Реферат: Местное самоуправление на современном этапе
Название: Местное самоуправление на современном этапе Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ Введение стр.2-3 1.Исторические корни стр.4-5 2.Местное управление на современном этапе стр.6-8 3.Организационная структура местного управления и стр.9-11 самоуправления 4.Формы и методы управления в административном районе стр.12-15 5.Местный бюджет – как регулятор управления в районе стр.15-19 6.Анализ результатов управления административного района на примере Глусского района стр.19-25 Могилевской области Заключение стр.26-27 Список литературы стр. 28 ВВЕДЕНИЕ Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение, жизнедеятельность людей устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли авторитета власти принуждения и других методов. Сегодня государство рассматривается как основное орудие политической власти признаками, которого являются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции власти: системы правовых норм и актов определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция. Основой государственного управления в любой стране является государственная власть. Сильная дееспособная власть- это первое условие успешного государственного управления. В своем управленческом воздействии государство опирается на право, использует силу права, применяет ту или иную его форму. Так, в соответствии со статьями 6 и 7 Конституции Республики Беларусь, принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, в республике государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается принцип верховенства права. Основанное на силе власти и верховенстве права государственное управление представляет собой очень сложную систему, имеющую комплексный многоплановый и многогранный характер, что требует выделения в его составе отдельных элементов: сторон, сфер, объектов, учета их сложных взаимосвязей и проявлений. По природе и специфике субъектов управление выделяется: государственное управление общественное управление менеджмент (в качестве субъекта выступает собственник предприниматель), муниципальное управление (местное самоуправление). При этом единство сущности государственного управления предполагает логическую согласованность, взаимодействие и взаимосвязь всех перечисленных элементов обеспечивая государственному управлению сложную целостность. Особое место занимает местное самоуправление. Поиск и внедрение оптимальной модели местного управления и самоуправления- одна из ключевых проблем развития государственности, способ привлечения граждан к участию в решении общенародных задач. Конституцией Республики Беларусь предусмотрено, что местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через Советы депутатов исполнительные и распорядительные органы, органы территориального самоуправления, референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Целью данной курсовой работы является изучение управления социально-экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития. Объектом исследования является социально-экономическая сфера Глусского района. Предметом исследования является система управления и, в частности, механизм реализации функции управления социально-экономическими процессами районным исполнительным комитетом. 1.ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ. За свою многолетнюю историю Беларусь накопила значительный опыт местного управления и самоуправления. В средние века было вече - народное собрание. Круг вопросов, которые решались на нем, строго не определялся. Это могли быть вопросы войны и мира организации обороны и ополчения призыв и изгнание правителей заключение договоров с другими землями и т.д. В период Великого княжества Литовского в Беларуси складываются постоянно действующие органы власти. В 14-18 веках местные власти в своей деятельности руководствовались общегосударственными нормативными актами и обычным правом. Главной фигурой в системе местных органов был воевода, совмещавший функции представителя центральной власти и местного управления. Он возглавлял административные хозяйственные военные и в значительной мере судебные органы на своей территории. На воеводских и уездных земских собраниях избирались судьи депутаты на всеобщий земский сбор, определялись размеры налогов для нужд уездов, вырабатывались инструкции и наказы, ходатайства и просьбы к правительству. Местное управление и самоуправление имело свои особенности в городах. Это была особая форма управления на основе так называемого Магдебурского права, предусматривающего определенную степень самостоятельности городских сообществ. Во главе такой администрации и суда стоял войт, следивший за поддержанием порядка в городе, соблюдением правил торговли, своевременным сбором налогов, осуществляющий совместно с членами городской Рады правосудие. Во второй половине 18 века, после присоединения территории Беларуси к Российской империи, местное самоуправление было резко ограничено в своих правах. И лишь спустя более сто лет оно стало медленно возрождаться. Начало этому положили реформы Александра 11. Местные органы создавались в административно- территориальных единицах двух