Реферат: Нормативный метод учета затрат и калькуляции себестоимости
Название: Нормативный метод учета затрат и калькуляции себестоимости Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Бухгалтерский учет» Тема: «НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛЯЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ»
План Введение I. Теоретические основы нормативного метода учёта затрат и калькуляции себестоимости 1.1 Сущность и порядок применения нормативного метода учёта затрат и калькуляции себестоимости 1.2 Достоинства и недостатки нормативного метода учёта затрат 1.3 Система «стандарт-кост» как разновидность нормативного метода учета затрат II Анализ состояния нормативного метода учёта затрат на предприятии ОАО «Металлург» 2.1 Анализ организации учета затрат при нормативном методе на данном предприятии. 2.2 Оценка документооборота при нормативном методе учета затрат и калькуляции себестоимости 2.3 Нормативный метод учёта затрат на предприятии ОАО «Металлург» Ш Рекомендации по совершенствованию нормативного метода учёта затрат 3.1 Взаимосвязь нормативного метода учёта затрат(SC) и метода учёта целевых затрат(TC). 3.2 Метод учета целевых нормативных затрат(TSC). 3.3 Расчетно – практическое задание Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Учет затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции занимает центральное место для бухгалтеров, менеджеров и других руководящих работников, так как правильный и своевременный учет затрат дает возможность анализа причин отклонений с тем, чтобы своевременно принять меры по предотвращению ухудшения деятельности организации, либо наоборот расширение круга сбыта продукции, проведение мероприятий в сторону наметившего уменьшения затрат на производство. Наряду с необходимостью изучения общих задач организации и методологии учета и калькуляции себестоимости в промышленности возникает существенная потребность усвоения тех особенностей формирования затрат, распределения комплексных расходов, приемов и способов калькулирования себестоимости изделий, которые определяются отраслевыми факторами. В настоящее время все большее значение приобретают нормативные методы планирования и стимулирования хозяйственной деятельности, в том числе и нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости. В экономической, особенно зарубежной, литературе распространено представление о том, что российский нормативный метод учета получил свое развитие на основе американского метода «Стандарт-кост», разработанного в начале ХХ века.[6] В действительности идея нормативного метода высказывалась в русской учетной литературе гораздо раньше. Так, русский бухгалтер Э.Э. Фельдгаузен делил затраты на «нормальные» (нормативные) и «уклонения». «Собирая и группируя эти уклонения, или «ненормальности» в целесообразные итоги, - писал он, - мы получим перечень условных результатов за данный период времени (от покупок, накладных расходов, видоизменений и продаж), могущий дать нам наглядное и точное представление об успехах дела во всех его подробностях».[7] Система «Стандарт-кост», которая специально изучалась делегацией советских бухгалтеров в США в 1929 году, лишь способствовала ускорению разработки и применения нормативного метода, являющегося оригинальным самостоятельным методом учета затрат и калькулирования себестоимости. Использование этого метода позволяет организовать управление затратами по отклонениям. Оперативная информация об отклонениях раскрывает огромные возможности и преимущества управлению. Она автоматически, без особого поиска и анализа фиксирует внимание управляющего органа на негативных явлениях и тем самым сигнализирует о необходимости выявления их причин и принятия соответствующих управленческих решений по их устранению, своевременной корректировке процесса производства непосредственно в ходе его осуществления, позволяет принять своевременные меры по уточнению материального обеспечения, устранению возникающих диспропорций и т.п. В настоящее время внедрение нормативного метода является актуальной задачей, так как на многих предприятиях можно обнаружить недостатки в использовании материальных и трудовых ресурсов, в организации производства, снабжении, нормировании и выявить имеющиеся внутренние резервы. Выявляя отклонения, их причины и виновников, заостряется внимание, где возникли неполадки и сколько можно потерять в каждом конкретном случае, а самое главное, что можно сделать, чтобы таких потерь не было. Поэтому только нормативный метод учета затрат на производство дает возможность в ходе производства контролировать затраты, влияющие на себестоимость продукции и принимать соответствующие решения. Задачами работы является рассмотрение данного вопроса как с теоретической, так и с практической точек зрения на конкретном объекте исследования – предприятии ОАО «Металлург», а также выработка определенных рекомендаций для совершенствования использования нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости на ОАО «Металлург». I . Теоретические основы нормативного метода учёта затрат и калькуляции себестоимости 1.1 Сущность и порядок применения нормативного метода учёта затрат и калькуляции себестоимости Нормативный метод учета производственных затрат и калькирования себестоимости пригоден для применения в любом производстве. Наибольшее применение он получил в массовом и крупносерийном производстве с большой номенклатурой изделий на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности (машиностроительной и металлообрабатывающей, швейной, обувной, трикотажной, шинной, мебельной и др.). 