Реферат: Организация государственного финансового контроля
Название: Организация государственного финансового контроля Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
ГЛАВА I Организация государственного финансового контроля Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели. Термин «контроль» является производным от латинского выражения «контра рутулус», что означает «противопоставление» (намеченного, предполагаемого процесса, явления и происходящего или свершившегося, фактического). Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присуща контроль ная функция. Посредством этой функции финансы предупреждают о складывающихся пропорциях распределения, соотношения фондов, источниках их формирования, использовании. Контрольная функция финансов создает возможность воздействия со стороны общества и, прежде всего, государства на процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Но эта возможность превращается в действительность только в общественных отношениях при участии людей, наличии определенных условий: создании особых органов контроля; укомплектовании их квалифицированными специалистами; регламентации прав этих органов. Таким образом контрольная функция создает объективные условия для использования финансов в качестве инструмента контроля, а сознательное применение осуществляется в ходе функционирования финансов в общественном производстве. Если финансы выражают отношения экономического базиса, то есть часть производственных отношений, то финансовый контроль как один из элементов управления финансами (наряду с планированием, учетом и анализом) - является надстроечной категорией. Специфика финансового контроля состоит в том, что он осуществляется в денежной форме. Его непосредственным объек том являются процессы формирования доходов и накоплений, создание и использование денежных фондов. Однако действие финансового контроля распространяется на более широкий круг денежных отношений, поскольку финансы тесно связаны с другими стоимостными категориями: оплатой труда, себестоимостью продукции, доходом, прибылью, производственными фондами (основными, оборотными), капитальными вложениями, инвестициями. А финансовый контроль за правильностью использования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями затрагивает все стороны их деятельности - полноту развертывания сети и контингентов, соблюдение установленных норм расходования средств. Сфера действия финансового контроля часто может совпадать с другими видами контроля: административным, правовым, со циальным, техническим, политическим. Поскольку финансовая сторона деятельности хозорганов тесно связана с хозяйственной, бывает затруднительно, а иногда и невозможно отделить финансовый контроль от хозяйственного, так как в большинстве финансовых операций отражаются другие процессы хозяйственной деятельности.
Государственный финансовый контроль - проверка соответствия законодательству Республики Казахстан деятельности объектов государственного финансового контроля в части исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению республиканского и местных бюджетов, оценки их исполнения, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении. Государственный финансовый контроль подразделяется на: 1) внутренний и внешний государственный финансовый контроль в зависимости от органа, который его осуществляет. 2) проводимый на республиканском и местном уровне государственного управления в зависимости от соответствующего уровня бюджета Объекты государственного финансового контроля — Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы, государственные органы, ответственные за взимание и контроль поступлений в бюджет, государственные учреждения, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, их подведомственные организации, получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие гранты, активы государства, гарантированные государством займы
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления: Аппарат Президента, Парламент Республики Казахстан, Правительство, местные представительные органы (собрания депутатов) органы местных администраций. Этот вид контроля проводит Счетный комитет за исполнением республиканского бюджета. Исходя из концепции строительства правового государства усиливается роль законодательных органов в осуществлении финансового контроля. Поэтому выделяются функции Парламента Республики Казахстан как субъекта контроля и соответствующий вид контроля - парламентский (депутатский). Объектом данного контроля выступают государственные расходы: · при утверждении любого мероприятия, вызывающего расходы государственного бюджета; · при проверке соответствия представленных в бюджете расходов целям принятых законов; · при ревизии составления бюджета. Основной целью предварительного парламентского контроля является определение общей целостности предусмотренных расходов в данных конкретных политических, экономических и социальных условиях. Ревизия составления бюджета проводится под углом зрения правильности цифр, включенных в сметы. Кроме того, Парламент должен осуществлять текущий контроль и особенно последующий при проверке отчетов распорядителей ассигнований по принятому Закону о республиканском бюджете. При этом основной формой парламентского контроля должен быть предварительный контроль. В Парламенте Республики Казахстан имеются специализированные рабочие органы в обеих Палатах - Сенате и Мажилисе - комитеты по финансам и бюджету. Эти органы в процессе законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к компетенции палат проводят контроль в сфере финансово-бюджетной деятельности за расходованием средств государственного бюджета. Экспертные оценки и заключения по финансово-бюджетным вопросам палаты направляют для принятия мер в соответствующие инстанции - министерства, ведомства, а также в Правительство Республики. Для организации контроля за исполнением указов, постановлений и распоряжений Президента республики, усиления ответственности должностных лиц за неисполнение требований указанных актов в Аппарате Президента имеется организационно-контрольный отдел. В целом Аппарат Президента осуществляет контроль за деятельностью