Шпаргалка: Ответы по экономике туризма
Название: Ответы по экономике туризма Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: шпаргалка | |||||||||||||||
1. Экономическая сущность и содержание туризма. Туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. 2. Туризм в системе национальной экономики. Говоря о роли туризма в экономике страны, хотелось бы предостеречь восхитительные эпитеты некоторых экспертов в отношении увеличения доли этого сектора в валовом национальном продукте. Существует мнение, что чем больше туризм создает ВНП, тем сильнее страна, тем сильнее эта отрасль, и тем, естественно, лучше. При этом они ссылаются на статистические данные, мол, в некоторых государствах туризм создает до 30% ВНП, а в островных государствах/территориях эта цифра достигает 80-90%. Как бы не были высокими эти показатели, они характеризуют однобокость экономики и, несомненно, ее уязвимость. Ведь туризм – это “капризная” отрасль и любое незначительное колебание из-за негативных факторов может сильно ударить по экономике страны. Приведем в пример ту же самую Индонезию, где взрыв в ночном дискоклубе унес жизни нескольких десятков человек и одновременно лишил работы более 300 тыс. индонезийцев. В Египте в 1997 году террористы напали на туристов возле пирамид, после чего наступил экономический кризис (экономика зависела от туризма), и государству пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить доверие к стране у иностранцев. Действия сепаратистов в Испании, фундаменталистов в Алжире и Пакистане, партизан на Филиппинах, наркокартелей в Колумбии и других странах Латинской Америки, Африки сводят на нет все действия правительства по укреплению международного туризма. Кроме политического фактора, негативную роль могут сыграть валютные кризисы, транспортные блокады, стихийные и техногенные бедствия, ухудшившиеся климатические и криминогенные условия и многое другое. Поэтому туризм не должен доминировать в национальной экономике, правительству необходимо иметь план альтернативного развития, если ухудшиться общая обстановка для туризма. Следует заметить, что сам туризм также может выступать альтернативой для замены агрессивных форм экономики (скажем, экстенсивного сельского хозяйства, добывающей промышленности). Туризм является основным там, где нет ресурсов для развития иных отраслей, в частности, такая ситуация отмечается на островных государствах (Тринидад-и-Тобаго, Гавай, Ямайка и др.). Поэтому это вынуждает население искать менее капиталоемкие, но в тоже время доходные сектора экономики. А если этому способствует благоприятный природный климат, то нет противопоказаний для развития туризма. Только следует учесть, что массовый туризм порождает деградацию культурного, национального наследия, население отказывается от прежнего уклада жизни, приспосабливается к новым условиям. Возможно, это последствия глобализации, и туризм играет в этом не последнюю роль. Как же определять роль и значение туризма? Это не столь сложно, если правительство располагает соответствующей статистикой (см. таблицу № 1.1). Другое дело, что статистика не всегда может раскрыть все процессы, происходящие в сфере туризма. Возьмем, к примеру, Узбекистан. До настоящего времени нет данных о количестве туристов, прибывающих в республику. Таможенные, пограничные, полицейские органы, дипломатические представительства, а также транспортные компании (авиация, железная дорога – основные перевозчики туристов) и обслуживающие предприятия (гостиницы) дают различные данные по числу визитов в страну и выезда за пределы Узбекистана. Отсутствие единого миграционного подхода не позволяет, таким образом, определять объемы туризма. Не зная количества туристов, трудно представить себе, каковы размеры их трат, сколько зарабатывают предприятия и население, каковы доходы государства. Несомненно, туризм должен быть легальной сферой деятельности, и от наличия соответствующих законов, нормативно-правовых актов (например, постановлений Кабинета Министров, Указов Президента, даже приказов/распоряжений национальной туристской администрации, коим в Узбекистане является Национальная компания “Узбектуризм”) зависит официальный статус туристских предприятий и все занятых в них. Между тем, количество документов не всегда характеризуют их качество, порой закон слабее подзаконных актов, а простой приказ министра вносит сумятицу в бизнес. Однако подобные качественные аспекты – что существенно важно! - можно определить при расчетах национальной модели (об этом будет сказано ниже). Сложности у статистики вызывают расчеты, связанные с определением доли туризма в национальной экономике. Необходимо наличие базовых показателей, которых, к сожалению, в Узбекистане нет, так как не существуют (об этом было сказано выше) точных цифр об объемах визитов в страну, экспорта-импорта туристских услуг, загрузке всех гостиниц, численности занятых (прямо и косвенно), поступлениях в бюджет от туристской деятельности. Говоря о последнем факторе, то здесь существует несколько причин: во-первых, предприятия питания, торговли, досуга, автотранспорта не делают различий между национальными и иностранными туристами и в связи с этим не дифференцируют доход от продаж товаров, услуг; во-вторых, подавляющая часть визитеров меняет валюту на черном рынке, тем самым не позволяя определить объемы валютных поступлений в страну (косвенно можно определять по таможенным декларациям); в-третьих, если известно количество работающих в гостиницах, турбазах, курортной системе, турфирмах, то сложнее определить тех, кто косвенно обслуживает туризм – ремесленники, повара, музыканты, таксисты, парикмахеры и другие. И самое важное, туризм, как и любая другая сфера экономики, имеет теневые отношения, иное дело, что рамки (размеры) этих отношений зависят от общей экономической ситуации в стране. Чем прозрачнее финансовые потоки и эффективнее государственный менеджмент, тем меньше коррупции и “тени” в туризме. 3. Формы, виды туризма Теория и практика советского туризма определила следующие виды и разновидности туризма: по характеру путешествия — горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), водный, подводный, комбинированный; по способу передвижения путешественников — пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, шлюпочный, парусный, автомоторный, конный. По форме и содержанию туристская деятельность очень разнообразна (прогулки, походы, экскурсии, экспедиции, лагеря, слеты). Прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года и подготовленности человека прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма. Экскурсия — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека. Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями. Самой доступной и массовой формой туризма являются походы. Туристский поход — это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью. По продолжительности различают походы однодневные, двухдневные (походы выходного дня без ночевки, с ночевкой) и многодневные. По масштабу района различают местные и дальние путешествия. Местный туризм — это путешествия, проводимые в пределах своего района, области, края. Дальний туризм — это путешествия в районах, отдаленных от места жительства. По форме организации путешествий различают плановый и самодеятельный туризм. Плановый туризм — это однодневные и многодневные путешествия, которые организовываются через туристско-экскурсионные бюро, советы добровольных спортивных обществ, через спортивные клубы и коллективы физической культуры. Такие путешествия проводятся по оплачиваемым путевкам с полным обеспечением участников питанием, обслуживанием, транспортными средствами. Самодеятельный туризм — это такие многодневные и однодневные путешествия, которые организуются силами и средствами самих участников. В зависимости от целей походы могут быть познавательной, оздоровительной, спортивной направленности и агитационно-массовые. Познавательные походы направлены на изучение своего края (района, области, республики): рельефа, климата, флоры и фауны, хозяйства. Познавательные походы предусматривают ознакомление с передовыми предприятиями, встречи с передовиками производства, с героями и ветеранами Великой Отечественной войны и труда, с делегатами съездов, посещение