Курсовая работа: Заёмный капитал и его влияние на финансовое состояние предприятия
Название: Заёмный капитал и его влияние на финансовое состояние предприятия Раздел: Рефераты по финансам Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНТСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Курсовая работа по дисциплине: « Финансы предприятия » Вариант № 10 Тема: «Заёмный капитал и его влияние на финансовое состояние предприятия» Выполнила студентка: Литвинцева О.В. гр. ФК-441з Проверил преподаватель: Ишманова Т.Г. г.Ектеринбург 2011 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Сущность заемного капитала предприятия и принципы его формирования 1.1 Экономическая сущность и классификация заемного капитала предприятия 1.2 Принципы формирования заемного капитала предприятия 1.3 Управление заемным капиталом организации 1.3.1 Оптимизация структуры заемного капитала 1.3.2 Анализ интенсивности и эффективности 2 Анализ финансового состояния предприятия в части пользования заемным капиталом. (На примере ООО «Серовский завод ЖБИ») 2.1 Оценка эффективности использования заемных средств 3 Рекомендации по оптимизации финансового состояния организации Заключение Список использованных источников Список использованной литературы Иные информационные источники Приложение 1 La gestion du capital de l'entreprise dans les conditions modernes Управление капиталом предприятия в современных условиях Приложение 2 Бухгалтерский баланс на 2003 г. Приложение 3 Бухгалтерский баланс на 31.12.2004 г. Приложение 4 Бухгалтерский баланс на 31.12.2005 г. Приложение 5 Бухгалтерский баланс на 31.12.2006 г. Приложение 6 Бухгалтерский баланс на 31.12.2007 г. Приложение 7 Отчет о прибылях и убытках за 2006 г. Приложение 8 Отчет о прибылях и убытках за 9 мес. 2009 г. ВВЕДЕНИЕ Переход к рыночной экономике требует от предприятий эффективных форм хозяйствования и управления деятельностью, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы. Актуальность: в настоящее время многие предприятия финансируют свою деятельность как за счет собственных, так и за счет заемных средств. Прежде всего, заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы роста собственных источников отстают от темпов роста предприятия, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и т. д. Инфляция и недостаток собственных оборотных средств вынуждают большинство предприятий привлекать заемные средства для финансирования оборотного капитала. При низкой рентабельности потребительским обществам приходится большую часть прибыли отдавать государству в виде налога па прибыль и налога на недвижимость. Остающаяся в их распоряжении прибыль недостаточна для самостоятельного развития потребительских нужд. В этих условиях потребительские общества вынуждены привлекать значительные суммы внутрисистемных кредитов на финансирование капитальных вложений и пополнение оборотных средств. Цель курсовой работы – исследование сущности заемного капитала предприятия и путей его совершенствования. Объект – ООО «Серовский завод ЖБИ» Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие на предприятии в процессе привлечения заемного капитала. Задачи: 1. Исследование экономической сущности заемного капитала, его экономической природы и роли в условиях формирования рыночной экономики; 2. Обоснование системы показателей и методики оценки заемного капитала. 3. Анализ факторов, оказывающих влияние на динамику заемного капитала; 4. Изучить факторы, воздействующие на эффективность использования заемного капитала; 5. Обоснование и количественное определение влияния заемного капитала на финансовое состояние предприятия; 6. Анализ экономической целесообразности и эффективности использования заемного капитала. Для проведения анализа заемного капитала предприятия были использованы отчетные года 2003 – 2007 гг. При написании курсовой работы использовалась законодательная, инструктивная и специальная литература по исследуемой теме. Научная новизна проблемы Предложение своей точки зрения по оптимизации финансового состояния предприятия, на примере хозяйствующего объекта. Степень и уровень научной разработанности проблемы Теоретические основы и методики формирования заемного капитала предприятия изложены в научных трудах таких авторов как Бланк И.А., Ковалёв В.В., Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. и др. Источниковая база исследования Финансовая и налоговая отчетность предприятия, первичная документация. Методология и методика научного исследования Основными методами исследования данной проблемы является: 1. Математические методы 2. Метод группировки, классификаций, расчета финансовых коэффициентов 3. Методы табличного и графического представления информации. 