Введение
Начнем с того, что туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и т.д. и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие - это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др. Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием . Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение. Во время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности. Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристской продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д. Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах. Инфляция может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из-за неэластичности предложения там и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.
Измерение экономического воздействия туризма
Оценка экономического воздействия туризма основана на расходах туристов. Здесь очень важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействие расходов туристов. Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора. Так как местные предприятия зависят от других предприятий-снабженцев, любые сдвиги расходов туристов в туристской местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Мультипликатор туризма - это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей, скажем, производства (занятости, дохода) к изменению расходов туристов. Определение мультипликатора базируется на кейсианском анализе. Существует некий коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства им является мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов.
Воздействие на национальный бюджет
Расходы в туристской инфраструктуре отражают огромное бремя, которое несет государственный бюджет. Давление на бюджет особенно высоко в развивающихся странах вследствие сокращения в последнее время запасов природных ресурсов. Главная проблема развивающихся стран состоит в задержке по времени затрат из собственного бюджета на развитие инфраструктуры и увеличении поступлений от туристского сектора, а решение этой проблемы перекладывается на государственное или частное финансирование из зарубежных источников. Последние становятся дорогими из-за большого процента по займу и повышения курса иностранной валюты. Из-за сильной зависимости от иностранных финансов развивающиеся страны иногда пытаются применять краткосрочные меры для увеличения поступлений от международного туризма, такие, как обложение налогами и запрещение товаров и услуг, импортируемых специально для туристского сектора; применение специальных налогов для международных туристов, например налогов в аэропортах или налогов, связанных с продолжительностью пребывания в стране. Эти меры могут увеличить резервы иностранной валюты на короткий промежуток времени, но для продолжительного периода в основном неэффективны. Они оказывают негативное воздействие на конкурентоспособность страны и ее туристский имидж за рубежом. Кроме того, страна может генерировать дополнительный доход от туристов через фискальную систему, не разрушая собственную индустрию туризма. Это достигается прямым и косвенным налогообложением доходов от туристов. В таких условиях воздействие международного туризма на государственный бюджет, особенно для развивающихся стран, зависит от экономической и финансовой ситуации в данной стране. Основная сложность состоит в точном прогнозировании необходимых расходов для развития инфраструктуры и возможностей страны в получении иностранных займов.
Туризм и международная торговля
Обмен услугами международного туризма между странами, так же как и обмен товарами, является частью международной торговли и оказывает значительное влияние на экспорт и импорт страны. Оказание первой медицинской помощи туристу в стране пребывания является экспортом для принимающей страны, а питание, которое туристы получают за рубежом, считается импортом для страны отправления этих туристов.
Международный туризм является также активным генератором международных торговых потоков товаров и услуг других сфер экономики. Многие страны удовлетворяют запросы иностранных гостей с помощью импортных продуктов и услуг, а развитие туристской инфраструктуры в стране тоже может стимулировать импорт различных строительных материалов, сырья, технологий. В свою очередь, для продвижения туристского продукта за границу могут экспортироваться рекламные товары, одежда, журналы и т.д. Согласно данным ВТО доля импорта, связанного с туризмом, в общем импорте стран относительно велика в странах Карибского бассейна и составляет более 50% на Багамских островах и Антигуа, но в крупных странах эта доля импорта значительно меньше, например, в Мексике она достигает 5%, кроме того, она неоднородна по разным видам товаров и услуг. Доля поступлений от международного туризма составляет 9% всех поступлений мирового экспорта (табл. 3.1). Поступления от туризма в разных странах распределяются, так же как и поступления от экспорта товаров. Высокая концентрация наблюдается в странах североамериканского и европейского регионов, а доля развивающихся стран, так же как и доля экспорта других видов услуг, очень мала, почти в 2 раза меньше доли экспорта товаров, несмотря на то, что многие страны живут за счет этих поступлений.
Таблица 3.1.