1) по сигнальным документам, в которых указываются отклонения (перерасход, замена, экономия), их причины и виновники[3]; 2) по окончании месяца на основе специальных расчетов, как например, отклонения по накладным расходам.[4]. Для этого определяют сумму накладных расходов, полагающуюся по нормативным калькуляциям на фактический объем производства продукции. Она рассчитывается путем умножения нормативной суммы расходов, принятых за базу распределения накладных расходов (например, заработной платы производственных рабочих на фактический объем производства) на процентное отношение накладных расходов к сумме заработной платы производственных рабочих по нормативной калькуляции. Затем фактическую сумму накладных расходов сопоставляют с нормативной и выявляют отклонения по этой статье расходов. Все отклонения от норм относятся, как правило, на себестоимость выпущенной готовой продукции. В себестоимость незавершенного производства они включаются лишь в отдельных отраслях. Нормативная калькуляция отличается от плановой. Поэтому нормативная себестоимость, исчисленная на основе нормативных калькуляций, отличается от плановой себестоимости исчисленной на основе плановых калькуляций. При составлении нормативной калькуляции за основу берут действующие (в отчетном месяце) в данной организации прогрессивные нормы, а при составлении плановой калькуляции — прогрессивные средневзвешенные нормы за квартал или год. Нормативные калькуляции составляются на детали, узлы готовые изделия. Плановые калькуляции составляются, как правило, на готовые изделия. Таблица 1.
Необходимым условием обеспечения надлежащего качества отчетных калькуляций и правильного определения себестоимости единицы продукции является правильное отнесение суммы отклонений от норм и изменений норм на себестоимость отдельных изделий Следует распределять отклонения по конкретным изделиям по следующему признаку: прямые — на основании первичных документов; обезличенные (учтенные), а также неучтенные отклонения, выявленные при инвентаризации, индексным методом, т. е. пропорционально нормативным затратам плюс прямые отклонения. 1.2 Достоинства и недостатки нормативного метода учёта затрат Основным достоинством нормативного метода является то, что он позволяет 1) органическое сочетание учета и контроля; контроль за отклонениями в издержках включается систему бухгалтерских записей и калькуляционных расчетов; 2) аналитичность учетной информации; выявляются причины отклонений в затратах, определяется их экономическая значимость; 3) выявление возникающих отклонений в затратах по местам их возникновения, что создает условия для повышения управленческой направленности учета; 4) оперативность учета, так как отклонения выявляются в том же калькуляционном периоде, к которому они относятся; 5) рационализация учетной и калькуляционной работы, так как при нормативном методе нет необходимости детализировать учет затрат по каждому виду продукции, их можно учитывать по укрупненным группам изделий, а фактическую себестоимость конкретной продукции определять на основе нормативных затрат и индексов отклонений; 6) возможность применения нормативного метода в сочетании с любым другим методом учета и калькулирования себестоимости. Его можно применять в комплексе всех элементов (как систему нормативного направления издержками), так и частично, т.е. использовать отдельные его элементы, Например, выявление отклонений, только по материалам и заработной плате. 1. 3 Система «стандарт-кост» как разновидность нормативного метода учета затрат Смысл системы «стандарт-кост» заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача, которую ставит перед собой данная система, - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия. В ее основе лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, зарплаты и всех других расходов, связанных с изготовлением какой-либо продукции или полуфабрикатов. Причем установленные нормы нельзя перевыполнить. Выполнение их даже на 80 % означает успешную работу. Превышение нормы означает, что она была установлена ошибочно. Расчет стандартной себестоимости имеет определенный алгоритм. Так, все операции, связанные с изготовлением изделия, нумеруются. Определяется перечень сдельных и повременных работ, приходящихся на данное изделие. Расходы на повременные работы определяются умножением стандартного времени, необходимого для выполнения операции, на стандартную часовую ставку. Стандартная стоимость материалов рассчитывается как произведение стандартной цены на стандартный расход. В