1 СУЩНОСТЬ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ 1.1 Экономическая сущность и классификация заемного капитала предприятия Возможность получения прибыли весьма притягательна. Не будь надежды на извлечение или возрастание ее, вряд ли создавали бы предприятия или финансировали бы инновационные проекты. Для создания же или обновления производства по выпуску продукции, оказанию услуг нужен капитал. Если собственного недостает, прибегают к банковским кредитам или на недостающую сумму выпускают облигации, если у предприятия есть такая возможность. Выручка от реализации продукции характеризует в денежном выражении масштаб хозяйственной деятельности и в этом смысле является финансовой категорией. Однако размер выручки не характеризует результатов хозяйствования. Чтобы эти результаты определить, необходимо из полученной суммы выручки вычесть платежи поставщикам, издержки производства и обращения и другие расходы, связанные с повседневной текущей хозяйственной деятельностью. Лишь оставшаяся сумма образует финансовые ресурсы предприятия. В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Таким образом, современное предприятие не может функционировать только за счет собственных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом: Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Существует много типов долгосрочных долговых обязательств: погашаемые в рассрочку или единовременно; размещаемые по открытой подписке или закрытой; обеспеченные или не обеспеченные залогом; свободно обращающиеся на рынке и легко превращаемые в деньги или нерыночные ценные бумаги с правом или без права досрочного погашения. Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. К ним относятся долговые обязательства в виде краткосрочных кредитов банка и кредиторской задолженности. Рисунок 1 - Формы финансирования обязательств предприятия. Краткосрочные кредиты – это кредиты, выданные под покупку товаров. Кредиторская задолженность – это задолженность перед поставщиками за поставленные товары, работы и услуги, включая задолженность перед персоналом по оплате труда. Краткосрочное кредитование отличается быстротой предоставления, относительной гибкостью и дешевизной, а также рискованностью по сравнению с долгосрочным финансированием. Краткосрочный кредит может быть получен значительно быстрее, чем долгосрочный. Дело в том, что при предоставлении долгосрочного кредита кредиторы стараются провести детальное изучение финансового состояния заемщика и оговорить в договоре о предоставлении кредита все нюансы, которые могут произойти в течение 10 или 20 лет пользования этим источником. Поэтому, если средства требуются срочно, прибегают к краткосрочному кредиту. Гибкость заключается в том, что потребность в средствах сезонная или циклическая, то краткосрочный кредит выгоднее по следующим причинам: 1. Расходы, связанные с получением долгосрочных кредитов и займов, значительно выше, чем краткосрочных, при увеличении их объема. 2. За невыполнение условий соглашения по долгосрочным долговым обязательствам, включая их досрочное погашение, которое в принципе может быть условием контракта, предусматриваются большие штрафы, чем по краткосрочным. Риск же использования краткосрочного кредита обусловлен тем, что процентная ставка в отличии от долгосрочного кредита регулярно меняется. Прежде всего заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы роста собственных источников отстают от темпов роста предприятия, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и т. д. Инфляция и недостаток собственных оборотных средств вынуждают большинство белорусских предприятий привлекать заемные средства для финансирования оборотного капитала. Преимуществом финансирования за счет долговых источников является нежелание владельцев увеличивать число акционеров, пайщиков, а также относительно более низкая себестоимость кредита по сравнению со стоимостью акционерного капитала, которая выражается в эффекте финансового рычага. Таким образом, заемный капитал — это совокупность заемных средств, приносящих предприятию прибыль. Заемные средства могут быть оформлены в виде договоров кредита и займа, а также в виде товарного и коммерческого кредита. 1.2 Принципы формирования заемного капитала предприятия Определение величины заемного капитала и его структуры является необходимым этапом при решении ряда задач анализа хозяйственной деятельности, наиболее распространенными из которых в настоящий момент являются следующие: 1. оценка финансовой устойчивости на основе расчетов коэффициентов финансовой независимости и платежеспособности предприятия; 2. прогнозирование вероятного банкротства и оптимизации структуры капитала; 3. расчет цены заемного капитала и средневзвешенной стоимости капитала предприятия; 4. определение приемлемого уровня финансового риска. Каждая из этих задач может быть поставлена различными заинтересованными сторонами, начиная от собственников компании и заканчивая государственными органами, поэтому учитывает тот вид заемного финансирования, который касается их интересов. Наиболее общая трактовка понятия заемного капитала встречается при оценке финансового состояния предприятия и характеристике общего уровня финансовой независимости. Здесь ключевыми