Значимость туризма для торговли страны в 1980-1991 гг.
Показатели
|
Развивающиеся страны
|
В мире
|
1980
|
1989
|
1990
|
1991
|
1980
|
1989
|
1990
|
1991
|
ВНП, млн долл.
|
1 584
|
2 745
|
2 829
|
2 872
|
10 219
|
19 294
|
20 899
|
21 582
|
Общий экспорт,млн долл.
|
403
|
699
|
779
|
827
|
1864
|
3013
|
3013
|
3482
|
Экспорт услуг, млн долл.
|
87
|
155
|
170
|
176
|
745
|
1331
|
1598
|
1694
|
Международные туристские поступления, млн долл.
|
26
|
55
|
64
|
63
|
102
|
211
|
255
|
261
|
Международные пассажирские поступления, млн долл.
|
4
|
6
|
8
|
7
|
18
|
40
|
48
|
54
|
Общемировые туристские поступления, млн долл.
|
30
|
61
|
72
|
70
|
120
|
251
|
303
|
315
|
Доля от общемировых туристских поступлений, %от ВНП:
|
1,9
|
2,2
|
2,5
|
2,4
|
1,2
|
1,3
|
1,4
|
1,5
|
от общего экспорта
|
7,4
|
8,7
|
9,2
|
8,5
|
6,4
|
8,3
|
8,9
|
9,0
|
от экспорта услуг
|
34,5
|
39,4
|
42,4
|
39,8
|
16,1
|
18,9
|
19,0
|
18,6
|
Доля международных туристских поступлений, % от экспорта услуг
|
29,9
|
35,5
|
37,6
|
35,8
|
13,7
|
15,9
|
16,0
|
15,4
|
Доля международных пассажирских поступлений, % от экспорта услуг
|
4,6
|
3,9
|
4,7
|
4,0
|
2,4
|
3,0
|
3,0
|
3,2
|
|
Развивающиеся страны
|
В мире
|
|
Среднегодовой уровень роста, %
|
|
89/90
|
90/89
|
91/90
|
91/80
|
89/90
|
90/89
|
91/90
|
91/80
|
ВНП
|
6,3
|
3,1
|
1,5
|
5,6
|
7,3
|
8,3
|
3,3
|
7,0
|
Общий экспорт
|
6,3
|
11,4
|
6,2
|
6,8
|
5,5
|
12,6
|
2,7
|
5,8
|
Экспорт услуг
|
6,6
|
9,7
|
3,5
|
6,6
|
6,7
|
20,1
|
6,0
|
7,8
|
Международные туристские поступления
|
8,7
|
16,4
|
-1,6
|
8,4
|
8,4
|
20,9
|
2,4
|
8,9
|
Международные пассажирские поступления
|
4,6
|
33,3
|
-12,5
|
5,2
|
9,3
|
20,0
|
12,5
|
10,5
|
Общемировые туристские поступления
|
8,2
|
18,0
|
-2,8
|
8,0
|
8,5
|
20,7
|
4,0
|
9,2
|
Источник: ВТО для международных поступлений, МВФ для международных пассажирских поступлений и услуг, Мировой банк для ВНП, ООН для общего экспорта. Последний Уругвайский раунд переговоров в рамках Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) показал, что в структуре международной торговли усиливается роль обмена финансовыми, страховыми, транспортными и, конечно же, туристскими услугами. Соответственно в экономиках разных стран увеличивается доля сферы услуг: 40% валового внутреннего продукта (ВВП) в развивающихся странах и 65% ВВП в индустриальных странах. Последствия такого перехода к новому постиндустриальному обществу могут быть неадекватны, например, в сфере занятости из-за перехода большого количества трудовых ресурсов из производственного сектора в сферу услуг. И здесь надо проводить оптимальную политику перераспределения трудовых ресурсов, чтобы не создавался излишек их в сфере услуг в ущерб производственному сектору. В этой связи многие страны иногда проводят политику, направленную на сокращение обмена туристскими услугами или товарами, предназначенными для туризма. Ограничивающие меры для туризма могут быть весьма разнообразны - от ограничений ввоза и вывоза иностранной валюты, протекционистских тарифов на перевозки до административного квотирования количества путешествующих.
