Контрольная работа: Место России в глобальном обществе
Название: Место России в глобальном обществе Раздел: Рефераты по политологии Тип: контрольная работа | |
Российская Академия Государственной Службы при президенте РФ Институт переподготовки специалистов
Кафедра политических наук и технологий
Контрольная работа По дисциплине «Геополитика» На тему «Место России в глобальном обществе».
Выполнила: Студентка гр. 06213 Жуковская Е.В. Проверил: Доктор полит. наук профессор Нуриддинов Новосибирск 2008 Содержание:
Введение…………………………………………………………………….….3 1. Россия в процессах глобализации………………………………………….7 1.1. Возможность и необходимость прогноза глобальных процессов……………………………………………………………..….7 1.3. Россия и системный кризис…………………………………….…14 2.Глобальные тенденции………………………………………………….…..21 2.1. Ресурсы России в контексте глобализации………………………21 2.2. Усиление роли государства………………………………………22 2.3.Сценарии развития России в условиях глобализации…………..26 Заключение……………………………………………………………………32 Библиографический список…………………………………………….……35
Введение Рост общественного и государственного интереса к проблемам глобализации возрастает. Все это говорит о том, что интерес к данной теме будет расти - как правительств, так и общественных организаций. Увеличится, безусловно, и количество, а, главное - качество исследований, в том числе специальных, посвященных глобальным процессам. На наш взгляд, можно говорить о том, что в последнее десятилетие в области изучения глобальных процессов произошло, по меньшей мере, два качественных изменения: Во-первых
, глобалистика, как наука из области `гипотезы`, предположения, догадки, допущения перешла в категорию `теории` (пусть еще не сформировавшейся, весьма спорной). Это означает, что стадия первоначального исследования, обобщения материала и первичного анализа, преимущественно политологами, переходит в стадию системного анализа и прогноза, в том числе и применением специальных методов, то есть качественно более высокую стадию исследования, когда над исследованием этой темы начинают работать крупные научные коллективы, обеспеченные необходимыми ресурсами. С.П.Стреляев, например, полагает, что в развитии общественного знания следует ожидать создания новых моделей общественного устройства. Ближайшее десятилетие будет тем периодом международной жизни, когда `конец истории` в фукуямовском понимании будет каждодневно опровергаться практикой. Все чаще и чаще будет звучать в работах ученых термин `гармонизация общественного и мирового развития`, на необходимость которой объективно наталкивают тенденции развития глобализирующегося мира. Сегодняшний мир и мир ближайших лет обостренно продемонстрирует сплетение разнонаправленных сил, ранее действующих в различных пространствах. Арифметическая ясность (совсем недавно разделение на черное и белое давалось легко) сменится сложностями высшей математики, количественные представления натуральными числами заменятся качественными и числами иррациональными. Во-вторых,
сегодня можно уверенно говорить об устойчивой тенденции роста теперь уже не только научного, но и общественного, а также государственного интереса к теме глобальных процессов, в особенности их последствий для человечества. Целью работы является определить место России в процессе глобализации. Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. определить необходимость процесса глобализации; 2. показать роль государства в этом процессе; 3. понять основные тенденции периода глобализации; 4. показать сценарий развития России в условиях глобализации. 1. Россия в процессах глобализации 1.1. Возможность и необходимость прогноза глобальных процессов Так, в наименьшей мере, по мнению авторов доклада, можно прогнозировать научно-технические последствия глобализации. Они, в частности, пишут: `Пятнадцать лет назад мало кто мог предсказать то, насколько глубокие последствия будет иметь развитие информационных технологий`. Это не совсем так: в середине 80-х годов в СССР был подготовлен и частично опубликован ряд работ, в которых прогнозировались такие последствия. Например, монография А.Громова `Информационные ресурсы` (М.: 1985 г.), где, в частности, говорилось о том, что стоимость информационных ресурсов в развитых странах уже превысила стоимость ресурсов ТЭК. В то же время была подготовлена монография и одним из соавторов данного материала, именно под таким же названием: `Последствия информационного этапа НТР: международные, военно-политические, экономические и научно-технические аспекты`. Кроме этого, в 1985 году был подготовлен специальный пленум ЦК КПСС. Собственно в процессе его подготовки был выполнен большой объем научной работы. Другое дело, что эти результаты и выводы не были услышаны, поняты и реализованы политическим руководством СССР и КПСС. Но это уже вопросы к политическому руководству страны. Кстати, говоря уже о будущем России, американские авторы прямо подчеркивают в качестве главного фактора в развитии страны качество политического руководства, его способность управлять государством эффективно, адекватно реагировать на вызов времени.[2]
Примерные количественные оценки:
3.Китай становится супердержавой (р=0,85). 4.Коренное население России сокращается на 10-12%. 5. США становится ново-тоталитарным обществом (neototalitarizm) с р=0,70, что во все большей мере начинает ощущаться населением, впрочем, его реакция на сегодня пока не предсказуема. 6. Происходит драматическое падение престижа США в мире (р=0,60). 7.Происходит и принимает все более острые формы раскол мусульманского мира на `ортодоксальную` и `толерантную` части. Здесь будет наблюдаться повышение напряженности, которое будет все сильнее влиять на мировую ситуацию. 8. В мире, в частности в России и на территории СНГ, произойдет несколько крупных техногенных катастроф с общими экономическими потерями порядка 1-3 Чернобылей (р=0,60). Однако возможны и катастрофы большего масштаба (например, химическое заражение Балтийского моря или радиоактивное заражение Баренцева моря, в том числе, на границе с Норвегией с р=0,20). 9. Россия перестает быть самодостаточной и потеряет потенциал, обеспечивающий развитие (р=0,3). 10. Рост изоляции России, при которой она становится государством-изгоем (р=0,35). 12. Развертывается промышленное клонирование в интересах сельского хозяйства (р=0,7). 13. Появятся новые виды пищевых продуктов и пищевых добавок, способные длительное время поддерживать жизненные процессы в организме. 14. Появятся киборги (существа, у которых до 70% органов могут быть замещены на искусственные). 15. Появятся бытовые компьютеры нового поколения, умещающиеся в кармане, с которыми можно общаться на естественном языке. 16. Усилятся миграционные процессы в России. Замещение коренного населения пришельцами (до 25%) с дальнейшим развитием этой тенденции (р=0,55). 17.Крах отечественной авиации (р=0,50). 18.Дальнейшее возрастание зависимости от импорта массовой высокотехнологичной продукции (75% импортируется) с р=0,80. 19. Нарушение экологического равновесия на Севере России (р=0,50). 20. Дальнейший рост дифференциации доходов в России. Реально 2-3% населения контролируют 80-90% национального продукта. 21.Появление новых форм выражения социального протеста. Политическая апатия - до 70% населения. 22. Появление центров полулегального международного шантажа. Фактически это `политизированные` ТНК, которые формально вне юрисдикции ООН. 23. Легализация наркобизнеса. 50% населения страны становятся наркозависимыми (р=0,45). 25. Постепенный распад традиционных форм семейной жизни. `Гибкие` средне- и краткосрочные браки со средней продолжительностью 7-8 лет. 28.Тенденция к экстремизму и самоуничтожению. 29.40% мирового населения психически неустойчивы (р=0,45). 30.Появление людей-мутантов с новыми биопсихологическими свойствами и непредсказуемым поведением (р=0,15). 31.Глобальная ядерная катастрофа (р=0,12). Таким образом, мы исходим из того, что принципиально возможно и необходимо не только изучать глобальные процессы, но и прогнозировать глобальные тенденции, их последствие, в том числе и для отдельных стран. [3]
1.2
.Тенденция роста, значения потенциала человеческой личности
1.Социальную базу современных экономик
составляет новая элита, основанная на квалификации, получаемой благодаря образованию и творческой активности, а не обладанию собственностью, приобретаемой по наследству либо за счет предпринимательских способностей. 9. Ответственные государства не могут полагаться
и не полагаются на автоматическое действие законов рынка, так как рыночная сила была, есть и будет концентрированно выраженным стремлением к богатству и его символам. Игнорирование факта ограниченных возможностей рыночной самоорганизации уже привело к тому, что в процессе экономической реформы разрушилась прежняя система государственной мобилизации творческих ресурсов, а новой, адекватной нынешним реальностям системы востребования потенциала молодого поколения, до сих пор не создано. В результате этого оказались обескровлены кадровые ресурсы целых секторов народного хозяйства, а в науке уже потеряно целое поколение. Следует также учитывать, что характер мировой экономики XXI века будет определяться относительно небольшим числом транснациональных корпораций, определяющих базовый спрос в мире на основные виды продуктов. По этой причине проекты развития национальных экономик и их секторов, регионов и отдельных компаний должны учитывать сложившуюся реальность и нацеливаться либо на самостоятельное производство либо на участие в производстве продуктов, удовлетворяющих данный спрос. В противном случае, страна и ее хозяйствующие субъекты могут скатиться еще дальше к обочине мировой экономики. Это ставит экономику России, включая структуры ОПК, перед жестким выбором; включение в глобальные сетевые структуры или автаркия с возвратом `культа секретности` и идеологии осажденной крепости. С учетом ограниченности внутреннего спроса на ценные знания и технологически достижения промышленная политика должна нацеливаться на постиндустриальный прорыв на мировых рынках, а не на бесперспективную защиту неконкурентоспособных отечественных товаропроизводителей устаревшего технологического уклада. Задача государства в этих условиях состоит не в том, чтобы `держать и не пущать`, а в том, чтобы обеспечить наиболее рациональное и эффективное встраивание неиспользуемого интеллектуально-кадрового потенциала в систему удовлетворения платежеспособного спроса, формируемого глобальными игроками мирового рынка наукоемкой продукции.[5]
1.3. Россия и системный кризис НТР и РОССИЯ.