принято считать показатели доли собственного капитала в общей его величине и соотношение всех заемных источников и собственных. Этот подход вызван заинтересованностью инвесторов в быстрой и простой оценке возможности предприятия рассчитаться по всем своим обязательствам. Увеличение доли заемных средств влечет за собой повышенный риск вложений в данное предприятие и требует дальнейшего, более подробного изучения причин, вызвавших этот процесс. Особенно велика доля заемных средств в потребительских обществах. Это обусловлено низким уровнем их рентабельности. Она гораздо ниже среднего уровня прибыли системы потребительской кооперации в целом. Потребительские общества занимаются в основном торговлей, рентабельность которой ниже, чем других отраслей деятельности. При низкой рентабельности потребительским обществам приходится большую часть прибыли отдавать государству в виде налога па прибыль и налога на недвижимость. Остающаяся в их распоряжении прибыль недостаточна для самостоятельного развития потребительских обществ, в том числе для финансирования капитальных вложений, выдачи дивидендов пайщикам и т. п. В этих условиях потребительские общества вынуждены привлекать значительные суммы внутрисистемных кредитом на финансирование капитальных вложений и пополнение оборотных средств. Привлеченные средства — кредиторская задолженность. Организационное строение потребительской кооперации, наличие разных звеньев, организующих и осуществляющих хозяйственную деятельность предприятий и организаций, обусловили следующую особенность формирования и использования финансовых ресурсов потребительской кооперации. Если в целом потребительская кооперация как система развивается на основе самофинансирования, то отдельные ее виды деятельности и мероприятия финансируются вышестоящими организациями практически в безвозмездном порядке. В этом случае экономические отношения между ними не являются хозрасчетными, и принцип эквивалентности в данном случае не соблюдается. Это имело и имеет место при подготовке кадров и образовании и использовании централизованных фондов развития материально-технической базы. В общей сумме средств, находящихся в пользовании потребительской кооперации, основную часть составляют заемные и привлеченные средства — кредиты банков и кредиторская задолженность поставщикам и другим организациям, предприятиям, учреждениям и лицам. Таким образом, заемный капитал – это совокупность долговых обязательств (долгосрочные и краткосрочные), которые приносят предприятию прибыль. Основное значение заемного капитала – это участие в обороте, принося при этом прибыль (краткосрочные заемные средства), или участие в образование основных фондов (долгосрочные заемные средства). Причем краткосрочные займы более мобильны, но использование их сопровождается риском, а долгосрочные обязательства наоборот. 1.3 Управление заемным капиталом. Стоимость капитала и методы ее оценки Кредиторская задолженность — находится в распоряжении предприятия. Это прежде всего задолженность по зарплате, отчисления во внебюджетные фонды. Образование задолженности по зарплате вызвано тем, что между сроком ее начисления и днем выплаты имеется определенное количество дней за работу, которое хозяйствующий субъект еще должен заплатить рабочим. Эти средства не принадлежат предприятию, но постоянно находятся у предприятия, которое распоряжается ими по своему усмотрению до момента погашения данной задолженности. Финансовый — кредит, выданный банком в денежной форме на условиях срочности, возвратности и платности. В зависимости от сроков бывает краткосрочной и долгосрочной. 1.3.1 Оптимизация структуры заемного капитала Определение оптимальной структуры капитала является важнейшим вопросом теории капитала в частности, и финансового менеджмента в общем. Существуют несколько критериев, являющиеся основными при определении оптимальной структуры капитала предприятия: политика финансирования активов; стоимость компании; стоимость капитала; риски; рентабельность. Каждый из приведенных выше критериев оптимизации структуры капитала является по-своему существенным при формировании структуры капитала компании. Рентабельность собственного капитала является наиболее значимым показателем деятельности компании, так как способность приносить доход является одной из основных сущностных характеристик капитала. В связи с этим, под оптимальной структурой капитала компании будем понимать такое соотношение собственного и заемного капитала, которое, с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия, позволяет ему максимизировать рентабельность собственных средств. Существуют следующие подходы к определению оптимальной структуры капитала, в основе которых лежит критерий рентабельности собственного капитала: методика расчета эффекта финансового левериджа; методика расчета производственно-финансового левериджа; подход EBIT - EPS; метод "Дюпон". Рассмотрим основные характеристики перечисленных выше подходов. Подход, основанный