Воздействие на платежный баланс
Вклад международного туризма в платежный баланс страны выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за рубежом. Международный туризм может оказать существенное влияние на политику, проводимую государствами по стабилизации платежного баланса. Поэтому для содействия государствам при сборе необходимой информации по учету расходов туризма и поступлений от него ОЭСР и ВТО упростили процедуру учета в международном туризме. Используемая в туристском учете статистическая информация исходит из данных, предоставляемых ВТО. Бухгалтерская система туризма должна совмещаться с системой национальных счетов, отражая специфику туризма в стране. Статистическая информация содержит три основные составляющие: - статистику, собранную на границе, которая отражает международные туристские потоки. Она собирается в результате иммиграционного контроля и с помощью опроса на границе. Выборочно опрашиваются гости для тщательного сбора статистической информации о стране происхождения и стране постоянного проживания туристов, продолжительности проживания, целях путешествий, видах используемого транспорта, местах проживания и расходах во время проживания; - статистику мест проживания, которая очень ценна для анализа предложения. Она обеспечивает также информацией о спросе, возможностях мест проживания и их заполняемости. Однако возникают трудности при сборе данных в некоторых местах проживания, например у владельцев частных домов или в местах проживания, арендуемых у частников; - транспортную статистику, обычно получаемую непосредственно от транспортных фирм и обеспечивающую информацией о видах транспорта, используемых туристами, объеме перевозок и экономическом воздействии туризма на выручку фирм.
Для учета туристов, приезжающих в страну, используют и другие статистические средства. Например, проводят опрос бывших и потенциальных туристов у них дома или в местах их нахождения (места проживания, поезда, станции, зоны проживания). Дополнительную информацию можно получить у государственных служащих, которые регулярно обрабатывают большой объем данных об экономической деятельности. Существуют разные системы учета туризма. В частности, ОЭСР разработала модель, которая может быть полезна для международных сравнений. Эта модель, во-первых, описательна и пригодна для практического применения; во-вторых, базируется в основном на экономических (в частности, в стоимостном выражении) и физических базах данных; в-третьих, интегрирует аспекты предложения и спроса; в-четвертых, использует статистические средства от национальных счетов, платежного баланса и статистического сборника ВТО. Как правило, составляют три основных счета: - счет, относящийся к производственному процессу, который предоставляет информацию о предложении; - счет, отражающий потребление и предоставляющий информацию о спросе; - счет, касающийся продуктов и услуг и отражающий предложение и спрос.
Каждый из этих счетов используется в сочетании с остальными для создания глобальной системы, которая предоставляет всю статистику о потреблении и производстве в туризме. Производственные счета играют важную роль в этой глобальной системе. Они создаются для каждой сферы деятельности и отражают производство товаров и услуг, потребляемых туристами. Тем не менее учет производственного процесса представляет собой систему, базирующуюся на сфере деятельности, и не соответствует полностью понятию туризма, например, когда туристы потребляют продукты, производимые вне туристской сферы. Вторичное предложение туристских товаров и услуг должно также учитываться. ВТО провела классификацию стран по положению туризма в их платежном балансе, т.е. по поступлениям от международного туризма и платежам резидентов страны для осуществления путешествий. Поступления и расходы, связанные с потоком капиталов, затраты на импорт товаров и услуг, предназначенных для потребления туристами, и платежи от инвестиций и работы за рубежом были исключены из баланса. Баланс текущего туристского счета (табл. 3.2) отражает экономическую ситуацию той или иной страны и может характеризовать ее как с положительным, так и с отрицательным балансом.
Таблица 3.2.