В современных условиях уровень развития науки и технологий стал фундаментом экономического роста, решающим фактором конкурентоспособности государств в мировом сообществе, основой обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику. Анализ показывает, что уровень экономической, военной и технологической безопасности государств в XXI веке будет в решающей степени определяться состоянием научно-технологического потенциала, способностью генерировать научные знания и доводить их до практической реализации. Развитые страны уже вошли в качественно новую стадию социально-экономического развития, основным содержанием которой является создание экономики, основанной на научных знаниях и базирующейся на высокоэффективных национальных инновационных системах. Рынок наукоемкой продукции и высоких технологий становится ареной самой жесткой мировой конкуренции, а научно-техническая сфера и фундаментальные знания - одним из важнейших факторов геополитики. Только страны с мобильным, динамично развивающимся научно-технологическим комплексом могут сохранить свои позиции и обеспечить свою национальную безопасность. Мир XXI века - это мир новых информационных технологий, нового видения науки и технологий. Возникает новый образ науки, который базируется на постепенном сращивании фундаментальных и прикладных наук. Из фундаментальных исследований все более вычленяются ориентированные, поисковые, в которых познание базовых закономерностей природы и общества непосредственно соединяется с установками на достижение определенных практических целей. И раньше было трудно провести четкую границу между фундаментальными и прикладными разработками. Сейчас же во многих направлениях, скорость превращения результатов фундаментальной науки увеличивается настолько, что грань, отделяющая получение научных идей от их практической реализации становится все более аморфной. Наряду с техническими инновациями, все боле востребованными становятся инновации экономического, психологического и гуманитарного характера. Ценностное наполнение фундаментальной науки в научно-инновационной сферы возрастает посредством ее активного взаимодействия с другими сферами духовной жизни, в частности с социальной сферой. СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС
. На внутреннем рынке, в настоящее время, Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции последних 15-лет в различных сферах начинают приводить к катастрофическим последствиям, что многократно увеличивает риск и ответственность принимаемых политических решений. Выход из системного кризиса
становится ключевой сферой управленческой деятельности в современной России. Основа системного кризиса
- несоответствие времен осмысления информации, принятия и реализации решений управляющей системой и времен развития процессов в объекте управления. Системный кризис охватывает различные сферы жизни общества, и выйти из него нельзя, принимая отдельные меры, либо проводя реформы только в одной конкретной области. Общество теряет главные цели и сверхзадачи, являющиеся ранее системообразующими, а отдельные части системы общества начинают решать свои проблемы в ущерб целому. Следовательно, можно сделать вывод, что современное состояние развития российского общества исчерпывает себя. Дальнейшее развитие общества будет по `сырьевому` сценарию или возможно лишь при изменении социальной организации общества, выборе оправданных мер и способов их реализации, с точки зрения устойчивого развития, а следовательно и учета при стратегическом развитии не только политэкономических факторов, но и факторов безопасности человека и общества. 1. Россия - часть мирового пространства. В ней как и в мировом пространстве должны отражаться общие тенденции мировой экономики. 2. Однако общие тенденции должны преломляться через национальную специфику. Так, например, во Франции государство контролирует деятельность бирж и маклеров через Комиссию биржевых операций. Внебиржевой рынок Германии регулируется в большей мере саморегулирующими организациям и контролируемых в основном банками. 3. В России отношение государства к фондовому рынку особое. Институт фондовых бирж в России не имел продуктивной истории. Речь велась лишь о фондовых отделах либо при товарных биржах (как в период Российской империи или в период НЭПа), либо при ММЗБ (как в современной России). 4. Для России характерна ситуация, когда промышгенные компании контролируют банки, а не наоборот, как, например, в Германии 5. Структура собственности в России оптовой характер, доля которой в виде акций находится в распоряжении инсайдеров, а не в руках основных акционере! (как в Германии) иди в руках миноритарных акционеров (как в США). В России институт миноритарных акционеров никогда не был развит и, по вашему мнению, никогда не будет развит. 6. Только в России государство берет на себя риски по финансированию обычных коммерческих проектов, что считается недопустимым в странах с рыночной экономикой. 7. По международным оценкам уровень конкурентоспособности российской экономики - 45 место из 49. страховой риск - 97 место, суверенный рейтинг -85 из 87, уровень экономической свободы - 127, развитие человеческого фаю гора - 62. коррумпированность - 84 из 90 (Известия - 2002 - 21 февраля). ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ . Под экологическим кризисом можно понимать природные аномалии, возникающие на основе прямого или косвенного воздействия человека, либо аварии технического устройства, приводящая к изменениям природной среды, массовой гибели живых организмов и экономическому ущербу. Причины - истощение природных ресурсов, нарушение целостности экосистем, превышение экологической емкости экосистем, генетические мутации на основе химического или физического воздействия. Экологические кризисы не являются следствием умысла, а являются следствием стихийного хода истории, процесса развития производств и др. Расчет возможных последствий и возможности экологического кризиса является сложной, но выполнимой задачей. К сожалению, прогнозирование экологических кризисов не так сильно развито в России, но в XXI веке это будет одной из основных задач по сохранению целостности экосистем. ТЕХНОГЕННЫЕ КРИЗИСЫ . Падение промышленного производства, сокращение возможностей развития производства - основные опасности и угрозы, являющиеся основой системного кризиса. Уязвимость техносферы повышается, технологический парк практически всех отраслей промышленности находится в опасном состоянии. Большинство отраслей добывающего сектора, определяющего сложившуюся экономику страны, вынуждены работать с очень `коротким` горизонтом планирования, в то время когда кризис в добывающем секторе России, в настоящее время, равносилен коллапсу всей экономики страны. Реструктуризация `естественных монополий` с большей вероятностью приведет к технологическому распаду страны. Развал поддержки функционирования уникальных объектов создает дополнительные угрозы, связанные с их эксплуатацией. Уникальные объекты рассчитаны на определенные ресурсы и системное окружение, вне которого они могут приобретать совершенно иные (а возможно и опасные) свойства. Отсутствие структурной экономической политики создают принципиальные трудности в формировании технологической и инновационной политики. Отсутствие единой межотраслевой системы координации и мониторинга, не позволяет снизить возможность технологических кризисов.[7] СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ . Существует ряд социальных явлений, которые сегодня определяют интенсивное развитие негативных процессов в обществе: 1.уменьшение уровня жизни пенсионного населения страны (как следствие пенсионной реформы, т.е. проведение пенсионной реформы за счет пенсионеров); 2.общее старение населения и уменьшение числа работающих; 3.увеличение качественное и количественное групп риска (нищие, беспризорники, проститутки, бомжи и др.); 4.рост вынужденных переселенцев, часто лишенных конституционных прав. Указанные группы населения отличаются различной степенью разрушения социально-психологической структуры личности. Чтобы противостоять этим негативным социальным процессам, общество должно знать масштабы этих `болезней`, их распространение, динамику и воздействующие на них факторы и иметь эффективные методы борьбы с ними, основанные на использовании новых социальных технологий (социальные инновации). ВЫВОДЫ. Для России принципиальной становится задача перевода экономики на инновационный путь развития. Инновационный путь развития должен быть стратегически принят и просчитан до мелочей. Управление должно стать жестким и абсолютно адекватным выбранной стратегии. Для России принципиальной новизной может стать создание системы возможного прогнозирования и оценки рисков кризисных явлений, путем создание системы мониторинга, координации и управленческого формирования сценариев развития общества. В управлении обществом - создание механизмов экспертной оценки принимаемых решений. КРИЗИС ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . Переход страны к рыночным методам хозяйствования неоправданно ослабил эффективность государственного управления. Существующая в современной России система государственного управления не только сохранила, но и усугубила все недостатки государственного управления СССР, не в последнюю очередь явившиеся причиной развала советского государства. В годы переходного периода усилилась безответственность органов государственной власти за результативность, компетентность и эффективность принимаемых решений. Государственное управление в России, особенно в ее регионах в большинстве своем малоэффективно и продолжает сохранять практически все недостатки, которые отметил еще в 2001 году Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию. Президент России отметил эту неэффективность, указал, что существующая система работы и законодательных, и исполнительных органов власти по-прежнему продолжает защищать свои права на получение `статусной ренты` и тормозит любые преобразования, посягающие на ее `привилегии`. Возможно именно этим можно объяснить то, существующая система государственного управления тормозит проведение любой реформы государственного финансового контроля, которая могла бы ограничить ее `привилегии`. До сих пор в стране не принята единая концепция развития государственного контроля прежде всего из-за того, что органы, управляющие финансовыми и материальными ресурсами государства не желают допустить контроля и проверки эффективности своей деятельности. [8] Отсутствие реальной ответственности высших государственных чиновников перед обществом, внешнего контроля за их деятельностью позволяет сохранить существующий порядок, при котором государственному чиновнику важнее успешно отчитаться перед руководством, чем принести реальную пользу государству и обществу. В таких условиях чиновников высокого ранга больше беспокоят проблемы сохранения своих руководящих постов и связанных с ними `привилегий`, чем заботы об обеспечении высокого качества управления. В стране, особенно в регионах, отмечается нехватка компетентных и дисциплинированных чиновников. Часто кандидатов на государственную службу оценивают не столько по их образованию или деловым качествам, сколько по степени личной полезности руководству. Этим можно объяснить, например, те факты, что в настоящее время у 30% государственных служащих базовое образование не соответствует занимаемой ими должности, а в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации таких сотрудников больше половины. Продолжает оказывать негативное влияние на квалификацию кадров органов государственного управления начавшееся в постсоветский период падение социального статуса государственных служащих. Неспособность государственной власти поднять уровень жизни российского населения до уровня жизни населения экономически развитых стран не способствует формированию в обществе положительного образа государственного служащего. Престиж госслужбы подрывает и низкая по сравнению с доходами коммерсантов и бизнесменов заработная плата государственных служащих среднего и низшего звена. Все это лишает российских государственных служащих как материальной, так и моральной мотивации к высококачественному труду, сказывается на их стремлении повышать свою квалификацию, чтобы более качественно выполнять свои должностные обязанности. По этой же причине трудно ожидать притока в органы государственного управления высококвалифицированных специалистов. Уже в настоящее время в федеральных органах государственной власти только 80% служащих имеют высшее образование, на муниципальном уровне этот процент еще ниже - 60%. Также прослеживаются тенденции старения кадрового состава госслужбы (молодежь составляет менее 15%, старше 40 более 50%) и увеличения численности работающих там женщин (более 70%). Коррумпированность чиновников не способствует ни росту доходов государства, ни развитию частного бизнеса, а пренебрежительное, `потребительское` отношение государственных чиновников к развитию частного предпринимательства ограничивает его деловую активность, отрицательно влияет на инвестиционный климат в стране, регионе. Кроме того, неквалифицированные, формально подходящие к выполнению своих обязанностей государственные служащие вряд ли смогут в полной мере воспользоваться теми преимуществами, которые им могут предоставить научно-технический прогресс и глобализации мировой экономики.[9]
2.Глобальные тенденции 2.1. Ресурсы России в контексте глобализации В отличие от оценок экспертов США, авторы работы, однако, полагают, что в будущем десятилетии в России могут и должны быть использованы огромные, до сих пор неиспользованные ресурсы в интересах ее ускоренного развития. Это как материальные, так и волевые, нравственные, духовные ресурсы, которые у России есть и которые используются либо в незначительной степени, либо вообще не задействованы. Экстраполировать динамику экономического развития страны в случае, если это произойдет, действительно трудно, но то, что темпы развития увеличатся качественно, а не на 5% роста ВВП в год - в этом авторы уверены. Среди таких неиспользованных ресурсов можно выделить следующие: Огромные государственные активы, в том числе и собственность, эффективность использования которых чрезвычайно низка, иногда и вообще неизвестна. Простая инвентаризация этой собственности, проверка эффективности ее использования (или не использования) может дать, по нашим оценкам, результат, изначально измеряемый десятками миллиардов долларов. Создание системы государственного финансового контроля (ГФК), не зависящего от исполнительной власти, который действовал бы не только на федеральном, но и региональном, и муниципальном уровне. Огромное значение имеет социальный фактор. Сегодня очевидно, что россиянам недоплачивают. Уровень их заработной платы в 30-40 раз ниже европейского и американского. С точки зрения экономики это означает, что возможности образования, доступа к информации, самореализации используются недостаточно. Использование этого ресурса в разы может обеспечить экономический рост. Более того, мы считаем, что если будут задействованы полностью ресурсы страны, в том числе и политические, волевые, а, главное, потенциал личности, то и в технологической области можно добиться резкого увеличения темпов развития, даже качественных скачков, когда будут осваиваться технологии не существующего, а будущих поколений. В этом смысле мы не исключаем, а предполагаем возможность научно-технического и экономического скачка. Даже сегодня в некоторых наукоемких 2.2. Усиление роли государства В условиях усиления процессов глобализации и их влияния на международные отношения во многих государствах начинают отчетливо набирать силу тенденция усиления роли государства, или государственническая идеологема, в противовес либеральной или социальной. Вопреки укоренившемуся представлению о том, что глобализация неизбежно ведет к ослаблению и уничтожению государственных институтов, в странах-лидерах глобализации в последние годы прослеживается иная тенденция, а именно - отхода от идеологических моделей развития в пользу модели национальных интересов, даже в ущерб традиционным идеологическим (либеральным) ценностям и свободам. Эта тенденция пока что не получила публичного признания, однако, практическая политическая деятельность, прежде всего США, Великобритании, Германии, Франции, в еще большей мере Китая, отчетливо свидетельствуют об этом, например, в вопросе о войне с Ираком. БУДУЩЕЕ АЛЬЯНСОВ