музеев и памятных мест. Такие походы способствуют расширению кругозора, воспитывают чувство любви к своему краю, гордости за него, чувство советского патриотизма. Оздоровительные походы способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного отдыха, значение которого огромно. Спортивные походы улучшают физическую подготовленность, закаляют волю, способствуют физическому совершенствованию. Агитационно-массовые походы проводятся в честь крупных общественно-политических событий с целью пропаганды туризма, привлечения широких масс трудящихся к туризму и обмена опытом туристской работы. Широкое распространение получила среди пионеров и школьников поисковая работа экспедиционных отрядов в путешествиях по основным направлениям Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина — СССР», объявленной в 1972 г. 4. Основные понятия, применяемые в экономике международного туризма: «туризм», «туристская деятельность», «туристский продукт», «туристская услуга». ТУРИЗМ (tourism) — 1). потребление людьми материальных благ и услуг в местах, не являющихся местами их проживания и не связанных с их трудовой деятельностью; 2). отрасль хозяйства, связанная с организацией туристических поездок и обеспечением туристов необходимой инфраструктурой (транспортными средствами, питанием, культурно-бытовыми услугами); 3). массовый вид спорта, направленный на поддержание здоровья и восстановление работоспособности. Туризм является особой разновидностью отдыха, который возникает и развивается в процессе роста у людей возможности переезжать из одних мест в другие. Он удовлетворяет естественное стремление людей к не только пассивному, но и активному отдыху, который связан с личным знакомством со знаменитыми памятниками природы, истории и культуры, с обычаями и традициями разных народов. Туристами называют людей, которые с целью отдыха временно переезжают за пределы их обычных мест проживания. Таким образом, при определении туризма используют три критерия: - изменение места пребывания. Нельзя, например, считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды; - кратковременность пребывание в новом месте. Это не должно быть местом постоянного или длительного проживания. За критерий оценки длительности пребывания принято, что приезжающий должен находиться в посещаемом им месте сутки и более, но менее 12 месяцев подряд. Тот, кто живет (или планирует жить) один год и более в определенном месте, считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом; - отдых как цель переезда. Целью поездки не должна быть трудовая или любая иная деятельность, оплачиваемая из какого-либо источника в посещаемом месте. Любое лицо, переезжающее на новое место для работы, оплачиваемой из любого источника в этом новом месте, считается уже не туристом, а мигрантом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны Туристская деятельность
- туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. 5. Валовый туристический продукт. Способы оценки Туристский продукт оценивается как суммарный объем товаров и услуг, производимых в сфере туризма. Он может быть оценен двумя способами: Валовой туристский продукт как доход включает: При определении валового туристского продукта необходимо учитывать следующие обстоятельства: 6. Теория абсолютных преимуществ в развитии туризма В 1776 г. в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" Адам Смит утверждал, что богатство страны базируется на наличии у нее товаров и услуг. Он также доказал, что если торговля между странами не будет ограничена, то каждая страна начнет специализироваться на производстве, в котором она обладает абсолютным преимуществом. Сегодня теория абсолютного преимущества, созданная А.Смитом, согласуется с монополизацией экспорта некоторыми странами, которая возникла на базе естественного преимущества, обусловленного природными ресурсами и климатом, а также на базе приобретенных преимуществ, связанных с развитием технологии и высокой квалификацией трудовых ресурсов. Этим, например, объясняются успехи экспорта в секторах: керамических изделий - в Италии, вин - во Франции, химической промышленности - в Германии, электроники, информационных технологий - в Японии, автомобилестроения - в США и т.д. 7. Теория относительных преимуществ в развитии туризма В 1817 г. Давид Рикардо развил идеи А. Смита и еще больше укрепил доводы в пользу свободной торговли. На цифровых примерах, точнее при исследовании рабочего времени, необходимого для производства заданного количества вина и сукна в Англии и Португалии, он показал выгодность внешней торговли для страны, если она специализируется на производстве тех продуктов, которые может производить более эффективно, чем другие страны, без учета абсолютного преимущества. Другими словами, страна отказывается от производства товаров, в которых она имеет абсолютное преимущество, и специализируется на других, более эффективных производствах, при этом закупая в других странах с меньшими ресурсами те товары, от производства которых она отказалась. На примере Португалии Д.Рикардо показал, что при абсолютном преимуществе в производстве обоих товаров - вина и сукна - эта страна уступила производство сукна Англии, с тем чтобы самой специализироваться на производстве более выгодного для нее товара - вина. 8. Использование теории соотношения факторов производства в международном туризме Более точный ответ на вопрос: "Какие именно товары обеспечивают абсолютное и относительное преимущество стране?" дает теория, развитая в первой половине нашего столетия шведскими учеными Хекшером и Олиным, которая значительно повлияла на фундаментальный анализ международной торговли. Эта теория базируется на соотношении факторов в каждой стране для обеспечения сравнительного преимущества, которое она может получить по отношению к своим торговым партнерам. Страны, у которых много определенных факторов производства, имеют выгоду от сравнительного преимущества при производстве и экспорте продуктов, требующих именно этих ресурсов для производства. Таким образом, теория соотношения факторов объясняет международную специализацию разных стран, базирующуюся на международных различиях в насыщенности факторами. 9. Теория жизненного цикла туристского продукта Согласно теории жизненного цикла продукт эволюционирует, проходя следующие стадии: внедрение, рост, зрелость упадок. Понятие жизненного цикла продукта характерно для маркетинга, так как он описывает эволюцию усвоения продукта потребителями. По этой концепции престиж продукта, находящегося на разных стадиях цикла, в течение его ограниченной жизни поднимается и падает, а его производство перемещается из страны в страну в зависимости от стадии. 10. Сущность, функции и содержание туристского рынка Туристский рынок - это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
Туристский рынок - это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации. Емкость туристского рынка - это его способность "поглотить" то или иное количество туристского продукта, т. е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения. 1 - турист платит турфирме деньги за турпутевку; 11. Тенденции развития международного рынка туризма Итак, по прогнозам экспертов ВТО, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется все большее количество хорошо информированных потребителей туристических услуг, обращающих особое внимание на качество и безопасность и предлагаемого туристического продукта. Последнее является особенно актуальным, учитывая тот факт, что хотя уже практически наступило третье тысячелетие и существует такое понятие как «космический турист», а тем временем в мире все еще существует проблема пиратства. Так, за прошедший 1999 год было зарегистрировано 285 нападений пиратов, что на 40% больше, чем в 1998 году (202 случая) и почти втрое больше, чем восемь лет назад (в 1991 году – 107 случаев). В ежегодном докладе Международного морского бюро говорится, что одним из самых опасных районов является Юго-Восточная Азия, в особенности воды вокруг Индонезии и Бангладеш. Возвращаясь к прогнозам экспертов на будущее, нужно отметить, что дальнейшее развитие мирового туристического рынка все больше будет определяться новейшими информационными технологиями. В мире наблюдается и