Реферат: Сегментарный анализ бизнеса

Название: Сегментарный анализ бизнеса
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Содержание

1. Определение первичной и вторичной информации по сегментам............3

2. Понятие и сущность хозяйственного риска....................................................11

Задание 1................................................................................................................15

Задание 2................................................................................................................17

Список использованной литературы...................................................................19

1. Определение первичной и вторичной информации по сегментам

Правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности установлены Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 (далее - ПБУ 12/2000).

Представление в бухгалтерской отчетности информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше оценивать деятельность организации, перспективы развития, подверженность рискам и получению прибыли.

Согласно ПБУ 12/2000 информация по сегментам должна включаться в пояснительную записку в виде отдельного раздела.

При этом в бухгалтерском учете какие-либо специальные бухгалтерские проводки в связи с применением ПБУ 12/2000 не делаются.

Правила формирования и представления информации по сегментам должны также применяться при составлении сводной бухгалтерской отчетности. В основном данная норма касается организаций, имеющих дочерние и зависимые общества.

ПБУ 12/2000 ввело новое понятие «сегмент», под которым подразумевается часть деятельности организации.

Информация по сегментам - это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных, хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации.

Данное понятие определяет, что в бухгалтерской отчетности организаций, имеющих дочерние и зависимые общества, информацию о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно

Сегментами может быть информация, включающая:

- данные по отдельным видам деятельности (производство продукции, торговля, выполнение строительных и иных работ, оказание посреднических и иных услуг) в разных регионах при ведении нескольких видов деятельности в различных регионах;

- данные о производстве и продаже товаров собственного изготовления или приобретенных у других организаций, о продаже товаров одного вида в разных регионах при ведении одного вида деятельности в различных регионах;

- данные о продажах разных товаров, выполнении работ, оказании услуг в одном регионе и др.

Информация по сегментам должна раскрываться по двум видам сегментов: операционному и географическому.

Информация по операционному сегменту раскрывает часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая по уровню рисков и получению прибылей отличается от рисков и прибылей при производстве других товаров, работ, услуг или однородных групп товаров, работ, услуг.

Наличие операционных сегментов характерно для многопрофильных организаций, занимающихся производством и реализацией различных видов товаров, работ, услуг.

Например, организация осуществляет два разных вида деятельности: розничную торговлю покупными товарами и сдачу собственного имущества в аренду.

Очевидно, что эти виды деятельности подвержены различным рискам и прибылям, поэтому организации согласно ПБУ 12/2000 следует выделять два операционных сегмента:

- операционный сегмент 1 - розничная торговля покупными товарами;

- операционный сегмент 2 — сдача собственного имущества в аренду.

Информация по географическому сегменту раскрывает часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая по уровню рисков и получению прибылей отличается от рисков и прибылей от деятельности организации в других географических регионах.

Наличие географических сегментов характерно для организаций, ведущих свою деятельность в различных регионах на территории РФ и за рубежом.

Например, организация имеет в собственности офисные здания в Москве, Волгограде и Ростове и сдает их в аренду различным организациям. Так как сдаваемое в аренду имущество находится в трех городах, организация может выделить три географических сегмента:

- географический сегмент 1 - Москва;

- географический сегмент 2 - Волгоград;

- географический сегмент 3 - Ростов.

При составлении пояснительной записки в нее необходимо включать информацию только по тем операционным и географическим сегментам, которые подлежат обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности ваз

Информация по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности, образует информацию по отчетному сегменту.

Таким образом, отчетные сегменты - это операционные или географические сегменты, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности

Согласно п. 6 ПБУ 12/2000 организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, исходя из организационной и управленческой структуры организации.

В то же время при отборе отчетных сегментов организации следует руководствоваться требованиями, установленными п. 9 и 10 ПБУ 12/2000.

Так, согласно п. 9 ПБУ 12/2000 операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов:

- финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% в суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);

- активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

Согласно п. 10 ПБУ 12/2000 на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75% выручки организации.

Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям, предусмотренным п. 9 ПБУ 12/2000.

При подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в выделении отчетных сегментов. Отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному периоду, должен выделяться в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли он в отчетном периоде условиям, предусмотренным п. 9 ПБУ 12/2000. Другими словами, сегмент, признанный в каком-либо периоде отчетным, останется отчетным до тех пор, пока он будет существовать, т.е. до тех пор, пока организация не прекратит соответствующую часть своей деятельности.

Порядок формирования показателей отчетных сегментов (выручка, расходы, активы и обязательства) установлен п. 12-14 ПБУ 12/2000.

При формировании бухгалтерской отчетности раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей, при этом выделяется первичная и вторичная информация по сегментам.

Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей деятельности организации.

Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности.

Основными категориями, позволяющими установить различия между отчетными сегментами, являются риск и прибыль.

