Реферат: Большая осада Гибралтара

Название: Большая осада Гибралтара
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат



План
Введение
1 Стратегическая позиция
2 Предыстория
3 1779
4 Первый конвой — 1780
5 Второй конвой и вылазка
6 1782
6.1 Генеральный штурм
6.2 Снятие осады

7 Последствия

Список литературы
Большая осада Гибралтара

Введение

Большая осада Гибралтара (англ. Great Siege of Gibraltar ) — пятилетняя осада, морская блокада и несколько штурмов Гибралтара Испанией в попытке отбить его у Великобритании, во время Американской войны за независимость.

1. Стратегическая позиция

Карта Гибралтара, 1762 (N слева); хорошо видны навигационные опасности

Одной из главных целей войны для Испании было возвращение Гибралтара, который Англия (затем Британия и Великобритания) удерживала с 1704 года, с Войны за испанское наследство.

Вдающаяся в одноименный пролив скала контролирует вход в Средиземное море. Она представляет собой естественную крепость, дополнительно укрепленную человеком. Обладание ею позволяло британскому флоту легко развертываться в Бискай или Средиземноморье по выбору, и предотвращать соединение двух главных французских флотов, брестского и тулонского.[1]

Единственный подход с суши — узкий и низкий, удобный для обороны перешеек. Укрытая гавань с запада доступна для атаки, но изобилует рифами и простреливается батареями, что делает подход с моря опасным. Утром и вечером часты штили, что способствуют действиям гребного флота и затрудняет действия парусного. Господствующая над всеми подходами скала позволяет высоко размещать артиллерию, и таким образом увеличить ее дальнобойность, что также дает выгоды при обороне.

2. Предыстория

Генерал Джордж Эллиот

Судя по ее поведению, Испания осознала важность Гибралтара только в момент его утери. Немедленно, осенью 1704 года был предпринят безуспешный штурм. Повторные приступы в 1727 году также ничего не дали. С тех пор непрерывное британское владение Гибралтаром и провал всех попыток его вернуть только подтвердили как важность вообще, так и чисто военную ценность позиции.

Британии повезло в выборе генерал-губернатора колонии. Назначенный в 1777 году Джордж Август Эллиот, по образованию военный инженер, был решительный и знающий командир суровых спартанских привычек, тем не менее не забывавший о нуждах своих людей. В отличие от многих, он не самоуспокаивался, не впадал в «осадное мышление», и стремился воевать на территории противника, где только возможно.[1] Своим примером он умел вести людей, так что гарнизон полностью поддерживал его действия. Он поощрял инициативу подчиненных, в том числе пушечную каретку с отрицательным углом возвышения, сокращавшую мертвую зону при обстреле с высот, и формирование отрядов снайперов.

3. 1779

Пушка с отрицательным углом возвышения

В апреле 1779 года Испания заключила договор с Францией, Британия объявила ей войну, и в июне давно ожидаемая осада началась. Первоначально главную роль играла испанская легкая эскадра, базировавшаяся на Альхесирас, по другую сторону бухты. Постепенно испанцы построили укрепления, и армия перешла к правильной осаде.

Помня предыдущие попытки штурма, испанцы на этот раз решили взять колонию измором. К зиме начала ощущаться нехватка припасов. С моря колонию блокировал уже целый флот, включая 14 линейных кораблей и не менее 5 фрегатов.[2] Но крупные корабли базировались на отстоящий на 72 мили Кадис, и в их отсутствие быстрее всего на изменения реагировали канонерские лодки и шебеки все той же Альхесирасской эскадры. С британской стороны силы флота до начала 1780 года представлял не слишком активный контр-адмирал Роберт Дафф, с эскадрой из старого 60-пушечного HMS Panther , 3 фрегатов и шлюпа. В любом случае, его эскадра была слишком слаба для наступления.

В ноябре гарнизон Гибралтара получил заметную моральную поддержку, когда английский приватир — куттер Buck , идя под африканским берегом, отвлек с позиции весь испанский флот, а потом нахально пересек ему курс и сбежал под прикрытие скалы. Однако если защитники рассчитывали на свежую провизию, они были сильно разочарованы: куттер сам нуждался в припасах; ради них он и зашел в порт.[1]

4. Первый конвой[&][#]160[;]— 1780

Родни ведет в Гибралтар захваченные испанские корабли, 19 января 1780

Зимой 1779−1780 годов гарнизону уже сильно не хватало провизии, особенно свежей зелени, и рационы состояли в основном из галет и солонины. Стали появляться признаки цинги. Тем не менее, люди (числом 5382, не считая гражданских[3]) продолжали службу, и оказывали достаточное сопротивление, чтобы испанцы не пытались штурмовать скалу, а ограничивались только обстрелами и траншейной войной.