другая тенденция – рост средств размещения, предлагающих самообслуживание. Желание туристов быть независимыми при проведении путешествия, большая стоимость подбора, обучения и содержания обслуживающего персонала подразумевают, что высокие уровни обслуживания будут оправданы только в элитарном секторе туристического рынка. Кроме того, в настоящее время групповыми туристическими пакетами на западном туристском рынке пользуются лишь немногие потребители, то есть уместно говорить и о тенденции усиления индивидуализма будущего потребителя. В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития индустрии международного туризма: - создание новых и развитие уже существующих туристических услуг и рынков, учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических) ресурсов в странах пребывания туристов; - широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее безопасности; - развитие связей между организаторами туризма и муниципальными структурами с целью достижения понимания потребностей каждого из них и поиска путей их удовлетворения; - рост благосостояния местного населения, устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма; при этом особое внимание должно быть уделено поддержанию цен на услуги в области туризма на уровнях, которые являются приемлимыми для туриста и выгодными для туристической индустрии; - при инвестировании капитала следует принимать во внимание вопросы защиты окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки); - осуществление более четкого маркетинга и выделение большего количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и организация для них адресной информации по предлагаемым услугам; - повышение профессионального уровня сотрудников индустрии туризма; - развитие системы владения клубным отдыхом (таймшером). Кроме того, генеральный секретарь ВТО Франческо Франжиалли на конференции «Путешествуя в новое тысячелетие», прошедшей в финском городе Тампере, представил министрам по туризму стран членов ЕС прогноз развития этой отрасли. По мнению специалистов, в новом тысячелетии Европа останется самым важным в мире районом для путешествий. Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион обойдут американский континент и займут второе место. Туристические прибытия в Европу будут увеличиваться на 3,1% ежегодно и достигнут 7,7 млн человек в 2020 году. Для сравнения в прошлом 1999 году по Европе путешествовали около 38 млн человек. Но в любом случае, какими бы не были прогнозы на будущее очевиден один основной вывод: чтобы преуспеть в туристической деятельности в следующем столетии, требуется профессиональный, основанный на потребностях клиента и выполнение требований законодательства подход к организации производства, продвижению и реализации туристического продукта. 12. Сегментация международного рынка туризма и его субъекты 13. Туристское предприятие как субъект хозяйствования и юридическое лицо Туристское предприятие - самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективом производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги [2, c. 92]. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Таким образом, туристское предприятие как юридическое лицо имеет следующие признаки: - организационное единство; - наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества; - самостоятельная имущественная ответственность по своим долгам; - выступление в гражданском обороте от своего имени. Организационное единство предполагает наличие внутренней структуры, органов управления юридическим лицом, структурных подразделений и структурных единиц, входящих в его состав, трудового коллектива, штатного расписания, правил внутреннего трудового распорядка и подчинения его нижестоящих органов вышестоящим. Организационное единство юридического лица отражается в его уставе. Наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества означает, что имущество юридического лица обособлено от имущества его учредителей, в связи с чем юридическое лицо по общему правилу не несет ответственности по долгам учредителей, а учредители в свою очередь не несут ответственности по долгам юридического лица. Юридическое лицо несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде от своего имени. Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, подразумевающая получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества. Туристское предприятие осуществляет виды деятельности (организация досуга, рекреации, отдыха и лечения населения, посещение знакомых и родственников и др.), которые не запрещены законом и соответствуют уставу. Цели туристского предприятия можно условно разделить на две группы — экономические и социальные. Экономические цели — основа всей системы целей, поскольку они направлены на обеспечение работоспособности предприятия в рыночной экономике (табл.1). Среди них выделяются предметные цели, охватывающие материальную базу достижения результативных и финансовых целей. Главная из финансовых целей — поддержание постоянной платежеспособности и ликвидности предприятия, иначе ему грозит разорение. Для обеспечения ликвидности предприятие должно обладать определенным количеством ликвидных ресурсов (в зависимости от степени существующего риска на рынке). Одновременно объем ресурсов влияет на поведение предприятия в условиях риска. Таблица 1. Экономические цели туристического предприятия
Примечание. Источник: [1, c. 95, рисунок 3.2 ] Получение прибыли представляет собой результативную цель. В то же время ее использование оказывает непосредственное воздействие на финансы предприятия: прибыль, выплачиваемая собственнику, не может быть использована предприятием для финансирования. Поэтому определение размера оставляемой прибыли представляет собой важную финансовую цель. За счет заработанных предприятием средств могут обеспечиваться будущие капиталовложения. Социальные цели многообразны, но все они связаны с интересами людей, работающих на предприятии, ориентированы на создание атмосферы, благоприятствующей добрым человеческим отношениям и одновременно — увеличению его прибыльности и конкурентоспособности. В конечном итоге все они сводятся к увеличению потока туристов и соответственно — к росту прибыльности, способствующей укреплению финансового состояния и конкурентоспособности. Таким образом, под туристским предприятием следует понимать такую организационно-хозяйственную единицу, которая посредством объединения необходимых производственных средств (труда, денег, земли и др.) осуществляет подготовку, исполнение и предоставление услуг туристам, используя для этого весь арсенал существующих методов управления. Туристские предприятия, создавая, оказывая и предлагая свои услуги, служат для удовлетворения туристских потребностей. 14. Характеристика юридических лиц в туризме
Туристским предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективом производит и реализует продукцию, выполняет работы, сказывает услуги. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Таким образом, туристское предприятие как юридическое лицо имеет следующие признаки: · организационное единство; · наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества; · самостоятельная имущественная ответственность по своим долгам; · выступление в гражданском обороте от своего имени. Все предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основным количественным параметром выступает численность работников, по которой предприятия подразделяются на крупные, средние и малые. Следует отметить, что основная доля туристских предприятий РБ относится к малому бизнесу. Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие: тип собственности; характер и содержание деятельности; объем и ассортимент производимого товара; способы и методы ведения конкурентной борьбы; способ вхождения в различные союзы и объединения; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, подразумевающая получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества. Туристское предприятие осуществляет виды деятельности (организация досуга, рекреации, отдыха, посещение знакомых и родственников и др.), которые не запрещены законам и соответствуют уставу. Цели туристского предприятия можно условно разделить на две группы – экономические и социальные.
15. Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий: характеристика и отличительные черты Туристские предприятия представляют собой третий важный компонент, создающий туристское предложение внутри подсистемы «объект туризма». В туристской отрасли функционируют различные туристские предприятия. Одни из них предоставляют клиентам исключительно туристские услуги, а для других туризм — это одно из нескольких направлений их коммерческой деятельности. Предприятия, существующие только за счет туризма, называются туристскими предприятиями сферы первичных услуг, а предприятия, получающие доходы не только от туристской деятельности, — туристскими предприятиями сферы вторичных услуг. Таким образом, услуги первых предприятий служат исключительно туризму и составляют основу его существования, а услуги второй группы предприятий удовлетворяют лишь некоторую часть туристского спроса, так как туризм для них — лишь один из многих источников существования и их услугами пользуются не только туристы. Туристские предприятия первичных услуг: туроператоры и турпосредники, транспортные предприятия специального назначения, гостиничные предприятия, прочие предприятия. Туроператор — туристское предприятие, которое комбинирует свои собственные и чужие услуги в новый — самостоятельный туристский продукт. Этот новый продукт называется паушальным (комплексным) туром. Тур-оператор предлагает клиенту комплексный тур от своего имени, на свой риск и за свой счет. Паушальный (комплексный) тур — это пакет услуг из нескольких составляющих. Туроператор составляет этот пакет предварительно для еще неизвестного ему потребителя и предлагает его за одну общую стоимость. Туроператор собирает в пакет дополняющие друг друга услуги, которые производятся чаще всего разными предприятиями (исполнителями услуг). Результат комбинирования — получение нового продукта. В этот продукт входят также услуги турпосредника по консультированию и сбыту. Слово паушальный указывает по крайней мере на два признака: комплексный тур, представляющий из себя пакет, который состоит из нескольких услуг и продается за общую стоимость; тур является серийным, готовым и самостоятельным продуктом. При этом всем потребителям предлагаются одинаковые услуги. Паушальный тур предлагается постоянно и, как правило, в течение длительного периода времени (например, Туроператор предлагает с апреля по сентябрь каждую субботу путешествие в Париж). Всех туроператоров, работающих на туристском рынке, можно классифицировать по их размерам, региону действия, ширине и глубине программы и экономическим целям. По размерам различаются крупные, средние и мелкие туроператоры. К крупным туроператорам относятся предприятия, услугами которых пользуется более 100 тысяч человек в год, а их оборот составляет около 35 млн.долларов. В группу средних туроператоров входят предприятия с клиентурой от 30 до 100 тысяч человек в год. Чаще всего они имеют узкую специализацию деятельности: заполняют только одну из рыночных ниш (специализация на определенном туре — например, образовательные туры; специализация на определенном регионе — например, Карпаты). К категории мелких туроператоров относятся самые разнообразные типы предприятий: специализирующиеся на походном или молодежном туризме, занимающиеся организацией путешествий, автобусные предприятия, одно из направлений деятельности которых — перевозка туристских групп. По региону деятельности различаются международные, межрегиональные, региональные и местные туроператоры. Международных туроператоров мало. Лишь немногие крупные туроператоры предлагают свои продукты в нескольких странах. Чаще всего они открывают за границей свои филиалы или сотрудничают с национальными предприятиями. Турпосредники . Понятия турпосредник и турбюро чаще всего употребляются как синонимы, но, строго говоря, они не всегда имеют одно и то же значение. Турпосредник — это собирательное понятие. Оно охватывает все предприятия и учреждения, которые в своей основной и дополнительной деятельности выступают как посредники. Определение турбюро относится только к тем предприятиям, основная деятельность которых заключена в посредничестве туристских услуг. Мы будем использовать оба выражения в одинаковом значении, так как турпосредники, не являющиеся турбюро, играют в туристской отрасли второстепенное значение. Транспортные предприятия специального назначения. Существуют транспортные предприятия, которые специализируются на перевозке туристов. Так как основное направление их деятельности связано с туризмом, их относят к туристским предприятиям первичных услуг. При этом не имеет значения, на какое расстояние перевозятся туристы и как долго длится переезд. К этой группе относится как чартерная авиакомпания, перевозящая туристов из Европы в Новую Зеландию, так и предприятие, эксплуатирующее лифты и подъемники для горнолыжников. К ней же принадлежат железные дороги, паромные переправы, экскурсионные и круизные корабли, канатные дороги. Гостиничные предприятия. Третья группа туристских предприятий первичных услуг — это гостиницы. Гостиничные комплексы существуют исключительно за счет прибыли, полученной от размещения туристов. К группе гостиничных предприятий относятся крупные гостиничные комплексы (гостиницы, пансионаты, дома отдыха) и мелкие хозяйства гостиничного типа (кемпинги, молодежные турбазы, квартиры). Прочие туристские предприятия первичных услуг. Кроме туроператоров и турпосредников, транспортных предприятий и гостиниц, существует еще целый ряд предприятий, которые также относятся к туристским. Важнейшими из них являются кредитные учреждения, страховые компании, станции проката спортинвентаря и лодок, спортивные школы, производители товаров для туризма и отдыха, рекламные агентства и др. К туристским предприятиям этого же типа относятся и станции проката спортивного инвентаря, лодок, а также определенные спортивные школы. Туристские предприятия вторичных услуг: Предприятия первичных и вторичных услуг различаются не видом предлагаемой услуги или товара, а большим их объемом и большей значимостью по сравнению с остальными направлениями их деятельности. Если предприятие предлагает продукт, который используется как туристами, так и не туристами, то в данном случае следует рассмотреть структуру потребителей его товаров и услуг и на этом основании считать его предприятием либо первичных, либо вторичных услуг. Типичными предприятиями вторичных услуг являются предприятия общественного питания, некоторые транспортные предприятия, а также производственные, торговые предприятия и предприятия сферы бытовых услуг. В группу предприятий общественного питания входят рестораны, кафе и бары, услугами которых пользуются как туристы, так и местные жители. Транспортные предприятия вторичных услуг отличаются от туристских транспортных предприятий тем, что среди их клиентов преобладают не туристы, а местные жители (в горнолыжных регионах на обычных маршрутах зимой вводятся дополнительные автобусные рейсы для перевозки лыжников). Второстепенный оборот от туризма получают некоторые промышленные и торговые предприятия (хлебопекарня, обеспечивающая хлебом ресторан гостиницы, и т.д.), а также предприятия сферы услуг (многопрофильные страховые компании, предприятия бытовых услуг и т.п.). Общим признаком всех предприятий вторичных туристских услуг является невозможность точного определения объема товаров и услуг, которыми пользуются туристы. Распределение спроса между туристами и местными жителями может сильно колебаться в зависимости от сезона. Кроме того, в определении степени причастности предприятия к туризму важную роль играет место расположения предприятия (в магазине, расположенном около железнодорожного вокзала, основную массу покупателей составляют приезжие туристы).
16. Характеристика спроса на туристский продукт Анализ туристского спроса
включает детальный разбор каждого национального и международного туристского потока по следующим признакам: Экономисты определяют спрос как количество любых товаров и услуг, которые люди желают и реально могут приобрести по каждой конкретной цене в комплексе возможных цен в какой-то определенный период времени. Таким образом, в любой момент времени существуют определенные отношения между рыночной ценой и количеством товара (услуг), на которое есть спрос. Склонность к путешествиям может пониматься как предрасположенность человека к путешествиям и туризму, т. е. насколько сильно человек желает путешествовать, в какие регионы, а также какие виды путешествий он предпочитает. Для оценки склонности человека к путешествиям следует принимать во внимание психологические и демографические (социально-экономический статус) переменные, касающиеся человека, а также эффективность маркетинга. Экономическая дистанция связана со временем и денежными расходами на путешествие от начального пункта до места назначения и обратно. Чем больше экономическая дистанция, тем выше сопротивление (желание человека остаться дома) и ниже спрос. И, наоборот, из этого следует, что если время на путешествие между начальным пунктом и пунктом назначения и стоимость этого путешествия уменьшить, то возрастет спрос. Так, всплеск спроса произошел с появлением больших самолетов, предназначенных для трансатлантических полетов. Это снизило стоимость путешествий почти на 50 %. Появление реактивных самолетов в 1959 г. и их усовершенствованных модификаций в конце 60-х значительно сократило время перелета (примерно в 2,5 раза), в результате чего грандиозно вырос спрос. 17. Понятие эластичности спроса на туристский продукт Для развития туристской отрасли в общем и туристских фирм в частности важно знать темпы изменения трех экономических величин: цены, спроса и предложения. В этом помогает такое понятие, как "эластичность спроса". где ∆Q - процент роста объема покупаемого товара Q; Очевидно, что эластичность спроса по цене различна на разных участках кривой спроса. Абсолютная величина эластичности ниже при высоких ценах и выше при низких ценах на туристский продукт. Как показано на рис. 3.6, на кривой спроса можно выделить три участка: где эластичность больше 1, равна 1 и меньше 1. Спрос является эластичным выше уровня цены РА и неэластичным ниже уровня цены РА .
Ценовая эластичность и общая выручка от реализации туристского продукта находятся в прямой зависимости, так как эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости Объема покупаемого товара Q от колебаний рыночных цен Р. Вывод из вышесказанного очевиден. Во-первых, можно судить об эластичности спроса, лишь зная изменения цен и объемов спроса. Во-вторых, повышение цен не может быть выгодным и полезным при эластичном спросе, так как суммарный доход снижается так же, как и количество клиентов. Аналогично, если спрос неэластичен, то целесообразно цены не снижать, поскольку за этим последует снижение дохода, а клиентов станет больше. 18. Характеристика предложения туристского продукта Туристское предложение - это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество туристского товара. Компоненты предложения определенного туристского региона могут быть разбиты на 4 основные категории: 19. Понятие эластичности предложения туристского продукта
20. Понятие и содержание категории «туристский продукт».
