Курсовая работа: Платежный баланс Российской Федерации 2

Название: Платежный баланс Российской Федерации 2
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: курсовая работа

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кубанский государственный технологический университет

(КубГТУ)

Факультет экономики, управления и бизнеса

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Финансы

на тему: Платежный баланс Российской Федерации

Выполнила студентка 2 курса шифр 08-3Эс-291 специальность 080105

Золотухина Екатерина Сергеевна

Допущен (а) к защите

Руководитель работы, доцент

Защита ___________________ Оценка___________________

(дата)

Члены комиссии__________________________________________________ ________________________________________________________________

________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Краснодар

2010

Реферат

Курсовая работа: 34 с., 1 рис., 6 табл., 12 источников, 3 прил.

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС, ТОРГОВЫЙ БАЛАНС, БАЛАНС УСЛУГ И НЕКОММЕРЧИСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ, ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ДЕВАЛЬВАЦИЯ, ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ФИНАНСОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.

Цель работы: анализ платежного баланса Российской Федерации за три года 2007-2009гг.

Рассмотрена литература дающая определение платежного баланса, раскрыты понятие и структура платежного баланса, факторы и инструменты регулирования платежного баланса. Проведен анализ платежного баланса РФ за 2007-2009 годы. Приведены основные показатели платежного баланса. Проанализирован внешний долг Российской Федерации. В последней главе показаны методы прямого государственного регулирования платежного баланса.

Содержание

Реферат………………………………………………………………….2

Введение………………………………………………………………...4

1. Теоретические основы формирования и регулирования платежного баланса…………………………………………………………………..6

Понятие и структура платежного баланса…………………………...6

Факторы и инструменты регулирования платежного баланса………………………………………………………………..12

2. Анализ платежного баланса РФ за 2007-2009гг…………………….18

3. Методы прямого государственного контроля и регулирования платежного баланса…………………………………………………...28 Заключение…………………………………………………………….32

Список использованной литературы………………………………....34

Приложение Платежный баланс 2007-2009гг……………. .............35

Введение

Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны.

Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вызову капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических отношений существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом.

Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных экономических операций появляются в Англии в конце XIV в. и связаны с экономическими воззрениями раннего меркантилизма. Стремление предотвратить отлив из страны золота, которое олицетворялось с национальным богатством, вызвало необходимость осмысления природы и оценки масштабов внешней торговли, а затем и других внешнеэкономических операций.

В период капитализма свободной конкуренции интерес к проблеме учета международных экономических операций и их надлежащего отражения в платежном балансе был обусловлен главным образом стремлением отдельных государств предотвратить отлив золота в периоды экономических и кредитных кризисов, а со стороны экономистов - стремлением объяснить причины нарушения и восстановления платежного равновесия в рамках общей экономической теории равновесия.

Практически все видные представители буржуазной экономической науки, включая классиков буржуазной политической экономии - А. Смита и Д.Риккардо, отдали дань проблеме равновесия платежного баланса, внося новые элементы и представления в процесс составления платежных балансов. Переход капитализма в современную стадию, отмеченный ростом вывоза капитала, быстрым развитием других международных экономических операций, привел к расширению содержания платежных балансов. Одновременно возрастает необходимость и совершенствуется практика учета международных расчетов как следствие усиления роли государства в формировании и урегулировании платежных балансов. Возрастает роль государственных экономических учреждений - казначейства, бюджетных и других учреждений, деятельность которых включает сбор и анализ данных о международных расчетах.

1 Теоретические основы формирования и регулирования платежного баланса

Понятие и структура платежного баланса

Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны. Он является важнейшим источником информации, которая позволяет судить об эффективности участия страны в международном разделении труда и служит основой для принятия решений в области внешнеэкономической политики.

Платежный баланс – это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей. [1,504]

Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».

Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих поступлений:

- выручки от экспорта товаров и услуг;

- доходов от действующих за границей предприятий;

- процентов и дивидендов от международных ценных бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны;

- односторонних переводов, или трансфертов (переводы пенсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные переводы родственникам, иностранная помощь);

- займов, предоставленных иностранными государствами и фирмами;

- денежных средств от продажи иностранцам предприятий, зданий, земли и другой недвижимости;

- выручки от реализации ценных бумаг за рубежом.[ 2, 162 163]

Отток валюты из страны происходит при импорте товаров и услуг, денежных переводах за рубеж, кредитах иностранным государствам и фирмам покупке иностранных ценных бумаг.

Платежный баланс состоит из следующих разделов:

• торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;

• баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс “невидимых” операций);

• баланс движения капиталов и кредитов.

Торговый баланс - соотношение стоимости экспорта и импорта. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически осуществленные за соответствующий период. Именно благодаря этим расхождениями в свое время и возникло понятие платежного баланса как соотношение осуществленных денежных платежей и фактических поступлений в отличие от общего торгового баланса, что отражает соответствующие требования и обязательства с различными сроками погашения. Экономическое содержание актива или дефицита торгового баланса по конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики.