на оценке эффекта финансового левериджа, базируется на возможности максимизации рентабельности собственного капитала с помощью определения взаимосвязи между чистой прибылью компании и величиной ее валовой прибыли, а также существования эффекта финансового левериджа, наблюдаемого в результате привлечения заемного капитала в оборот компании. В основе подхода, основанного на оценке производственно-финансового левериджа, лежит возможность оптимизации структуры капитала на основе выявления и оценки взаимосвязи между показателями валовой прибыли, производственных и финансовых расходов, а также чистой прибыли. Подход EBIT - EPS подразумевает оптимизацию структуры капитала путем выявления такого соотношения источников финансирования деятельности компании, которое позволяет максимизировать показатель чистой прибыли на акцию по сравнению с ожидаемым уровнем валовой прибыли. Основой метода "Дюпон" является разложение формулы расчета доходности собственного капитала на факторы, которые влияют на эту доходность, а также анализ соотношений, образующих коэффициент ROE, рассчитывающийся путем умножения прибыльности продаж, оборачиваемости активов и коэффициента финансового левериджа. Следует отметить, что существует ряд факторов, учёт которых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала, основными из которых являются следующие: отраслевые особенности операционной деятельности; стадия жизненного цикла предприятия; конъюнктура товарного и финансового рынков; уровень рентабельности операционной деятельности; уровень налогообложения прибыли; уровень концентрации собственного капитала. Таким образом, в данной главе были рассмотрены основные методические подходы к определению цены капитала, а также оптимизации структуры капитала исходя из критерия рентабельности собственного капитала. 1.3.2 Анализ эффективности и интенсивности Большинство методик анализа финансового состояния предприятия предполагает расчёт следующих групп показателей: платёжеспособности, кредитоспособности, финансовой устойчивости. · Оценка платёжеспособности Оценка платёжеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов платёжеспособности, являющихся относительными величинами. Коэффициенты платежеспособности отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счёт тех или иных элементов оборотных средств. Коэффициент абсолютной ликвидности (КЛА ) показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами – денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. , (2.2) где DC – денежные средства и их эквиваленты (260-ая строка бух. баланса). КП – краткосрочные пассивы (стр. 690 – (стр. 640+650+660)). Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0,03 – 0,08. Коэффициент промежуточного покрытия (быстрой ликвидности) показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить за счёт денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов:
Одной из важных проблем привлечения заемных средств является их эффективное использование. Заемный капитал должен способствовать повышению доходности собственного капитала, увеличению прибыли и рентабельности использования капитала в целом. Как правило, эффективность привлечения заемного капитала определяется посредством оценки эффекта финансового рычага . Эффект финансового рычага (ЭФР) — приращение рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита несмотря на платность последнего. Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью активов и ценой заемных средств (средней расчетной ставкой процента за использование заемных средств). В международной практике ЭФР еще называют «леверидж». Леверидж – от английского «1еvегаdе», означающее систему рычага, действие рычага, подъемную силу. Методика определения эффективности привлечения заемных средств посредством выявления эффекта финансового рычага включает следующие этапы: 1) определение рентабельности всего капитала (заемного и собственного). Привлечение заемного капитала будет эффективным, когда темп роста прибыли (доходов) предприятия будет опережать темп роста суммы активов, то есть будет увеличиваться показатель рентабельности активов (RОА). RОА = , где RОА - рентабельность активов (капитала); Пдоналогобл . - прибыль до уплаты налогов; - средняя сумма активов (капитала). Эффект финансового рычага возникает в результате превышения рентабельности активов над «ценой» заемного капитала, то есть средней ставкой банковского кредита. Иными словами, предприятие должно предусмотреть такую рентабельность активов, чтобы средств было достаточно на уплату процентов за кредит и налога на прибыль. При этом следует иметь в виду, что средняя расчетная ставка процента не совпадает с процентной ставкой, взятой из кредитного договора, так как кредит под 20 % годовых, взятый на 15 дней, с учетом расходов по налогообложению, заемщику может обойтись в 0,82 % (20 х 15 : 365). В процессе управления заемными средствами финансовым менеджерам следует определить необходимую сумму кредита, желательный процент по нему и влияние кредита на уровень рентабельности собственного капитала. 