Реферат: Анализ финансов предприятия
Название: Анализ финансов предприятия Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение......................................................................................................... …… Исходные данные.......................................................................................... ……. 1. Формирование финансовых отчетов.......................................................... ……. 1.1 Отчет о прибылях и убытках..................................................................... …… 1.2 Баланс....................................................................................................... …... 1.3 Отчет об источниках и использовании фондов....................................... ….…. 2. Анализ финансовых документов................................................................ ….. 2.2 Горизонтальный анализ…………………………………………………………………………………… 2.3 Коэффициентный анализ........................................................................... .…. 2.4 Оценка вероятности наступления банкротства........................................ ….. 3. Расчет и анализ операционного и финансового рычагов и рисков 4. Моделирование показателей роста предприятия..................................... ….. 4.1 Модель устойчивого роста....................................................................... ….. Заключение..................................................................................................... …. Библиографический список………………………………………………………………………............ Введение Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных условиях в значительной степени определяются уровнем управления финансами. На базе финансов предприятия, опосредующих кругооборот его фондов, не только создаются необходимые предпосылки его производственной деятельности, но и формируется положительный финансовый результат, во имя которого начинается любой бизнес. Успешное управление финансами невозможно без четкого представления процессов формирования затрат, доходов, распределения ресурсов, формирования капитала, соответствующей политики развития, инвестиционной деятельности и т.д. То есть, управление финансами - главный элемент управления предприятием. Основная цель курсовой работы - проанализировать финансовую информацию, просчитать основные финансовые показатели и дать необходимые рекомендации по повышению эффективности работы предприятия и оптимизации использования финансовых и материальных ресурсов. Для этого мы составим сначала необходимые документы (баланс, отчет о прибылях и убытках и др.) на основе исходных данных. Далее проанализируем их на основе расчета финансовых показателей и коэффициентов, характеризующих финансовое положение предприятия и изучение влияния экономических рычагов и рисков. Исходные данные Таблица 1 Исходные данные (Вариант 8 Отрасль: промышленность ) (в тыс долл.)
Дополнительная информация Акционерный капитал состоит из 421000 шт. обыкновенных акций (номинал 1 долл.). Рыночная цена обыкновенной акции 12 долл. Доля переменных затрат в себестоимости реализованной продукции составляет 80 %, в коммерческих и управленческих расходах - 8 %. Прогноз объема продаж на будущий год: рост на 15 %. 1.Формирование финансовых отчетов Финансовые отчеты являются важнейшим средством предоставления информации, характеризующей финансовое положение предприятия. В комплексе они должны содержать информацию, которая может представлять интерес для различных категорий пользователей: акционеров, кредиторов, потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу, представителей государственных финансовых, статистических и налоговых органов. Несмотря на то, что в большинстве рыночно ориентированных стран не существует каких-то общепринятых требований к формам бухгалтерской и финансовой отчетности, различия в их содержании, как правило, незначительны. В настоящее время большинство предприятий этих стран руководствуются требованиями Международного комитета по стандартам бухгалтерского учета. Согласно данным требованиям в финансовые отчеты должны включаться следующие документы: - балансовый отчет; - отчет о прибылях и убытках; - отчет об источниках и использовании фондов. То есть, необходимо составить эти документы. Для этого воспользуемся исходной информацией данного варианта, в которой включены сальдо по активным и пассивным операциям, а также по счетам доходов и расходов. Также необходимо установить статьи, используемые для расчета годовой прибыли или убытков, а также для формирования баланса. 1.1. Отчет о прибылях и убытках В первую очередь необходимо составить отчет о прибылях и убытках, отражающий различные доходы и расходы предприятия в зависимости от их источников (табл. 1.1). Главным источником доходов является, как правило, уставная (операционная) деятельность предприятия - производство и продажа товаров, оказание услуг и т. д. В отчете показывается как выручка от реализации, или объем продаж без НДС, акцизов и иных аналогичных платежей.