Если сухопутная осада была плотной и, в отличие от 1704 года, никто не мог проникнуть за линии противника, то доступ с моря полностью перекрыть было невозможно. Медленным и тяжеловесным транспортам мешала блокадная эскадра, но легкие посыльные суда: куттеры, бриги, и так далее, поддерживали связь как с метрополией, так и с Миноркой.

В начале 1780 года адмирал Родни с эскадрой из 18 линейных кораблей и 5 других привел в Гибралтар крупный конвой с большим количеством необходимых припасов. По дороге он сначала 8 января захватил конвой испанцев на широте Финистерре. Затем, 16 января в районе мыса Сент-Винсент, он обнаружил саму блокадную эскадру. План предусматривал его прорыв с боем. Но испанская эскадра (9 линейных, 2 фрегата) оказалась настолько явно слабее его собственной, что он обратил ее в бегство, в течение вечера и ночи частью разбил, а частью загнал на берег. Бой проходил в основном ночью, и за это получил название Битва при лунном свете.

Испанская канонерская лодка, ок. 1790

Те испанские корабли, что были загружены провизией, Родни также привел в Гибралтар, и их грузы дополнительно облегчили тяготы гарнизона. Окружающие воды были очищены от испанцев. Победы улучшили положение гарнизона и значительно подняли дух защитников, не говоря уже об их физическом состоянии. Но после ухода флота в Вест-Индию блокада стала еще теснее.

После этого наступательные действия испанцев были спорадическими. Атака брандерами в июне не нанесла ущерба, но повреждение сторожившего гавань Panther силами канонерских лодок заставило с ними считаться. В конце концов британцам пришлось выставить при входе заградительный бон.[4]

Примерно тогда же испанцы начали испытания нового типа гребной канонерской лодки (исп. Barca Cañonera ), вооруженной мортирой. Испанские галеры начали охотиться за рыболовными судами колонии, и ситуация с провизией опять ухудшилась. К концу года нужда в помощи снова стала очевидна.

5. Второй конвой и вылазка

На этот раз Адмиралтейство отнеслось к судьбе колонии еще серьезнее. Утром 12 апреля 1781 года на Гибралтар лег густой туман. Когда сквозь него пробилось солнце, колонисты разглядели лес мачт — новый конвой в охранении Флота Канала — 28 линейных кораблей, под флагом вице-адмирала Дарби на 100-пушечном HMS Britannia .

Когда гарнизон вышел на стены приветствовать флот, испанцы решили, что настал момент для открытия огня с давно подготавливаемой тяжелой осадной батареи. В тот день она не сделала большого вреда, но в дальнейшем бомбардировка стала повседневностью — кроме сиесты, которую испанцы соблюдали свято.

Вылазка гибралтарского гарнизона; Джон Трумбулл, 1789, холст, масло

Помимо усиления Гибралтара, Дарби послал отряд транспортов на Минорку, на которую испанцы тоже имели виды, в сопровождении фрегатов HMS Flora и HMS Crecsent . Но на обратном пути 23 мая 1781 эти корабли наткнулись на нового противника — голландские Castor и Briel (оба 36-пушечные). Недавно вступившие в войну голландцы имели корабли по всему свету, и случая не упустили. Flora (36), новый 18-фунтовый фрегат, имела к тому же карронады, но вооруженный только 9-фн пушками Crescent (28) спустил флаг перед 12-фунтовым Briel . В конце концов Flora одержала победу над Castor и затем выручила Crescent , но урон флагу был уже нанесен.[4] Еще раньше один из кораблей Дарби, HMS Nonsuch (64) встретился один на один в Бискае с 74-пушечным французским Actif , но тот не воспользовался преимуществом.

В летние месяцы давление на Гибралтар несколько ослабло, поскольку испанцы перенесли главную тяжесть на Минорку, но к октябрю новый штурм представлялся неминуемым. Французские инженеры активно участвовали в подведении траншей к укреплениям. Вся середина перешейка была зигзагообразно изрезана. Французские позиции были в центре, ближе к крепости, испанские несколько дальше и в сторону бухты.

Верный своим принципам, Эллиот решил нанести упреждающий удар. В ночь с 26 на 27 ноября 1781 года 2200 из 6000 активных защитников крепости сделали вылазку против траншей противника. Внезапность была полная. Десять 13-дюймовых мортир и восемнадцать 26-фунтовых пушек были заклепаны, земляные укрепления разрушены, магазины взорваны. После этого британцы отошли с минимальными потерями. Испанская контратака не состоялась.[4] Потери испанцев оцениваются примерно в 200 человек.[3] Эллиот утверждал, что благодаря внезапности многие «были убиты на месте». Успех вылазки означал, что штурм скалы откладывается.