министерств, ведомств, местных администраций и других органов государственного управления. Аппарат информирует Президента о принятых мерах по устранению выявленных недостатков и нарушений, вносит предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в ненадлежащем исполнении актов Президента; вносит для рассмотрения в Правительство, главам администраций, другие органы государственного управления представления об устранении выявленных нарушений, причин и условий, способствующих неисполнению или ненадлежащему исполнению актов Президента. В реализации своих функций Аппарат наделен соответствующими полномочиями в получении необходимой информации от руководителей и должностных лиц проверяемых органов. Широкими полномочиями в сфере контроля обладает Правительство Республики Казахстан. Оно, возглавляя систему исполнительных органов, осуществляет руководство и контроль их деятельности, по всему кругу вопросов, входящих в компетенцию министерств, ведомств, исполнительных органов административно-территориальных единиц, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и собственных постановлений и распоряжений. Правительство осуществляет предварительный контроль в процессе разработки и рассмотрения индикативных планов развития республики, программ развития сфер и секторов экономики, отраслей, регионов, важных направлений инвестиционной деятельности. В ходе выполнения указанных действий Правительство проводит текущий контроль как по полноте их осуществления, так и целевого финансирования по объемам, срокам, исполнителям. К органам, осуществляющим общегосударственный контроль, также относятся Министерство финансов, Министерство экономики и бюджетного планирования, Национальный банк Республики Казахстан. Министерство финансов, Налоговый комитет Министерства финансов, местные финансовые и налоговые органы осуществляют проверки во всех отраслях социально-экономической сферы в области финансов. Они контролируют соблюдение плановой, сметной и финансовой дисциплины, правильность исчисления, полноту и своевременность поступления доходов, законность и целесообразность расходования государственных средств, правильность постановки бухгалтерского и налогового учета и отчетности.
Органы государственного финансового контроля — Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета и центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю. Счетный комитет выполняет следующие основные функции: · предоставляет ежеквартальную информацию Президенту Республики Казахстан о работе Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; выполняет его поручения по вопросам, связанным с анализом, итогами и результатами контроля исполнения республиканского бюджета, полнотой и своевременностью поступления налогов и других обязательных платежей, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также другие отдельные поручения; · представляет Парламенту Республики Казахстан до 1 июня текущего года отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый год, · анализирует акты контроля за исполнением республиканского бюджета, представленные центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю, и дает рекомендации Правительству Республики Казахстан, соответствующим службам внутреннего контроля по повышению эффективности внутреннего контроля за исполнением республиканского бюджета; · в случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного финансового контроля по вопросам использования средств республиканского бюджета, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан передает материалы контроля в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; · осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием гарантированных государством займов, средств, выданных из республиканского бюджета на погашение обязательств государства, грантов, активов государства; · осуществляет контроль за деятельностью государственных органов и организаций всех форм собственности по обеспечению полноты и своевременности поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из республиканского бюджета; · осуществляет контроль эффективности использования средств республиканского бюджета; · дает оценку эффективности и результативности исполнения и реализации государственных и отраслевых (секторальных) программ, республиканских бюджетных программ (подпрограмм); · осуществляет контроль за бюджетными инвестициями; · применяет меры по выявлению и недопущению нецелевого, необоснованного и неэффективного использования средств республиканского бюджета в соответствии с настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами; · осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан. Представительные органы (Парламент, маслихаты) всех ступеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении. Контроль ими осуществляется в двух формах: предварительного и последующего. Текущий контроль в их деятельности не является основным, хотя и имеет место. Основным методом контроля являются проверки. Объектом контроля выступают местные фонды денежных средств Ревизионная комиссия Маслихата: · представляет в Маслихат в установленный срок отчет об исполнении местного бюджета; · информирует Маслихат и акимат по результатам контроля о фактах нецелевого, необоснованного и неэффективного использования средств местного бюджета, а также о недостатках в работе по исполнению местного бюджета; · анализирует акты проведения внутреннего контроля за исполнением местного бюджета, представленные центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю, и дает рекомендации по повышению эффективности внутреннего контроля за исполнением местного бюджета; · осуществляет контроль соответствия, финансовой отчетности и эффективности исполнения местными исполнительными органами поступлений и расходов местного бюджета; · передает материалы контроля в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений в действиях должностных лиц; · осуществляет контроль за деятельностью местных государственных органов по вопросам, касающимся полноты и своевременности поступлений в местный бюджет; · осуществляет контроль эффективности использования средств соответствующего местного