Курсовая работа: Нормы конституционного права России

Название: Нормы конституционного права России
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра государственного и административного права

Специальность юриспруденция

НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ

Курсовая работа

Выполнила студентка

1 курса 102 группы

Мамедярова Лилия Рамизовна

Научный руководитель

канд. юрид. наук, доцент

Волков В.Э.

Работа защищена

«____» _______________ 2009 г.

оценка _____________________

Тольятти 2009

Оглавление

Введение…………..…………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие конституционно-правовой нормы……………………….4

Глава 2. Виды и классификация норм конституционного права…………12

Глава 3. Способы обеспечения действия норм конституционного права…………………………………….……………………………………17

Заключение…………………………………………………………………..20

Список использованной литературы................…………………………….22

Введение

Конституционное (государственное) право является важной составляющей всех остальных отраслей права Российской Федерации.

Государственное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм , которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, образующие эту отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права[1] .

Актуальность данной курсовой работы в том, что нормы конституционного права имеют большое значение для всей системы права России, им отводится основополагающая роль среди других норм различных отраслей права.

Исследованию института конституционно-правовых норм посвятили свои научные труды следующие авторы: С.А. Авакьян, М.П. Авдеенкова, А.А. Белкин, Ю.А. Дмитриев, В.О. Лучин, Козлова Е.И., Кутафин О.Е. и другие. В процессе написания курсовой работы важное значение имеет Конституция Российской Федерации, содержащая основную часть конституционно-правовых норм. Также были использованы Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской федерации» и Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации».

Глава 1. Понятие конституционно-правовой нормы

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах . Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Можно выделить несколько подходов к определению конституционно-правовых норм:

- конституционно-правовые нормы определяются через конституционное право: нормы, в совокупности составляющие конституционное право, называются конституционно-правовыми нормами;

- конституционно-правовые нормы определяются через перечисление тех сфер жизни, которые они регулируют: конституционно-правовые нормы – это нормы, регулирующие основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство и систему органов государственной власти;

- конституционно-правовые нормы определяются через субъектов, которые могут их устанавливать: конституционно-правовые нормы – это нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти[2] .

Таким образом, конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Следует заметить, что для современной России характерно расширение объема конституционно-правового регулирования, возрастающее влияние на конституционное право общегуманных ценностей, уменьшение в нем удельного веса идеологизации и усиление элементов политизации и социализации[3] .

Конституционное право в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм[4] . Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения. Итак, конституционно-правовые отношения, составляющие предмет конституционного права, регулируются посредством конституционно-правовых норм.

Следует оговорить, что понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного прав[5] .

Проблема анализа конституционно-правовых норм и отношений, к сожалению, весьма редко становились предметом отдельных научных исследований. Пожалуй, за более чем тридцатилетний период вышла первая заметная работа, посвященная этому вопросу – «Конституционные нормы и правоотношения», ее автор В.О. Лучин. Но и ею охвачена меньшая часть конституционно-правовых норм – только конституционные нормы. В своей работе автор дал следующее определение конституционно-правовым нормам: «Нормы конституционного права, в полном соответствии с учением общей теории права, представляют собой закрепленные государством в соответствующих нормативных актах правила поведения. Эти правила устанавливаются государством либо в виде конкретных предписаний, либо в виде закрепления принципов, определяющих меру возможного и должного поведения лиц и организаций»[6] .

Отмечая одну из главных особенностей конституционно-правовых норм, а в частности конституционных норм, В.О. Лучин подчеркивает специфику цели конституционно-правового регулирования – внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь страны путем установления общих правил для всех физических и юридических лиц, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, создание общеобязательной системы типовых масштабов поведения[7] .

Отличие конституционно-правовой нормы от других в том, что:

1. Своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены.

2. Все юридические нормы имеют в качестве общей цели — регулирование общественных отношений, но непосредственные цели регулирования неодинаковы у разных отраслей права.

3. Целевое назначение норм конституционного права – закрепление основ конституционного строя Российской Федерации, основ правового статуса личности, федеративного устройства и закрепление системы органов государственной власти и местного самоуправления.