уровней - губерниях и уездах. Низшего звена - волостных учреждений, а также высшего - всероссийских органов земство не имело. Земская система не основывалась на принципе соподчиненности, чем отличалась от государственной бюрократической. Земские учреждения включали в себя распорядительный орган – собрание и исполнительный – управу. Исполнительный орган подчинялся представительному, обладал определенной самостоятельностью. В 1864- 1917 годах были проведены три земские реформы. Все они были направлены на усиление государственного управления и уменьшение самодеятельности местных учреждений. Тем не менее, земства через 10-15 лет после своего рождения стали крепнуть и брать в свои руки значительную часть общественных дел. К февралю 1917 года насчитывалось около 25 направлений земской деятельности: народное образование, здравоохранение, культурно- просветительная работа, сельское хозяйство и т.д. Весной 1917 года после революции вся полнота власти на местах перешла к земствам. Однако наделение их несвойственными им функциями (полицейскими, мобилизационными и т.д.) подрывало их авторитет у населения. История земского самоуправления кончается в 1918 годом, когда в соответствии с постановлением Наркомата внутренних дел земства были ликвидированы как органы, чья деятельность противоречила задачам Советской власти. 2. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Построение демократического правового государства неразрывно связано с развитием и укреплением системы местного управления и самоуправления, так как они выступают как форма организации и деятельности граждан, а также в качестве представителя центральных (республиканских) органов управления на местах и предназначена для самостоятельного решения социально-экономических проблем с учетом интересов населения, особенностей регионов и городов. Одним из важнейших международных правовых актов в области местного самоуправления является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 18 октября 1985 года. Государства – участники Европейской Хартии взяли на себя обязательства считать себя связанными её статьями в определенном объеме. Республика Беларусь, хотя и не является членом Совета Европы, должна придерживаться положений Европейской Хартии, если в дальнейшем хочет вступить в Евросоюз. Одним из основных нормативных актов, регулирующих в настоящее время деятельность местных органов власти, является закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», принятый в 1991 году. Существенные изменения в закон потребовалось внести после принятия в 1994 году новой Конституции страны, преобразовавшей Беларусь из парламентской республики в президентскую. Серьёзные противоречия появились в вопросах реализации конституционного принципа разделения властей, взаимодействия представительной и исполнительной власти. Принятие на всенародном референдуме в ноябре 1996 года новой редакции Конституции внесло определённую ясность в эту проблему. В настоящее время в республике действует Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» 1991 года с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995-97 и 2000-2001 годах. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями содержит пятый раздел, который называется «Местное управление и самоуправление». Статья 117 Конституции Республики Беларусь не разграничивает четко местное управление и самоуправление, а лишь устанавливает, что «местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах». Правовые возможности для обеспечения местного самоуправления финансовыми ресурсами открывает статья 133 Конституции Республики Беларусь, которая установила, что бюджетная система Республики Беларусь включает республиканские и местные бюджеты, а закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» содержит главу 5 «Экономическая основа местного управления и самоуправления». Главные направления совершенствования структуры управления в основных сферах народного хозяйства республики были сформулированы в Концепции Генеральной схемы управления, разработанной в соответствии с решениями Коллегии Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1996 года №21, Генеральной схеме управления народным хозяйством республики на 1996- 2000 годы. Основными направлениями выделили: -построение эффективной системы государственного и хозяйственного управления народным хозяйством по единым для всех уровней принципам. -обеспечение целенаправленности и гибкости структур и функций органов управления. -оптимизацию структурного и функционального обеспечения управления по «зонам» собственности. -эффективное сочетание исполнительной вертикали и территориальных региональных органов, включая органы самоуправления. -перестройку системы управления в основном звене (на предприятиях, организациях) с учетом перехода к рыночным отношениям. При реализации всех этих направлений необходимо учитывать, что любое государство нуждается в развитом местном самоуправлении. Именно местные органы, учитывающие региональную специфику, способны надежно выстраивать на своей территории эффективную инфраструктуру, полнее удовлетворять социально-культурные запросы населения. Формирование целостной системы местного самоуправления представляет собой одну из важнейших задач государственного строительства в Республике Беларусь. Потому что оно неотъемлемое условие создания гражданского общества с критерием демократизма, способом привлечения граждан к решению повседневных задач. 