6. 1782

К началу 1782 года снова ощущался недостаток некоторых видов провизии, особенно свежих фруктов и вина для медицинских целей. Поскольку обе стороны вели активный шпионаж, Эллиот в попытке их добыть прибегнул к секретности. Он организовал уход вооруженного транспорта Mercury , якобы в Англию. На самом деле судно зашло в Лиссабон для закупок. Возвращение также держалось в секрете, и все же ему не удалось пройти в Гибралтар незаметно. 20 февраля 1782 имевшему 18 пушек Mercury пришлось прорываться с боем через дозор из фрегата (36), шебеки (18) и 4 канонерок. За проявленную храбрость его капитан Хаингтон (англ. Heighington ) получил офицерский чин в Королевском флоте.[4]

В некотором смысле даже важнее был приход одного за другим двух оружейных транспортов, St. Ann и Vernon . С ними прибыли 12 разобранных на части канонерских лодок для борьбы с канонерками противника, которые доставляли столько неприятностей. Тоже не обошлось без боя: 16 марта 1782 испанцы послали на перехват Vernon фрегат Santa Catalina , но последний был взят фрегатом HMS Success (32), шедшим в охранении. Капитан Success Пол (англ. Pole ), хорошо осознавал важность конвоя. Попав в штиль, он немедленно поджег обещавший вознаграждение приз и, взяв на борт 286 пленных, ушел (согласно иллюстрации, на веслах), как только на горизонте показались подозрительные паруса.[5]

Собранные канонерские лодки были на воде с 17 апреля. Под командованием сэра Роджера Кертиса (англ. Roger Curtis ) они позже сыграли важную роль в отражении генерального штурма.

Со сменой правительства, вслед за падением Йорктауна, лучший адмирал Британии, Ричард Хоув, согласился вернуться к службе. 20 мая 1782 года он поднял свой флаг на HMS Victory в качестве командующего Флотом Канала. Его флот значительно уступал в числе соединенным флотам противников — Франции, Испании и Голландии. Но благодаря усилиям Адмиралтейства, он наконец-то был лучше укомплектован, снабжен и подготовлен, чем они.[6] Ему повезло также с подчиненными, в частности с младшими флагманами. Контр-адмирал Кемпенфельт и вице-адмирал Баррингтон уже показали свои способности за фасадом таких престарелых командующих как Харди и Гири, в дни когда Англии угрожало вторжение.

Затем Кампенфельт блестяще выиграл бой 12 декабря 1781, отрезав значительную часть конвоя с подкреплениями для Вест-Индии, под носом у более сильного де Гишена.

Баррингтон, герой Сент-Люсии, в апреле повторил достижение Кемпенфельта, захватив не только 13 «купцов» Ост-Индского конвоя, но и сопровождающий 74-пушечный Pégase . Этот последний был взят HMS Foudroyant , которым командовал Джон Джервис, будущий знаменитый лорд Сент-Винсент.

Хоув с флотом провел бо́льшую часть лета, стараясь обойти более сильный франко-испанский флот дона Хуана де Лангара, с тем чтобы прикрыть идущие в Англию важные конвои. В этом ему немало помогла новая мера — обшитые медью и очищенные днища кораблей. Но главной задачей по-прежнему оставалаось снятие осады с Гибралтара, который несомненно был под угрозой нового штурма.

На этот раз избежать встречи с соединенным флотом было мало шансов, и очистка корпусов снова приобрела большую важность. Времени на докование не было, и операцию проводили на якоре, способом закренивания поочередно на один и другой борт. Именно так 29 августа в Спитхеде был потерян HMS Royal George , а с ним и Кемпенфельт. Потеря второго по силе корабля флота, не говоря уже о талантливом адмирале, стала тяжелым ударом для планировавшейся гибралтарской экспедиции. Но остановить ее не могла.

6.1. Генеральный штурм

Герцог де Крильон, ок. 1782. На врезке видны плавучие батареи

К середине 1782 года все обычные меры штурма были испробованы и не дали результата. В испанском штабе предлагались самые экзотические идеи: например, постройка вокруг крепости гигантского коффердама, с тем чтобы ее затопить, или кавалерийская атака с моря, причем лошадей предлагалось снабдить пробковыми жилетами для плавучести.[7] Уже сам перечень прожектов дает представление, насколько испанцы отчаялись в традиционных средствах.