2) нахождение плеча финансового рычага, оно характеризует силу воздействия финансового рычага и определяется по следующей формуле. ПФР = , где ПФР — плечо финансового рычага; ЗС — заемные средства; СС — собственные средства. Возрастание плеча финансового рычага, с одной стороны, увеличивает величину эффекта финансового рычага, с другой стороны, при большом плече (ПФР > 2) возрастает риск кредитора, что может привести к увеличению им ставки процента по кредитам, что снизит значение дифференциала. Таким образом, плечо рычага нужно регулировать в зависимости от величины среднего процента по кредитам; 3) определение дифференциала – это разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам. Из-за налогообложения от дифференциала остаются, к сожалению, только две трети (1 - СТАВКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ), т.е.: Д = 2/3 (ЭР - СРСП), где Д— дифференциал; ЭР — экономическая рентабельность капитала; СРСП— средняя расчетная ставка процента по кредитам. Следует заметить, что риск кредитора выражен именно величиной дифференциала: чем больше дифференциал,тем меньше риск, и наоборот. Значение дифференциала не должно быть отрицательным. Отрицательное значение дифференциала означает, что предприятие несет убытки от использования заемных средств; 4) определение эффекта финансового рычага. ЭФР = где ЭФР — эффект финансового рычага. 5) нахождение рентабельности собственных средств (РСС) и доли эффекта финансового рычага в рентабельности собственных средств: РСС = ЭР + ЭФР, А также доли эффекта финансового рычага в рентабельности собственных средств: ДЭФР = ЭФР / РСС, где ДЭФР — доля эффекта финансового рычага в рентабельности собственных средств. В зарубежной практике золотой серединой считается величина ДЭФР равной 0,25—0,35, что позволяет компенсировать налоговые изъятия прибыли ; 6) расчет отношения экономической рентабельности собственных средств к средней ставке процента. Чем больше эта величина, тем лучше. При приближении этой величины к единице величина дифференциала стремится к нулю, что означает падение эффективности использования заемных средств. Однако в отдельные периоды жизни предприятия бывает целесообразно сначала прибегнуть к мощному воздействию на финансовый рычаг, а затем ослабить его в других случаях следует соблюдать умеренность в наращивании заемных средств. 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЧАСТИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ Необходимость анализа состояния капитала на предприятии и оценка эффективности использования привлеченных средств состоит в том, что по результатам исследования можно будет утверждать, стоит ли предприятию обращаться к дополнительному финансированию заемными средствами, возможна ситуация, когда это отрицательно повлияет на финансовую устойчивость, и далее определить, какую политику привлечения заемных средств предпочтительнее выбрать. Основными источниками анализа заемных (привлеченных) средств являются следующие формы финансовой (бухгалтерской) отчетности: форма № 1 «Бухгалтерский баланс»; «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах»; форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»; форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»: раздел 1 «Движение заемных средств», раздел 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность», раздел 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений», раздел 5 «Финансовые вложения». Первым моментом нашего анализа является изучение динамики заемных средств в ООО "Серовский завод ЖБИ". Для этого составим таблицу 1.Таблица 1 Динамика суммы заемного капитала ООО "Серовский завод ЖБИ" в 2003-2007гг, тыс.руб.
На основании данных таблицы 1 легко заметить стабильную тенденцию снижения суммы заемного капитала за 2003-2007гг с 11917 тыс.руб. в 2003 году до 6600 тыс.руб. в 2006г. Как нам известно из данных первичной бухгалтерской отчетности, это произошло в результате значительного увеличения доли собственных средств в хозяйственной деятельности предприятии. Долгосрочные обязательства в 2003г. составляли 1024 тыс.руб., на конец 2007г. 924 тыс.руб., сократились на 100 тыс.руб. Легко заметить отсутствие в структуре долгосрочных обязательств кредитов банков, подлежащих погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты. При этом следует отметить, что основную сумму занимают займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты, с минимальной долей 6,4% в 2007 году и максимальной 13,5% в 2006году в общем объеме заемного капитала ООО «Серовский завод ЖБИ». Это обосновывается выбранной на тот период политикой привлечения заемных средств, а именно, использование коммерческого кредита, а также беспроцентного кредита заемных средств организаций-партнеров, с которыми сложились прочные доверительные и финансовые отношения. Значение по строке «Прочие долгосрочные обязательства» за анализируемый период колеблется: в 2003г составило 49 тыс.