Так, для стран, которые отстают от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс нужен как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для промышленно развитых стран активное сальдо используется для создания второй экономики за рубежом.

Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости международных позиций страны. Это характерно для развивающихся стран и большинства постсоциалистических стран, где остро ощущается нехватка валютных поступлений. Для промышленно развитых стран этот показатель может иметь совершенно другое значение. Например, дефицит торгового баланса США (с 1971г.) объясняется активным продвижением на их рынки международных конкурентов по производству товаров повышенной сложности (Западная Европа, Япония, новые индустриальные страны).

Баланс услуг и некоммерческих платежей.

Он включает платежи и поступления за транспортные перевозки, страхование, электронный, телекосмический и другие виды связи, международный туризм, обмен научно-техническим и производственным опытом, экспортные услуги, содержание дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурные и научные обмены, различные комиссионные сборы, рекламу, организацию выставок, ярмарок и т.п. Услуги стали самым динамичным сектором межгосударственных связей, их значение и влияние на объемы и структуру платежей постоянно растут. Это торговля лицензиями, ноу-хау, другими видами научно-технического и производственного опыта, лизинговые операции, деловые консультации и другие услуги производственного и персонального характера. По принятым в мировой статистике правилам в раздел “Услуги” входят также выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическим смыслу они близки к движению капиталов.

В платежном балансе выделяют такие статьи, как «Предоставление военной помощи иностранным государствам» и «Военные расходы за границей».

По методике МВФ принято также показывать отдельной позицией в платежном балансе так называемые односторонние переводы:

- Государственные операции - субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации;

- Частные операции - переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину.

Три перечисленные выше группы операций (услуги, поступления от инвестиций, односторонние переводы) называют “невидимыми” операциями на противовес экспорта и импорта реальных ценностей - товаров.
Платежный баланс по текущим операциям включает торговый баланс и “невидимые” операции. Текущими эти операции стали называть для того, чтобы отделить мировую торговлю товарами и услугами от международного движения финансовых ресурсов в форме капиталов и кредитов. Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов.

По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории:

- международное движение предпринимательского капитала и международное движение заемного капитала.

Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг иностранных компаний).

Международное движение ссудного капитала классифицируется за срочность:

• Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные заимствования и кредиты, предоставляемые на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно развивающиеся страны, и государства, которые отстают от мировых лидеров (постсоциалистические страны), тогда как развитые страны выступают главными кредиторами. Что касается частных долгосрочных заимствований и кредитов, то к ним прибегают наряду с развивающимися странами, и постсоциалистические государства, также корпорации развитых стран, активно используя привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита.

Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до 1 года, текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары) перемещение денежного капитала между банками. За последние десятилетия распространились межбанковские краткосрочные операции на мировом денежном рынке.

Несмотря на постоянное совершенствование методики обработки статистических показателей платежного баланса, погрешности, связанные с ошибками и пробелами, все еще остаются довольно значительными. Именно поэтому выделяется специальная статья “Ошибки и пропуски”, в которую включаются данные, как статистических погрешностей, так и неучтенных операций. Статья “Ошибки и пропуски” расположена непосредственно за разделом платежного баланса, где фиксируется движение капиталов и кредитов. Показатели статьи “Ошибки и пропуски” резко возрастают в кризисных ситуациях.

Заключительная статья платежного баланса «Операции с ликвидными валютными активами» отражает операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы и в результате чего происходят изменения, как величины, так и состава центральных официальных золотовалютных резервов.

Современная классификация статей платежного баланса по методике МВФ:

A. Текущие операции:

- Товары;

- Услуги;

- Доходы от инвестиций;

- Прочие услуги и доходы;

- Частные односторонние переводы;

- Официальные односторонние переводы.

Итог А. Баланс текущих операций.

B. Прямые инвестиции и другой долгосрочный капитал:

- Прямые инвестиции;

- Портфельные инвестиции;

- Другой долгосрочный капитал.

Итог: А + В (соответствует концепции базисного баланса США).

C. Краткосрочный капитал.

D. Ошибки и пропуски.

Итог: А + В + С + в (соответствует концепции ликвидности в США).

E. Компенсируя статьи.

Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование СДР (СДР).

F. Чрезвычайное финансирование.

G. Обязательства, которые составляют валютные резервы иностранных официальных органов.

Итог: A + B + C + в + E + F + G (соответствует концепции официальных расчетов в США).

Н. Суммарное измерение резервов:

- СДР (СДР);

- Резервная позиция в МВФ;

- Другие требования;

- Кредиты МВФ.

Принятая МВФ система классификации статей платежного баланса используется странами - членами Фонда как основа национальных методов классификации. Однако платежные балансы промышленно развитых стран и развивающихся стран, существенно отличаются как по методике составления, так и по содержанию. Схемы платежных балансов, принятых сегодня МВФ и ОЭСР, учитывают общие черты, присущие всем развитым странам, и вместе с тем дают возможность каждой стране вносить свои коррективы. Как правило, такие особенности связаны с методами измерения сальдо платежного баланса и его покрытия.[3,244]

1.2 Факторы и инструменты регулирования платежного баланса

Платежный баланс прямо и обратно связан с процессом воспроизведения. С одной стороны, он формируется под непосредственным влиянием процесса воспроизведения, с другой - влияет на последней через курсовые соотношения валют, золотовалютные резервы, валютное состояние, внешнюю задолженность.