качестве стандартных цен, как правило, используются рыночные цены. Они рассчитываются из условий франко-станция назначения. Самостоятельным расчетом является определение ставки распределения косвенных расходов. Как уже отмечалось, наиболее распространенной базой для их распределения между отдельными изделиями являются затраты на основную заработную плату производственных рабочих. Если на предприятии несколько цехов и их трудозатраты приблизительно одинаковы для всех выпускаемых изделий, то можно избежать сложных вычислений по распределению накладных расходов по цехам, воспользовавшись одной общей (унифицированной) ставкой косвенных расходов. Если структура предприятия сложнее и оно пользуется цеховыми ставками распределения накладных расходов, то стандартную себестоимость также приходится дифференцировать по цехам. Обобщая сказанное, можно назвать три возможных метода включения косвенных расходов в стандартную себестоимость. Они предполагают использование: 1. ставки распределения на каждый станок цеха; 2. ставки, установленной для каждого цеха; 3. общей (унифицированной) ставки. Более точные результаты, бесспорно, дает первый метод, являющийся наиболее трудоемким. Им пользуются в тех случаях, когда требуется особая точность в расчетах стандартной себестоимости. В условиях системы «стандарт-кост» стандарты рассчитываются не только для производственной себестоимости, но также и для всех прочих факторов, влияющих на доходность, например для объемов продаж, для коммерческих и административных расходов и т.д. Цель системы «стандарт-кост» — правильно и своевременно рассчитать эти отклонения и записать их на счетах бухгалтерского учета. На первом этапе анализируют отклонения по материалам. Как отмечалось выше, стандартная стоимость потребленных материалов зависит от двух факторов — стандартного расхода материала на единицу продукции и стандартной цены на него. Определим отклонение фактических затрат от стандартных под влиянием первого фактора — цен на материалы. Формула расчета этого отклонения ∆Цм, может быть представлена в виде: ∆Цм = (Фактическая цена за единицу — Стандартная цена за единицу) х Количество закупленного материала. Расчет отклонений - не самоцель. Бухгалтер-аналитик обязан вскрыть причины возникающих неблагоприятных отклонений, с тем чтобы в дальнейшем ответственность за них была возложена на руководителя соответствующего центра ответственности. Вторым фактором, влияющим на размер материальных затрат, является удельный расход материалов, т.е. затраты на единицу продукции. ∆Им = (Фактический расход материалов – Стандартный расход материалов)* Стандартная цена материалов Далее рассчитаем совокупное отклонение расхода материала с учетом обоих факторов. Совокупное отклонение по материалам – это разница между фактическими затратами на материал и стандартными затратами с учетом фактического выпуска продукции. Вторым этапом расчетов является выявление отклонений фактических трудозатрат от стандартных и установление причин их возникновения. Общая сумма начисленной заработной платы при почасовой форме оплаты труда зависит от количества фактически отработанного времени и ставки оплаты труда. Соответственно и размер отклонения фактически начисленной заработной платы основных рабочих от ее стандартной величины определяется двумя факторами – отклонением по ставке заработной платы и отклонением по количеству отработанных часов, т.е. по производительности труда. Отклонение по ставке заработной платы (∆ЗПст) определяется как разница между фактической и стандартной ставками заработной платы, умноженная на фактическое число отработанных часов: ∆ЗПст = (Фактическая ставка з/пл – Стандартная ставка заработной платы)* Фактически отработанное время. Отклонение по производительности труда (∆ЗПпт) определяется следующим образом: ∆ЗПпт = (Фактически отработанное время в часах – Стандартное время на фактический выпуск продукции)* Стандартная почасовая ставка заработной платы. Причины этих отклонений могут носить как объективный (не зависящий от работы цеха), так и субъективный (зависящий от деятельности начальника цеха) характер. Объективные факторы – низкое качество основных материалов, в результате чего резко возрастают трудозатраты основных рабочих. В этом случае ответственность ложится на начальника отдела снабжения. В числе других объективных причин – отсутствие квалифицированных рабочих кадров, низкое качество работ по ремонту оборудования, его физический и оральный износ, недостатки в организации труда. За все эти изъяны в производстве отвечает администрация предприятия. Примерами субъективных причин могут быть нарушения трудовой дисциплины в цехе, неудовлетворительная организация рабочих мест и др. Определяется совокупное отклонение фактически начисленной заработной платы от ее стандартной величины ∆ЗП. Для этого пользуются формулой ∆ЗП = Фактически начисленная заработная плата основных рабочих – Стандартные затраты по заработной плате с учетом фактического объема производства. На третьем этапе рассчитываются отклонения от норм фактически