руб., увеличившись до 64 тыс.руб. в 2004 году, оно снизилось до 35 тыс. руб. в 2006 году, достигнув к 2007 году нулевого значения. Тем не менее, за 2003-2006гг в структуре обязательств общества оно занимало 0,5-0,6%, то есть незначительную часть. По этой причине оно не имеет сильного влияния на структуру не только долгосрочного, но и краткосрочного заемного капитала ООО «Серовский завод ЖБИ». По данным таблицы соответственно видно, что в составе заемных средств на протяжении всего анализируемого периода преобладают краткосрочные обязательства, которые в 2007 году достигли максимального размера 12396 тыс.руб. также как и за предыдущие года за счет увеличения кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам до 8622 тыс. руб. Наименьшее значение данного показателя наблюдается в 2006 году 5636 тыс.руб., однако и общая сумма заемного капитала была минимальной за 2003-2007 года и составляла 6600 тыс.руб. Краткосрочные кредиты и займы, приобретенные в сумме 1 млн. руб. в 2004 году были выплачены к 2005году полностью, и до настоящего времени не привлекались. Суммы по статьям «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов», «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов» за 2003-2007гг не наблюдалось. На основании этого можно предположить, что благосостояние собственников и своевременная выплата им дивидендов является одной их важнейших превалирующих задач. На мой взгляд, необходимо достигнуть договоренности для того, чтобы использовать данные средства для нужд общества в данный момент, так как рациональное их использование позволит достичь больших прибылей в будущем. Динамика кредиторской задолженности варьировалась от 5636 тыс. руб. в 2006году до 12372 тыс. руб. в 2007году. Однако, несмотря на данные значения, удельный вес в структуре заемного капитала, хоть и изменялся от 79,6% (2004г.) до 93,4% (2007г.), оставался превалирующим. Сокращение суммы по данному показателю в 2006году является положительным моментом, так как это свидетельствовало о том, что общество стало располагать большим количеством собственных финансовых ресурсов, что в свою очередь позволило сократить количество краткосрочных обязательств. И привлечение дополнительного количества заемных финансовых ресурсов в 2007 году может характеризоваться положительным в том случае, если данное заимствование не будет способствовать появлению просроченной задолженности и принесет дополнительную прибыль. Исходя из выше перечисленного, легко заметить, что на протяжении анализируемого периода структура заемного капитала ООО «Серовский завод ЖБИ» кардинально не изменялась. Изобразим графически соотношение суммы краткосрочных и долгосрочных заемных ресурсов ООО «Серовский завод ЖБИ» за 2003-2007гг.(рис.) Рисунок 2 - Соотношение долгосрочных и краткосрочных обязательств ООО «Серовский завод ЖБИ»за 2003-2007гг. Таким образом, видно, что в структуре заемного капитала ООО «Серовский завод ЖБИ» значительно преобладают краткосрочные обязательства, которые занимают основную долю (» 87%), в частности, в их составе, как нам уже известно, превалирует кредиторская задолженность (»90%). На протяжении всего анализируемого периода долгосрочные пассивы не превышают 15% от общей суммы обязательств. Исходя из этого можно сделать вывод, что большая часть заемных средств служила источником покрытия оборотных активов и лишь 15% направлялось на формирование внеоборотных и части оборотных активов. Таблица 2. Структура заемных средств по ООО «Серовский завод ЖБИ» за 2007г, (сумма - тыс. руб.)
Анализируя структуру заемных средств по ООО «Серовский завод ЖБИ» за 2007г можно сделать вывод о том, что за анализируемый период произошло увеличение суммы привлеченных средств в 2 раза на 6652 тыс.руб., в 2007 года она составила 13252 тыс.руб. Наибольшую долю в общей структуре обязательств на протяжении всего периода составляют краткосрочные обязательства – 86,0% и 93,6% соответственно. Увеличение их удельного веса на 7,6% (или на 6720 тыс.руб.) связано с возрастанием суммы краткосрочной кредиторской задолженности на 6736 тыс.руб. Это свидетельствует о сокращении суммы собственных средств, что в свою очередь способствовало привлечению краткосрочных обязательств. Увеличение суммы краткосрочных обязательств произошло за счет следующих факторов: - Увеличения кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам на 5154 тыс.руб. произошло за счет отсутствия доходов будущих периодов; - Увеличения задолженности перед государственными внебюджетными фондами на 126,8% (101 тыс.руб.); - Увеличения кредиторской задолженности перед персоналом организации почти в 2,5 раза или на 1092 тыс.руб., что может отрицательно повлиять на характеристику финансового состояния ООО «Серовский завод ЖБИ», однако необходимо отметить, что это связано с длительным циклом строительных работ, осуществляемых обществом. Долгосрочные же обязательства, наоборот, сократились как в удельном весе на 7,6%, так и в общей сумме обязательств на 68 тыс.