На состояние платежного баланса влияют следующие факторы:

1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.

2. Циклические колебания экономики.

3. Рост заграничных государственных расходов, связанных с милитаризацией экономики и военными расходами.

4. Усиление международной финансовой взаимозависимости.

5. Изменения в международной торговле.

6. Влияние валютно-финансовых факторов.

7. Негативное влияние инфляции.

8. Торгово-политическая дискриминация определенных стран.

9. Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы.

Рассмотрев множественность факторов, влияющих на платежный баланс, напрашивается вывод, что достичь ежегодной сбалансированности поступлений в страну или ее выплат другим странам - задача чрезвычайно сложная. Поэтому вряд ли какое-либо государство мира ставит его для беспрекословного решения, поскольку не существует непосредственной угрозы нарушения экономической стабильности при определенном невыполнение входных и восходящий потоков. Однако, как и везде, здесь также должна придерживаться определенная мера.

Так, долгосрочное пассивное сальдо платежного баланса приводит к тому, что для покрытия дефицита иностранной валюты нужно использовать официальные резервы, уменьшая их объемы. Эти резервы не безграничны. Поэтому страна, чтобы исправить ситуацию, вынуждена идти на введение различных протекционистских мер для сдерживания импорта и увеличения экспорта. Следствием дефицита платежного баланса может стать изменение курсовой стоимости национальной валюты. Валютный курс, с одной стороны, отображает состояние платежного баланса, а с другой - является одним из факторов, существенно влияющий на состояние платежного баланса.

Что касается долгосрочного активного сальдо платежного баланса, то здесь могут быть негативные последствия. Если активное сальдо достигается за счет положительного сальдо платежного баланса, то это означает, что импорт не перекрывает экспорта и фактический уровень потребления становится меньше потенциально возможного. Если сальдо формируется под влиянием значительного превышения притока капитала над его оттоком, то страна превращается в принимающую сторону со всеми возможными негативными последствиями.

Ведь иностранные инвестиции - это своего рода допинг для национальной экономики, поскольку со временем часть валового национального продукта, созданного в стране, в виде прибыли инвестора будет отходить за границу, что может негативно повлиять на темпы экономического роста.

Кроме того, долговременное превышение притока валюты в страну над ее оттоком может быть причиной инфляции, обесценивания национальной денежной единицы и повышения уровня цен на внутреннем рынке. Ведущие страны принимают меры по обеспечению стабильности рыночных курсов своих валют через согласованное межгосударственное влияние на деятельность валютных рынков, усиление воздействия официальных органов на курсы с целью ограничения рамок их колебания. Для этого центральные банки проводят совместные валютные интервенции.

Причины государственного регулирования платежного баланса:

1) платежному балансу присуща неуравновешенность, которая проявляется при длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезвычайно активном сальдо у других.

2) после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ века стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо.

3) в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

1. Государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;

2. Рост доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяется через государственный бюджет;

3. Непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика.

4. Регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

При регулировании платежного баланса возникает проблема, какие страны (что имеют активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию.

Странами с дефицитом платежного баланса, как правило, применяются такие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов и ограничения вывоза капитала.

1. Дефляционная политика - политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на общественные цели, замораживание цен и заработной платы.

Одним из основных ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные мероприятия:

- Уменьшение бюджетного дефицита;

- Изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика);

- Кредитные ограничения;

- Установление пределов роста денежной массы.

2. Девальвация - снижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Правда, делая дороже импорт, девальвация может привести к росту затрат производства отечественных товаров, к повышению цен в стране и потере полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках.

3. Валютные ограничения - блокирование валютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортером, концентрирование валютных операций в уполномоченных банках, направленное на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика.

Для уменьшения дефицита платежного баланса используются: бюджетные субсидии экспортерам; протекционистское повышение импортных пошлин; отмена налогов с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг с целью притока капитала в страну; денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (т.е. установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

5. Специальные меры государственного взаимодействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей:

- Торгового баланса;

- “Невидимых” операций;

- Движения капитала.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. Стимулирующими факторами для экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков является целевые экспортные кредиты, страхование их от экономических и политических рисков; введение льготного режима амортизации основного капитала; другие финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограничении их экспорта (например: США Японией, Испанией, Мексикой, Бразилией в 80-х годах).