В отчете о прибылях и убытках (см. таблица 1.1.) отражаются такие показатели финансовой деятельности предприятия как выручка от реализации продукции, себестоимость, коммерческие и управленческие, прочие расходы, прочие доходы, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. В себестоимость реализованной продукции включаются затраты на производство продукции. Коммерческие и управленческие расходы отражаются отдельной строкой. Операционная прибыль = Выручка от продаж - Себестоимость проданных товаров - Амортизация - Административные расходы - Коммерческие расходы. Налогооблагаемая прибыль = Операционная прибыль - Проценты к уплате. Чистая прибыль = Налогооблагаемая прибыль - Налог на прибыль. Нераспределённая прибыль = Чистая прибыль - Дивиденды. 1.2. Баланс Следующим шагом является составление баланса (табл. 1.2). Баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования в активе и по источникам их финансирования - в пассиве. * Амортизируемые активы могут быть показаны по первоначальной стоимости. В валюту баланса следует включать указанные активы по остаточной стоимости. Чтобы её рассчитать, из первоначальной стоимости необходимо вычесть начисленную за весь срок службы амортизацию. ** Нераспределённая прибыль рассчитывается по формуле НП2 = НГТ1 - НП год, Где НП2 - нераспределённая прибыль на конец второго года; НП1 -нераспределённая прибыль на конец первого года; НП год -нераспределённая прибыль за второй год (в соответствии с отчётом о прибылях и убытках). Таблица 1.2 Балансовый отчет на конец года (долл.)
1.3. Отчет об источниках и использовании фондов Следующим документом, который надо составить согласно заданию, является отчет об источниках и использовании фондов (табл. 1.3). Данный документ показывает изменения, которые произошли за отчетный период.
Во втором году источниками долгосрочных средств являлись чистая прибыль, амортизация и банковская ссуда, которые в общем составили 271 тыс долл.. Часть из этих источников была направлена на использование долгосрочных средств (365 тыс дол.) В результате источники долгосрочных средств превысили изменение долгосрочных активов на 94 тыс. долл. Краткосрочные источники составили 40 тыс долл. По текущим активам наблюдается недостаток в сумме 54 тыс долл. Сумма использования средств составила 365 тыс. долл., а недостаток источников над использованием - 94 тыс. долл. Таким образом, можно сделать вывод о том, что средства были израсходованы недостаточно эффективно. 2.Анализ финансовых документов 2.1.Вертикальный анализ финансовых документов Анализ финансовых документов необходим для выявления финансового состояния предприятия на дату составления отчетности и выявления резервов изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону. В таблице 2.1. представлен вертикальный анализ финансовой отчетности. Таблица 2.1. Вертикальный анализ финансовых документов, (в %)
Продолжение табл. 2.1
В таблице 2.1. видно, что доля фиксированных увеличилась очень незначительно, на 3,33 % (46,79 -50,12). Это можно объяснить тем, что по сравнению с первым годом доля материальных активов увеличилась на 0,25 %, также произошло увеличение амортизации на 1,24 %. Но это увеличение также отразилось на величине амортизируемых активов во втором году. Также незначительно долгосрочные финансовые вложения увеличились 1,8%. Что касается текущих активов, то их снижение вызвано небольшим уменьшением дебиторской задолженности (на 2,65 %), и небольшим увеличением денежных средств ( на 0,08 %), и снижением запасов на 0,76%, доля краткосрочных финансовых вложений увеличилась на 0,16%. Что касается пассивов, то здесь также произошли изменения, незначительные. Постоянные пассивы уменьшились на 0,45% . В основном это вызвано уменьшением собственного капитала и долгосрочного заемного капитала на 0,5%. Текущие пассивы, в отличие от постоянных пассивов, увеличились на 0,45%. Это увеличение вызвано увеличением задолженности перед поставщиками и краткосрочной банковской ссуды. Наибольшую долю в активе баланса имеют материальные активы, запасы. В общем, в структуре пассива и актива произошли незначительные изменения. Это не очень хорошо для предприятия, так как любое предприятие хочет иметь более эффективную работу, а значит, и получать лучшие результаты. Из вертикального анализа отчета о прибылях и убытках видно, что большую долю в продажах занимает себестоимость. На снижение доли операционной прибыли во втором году повлияло снижение коммерческих и управленческих расходов. Доля налогооблагаемой прибыли снизилась. Чистая прибыль снизилась незначительно, на 0,29 %,за счет увеличения налогов. Нераспределенная прибыль снизилась на 0,37%, поскольку доля дивидендов увеличилась на 0,09% во втором году, по сравнению с первым. 2.2.Горизонтальный анализ финансовых документов Таблица 2.2 Горизонтальный анализ финансовых документов (в %)
По горизонтальному анализу баланса видно, что в активе все статьи увеличились, кроме запасов и дебиторской задолженности, что является положительным. Положительно повлияло увеличение материальных активов 3,77 % и денежных средств почти на 1,71 %. В пассиве также все статьи увеличились, кроме счетов к оплате. Положительно характеризуется увеличение нераспределенной прибыли почти на 6,07%. Произошло незначительной увеличение задолженности перед поставщиками, банковской ссуды. В отчете о прибылях и убытках произошло увеличение продаж 7,28%, себестоимости 7,13% . Это привело к увеличению операционной прибыли на 5,26%. Налогооблагаемая и чистая прибыль также увеличилась. 2.3.Коэффициентный анализ Таблица 2.3Финансовые коэффициенты.