А.А. Безуглов и С.А. Солдатов полагают, что конституционно-правовые нормы регулируют «те общественные отношения, которые служат фундаментом, основой для тех общественных отношений, которые регулируются нормами всех других отраслей российского права». А именно, рассматриваемые нормы закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, регулируют основы организации гражданского общества и государственной власти[8] .

С.Н. Братусь по поводу отдельных конституционных норм отметил: «Утверждается, что некоторые конституционные положения по существу являются правоположениями, которые лишь через посредством других правовых норм и лишь в сочетании с ними определяют поведение участников общественных отношений…»[9] .

В.Е. Чиркин также обращает внимание на следующее: «В конституционном праве много норм-принципов, реализация которых имеет опосредованный характер. Они получают свое развитие и наполняются конкретным содержанием в других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности органов государства»[10] ; учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов[11] ; особым механизмом реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации); специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти; особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция. «Не всякая норма права сформулирована в статье (или статьях) закона в виде всех названных трех элементов. В некоторых случаях они разделены по разным статьям закона и даже по разным законам. В содержании других видов статей достаточно сформулировать два элемента, а третий – «вынести за скобки» или он просто подразумевается самим смыслом закона. Однако правовая система в целом обязана обеспечить соблюдение правовых норм, имея в наличии или в «запасе» все названные элементы»[12] .

Говоря об общей характеристике конституционно-правовых норм следует отметить, что нет единства мнений по вопросу о том, все ли нормы конституционного права являются таковыми, в частности все ли предписания Конституции обладают качеством нормативности. В.И. Иванова и другие считают, что все предписания Конституции являются нормами конституционного права, т.к. выражают общеобязательность правовых требований, прямо или косвенно устанавливая обязательные для всех правила поведения[13] .

О.Е. Кутафин также указывает на то, что программные конституционные установления носят нормативный характер, так как они осуществляют общеобязательное регулирующее воздействие на развитие общественных отношений посредством закрепления правовых ориентиров и целевых установок[14] .

Также, необходимо отметить, что общепризнано деление норм права на гипотезу, диспозицию и санкцию. М.И. Байтин дает этим частям нормы права следующие дефиниции: «Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы права в действие, реализации ее диспозиции. Диспозиция – структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний»[15] .

При этом О.Э. Лейст считал, что «санкция является атрибутом не всякой, а только той юридической обязанности, которая имеет категоричный характер, соблюдение которой властно предписано государством, запрещающим уклонение от определенного правила поведения». Следовательно, санкция является элементом только обязывающей и запрещающей, но не управомочивающей нормы права[16] .

Для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция.

Нормы конституционного права имеют разную форму изложения своих требований, в них не всегда четко и ясно проявляется классическая триада структуры правовой нормы – гипотеза, диспозиция и санкция[17] .

В любой конституционно-правовой норме можно выделить диспозицию, т.е. содержание самого правила или принципа. Остальные структурные части не всегда на виду, хотя при глубоком анализе этих норм можно прийти к выводу, что и они присущи нормам этой отрасли права.

Что касается санкции, то она крайне редко содержится непосредственно в конституционно-правовой норме, хотя это не означает безнаказанность невыполнения. Закрепляя обязательность выполнения конституционно-правовых норм для всех физических и юридических лиц, государство оставляет за собой право взыскивать в различных формах с нарушителей правил конституционного права, иногда четко обозначая эти последствия в нормах других отраслей права. В таких источниках конституционного права, как законы, можно чаще найти примеры норм, включающих в себя все три структурные части. А в Конституции Российской Федерации лишь с определенной натяжкой к таким нормам можно причислить некоторые правила, записанные в ст.ст. 111 и 117[18] .

Глава 2. Виды и классификация норм конституционного права

Классификация юридических норм — это их подразделение на отдельные группы по определенным признакам .

С помощью классификации можно четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права; лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм; совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Ценность классификации зависит от обоснованного выбора ее критериев[19] .

Значение классификации конституционно-правовых норм:

- выявить специфические свойства и особенностей норм;

- повысить эффективность их применения.