3.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ. В Республике Беларусь, как и в большинстве зарубежных стран, принята трёхуровневая система местного управления и самоуправления. Первичный уровень составляют сельсоветы, посёлки и города районного подчинения, базовый – районы и города областного подчинения, областной – области и город Минск, который обладает также правами базового уровня. По порядку формирования, компетенции, характером взаимоотношений различают местное управление (назначаемые из центра) и местное самоуправление (избираемые местным населением). Местное управление – это управленческая деятельность в масштабе территориальной единице, которая осуществляется центральной властью или администрацией высшего территориального уровня управления. Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы и его выборных органов по управлению делами. Исполнительным и распорядительным органом на территории района, города, сельсовета является исполнительный комитет, в состав которого входят председатель исполнительного комитета, его заместители, управляющий делами и члены исполнительного комитета. Исполнительный комитет подотчётен соответствующему Совету по тем вопросам, которые отнесены к компетенции Совета. В пределах своих полномочий исполнительный комитет принимает решения, не реже одного раза в год отчитывается о своей деятельности Совету, информирует через средства массовой информации, на собраниях трудовых коллективов о принятых решениях и своей деятельности за отчетный период. Также исполнительным и распорядительным органом на территории района и в городе является местная администрация, которая входит в систему органов исполнительной власти и является органом местного управления. Структура и штатная численность местной администрации утверждается городским (районным) исполнительным комитетом. К органам местного самоуправления относятся местные Советы депутатов и другие органы общественного самоуправления. Совет депутатов является представительным государственным органом на территории соответствующего административного района и выступает основным элементом в системе местного самоуправления. Советы избираются самими гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равноправного избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном законодательством. Советы осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и путем реализации депутатами своих полномочий в установленном законодательством республики порядке. Система представительных и исполнительных органов, институты непосредственной демократии, в своей совокупности, развиваясь и тесно взаимодействуя между собой, призваны обеспечивать наиболее полное выражение интересов населения, их волеизъявление при решении важных вопросов местной жизни, удовлетворение их насущных потребностей (схема 1). Схема 1. СИСТЕМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
4.ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ РАЙОНЕ. В современных условиях в системе государственного регулирования используются самые разнообразные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально- экономического развития страны. По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно - распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные. Но при этом следует отметить, что все они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. К прямым методам относятся административно - распорядительные методы. Их основа- сила власти: запрещение, предупреждение, разрешение. Они реализуются через законодательные и нормативно- правовые акты, лицензии, квоты, стандартизацию и т.д. К косвенным методам относят экономические методы. Их основа – экономические интересы: экономическое поощрение, экономическая ответственность. Реализуются они через финансово- кредитную систему, нормы и нормативные лимиты, индикаторы и т.д. Административно - распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов. Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную системы. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству. При регулировании деятельности предприятий и организаций, находящихся на территории региона, используются как административные, так и экономические методы. Ранее взаимоотношения территориальных органов управления с предприятиями носили, как правило, административный характер. Они строились на применении неэкономичных мер привлечения предприятий к участию в решении региональных проблем, с одной стороны, и практически бесплатном использовании региональных ресурсов- с другой стороны. Такое территориальное управление в условиях перехода к рынку становится неприемлемым. Взаимосвязь интересов местных органов и действующих на их территории предприятий, организаций и учреждений в условиях рыночной экономики должна обеспечиваться, прежде всего, экономическими методами, строиться на взаимовыгодной договорной основе. Однако