бюджета; · осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан. Служба внутреннего контроля создается по решению руководителя центрального государственного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Служба внутреннего контроля подотчетна руководителю центрального государственного органа, организационно и функционально независима от других структурных подразделений государственного органа. Служба внутреннего контроля - подразделение центрального государственного органа, в пределах своей компетенции осуществляющее контроль исполнения государственным органом, его территориальными подразделениями и подведомственными организациями республиканского и местных бюджетов, использования грантов, активов государства, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении Внутренний контроль осуществляется центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля - Комитетом финансового контроля Министерства финансов . Он наделен обширными полномочиями по контролю рационального использования государственных финансовых ресурсов. Управления Комитета проводят ревизии министерств, ведомств, других органов управления, охраны правопорядка, предприятий и организаций обороны, государственных предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, заготовительных организаций, сферы образования, науки, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, средств массовой информации. Полномочия центрального уполномоченного органа по внутреннему контролю: · осуществляет контроль соответствия, финансовой отчетности и эффективности исполнения объектами государственного финансового контроля расходов республиканского и местных бюджетов; . · дает рекомендации по повышению эффективности контроля, осуществляемого службами внутреннего контроля; · применяет меры по выявлению, пресечению и недопущению нецелевого, необоснованного и неэффективного использования средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан; · передает материалы контроля в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений в действиях должностных лиц объектов государственного финансового контроля при использовании средств республиканского и местных бюджетов, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан; · в пределах компетенции осуществляет контроль за деятельностью государственных органов и организаций всех форм собственности по вопросам, касающимся полноты и своевременности внесения неналоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты; · осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выданных из республиканского и местных бюджетов, а также гарантированных государством займов, грантов и активов государства; · дает оценку эффективности и результативности исполнения республиканских и местных бюджетных программ (подпрограмм); · беспрепятственно знакомится с документацией, относящейся к вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, а проверки финансовой деятельности также денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении; · осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан. В областях и городах Астана и Алматы функционируют Управления Комитета финансового контроля Министерства финансов по области и городу, осуществляющие контрольно-надзорные функции по контролю за целевым использованием средств государственного бюджета, целевым использованием и возвратом заемщиками правительственных займов и займов под гарантии Правительства, бюджетных кредитов. Они контролируют правильность составления и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из бюджета, средств на выполнение государственного заказа, полноту и своевременность отчислений доли дохода государственными предприятиями в соответствующие бюджеты. Государственный контроль, в пределах своих полномочий, осуществляют органы Казначейства. В положении о Казначействе Министерства финансов Республики Казахстан установлено, что одной из основных задач органов Казначейства является организация, осуществление и контроль кассового исполнения республиканского бюджета. В целях исполнения основных задач и укрепления бюджетной дисциплины органы Казначейства имеют право производить в министерствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях проверки денежных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием финансовых ресурсов Правительства. Налоговые и финансовые органы осуществляют контроль, наряду с выполнением своей основный работы - управлением доходами и расходами государства (региона). Поэтому, для финансовых управлений (отделов, инспекций) контроль является попутной задачей, то есть он проводится наряду с исполнительно-распорядительской деятельностью. На Министерство финансов и его органы на местах возложен контроль за соблюдением закона о бюджетных правах республики и местных органов власти за соблюдением финансовой дисциплины предприятиями, учреждениями и организациями, за правильным и законным расходованием ими бюджетных и собственных средств. Эти органы производят ревизии и бюджетных учреждений, и в установленном порядке - ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности хозрасчетных предприятий и организаций. Контроль финансовых органов осуществляется во всех формах, причем преимущественными являются предварительный и текущий контроль. Основными методами контроля выступают - счетная проверка отчетности, проверки. Специалисты отраслевых управлений (отделов) привлекаются к ревизии в составе ревизионных бригад. Объектом контроля финансовых органов на местах выступают вопросы правильности образования и использования децентрализованных фондов денежных средств. Контроль доходов субъектов хозяйствования осуществляет Министерство государственных доходов Республики Казахстан и местные комитеты в областях, городах, районах. Налоговые органы имеют право применять экономические санкции - штрафы за нарушение дисциплины цен. Штрафы многократно возрастают и становятся одной из основ механизма регуляции рыночных цен. Доходы, полученные на нарушениях, в бесспорном порядке перечисляется в бюджет независимо от формы собственности. В обусловленном законом размере с нарушителя взимается штраф. В случае злостных нарушений материалы передаются следственным органам. 