Продолжение табл. 2. 3
Сумма долгосрочных обязательств и текущих пассивов. Рассчитывается делением собственного капитала на общее количество обыкновенных акций.
Взаимосвязь между коэффициентами различных групп демонстрирует формула DuPont: Чистая прибыль Продажи Активы
----------
п
_„ Продажи Активы Собственный капитал Левая часть формулы представляет собой комбинацию коэффициентов (рентабельности продаж, оборачиваемости активов и мультипликатора собственного капитала), а правая часть - результат этой комбинации, т. е. рентабельность собственного капитала (ROE). С помощью этой формулы можно определить фактор, оказывающий наибольшее влияние на величину чистой прибыли, полученной на каждую единицу собственного капитала. ROE 1 год =(198/3721)*(3721/3148)*(3148/1738)=0,П39 ИЛИ 0,053*1,182*1,811=0,1139 ROE 2 год =(201/3992)*(3992/3250)*(3250/1796)=0,1119 ИЛИ 0,050*1,228*1,810=0,1119 Проанализируем влияние компонентов формулы на ROE с помощью факторного анализа по способу абсолютных разниц. Чистая прибыль Продажи Активы
----------
п
_„ Продажи Активы Собственный капитал Л ROEx = (0,050-0,053)* 1,182* 1,8113=-0,0061 Л ROEy = 0,050*(l,228-l,182)*l,8113= 0,0042 AROEz = 0,050* 1,228*0,810-1,8113)=-0,0001 Л ROE = -0,0061+0,0042-0,0001=0,1119-0,1139= -0,0020 -0,0061<-0,00010,0042 Из данного анализа можно сделать вывод о том, что на ROE наибольшее влияние оказывает величина активов и продаж. 2. 4 .Оценка вероятности наступления банкротства Одна из целей финансового анализа - оценить различные типы рисков, которым подвержена компания, в том числе риск несостоятельности. Неспособность фирмы рассчитываться по своим долгам может стать причиной ее банкротства. Поэтому необходимо регулярно определять уровень этого риска и во всех случаях задолго до того, когда ситуация становиться необратимой. Наиболее широкое распространение получила модель Альтмана. Индекс Альтмана, названный Z-счет, используется для предсказания вероятности наступления банкротства. Ситуация считается тревожной, если Z<1,81; если Z>2,99, то можно утверждать, что у предприятия благополучное положение. Интервал между 1,81 и 2,99 назван зоной неопределенности, т. е. классифицировать ситуацию компании не представляется возможным. Индекс Альтмана ( Z -счет). + 0,6Х4 +
Z=l,2*0,28+l,4*0,02+3,3*0,12+0,6*3,58+l,0*l, 18=4,088 Z = 4,088- у предприятия благополучное положение в первом году.