накладных (косвенных) расходов. Целью расчетов, выполненных выше, были анализ и контроль работы цеха, ответственного за выпуск продукции. Однако конечный финансовый показатель – прибыль – зависит не только от величины затраченных на производство ресурсов, но и от успехов работы другого центра ответственности – отдела сбыта. Поэтому расчеты заканчиваются анализом отклонений показателя выручки от реализации продукции (работ, услуг) от сметного значения. Совокупное отклонение этого показателя (∆Q) исчисляется как разность между фактической прибылью, определенной на базе нормативных издержек, и сметной прибылью, также рассчитанной на основе нормативных издержек. Полученную информацию бухгалтер-аналитик может представить руководству в виде итоговой таблицы. Она наглядна для восприятия и легко читается любым менеджером, не владеющим бухгалтерским учетом. Данная информация позволяет увязать ожидаемую прибыль с фактически достигнутой. Для этого к сметной прибыли прибавляют все благоприятные отклонения и вычитают не благоприятные Одно из основных преимуществ системы «стандарт-кост» состоит в том, что при правильной ее постановке требуется меньший бухгалтерский штат, чем при учете прошлых затрат, ведь в рамках этой системы учет ведется по принципу исключений, т.е. учитываются лишь отклонения от стандартов. Чем стабильнее работает предприятие и чем более стандартизированы производственные процессы, тем менее трудоемким становится учет и калькулирование. Если предприятие имеет массовое или крупносерийное производство, спецификации на материалы для всех деталей, использует сдельную оплату труда и стандартизацию всех производственных процессов, то в условиях системы «стандарт-кост» бухгалтерская работа сводится к учету и выявлению незначительных отклонений от стандартов. Предприятие, где все производственные операции оплачиваются по сдельной форме, а все материалы отпускаются исключительно по спецификациям наиболее приспособлено для практического применения системы «стандарт-кост». При этом необходимость учета заработной платы основных производственных рабочих утрачивается, поскольку сдельная работа сама по себе уже стандартизирована. Процедура учета затрат и калькулирования в этом случае сводится к: 1. записи отклонений от стандартных цен на поступающие материалы; 2. определению стоимости брака; 3. сопоставлению действительных накладных расходов со стандартными. На идеальном предприятии (в отсутствии отклонений) трудозатраты по учету и калькулированию будут близки к нулю. Таким образом, можно утверждать, что учет «исторической» (ретроспективной) себестоимости на предприятии со сложной и стандартизированной продукцией не может дать такого эффекта, какой достигается при применении системы «стандарт-кост». Система учета себестоимости может влиять на повышение доходности предприятия по таким трем направлениям, как: 1. выявление устранимых потерь (неблагоприятных отклонений), снижающих прибыль предприятия; 2. предоставление менеджерам точных данных о себестоимости производства, на основании которых отдел сбыта может планировать объем продаж и устанавливать оптимальные цены; 3. минимизация учетной работы, связанной с калькулированием. С решением всех трех задач система «стандарт-кост» справляется успешнее, чем система учета прошлых затрат. Наиболее существенные различия между традиционным для отечественного учета нормативным методом и системой «стандарт-кост» представлены в таблице. Таблица.2. Основные отличия нормативного метода учета от системы «стандарт-кост»
Сравнение данных методов позволяет сделать следующие выводы: 1. Оба метода учитывают затраты в пределах норм. 2. Оба метода предполагают учет полных затрат. 3. В учете по методу «стандарт-кост» расходы сверх установленных норм относятся на виновных лиц или на результаты финансово-хозяйственной деятельности и не включаются в затраты на производство, как при нормативном методе. В условиях «стандарт-кост» изменение норм в текущем учете не предполагается. При нормативном методе это возможно. В отличие от «стандарт-кост» традиционная система нормативного учета не сориентирована на процесс реализации (сосредоточена на производстве), а потому не позволяет обосновывать цены. При нормативном методе учета в общем объеме отклонений на учтенные приходится 5—10%, на неучтенные — 90—95%. Анализ себестоимости проводится по сконструированным показателям, не подтвержденным данными бухгалтерского учета. Он лишен какого бы то ни было оперативного значения и носит характер последующего исторического обзора. Метод документации затрат и доходов не позволяет детально и оперативно анализировать финансовые результаты. Для раскрытия причин изменения какого-либо интегрального показателя необходимо знать причины изменений частных показателей. Это возможно только тогда, когда документация, оформляющая, к примеру, все произведенные затраты, прямо отвечает на вопрос о причинно-следственных связях и факторах, определяющих произведенные затраты. Информационная база бухгалтерского учета и по сей день не обеспечивает надлежащее выполнение аналитической функции системы бухгалтерского учета. II Анализ состояния нормативного метода учета затрат на предприятии ОАО «Металлург» 2.1 Анализ организации учета затрат при нормативном методе на данном предприятии. На предприятии ОАО «Металлург» перечень работ и распределение обязанностей между отделами предприятия при разработке и ведении учета затрат на производство по нормативному методу представлен на рисунке 1. Рис. 1. Схема взаимосвязи отделов предприятия при нормативном методе учета. 