Балансы текущих туристских счетов регионов, входящих в ОЭСР (с у четом инфляции), млрд долл.
Регион
|
Поступления от туризма
|
Расходы туристов
|
Баланс
|
1991г.
|
1992г.
|
1991г.
|
1992г.
|
1991 г.
|
1992 г.
|
Европа
|
130,6
|
145,8
|
123,2
|
143,4
|
7,4
|
2,3
|
Северная Америка
|
54,2
|
59,5
|
46,6
|
51,1
|
7,6
|
8,4
|
Австралия - Япония
|
8,9
|
9,1
|
28,9
|
31,8
|
-20,0
|
-22,6
|
ОЭСР
|
193,8
|
214,4
|
198,7
|
226,3
|
-5,0
|
-11,9
|
Примечание. Знак "минус" обозначает дефицит баланса. Суммы округлены, балансы не всегда равны разнице между поступлениями и расходами. Источник: ОЭСР. Текущий туристский баланс, как правило, положительный в странах Средиземноморья. Это Франция, Италия, Испания, Кипр, Мальта, а также Австрия и Швейцария. Из развивающихся стран к ним можно отнести Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна и др. Отрицательный текущий туристский баланс в основном присущ индустриальным странам с высоким уровнем жизни, например Скандинавским странам, Германии, Канаде и нефтедобывающим странам Персидского залива. В большинстве развивающихся стран ситуация почти безнадежна. Эти страны имеют отрицательный туристский баланс из-за того, что они не обладают необходимой инфраструктурой для привлечения туристов из других стран и часто обязаны импортировать многие продукты, потребительские товары и оборудование для инфраструктуры. Кроме того, они платят из валютных выручек от туризма проценты за взятые за рубежом кредиты, а также заработную плату иностранному персоналу, который помогает управлять фирмами. Часть денег уходит в виде репатриированной прибыли транснациональным корпорациям и др. Воздействие международного туризма на платежный баланс страны зависит от остальных составляющих платежного баланса, т.е. от текущего платежного баланса и баланса движения капиталов. В результате разных комбинаций этих составляющих суммарный баланс может быть как положительным, так и отрицательным. В свою очередь, туризм может оказать влияние на движение капиталов и, следовательно, последние также должны тщательно анализироваться для точного определения воздействия туризма на платежный баланс, да и на всю экономику. Оценить точно влияние туризма на платежный баланс очень сложно. В последнее время ведется разработка единого международного счета туризма на базе сбора всей финансовой статистики о международном туризме.
Международный туризм и занятость
Туризм охватывает множество разнообразных секторов экономики, и это усложняет точную оценку численности работников, занятых в сфере туризма. Более того, решение проблемы реальной оценки затрудняется из-за специфического характера труда и разнообразных связей между туристским сектором и другими секторами экономики. Рост туризма создает в странах независимо от уровня их развития много рабочих мест. Поэтому такое воздействие туризма на занятость может стать определяющим для многих небольших стран, которые существенно зависят от данного сектора экономики. В этих странах более 50% трудоспособного населения вовлечено в деятельность, которая прямо или косвенно связана с туризмом в определенное время года. Малые страны в основном имеют замкнутую экономику, и до развития в них индустрии туризма они зависели от какого-нибудь одного вида экономической деятельности, например сельского хозяйства, или какого-либо одного продукта, например сахара. В отличие от небольших государств в крупных индустриальных странах в туристской отрасли работает только 5% трудоспособного населения. В развивающихся же странах в индустрии туризма создается больше новых рабочих мест, чем в других отраслях экономики. Помимо количественного анализа воздействия туризма на занятость должен проводиться и качественный анализ. Здесь основным показателем является уровень мастерства. Согласно информации Международного бюро труда примерно 100 млн человек во всем мире заняты в сфере туризма и половина из них работает в гостиничном хозяйстве. Однако эта пропорция различна для разных стран. В развивающихся странах число работников, занятых в гостиничном хозяйстве, очень велико, поскольку труд там очень дешев, гостиницы строятся в отдаленных местностях и требуют большей технической оснащенности. Таким образом, показатель численности людей при обслуживании одного номера в этих странах примерно составляет от 1,6 в Кении до 1,8 на Сейшельских островах. Количество вновь создаваемых рабочих мест в гостиничном хозяйстве в целом хотя и очень велико, но возможность их создания зависит от категории гостиниц, которая, в свою очередь, определяется величиной инвестиций. Статистика занятости показывает, что доля женщин в индустрии гостиничного хозяйства составляет больше 50% (табл. 3.3). В странах Северной Европы в этой сфере в основном заняты иностранцы, например, во Франции и Германии их число составляет около 25%.