В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара. Туристский продукт в широком смысле слова - это экономическое благо, предназначенное для обмена. Так К. Менгер, основатель австрийской школы в экономической науке, определяет любой товар (К. Менгер, 1992 г.). Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием «туристский пакет» - основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер (рис. 6.1). Туристский продукт - совокупность вещественных (предметы потребления), невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия. Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки (рис. 6.3). 21. Механизма формирования туристского продукта Туристский продукт - упорядоченная целенаправленная совокупность туристских услуг, работ и товаров, состоящая как минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг, работ и товаров и средств обеспечения, иных туристских ресурсов, достаточная для удовлетворения потребностей туриста в процессе и в целях туризма. Туризм - совокупность отношений и явлений, вытекающих из перемещения и пребывания лиц, путешествующих за пределами своей обычной среды в течение менее одного года в целях иных, чем осуществление оплачиваемой деятельности в посещаемом месте 1 . Туристский продукт (турпакет) имеет время действия услуг свыше 24 часов и/или включает ночевку (размещение) и услуги перемещения (перевозки). Туристический продукт (турпакет) предлагается по общей цене, включающей все оказанные услуги и все расходы, а потребительские свойства его соответствуют условиям договора 2 . Характеристика турпродукта: Туристский продукт, наделенный потребительскими свойствами и выступающий на рынке в качестве предложения, должен: ♦ удовлетворять определенные рекреационные потребности людей, быть полезным, обладать определенной ценностью для максимально большего числа людей (массового потребителя) ♦ соответствовать потребностям туристов, как в комплексе, так и по отдельным составляющим (услуги и товары должны отражать специфику маршрута и соответствовать цели путешествия); ♦ быть надежным, т.е. иметь достоверную информацию и соответствовать рекламе; ♦ обеспечивать наибольший эффект для туристов при наименьших расходах с их стороны, вызывать у туристов чувство удовлетворения от проведенного путешествия, предоставляя уровень туристского обслуживания выше приемлемого или ожидаемого; ♦ быть целостным, завершенным, полностью соответствующим программе обслуживания; ♦ быть гибким, готовым к потреблению разными категориями туристов и не зависеть от смены обслуживающего персонала; ♦ быть ясным, прозрачным, понятным для клиентов, простым в эксплуатации, не иметь сбоев в технологии обслуживания А) Особенности турпродукта : - в связи с сезонными колебаниями спроса присутствует так называемый феномен насыщения. Вследствие этого могут быть выделены достаточно четко выраженные туристские зоны (например, «солнце-море» - Кипр, Греция, Турция; «отдых-лечение» - Карловы Вары, Кахул); - турпродукт создается усилиями многих организаций, каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели; - покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления турпродукта; - турпродукт зависит от таких переменных, как время и пространство. Большое значение имеет фактор сезонности (маркетинговые мероприятия туристского предприятия будут отличаться в пик сезона и межсезонье). В межсезонье необходимы дополнительные услуги и пр.; - значительное влияние на качество турпродукта оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действий покупателя – погода, природные условия, политика, международные события и др. Б) Специалистами выделено несколько основных потребительных свойств турпродукта: ♦ обоснованность- предоставление всех услуг должно соответствовать цели путешествия туриста; ♦ надежность- соответствие фактически предоставляемого туристу продукта рекламе, достоверность информации; ♦ эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов; ♦ целостность- завершение турпродукта; ♦ ясность, простота в эксплуатации - потребление турпродукта, его направленность должны быть понятны и туристу, и производителю; ♦ гибкость - турпродукт должен предусматривать возможность замены тех или иных услуг, чтобы быть ориентированным на разных потребителей; ♦ полезность – способность служить достижению какой-либо цели, удовлетворять потребности определенной целевой группы потребителей. Формирование турпродукта представляет собой достаточно сложный многоступенчатый процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при выполнении ряда условий: ▪ проведение маркетингового исследования рынка для определения потенциального потребительского спроса на различные виды турпродукта; ▪ определение видов, форм и элементов турпродукта, периодичности его предоставления; ▪ анализ реальных затрат на разработку и реализацию предлагаемого к продаже турпродукта; ▪ оценка экономической эффективности и целесообразности разработки турпродукта на основе данных о его предполагаемых доходах и расходах. На базе тщательного изучения и прогнозирования возможного рыночного спроса турфирма должна определить содержание своего турпродукта , т.е.: Страну путешествия и вид туризма . Сезон и продолжительность поездок. Маршрут.
Общее количество групповых или индивидуальных туров по каждой стране. На основе перечисленных оценочных данных фирме следует подготовить (в письменной форме) набор туров или серий туров для обсуждения с иностранным партнером (принимающей фирмой) и поставщиками услуг. В) Установление цены на туристский продукт Одним из наиболее важных решений является решение относительно установления цены на товар или услугу. Цена отражает то, как потребители воспринимают продукт. Издержки, связанные с производством, продвижением, распространением и продажей туристского продукта, а также норма прибыли должны быть включены в цену. Цена выполняет исключительно важную функцию, которая состоит в получении выручки от реализации. Именно от цен зависят достигнутые, коммерческие результаты, а правильно выбранная ценовая стратегия оказывает долговременное и решающее влияние на конкурентоспособность туристских продуктов и на деятельность предприятий. Также цена является фактором, имеющим большое значение для потребителей. Она служит средством установления отношений между фирмой и клиентами. И, наконец, цена - сильнейшее оружие в борьбе с конкурентами на рынке. С целью установления правильной цены на туристский продукт необходимо анализировать многие факторы. К числу важнейших внешних факторов, которые необходимо учитывать при разработке ценовой стратегии, относятся: 1) соотношение спроса и предложения; 2) уровень и динамика конкурирующих цен; 3) государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности; 4) потребители. Установление цен во многом зависит от имиджа туристского предприятия. Предлагая свои услуги, оно должно заботиться о том, как воспринимаются потребителем его продукты. При разработке ценовой стратегии это должно обязательно учитываться, т.к. чем больше у предприятия авторитет, тем большей популярностью и доверием пользуются его услуги. При установлении цены, прежде всего, учитываются характер конкуренции на данном туристском рынке и анализ ценовой политики конкурентов. Если рассматривать рынки с различными видами конкуренции, то можно увидеть следующую картину. На цену туристского продукта большое влияние оказывают также внешние факторы: климатические, экономические, региональные конфликты и т.д. 22. Основные и дополнительные услуги при формировании туристского продукта 23. Свойства туристского продукта Специалистами выделено несколько основных потребительных свойств турпродукта: ♦ обоснованность- предоставление всех услуг должно соответствовать цели путешествия туриста; ♦ надежность- соответствие фактически предоставляемого туристу продукта рекламе, достоверность информации; ♦ эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов; ♦ целостность- завершение турпродукта; ♦ ясность, простота в эксплуатации - потребление турпродукта, его направленность должны быть понятны и туристу, и производителю; ♦ гибкость - турпродукт должен предусматривать возможность замены тех или иных услуг, чтобы быть ориентированным на разных потребителей; ♦ полезность – способность служить достижению какой-либо цели, удовлетворять потребности определенной целевой группы потребителей. 24. Создание, продвижение, реализация туристского продукта туроператором