Если риски и прибыли организации определяются, главным образом, различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичной признается раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичной - по географическим сегментам.

Если риски и прибыли организации определяются, главным образом, различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается раскрытие информации по географическим сегментам, а вторичной - по операционным сегментам.

Если риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в производимых товарах, работах, услугах и различиями в географических регионах деятельности, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим сегментам.

Если организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности не основываются ни на производимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах деятельности, то выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя организации.

При формировании бухгалтерской отчетности раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей.

Организации могут самостоятельно устанавливать порядок формирования показателей отчетных сегментов, а также состав и способы представления информации по сегментам.

Однако при определении первичной и вторичной информации по сегментам организация должна руководствоваться определенными критериями и условиями.

При раскрытии первичной информации по отчетным сегментам в пояснительной записке по каждому отчетному сегменту должны отражаться показатели, установленные п. 21 ПБУ 12/2000, а именно:

- общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;

- финансовый результат (прибыль или убыток);

- общая балансовая величина активов,

- общая величина обязательств;

- общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

- общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и НМА;

- совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и в совместную деятельность.

Указанные выше показатели раскрываются независимо от того, информация по каким сегментам признана первичной - по операционным или географическим сегментам.

Порядок представления вторичной информации напрямую зависит от того, информация по каким сегментам была признана первичной.

Если первичной информацией по сегментам признается информация по операционным сегментам, то вторичная информация по каждому географическому сегменту в бухгалтерской отчетности представляется следующими показателями:

- величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта, - для каждого географического сегмента, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям;

- балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов - для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов;

- величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов - для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов.

Если первичной информацией по сегментам признается информация по географическим сегментам, то вторичная информация по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех операционных сегментов, раскрывается в бухгалтерской отчетности следующими показателями:

- выручка от продажи внешним покупателям;

- балансовая величина активов;

- величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы. Согласно п. 14 ПБУ 12/2000 информация по отчетному сегменту должна подготавливаться в соответствии с учетной политикой организации. При составлении сводной бухгалтерской отчетности учетная политика в отношении информации по отчетному сегменту устанавливается организацией, на которую возложено составление сводной бухгалтерской отчетности. При изменении учетной политики информация по отчетным сегментам за предыдущие отчетные периоды должна быть приведена в соответствие с учетной политикой отчетного года.

2. Понятие и сущность хозяйственного риска

Много мнений существует о целях коммерческой деятельности, но никто не будет отрицать, что главной является прибыльность, а если быть более точным – максимизация величины прибыли. Именно хозяйственная деятельность, состоящая в превращении используемых факторов производства - земли, труда, капитала - в выпускаемую продукцию (товары, услуги), др. качества предпринимателя, направленные на обеспечение наращивания доходов. Без данной функции предпринимательская деятельность является бессмысленной.

Прибыль хозяйственной деятельности приносит очевидную выгоду предприятию. Предприятие покрыло издержки производства, имеет возможность заплатить налоги, рассчитаться с поставщиками и кредиторами, имеет средства для развития производства и социальной сферы, стимулирования труда. Увеличение дохода одного предприятия делает богаче не только его коллектив. Это выгодно обществу, так как растут доходы в бюджет.

Хотя прибыль выгодна предприятию и обществу, государство создает механизм, который не допускает ее получения за счет «антисоциального поведения бизнеса» (монопольные цены, недобросовестная конкуренция, прекращение финансирования НИОКР и т.д.).

Именно хозяйственный риск является жесткой проверкой всех предпринимательских идей и замыслов, управленческих решений, принятых в хозяйственной деятельности. Каждый предприниматель, организующий собственное дело, должен знать, что он будет не только получать прибыль и пользоваться всевозможными благами. Он будет постоянно рисковать. И далеко не каждое предприятие может выдержать жесткие испытания, обеспечить свою безопасность.

Риск в условиях рыночной экономики становится неизбежным. Идти на риск предпринимателя вынуждает неопределенность, непредсказуемость возникающих в процессе хозяйственной деятельности событий.

Хозяйственный риск – это способ ведения хозяйства в непредвиденных условиях (обстоятельствах), при котором благодаря особым способностям предпринимателя создаются возможности и необходимость предотвращать, уменьшать неблагоприятное воздействие стохастических условий и получать в этих условиях предпринимательский доход.