1. Конструкторский отдел. Разрабатывает деталировочные и сборочные чертежи: карты взаимозаменяемости деталей; спецификацию деталей и узлов и т. п. 2. Технологический (технический) отдел. Разрабатывает маршруты прохождения деталей; виды оборудования; режимы резания; инструмент и контрольно-измерительные приборы; нормы расхода сырья, материалов и комплектующих изделий; устанавливает разряд работы, штучное и подготовительно-заключительное время; составляет технологические карты и карты (лимиты) раскроя. При нем образуется бюро материальных нормативов, которое разрабатывает нормы расхода металлопроката, определяет потребность в различных видах материалов и полуфабрикатов, устанавливает нормы затрат по изделиям, разрабатывает коды причин, виновников, инициаторов изменений норм и отклонений от них. 3. Отдел труда и заработной платы. Разрабатывает операцинно-нормированные карты по времени и разряду работы, расценки, нормативы численности, штаты. При нем образуется бюро трудовых нормативов. Разрабатывает норматив зарплаты по деталям и изделиям в целом" и коды причин изменений и отклонений от норм. 4. Отдел маркетинга. Обеспечивает бесперебойное ритмичное снабжение необходимым объемом и видами товарно-материальных ценностей. Выписывает лимитно-заборные карты. Обеспечивает нормальную работу складов и их оснащение измерительно-весовыми приборами. Разрабатывает номенклатуру-ценники на материалы. 5. Отдел технического контроля. Разрабатывает классификатор брака продукции, устанавливает контрольные точки (проверки) при изготовлении деталей, узлов, изделий. Осуществляет входной контроль за качеством поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов, разрабатывает коды причин брака, виновников. 6. Планово-экономический отдел. Разрабатывает плановую калькуляцию по изделиям, номенклатуру-ценник на материалы (совместно с бухгалтерией и отделом маркетинга), рассчитывает проценты косвенных затрат. При нем создается бюро сводных нормативов. Разрабатывает нормативные калькуляции по всем установленным статьям калькуляции; анализирует суммы и причины допущенных отклонений от норм и изменений норм; совместно с прочими отделами и службами организации составляет нормативные калькуляции на следующий отчетный месяц. 7. Отдел главного механика и инструментальный отдел. Разрабатывает нормы расхода топлива и энергии всех видов; нормативы расхода инструментов; коды причин изменений и отклонений от норм. 8. Цехи-изготовители. Обеспечиваются технической документацией, всеми видами сырья, товарно-материальных ценностей, инструментов, оборудования по нормам, штатами, заработной платой по норме, нормами затрат по косвенным расходам. Передают документацию по производственным затратам и начисленной заработной плате в бухгалтерию организации, составляют материальный отчет. 9. Бухгалтерия. На основании первичных документов осуществляет учет затрат на производство по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм. Рассчитывает индексы отклонений и изменений норм, составляет отчетные калькуляции по изделиям. Участвует в составлении номенклатуры-ценника на материалы, в разработке нормативных калькуляций, а также анализирует себестоимость.
2.2 Оценка документооборота при нормативном методе учета затрат и калькулирования себестоимости Последовательность учета выполняемых операций нормативным методом учета затрат на предприятии ОАО «Металлург» приведена на рис. 2. Рис. 2. Схема действия нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости. В качестве примера рассмотрим документальное оформление отклонений от норм материалов(сталь листовая) при помощи нормативного метода учета затрат. На основании карточки учета материалов (приложение 1), реестра сдачи документов по приходу (приложение 2), составляется книга (ведомость) учета остатков материалов (приложение 3) по которой заполняется сигнальная справка об отклонениях фактического остатка материалов от установленных норм запаса. В приложение 4 дана сигнальная справка об отклонениях фактического остатка материала (сталь листовая) от установленных норм запаса. Данные, полученные по ведомости учета норм и отклонений, сигнальных справок могут использоваться экономистами предприятия для проведения анализа использования ресурсов предприятия при составлении ежемесячного экономического отчета, экономист дает оценку и объяснения по каждому пункту отклонения затрат по статьям калькуляции от нормативных, что позволяет выявить эффективность использования ресурсов предприятия. 2.3 Нормативный метод учёта затрат на предприятии ОАО «Металлург» Рассмотри смету затрат на производство продукции (таблица 3) Таблица 3. Смета затрат на производство продукции