Z=l,2*0,25+l,4*0,02+3,3*0,12+0,6*3,47+l,0*l,23=4,036 Z = 4,036- у предприятия благополучное положение во втором году. R — model: (аналогичная модель индексу Альтмана) R = 8,38 X, + Х2 + 0,054Х3 + 0,63Х4 , текущие активы - текущие пассивы гдеХ, =
всего активов чистая прибыль собственный капитал' объем продаж всего активов чистая прибыль интегральные затраты *
R, = 8,38*0,28+0,114+0,054*1,183+0,63*0,058=2,56 R2 = 8,38*0,25+0,112+0,054*1,23+0,63*0,055 =2,31 Шкала вероятности банкротства
Так как у нас значение R \ и R2 больше, чем 0,42, то можно сказать, в первом и во втором году работы вероятность банкротства минимальная. Таким образом, проведя оценку наступления банкротства методами, основанными на анализе критических финансовых коэффициентов такими как, модель Альтмана и R-model, приходим к выводу, что данное предприятие имеет в целом благополучное положение и минимальный риск банкротства при использовании любой модели. З.Расчет и анализ операционного и финансового рычагов и рисков предприятия Здесь необходимо уделить внимание на уставной деятельности предприятия, результатом которой является выручка от реализации товаров и услуг. Целью анализа является выявление и оценка потенциальных рисков, которым подвержена операционная деятельность исследуемого предприятия. К ним относятся операционный и финансовый риски. В ходе анализа рассчитываются: контрибуционная маржа, точка безубыточности, запас финансовой прочности, сила операционного и финансового рычагов. Расчет следует начинать с дифференциации операционных затрат. Так как доля переменных затрат в себестоимости реализованной продукции составляет 80%, в коммерческих и управленческих расходах-8%, можно рассчитать сумму переменных затрат: Пер. затраты в 1 год = 2440*0,8+841*0,08=2019,28 Пер. затраты во 2 год = 2614*0,8+912*0,08=2164,16 Таким образом, сумма постоянных затрат складывается из доли себестоимости реализованной продукции (20 %), коммерческих и управленческих расходов (92%), а также амортизации. Пост, затраты за 1 год = 2440*0,2+841*0,92+60=1321,72 Пост, затраты за 2 год =2614*0,2+912*0,92+66=1427,84 После определения величины переменных и постоянных затрат формируется управленческая модель отчета о прибылях и убытках. Таблица 3.1 Отчет о прибылях и убытках (управленческая модель) (долл.)
В данной таблице как налогооблагаемую, так и чистую прибыль показывают только от операционной деятельности. Для этого прочие доходы и расходы (кроме процентов к уплате) из табл. 1.1 исключаются, а налог на прибыль пересчитывается (он составляет 24% от налогооблагаемой прибыли). Так как в первом и во втором году работы предприятие имело проценты к уплате и проценты к получению, то мы видим, что все показатели не совпадают с соответствующими показателями из Отчета о прибылях, табл. 1.1. Отличие показателей в управленческой модели от соответствующих им в отчете о прибылях во втором году обусловлены не включением прочих расходов, т.к. они не относятся к операционной деятельности, а также из-за пересчета налога на прибыль. Следующий шаг - расчет контрибуционной маржи и ее коэффициента. Контрибуционная маржа представляет собой разность между величиной продаж и переменных затрат: Контрибуционная маржа = Продажи - Переменные затраты. КбМ 1= 3721-2019,28=1701,72 КбМ 2= 3992-2164,16=1827,84 Этот показатель является одним из наиболее существенных показателей операционного анализа, т. к. он свидетельствует о достаточности покрытия им постоянных затрат и, более того, о способности предприятия получать операционную прибыль. Однако в расчетах чаще используется коэффициент контрибуционной маржи, который определяется делением последней на величину продаж. Рост этого коэффициента говорит о более эффективном управлении операционными затратами предприятия. ККбМ=КбМ/продажи ККбМ 1 =К6М 1 /продажи =1701,72/3 721 =0,45 7 ККбМ2=КбМ2/продажи=1827,84/3992=0,458 Зная коэффициент контрибуционной маржи, можно рассчитать точку безубыточности, или порог рентабельности в стоимостных единицах измерения:
Постоянные затраты Коэффициент контрибуционной маржи ТБ 1= 1321,72/0,457=2890,0877 ТБ 2 = 1427,84/0,458=3118,4006 На сколько фактический объем продаж превысил свое пороговое значение, говорит показатель запаса финансовой прочности: Запас финансовой прочности = Продажи - Точка безубыточности. 1-й год: 3721-2890=830,91 2-й год: 3992-3118=873,59 Запас финансовой прочности принято выражать в процентах относительно объемов продаж. 1-год: 831/3721*100=22,33% 2-год: 874/3992*100=21,88% Заполняем таблицу 3.2 Таблица 3.2 Расчет контрибуционной маржи, точки безубыточности и запаса финансовой прочности (долл.)