С целью регулирования платежей и поступлений по «невидимым» сделкам платежного баланса применяется:

• ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

• прямое или опосредованное участие страны в создании туристической инфраструктуры с целью привлечения (поощрения) иностранных туристов;

• содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

• расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы с целью увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

• регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничения въезда эмигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

Все оценки торговли товарами, основанные на таможенной статистике, учитывают стоимость, декларируемую на таможне импортерами и экспортерами. При экспорте товар оценивается по условию (ФОБ): таможенная стоимость является продажной цене самого товара. Но при импорте зарегистрированная стоимость включает, помимо цены самого товара, расходы по страхованию и фрахту: это оценки каф (CAF). Таким образом, сальдо внешней торговли, выведенные непосредственно с таможенной статистики - это сальдо ФОБ - каф, завышает стоимость импорта, включая в него часть услуг. Чтобы исправить этот недостаток, необходимо отделить собственно импорт от совокупных расходов (фрахт и страхования), которые фигурировать в балансе платежей под рубрикой «Услуги», что равнозначно оценке импорта ФОБ. Эта коррекция обеспечивается посредством скидки с таможенной оценки каф.

1. Меняется территориальная оценка. В таможенной статистике заморские департаменты и территории приравниваются к заграничным в то время, как в платежном балансе, как правило, входят в состав национальной территории.

2. Таможенная статистика включает серию операций, которые в платежном балансе не должны фигурировать в позиции «Товары»: операции без оплаты (примерно 40 млрд. по импорту и по экспорту) и операции с очень ограниченными количествами, но и деньги порой уравновешиваются как понятия идентичные, хотя валюта также конечная (завершающая) обработка маржи и различные ошибки.

2 Анализ платежного баланса Российской Федерации

за 2007-2009гг.

Рассмотрим платежный баланс РФ за три года и проанализируем связь между благополучием российской экономики и состоянием платежного баланса. Развитие любой экономики обеспечивается реализацией множества инвестиционных проектов. Для долгосрочного устойчивого экономического роста необходимы инвестиционные проекты со значительным сроком окупаемости. Поскольку Россия выбрала путь свободного и открытого рынка (не бесспорное утверждение, так как открытый рынок в России запрограммирован на откачку валютных средств), то у предпринимателей всегда есть выбор по использованию финансовых ресурсов. Если отбросить патриотические чувства (деньги чаще всего не лирическая категория), то на первом месте – общая рентабельность капитала. Могут быть детали, но прибыль есть основной двигатель предпринимательства. Бизнесмен не будет беспокоиться по поводу эффективного использования ресурсов в долгосрочном плане (это одна из функций государственного регулирования экономики в целом), создания социального государства, обеспечения достойной старости и др. В свою очередь, стратегическая задача государства – создание рабочих мест, перераспределение доходов, защита малоимущих граждан, людей с ограниченными физическими возможностями и многое другое.

Так как Россия является страной с ярко выраженным экспортом сырья, занимающего в общей структуре экспорта более 50%, то невозможно в долгосрочном плане прогнозировать устойчивый приток валюты и не создает предпосылок для создания устойчивого курса национальной валюты. Максимальный горизонт прогноза, в зависимости от накопленных ЗВР не превышает 4–8 лет. Неустойчивость национальной валюты влечет за собой повышенные процентные ставки, что отрицательно сказывается на рентабельности бизнеса, удорожая сам инвестиционный проект с одной стороны и увеличивая сроки окупаемости капитала с другой. Эти факторы будут приводить к выводу капитала (валюты) из страны. Чем больше экспортная выручка, тем больше отток средств. При существенном уровне экспорта создается иллюзия благоприятной ситуации с притоком валюты (как правило, на определенном этапе общий отток средств из страны – импорт товаров и услуг – имеет более низкий темп, нежели общий объем экспорта).

Такая ситуация способствует притоку внешних инвестиций, которые состоят из ранее выведенных средств (до 70%) и части мирового спекулятивного капитала. В результате укрепляется национальная валюта, что трактуется как долгосрочная тенденция. Определенная часть бизнес - сообщества может направить часть ресурсов на местные инвестиционные проекты. Следует иметь в виду, что при притоке внешних инвестиций возрастает внешний долг страны, как правило, корпоративный. Чем продолжительнее внешний благоприятный цикл, тем больше накапливается в экономике негативных факторов, связанных со структурой платежного баланса.

В определенный момент времени счет текущих операций резко снижается, и вопрос об устойчивости национальной валюты становится актуальным. Самые осторожные участники экономической деятельности, помня поведение государства в аналогичных ситуациях, начнут сокращать инвестиционную деятельность, основанную на местной валюте, и в качестве подстраховки, на всякий случай, часть инвестиционного капитала переместят за пределы страны. По тем же причинам (снижение счета текущих операций) спекулятивный капитал изменит направление своего движения – общая безрисковая доходность резко снизится, а отток капитала усилится. В дальнейшем ситуация будет полностью зависеть от позиции государства по отношению к расходованию ранее накопленных ЗВР. Вариантов несколько: Центральный банк может медленно снижать накопления; не тратить валюту; расходовать валюту на уровне, достаточном для удовлетворения спроса со стороны инвесторов, выводящих капиталы из страны. Также может быть выбран определенный максимальный уровень снижения национальной валюты или другие варианты. Однако в не зависимости от действия властей давление на национальную валюту будет резко возрастать и девальвация рубля, будет вопросом времени.