. Получит, на наш взгляд, дальнейшее развитие тенденция, которую И.Иванов охарактеризовал следующим образом: `Думаю, что время стратегических альянсов в их традиционном понимании безвозвратно ушло. Сегодня на глобальном уровне нет противостояния между отдельными странами или группами стран. Нет больше и `блоковой дисциплины`, которая в прошлом заставляла государства держаться общей линии, нередко вопреки собственным интересам. Одновременно в международных отношениях появился такой мощный объединительный фактор, как необходимость противостоять глобальным угрозам и вызовам, которые затрагивают интересы безопасности всего мирового сообщества. Это создает предпосылки для формирования широких международных коалиций, которые направлены на решение конкретных проблем, а не на создание баланса или противостояние другим государствам. Самое убедительное тому свидетельство - глобальная антитеррористическая коалиция, возникшая на волне солидарности с США после трагедии 11 сентября 2001 года. Думаю, что она вполне могла бы стать одним из элементов новой глобальной системы безопасности ХХI века, разумеется при условии, что ее фундаментом будет международное и центральная координирующая роль ООН`. КИТАЙ КАК СВЕРХДЕРЖАВА
. Становление примерно к 2015 году Китая как сверхдержавы, способной осуществлять активную политику не только в Азиатско-тихоокеанском регионе, но и на глобальном уровне. ИРАН. Весьма вероятно, появление Ирана в качестве региональной великой державы с соответственным ядерным оружием, что, естественно, беспокоит не только США, но и создает очаг нестабильности во всем мире. РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
. Если говорить о вероятных крупных региональных вооруженных конфликтах на период до 2015 года, то здесь на первом месте еще долгое время будут находиться следующие: БУДУЩЕЕ ЯДЕРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
. Особое место занимает развитие глобальной тенденции, связанной с созданием, уничтожением и использованием ядерного оружия. Здесь можно говорить о следующих тенденциях: 2.количественное сокращение в результате переговоров ядерных потенциалов России, США, возможно других ядерных стран, будет продолжаться, прежде всего, в силу очевидной нецелесообразности сохранения старых `сверхпотенциалов`; 3.будет ускоренными темпами развиваться система ПРО, которая перейдет со стадии научно-технической и экспериментальной на стадию промышленных разработок. В этой связи вероятно втягивание в этот процесс других, прежде всего европейских государств, а также России; КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ НОВЫМИ ЯДЕРНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ
. Характер поведения новых ядерных государств в конфликтных и кризисных ситуациях может существенно отличаться от того, что сложилось во взаимоотношениях между СССР и США, Россией и США после десятилетий противостояния в условиях `холодной войны`. НЕСТАБИЛЬНЫЙ МИР В 2015 ГОДУ
. Высказанные предварительные соображения о перспективах развития глобальных процессов до 2015 года не внушают особенного оптимизма. Вероятно, что с началом нового столетия человечество вступило в период, который, скорее всего, будет характеризоваться отсутствием мира, стабильности и законности, при очевидном доминировании одной сверхдержавы. Такой прогноз нередко увязывают в связи с ростом международного терроризма. Но это только часть правды. Другая, значительно большая часть, заключается в том, что эта нестабильность является следствием неравномерности процессов глобализации, во-первых, и очевидной их антисоциальной направленностью, во-вторых. Наконец, в-третьих, это объясняется отсутствием эффективного международного механизма, ибо прежние - ООН, ОБСЕ и т.д. - создавались совершенно в других условиях.[12]
2.3.Сценарии развития России в условиях глобализации Следует сказать о том, что у России существует только два сценария развития в условиях глобализации на ближайшие 10-15 лет. Второй.
Удастся радикально изменить тенденцию развития России: По мнению членов Рабочей группы НИИ СП, основные цели и задачи России в будущем глобальном мире непосредственно вытекают из угроз и ведущих глобальных тенденций. В отличие от США и других государств-лидеров глобализации, обладающих устойчивой динамикой развития, России предстоит столкнуться с неотложными, даже `перезревшими` проблемами, которые не удалось решить в недавнем советском и российском прошлом. Многие из них отнюдь не относятся к перечню проблем информационного, а тем более постиндустриального общества; они, скорее, могут быть отнесены к издержкам неэффективного управления СССР и Россией в предыдущие годы (внешний долг, неэффективные госсобственность и приватизация, разрушенное здравоохранение и т.п.). Полезно, однако, сопоставить их с проблемами, которые называются американскими экспертами в качестве приоритетных для самих США: во-первых , правительству необходимо делать большие капиталовложения в развитие технологий и образования, а также привлекать к управлению страной, пользующихся влиянием негосударственных деятелей; во-вторых, США столкнуться с необходимостью неотложного осуществления технологической революции; в-третьих,
