Реферат: Бюджетная система 5
Название: Бюджетная система 5 Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
Тема: Бюджетная система. План: 1. Понятие и состав бюджетной системы. 2 . Принципы бюджетной системы. 3. Сущность и функции государственного бюджета. 4. Доходы Федерального Бюджета. 5. Расходы Федерального бюджета. 6. Бюджетный дефицит. 7. Территориальные бюджеты.
1. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней и включает: Первый уровень – Федеральный бюджет. Второй уровень – Бюджеты субъектов РФ (87):
Третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч). Доходы бюджета каждого уровня подразделяются на:
Расходы бюджета каждого уровня подразделяются на текущие - (постоянно выделяемые на нужды населения и бюджетных учреждений и капитальные (бюджет развития) – расходы на финансирование инвестиционной и инновационной (передовые технологии, внедрение нового) деятельности. 2. Принципы построения бюджетной системы. 1. Единство – обеспечивается единой правовой базой, т.е. использованием единой бюджетной классификации, единой денежно-кредитной и налоговой политики, единым порядком ведения бухгалтерского учета. 2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы – закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти. 3. Самостоятельность – обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определения направлений их использования. 4. Полнота – означает, что в каждом звене бюджетной системы доходов и расходы должны отражаться в полном объеме. 5. Сбалансированность – объем предусмотренных расходов должен соответствовать объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. 6. Эффективность и экономичность использования средств – при составлении и исполнении бюджетов органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами. 7. Гласность – опубликование в печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. 8. Достоверность – реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 9. Общее покрытие расходов – все расходы бюджета должны покрываться доходами бюджета. 10. Адресность и целевой характер бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей на финансирование конкретных целей. 3. Государственный бюджет – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения НД в связи с образованием и использованием денежного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Государственному бюджету можно дать еще несколько определений:
Сущность бюджета реализуется через 2 функции:
Государственный бюджет, как средство реализации финансовых функций государства. Государственный бюджет представляет собой основой финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Утвержденный бюджет действует в РФ с 1 января по 31 декабря. По материальному содержанию – это форма образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. По социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения НД и ВВП. Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) – главное звено бюджетной системы. Через этот бюджет мобилизируются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны и другие цели. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей. Функции бюджета:
4. Состав и структура доходов федерального бюджета. Основными доходами федерального бюджета являются налоги, которые составляют почти 80% всех доходов. Налог – обязательный платеж, поступающий в бюджет в установленных законом размерах и в определенные сроки. Все налоги делятся на прямые – непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика (подоходный налог, налог на прибыль предприятий и другие) и косвенные – взимаются в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины). В зависимости от органа , который взимает налог и его использует различают:
Состав неналоговых доходов определяется в соответствии с Бюджетным Кодексом. К неналоговым доходам относятся:
5. Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
Все расходы также состоят из: 1) текущих расходов; 2) затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы (закупка товаров и услуг, оплата труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и внешнему долгу и т.д.). Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт. 6. Бюджетный дефицит и методы его финансирования. Дефицит бюджета – финансовая ситуация, когда расходы бюджета превышают его доходы. Дефицит может быть вызван:
Способы решения дефицита бюджета:
7. Территориальные бюджеты. Финансовой базой деятельности территориальных органов власти являются их бюджеты. Из территориальных бюджетов финансируются развитие местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, отрасли непроизводственной сферы, отдельные социальные группы населения. Территориальные бюджеты выполняют следующие функции:
Доходы территориальных бюджетов формируются за счет закрепленных или собственных доходов – это средства, принадлежащие этим бюджетам. Основу этих доходов составляют местные налоги и сборы, передаваемые в территориальные бюджеты постоянно (транспортный налог, дорожный налог, налог га рекламу, налог на имущество, доходы от приватизации, земельный налог и т.д.). |