Поскольку счет (баланс) текущих операций является одним из важнейших составляющих платежного баланса, рассмотрим структуру товаров и услуг, которые Россия экспортирует и импортирует.

Рассмотрим структуру основных показателей платежного баланса России.


Таблица 1-Основные показатели платежного баланса в 2007г. (млн. долл.)

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

2007г.

Счет текущих операций

22 448

14 352

15 460

23 980

76 241

Торговый баланс

28 918

30 971

31 139

39 887

130 915

Экспорт

71 696

83 732

89 483

109 492

354 401

Импорт

-42 775

-52 761

-58 344

-69 605

-223 486

Баланс услуг

-3 223

-4 583

-6 268

-5 697

-19 771

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

14 510

48 475

-3 638

26 549

85 895

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

2008г.

Счет текущих операций

38 919

26 684

29 410

8 709

103 722

Торговый баланс

49 913

51 227

53 869

24 733

179 742

Экспорт

110 129

126 669

136 771

98 035

471 603

Импорт

-60 216

-75 442

-82 902

-73 302

-291 861

Баланс услуг

-4 456

-6 177

- 8 419

- 5 260

- 24 313

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

- 32 811

-29 587

-24 667

- 5 330

-92 395

Таблица 2- Основные показатели платежного баланса в 2008г. (млн. долл.)

В 2007 году показатели платежного баланса были весьма удовлетворительными, если, конечно, не учитывать структурные перекосы. Как и в предыдущие годы, в 2007 году платежный баланс сводился с положительным сальдо, обеспечивающимся, в основном, за счет экспортных статей. Поскольку подавляющая часть российского экспорта состоит из сырьевых товаров, а главным образом, из нефти, динамика цен на нефть оказывает свое влияние по этим экпортным параметрам. Грубо говоря, валютные платежи от экспорта нефти в 2 раза превышали потребности страны в импорте товаров (354 401 / 223 486 = 1,7). Профицит торгового баланса составил 130915 млн. долл. Большая часть других статей в счете текущих операций уменьшает это положительное сальдо до 76241 млн. долл. – сальдо текущих операций. Счет текущих операций в 2007 году оказался удивительно удачным, его положительное сальдо составило 85895 млн. долл., что, в целом, означает большой чистый приток инвестиций в экономику страны. Таким образом, общий «запас» платежного баланса страны в 2007 году составил около 160 млрд. долл. (76 + 85).
Каковы имеющиеся показатели 2008 года. Мы видим, что в среднем за каждый квартал сальдо текущих операций увеличилось на 10 млрд. долл. Основные тенденции мирового финансового кризиса, начались с третьего квартала. В середине июля нефть достигла своего пика в 130 долл., а доллар достиг своего минимума по большинству валют, в том числе по рублю – 23,5 рубл./долл.

Таблица 3- Основные показатели платежного баланса в 2009г. (млн. долл.)

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

2009г.

Счет текущих операций

9 668

7 348

15 698

16 258

48 971

Торговый баланс

14 892

20 092

27 131

29 595

91 710

Экспорт

65 622

78 818

93 909

106 761

345 110

Импорт

-50 730

-58 726

-66 778

-77 166

-253 400

Баланс услуг

-3 891

-4 091

-6 271

-5 622

-19 875

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

-2 049

-10 385

-16 879

-18 434

-47 747

Платежный баланс в 2009 году, формировавшийся на фоне глобальной рецессии, ухудшившихся условий международной торговли и повышенных инвестиционных рисков на мировом рынке капитала, характеризовался падением объёмов сальдо счета текущих операций и снижением резервных активов при продолжившемся чистом вывозе капитала частным сектором. Вместе с тем. Его равновесие было поддержано выполнением текущих внешних долговых обязательств, укреплением доверия к национальной валюте.

В 2009 году положительное сальдо счета текущих операций сократилось в 2,9 раза к уровню прошлого года и составило 31,9 млрд. долларов США.

Можно сказать что условия внешней торговли ухудшились в результате опережающего падения цен на товары российского экспорта (на 40,7 %) по сравнению с импортом (на 1,1%). Понижательная ценовая конъюнктура явилась основной причиной двукратного сокращения профицита торгового баланса - со 155,0 млрд. долларов до 76,6 млрд. долларов и внешнеторгового оборота - с 592,1 млрд. долларов до 339,8 млрд. долларов.

Таблица 4- Изменение экспорта и импорта товаров в январе-сентябре 2009 года по сравнению с январем-сентябрем 2008 года.