потребуется более высокий уровень международного сотрудничества для решения транснациональных проблем; В этой связи попытаюсь сформировать ближайшие цели, как сугубо практические задачи, стоящие перед государством: 1 . Сделать задачу немедленного повышения уровня жизни граждан - самой приоритетной задачей власти - и законодательной, и исполнительной, и судебной, и информационной. Крайне низкий уровень жизни населения России имеет множество негативных последствий. Так, с социальной точки зрения, масштабы социального неравенства в современной России поражают. По оценкам журнала `Форбс`, из 67,1 млрд. долл. денежной массы в России 34,1 млрд. долл., то есть более 50% общей денежной массы страны принадлежит 17 российским миллиардерам. Это неравенство свидетельствует в том числе и о социальном здоровье общества и нации, которое консолидировать для решения общенациональных задач на базе существующего неравенства будет невозможно. Необходимо немедленное повышение уровня жизни, прежде всего бюджетников - учителей, врачей, служащих - в разы, на 300-400%, с тем, чтобы обеспечить минимально прожиточный минимум, который не ущемлял бы ни их человеческого достоинства, ни гражданских прав личности. 2. Улучшение макроэкономических показателей в России, которое происходит в последние годы, в том числе динамика роста ВВП, безусловно, положительное, не должно стать самоцелью. Цель, в конечном счете, - улучшение жизни - материальной и духовной - граждан и толчок в научно-техническом и экономическом развитии. Более того, сегодня нам уже никогда не догнать развитые государства, если мы сохраним существующий алгоритм и темпы развития, если мы не сможем вытащить из небытия наш интеллектуальный и духовный потенциал. Нам необходим качественный скачок, который можно совершить, используя в полной мере стратегические направления научно-технической революции. Необходимо ясно сознавать, что, сохраняя нынешнюю экономическую политику и ее приоритеты, мы на деле обрекаем себя не только на технологическое отставание от Запада, но и на усугубляющуюся нищету, бесперспективность для наиболее созидательной и образованной части нашего народа - интеллигенции. Галопирующая инфляция превращает ее в самый не престижный социальный слой, низводит до уровня борьбы за физическое выживание. Тем самым нынешняя политика рубит корни нации, лишает ее будущего. Уже сегодня потеряно многое, кое-что безвозвратно. Исчезли носители знаний, целые научные школы, специалисты высшей квалификации и обладатели профессиональных навыков. Принципиально важно, чтобы ускоренный рост ВВП сопровождался радикальными изменениями структуры экономики, прежде всего, за счет роста удельного веса наукоемких отраслей. Просто рост ВВП, даже самый быстрый, сам по себе мало значит. Можно, например, теоретически вернуться к уровню добычи нефти СССР, то есть увеличить нынешний уровень вдвое - с 300 до 600 млн. тонн. И это, безусловно, даст существенную добавку к темпам роста ВВП. Но на самом деле это будет означать, что экономика не получит развития - деньги будут бездарно потрачены и украдены. Проблема как эти ресурсы инвестировать в новые отрасли экономики. 3
. Важное стратегическое значение для сохранения государства имеет решение проблемы безопасности граждан. Сегодня физическая, правовая, материальная безопасность граждан в России на практике не существует. Убивают и грабят на улице, в метро, в собственных квартирах, на работе. И больше всего от этого страдают, естественно, те, кто создает интеллектуальный, культурный и духовный потенциал. У них нет огромных кулаков и оружия, а их интеллигентность часто не позволяет дать должный отпор бандиту, чиновнику, просто хаму. У этой проблемы есть и другая сторона, а именно: нынешний уровень коррупции, использования государственных активов в частных интересах фактически обескровливает экономику страны. Огромные средства (по некоторым оценкам, более 50% всей денежной массы) уходят за пределы государства, вымываются из обращения. Есть и другой аспект - политический. Все чаще у исследователей складывается мнение о том, что многие решения принимаются в ущерб государству. Нынешние попытки власти, в том числе и искреннее стремление президента РФ, не выглядят убедительными и обнадеживающими. Очевидно, что традиционные меры - административные, правовые, даже организационные - к быстрому положительному результату не приведут. Даже в том случае, если в бюджете запланировать дополнительные расходы на укрепление правопорядка. Причина в ином, а именно: не преодолен социально-экономический и нравственный кризис, не восстановлена дееспособность государственных институтов, не создана атмосфера, в которой криминалитет чувствовал бы себя некомфортно в нашей стране. 5
. Необходимо, чтобы интеллектуальные, культурные и духовные приоритеты были поставлены на первое место в политике государства, в том числе бюджетной. Но главное, чтобы общество, структуры власти осознали, что эти приоритеты - долгосрочная государственная политика. Это обязательное условие решения всех политических и экономических проблем. Важный ресурс нации - нравственность и духовность. Ресурс, который в эпоху глобализации будет играть возрастающее значение. Его использование, в том числе и в целях мобилизации общества, ускоренность экономического развития, также задача общества и власти. Во-первых,
отказаться от многих ошибок, сделанных русской социал-демократией в период нахождения у государственной власти. Главный вывод из этих ошибок следующий: интересы партии не могут быть выше интересов нации и государства, своих сограждан, они не должны оправдывать любые политические средства, в том числе насильственные.