Из данной таблицы видно, что контрибуционная маржа возросла на 126,12 долл. Это объясняется ростом продаж и переменных затрат во втором году работы предприятия, то есть абсолютный прирост продаж превышает прирост переменных затрат. Также во втором году повысилась точка безубыточности. То есть при достижении выручки от реализации в 3118,40 долл, предприятие достигает окупаемости постоянных и переменных затрат. Произошло увеличение запаса финансовой прочности. Это благоприятное изменение для предприятия и объясняется значительным увеличением продаж по сравнению с точкой безубыточности. Операционный рычаг - это феномен, посредством которого изменения в продажах приводят к еще большим изменениям операционной прибыли. Его действие обусловлено наличием постоянных затрат, величина которых не реагирует на изменение количества произведенной продукции в релевантном периоде. Уровень операционного рычага, или его сила - есть процентное изменение операционной прибыли как результат процентного изменения объема продаж: % А операционной прибыли Сила операционного рычага = % А объема продаж где % А - процентное изменение. Чтобы рассчитать силу операционного рычага, пользуются формулой Контрибуционная маржа Сила операционного рычага = Операционная прибыль СВОР 1= 1701,72/380=4,4782 СВОР 2= 1827,84/400=4,5696 Произошло снижение СВОР во втором году. Это объясняется значительным увеличением контрибуционной маржи и слабым увеличением операционной прибыли. СВОР равна 4,4782в первом году. Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации на 1% прибыль возрастет на 1%*4,4782=4,4782%. Финансовый рычаг (как и операционный) порождают постоянные затраты. Он имеет место при финансировании деятельности предприятия долговыми источниками, по которым необходимо выплачивать проценты. Величина таких финансовых издержек не зависит от объемов продаж, а обусловлена величиной займа, сроками и процентной ставкой его привлечения. Источником покрытия процентов является операционная прибыль. Поэтому финансовые издержки оказывают влияние на взаимосвязь между операционной и чистой прибылью. Сила этой связи может быть измерена как процентное изменение чистой прибыли, вызванное процентным изменением операционной прибыли: % А чистой прибыли Сила финансового рычага =---------------------- --------------- . % А операционной прибыли Чтобы рассчитать силу рычага, пользуются формулой Операционная прибыль Сила финансового рычага = Операционная прибыль - Финансовые издержки СФР 1=380/(380-70)=1,2258 СФР 2= 400/(400-85)=1,2698 Таблица 3.3.Операционный и финансовый рычаги предприятия
Сила воздействия финансового рычага увеличилась во втором году, соответственно увеличился финансовый риск предприятия. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционного рычага в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоёмкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты. Эффект операционного рычага поддаётся контролю именно на основе учёта зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем выше постоянные затраты и чем ниже прибыль, тем сильнее действует операционной рычаг и наоборот. Сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации и прибыли, так как удельный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается - и так вплоть до очередного скачка. Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем выше предпринимательский риск. Рост цен и уменьшение постоянных и переменных затрат снижает значение точки безубыточности и ведёт к увеличению прибыли. Таким образом, операционной рычаг (леверидж) влияет на совокупный риск для фирм. Но это не основная причина риска, так как он зависит еще от изменения спроса на товары и изменения переменных издержек. Увеличение финансового левериджа влечёт за собой повышение риска, и наоборот. Чем больше проценты и чем меньше прибыль, тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск, связанный с предприятием. 4.Моделирование показателей роста предприятия Поскольку развитие является одной из главных целей любой компании, в курсовой работе предполагается, что объемы продаж исследуемых предприятий будут расти. Однако этот рост не должен быть достигнут любой ценой, иначе предприятие может не усилить, а ослабить свои позиции вплоть до состояния банкротства, как показывает мировая практика. Формируя свои планы, компания пытается решить несколько задач одновременно: • рост продаж, • производственную гибкость, • умеренное использование заемного капитала, • высокий уровень дивидендов. Каждая из этих задач сама по себе представляет ценность, но часто они противоречат друг другу. И когда это случается (один или несколько финансовых коэффициентов становятся неудовлетворительными), то требуется внесение корректировок, которые не всегда возможны и желательны. Необходимо, чтобы рост компании не имел негативных последствий