Реферат: Самообразование, как основная часть научно-исследовательской работы студента
Название: Самообразование, как основная часть научно-исследовательской работы студента Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. « Самообразование, как основная часть научно-исследовательской работы студента»…………………………………………………………………….4-6 Глава 2. «Научно-исследовательская работа студентов»……………………………………………………………………7-8 Глава 3. «Основные виды и формы» ………………………………… 9-10 Заключение………………………………………………………………….11 Список использованной литературы…………………………………...12 Введение Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Цель этого реферата рассмотреть известные виды и формы научно- исследовательской работы студентов в системе высшего образования.
Глава 1. «Самообразование, как основная часть научно-исследовательской работы студента». Для овладения профессией недостаточно посещения учебных занятий. Большую роль в профессиональной подготовке играет самообразование. Самообразование — специально организованная, самостоятельная познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: на удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. [3, с. 74] Самообразование осуществляется в ходе самостоятельной работы. Активность студента и интенсивность его самостоятельной работы во всех видах занятий способствуют повышению качества профессиональной подготовки. Как бы хорошо ни занимался студент в высшем учебном заведении, усвоить все необходимые знания невозможно. Лавина информации просто обрушивается на современного человека, а часть ее быстро устаревает. Появляются новые подходы, методы, приемы, средства обучения и воспитания, новые законодательные акты и документы, регламентирующие образовательный процесс. Овладеть умениями самостоятельно приобретать знания — значит открыть для себя путь к исследовательской деятельности. Внеаудиторная работа включает в себя следующие элементы: ознакомительное чтение материала по указанному вопросу, определение его места и связи в системе изучаемых предметов; повторение; вдумчивое чтение с составлением плана прочитанного, выделением главного по каждому его пункту, запись отобранного материала своими словами с использованием общепринятой символики и т.д. С другой стороны, самостоятельная работа — это систематическая, планомерная, целенаправленная работа студента в ходе аудиторных, обязательных по расписанию занятий, где он слушает и самостоятельно делает записи по ходу объяснения преподавателя на лекции или семинаре. Степень самостоятельности в разных формах учебной деятельности студентов различна и зависит от организации учебного процесса, методики проведения занятия, личности и уровня интеллектуального развития молодого человека, его подготовленности, а также от педагогической квалификации и стиля работы преподавателя. Различна и структура этой работы. Она складывается из следующих элементов: восприятие и осмысление учебного материала на лекциях, составление конспектов лекций; работа с книгой, изучение учебной литературы (учебники, учебные пособия, первоисточники); переработка учебной информации и превращение ее в личностные знания студентов; закрепление знаний в процессе выполнения упражнений, дополнительных заданий, решения задач; подготовка к выступлениям на семинарских и практических занятиях; работа в предметных кружках, факультативах и студенческих научных обществах; выполнение рефератов, курсовых и дипломных работ.[3, c. 75] Эти и другие элементы самостоятельной работы могут изменяться и усложняться в соответствии с изменением содержания образования, методов и форм обучения.
Глава 2. «Научно-исследовательская работа студентов».
Научная работа - неотъемлемая составляющая образовательной программы всех ступеней высшего профессионального образования, имеющая в вузовской практике свои специальные организационные формы. Кроме того различные элементы и виды научно-исследовательской деятельности широко используются также и в учебном процессе на протяжении всех лет обучения, начиная с первого курса. [1,c. 29]. Может возникнуть вопрос: «А зачем это нужно? Ведь далеко не все выпускники вуза становятся учеными, научными работниками». Это, конечно, так. Однако полноценное становление специалиста высшей квалификации невозможно без его приобщения к науке. Действительно, отличительной особенностью научного взгляда на мир является стремление понять и объяснить его, познать его тайны и разгадать загадки, выявить законы и закономерности, которые лежат в основе тех или иных процессов и явлений, наконец, сделать более совершенным. И достигается это в науке сознательно, т. е. путем выдвижения конкретных целей и задач, применения определенных познавательных приемов (методов) и операций для их решения. Я считаю, что овладение в процессе обучения методами и формами научного мышления способствует глубокому усвоению знаний. Формирует у студентов такие качества личности, как вдумчивость, пытливость ума, самостоятельность, инициативность и т. п. Все эти качества очень помогут в будущей работе. Такой специалист, даже если он не станет профессиональным ученым, всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в своей профессии. Чтобы успешно учиться, глубоко и прочно, а главное, самостоятельно усваивать любой предмет, изучаемый в высшем учебном заведении, студенту необходимо обладать умениями учебного труда. Хотя эту истину никто не оспаривает, практический опыт и многочисленные исследования свидетельствуют о слабой готовности к самостоятельной познавательной деятельности студентов. Они не умеют работать с книгой, выделять главное, правильно фиксировать прочитанное и т.д. Овладение этими умениями позволяет студентам подняться на более высокий уровень и выполнять сложные работы с исследовательскими компонентами. Глава 2. «Основные виды и формы». В учебно-исследовательской деятельности студентов главное значение имеют рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Их успешное исполнение зависит от методологической культуры. Она предполагает знание педагогом определенных методологических норм, или правил научного познания, умение их применять в процессе решения педагогических задач.[3,c. 11] Работа с научной литературой и исследовательская деятельность являются необходимой частью овладения студентами профессией. Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа -виды учебно-исследовательской работы студентов, являющиеся формами отчетности и контроля знаний студентов, доказательством их знаний по избранной теме или проблеме. Реферат — это краткое изложение в письменной форме или в виде публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по конкретной теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой им проблемы. Курсовая работа - более глубокое и объемное исследование проблемы курса, первая ступенька в овладении методикой исследовательской работы. Она помогает студенту расширить, обобщить и систематизировать знания по психолого-педагогическим и методическим проблемам. Выпускная квалификационная работа (ВКР) - форма проверки качества подготовки специалиста. В процессе ее выполнения студент углубляет, расширяет и систематизирует знания по избранной психолого-педагогической проблеме, совершенствует навыки самообразования и исследования. Овладение элементами исследовательской деятельности является частью профессиональной подготовки педагогов. Студенты приобретают умения, необходимые для решения как практических, так и исследовательских задач: видеть проблему и соотносить с ней фактический материал; выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент; анализировать ход поиска решения задач. Помимо этого студенты в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ учатся пользоваться библиографическими указателями, изучают определенный минимум литературы по избранной теме и накапливают нужную информацию. А также излагают состояние изучаемого вопроса, собирают, анализируют и обобщают передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений, усваивают сущность некоторых методов научного исследования и принципы разработки собственных элементарных методик исследования, включаются в опытно-экспериментальную работу, обрабатывают полученный эмпирический материал, из которого делают соответствующие выводы. В стенах педагогических учебных заведений студенты делают лишь первые шаги в исследовательской деятельности. Все перечисленные умения являются частью методологической культуры. Чем лучше они сформированы, тем выше качество студенческого исследования и уровень профессиональной подготовки выпускника. Заключение
Я считаю, что научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста. Она развивает самые главные качества в студенте, такие как - самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать. А также помогает студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизировать изученный материал. Список использованной литературы
1. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н.Азбука студента. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 80 с. 2. Исследовательская деятельность студентов: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -96 с. 3. Е. В. Бережнова Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. 5-е изд., стер. —-М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 128 с. 4. Тесля А. И. Социальное образование: академические стратегии: монография/ А. И. Тесля, В.Н. Клипинина.- Мн. УП «Технопринт» ,2004.- 406 с. |