Всего

В том числе за счет изменения:

физического объема

цен

Экспорт товаров

-165,4

-22,3

-143,1

Импорт товаров

-87,0

-85,5

-1,5

Внешнеторговый оборот

-252,4

-107,8

-144,6

Сальдо торгового баланса

-78,4

63,2

-141,6

Экспорт товаров составил 208,2 млрд. долларов, что в 1,8 раза меньше аналогичного показателя января-сентября 2008 года. Экспорт трех основных топливно-энергетических товаров - нефти, нефтепродуктов и природного газа - в январе-сентябре 2009 года сократился по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года почти вдвое с 249,4 млрд. долларов до 129,6 млрд. долларов. Снижение средних контрактных цен на нефть и нефтепродукты (на 48,8% и 51,6%, соответственно) лишь частично компенсировано увеличением объема их вывоза в натуральном выражении (на 1,2% и 4,3%, соответственно). Сокращение экспорта природного газа обусловлено кумулятивным влиянием падения физических объемов поставок (на 27,3%) и снижения средних контрактных цен (на 25,3%). В целом, доля минеральных продуктов в экспорте уменьшилась с 70,5% до 67,1%.

Поставки черных и цветных металлов за рубеж снизились с 44,4 млрд. долларов в январе-сентябре 2008 года до 23,9 млрд. долларов в сопоставимом периоде, их удельный вес в структуре экспорта сократился с 12,0% до 11,6%. При этом в физическом измерении вывоз черных металлов упал почти на четверть, а по цветным металлам отмечалась позитивная динамика.

Экспорт химической продукции уменьшился до 13,1 млрд. долларов, что, при относительном отставании темпов снижения, обусловило рост доли товаров этой группы с 6,1% до 6,3%. Почти половина снижения стоимости обусловлена сокращением поставок удобрений. В отличие от динамики основных товаров российского экспорта вывоз продовольственных товаров и сырья для их производства увеличивался с начала года и по итогам января-сентября 2009 года достиг 7,3 млрд. долларов США, главным образом, за счет увеличения экспорта зерновых культур. В результате стоимость товаров данной группы в совокупном экспорте возросла с 1,7% до 3,5%.

Посмотрим на показатели трех лет и сравним их.

Таблица 5- Основные показатели платежного баланса 2007-2009гг.

2007г.

2008г.

2009г.

Счет текущих операций

76 241

103 722

48 971

Торговый баланс

130 915

179 742

91710

Экспорт

354 401

471 603

345 110

Импорт

-223 486

-291 861

-253 400

Баланс услуг

-19 771

- 24 313

-19 875

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

85 895

-92 395

-47 747

Сравнивая три года между собой по основным показателям можно сказать, что по текущим операциям сравнивая 2007г. с 2008г. можно увидеть, что в 2008г. увеличение около 37% , а в 2009г. уменьшение на 61% . Профицит торгового баланса в 2007г. составил 130 915 млн. долларов США, а в 2008г. 179 742 млн. долларов США что почти в два раза меньше чем в 2009г. 91 710 млн. долларов США. Счет текущих операций в 2007 году оказался удивительно удачным, его положительное сальдо составило 85895 млн. долл., что, в целом, означает большой чистый приток инвестиций в экономику страны, а 2008 и 2009гг. не дали таких хороших результатов, а это означает что чистый приток инвестиций снизился. Теперь проанализируем внешний долг Российской Федерации.

После активного наращивания в предшествующие годы, за январь-сентябрь 2009 года внешний долг (рисунок 1) Российской Федерации (перед нерезидентами) изменился крайне незначительно. Его сокращение на 1,7 млрд. долларов до 478,2 млрд. долларов на 1 октября 2009 года произошло впервые с 2002 года. В отличие от предшествующего года, когда на объем внешнего долга существенное влияние оказала отрицательная курсовая переоценка (13,3 млрд. долларов), в отчетном периоде, курсовая переоценка была относительно невелика.

В результате операций, отражаемых в платежном балансе, задолженность снизилась на 3,5 млрд. долларов, за счет курсовой и стоимостной переоценок ­увеличилась на 3,5 млрд. долларов, за счет прочих изменений - уменьшилась на 1,7 млрд. долларов.

Подавляющая часть внешнего долга Российской Федерации представлена задолженностью частного сектора. Однако, за счет частичного погашения его обязательств в январе-сентябре 2009 года в объеме 12,8 млрд. долларов совокупная доля банков и корпораций во внешнем долге страны несколько снизилась - с 93,3% (447,7 млрд. долларов) на начало года до 90,9% (434,8 млрд. долларов) на 1 октября.

Прирост внешних обязательств органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования суммарно оценивался в 11,1 млрд. долларов ­максимальную величину с 1998 года. Их объем на отчетную дату был равен 43,4 млрд. долларов, а доля в совокупной задолженности всех секторов экономики - 9,1 %.

Рисунок 1 – Внешний долг РФ в 2007-2009 годах млрд. долларов США

Обязательства федеральных органов управления увеличились на 1,3 млрд. долларов до 29,5 млрд. долларов. В результате погашения почти всей задолженности перед Парижским клубом кредитором в структуре задолженности государственного сектора подавляющая часть приходится на новый российский долг - 84,9%, лишь небольшая часть представлена задолженностью бывшего СССР - 15,1 %.