Герцог де Крильон, только что принявший капитуляцию Минорки, получил назначение командовать осадой. Одновременно возник и более реалистичный проект штурма. Предлагалось подавить артиллерию крепости в самом уязвимом месте: со стороны гавани, использованием тяжелых плавучих батарей, и там же высадить первый десант.

Французский инженер Мишо д'Арсон, в стремлении сделать батареи непотопляемыми и несжигаемыми, предложил срезать корпуса обычных кораблей, усилить борта дополнительными слоями обшивки, подпереть их песком, пробкой и перевить тросами для большей прочности. Батареи строились по особой схеме, со смещенным на борт твердым балластом, для уравновешивания отдачи, и с односкатной крышей для защиты людей. Орудия (на двух деках) размещались только с одного борта, другой, который не собирались подставлять противнику, имел широкие погрузочные порты. Толстые (3−4 фута) деревянные брустверы усиливались изнутри мешками с песком. Дранковое покрытие, которое собирались поливать водой, по замыслу было пожароустойчивым. Для этого предусматривались цистерны с водой и сложная система перепускных труб. Якоря снабжались железными цепями вместо канатов, чтобы их было не перебить ядром.[7] Самая большая из батарей была в 1400 тонн, имела 21 пушку и 760 человек, самая маленькая 600 тонн, 6 пушек и 250 человек. По свидетельству очевидца, внешне они напоминали «длинный сенной сарай».[7]

Гибралтар, генеральный штурм. Назначенные (в центре) и действительные (внизу) позиции плавучих батарей

13 сентября состоялся штурм. 10 новых плавучих батарей (138 пушек и мортир, 5190 человек), при поддержке 40 канонерских лодок, 20 бомбардирских кораблей и 18 линейных, начали обстрел со стороны бухты. 86 сухопутных орудий вели огонь с перешейка. Осадная армия (примерно из 35 000 человек, из них 7000−8000 французов[3]) приготовилась штурмовать, как только будут разрушены укрепления. По слухам, на склонах на испанской стороне собралось до 80 000 зрителей.[7]

Но медленные неповоротливые батареи не достигли предписанных им позиций напротив Королевской батареи в нижнем городе. Вместо этого они встали на якоря, с носа и с кормы, на 1−3 каб дальше в бухте, что для гладкоствольной артиллерии немало. Артиллерия Эллиота ответила вполне точным огнем, сосредоточив его на бухте. Британцы применяли каленые ядра, и скоро добились нескольких попаданий, которыми подожгли корабли, в том числе взорвались 3 плавучие батареи, во главе с самой большой Pastora , когда огонь добрался до пороховых магазинов.[3] К вечеру все плавучие батареи были выбиты из линии и прекратили огонь. Сделать достаточно сильных разрушений бурбонам не удалось, генеральный штурм был сорван. Оставшиеся семь батарей, никак не приспособленные для отхода, испанцы затопили сами. С ними погибли 719 человек.

Бурбоны снова перешли к бомбардировкам, в расчете на истощение противника. Весь следующий месяц шла контрбатарейная борьба, обернувшаяся не в пользу испанцев. 10 октября 72-пушечный San Miguel , потерявший до этого стеньгу, отдрейфовал слишком близко к крепости и сел на мель. Спасти его из-под дул британских пушек было невозможно, и капитан дон Хуан Монтеро с экипажем из 634 моряков, морских пехотинцев и спешенных драгун сдался канонерским лодкам Кертиса.[7]

6.2. Снятие осады

Снятие осады с Гибралтара флотом эрла Хоува ; 1782. Четыре дисциплинированных транспорта видны прямо под скалой, остальные справа, британский флот в центре и слева, а флот бурбонов отстаивается под берегом за заднем плане

11 сентября лорд Хоув вышел из Спитхеда с 34 линейными кораблями, и с конвоем из 31 транспорта 9 октября появился у мыса Сент-Винсент.[8] Остаток от 140 транспортов и купцов, покинувших Спитхед вместе с ним, разделился на несколько конвоев и отправился в Вест-Индию, Канаду, вокруг Мыса Доброй надежды и так далее.

11 октября британские корабли были замечены со скалы. При свежем ветре от W после недавнего шторма, флот в строю трех колонн следовал за транспортами, «как пастух за стадом». Несмотря на детальные инструкции адмирала, все кроме четырех охраняемых прозевали вход в бухту, и флоту пришлось углубиться за ними до 50 миль в Средиземное море, пока всех не удалось собрать и направить в порт. Двумя днями позже испанский флот вышел в море, но несмотря на численное превосходство, не решился на сближение, и был сам отнесен к востоку. Когда 15-го ветер отошел на O, их позиция уже не позволяла напасть на конвой. 18 октября Хоув наконец привел в порт последние транспорты.