роль государства и его органов управления будет неодинакова в зависимости от типов предприятий, форм собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется посредством сочетания экономических методов с административным подчинением министерствам и ведомствам и местным органам власти. Прямое регулирование территориального развития осуществляется с помощью государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной системы, квот, нормативов, а также регулирования цен, финансирования через специальные фонды развития и местный бюджет. Особенно важное значение для приоритетного развития тех или иных регионов, производственной и социальной инфраструктуры, достижения необходимых структурных изменений, развития научно-технического потенциала имеют государственные капитальные вложения. При этом основной формой прямого участия государства в регулировании развития регионов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета. Государство может использовать и другие формы прямого инвестиционного участия в формировании новой территориальной структуры экономики, создания инфраструктуры. Однако в условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов, ориентация должна быть на использование средств предприятий и населения. В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного регулирования территориального развития с помощью финансово-кредитной и налоговой политики, амортизационной политики, а также через внебюджетные фонды. При этом преобладающей формой должно быть финансовое и налоговое регулирование. Необходимость функционирования регионов в условиях рынка на принципах самоуправления и самофинансирования предъявляет особые требования к организации их финансовой деятельности, стабилизации финансового положения в регионах. Важным регулятором территориального развития являются местные бюджеты. Порядок составления и исполнения местных бюджетов, их взаимоотношения с республиканским бюджетом определены законодательством Республики Беларусь и исходит из четкого разграничения доходов и расходов республиканских и местных бюджетов. 4.МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ – КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНИЯ В РАЙОНЕ. В последнее время отмечается тенденция роста доходов местных бюджетов и соответственно, повышения возможностей в финансировании развития регионов. Значительно расширены права местных органов власти в использовании финансовых ресурсов, по формированию основных статей доходной и расходной части бюджета. Местные Советы депутатов самостоятельно определяют перечень доходных источников и структуру расходов местных бюджетов, включая порядок образования резервных и иных фондов. В распоряжении местных бюджетов полностью остаются дополнительно полученные доходы или экономия в расходах, а также свободные остатки средств на конец года. Рассмотрим влияние местного бюджета на территориальное развитие административного района на примере Глусского района Могилевской области. Доходная часть районного бюджета в 2005 году формируется за счет: -подоходного налога с физических лиц (за исключением отчислений, передаваемых в сельские бюджеты) -налогов на доходы и прибыль -налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) -поступлений по штрафам и санкциям -неналоговых доходов -иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь В доходы районного бюджета включаются средства местных целевых бюджетных фондов: районного фонда охраны природы, часть средств государственного фонда содействия занятости. Установлено, что в 2005 году полностью поступают в местный бюджет: -налог на недвижимость -земельный налог - платежи за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов - налог при упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства - средства, полученные от реализации бесхозяйственного имущества - единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц -единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции -налог с продаж в розничной торговле -арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Таблица1. Доходы местного бюджета на 2005 год.
Из общей суммы консолидированных доходов 13231,6 млн. руб. в районный бюджет поступило 4650,8 млн. руб. или 35,8 % против 35,3 % в 2003 году с учетом взаимных расчетов. Доходы районного бюджета по сравнению с прошлым годом увеличены в 1,2 раза. Расходы бюджета района определялись исходя из возможностей доходной части. В основу формирования расходной части бюджета заложены следующие приоритеты: 6.