Функция создания предпринимательского дохода показывает цель риска. Инновационная деятельность, помогающая реализации и развитию способностей предпринимателя – главный источник предпринимательского дохода. Защитная функция направлена на то, чтобы предприниматель в условиях неопределенности и воздействия непредвиденных обстоятельств искал пути предотвращения потерь. Аналитическая функция проявляется в том, что менеджер находится в постоянном поиске, просчитывает возможные варианты решения проблем, анализирует их и выбирает оптимальный. Регулирующая функция показывает, что предприниматель постоянно изучает ситуацию, прогнозирует риски, корректирует ранее принятые решения, регулирует хозяйственную деятельность. Социальная функция хозяйственного риска состоит в том, что, добиваясь получения предпринимательского дохода, предприятие тем самым увеличивает материальную базу для удовлетворения социальных потребностей и повышения благосостояния своих работников и в целом населения страны.

Хозяйственный риск – это категория воспроизводства в рыночной экономике. Предприниматель должен хорошо ориентироваться в окружающей среде, знать цены, следить за новыми разработками, анализировать спрос и предложение на рынках, не допускать производственных сбоев и т.д. Несоблюдение этих и многих других правил может привести к неоправданному ущербу.

Ущерб, убыток, потеря, урон – это нежелательное изменение качества предмета безопасности, снижение его ценности для субъекта или полная его утрата. Риск – это своего рода опасность потерь в виде дополнительных расходов сверх прогнозируемых либо получение доходов ниже рассчитываемых.

Теперь, когда выяснили, что возможны потери ресурсов или предпринимательского дохода, можем характеризовать хозяйственный риск не только с качественной, но и с количественной стороны, используя для этого величину предпринимательского дохода или потерь.

При рассмотрении потерь (ущерба), вызванных хозяйственным риском, следует учитывать только те из них, которые невозможно заранее точно предвидеть. Это случайные потери, которые возникают в непредвиденной ситуации на основе влияния непредсказуемых факторов. Потенциально возможные потери, которые можно спрогнозировать, заранее предвидеть и просчитать, следует отнести к неизбежным расходам и включить в расчетную себестоимость. К примеру, планируемое повышение тарифов грузового и пассажирского транспорта, введение новых налогов, платежей, рост платы за электроэнергию и т.д.

Каждый вид потерь может возникнуть под влиянием различных факторов риска, а их величина с определенной долей вероятности может быть рассчитана.

Материальные потери возникают чаще всего на основе ошибок в планировании, халатности исполнителей, нарушения технологических требований, аварий, поломок, стихийных бедствий и т.д.

Они проявляются в дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергоресурсов. Для каждого вида потерь существуют свои единицы измерения, поэтому для удобства вычислений используются стоимостные показатели. С этой целью потери в физическом измерении переводятся в стоимостные путем умножения на цену соответствующего материального ресурса.

Трудовые потери – в человеко-часах, человеко-днях или просто в часах рабочего времени. Финансовые потери могут возникнуть при выплате штрафов. Финансовые потери – это прямой денежный ущерб.

Некоторые виды потерь, которые получили название специальных, в денежном выражении оценить бывает трудно, а иногда невозможно. Например, нанесение ущерба жизни и здоровью, окружающей среде, имиджу предприятия и др.

Учитывая, что риск – это вероятностная категория, его целесообразно характеризовать и измерять как вероятность возникновения некоторого уровня предпринимательского дохода или определенных потерь.

В своей практической деятельности предприниматель сталкивается со многими разновидностями (видами) хозяйственного риска. Знание хотя бы их основных черт, характерных признаков является методологической основой для принятия правильного управленческого решения в условиях риска. Анализируя все виды рисков, можно их классифицировать.

Классификация видов хозяйственных рисков:

- по природе возникновения (субъективный, объективный);

- исходя из этапа решения проблемы (на этапе принятия решения, на этапе реализации решения);

- по масштабу (локальный, отраслевой, региональный, национальный, международный);

- по сфере возникновения (внешний, внутренний);

- по возможности страхования (страхуемый, не страхуемый);

- по виду предпринимательской деятельности (страховой, финансовый, технологический, коммерческий, производственный, юридический, инновационный, инвестиционный.

Задание 1

У фирмы имеется 3 варианта вложения инвестиций. Ожидаемый доход от вложения инвестиций и вероятность наступления события отражены в таблице.

Проект

Вариант реализации

Ожидаемый доход, тыс. р.

Вероятность наступления события

А

Оптимистичный

Нормальный Пессимистичный

3 120

2 860

2 340

0,3

0,3

0,4

Б

Оптимистичный

Нормальный Пессимистичный

2 990

2 770

2 440

0,2

0,5

0,3

В

Оптимистичный

Нормальный Пессимистичный

3 230

2 710

2 270

0,3

0,4

0,3

Вероятностная оценка. Это — наиболее очевидный способ оценки риска. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Применительно к задачам инвестирования методы теории вероятности сводятся к определению вероятности наступления определенных событий и выбору из нескольких возможных событий самого вероятного которому соответствует наибольшее численное значение математического ожидания.

Математическое ожидание какого-либо события равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность его наступления.