На следующий день испанцы пытались вызвать его на бой, но это был запоздалый жест, который ничего не решал в судьбе Гибралтара: крепость получила снабжение, и хотя внешне осада еще продолжалась, речи о новом штурме быть не могло. Тем не менее, Хоув был не склонен биться прямо в проливе; будучи по-прежнему в меньшинстве, он нуждался в просторе для маневра. С другой стороны, просто уходить и позволить противнику себя преследовать он тоже не мог: это давало испанцам возможность захватывать отставших. В результате он принял бой у мыса Спартель. Бой не принес решительной победы никому, потери сторон были примерно одинаковы. Но после испанцы не возобновили преследование, и британский флот в полном составе вернулся в Спитхед, блестяще исполнив трудную задачу при расстановке сил не в свою пользу. Лорд Хоув лишний раз доказал, что его тактический гений проявляется лучше всего в трудных обстоятельствах.

7. Последствия

Генеральный штурм; общий вид

Гибралтарские войска (реконструкция)

Осада Гибралтара, и особенно генеральный штурм породили множество отчетов, мемуаров и дневников, как письменных так и графических. Самым авторитетным признают свидетельство лейтенанта от Королевской артиллерии Ко́лера (англ. G. F. Koehler, RA ), который в момент штурма был флаг-адъютантом (Aide-de-camp ) генерала Эллиота.[7] Он же был изобретателем пушечной каретки с малым углом возвышения, благодаря которой огонь с верхних батарей был так опустошителен.

По отчету и зарисовкам Колера выполнена одна из многочисленных гравюр штурма, изображающая момент взрыва первой плавучей батареи. Другой участник и очевидец, Роджер Кертис, пишет:

Сцена, передо мной открывшаяся, была в высшей степени страшна. Множество людских криков среди огня, некоторые плавающие на обломках дерева, другие на кораблях, где пожар еще на зашел далеко, все выражали и словом, и жестом отчаяннейшее бедствие, все умоляли о помощи, являя трудно описуемое зрелище.

Другие отчеты рисуют подобную же картину решительного поражения испанцев. Гибралтар был спасен. Общее чувство в Британии было настолько сильно, что в начавшихся в 1783 году переговорах о мире вопрос о его судьбе даже не входил в повестку, несмотря на интенсивное давление испанской дипломатии.[9] Генерал Эллиот получил орден Бани; многие полки были отмечены специальной наградой.

В феврале 1783 года, когда стало известно о начале мирной конференции Британии, Франции, Испании и Голландии, осада была окончательно снята. После этого Британия непрерывно владеет Гибралтаром, и пользуется всеми выгодами его положения, которое было доказано многими войнами. Само название Гибралтар стало синонимом неприступной крепости и надежности. В культуре Большая осада увековечена множеством картин, стихами, и даже музыкальной пьесой Моцарта.[10]

Литература

· Clowes, William Laird. The Royal Navy: a history from the earliest times to the present , Vol. III. London, Sampson Low, Marston & Co. 1898.

· Mahan, A. T. Types of Naval Officers. Drawn from the History of the British Navy ; IV - Howe: The General Officer, as Tactician, University Press - John Wilson & Son, Cambrige, MA, 1901.

· Chartrand, René. Gibraltar 1779–1783: The Great Siege , Osprey, London, 2006. ISBN 978-1-84176-977-6

Список литературы:

1. Gibraltar Besieged, 1779 , in: Navies and the American Revolution, 1775−1783. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997, p.146-148. ISBN 1-55750-623-X

2. См. NMM neg. A5948

3. Maria Montero, Francisco. Historia de Gibraltar y de su campo , Imprenta de la Revista Médica, 1860. (исп.)

4. Gibraltar: the second relief and after, 1781−1782 , in: Navies and the American Revolution,… p.167−170.

5. См. аннотацию к NMM PAH7823

6. Lord Howe takes over the Channel Fleet, 1782 , in: Navies and American Revolution,… p. 170.

7. The Grand assault on Gibraltar, September 1782 , in: Navies and the American Revolution,… p.178−180.

8. Howe's relief of Gibraltar, October 1782 , in: Navies and American Revolution,... p. 178-179.

9. Dull, Jonathan. A Diplomatic History of the American Revolution . London − New Haven, Yale University Press, 1985. ISBN 0-300-03866-0

10. Mozart's Tribute to Gibraltar .

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Большая_осада_Гибралтара