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РАЙОНОМ НА ПРИМЕРЕ ГЛУССКОГО РАЙОНА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ. Глусский район Могилевской области является сельскохозяйственным, так как из 177 субъектов хозяйственной деятельности 43 относятся к сельскому хозяйству или 24,3%. Самой важной задачей, стоящей перед районным исполнительным комитетом, является обеспечение устойчивого экономического роста предприятиями района. Вопросы производственного развития, выполнения прогнозных показателей, улучшения качества производимой продукции неоднократно рассматриваются на заседаниях исполкома. В районе разработаны и утверждены целевые программы «Молоко», «Зерно», «Молодежь», «Дети Беларуси», государственной поддержки малого предпринимательства и другие. Рассматривая итоги работы за 2004 год можно сказать, что районом обеспечено выполнение всех прогнозных показателей. Так, темп роста промышленной продукции составил 109,4 % , при прогнозе 105,3%. потребительских товаров 110,5 % при прогнозе 105,5 %. Валовая продукция сельского хозяйства составила 109,6 % при прогнозе 108,5 %., потребительских товаров 110,5 % при прогнозе 105,5 5. Темп роста платных услуг населению по официальным учетным данным составил 108,9 % при прогнозе 105,0%. Прирост розничного товарооборота составил 8,8 % при прогнозе 6,5 %. Внешнеторговый оборот за 2004год составил 1679,4 тыс. долларов или 178,6 % к уровню прошлого года. За счет всех источников финансирования введено 5,2 тыс. кв. м. жилья, при прогнозе 4,5 тыс.кв.м. Таблица 2. Основные показатели работы Глусского района за 2004 год.
Большое внимание в районе уделяется развитию социальной сферы. В районе действуют 2 больницы, обеспеченность койками на 1000 человек составила в 2004 году 9. Работа учреждений здравоохранения стабильна, медицинская помощь доступна всем слоям населения. Райисполкомом уделяется большое внимание не только работе медицинских учреждений, но и образовательно-воспитательной системе. В Глусском районе работает 11 средних, 5 базовых, 1 начальная школы, в том числе 8 школ- садов. Также на территории района имеется 6 дошкольных учреждений, 2 внешкольных учреждения - Центр внешкольной работы и Детско-юношеский клуб физической подготовки. В школах обучается 2943 учащихся, в дошкольных учреждениях воспитывается 500 детей, внешкольным образованием охвачено 842 подростка. Претерпела существенные изменения сеть учреждений образования района: с 1.09.2004 года были закрыты Старосельская и Славковичская базовые школы, Дубровская БШ была реорганизована в начальную, создан комплекс Заелицкая «школа-сад»; с 06.09.2004г. Балашевичская базовая школа реорганизована в начальную. Вызвано это необходимостью оптимизации количества образовательных учреждений и экономии бюджетных средств, а так же недостаточной материально-технической базой этих школ: расположение их в нетиповых зданиях, недостаточностью условий для организации учебно-воспитательного процесса. Для учащихся организован подвоз в близлежащие школы, решен вопрос с трудоустройством педагогов. На базе СШ №2 создан Центр информационных технологий. С целью создания комплексной системы психологической, медико-реабилитационной, дефектологической, социально- педагогической помощи детям и подросткам с особенностями психофизического развития, для интеграции их в общество на базе я/с №1 открыт Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в котором организованы коррекционные занятия для 23 детей. Для сохранения укрепления здоровья детей дошкольного возраста с 01.09.2004 г. на базе я/с № 4 открыта дополнительная санаторная группа. С целью создания дифференцированной образовательной сферы для развития творческих способностей ребенка создана широкая сеть образовательных услуг: на базе СШ №3 создана гимназия. В 14 школах района работает 36 классов и групп с повышенным уровнем изучения предметов (охват 658 учащихся) 7 классов с углубленным изучением предметов (144 учащихся). Отделом и учреждениями образования района проводилась работа по реализации приоритетных задач, поставленных «Программой воспитания детей и учащейся молодежи а Республике Беларусь» , Президентской программой « Дети Беларуси»; по итогам областной патриотической акции «Память» поисковый отряд Заволочицкой СШ был отмечен дипломом областного Центра физического воспитания и спорта. Также работает Центр внешкольной работы, в котором около 500 учащихся занимаются в 65 кружках. Дети, занимающиеся в «Ракетомодельном», «Авиамодельном» кружках и в спортивной секции по тэквандо неоднократно побеждали в областных и республиканских соревнованиях. Согласно программе «Одаренные дети» проходит расширение сети профильного обучения, особенно в сельских школах. Проводится районный конкурс «Ученик года». Глусский райисполком проводит целенаправленную работу по реализации в районе принципа доступности социально- культурных благ для всего населения, уделяет много внимания образованию, его качеству, обеспечению гуманизации воспитания, учитывает, что для населения очень большое значение имеет сфера культуры. В районе идет укрепление материально- технической базы культуры. Доля финансовых вложений в 2004 году составила 5,1%т от общего бюджета района. В 2004 году было направлено дополнительно 78,6 млн. рублей внебюджетных поступлений и платных услуг, оказываемых учреждениями культуры. В Глусском районе действует 184 клубных формирований ,26 коллективов художественной самодеятельности. 4 коллектива удостоены звания «народный». Среди них фольклорный коллектив « Спадчина», народный хор Заволочицского СДК, любительское объединение « Общение», ансамбль песни « Крыничка». С участием художественной самодеятельности коллективов района проводятся фестивали, праздники района, деревень, дни семейного отдыха и т.