На 1 октября 2009 года новый российский долг в объеме 25,0 млрд. долларов представлен двумя основными категориями: ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте - 77,6% (19,4 млрд. долларов) и кредитами международных финансовых организаций - 15,7% (3,9 млрд. долларов). Остальная часть долга выражена задолженностью по иным кредитам и прочим внешним обязательствам.

В 2009 году продолжилось плановое обслуживание суверенных обязательств Российской Федерации, однако в результате существенного увеличения объема приобретения нерезидентами бумаг Правительства Российской Федерации на вторичном рынке, в целом, новый суверенный российский долг увеличился на 1,4 млрд. долларов.


3 Методы прямого государственного контроля и регулирования платежного баланса

Практически все макроэкономические показатели воздействуют на платежный баланс. Основные из них это: национальный доход, уровень процентных ставок, величина и объём денежной эмиссии, валютный курс.

Национальный доход. Под национальным доходом понимается общая сумма полученной заработной платы, дивидендов, процентов и ренты, которые зарабатывают (получают) резиденты данной страны при производстве товаров и услуг. При замедлении и даже прекращении роста национального дохода платежный баланс страны улучшается. Связь роста национального дохода с автоматическим увеличением импорта, и ухудшением платежного баланса используется кейнсианцами для разработки положения о маргинальной предрасположенности к импорту при росте национального дохода.

Уровень процентных ставок. Величина процентных ставок определяет условия предоставления кредита. Если процентные ставки высоки, то условия предоставления кредита "жестки"; если процентные ставки низки, то они "свободны" ("либеральны"). В мировом хозяйстве значительное количество физических и юридических лиц держит свои средства в форме ликвидных активов, которые перемещаются в те страны, где более высокие процентные ставки, т.е. туда, где кредиты платят более высокие цены. Рост процентной ставки понимается как реальное увеличение процентных выплат по вкладываемым финансовым средствам, а не просто в связи с инфляцией.

Величина и объём денежной эмиссии. Еще одним важным показателем, определяющим уровнем спроса и предложения на валютном рынке, выступает величина денежной эмиссии на внутреннем рынке. Увеличение эмиссии или кредитно-денежная политика непосредственно влияют на состояние платежного баланса. Когда Центральный банк расширяет кредитование национальных коммерческих банков за счет выделения дополнительных средств, то естественный реакцией коммерческих банков становится расширение их операций по ссудам для увеличения дохода. Расширение ссуд автоматически влечет за собой снижение процентной ставки. Дополнительное расходование взятых в кредит у банков средств означает рост цен и соответственно повышение импорта. Рост объемов кредитования стимулирует владельцев денежных средств к более прибыльному вложению денежных средств к более прибыльному вложению капиталов и прежде всего за границей. Национальный капитал устремляется за границу "в поисках" более высоких процентов, что также негативно содействует на платежный баланс. [4, 232]

Сначала преобладает отрицательный эффект. Либеральная кредитно-эмиссионная политика ведет к ухудшению платежного баланса как в связи с ростом импорта, так и с увеличением потока капитала за границу в связи со снижением процентных ставок внутри страны. Ограниченная денежная политика будет иметь противоположный эффект.

Таблица 6-Воздействие либеральной и ограничительной денежной политики на основные макропоказатели.

Показатели

Либеральная денежная политика

Ограничительная денежная политика

Национальный доход

Возрастает

Снижается

Процентная ставка

Снижается

Возрастает

Цены

Повышаются

Снижаются

Платежный баланс

Ухудшается

Улучшается

Валютный курс как средство регулирования платёжного баланса. Валютный курс как макропоказатель положения страны в системе микрохозяйственных связей занимает особое место в числе показателей, используемых в качестве средства государственного баланса. Причина заключается в том, что его повышение или понижение немедленно и непосредственно воздействует на экономическое положение страны. Изменяются ее внешнеэкономические показатели, валютные резервы, задолженность, динамика товарных и финансовых потоков.

Существует насколько вариантов установления курсовых соотношений между национальной и иностранной валютами: "плавающий" валютный курс - курс национальной валюты по отношению к иностранным свободно колеблется в зависимости от спроса и предложения; регулируемое, или "грязное плавание" - курс национальной валюты колеблется до тех пор после чего государство начинает использовать регулирующие рычаги; "ступенчатое плавание" - курсы валют колеблются, но в случае достижения определенных пределов при наступлении "фундаментальных или структурных изменений", когда обычные финансовые меры по регулированию оказываются недостаточными, страна получает право на девальвацию, т.е. разовое изменение курса; "совместное плавание", или принцип "валютной змеи" - курсы валют колеблются вокруг какого-либо официально установленного паритета, но при этом их колебания не оставляют определенные фиксированные пределы; фиксированный курс - национальная валюта жестко привязана к другой валюте или к другому паритету.

Общим для всех случаев является использование динамики изменения курсов (или соотношения своей и иностранной валюты) для корректировки платежного баланса. Эти изменения могут быть разовыми ил регулярными и принять форму девальвации (если стоимость национальной валюты постоянно падает) или ревальвации (при чрезмерном повышении курса национальной валюты).