Продолжение таблицы 3
Дополнительная заработная плата основных и вспомогательных и производственных рабочих и персонала управления определяется в размере 11% (исходя из тарифной ставки принятой на данном предприятии) к их основной заработной плате. Отчисления ЕСН составляет 26% к полной заработной плате работников. Все данные рассчитываются, исходя из предыдущего опыта и планируемого объема выпуска изделий. Планировалось выпустить 2000 единиц продукции Планируемая выручка составляет 1300000 руб. Определим проценты накладных (РСЭО, общепроизводственных и общехозяйственных) расходов, которые будут использоваться при калькулировании себестоимости продукции. Поскольку ОАО «Работница» является предприятием малого бизнеса то они определяются из сметы затрат, как отношение накладных расходов ко всем прямым затратам (затратам основного и вспомогательного производства). Рассчитаем процент РСЭО: 26100/ 978323 х 100% = 2,7% Рассчитаем процент общепроизводственных расходов: 186998 / 978323 х 100% = 19,1%. Рассчитаем процент общехозяйственных расходов: 32252/978323 х 100% = 3,3%. На основании этих данных составляется нормативная калькуляция (таблица 4) Таблица 4. Нормативная калькуляция
Предполагаемая прибыль: Пп = Вп - Сс =1300000 – 1223883 = 76117 где Вп – предполагаемая выручка; Сс - нормативная себестоимость НДС = 0.18*76117 =13701 Оптовая цена определяется на основе затрат: Цопт = Сс + 0,05*Сс = 1223883 + 0,05*1223883 = 1285077 НДС = 0,18*1285077 = 231314 Отпускная цена: Цопт + НДС = 1285077 + 231314= 1516391 По истечении учетного периода (01.10.05 – 01.11.05) был составлен журнал регистрации хозяйственных операций, содержащий фактические затраты на производство (таблица 5) Таблица 5. Журнал регистрации хозяйственных операций
На основании полученных фактических затрат проводится анализ себестоимости. Сначала составляется таблица сравнения РСЭО (таблица 6) Таблица 6. Сравнение плановых и фактических РСЭО
По РСЭО наблюдается перерасход средств на 700 руб. Это связано прежде всего с повышением затрат на ремонт оборудования. Далее проведём анализ общепроизводственных затрат (таблица 7) Таблица 7. Сравнение плановых и фактических общепроизводственных затрат
Таким образом наблюдается снижение общепроизводственных расходов (-849 руб.). Максимальное снижение (экономия) наблюдалась по таким статьям как основная заработная плата персонала цеха (-2080 руб.), дополнительная заработная плата вспомогательных рабочих (-300 руб.). Рассмотрим общехозяйственные расходы (таблица 8) Таблица 8. Общехозяйственные расходы
На основании подученных данных составляется сводная карта затрат (таблица 9) Таблица 9. Сводная карта затрат
Полная себестоимость 2000 единиц продукции снизилась на 5721 руб. Практически по всем видам затрат наблюдается экономия. Было израсходовано меньше, чем планировалось, материалов. Уменьшилась заработная плата рабочих как основная, так и дополнительная. Это связано с тем, что была нарушена трудовая дисциплина и, как следствие,— удержания из основной заработной платы, и меньше, чем планировалось, работников ушли в отпуска. Но наряду с этим имело место изменение тарифов на тепло и энергию. Последнее необходимо учесть для будущих расчетов нормативной себестоимости в величине изменения норм. Поскольку ОАО «Металлург» в будущем планирует выйти на новые рынки сбыта, где будет более жесткая конкуренция, данному предприятию следует усовершенствовать систему учета затрат. III Рекомендации по совершенствованию нормативного метода учёта затрат 3.1 Взаимосвязь нормативного метода учёта затрат( SC ) и метода учёта целевых затрат( TC ). В настоящее время классический нормативный метод учета затрат "standard-costing" (SC) можно применять лишь при наличии слабой конкуренции или в условиях, когда организация производит уникальные продукты и услуги. В конкурентной среде, в которой предстоит производить продукцию ОАО «Металлург» необходимо рассчитывать целевую себестоимость продукции. Она определяется в рамках использования метода учета целевых затрат "target costing" (ТС). При этом целевые затраты можно обозначить как предполагаемые затраты на производство нового продукта, генерирующие целевую прибыль и тем самым устанавливающие цену, приемлемую для потребителя. Вместе с тем на практике целесообразно использовать как элементы метода SC, так и элементы метода ТС. В частности, следует разделять нормативный метод, основанный на использовании элементов метода ТС на стадии проектирования продукта (см. рис. 3, вариант 1), и нормативный метод, в рамках которого рассчитываются целевые затраты как на стадии проектирования, так и на стадии производства продукта (см. рис. 3, вариант 2). Первый вариант предполагает определение нормативных затрат на основе целевых затрат на стадии проектирования продукта. Преимущества такого подхода: цена определяет величину целевых нормативны затрат (а не наоборот); к моменту расчета целевых