана главным бухгалтером предприятия и утверждена приказом об учетной политике директором. Ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на руководителя. Бухгалтерский учет осуществляется главным бухгалтером. ОАО «МАРПИ» самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из специфики работы предприятия, при этом самостоятельно приспосабливает применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы. Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации. Для документирования операций могут применяться типовые межведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым, содержащим обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в учете совершенным операциям. При этом бухгалтер руководствуется Положением об учете и отчетности Российской Федерации. ОАО "МАРПИ" самостоятельно осуществляет бухгалтерский учет имущества, финансовых обязательств и результатов деятельности на основании Закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей). Следующим этапом учета является: · регистрация сведений, содержащихся в первичных учетных документах, в применяемых регистрах бухгалтерского учета с использованием компьютерной программы «1С-Предприятие»; · составление бухгалтерской отчетности; · использование данных бухгалтерских регистров для получения другой необходимой для предприятия информации. Оценка товаров в ОАО "МАРПИ" производится по продажной стоимости (розничным ценам) с отражением разницы между продажной и покупной стоимостью на счете 42 "Торговая наценка". Учет издержек обращения осуществляется на счете 44 "Издержки обращения". Номенклатура статей издержек обращения разработана согласно Положения о составе затрат по реализации продукции (работ, услуг), включенных в себестоимость продукции (работ, услуг) на основании Постановления Правительства РФ от 05.08.92 г. № 522 и методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, утвержденных Комитетом по торговле РФ от 20.04.95 г. № 1-550/32-2. Налог на добавленную стоимость рассчитывается по ставке 10% и 18%. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога на добавленную стоимость, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами этого налога, фактически уплаченными поставщиками. Расчеты с поставщиками осуществляются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Учет дебиторской и кредиторской задолженности ведется на счете 76. Учет финансовых результатов учитывается на счете 80 "Прибыли и убытки", использование прибыли отражается на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". 1.4. Оценка товаров в ОАО "МАРПИ" Предприятие розничной торговли приобретает или получает под реализацию предметы с целью последующей их перепродажи. Такие предметы называются товарами. Предприятие реализует товары главным образом непосредственно населению по розничным ценам, за наличный расчет непосредственно населению через контрольно - кассовую машину. Пунктом 51 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ предусмотрено, что товары могут учитываться по розничным (продажным) ценам или покупной стоимости. Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены предприятия, то есть цены, по которой приходуют и списывают товары. Выбор учетной цены фиксируется в соответствующем документе об учетной политике организации. В ОАО "МАРПИ", согласно учетной политике, учет товаров организуется по продажным (розничным) ценам. Розничная цена включает в себя отпускную цену (оптовую), торговую наценку для покрытия торговых издержек организации розничной торговли. Составным элементом розничной цены являются налоги, перечисленные в бюджет после реализации товаров: акциз (в случае подакцизных товаров), налог на добавленную стоимость, с апреля 2000 г. налог с продаж (в процентах к отпускным ценам). ОАО "МАРПИ" не является плательщиком акцизного налога, так как товары, которыми торгует "МАРПИ", не подлежат обложению этим налогом. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости на всех стадиях ее получения в процессе деятельности предприятия розничной торговли. Величина торговой надбавки устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть издержки обращения (расходы, связанные с перевозкой, хранением и реализацией товаров) и обеспечить получение торговой организацией прибыли и уплаты косвенных налогов. Глава 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ2.1. Документальное оформление и учет движения товаровВсе товарные операции делятся на два вида: поступление товаров в организацию розничной торговли и их выбытие. В организации розничной торговли товары поступают главным образом от поставщиков и оформляются товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, коносаментом или счетом-фактурой). В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпущенного товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшим и принявшим товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя (см. Приложение №1). Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом. При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере» или выписывается счет - фактура. Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками. Если товары получает материально-ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а. Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом предприятия розничной торговли по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе. Если количество и качество поступившего товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации. В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица организации розничной торговли, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии). Особенностью учета товарных операций в организациях розничной торговли является то, что учет товаров отражается на счете 41 "Товары" (Субсчет 1 «Товары на складе», субсчет 2 "Товары в розничной торговли") по цене приобретения плюс торговая надбавка. В ОАО "МАРПИ" товары учитываются на счете 41. Так как в ОАО "МАРПИ" учет товаров организуется по продажным ценам, разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается обособленно на счете 42 "Торговая наценка". Счет 42 "Торговая наценка" является регулирующим контрольным счетом по отношению к счету 41 "товары". Если из сальдо счета 41 "Товары" вычесть сальдо счета 42 "Торговая наценка" разность покажет покупную стоимость товаров. Так в ОАО "МАРПИ" товары поступают от поставщиков и поэтому в счете - фактуре сразу отражена торговая наценка на поступивший товар. Аналитический учет товаров ведут как материально-ответственные лица, так и бухгалтерия. Его главная цель - получение информации, необходимой для управления товарными запасами. В ОАО "МАРПИ" учет товаров ведет материально-ответственное лицо - товаровед. Этот учет в магазине организован сортовым способом. При сортовом способе хранения вновь приобретенный товар определенного наименования присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования. Товаровед ведет учет движения товаров в натуральном и стоимостном измерениях. В ОАО "МАРПИ" товаровед ведет учет товаров на карточках. На каждое наименование товара открыта отдельная карточка. В заголовке карточки указано наименование, цена товара и другие отличительные признаки товара. В остальной части карточки отражены приход, расход и остатки товаров. Когда товар поступает в ОАО "МАРПИ" товаровед делает записи в карточки о поступлении товара на основании каждого приходного документа. Затем товар выдается в киоски, материально-ответственным лицам в подотчет для дальнейшей реализации товара и товаровед вносит записи в карточки о количестве и сумме отпущенного товара на основании расходного документа. Учет первичных документов в бухгалтерии по приходу товаров ведется в программе 1С в «Журнале поступления товаров», который содержит название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах (приложение №2). Таблица № 1. Одновременно операции отражаются в проводках:
(см. Приложение№ 3,4,5) Внутреннее перемещение товаров между подразделениями проводится на основании накладной оформленной в установленном порядке (см. Приложение №6,7). В ОАО "МАРПИ" автоматизированная форма бухгалтерского учета, движение товаров отражают в программе в документах «Движение товара с киоска на склад» Д 41.1 К 41.2; «Движение товара со склада в киоск» Д 41.2 К 41.1 (см. Приложение №8,9). По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. Одним из признаков учета товаров в организациях розничной торговли является составление материально ответственными лицами отчетности о наличии и движении товаров. Материально-ответственное лицо на основе фактического получения товаров и их реализации составляет товарный отчет. В приходной части товарного отчета каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета также отдельно записывают каждый расходный документ (направление выбытия товаров, номер и дата документа, сумма выбывших товаров). После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода. Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагаются в хронологическом порядке. Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает материально-ответственное лицо. Товарный отчет составляют под копирку в двух экземплярах. Первый экземпляр скрепляют с документами, которые располагают в порядке последовательности записей и отдают в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии материально-ответственного лица проверяет товарный отчет и расписывается в обоих экземплярах о приемке отчета и указывает дату. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается материально-ответственному лицу. Бухгалтер из отчета разности реализацию в программе в документ «Прием товарного отчета». На основании занесенных данных в программе формируются проводки: Д62-11 К90.1 – на сумму реализованного товара; Д90.2 К 41.2 — на сумму себестоимости (см. Приложение № 10,11). В процессе деятельности предприятий розничной торговли происходит ежедневное движение товаров. Для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей на складах торгового предприятия проводится инвентаризация товаров и тары. При этом выявляется соответствии фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации их остатков по данным бухгалтерского учета. Согласно действующему Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ количество инвентаризаций в отчетном году и сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно и отражаются в учетной политике, за исключением следующих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно: · при смене материально ответственного лица (при коллективной материальной ответственности – при уходе в отпуск бригадира и более половины членов бригады); · при установлении фактов краж, ограблений, хищений, порчи ценностей, злоупотреблений, а также пожара, стихийных бедствий; · при ликвидации, реорганизации предприятия, передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и других случаях, установленных законодательством. Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается центральная постоянно действующая инвентаризационная комиссия, возглавляемая руководителем предприятия или его заместителем. Снятие фактических остатков товаров и тары на складе, их сличение с данными бухгалтерского учета проводится рабочей комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия. Порядок проведения и документального оформления инвентаризации изложен в методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49. Комиссия при обязательном участии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товаров и тары по каждому месту хранения ценностей в отдельности. Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения ценностей путем их обязательного пересчета, перевешивания, премирования. Инвентаризационную опись товаров (форма N ИНВ-3) (приложение№12)., материалов и тары составляют обычно в двух, а при приеме передачи – в трех экземплярах. На каждой странице описи указывается общее количество натуральных единиц (штук, килограмм и так далее). Исправления в описи должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Результаты инвентаризации в 5 – 10-дневный срок должны быть определены в бухгалтерии предприятия после проверки документов, цен, а также таксировки описей по каждому наименованию товаров и тары в количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляют данные бухгалтерского учета с фактическим наличием товара и тары по описи. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. На товары, по которым выявлены отклонения фактических остатков от учетных, составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19) (приложение № 13). По результатам инвентаризации составляются бухгалтерские проводки. Например, оприходование излишков товаров относится в доход предприятия: Дт 41.2 «Товары в розничной торговле» Кт 91.1 «Прочие доходы» Недостача товаров отражается записью: Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 41.2 «Товары в розничной торговле». Недостачи могут быть списаны в дальнейшем за счет различных источников. Недостачи сверх норм убыли и потери от порчи ценностей, а также похищенных ценностей за счет материально ответственных лиц учитываются по дебету субсчета 73.3 «Расчеты по возмещению материального ущерба», при этом на сумму недостачи по учетным ценам делается проводка: Дт 73.3 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем при погашении виновными лицами задолженности по возмещению материального ущерба кредитуется счет 73.3 с дебетом соответствующих счетов 50, 51, 70 на сумму погашения долга (см. Приложение № 14,15,16) Если товары в организации розничной торговли учитываются по продажным ценам и предприятие осуществляет переоценку товаров, то переоценка товаров отражается в бухгалтерском учете организации. Переоценка (изменение цен) товаров может быть как в сторону снижения цен (уценка), так в сторону их повышения (дооценка). Основными причинами переоценки товаров в предприятиях являются: изменение конъюнктуры рынка; уценка товаров устаревших моделей, а также товаров, частично, потерявших свое первоначальное качество. Переоценка товаров осуществляется согласно Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Основанием для переоценки товаров является распоряжение руководителя организации. Переоценка товаров представляет собой разницу между стоимостью остатков товаров по прежним ценам и вновь установленным продажным ценам. Оформляется переоценка инвентаризационной описью-актом, где помимо наименования, количества, другой информации о товаре указывается старая и новая цена, стоимость товаров в новых и старых ценах, сумма до оценки при повышении цен и сумма уценки при снижении цен. 2.2. Учет валового дохода и издержек обращения Результат розничной продажи товаров выражается определенной суммой розничного товарооборота, одного из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли. Товарооборот - это общая стоимость реализованных товаров по продажным ценам. От объема реализации (товарооборота) во многом зависит величина валового дохода от реализации, издержек обращения, а следовательно, прибыли. В основном реализация в предприятиях розничной торговли осуществляется за наличный расчет при использовании продажных цен в качестве учетных. Сумма выручки от продажи товаров за наличный расчет определяется по показаниям контрольно-кассовой машины - по итогу за день. Продажа товаров покупателям осуществляется за наличный расчет с использованием ККМ, в соответствии с Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением», Постановлением Совета Министров РФ от 30.07.93 №745 «Об утверждении Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ». Бухгалтер контролирует своевременную сдачу торговой выручки материально ответственным лицом в главную кассу, проверяя соблюдение лимита денег в кассе. При приеме выручки в программу заносятся сведения в документ «Ведомость на прием выручки» (см. Приложение №17,18). Одновременно с этим делается проводка: Д50 К 62-11. В конце месяца бухгалтер проверяет счет 62-11, он должен быть закрыт полностью, так как выручка по киоскам занесенная в течении месяца по К 62-11 должна быть равна сумме реализации занесенной из товарного отчета, и отраженной по Д62-11. (Приложение №20). Ранее