д.. В Глуске проводится ежегодный областной фестиваль семейного творчества « Сузор е таленту», региональный фестиваль ( участвуют районы-соседи Октябрьский, Любаньский, Глусский) « Палескi трохкутнiк» и др.. Райисполком держит под контролем состояние библиотечного обслуживания населения. Произведено объединение сельских библиотек со школьными библиотеками. Это дало возможность сэкономить не только бюджетные средства, но и повысить качество библиотечного обслуживания. Несмотря на негативную демографическую ситуацию (уменьшения количества населения в целом по району) количество читателей не уменьшается. 62,8 5 населения охвачены библиотечным обслуживанием. Создан в ЦБС информационно-правовой центр, ведется создание 3 центров информации на селе по экологической тематике. Серьезное место в работе библиотек уделяется патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, пропаганде здорового образа жизни. В районе работает Глусская детская школа искусств и ее филиал в д.Заелица. В 2005 году в них занимались около 300 детей. Одной из наиболее важных проблем стала проблема безработицы. К сожалению, в Глусском районе уровень безработицы довольно высок 2,4% на 1.01.2005 года (на 1.01.2004 года был 3,65%). Это связано с тем, что почти на всех предприятиях района прошло сокращение работающих. Для изменения ситуации райисполкомом совместно с Фондом занятости населения оказывалась поддержка предприятиям малого и среднего бизнеса, для обеспечения занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда было забронировано на предприятиях 35 рабочих мест (решение райисполкома №27-15 от 15.10.2003 года), оказана финансовая помощь для содействия в организации предпринимательской деятельности в виде двух субсидий. За 2004 год направлено на учебу 42 безработных , из них с гарантией трудоустройства- 5 человек, при годовом задании- 40 чел. Фактически прошли профподготовку –22 человека, из них трудоустроено- 18 человек. Проконсультировано по вопросам трудоустройства, профобучения и другим вопросам 384 человека или 54,5 % от числа безработных, зарегистрированных в центре занятости. На постоянном контроле у райисполкома находится строительство жилья. Районный строительный комплекс обеспечил в 2004 году плановый ввод объектов жилищного строительства, что составило 6022 кв.м. жилья, введено в эксплуатацию 80 одноквартирных домов. В 2005 году началось строительство молодежного кооперативного дома на 20 квартир. Райисполкомом уделяется большое внимание работе по обращениями граждан. Введется прием граждан членами исполкома в сельских Советах депутатов, проводятся отчеты членов исполкома в трудовых коллективах и по месту жительства граждан, проводятся прямые линии с членами исполкомов, директором и специалистами ЖКХ. В районе проводятся соревнования в сферах строительства, коммунального хозяйства, благоустройства домовладений, по итогам весеннего сева, уборки урожая. Ежегодно в районе проводится день работников сельского хозяйства и слёт передовиков района. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Перспективные направления региональной политики определены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г, которая предусматривает, что для её реализации необходимо во все возрастающей мере опираться на возможности и инициативы местных органов государственного управления и самоуправления соответствующих регионов, поскольку многие жизненно важные проблемы жизнеобеспечения и безопасного проживания населения решаются именно на этом уровне. Учитывая важную роль местных органов в реализации функций государственного управления и самоуправления общества, в Республике Беларусь создана развитая система местных органов управления и самоуправления, действующая на достаточно разработанной законодательно основе. В последние годы произошли существенные изменения в объекте управления, которым являются регионы и города. Значительно возросла доля негосударственного сектора в народном хозяйстве, изменились пропорции в производственной и непроизводственной сфере занятости населения, получила развитие рыночная инфраструктура и, соответственно, рыночные рычаги, и механизмы управления. Но нельзя забывать, что самая важная задача у местных органов управления и самоуправления – это забота о человеке. Процесс глубокого реформирования экономики занимает определенный период времени, в течение которого необходимо предпринимать меры, которые бы позволили в максимально возможной мере защитить наиболее уязвимые слои населения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Конституция Республики Беларусь. Минск "Беларусь" 1997. 3.Лукашенко А.Г. От авторитета власти напрямую зависит состояние дел в экономике и настроение людей. Доклад Президента 4.А.Г.Лукашенко на совещании "О задачах республиканских и местных органов власти по социально-экономическому развитию Республики Беларусь в 1999 году" // Газета"Советская Белоруссия".-1999. - 11 февр. №25.С.1-3. 6.Шимов В.Н. Становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь: актуальные проблемы Мн.Белорусский экономический журнал. №1. -1997. С.8-21. 9.Н.И.Лазовик «Местное управление и самоуправление» кур лекций Минск 2005 Академия управления при Президенте РБ |