нормативных затрат уже разработаны и проведены мероприятия по сокращению затрат; совершенствуется система бюджетирования затрат. Рис. 3. Варианты взаимосвязи нормативного метода учета затрат и метода ТС [10] Схема определения целевых нормативных затрат на стадии проектирования и на стадии производства продукта представлена на рис. 4. Рис. 4. Схема определения целевых нормативных затрат [10] В таблице 10 приведен сравнительный анализ традиционного нормативного метода учета затрат и метода TSC. Таблица 10. Сравнительный анализ метода SC и TSC. [10] Из таблицы 10 видно, что нормативный метод учета затрат(SC), который применяется на предприятии ОАО «Работница» может быть видоизменен. В следующем подразделе рассмотрим более подробно применение метода TSC. 3.2 Метод учета целевых нормативных затрат ( TSC ). Важное значение приобретает использование бюджетов. Некоторые специалисты по управленческому учету считают, что бюджетирование затрат и метод учета целевых затрат - это два несовместимых концептуальных подхода. По их мнению, концепция бюджетирования затрат сводится к «трате средств», в то время как концепция расчета целевых затрат — к "достижению определенного уровня затрат". Но здесь, система бюджетирования затрат непосредственно трансформируется в систему бюджетирования целевых затрат. Если в основу расчета нормативов затрат будут заложены целевые затраты, то бюджеты будут разрабатываться на основе этих нормативов. Следовательно, структура и функции бюджетов существенно не изменятся. Меняется только принцип формирования бюджетных затрат. На рис. 5 представлена схема метода TSC. До осуществления процедуры составления бюджета определяется либо корректируется (если все расчеты были проведены на этапе проектирования продукта, но изменилась ситуация на рынке) величина целевых затрат. Рис.5 Метод TSC [11] Необходимо особо подчеркнуть, что в качестве нормативных переменных затрат используются фактические затраты предыдущего периода, скорректированные на величину затрат, подлежащих сокращению. Сокращению подлежат материальные, трудовые затраты, затраты на обслуживание и т. д. В частности, укрупнение заказов на приобретение материалов путем объединения с другими покупателями, а также выбор из двух альтернатив (альтернатива I — затраты на обслуживание кредита, который предполагается получить и использовать на приобретение материалов путем выдачи аванса, поставщики предоставляют скидки на материалы, приобретенные по авансовой схеме; альтернатива II — затраты на материалы, приобретенные с отсрочкой платежа и, следовательно, по более высокой стоимости (с наценкой), приводят к тому, что прямые материальные затраты на производство продукции можно сократить. В результате внимание акцентируется на трех составляющих: фактические переменные затраты предыдущего периода, плановые (целевые) затраты, подлежащие сокращению, фактические сокращенные затраты (см. рис. 6). Рис. 6. Основные компоненты, подлежащие нормированию, учету и контролю в рамках метода TSC.[11] Приведем пример использования метода TSC в части переменных затрат. Предприятие производит продукт А. Фактические удельные переменные затраты предыдущего периода составили 80 ден. ед. ( vc0 ), фактический объем отчетного периода — 1 200 ед. ( qa ), удельные переменные затраты, подлежащие сокращению в отчетном периоде, — 8 ден. ед. ( r с p \ фактические валовые переменные затраты — 89 000 ден. ед. ( VCa ). Расчет отклонений и составление управленческого отчета. Плановые валовые переменные затраты ( VCp ) составили 96 000 ден. ед. (80 ден. ед. • 1 200 ед), плановые валовые переменные затраты, подлежащие сокращению ( RCp ), - 9 600 ден. ед. (8 ден. ед. • 1 200 ед.), фактические сокращенные переменные затраты ( RCa ), - 7 000 ден. ед. (96 000 - 89 000). Отклонение фактических сокращенных затрат от плановых затрат, подлежащих сокращению ( D ), рассчитывается следующим образом: D = 7 000 - 9 600 = - 2 600 ден. ед. Данное отклонение является отрицательным (неблагоприятным), что означает невыполнение целевого задания по сокращению затрат. Информацию о фактических накладных затратах целесообразно формировать на следующих уровнях: рабочие места возникновения затрат (группы оборудования), подразделения (цеха) и предприятие в целом. При таком подходе нет необходимости в определении ежедневных отклонений фактических параметров от нормативных, в составлении полной фактической калькуляции, в разработке детальных норм и нормативов. Представленная схема, с одной стороны, упрощает процедуру ведения учета затрат, акцентируя внимание на сравнении реально сокращенных затрат с запланированными затратами, подлежащими сокращению, с другой — предоставляет возможность направить усилия на определение узких мест, устранение которых заложит основу для проведения перманентных мер по оптимизации затрат на производство и реализацию продукции. 