Имеются три проекта вложения капитала — А, Б и В.

Установлено, что в варианте А оптимистичный получение прибыли в сумме 3 120 тыс. руб. имеет вероятность р = 0,3, в варианте А нормальный получение прибыли в сумме 2 860 тыс. руб. имеет вероятность р = 0,3, в варианте А пессимистичный получение прибыли в сумме 2 340 тыс. руб. имеет вероятность р = 0,4.

Тогда ожидаемая прибыль от вложения капитала (математическое ожидание) составит:

3 120 * 0,3 = 936 тыс. рублей,

2 860 * 0,3 = 858 тыс. рублей,

2 340 * 0,4 = 936 тыс. рублей.

В варианте Б оптимистичный получение прибыли в сумме 2 990 тыс. руб. имеет вероятность р = 0,2, в варианте Б нормальный получение прибыли в сумме 2 770 тыс. руб. имеет вероятность р = 0,5, в варианте Б пессимистичный получение прибыли в сумме 2 440 тыс. руб. имеет вероятность р = 0,3.

Тогда ожидаемая прибыль от вложения капитала (математическое ожидание) составит:

2 990 * 0,2 = 598 тыс. рублей,

2 770 * 0,5 = 1385 тыс. рублей,

2 440 * 0,3 = 732 тыс. рублей.

В варианте В оптимистичный получение прибыли в сумме 3 230 тыс. руб. имеет вероятность р = 0,3, в варианте В нормальный получение прибыли в сумме 2 710 тыс. руб. имеет вероятность р = 0,4, в варианте В пессимистичный получение прибыли в сумме 2 270 тыс. руб. имеет вероятность р = 0,3.

Тогда ожидаемая прибыль от вложения капитала (математическое ожидание) составит:

3 230 * 0,3 = 969 тыс. рублей,

2 710 * 0,4 = 1084 тыс. рублей,

2 270 * 0,3 = 681 тыс. рублей.

На основании произведенных расчетов, можно сделать вывод, что вариант Б нормальный является наименее рискованным решением.

Задание 2

У коммерческой фирмы, занимающейся гарантийным ремонтом бытовой техники на дому, имеется 2 филиала. Показатели затрат по каждому филиалу приведены в таблице.

Показатели

Смета затрат, тыс. р.

ФИЛИАЛ 1

Ремонт телевизоров

1.Выручка

2. Переменные расходы по филиалу:

- зарплата ремонтного персонала

- запчасти для ремонта

- транспортные расходы

ИТОГО переменных расходов

3. Маржинальный доход

Ремонт холодильников

1.Выручка

2. Переменные расходы по филиалу:

- зарплата ремонтного персонала

- запчасти для ремонта

- транспортные расходы

ИТОГО переменных расходов

3. Маржинальный доход

4060

1050

1830

240

3120

940

5800

1960

2290

320

4570

1230

ФИЛИАЛ 2

Ремонт телевизоров

1.Выручка от продаж

2. Переменные расходы по филиалу:

- зарплата ремонтного персонала

- запчасти для ремонта

- транспортные расходы

ИТОГО переменных расходов

3. Маржинальный доход

Ремонт холодильников

1.Выручка от продаж

2. Переменные расходы по филиалу:

- зарплата ремонтного персонала

- запчасти для ремонта

- транспортные расходы

ИТОГО переменных расходов

3. Маржинальный доход

3050

910

1360

170

2440

610

7300

2840

3050

590

6480

820

Административно – управленческие расходы :

- филиала 1 – 540 т.р.

- филиала 2 – 820 т.р.

Операционные затраты фирмы – 1670 т.р.

ФИЛИАЛ 1 всего доход 2170 т.р. — 540 т.р. = 1630 т.р.

ФИЛИАЛ 2 всего доход 1430 т.р. — 820 т.р. = 610 т.р.

Итого по фирме 2240 т.р. - 1670 т.р. = 570 т.р.

Список использованной литературы

1. Баканов М.И., Капелюш С.М. Калькуляция издержек обращения в торговле: Учеб. пособие. - М.: Экономика. - 2009.

2. Бодрухина Н.Н. Экономические риски и их оценка: Учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2006. – 120 с.

3. Злобина, Н.В. Управленческие решения : учебное пособие / Н.В. Злобина. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 80 с. – 100 экз.

4. Крон Ц. К вопросу об изучении издержек обращения//Плановое хозяйство. - 2008. - №2.

5. Управленческий анализ: Учеб. Пособие / М.А. Вахрушина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – 432 с. – (Оптимизация бизнес-процессов).

6. Приказ от 27 января 2000 г. № 11н об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000).

7. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. -3-е изд., доп. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2009. - 240 с.

8. Хохлов Н.В. – Управление риском: учеб. пособие для вузов. – М.: 2009. – 239 с.