и не нарушал его финансового состояния и, более того, был согласован с рыночными реалиями. Инструментом, позволяющим выявлять такие противоречия и способствовать принятию более взвешенных решений в маркетинговой, производственной и финансовой сферах, является модель уровня достижимого роста ( SGR ). То есть необходимо спрогнозировать ряд финансовых показателей на основе использования модели SGR. С помощью модели SGR можно рассчитать максимально возможный темп роста объема продаж при заданных финансовых коэффициентах ( g ): где g - потенциально возможный рост объема продаж, %; Ъ - доля чистой прибыли, направляемая на развитие предприятия; NP — чистая прибыль; S - объем продаж; D - общая величина обязательств; Е - собственный капитал; А - величина активов (валюта баланса). Модель применяется при рассмотрении двух сценариев развития предприятия: у стойчивого роста и изменяющихся условий. 4.1. Модель устойчивого роста Первый сценарий предполагает, что сложившаяся в прошлом финансовая политика останется неизменной. Это обеспечивается сохранением на прежнем уровне ряда финансовых коэффициентов, а также допущением, что увеличение собственного капитала происходит только за счет роста нераспределенной прибыли. Рассмотрим более подробно переменные вышеприведенной формулы. Темп роста объема продаж ( g ) представляет собой отношение прироста объема продаж ( AS ) к его исходной величине ( So ) т.е. g =--- 100 %. Исходной величиной являются продажи прошлого года. В модели показатель g является искомым, остальные коэффициенты являются плановыми, или целевыми переменными. Рентабельность продаж — характеризует эффективность v s ) деятельности предприятия. Чем больше чистой прибыли, тем больше возможностей у предприятия увеличивать собственный капитал. Отношение активов к объему продаж — - это величина обратная \ S ) традиционному коэффициенту оборачиваемости активов. Чем ниже данный показатель, тем более эффективно используются активы, поскольку на величину активов оказывает влияние финансовая политика предприятия, в частности, управление запасами, дебиторской задолженностью, долгосрочными активами. Соотношение заемных и собственных средств — показывает структуру пассивов предприятия. Следует помнить, что чрезмерное увлечение долговыми источниками финансирования снижает финансовую устойчивость предприятия и препятствует его развитию. Нераспределяемая доля чистой прибыли (Ь), или коэффициент реинвестирования рассчитывается по формуле b =( l - d ), где d - коэффициент дивидендных выплат, равный отношению общей суммы дивидендов к чистой прибыли. Величина коэффициента зависит от дивидендной политики предприятия. В курсовой работе требуется рассчитать потенциально возможный рост продаж за два прошедших года и сравнить его с фактическим ростом. Таблица 4.1 Расчет уровня достижимого роста
gl = (0,3434*0,053*(1+0,811))/( 0,846-(0,3434*0,053*(1+0,811)))*100 = = 4,07% g2 = (0,2886*0,050*(1+0,810))/(0,814-(0,2886*0,050*(1+0,810)))*100 = = 3,34% Фактический рост продаж определяется по формуле: / = ^z5-.100% = —-100%, где Si - объем продаж первого года, S 2 - объем продаж второго года. Так как фактический рост продаж превысил потенциально возможный уровень, т. е. f > g , то на это в наибольшей степени повлиял коэффициент привлечения средств. Таким образом, если предприятие предположит, что финансовая политика остается неизменной, то предприятие не сможет достичь планируемого роста объема продаж 15%, может только 3,4%. Поэтому рассмотрим второй сценарий. 4.2. Моделирование при изменяющихся показателях Второй сценарий охватывает различные ситуации, когда рост продаж не может быть обеспечен только внутренними источниками финансирования (такими, как нераспределенная прибыль) и когда надо принимать во внимание новые переменные: начальный объем продаж ( So ); начальная величина собственного капитала (Ео); величина прироста собственного капитала, привлеченного путем дополнительной эмиссии обыкновенных акций (Е„); абсолютная сумма годовых дивидендов ( Div ). В каждом варианте задания дана информация о предполагаемых темпах роста объема продаж в 3-м году. Это и есть уровень достижимого роста. В качестве начальных (исходных) размеров собственного капитала (Ео) и продаж ( So ) следует принять соответствующие показатели предыдущего, т.е. 2-го года. Задача заключается в поиске остальных переменных методом подбора, но таким образом, чтобы они не ухудшили финансовое положение компании. Задаваясь любыми пятью из шести переменных и имея исходную информацию ( g , So , Eo ), можно найти шестую переменную, пользуясь формулами, которые выведены на основе предыдущей. Коэффициент оборачиваемости активов 1 = ____________________ ( l + g )- S 0 ____________________ А [l + ^E0+ En -Div + [^yi + g ).S0 ' Коэффициент привлечения средств D = ( l + g )- So _____________ E ~{E0+ En -Div + (f)H + g ).S0 ].[f Коэффициент рентабельности продаж NP _ 1______ Ео + Е„ – Div Если в результате анализа финансовых документов (второе задание) было установлено, что некоторые из переменных модели SGR имеют оптимальное значение, то в данном задании их можно сохранить на прежнем уровне. Кроме того, не исключается ситуация, при которой дополнительной эмиссии акций не потребуется, т.е. Еп — 0. В процессе моделирования следует рассмотреть несколько возможных вариантов - сценариев развития предприятия, приводящих к заданному уровню достижимого роста. Таблица 4.2. Результаты, полученные на основе модели достижимого роста