Здесь в качестве контрагентов и исполнителей отдельных услуг, входящих в турпакет, представлены: гостиницы, рестораны, транспортные компании-перевозчики, предприятия культуры (парки, музеи, театры), спорта (клубы, стадионы), лечебно-оздоровительные заведения и экскурсионные предприятия. Они выступают в качестве внутренних и иностранных контрагентов и исполнителей услуг, поставляющих отдельные услуги туроператорам для формирования турпакета 1 . В сбытовой деятельности принимают участие: 1. Туроператоры – юридические и физические лица, занимающиеся изготовлением, продвижением и реализацией туристического продукта. 2. Исполнители туристских услуг (контрагенты) – юридические или физические лица, непосредственно оказывающие услуги по размещению, питанию, транспортные, транспортные, экскурсионные и другие услуги, входящие в турпакет, - гостиницы, рестораны, транспортные компании-перевозчики, предприятия культуры (парки, музеи, театры), спорта (клубы, стадионы), лечебно-оздоровительные заведения и экскурсионные предприятия. 3. Турагенты – юридические или физические лица, занимающиеся продвижением и реализацией туристского продукта, - посредники. В практике деятельности туристских организаций выделяются два направления формирования каналов сбыта: внешние каналы (зарубежные) и внутренние . Внутренние каналы сбыта - это, как правило, система филиалов и посреднических организаций, через которые продаются различные туристские услуги на территории самой станы (независимо от того, кому они продаются - гражданам страны или иностранцам, находящимся на территории данной страны). Внешние каналы сбыта - это определенное число зарубежных туристских фирм-посредников (туроператоров, турагентов), принявших на себя согласно договору обязательство продавать в своей стране туристские поездки в данную страну. Стратегия маркетинга предполагает комплексное использование и внутреннего и внешнего каналов сбыта. Но их роль, в зависимости от характера производимых услуг, разная. Если туристская организация специализируется на продаже комплексного обслуживания, ее сбытовой аппарат должен в основном ориентироваться на зарубежных посредников. Можно открывать за рубежом собственные агентства и представительства, как это делают гиганты туристского бизнеса, но это связано с большими валютными затратами. Средним фирмам для продажи своих услуг за рубежом гораздо выгоднее использовать туристские организации, занявшие прочное положение на местном туристском рынке и имеющие большой опыт такой работы. 25. Деятельность турагентов, продвижение туристского продукта на рынке Турагентство - достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Конкуренция подталкивает туристские фирмы к поиску своей ниши в турбизнесе при помощи приспособления к реальному спросу с учетом различий между отдельными группами потребителей. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую. 26. Сущность, особенности и специфика труда в туризме Туристские предприятия не могут в одиночку справиться со своими задачами. Они вынуждены обращаться к посредничеству специализированных фирм, которые удовлетворяют запросы рынка и обеспечивают доходность благодаря тесному контакту с потенциальными клиентами. Эти особенности обуславливают характер труда в туризме, специфика которого заключается в: сравнительно большом удельном весе живого труда, что затрудняет его нормирование;высокой степени воздейсвия на процесс производства и реализации туристского продукта субъективных факторов как со стороны работников туристского предприятия, фирмы, так и со стороны клиента;комплексности производства туристского продукта, который является результатом слаженной работы самостоятельных коллективов, труд которых подчинен одной цели — удовлетворению потребности клиента;наличии производительного и непроизводительного труда. Особенности труда в туризме предполагают иные подходы в кадровой политике, организации найма, подбора, приема персонала, профориентации и адаптации, обучении и управлении деловой карьеры, служебно-профессиональном продвижении и др. Одной из важнейших задач туристского предприятия является создание дееспособного коллектива сотрудников . Подбор и расстановка кадров призваны решить две взаимосвязанные задачи: · назначение на должности квалифицированных работников; · нахождение для каждого из них соответствующей его профессиональным данным сферы трудовой деятельности. · должны обладать коммуникабельностью и умением строить взаимоотношения с людьми. · В целях поиска сотрудников, соответствующих требованиям к квалификации и предстоящей работе, предприятием могут быть использованы различные методы: · личные контакты руководителя и других сотрудников; · размещение объявлений в средствах массовой информации; · помощь агентств, занимающихся подбором кадров; · подготовка собственных кадров; · привлечение выпускников высших и средних учебных заведений и др. · Трудовые ресурсы туристского предприятия — это совокупность работников различных профессионально-квалифицированных групп, занятых на туристском предприятии и входящих в их списочный состав. Их характеристика определяется основным составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников. Профессионально-квалификационная структура кадров в сфере туризма складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Количественная характеристика трудовых ресурсов Количественная характеристика трудовых ресурсов туристских предприятий измеряется несколькими показателями. Для определения численности работников на определенную дату с учетом прибывших и выбывших используется списочный состав работников. В списочный состав работников включаются принятые на постоянную, временную или сезонную работу, как фактически работающие, так и временно отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Работники, принятые на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии со штатным расписанием Численность работников, состоящих в списках в праздничные дни и выходные, принимается равной данным за предыдущий день. По сути, списочная численность работников — это сумма явившихся и не явившихся на работу по разным причинам. Среднесписочная численность N определяется как сумма списочной численности работников за все дни месяца, деленная на число календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за периоды более одного месяца (квартал, полугодие, год) определяется как среднеарифметическое из данных за все месяцы. Среднесписочная численность работников за год определяется по средним значениям списочных чисел за все месяцы. При этом если предприятие работало неполный год, то сумма средних чисел все равно делится на 12 месяцев. Среднесписочная численность применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы коэффициентов оборота, текучести кадров и др. Наряду с этим определяется среднеявочная и среднефактическая численность работающих. Явочная численность определяется на каждую дату (ее следует отличать от числа фактически работающих) В явочное число включаются все работники, пришедшие на работу независимо от того работали они полный или неполный день 27. Трудовые ресурсы туристского сектора: состав, структура, характеристика, источники формирования 28. Количественная характеристика трудовых ресурсов туристского предприятия, показатели движения рабочей силы Количественная характеристика трудовых ресурсов туристских предприятий измеряется несколькими показателями. Для определения численности работников на определенную дату с учетом прибывших и выбывших используется списочный состав работников. В списочный состав работников включаются принятые на постоянную, временную или сезонную работу, как фактически работающие, так и временно отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Работники, принятые на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии со штатным расписанием Численность работников, состоящих в списках в праздничные дни и выходные, принимается равной данным за предыдущий день. По сути, списочная численность работников — это сумма явившихся и не явившихся на работу по разным причинам. Среднесписочная численность N определяется как сумма списочной численности работников за все дни месяца, деленная на число календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за периоды более одного месяца (квартал, полугодие, год) определяется как среднеарифметическое из данных за все месяцы. Среднесписочная численность работников за год определяется по средним значениям списочных чисел за все месяцы. При этом если предприятие работало неполный год, то сумма средних чисел все равно делится на 12 месяцев. Среднесписочная численность применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы коэффициентов оборота, текучести кадров и др. Наряду с этим определяется среднеявочная и среднефактическая численность работающих. 29. Эффективность и производительность труда в туризме 30. Сущность и принципы организации оплаты труда. Структура заработной платы Все работающие по найму получают за проделанную на предприятии работу заработную плату, т.