1.1 Принципы государственного финансового контроля Проведение государственного финансового контроля осуществляется с обязательным соблюдением принципов независимости, объективности, достоверности, прозрачности, компетентности, гласности с учетом обеспечения режима секретности. Принцип независимости - недопущение любого вмешательства, подрывающего независимость органов государственного финансового Конт -роля, ревизионных комиссий Маслихатов, служб внутреннего контроля, их работников и членов, независимость проводимого ими контрольного мероприятия при осуществлении контрольных функций. Принцип объективности контроля - проведение контроля строго в соответствии с законодательством Республики Казахстан, стандартами государственного финансового контроля, недопущение конфликта интересов, принятие решений по результатам контроля только на основании выявленных и документально подтвержденных фактов. Принцип достоверности результатов контроля - подтверждение результатов контроля бухгалтерскими, банковскими и иными документами объекта государственного финансового контроля. Принцип прозрачности контроля - ясность изложения результатов контроля, подотчетность органов государственного финансового контроля, ревизионных комиссий Маслихатов, Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан, Маслихатам. Принцип компетентности — совокупность профессиональных знаний и навыков работников органов государственного финансового контроля, служб внутреннего контроля, членов ревизионных комиссий Маслихатов, необхо -мых для осуществления качественного контроля. Принцип гласности - публикация результатов контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. 1.2 Типы государственного финансового контроля Государственный финансовый контроль подразделяется на следующие типы: 1) контроль на соответствие - оценка соответствия деятельности объекта государственного финансового контроля требованиям законодательства Республики Казахстан; 2) контроль финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом государственного финансового контроля; 3) контроль эффективности - проверка и оценка экономичности, результативности и продуктивности, с которыми объект государственного финансового контроля использует средства республиканского или местных бюджетов, активы государства, гарантированные государством займы, деньги от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), гранты. 1.3 Виды государственного финансового контроля Государственный финансовый контроль осуществляется в следующих видах: 1) комплексный контроль - контроль и оценка деятельности объектов контроля по всем вопросам за конкретный период 2) тематический контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля по отдельным вопросам за конкретный период сплошным методом; 3) встречный контроль -
контроль третьих лиц, связанный с необходимостью получения информации в отношении объекта 4) совместный контроль - контроль, проводимый органами государственного финансового контроля совместно с другими государственными органами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный финансовый контроль выполняет важную роль в обеспечении практическими рекомендациями систем управления производством, распределением и потреблением. Выявляя диспропорции и негативные явления в обществе, он способствует их устранению и предупреждению повторения, рациональной организации производственных отношений и оптимальному использованию производительных сил. Государственный финансовый контроль интегрирует различные качества экономической науки и является непосредственной производительной силой. Органы внешнего государственного финансового контроля не только должны давать рекомендации по эффективности управления бюджетными средствами, но и своевременно должны вносить коррективы в государственную политику. Контроль эффективности является основным инструментом оценки экономности, результативности, продуктивности исполнения бюджетных программ, а также достижения целей деятельности, проводимой объектом контроля, результатов ее практической реализации и их влияния на социально-экономическое положение страны. Он охватывает государственные структуры, субъекты государственного сектора, а также различные социальные группы населения, в чьих интересах использованы бюджетные средства и активы государства. Поэтому высший орган государственного финансового контроля выступает главным оценщиком эффективности принятых государственными органами, субъектами государственного сектора управленческих решений. В развитии стратегии управления в посткризисный для Казахстана период все разрабатываемые мероприятия и рекомендации по повышению эффективности и совершенствованию системы государственного финансового контроля должны быть выстроены таким образом, чтобы они носили упреждающий характер и были увязаны с системой государственного планирования и бюджетирования, ориентированной на результат. Надо признать, что разрабатываемый проект «Концепции развития системы государственного финансового контроля РК до 2020 года» – ценный документ с позиции «системности» государственного финансового контроля, направленного на реализацию Стратегии национальной безопасности страны.. Ожидаемые результаты от реализации настоящей Концепции направлены на создание в государстве устойчивой, эффективной системы государственного финансового контроля. В связи с этим проект Концепции развития системы государственного финансового контроля Республики Казахстан до 2020 года заслуживает одобрения, выступает концептуальным документом не только для сферы государственного финансового контроля и органов, работающих в данной сфере, а является ценным, ориентирующим общество, Правительство, государственный аппарат, творчеством для согласованных действий органов финансовой системы страны на современном этапе. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан. 2008 2. Инструктивные материалы министерств и ведомств.2010 3. Мельников В.Д. Государственное финансовое регулирование экономики Казахстана 2000 4. Бабич A.M., Павлов Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов 2008 5. Сайт Комитета финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан 6. УЧЕБНИК «ФИНАНСЫ» Мельников 2005 |