В первом варианте при достижении роста продаж 15% происходит увелиичение оборачиваемости активов. Это благоприятная ситуация для предприятия. Во втором варианте при достижения роста продаж 15% происходит увеличение рентабельности продаж. Это очень хорошо для предприятия, это показывает увеличение прибыли, полученной с выпуском дополнительной единицы продукции. В третьем варианте при достижении роста продаж 15% происходит увеличение коэффициента привлечения средств. Это плохо, так как соотношение заемного и собственного капитала стало больше. То есть, заемных средств стало привлекаться больше, чем имеющийся собственный капитал. В 4,5,6 вариантах для достижения объема продаж 15%, мы увеличили дивиденды на 10%, а эмиссии нет. В 5 варианте это привело к значительному повышению рентабельности продаж, что говорит о более эффективной работе предприятия В 4 варианте произошло значительное увеличение оборачиваемости активов. В 6 варианте это привело к увеличению коэффициента привлечения средств, а значит, и заемных средств, что плохо. В 7,8,9 варианте для достижения объема продаж эмитировали акции на сумму 100 тыс. долл и увеличили дивиденды на 10%. В 7 варианте это привело к увеличению оборачиваемости активов, что хорошо. В 8 варианте эмиссия привела к повышению рентабельности продаж, что положительно. В 9 варианте эмиссия и рост дивидендов на 10% привел к значительному увеличению коэффициента привлечения средств, что отрицательно. То есть, получается, чтобы достичь заданного роста продаж (15%) без негативных последствий , предприятию может выбрать варианты 1,2,4,5,8. Но лучше выбрать 5 вариант, либо 4. В данном случае предприятию необходимо увеличить дивиденды на 10% и отказаться от эмиссии акций. Заключение Управление ростом требует тщательной балансировки целей фирмы в плане продаж и эффективности её деятельности и финансовых ресурсов. Многие компании совершают просчёты в финансовом плане, кладя слишком много на алтарь роста; на процессах о банкротстве рассматривается множество таких случаев. Проблема в том, чтобы определить, какой уровень роста продаж согласуется с реальным положением компании и финансового рынка. В этом отношении моделирование достижимого роста является могучим средством планирования и широко применяется в компаниях. Моделирование уровня достижимого роста (SGR) - это максимально достижимый годовой рост объёма продаж в процентах, основанный на запланированных коэффициентах издержек хозяйственной деятельности, коэффициенте задолженности и сумы дивидендов к выплате. Рост собственного капитала будет стабильным, сбалансированным, если он пропорционален росту объёма продаж. Если это не так, то должен измениться один коэффициента и более, чтобы расхождения в двух уровнях роста были сглажены. Подставляя значения в модель уровня достижимого роста, мы можем проверить соотношение показателей различных планов роста. Зачастую при корпоративном планировании компания хочет достичь множества хороших показателей: высоких темпов роста объёма продаж, эластичности производства, умеренного размера привлечённых заёмных средств и больших дивидендов. Однако эти показатели могут не согласоваться одни с другими. Моделирование уровня достижимого роста позволяет обнаружить такое несоответствие. При помощи моделирования мы можем лучше понять чувствительность определённых факторов к целям фирмы и наоборот. Таким образом, можно добиться более информационно насыщенных и разумных маркетинга, финансирования и производственных решений. Моделирование уровня достижимого роста представляет интегрированное средство, помогающее в процессе принятия решений. При постоянном внимании корпорации к оборачиваемости активов и к управлению активами такое моделирование может играть существенную роль. Библиографический список 1 Ковалев В.В. финансовый анализ: управление капиталом. Выбор 2 Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия: 3 Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности 4 Стоянова Е.С., Штерн М.Г. финансовый менеджмент для практиков: 5 Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под. ред. 6 Финансовый менеджмент: Учебник для вузов./Н.Ф.Самсонов, 7 Финансовый менеджмент: Учебное пособие./ Под редакцией |