Реферат: Лапуж, Жорж Ваше де
Название: Лапуж, Жорж Ваше де Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Введение Жорж Ваше де Лапуж (Ляпуж) (фр. Georges Vacher de Lapouge ) (12 декабря 1854 г., Нёвиль, департамент Вьенна, — 20 февраля 1936 г., Пуатье) — французский социолог, последователь теории социального дарвинизма и один из идеологов расизма. 1. Биография Родившийся 12 декабря 1854 г. в Нёвиле дю Пуату, Ж. Ваше де Лапуж уже в годы учёбы отличался остротой ума и жаждой знания. Получив диплом об окончании лицея, он записался на курсы Медицинской школы и на факультет права; получив докторскую степень по праву в 1879 г., он был назначен сначала заместителем прокурора, а затем в 1880 г. — прокурором. В 1883 г. он перебрался в Париж и начал посещать курсы при Школе антропологии. Наряду с этим увлечением он продолжал расширять свое образование, изучая китайский, японский, еврейский, египетский языки и занимаясь египтологией в Школе восточных языков, Высшей школе и Луврской школе. Он читает «свободный курс» в университете Монпелье. 2 декабря 1886 г. при вступлении в должность он читает лекцию на тему «Антропология и политическая наука», которая наделала много шуму — в ней он пророчествовал о грядущих кровавых войнах на уничтожение, вызванных межрасовыми различиями. На основании материалов проведенных им курсов Лапуж пишет два крупных труда Les Selections Sociales (1896) и L’Aryen son role social (1899). В 1909 г. он выдвигает свою кандидатуру на пост заведующего кафедрой антропологии, но его «провалили», и он возвращается в Пуатье, где получает должность библиотекаря. Он постепенно забрасывает свои антропологические изыскания и возвращается к своему юношескому увлечению энтомологией, добившись значительных достижений в этой области. 2. Идеи Лапуж разделил европейцев на три главные расы[1]: · homo europaeus — длинноголовая, светло-русая и высокорослая раса; · homo alpinus — короткоголовая, темная по цвету волос и глаз и малорослая раса; · homo mediterranaeus — длинноголовая, черноволосая раса. homo europaeus — раса, в психологическом отношении отличающаяся тщеславием, энергией, умом, идеализмом. Homo alpinus – консервативная, осторожная и малогениальная раса, а homo mediterranaeus морально стоит ещё ниже. «Длинноголовые блондины исполняют функции мозга и нервов в общественном организме, а короткоголовые и их метисы играют роль мышц и костей. Тысяча брахицефалов не стоит тысячи долихоцефалов», — такова сердцевина концепции Лапужа. Лапуж приписывал белокурой долихоцефальной расе образование высших классов в Египте, Халдее, Ассирии, Персии и Индии, так же как и большое влияние на всю греко-римскую цивилизацию. Он доходил до утверждения, что цивилизованность народов почти в точности пропорциональна количеству белокурых долихоцефалов, входящих в состав правящих классов[2]. 3. Антропосоциология Свою теорию Лапуж называл антропосоциологией. Приняв во внимание новую трактовку истории, он сформулировал одиннадцать антропосоциологических законов: 1. Закон распределения богатств: в странах со смешанным населением homo europaeus – homo alpinus богатство возрастает в отношении, обратно пропорциональном головному указателю. 2. Закон высот: в местностях, где существуют совместно homo europaeus и homo alpinus , первый локализуется на более низких местах. 3. Закон распределения городов: важные города почти исключительно локализованы в долихоцефальных областях или в наименее брахицефальных частях брахицефальных областей. 4. Закон городского головного указателя: головной указатель городского населения ниже, чем сельского населения. 5. Закон эмиграции: среди населения, начавшего диссоциироваться (разъединяться, разделяться) перед перемещением, эмигрирует наименее брахицефальный элемент. 6. Закон браков на новых местах: менее брахицефальные элементы особенно склонны к бракам вне своей страны. 7. Закон концентрации долихоцефалов: мигрирующие элементы привлекаются центрами долихоцефалии, которые все больше обогащаются долихоцефалами. Закон этот может формулироваться и так: в областях, где существует брахицефальный тип, он стремится локализоваться в деревнях, а долихоцефальный тип – в городах. 8. Закон городской элиминации (исключения): городская жизнь производит отбор в пользу долихоцефальных элементов и разрушает, или элиминирует (исключает) наиболее брахицефальные элементы. 9. Закон стратификации: головной указатель в одной и той же местности распространяется, уменьшаясь от низших классов к высшим. Средняя высота роста и количество высокорослых возрастают от низших классов к высшим. 10. Закон интеллигентов: череп интеллигентов более развит во всех направлениях, и особенно в ширину. 11. Закон увеличения указателя: начиная с доисторических времен, головной указатель везде и непрестанно увеличивается[2]. 4. Реакция на идеи Лапужа Во Франции теории Лапужа получали разную оценку, однако начиная с 1899-1900 годов начинает преобладает почти полное отторжение, антропосоциология подвергается суровой критике[3]. С 1902-1903 годов научная и политическая дискредитация Лапужа достигает таких пределов, что он может публиковать свои работы в области антропосоциологии только в немецких и американских журналах[4]. Литература · Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang. Doctrines racistes a la francaise. — М.: Ладомир, 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-86218-473-0 Список литературы: 1. Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4. 2. Авдеев В.Б. Расология. — М.: "Белые альвы", 2005 3. Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang. Doctrines racistes a la francaise. — М.: Ладомир, 2009. — С. 140-141. — ISBN 978-5-86218-473-0 4. Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang. Doctrines racistes a la francaise. — М.: Ладомир, 2009. — С. 145. — ISBN 978-5-86218-473-0 Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лапуж,_Жорж_Ваше_де |