3.3 Расчетно – практическое задание Согласно условиям задачи организация ведет производственную и торговую деятельность. Первоначально сформированы уставный капитал и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал. Задолженность погашалась путем поступления материалов и денежных средств на расчетный счет. Бухгалтерский учет ведется по отгрузке. Учетной политикой в целях бухгалтерского учета предусмотрено списание общехозяйственных расходов в дебет счета 90 ежемесячно в полной сумме. В целях исчисления налога на прибыль организация использует метод начисления. Расходы организации были направлены на приобретение основных средств (операции 2, 3 и 4), материалов для производственного процесса (операции 6) и закупку товаров, продаваемых через посредников (операции 15) . Производственным рабочим и аппарату управления начислялась заработная плата (операции 7/3 - 7/5 и 8/2 - 8/4) . Технологический процесс изготовления продукции предусматривает использование услуг сторонних организаций (операции 7/6 - 7/8) . Фактически производственная деятельность велась в течение IV квартала. Всего за отчетный период произведено 25 000 шт. продукции, себестоимость 1шт. продукции - 20 руб. (операция 12) . Продукция была реализована по цене выше себестоимости (операции 13 и _14), часть товаров продана ниже учетной цены (операция 18/6 ). Наконец периода организация отгрузила не всю продукцию под которую были получены авансы (операции 5 и 13). На складе на 31.12.2004 осталось 5000 шт. продукции. При расчете НДС рассмотрены следующие операции: - отгрузка товара без оплаты (операция 186) ; - частичная оплата отгруженной продукции (операции 14) ; - внесение предварительной оплаты (операции 5) ; - отсутствие счета-фактуры по приобретенным материальны ценностям • (операция 6/4); - отсутствие на конец периода оплаты за изобретенный объект основного -получения пени по расчетам, связанным с реализацией продукции покупателю (операции 19) ; - передача имущества безвозмездно (операции 20) . Для налога на прибыль взяты две группы расходов производственные (операции 7) и управленческие (операции 8 ). Расходы, связанные с управлением, включают в себя постоянные и все виды временных разниц. Расходы, связанные с производством, отличаются от данных налогового учета по стоимости материалов (постоянная разница), по сумме амортизации основного средства (погашение временной налогооблагаемой разницы). Постоянная разница также возникает при безвозмездной передаче материальных ценностей (операция 20) Задание: • отразить корреспонденцию счетов; • составить оборотно-сальдовую ведомость; • заполнить формы отчетности и учесть суммы налога на прибыль. Таблица №1 - Журнал хозяйственных операций
Начислен ПНО по безвозмездной передаче Дт 99 Кт 68 - 4,248 т.р. Начислен ПНО Дт 99 Кт 68 – 5, 76 т.р. Начислен ТПН Дт 99 Кт 68 - 30,09 т.р. Списана нераспределенная прибыль Дт 99 Кт 84 - 91,039 т.р. Таблица №2 - Оборотно-сальдовая ведомость, тыс. р.
ЗаключениеВ данной курсовой работе был проведен целый ряд процедур позволяющих в дальнейшем, разработать рекомендации по совершенствованию организации нормативного метода учета затрат на предприятии ОАО «Металлург». В теоретическом разделе мы подробно рассмотрели с разных точек зрения следующие подразделы: - сущность и порядок применения нормативного метода учёта затрат и калькуляции себестоимости -достоинства и недостатки нормативного метода учёта затрат - система «стандарт-кост» как разновидность нормативного метода учета затрат В практической части работы рассмотрен процесс учета затрат и документальное оформление затрат нормативным способом на примере ОАО «Металлург». Данный метод является более трудоемким, так как требует не только калькуляции фактических затрат на производство, но и расчета норм, которые периодически нужно пересматривать, поэтому в третьем разделе – рекомендации, была обоснована возможность применения другого метода – учет целевых затрат (TSC). С помощью учета целевых затрат на данном предприятии решаются многие из проблем, возникающих в результате внедрения традиционного нормативного учета: сложности с установлением нормативной цены на материалы вследствие их постоянной динамики, отклонения фактических затрат от нормативных, вместо осуществления контроля и проведения аудита самих норм, некоторые затруднения с установлением эффективной системы мотивации вследствие завышения норм, трудоемкость расчетов в условиях сокращения жизненного цикла продукта. Приложение 1. ОАО «Металлург» Карточка складского учета материалов №34
Приложение 2. ОАО «Металлург Реестр сдачи документов по приходу за 04- 10 марта 2004 г. по складу № 1
Всего принято 2 (два) документа Дата - 11 марта 2004 г. Сдал Власов Принял Сергеев Документы в таксировку получил бухгалтер Семенова Приложение 3. ОАО «Металлург» Книга (ведомость) учета остатков материалов за 2004 г. Материально ответственное лицо: О.О. Сурик склад № 1
Приложение 4 СИГНАЛЬНАЯ СПРАВКА об отклонениях фактического остатка материалов от установленных норм запаса От «12» марта 2004 г. Организация __ОАО «Металлург»_____________ Склад (кладовая) _склад №1 ______________________
Материально ответственное лицо: кладовщик _______ 0.0. Сурик должность подпись расшифровка подписи
|