е. определенную сумму денежных средств, компенсирующих затраты труда работника и обеспечивающих ему определенный уровень удовлетворения личных потребностей, а также потребностей членов его семьи. Заработная плата представляет собой элемент дохода наемного работника, форму экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Заработная плата это также вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности количества, качества и условий выполнение работы, а также выплаты компенсирующего и стимулирующего характера. Для работодателя же труд выступает в качестве одного из факторов производства, а заработная плата наемных работников является одним из элементов издержек производства. В условиях рыночной экономики формируется рынок труда, субъектами которого выступают: работодатели (собственники средств производства), предъявляющие спрос на определенное количество ресурса труда и наемные работники (собственники ресурса труда), количество и профессионально - квалификационные характеристики которых формируют предложение на рынке труда. Объектом сделки на рынке труда выступает право на использование единицы ресурса труда определенного качества в течение некоторого промежутка времени в конкретных условиях. Рыночная цена единицы труда – это ставка заработной платы, обусловленная в договоре и определяющая уровень оплаты труда, имеющего конкретные профессионально-квалификационные характеристики в единицу времени. С учетом баланса экономических интересов субъектов рынка труда рыночная цена единицы труда данного качества складывается под влиянием соотношения спроса и предложения. На величину ставки заработной платы и конъюнктуру рынка труда оказывают влияние следующие факторы: 1. Изменение спроса и предложения на рынке товаров и услуг, при производстве которых используется данный труд. 2. Полезность ресурса труда для предпринимателя. 3. Эластичность спроса на труд по цене. 4. Взаимозаменяемость ресурсов. 5. Изменение цен на потребительские товары и услуги. На уровень оплаты труда действует также и целый ряд нерыночных факторов. 1. Меры государственного регулирования заработной платы. 2. Соотношение сил между профсоюзами и работодателями. 3. Механизм договорного регулирования на всех уровнях заключения трудовых отношений. 4. Количественные результаты деятельности предприятия и личный трудовой вклад работника. Различают два основных методы регулирования заработной платы: 1. Централизованный метод предполагает законодательное установление норм оплаты труда обязательных либо для всех предприятий, либо только для отдельных отраслей и профессиональных групп. 2. Локальные методы регулирования заработной платы включают все процедуры, механизмы и методы организации заработной платы, которые предприятия разрабатывают самостоятельно. Это решение о выборе системы оплаты труда и установлении тарифных ставок, размере денежных средств на оплату труда, введение различных доплат и надбавок, а также разработка положений о премировании. Сущность заработной платы проявляется в ее функциях: 1. Воспроизводственная функция; 2. Стимулирующая функция; 3. Измерительно–распределительная функция; 4. Ресурсно-разделительная функция; 5. Функция формирования платежеспособного спроса населения. Для реализации данных функций необходимо соблюдение следующих важнейших принципов: Повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства и труда. 1. Обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы. 2. Дифференциация заработной платы в зависимости от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, содержания и условий труда, района расположения предприятия, его отраслевой принадлежности. 3. Равная оплата за равный труда. 4. Государственное регулирование оплаты труда. 5. Учет воздействия рынка труда. 6. Простота, логичность и доступность форм и систем оплаты труда. Принципы и функции заработной платы создают необходимые методические основы для организации оплаты труда непосредственно на предприятиях. Структурно заработная плата состоит из трех частей: основной заработной платы, дополнительной заработной платы, а также иных поощрительных и компенсационных выплат. Соответственно на предприятии устанавливаются фонды оплаты труда.Основная заработная плата состоит из вознаграждения за выполненную работу в пределах установленных норм труда (нормы времени, выработки, обслуживания, нормированные задания, должностные обязанности). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов), сдельных расценок -- для рабочих и должностных окладов -- для служащих. Кроме указанных видов заработка в фонд основной заработной платы включаются также суммы процентных или комиссионных начислений в зависимости от объема дохода (прибыли), полученных от реализации продукции (работ, услуг), в тех случаях, когда они являются основной заработной платой; суммы авторского гонорара работникам искусства, редакций газет, журналов, телеграфного агентства, издательства, радио, телевидения и других предприятий и оплаты их труда, которая осуществляется по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения, начисленного на данном предприятии.Дополнительная заработная плата -- это вознаграждение за труд сверх установленных норм за трудовые успехи, изобретательство, а также за особые условия труда. В фонд дополнительной заработной платы входят доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, премии за выполнение производственных заданий и функций. Например, надбавки за квалификационное мастерство, за знание иностранного языка, за классность водителям, бригадирам за руководство бригадой, персональные надбавки за работу во вредных условиях труда; премии за выполнение и перевыполнение производственных заданий, за выполнение аккордных заданий в срок, за уменьшение простоев оборудования; вознаграждения за выслугу лет, оплата разовых работ на предприятии; оплата труда студентов во время прохождения практики; оплата за работу в выходные и праздничные дни; затраты, связанные с оплатой жилья работникам предприятия и др.Иные поощрительные и компенсационные выплаты -- это выплаты в форме вознаграждения по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и иные выплаты либо не предусмотренные законодательством, либо превышающие нормы, установленные законодательством. В частности, сюда относятся суммы оплаты вынужденных отпусков по инициативе администрации с частичным сохранением заработной платы; оплата простоя не по вине работника, выплаты работникам, которые принимали участие в забастовках; вознаграждение по итогам работы за год; вознаграждения за открытия, изобретения, рационализаторские предложения; одноразовые поощрения, материальная помощь; суммы социальных и трудовых льгот работникам -- дополнительных отпусков, доплаты к государственным пенсиям, оплата за обучение в учебных заведениях детей работников предприятия; стоимость путевок для лечения и отдыха или суммы компенсаций вместо путевок; суммы прибыли, направленные на приобретение акций для работников трудового коллектива; средства, направленные на выкуп имущества предприятия членами трудового кол лектива, за счет средств предприятия и др.Необходимо отличать заработную плату от вознаграждения, предусмотренного гражданско-правовыми договорами подряда, поручения и др. Заработная плата представляет собой оплату затрат живого труда в процессе общественного производства, а вознаграждение по гражданско-правовым договорам -- оплату конечных результатов труда. Заработная плата делится на две части -- основную и дополнительную, а вознаграждение по гражданско-правовым договорам не делится на части. Законом Украины «Об оплате труда» предусмотрены сферы государственного и договорного регулирования оплаты труда, а вознаграждение по гражданско-правовым договорам регулируется их сторонами. Государством устанавливается минимальный размер заработной платы, а размер вознаграждения по гражданско-правовым договорам регулируется их сторонами.Что же касается гарантийных и компенсационных выплат, то они, строго говоря, не являются заработной платой, поскольку имеют иное целевое назначение, однако будучи включенными в единый организационный и учетный механизм, входят составным элементом в систему оплаты труда. Это положение предусмотрено и в Инструкции по статистике заработной платы. Поэтому целесообразно в новом КЗоТ нормы о гарантиях и компенсациях включить в единую главу «Оплата труда».31. Состав и источники образования фонда заработной платы на туристском предприятии В основу образования фонда оплаты труда (ФОТ) заложены: Фонд заработной платы - постоянная часть - составляет 20% - 40%от фонда оплаты труда (без контрактантов). Оплата труда по тарифам, окладу, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом и условиями труда, выплаты из фонда материального поощрения регламентируются отдельными положениями. 