Особенность свободно колеблющегося валютного курса заключается в том, что его колебания рассматриваются если не в качестве единственного, то по крайней мере важнейшего средства, обеспечивающего регулирование платежного баланса страны. Объясняется это механизмом корректировки: более легкий способ выравнивания баланса - изменение цены валюты, определяющей соотношение между ценами, по сравнению, например, с перестройкой всего внутреннего механизма хозяйственных связей. Колебания цены валюты, происходящие параллельно платежному дисбалансу, дают возможность менее "болезненно", без привлечения внешних источников финансирования, осуществлять корректировку. Сторонники использования "плавающего" валютного курса подчеркивают его способность автоматически регулировать величину экспорта и импорта.

Фиксированный курс валюты привязывается к какой-либо стабильной стоимостной единице. Фиксированный курс позволяет прогнозировать предпринимательскую деятельность, регулировать уровень прибыльности будущих инвестиционных программ. Практически все предприниматели и банкиры выступают за фиксированный курс национальной валюты.

Введение фиксированного валютного курса ставит перед национальным правительством ряд проблем. Важнейшая из них - поддержание "внешнего равновесия", т.е. балансирование внешних расчетов с целью поддержания валютного курса на постоянном уровне.

Выбор между "плавающим" и фиксированным валютным курсами, зависит от соотношения политических и экономических приоритетов правительства, его готовности поступиться частью суверенных прав.


Заключение

После рассмотрения платежного баланса как основной экономической категории, характеризующий состояние внешнеэкономических связей страны и основных принципов его составления, подходов к анализу платежного баланса, истории экономических учений о платежном балансе, а также анализа состояния и динамики основных показателей платежного баланса России можно сделать следующие выводы.

Во-первых, платежный баланс, кроме экономической категории, является еще и сложной статистической системой, непрерывно развивающейся и охватывающей учет все большего количества разнообразных экономических операций. Развитие системы платежного баланса отражается в новых изданиях Руководства по составлению платежного баланса, которое составляется Международным валютным фондом. По методике, принятой МВФ, записи в платежном балансе производятся согласно принципу двойной записи, при этом запись с положительным знаком производится при отражении в платежном балансе экспорта, уменьшения зарубежных активов страны либо увеличения зарубежных обязательств, а записи с отрицательным знаком — в противоположных случаях.

Во-вторых, анализ платежного баланса производится, прежде всего, с точки зрения рассмотрения сальдо по различным статьям баланса или их группировкам. В настоящее время общепринято анализировать три основных показателя сальдо платежного баланса — торговый баланс, баланс по текущим операциям и общий платежный баланс, хотя существуют и другие трактовки сальдо по статьям платежного баланса. Таким образом, сальдо платежного баланса, его величина и динамика являются важнейшим элементами платежного баланса как экономической категории, необходимым для понимания экономических процессов в современных условиях открытой экономики.

Проанализировав платежный баланс за 1 квартал 2009 года, можно сказать, что продолжается негативное влияние мирового финансового кризиса. Сальдо торгового баланса, по оценке Банка России, в 1 квартале 2009 г. составило 21,7 млрд. долларов США (в I квартале 2008 г. – 49,9 млрд. долларов США). В марте 2009 г. сальдо торгового баланса уменьшилось на 47% по сравнению с мартом прошлого года и составило 8,8 млрд. долларов США. В 1 квартале 2009 г. прервалось большинство негативных трендов у показателей платежного баланса, сформировавшихся в начале осени прошлого года. Профицит счета текущих операций укрепился по сравнению с четвертым кварталом (11 млрд. долл. США против 9 млрд. долл. США), возобновился рост прямых инвестиций (8,4 млрд. долл. США против 7,5 млрд. долл. США), а отток капитала резко замедлился (38,8 млрд. долл. США против 130,6 млрд. долл. США).

В итоге, очевидно, что платежный баланс — это один из основных источников о состоянии макроэкономической ситуации в стране, а состояние платежного баланса не может быть игнорировано при принятии решений как в области макроэкономической политики, так и на микроуровне.

Список использованной литературы

1. Борисов С.М. Платежный баланс России.- Магистр, М.,2008

2. Левин У.П. Финансы и кредит. - М.: Инфра-М, 2005

3. Гатаулин А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика. – М.: Статистика, 2007.

4. Аузан А.А. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416 с.

5. Бокова И.В., Дядичко С.П., Крымова И.П., Мусина Л.А., Резник И.А. Финансы и кредит: Краткий курс лекций.-Оренбург: ГОУ ОГУ,2004-185 с.

6. В.В. Дюбин, Бюджетная система РФ: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003-118с.

7. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2007.

8. Деньги. Кредит. Банки / под ред. ЛаврушинаО.И.,-М.,2007

9. Бюллетень КРИЗИС ГОСУДАРСТВО БИЗНЕС № 6 21–27 февраля 2009 г. С. Пухов

10. Бюллетень КРИЗИС ГОСУДАРСТВО БИЗНЕС № 23 27 июня – 3 июля 2009 г.

11. http://www.cbr.ru/

12. http://www.customs.ru/ru/