было сказано, что на основании занесенных данных из товарного отчета в программе формируются проводки: Д62-11 К90.1 – на сумму реализованного товара; Д90.2 К 41.2 — на сумму себестоимости (см. Приложение № 10,11). Сумма товарооборота определяется по сумме выручки за реализованные товары. Выручка рассчитывается как разность между показаниями сумм ККМ на конец и начало месяца (см. Приложение №19). Целью хозяйственной деятельности любой организации розничной торговли является получение прибыли. Прибыль от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения, относящимся к реализованным товарам. Отсюда ясно, насколько важно правильно рассчитать валовый доход от реализации товаров. Валовый доход - это разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Эта разность представляет собой торговую наценку, относящуюся к реализованным товарам, или, иначе говоря, реализованное торговое наложение. Для определения торговой надбавки, относящейся к реализованным товарам в предприятиях розничной торговли, в конце месяца составляется расчет торговой наценки на реализованный товар. Рассчитаем валовый доход на примере предприятия розничной торговли ОАО "МАРПИ" за октябрь 2009 года. Для того, чтобы рассчитать торговую наценку на реализованный товар (валовый доход), необходимо взять следующие данные бухгалтерского учета предприятия ОАО "МАРПИ": 1. торговая надбавка на остаток товара на начало отчетного периода (сальдо счета 42) — 1928,0 тыс. рублей; 2. торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 за отчетный период). Под выбытием товаров в данном случае понимается так называемый документированный расход (возврат товаров поставщикам, списание порчи товаров). В октябрь 2009 года в организации ОАО "МАРПИ" не было документированного расхода; 3. торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 за отчетный период) - в ОАО "МАРПИ" за октябрь 2009 года торговая наценка на поступившие товары составила 1467,7 тыс. рублей; 4. предварительное сальдо торговых надбавок по счету 42. Чтобы определить предварительное сальдо торговых надбавок, необходимо к пункту № 1 "Сальдо по счету 42 на начало отчетного периода, то есть на 1 октября 2009 года прибавить пункт № 3 "Торговая надбавка на товары, поступивший за октябрь 2009 года, и вычесть пункт № 2 "Торговая наценка на выбывшие товары за отчетный месяц". Таким образом, в октябре 2009 года по предприятию ОАО "МАРПИ" эта сумма составила 3395,7 тыс. рублей; 5. остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 на конец отчетного периода) в ОАО "МАРПИ" остаток товара на 1 ноября 2009 года составил 4719,1 тыс. рублей; 6. товарооборот за октябрь 2009 года в ОАО "МАРПИ" составил 2950,1 тыс. рублей (оборот по кредиту счета 62); 7. Итого товаров по предприятию: необходимо сложить пункт № 5 "Остаток товара по ОАО "МАРПИ" на 1 ноября 2009 года и пункт № 6 "Товарооборот за октябрь 2009 года" — 7669,1 тыс. рублей; 8. Находим средний процент реализованного наложения. Для этого необходимо пункт № 4 "Предварительное сальдо по счету 42 умножить на 100 и разделить на пункт № 7 (отдельно по каждому виду номенклатуры); 9. Определим сумму реализованного наложения на остаток товаров на 1 ноября 2009 года. Для этого необходимо пункт № 5 "Остаток товаров на 1 ноября 2009 года умножить на пункт № 8 "Средний процент реализованного наложения" и разделить на 100 — 2170,1 тыс. рублей; 10. Определяем сумму торговой наценки на реализованный товар за октябрь 2009 года. Для этого из пункта № 4 "Предварительное сальдо торговых надбавок" вычесть пункт № 9 "Торговая наценка на остаток товара" — 1225,6 тыс. рублей. Полученная сумма торговой наценки на реализуемые товары - это и есть валовый доход предприятия ОАО "МАРПИ" за октябрь 2009 года (см. Приложение № 21). 1. Списание стоимости реализованных товаров: Дт 90-2 - Кт 41-1 — 2950,1 тыс. рублей; 2. Сторно торговой наценки в части, относящейся к реализованным товарам Дт 90-2 — Кт 42 — 1225,6 тыс. рублей. После списания реализованной торговой надбавки на счете 90 образуется кредитовое сальдо, показывающее валовый доход от реализации товаров. В розничной торговле часть этого дохода в форме налога на добавленную стоимость подлежит перечислению в бюджет. Для того, чтобы рассчитать налог на добавленную стоимость, необходимо валовый доход умножить на расчетную ставку в процентах. В ОАО "МАРПИ" применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% и 18%. Начисление НДС отражается по Дт счета 90-3 "НДС" в корреспонденции с Кт счета 68 "Расчеты с бюджетом". После того как в организации розничной торговли определили валовый доход от реализации товаров необходимо определить окончательный результат (прибыль или убыток) от реализации товаров, отражаемый на счете 90 на конец отчетного периода. Для этого нужно правильно определить издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам, учитываемые на счете 44 "Издержки обращения" и списывать эти издержки обращения на Дт счета 90 по окончании отчетного периода. Учет издержек обращения регулируется в соответствии с методическими указаниями разработанными на основании Постановления Правительства Российской Федерации и утвержденных Комитетом Российской Федерации по торговле по согласованию с Министерством Экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации №1-550/32-2 от 20.04.95 года. В состав издержек обращения предприятия розничной торговли