Таблица 3.3.
Численность работающих в отелях и ресторанах в разных странах в 1990 г.
Страна
|
Число работников
|
Доля мужчин, %
|
Доля женщин, %
|
Австрия
|
126034
|
38,7
|
61,3
|
Бельгия
|
93 376
|
46,7
|
53,3
|
Финляндия
|
75 000
|
24,0
|
76,0
|
Германия
|
692 700
|
43,2
|
56,8
|
Нидерланды
|
71 400
|
55,2
|
44,8
|
Швеция
|
98000
|
37,8
|
62,2
|
Великобритания
|
603 700
|
40,1
|
59,9
|
Канада
|
768000
|
41,7
|
58,3
|
Австралия
|
94 000
|
39,4
|
60,6
|
Экологическое воздействие
В процессе туристской деятельности неизбежно происходит изменение окружающей среды. В настоящее время проблемы охраны окружающей среды и ее улучшения занимают важное место во многих исследованиях. Ранее исследованиям по анализу туристской деятельности уделялось мало внимания, да и то рассматривали воздействие туризма только в определенных точках земного шара или воздействие отдельных его видов. Воздействие туризма на окружающую среду может быть прямым, косвенным и побудительным, а также положительным и отрицательным. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, однако с помощью управления развитием туризма и четкого планирования возможно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное. Положительное воздействие международного туризма включает: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту берегов и рифов, сохранение лесов и т.д. Однако во многих развивающихся странах не предпринималось никаких шагов для защиты и сохранения природы из-за отсутствия необходимых финансовых средств, а полученные от туризма доходы перекачивались в другие, приоритетные сферы, считавшиеся экономически более выгодными. При оценке влияния туризма на природу важно также, с какой точки зрения она ведется: ведь то, что считается положительным с точки зрения туристов, может оказаться негативным с точки зрения местных жителей. Например, сохранение парков может стать причиной сокращения пастбищ для скота и, следовательно, причиной спада производства пищевых продуктов. Негативные воздействия туризма, к сожалению, часто берут верх над положительными. В частности, это воздействие на качество воды в реках, морях, озерах и на качество воздуха из-за применения транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания на масляном топливе; шум от деятельности разных развлекательных заведений; уничтожение местной и дикой фауны туристами, разжигающими костры; разрушение исторических памятников вандалами, оставляющими на них надписи, и т.д. Это примеры лишь незначительных повреждений, причиняемых окружающей среде. Политика строительства новых гостиничных комплексов и инфраструктур вдоль побережья, особенно в 70-е годы, отрицательно повлиявшая на природную среду, в последние годы стала неактуальна. В некоторых странах применяются ограничения на строительство зданий в непосредственной близости к морю, например в Индии, или на строительство объектов выше пальмовых деревьев, например в Мавритании. Так как в туристской сфере употребляется продукция многих других отраслей, прямо не производящих туристский продукт, воздействие их на окружающую среду также следует учитывать. Политика по защите окружающей среды должна быть нацелена на долгосрочный период для обеспечения продолжительной туристской деятельности. Однако многие, особенно развивающиеся страны игнорируют это, предпочитая коммерческую и финансовую сиюминутную выгоду. Для оценки влияния на окружающую природную среду приняты разные модели. В некоторых туристских местах слабо действуют нормативные акты, а природоохранные службы практически отсутствуют. Однако отсутствие нормативной базы, обеспечивающей защиту окружающей среды, не должно остановить процесс планирования развития туризма. Специалисты в этой области должны проводить собственную оценку воздействия на среду. Следует отметить, что защита окружающей среды является более простой и дешевой мерой, чем исправление нанесенного вреда в будущем. Политика развития туризма с учетом экологического воздействия становится все более актуальной, и ВТО предложила много программ по охране окружающей среды.