Заключение «Глобализация ставит все страны в жесткие условия, заставляя их изо всех сил бороться за свою конкурентоспособность, а ее нельзя добиться, не оптимизируя государственное устройство и политическую организацию, социально-политические отношения. Демократия дает здесь важные преимущества гибкости, развязывания инициативы, воспитания свободного человека, которые перекрывают все связанные с ней издержки… Сложившаяся к сегодняшнему дню система также в конечном счете не сможет уклониться от этого вызова» (Пути России, 2004, с. 121). Однако, как представляется, причины усиливающейся экономической и интеллектуальной маргинализации России, в ситуации динамичного повышения спроса на знания, инициативность и научно-творческие кадры, связаны не с научно-промышленной отсталостью страны или доминированием носителей традиционалистского сознания среди населения, а как раз с «качеством» правящего класса, с неготовностью политических и экономических элит, руководителей крупных кампаний и органов государственного управления к рациональному взаимодействию с субъектами интеллектуальной экономики и эффективному применению импортируемых информационных технологий, с непониманием сущности новой информационной экономики и ее производительных сил, с запаздыванием в осуществлении «революции управления» на всех уровнях (cм.: Рубанов, 2001). Западные аналитики отмечают, что в 1990-е годы в России произошло не только сужение сферы применения государственной власти, но и резкое падение ее эффективности. Так? оценивая итоги приватизации государственной собственности в нашей стране Ф. Фукуяма пишет: «…В то время как приватизация приводит к ослаблению государственных функций, она требует функционирующих рынков и высокого уровня государственных полномочий, чтобы обеспечить их работу. Ничего подобного в России не было, и в результате многие приватизированные активы не дошли до тех бизнесменов, кто смог бы сделать их продуктивными. Расхищение общественных ресурсов так называемыми олигархами привело к частичной нелигитимности посткоммунистического российского государства» (Фукуяма, 2006, с. 41). Пока же Россия, как и большинство постсоциалистических стран, воспроизводит все основные признаки зависимого экономического развития: преобладание в экспорте сырья , внешний государственный долг, растущее иностранное владение промышленностью и застой в сельском хозяйстве. «Главная проблема и главный комплексный фактор угрозы нашему суверенитету, территориальной целостности и культурно-цивилизационной идентичности, — пишет А. Кокошин, — растущее отставание от наиболее развитых стран мира, а по ряду параметров и от стран, еще таковыми не являющимися. [15] Таким образом, Россия на элитарном уровне явно не готова к превращению из объекта в субъект глобализации, а российское государство — это «государство, противодействующее развитию». «Здесь мы являемся свидетелями не революции и не эволюции, а скорее инволюции, — пишет американский социолог Майкл Буравой, — возникновения мира, в котором торговая буржуазия, сформировавшаяся из старой номенклатуры, вторглась в сферу производства, чтобы провести примитивную растрату накоплений, вернуться к крестьянскому обществу и натуральному хозяйству, расширить мелкотоварное производство и примитивный бартер. В то время как новая буржуазия достигает состояния глобальной “гипермодернити”, масса населения отбрасывается в болото, предшествующее модернизации. Здесь выход из прошлого, можно сказать оборачивается реваншем прошлого».
Литература: 1.Власть, бизнес и гражданское общество. М., 2002. 2.Лукин В. П., Уткин А. И. Россия и Запад: Общность или отчуждение? М., 2003. -44с. 3.Постиндустриальный мир. Центр. Периферия. Россия. Сб. 3. Особый случай России. М.: МОНФ, 1999.-125с. 4.Пути России: существующие ограничения и возможные варианты–2004. М., 2004. -119с. 5.Рубанов В. А. Об участии России в процессах глобализации мировой экономики. М., 2001.-111с. [1] Ачкасов В. А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. IV. № 1. С.5-12. [2] Левин И. Б. Глобализация и демократия // Полис. 2003. № 2.С.4-7. [3] Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. М., 2005.С.3-12. [4] Соловьев А. И. Россия только втягивается в глобальные мировые потоки // Проблемы становления гражданского общества в России. Материалы научного семинара. Вып.2. М., 2003.С.4-10. [5] Рубанов В. А. Об участии России в процессах глобализации мировой экономики. М., 2001.-С55. [6] Рац М. В. Российский проект в глобальном контексте. Идеология развития и ее задействование в политике // Полис. 2005. № 6.С.5-7. [7] Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. М., 2004. С.13-15. [8] Кременюк В.А. Управление и управляемость в мировой политике // Международные процессы. 2004. № 3. С. 29-31. [9] Лапин Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социс. 2003. № 6. С.5-9. [10] Рудквист Д. В. Природные национальные богатства России и их использования. Доклад в Миннауки 8 февраля 2000 г. М., 2000. [11] Лукин В. П., Уткин А. И. Россия и Запад: Общность или отчуждение? М., 2003. –С.23-25.. [12] Кокошин А. А. Феномен глобализации и интересы национальной безопасности // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991–2002. Хрестоматия: В 4-х т. Т. 1. Исследования / Сост. Т. А. Шаклеина. М., 2002.С.19-25. [13] Постиндустриальный мир. Центр. Периферия. Россия. Сб. 3. Особый случай России. М.: МОНФ, 1999.-С.25-27.. [14] Пути России: существующие ограничения и возможные варианты–2004. М., 2004. –С.19-23.. [15] Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997–2002. М., 2004. С.4-7. |