включаются расходы предприятия, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с реализацией товаров. Бухгалтерский учет издержек обращения предприятий розничной торговли должен обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Все издержки обращения предприятий розничной торговли формируется на счете 44 "Издержки обращения" Так, в ОАО "МАРПИ" за октябрь 2009 года аналитический учет по счету 44 "Издержки обращения" организован по следующим видам и статьям расходов: 1. расходы по транспортировке товара; 2. расходы на оплату труда; 3. отчисления на социальные нужды; 4. амортизация основных средств; 5. прочие расходы; 6. расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; 7. расходы на ремонт основных средств. Таким образом, за октябрь издержки обращения в ОАО "МАРПИ" составили 933,7 тыс. рублей (см. Приложение № 22). В конце месяца сумма издержек обращения, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары с Кт счета 44 списываются в Дт счета 90-7 «Расходы на продажу». В конце отчетного периода предприятия розничной торговли составляют специальный расчет издержек обращения, приходящихся на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров (см. Приложение № 23). В данном примере образовался убыток от реализации товаров в сумме — 80,7 рублей. Результат от реализации товаров, сформированных на счете 90 «Продажи» списывают ежемесячно на счет 99 "Прибыли и убытки" (см. Приложение № 24). Конечный финансовый результат включает в себя: 1. Прибыль (кредитовое сальдо на конец отчетного периода по счету 90) или убыток (дебетовое сальдо на конец отчетного периода по счету 90); 2. Финансовый результат от реализации основных средств и иного имущества; 3. Доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму внереализационных расходов. Конечный финансовый результат выявляется на первое число отчетного периода. В октябре 2009 в ОАО «МАРПИ» небыло прочих доходов и расходов. Глава 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА3.1.Анализ розничного товарооборота в динамикеК задачам анализа розничного товарооборота относятся: контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям; изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет; выявление изменений, происшедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота; изучение качества обслуживания населения; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения. Для анализа розничного товарооборота используются: данные о социально-экономических показателях района деятельности организаций и предприятий (численность и структура населения, их денежные и покупательные фонды и др.); планы, составляемые самими организациями и предприятиями; данные бухгалтерской и оперативной отчётности; первичные документы, товарно-денежные отчёты и учётные регистры, отражающие движение товаров; инвентаризационные описи товаров; акты документальных ревизий, обследований. Особенно широко при экономическом анализе применяются стоимостные показатели. Важнейшим таким показателем является объём товарооборота предприятий и организаций. В стоимостном выражении также определена реализация товаров в ассортименте, по формам и методам торговли, по группам покупателей и так далее. Для характеристики розничного товарооборота отдельных сторон деятельности торговых предприятий, углубления анализа применяются натуральные показатели. в связи с тем, что в последнее время появилось много бухгалтерских программ, которые позволяют вести учёт как в суммовых, так и в натуральных показателях стало легко применять эти показатели в анализе. Количественные показатели используются при характеристике отдельных сторон деятельности торгового предприятия и организации. К ним относятся: объём розничного товарооборота отдельных магазинов, торговых предприятий и организаций; остатки товаров на начало и конец периода; поступление товаров. Очень важное значение в анализе имеют показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К ним относятся: процент выполнения плана розничного товарооборота; показатели его ритмичности и динамики; применение прогрессивных форм и методов обслуживания населения; охват денежных доходов и покупательных фондов населения розничным товарооборотом и так далее. Развитие розничной реализации товаров предприятия за три года характеризуется следующими данными (см. Приложение Таблица № 2). Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота уменьшаются: в 2007 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2008 году - 118,5%. Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2008 году по сравнению с 2007 годом, но меньше, чем в 2007 году по сравнению с 2006 годом ( средний индекс цен в 2007 году - 1,204 или 120,4%, в 2008 году - 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 2007 году на 1,7%, в 2008 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная. По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. рублей. За 2006 - 2008 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%. По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться. Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных Таблицы № 3 (см. Приложение. Таблица №3). Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%), а в 2006 году в четвертом квартале товарооборот достиг 129%. Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, если в первом квартале 2007 г. удельный вес оборотов увеличился по сравнению с 2006 годом, то в 2008 г. удельный вес оборотов первого квартала снизился на 0,3% и второго квартала - на 0,2% и на 0.4% по сравнению с 2007 и 2006 годами соответственно, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%). Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 2007 году до 24,8% в 2008 году, но все равно ниже чем в 2006 году (темп роста оборота в этом квартале 118,9%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2008 году 27,4% и возросла по сравнению с 2007 годом на 0,4% (темп роста товарооборота – 120,2%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично. Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года. (см. Приложение Таблица № 4). Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март) в 2008 году. В 2007 году данные показатели выше от 117% (апрель) до 130% (декабрь). Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0% в 2008 году, по сравнению с 2007 годом эти показатели ниже, 122,16% и 124,5% соответственно. За второй квартал – 117,6% и в июне 123,7% в 2000 году, 118,78% и 120,62% соответственно в 2007 году, за третий квартал – 119% и 119,5% (2008 год), 119,45% и 121,83% (2007 год) и за четвертый квартал - 120,2% и 122,2% (2008 год), 129,09% и 130,11% (2007 год) . Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ОАО «МАРПИ», как показал анализ документального оформления и учета розничной продажи товаров, бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет утверждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хозяйственной деятельности на данном предприятии. Как показала практика, в ОАО "МАРПИ" материально ответственное лицо составляет товарный отчет о наличии и движении товаров один раз в месяц. Применение ежемесячной отчетности нецелесообразно, так как, во-первых, движение товаров в течение большого периода не контролируется бухгалтерией, во-вторых, неравномерно распределяется работа бухгалтерии в течение месяца, в-третьих, значительный объем работ по проверке и обработке отчетности переносится на период составления бухгалтерской отчетности. Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики развития розничного товарооборота ОАО «МАРПИ» за 2006-2008 гг. позволяет сделать следующие выводы: · розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его достаточно высокие; · прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования таких видов ресурсов как: товарных, трудовых и других ресурсов; · предприятие в 2008 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков. Предложения по дальнейшему улучшению работы ОАО «МАРПИ». · совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность пользования товарных ресурсов; С этой целью ОАО "МАРПИ" необходимо производить закупки товаров непосредственно у производителей, значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих промышленных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками. Это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года. · совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей, получение доходов от реализации товаров и др.); · оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений, а также внедрить составление товарных отчетов подекадно, то есть один раз в десять дней. Это даст возможность обеспечить наиболее полный контроль за работой материально ответственных лиц и более эффективно обрабатывать документацию по движению товаров. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательствах». 2. ПБУ 9\99 «Доходы организации». 3. ПБУ 4\99 «Бухгалтерская отчетность». 4. ПБУ 5\98 «Учет материально-производственных запасов». 5. ПБУ 7\98 «События после отчетной даты» 6. Приказ Минфина РФ от 11.03.2009 №22н «О внесении изменений в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ №1\2008) 7. Приказ Минфина РФ от31.10.2000 №94н (ред.от 18.09.2006) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению». 8. «Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 №1-794\32-5). 9. Постановление Госкомстата РФ от 19.08.1998 №89 «Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий». 10. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-Фз (принят ГД ФС РФ 19.07.2000, ред. От 19.05.2010, с изм. и доп. От 01.07.2010). 11. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995,ред от 17.07.2009). 12. Письмо Роскомторга от 28.04.1994 № 1-574\38-9 «О понятии мелкорозничной торговли» 13. Письмо Роскомторга от 17.03.1994 № 1-314\32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети». 14. Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (принят ГД ФС РФ 18.12.2009). 15. Журнал «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет» №12, 2008. Статья: Учет доходов и расходов от продажи товаров в розницу. 16. Журнал «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение» №11 2009. Статья: Торговая наценка у розничных продавцов. 17. Газета «Финансовая газета. Региональный выпуск» №24, 2009. Статья: Бухгалтерский учет товаров розничной торговле. 18. Патров В.В. «Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании», Питер, БИНФА-2009 г. 19. Агафонова М.Н. «Бухучет в розничной торговле: образцы заполнения документов: практическое пособие», ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008г. 20. Журнал «Горячая линия бухгалтера» №15, 2007. Тематический выпуск: Торговые организации: бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. 21. ПБУ 10\99 «Расходы организации».
|