32. Экономическая сущность и состав основных фондов туристского предприятия. Оценка, износ и амортизация основных фондов Основные производственные фонды предприятия – это стоимостное выражение средств труда. Главным определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт – постепенно: в течение ряда производственных циклов; частями: по мере износа. Износ основных фондов учитывается по установленным нормам амортизации, сумма которой включается в себестоимость продукции. После реализации продукции начисленный износ накапливается в особом амортизационном фонде, который предназначается для новых капитальных вложений. Таким образом, единовременно авансированная стоимость в уставный капитал (фонд) в части основного капитала совершает постоянный кругооборот, переходя из денежной формы в натуральную, в товарную и снова в денежную. В этом состоит экономическая сущность основных фондов. Основные производственные фонды предприятия – это средства труда, участвующие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемый продукт частями, по мере износа. Закон воспроизводства основного капитала выражается в том, что в нормальных экономических условиях его стоимость, введенная в производство, полностью восстанавливается, обеспечивая возможность для постоянного технического обновления средств труда. При простом воспроизводстве за счет средств амортизационного, фонда предприятия формируют новую систему орудий труда, равную по стоимости изношенным. Для расширения производства: требуются новые вложения средств, привлекаемые дополнительно из прибыли, взносов учредителей, эмиссии ценных бумаг, кредита и др. При больших масштабах используемого основного капитала крупные и крупнейшие предприятия имеют возможность за счет средств амортизационного фонда финансировать не только простое, но и в значительной мере расширенное воспроизводство средств труда. Для управления основным капиталом на всех уровнях хозяйствования первостепенное значение имеет функционально-видовая группировка средств труда. Она позволяет получить информацию о важнейших качественных изменениях, происходящих в экономическом потенциале предприятий. Динамика видовой структуры отражает изменения в технической оснащенности производства, темпах внедрения инноваций, развитии специализации, концентрации и комбинирования и др. Действующая классификация объединяет основные фонды в 10 групп: 1. Здания (из них выделяются жилые здания). 2. Сооружения. 3. Передаточные устройства. 4. Машины и оборудование. 5. Транспортные средства. 6. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь (в том числе мебель). 7. Рабочий скот. 8. Продуктивный скот. 9. Многолетние насаждения. 10. Другие, не перечисленные выше виды основных фондов. В управлении основными фондами используется дифференцированная система стоимостных оценок, которая определяется целевой установкой измерения стоимости основного капитала: для внутрипроизводственной деятельности и оценки результатов, для начисления амортизации и расчета налогов, для продажи и сдачи в аренду, залоговых операций и др. Базовыми видами оценок основных фондов являются: первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость. Полная первоначальная стоимость основных фондов представляет собой сумму фактических затрат в действующих ценах на: приобретение или создание средств труда: возведение зданий и сооружений, покупку, транспортировку, установку и монтаж машин и оборудования и др. По полной первоначальной стоимости основные фонды принимаются на баланс предприятия, и она остается неизменной в течение всего срока службы средств труда и пересматривается при переоценке основных фондов предприятия или уточняется при модернизации или капитальном ремонте. Амортизация основных фондов также начисляется с полной первоначальной стоимости. По этой цене средства труда планируются и учитываются в повседневной хозяйственной деятельности. Текущие цены и тарифы на основные фонды постоянно изменяются под влиянием факторов спроса и предложения, инфляции и т.п. С течением времени в первоначальной стоимости основных фондов накапливаются диспропорции и противоречия. Один и тот же станок или машина, приобретенные в разные годы, числятся по разной стоимости. Первоначальная стоимость основного капитала перестает отражать действительную его оценку в сегодняшних (текущих) условиях хозяйственной деятельности. Управление процессом воспроизводства основных фондов затрудняется, возникают препятствия к нормальному осуществлению коммерческой деятельности предприятий. Показатели, исчисляемые с использованием первоначальной стоимости фондов (капиталоотдача, рентабельность, платежеспособность, ликвидность и др.) перестают отражать их действительный уровень. Крупные проблемы возникают в управлении амортизацией, себестоимостью, а, следовательно, прибылью и налогами. Возникает необходимость переоценки основных фондов и приведения их к единым ценностным измерителям. Восстановительная стоимость выражает оценку воспроизводства основных фондов в современных условиях на момент переоценки. Она отражает затраты на приобретение и создание переоцениваемых объектов в ценах, тарифах и других нормативах, действующих на установленную дату. Полная восстановительная стоимость – это сумма расчетных затратив приобретение или возведение новых средств труда, аналогичных переоцениваемым. Остаточная стоимость основных фондов представляет собой разницу между полной первоначальной или полной восстановительной стоимостью и начисленным износом, т.е. это денежное выражение стоимости средств труда, не перенесенной на изготовляемую продукцию, на определенную дату. Остаточная стоимость позволяет судить о степени изношенности средств труда, планировать их обновление и ремонт. При проводимых переоценках фондов одновременно уточняется размер начисленного износа по каждой единице средств труда. Также определяется восстановительная стоимость с учетом износа. Она рассчитывается в процентах к полной восстановительной стоимости на основе данных бухгалтерского учета. Балансовая стоимость – стоимость, по которой, основные фонды учитываются в балансе предприятия по данным бухгалтерского учета об их наличии и движении. На балансе предприятия стоимость основных фондов числится в смешанной оценке: объекты, по которым производилась переоценка, учитываются по восстановительной стоимости на установленную дату, а новые средства труда, приобретенные (или возведенные) после переоценки, – по первоначальной стоимости. В практике работы предприятий и в методических материалах балансовая стоимость нередко рассматривается как первоначальная, так как восстановительная стоимость на момент последней переоценки совпадает с первоначальной стоимостью на эту дату. Основные фонды служат в течение нескольких лет и подлежат замене (возмещению) лишь по мере их физического или морального износа. Износ основных фондов – частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают физический и моральный износ основных фондов. Физический износ средств труда выражается в потере ими технических свойств и характеристик в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, условий хранения. Моральный износ основных фондов – снижение стоимости действующих основных фондов в результате появления новых их видов, более дешевых и более производительных. Различают две формы морального износа. Первая проявляется в потере стоимости оборудованием в результате повышения производительности труда в отраслях, изготавливающих их. Новые машины становятся более дешевыми, а действующие морально обесцениваются, экономически устаревают. Моральный износ второй формы выражается в потере стоимости средством труда в результате появления новых, более производительных машин, лучших по технико-экономическим параметрам. Моральный износ – это экономическая категория. На основе исследования закономерностей физического и морального износа определяется период экономического снашивания данного вида средства труда, который лежит в основе утверждаемых нормативных сроков службы основных фондов. Для своевременной замены устаревших средств труда, без ущерба для предпринимателя, необходимо, чтобы стоимость выбывающих фондов была полностью перенесена на готовую продукцию. В амортизационном фонде должны быть накоплены необходимые средства. Только при этом условии процесс воспроизводства основного капитала может осуществляться планомерно и эффективно. Амортизация – процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере износа на производимую продукцию, превращения ее в денежную форму и накопления финансовых ресурсов в целях последующего воспроизводства основных фондов. По экономической сущности амортизация •– это денежное выражение части стоимости основных фондов, перенесенных на вновь созданный продукт. Амортизационный фонд – особый денежный резерв, предназначенный для воспроизводства основных фондов. Он является финансовым ресурсом для капитальных вложений. Амортизационный фонд предназначен для простого воспроизводства основных фондов, для замены изношенных средств новыми экземплярами, равными по стоимости. Однако в условиях высоких темпов научно-технического прогресса амортизация служит источником расширенного воспроизводства основных фондов. В процессе воспроизводства основных фондов моменты их простого возобновления и расширения гармонично объединены, и их разграничение носит условный характер. 33. Показатели и пути повышения эффективности использования основных фондов туристского предприятия |