руб. Это произошло в результате сокращения суммы займов, подлежащих погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты на 7,1%, соответственно, темп роста по ним составил 92,6%, и полного погашения прочих долгосрочных обязательств, которые на начало года составляли 35 тыс. руб. и незначительные 0,5% в структуре заемного капитала ООО «Серовский завод ЖБИ» в 2007 году. Сокращение данного показателя благоприятно сказывается на дальнейшей деятельности общества. Положительным моментом при анализе также явилось отсутствие кредиторской задолженности перед прочими кредиторами, задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов, а также прочих краткосрочных обязательств. Далее, на мой взгляд, необходимо проанализировать показатели текущей задолженности с оборотными активами ООО «Серовский завод ЖБИ». Для этого рассчитаем следующие показатели: 1. Коэффициент покрытия (Кп ) дает общую оценку ликвидности предприятия, характеризуя в какой мере краткосрочные (текущие) обязательства обеспечиваются текущими (оборотными) средствами, то есть сколько рублей финансовых ресурсов, вложенных в оборотные активы, приходится на один рубль текущих обязательств, и рассчитывается путем деления суммы текущих активов (итог раздела 2 актива баланса) на текущие обязательства (итог раздела 5 пассива баланса), то есть по формуле 2. Кп =, где ТА – сумма текущих активов ТО – сумма текущих обязательств. Определим значение данного показателя по ООО «Серовский завод ЖБИ» за 2007 год: Кп (на начало года)= = 1,339, Кп (на конец года)= = 0,869. 3. Коэффициент привлечения заемных средств в оборотные активы (Кпривл.з.ср. в об.акт .) определяется отношением краткосрочной задолженности (ЗКкрат ), то есть краткосрочного заемного капитала, к текущим активам (ТА), то есть оборотным средствам К привл.з.ср. в об.акт .= Определим этот показатель по ООО «Серовский завод ЖБИ» за 2007 год: на начало года К привл.з.ср. в об.акт .=, на конец года К привл.з.ср. в об.акт .=. 3. Коэффициент участия привлеченных средств в покрытие товарно-материальных запасов (Куч.з.ср. в т.м.з .) определяется как отношение краткосрочной задолженности (ЗКкрат .) к сумме товарно-материальных запасов (ТМЗ), по формуле Куч.з.ср. в т.м.з .= Определим этот показатель по ООО «Серовский завод ЖБИ» за 2007 год: на начало года Куч.з.ср. в т.м.з .=, на конец года Куч.з.ср. в т.м.з .=. 4. Коэффициент покрытия срочных обязательств (Кпокр.ср.об. ) указывает на возможность компании при непредвиденных обстоятельствах погасить сумму срочных обязательств. Данный показатель рассчитывается как отношение суммы денежных средств (ДС) и краткосрочных финансовых вложений (КФВ) к сумме наиболее срочных обязательств (НСО) предприятия, по формуле: Кпокр.ср.об. = . Определим этот показатель по ООО «Серовский завод ЖБИ» в 2007г: на начало года Кпокр.ср.об .=, на конец года Кпокр.ср.об .=. Полученные значения занесем в таблицу 3 и проанализируем. Таблица 3. Расчет соотношения показателей текущей задолженности с оборотными активами за 2007 год (сумма – в тыс.руб.).
На основании данных таблицы 3 видно, что текущие обязательства за текущий период увеличились в 2,17 раза (6720 тыс.руб.) и составили 12396тыс.руб., однако оборотные активы увеличились на 41,9% (3182тыс.руб.) и составили 10783тыс.руб. В результате этих изменений коэффициент покрытия сократился на 0,46 и составил 0,87. Данное соотношение считается критическим и у ООО «Серовский завод ЖБИ» возникают опасения оказаться неплатежеспособным с кредиторами. Это подтверждает снижение выручки на 6717 тыс. руб. и увеличение задолженности поставщикам и подрядчикам в 2,48 раза до 8622 тыс. руб. Также произошло увеличение наиболее срочных обязательств на 73% (1582 тыс.руб.), на конец года они составили 3750 тыс.руб. Однако темп роста денежных средств и краткосрочных финансовых вложений 236,0 % способствовал увеличению коэффициента покрытия срочных обязательств на 0,5%. Таким образом наиболее ликвидные активы на конец 2007 года составляют 200% для покрытия срочной задолженности. На основании сокращения коэффициента привлеченных заемных средств в оборотные активы на 0,41 стало известно, что в оборотных средствах предприятия заемные средства составляют 115%, что является плохим показателем, который не соответствует установленному нормативу – не выше 50% . Анализируя коэффициент привлечения средств в покрытые товарно-материальные запасы хотелось бы уделить внимание тому, что в начале года данный показатель был равен 2,05, то есть 205% краткосрочной задолженности использовалось на покрытие товарно-материальных запасов. Данное значение уже превышало установленный норматив – 50% и свидетельствовало о зависимости предприятия от кредиторов и поставщиков. Однако за год ситуация усугубилась, не смотря на увеличения суммы собственного капитала. В результате увеличения краткосрочной задолженности, коэффициент привлечения средств в покрытые товарно-материальные запасы увеличился в 3,64 раза и составил 7,43. Произведенные расчеты показывают на высокую долю привлеченных средств в товарно-материальных запасах, что отрицательно отражается на оборачиваемости собственных средств и финансовом состоянии ООО «Серовский завод ЖБИ» в целом. 2.1 Оценка эффективности использования заемных средств Таблица 4. Анализ эффективности использования заемного капитала на ООО «Серовский завод ЖБИ» за 2007г