Социально-культурное воздействие
Туристы, приезжающие в ту или иную страну для знакомства с местными достопримечательностями и для отдыха, оказывают социально-культурное воздействие в результате контактов с местным населением. Можно выделить три основные категории этих контактов: - когда туристы покупают продукты и услуги у местного населения; - когда местные жители и туристы вместе пользуются услугами, например морскими пляжами, транспортом, рестораном и т.д.; - когда туристы и местное население вместе проводят культурные мероприятия.
Однако не обязательно называть социальным воздействием любой непосредственный контакт туристов с местными жителями. Новые виды коммуникаций, транспорта и инфраструктуры, предлагаемые для развития туризма, а также новые средства труда вызывают социальные изменения и без непосредственного контакта. Их можно охарактеризовать как косвенные социальные эффекты. Помимо социального воздействия туризма следует учитывать телевизионную рекламу потребительских товаров, а также в целом радио и телевидение, которые вместе с увеличением доходов населения вызывают у него разные потребности и тем самым еще больше углубляют процесс социальных изменений. Величина прямого социально-культурного воздействия связана с развитием туризма и определяется различием в социально-культурных уровнях гостей и местного населения. Это и традиции, и религия, и образ жизни, и нормы поведения, и привычки, и многое другое. Социально-культурное влияние может быть как положительным, так и отрицательным. К положительному можно отнести обмен культурной информацией. Интерес туристов к культурному наследию страны может вызвать ответное чувство гордости у местных жителей, стимулируя их сохранять свои национальные традиции, ремесла. Негативное влияние часто проявляется в результате прямого контакта, но может возникать и из-за непропорционального развития туризма и неэффективности реализации потенциальных возможностей. Привлечение иностранной рабочей силы, а также создание новых высокооплачиваемых рабочих мест за счет получения иностранных инвестиций могут вызвать недовольство той части местных жителей, которые не могут найти подходящую работу или получают относительно маленькую заработную плату. Проблема социального напряжения также может углубляться и за счет разного уровня благосостояния гостей и местных жителей. У последних создается впечатление, что туристы богаче их, поскольку они демонстрируют расточительность, не свойственную им в повседневной жизни у себя на родине. При этом местные жители забывают о том, что туристы находятся в отпуске и могут позволить себе немного лишнего. Это может вызвать чувство зависти у местных жителей. Иногда это приводит к открытому возмущению поведением туристов. Часто подобные трения возникают в период многочисленных туристских потоков в районах большой концентрации туристов. Во избежание таких проблем туристские потоки необходимо направлять в районы, где концентрацию туристов можно контролировать, например, с помощью относительного увеличения цен, что ограничит потоки международных туристов. При этом большие доходы компенсируются небольшим количеством туристов, прибывающих в страну.
Список используемой литературы:
1. Кабушкин И.И. Менеджмент туризма. М., 2001г.
2. Квартальнов В.А.. Туризм. М., 2001г.
3. Сенин В.С. Организация международного туризма. М., 2001г.
4. Сенин В.С.. Введение в туризм. М.,1993г.
5. Под ред. Чудновского. Гостиничный и туристический бизнес. 1999г.
8. Янкевич. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. 2003г.
9. Гиляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. 1998г.
10. Биржанов М.Б. Индустрия туризма. М., 2001г.
11. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. 2003г.
|