Можно выделить несколько оснований для классификации конституционно-правовых норм (таким образом, можно выделить виды конституционно-правовых норм ):

во-первых, по содержанию , то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы[20] .

М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев считают, что предложенная классификация норм конституционного права учитывает только содержание Конституции РФ, но не иного конституционно-правового законодательства, нормы которого, безусловно, должны подпадать под предложенную классификацию. Авторы данного подхода предлагают отказаться от механического воспроизведения в основе данной классификации структуры действующей Конституции РФ и перейти на более универсальное и более стабильное определение содержания предмета конституционного права[21] .

Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго по содержанию несколько иначе классифицируют конституционно-правовые нормы. Авторы выделяют нормы:

-закрепляющие основы конституционного строя;

-регулирующие права и свободы человека и гражданина;

-определяющие федеративное устройство Российской Федерации;

-определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия;

-устанавливающие основы организации государственной власти;

-закрепляющие систему местного самоуправления;

- определяющие статус Конституции Российской Федерации[22] ;

во-вторых, по функциям , которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (правоустановительные, правонаделительные) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав. Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор;

в-третьих, по характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие , обязывающие и запрещающие . Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их;

в-четвертых, по степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные . В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта. Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения;

в-пятых, по роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права. Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах[23] ;

в-шестых, по юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила[24] ;

в-седьмых, по территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование). Чрезвычайно редко встречаются конституционно-правовые нормы, действующие на части территории субъектов Российской Федерации[25] .

в-восьмых, некоторые авторы отдельно выделяют коллизионные нормы – определяют, какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»)[26] .

Вышеуказанные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими . В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.

Глава 3. Способы обеспечения действия норм конституционного права

Реализация конституционно-правовых норм – это процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.

Можно выделить следующие формы реализации норм конституционного права:

1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) – пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.

2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению – это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.

3. Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.

4. Применение – властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц. Специфика применения конституционных норм проявляется в том, что оно производится по субъективному усмотрению правоприменителей.

Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию.

Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение субъекта правореализации[27] . В этих случаях идеологические и психологические компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности.

Таким образом, все, или, во всяком случае, многие проблемы в реализации норм конституционного права обуславливаются недостаточно развитым уровнем правосознания, как граждан, так и правительства.

На нынешнем этапе развития общества необходимо стремиться, в полном объеме реализовать заложенный в Конституции РФ потенциал, а не пытаться вносить поправки в конкретные ее статьи. В условиях, когда на первый план выдвигаются задачи не изменения текста Конституции, а обеспечения ее стабильности и реализации внутреннего потенциала, важным инструментом развития заложенных в Конституции РФ 1993 г. нормативных положений, принципов является официальное их толкование.

Совершенствование практики применения конституционных норм так же видится важнейшим направлением современного конституционно-правового развития, предпосылкой преодоления конституционного нигилизма в России. Важно, обеспечивая стабильность действующей Конституции РФ, привести в действие все ее нормы и институты, обеспечить их регулирующее воздействие на общественные отношения, что составляет динамический аспект действия Конституции РФ. Последний отражается в самом тексте Основного Закона понятием «прямое действие Конституции». Обеспечение прямого действия Конституции (прежде всего в практической деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц) способно существенно повлиять на состояние и развитие конституционного правосознания российских граждан. Прямое действие Конституции должно пронизывать все сферы юридической практики, охватывать все формы правореализации, выступая при этом в качестве основополагающего принципа деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, должностных лиц и граждан. Причем особое влияние на сознание граждан оказывает практика применения Конституции РФ правоохранительными органами, с которыми граждане сталкиваются чаще всего и в наиболее острых критических ситуациях. Поэтому, сложившаяся практика, когда правоохранительные органы, как правило, применяют Конституцию опосредованным образом (через конкретизирующие ее отраслевые нормы), нуждается в существенной корректировке.

Заключение

В заключении исследования можно сделать следующие обобщающие выводы:

1. Конституционное (государственное) право является важной составляющей всех остальных отраслей права Российской Федерации. Конституционно-правовые нормы, в своей совокупности образующие отрасль конституционного права, играют определяющую роль в жизни общества и государства.

2. Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

3. Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

4. Классификация юридических норм — это их подразделение на отдельные группы по определенным признакам.

5. Конституционно-правовые нормы закрепляют основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса личности, федеративного устройства и закрепляют систему органов государственной власти и местного самоуправления.

6. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права – в Конституции РФ.

7. Своеобразии видов конституционно-правовой нормы в том, что среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм: это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи.

8. Нормы конституционного права определяют систему государственных органов.

9. Для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция, и лишь в отдельных случаях – санкция.

10. Можно выделить следующие формы реализации норм конституционного права:

- Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы);

- Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы);

- Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы);

- Применение .

Список использованной литературы

I . Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 2009. – № 7. – 21 января.

2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31. 12. 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 05. 04. 2005 г. №3-ФКЗ) // Российская газета. – 1997. – № 3. – 06 января.

3. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31. 05. 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2008 г. № 301-ФЗ) // Российская газета. – 2002. – № 100. – 05 июня.

II . Специальная литература

4. Авакьян С.А. Конституционно право России. – Т. I. – М., 2005. – С. 60-64.

5. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. – М., 2004. – С. 78.

6. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. – Т.II. – М., 1982. С. 562

7. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. – М., 2004. – С. 120.

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., 2005. – С. 349.

9. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. – Т.I. – М., 2001. – С. 445.

10. Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 19-21.

11. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права // Государство и право. – 1994. – №7. – С. 12-14.

12. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. – М., 1976. – С. 215.

13. Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов // Законность. – 2004. – № 4. – С. 28-31.

14. Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. – М., 2000. – С. 247.

15. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России. – М., 1999. – С. 288.

16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2004. – С. 603.

17. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. Курс лекций. – М., 1999. – С. 416.

18. Курс советского государственного права / Под ред. Б.В. Щетинина, А.Н. Горшенева. – М., 1971. – С. 138.

19. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. – С. 65-85.

20. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. – М., 1997. – С. 159.

21. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М., 2002. – С. 77.

22. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. – М., 1960. – С. 154.

23. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 2001. – С. 520.

24. Основин В.С. Нормы советского государственного права. – М., 1963. – С. 87.

25. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2001. – С. 255.

26. Проблемы общей теории права и государства/ Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2001. – С. 832.

27. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М., 2003. – С. 361.

28. Теория государства и права. Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – С. 800.

29. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 1998. – С. 616.

30. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. – 1998. – № 7. – С. 13-14.

31. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 1999. – С. 568.


[1] И.Т. Беспалый. Государственное право Российской Федерации. Учебное пособие. Часть 1. Изд-во «Самарский университет». Самара, 2004. – С. 3.

[2] См.: Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. – М., 2004. – С. 27-28.

[3] См.: Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. – 1998. – № 7. – С. 13.

[4] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., 2005. – С. 11.

[5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2004. – С.14.

[6] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. – М., 1997. – С. 12.

[7] Лучин В.О. Указ. соч. – С. 13-15.

[8] См.: Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. – Т.I. – М., 2001. – С. 14.

[9] См.: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. – М., 1976. – С. 67. – Цит. по: Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М., 2002. – С. 9.

[10] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 1999. – С. 15.

[11] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2004. – С.15.

[12] Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2001. – С. 255.

[13] См.: Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. – М., 2000. – С. 8-9.

[14] См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. – С. 79.

[15] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М., 2003. – С. 361.

[16] Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 19.

[17] Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. – М., 2000. – С. 9.

[18] См.: Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. – М., 2000. – С. 9-10.

[19] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М., 2003. – С. 368.

[20] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2004. – С.16.

[21] См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. – М., 2004. – С. 58.

[22] Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России. – М., 1999. – С. 9.

[23] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2004. – С. 19.

[24] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2004. – С.16-17.

[25] См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. – М., 2004. – С. 59.

[26] См.: Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России. – М., 1999. – С. 9-10.

[27] Авакьян С.А. Конституционно право России. – Т. I. – М., 2005. – С. 124.