Из таблицы 4. можно сделать следующие выводы: Произошло значительное увеличение прибыли до налогообложения на 427 тыс.руб., что является положительным моментом. Это позволило расширить возможности привлечения заемного капитала на 9926 тыс.руб., в 2007 году в среднем он составил 9926 тыс.руб. Помимо этого, для поддержания финансовой стабильности предприятия пополнилась сумма собственных средств, по сравнению с 13231,5 тыс.руб. в 2006 году средняя сумма собственного капитала возросла на 449 тыс.руб. В результате этого произошло незначительное сокращение основного показателя эффективности использования заемных средств ООО «Серовский завод ЖБИ»: эффекта финансового рычага на 0,4. В 2006 году ЭФР был равен 1,24. Дифференциал в данном случае составлял 2,16, что свидетельствует о стабильном финансовом положении и указывает на минимальный риск невозврата кредитных ресурсов. На основании значения плеча финансового рычага можно сделать вывод, что доля заемных средств в пассиве приемлемая. Если руководство ООО «Серовский завод ЖБИ»увеличит ЭФР за счет привлечения дополнительных заемных средств и не приблизит значение дифференциала к нолю, то такое заимствование будет не только выгодным, но и структура пассива будет оптимальной. Таким образом, далее необходимо выбрать наиболее приемлемую политику привлечения заемных средств в ООО «Серовский завод ЖБИ». 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИРесурсное обеспечение предприятия является необходимым условием его развития. Именно наличие финансовых ресурсов определяет возможности формирования заемного капитала на предприятиях. Заемный капитал является катализатором бизнес-процессов, дающим возможность предприятиям увеличивать прибыль и стоимость компании. Сущность заемного капитала предприятия проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях процесса привлечения внешних источников финансирования. Система управления компанией должна оперативно реагировать на изменение факторов внутренней и внешней среды, а именно: изменение условий заимствования, изменение способов заимствования, появление новых способов привлечения заемных источников финансирования. Предприятию нужно определиться с источником привлечения заемных средств, рассмотрим как источник банковское кредитование. Разработку политики привлечения банковского кредита осуществим в следующем порядке. Определим цели использования банковского кредита, которые соответствуют стратегии развития предприятия. Так как основным видом деятельности ООО «Серовский завод ЖБИ» является строительство, то привлекать заемные средства необходимо для покупки строительной техники, которую зачастую не хватает. Вследствие этого руководству предприятия приходилось тратить время на поиск, а затем отвлекать из оборота дополнительное количество денежных ресурсов на получение необходимых видов техники в аренду. Затем проводится оценка собственной кредитоспособности на основе следующих основных критериев: уровня финансового состояния предприятия, характера погашения предприятием ранее полученных кредитов. Результаты оценки кредитоспособности являются критерием присвоения предприятию-заемщику кредитного рейтинга, в соответствии с которым дифференцируются условия кредитования. На основании данных второй главы курсовой работы можно сделать вывод о нестабильном финансовом положении ООО «Серовский завод ЖБИ». Следующим шагом разработки политики привлечения банковского кредита является выбор его видов, а также банков с наиболее приемлемыми условиями кредитования. Критериями такого выбора являются: цели, период и сроки использования кредита; формы обеспечения кредита. Каждый банк проводит свою кредитную политику, которая формирует предельные границы размера и срока кредита; уровень, форму и вид кредитной ставки; условия выплаты процента и погашения основного долга, а также формы обеспечения кредита. Предельный размер кредита коммерческие банки устанавливают в соответствии с кредитным рейтингом заемщика и действующей системой обязательных экономических нормативов, утверждаемых центральным банком. Кроме того, обычно коммерческий банк устанавливает собственную систему лимитов суммы отдельных видов кредита. Предельный срок кредита каждый коммерческий банк устанавливает в соответствии со своей кредитной политикой. Срок предоставления кредита считается оптимальным, если в его временных границах реализуется цель его привлечения. Ставка процента за кредит различается по формам, видам и размерам. Поэтому в процессе анализа альтернативных вариантов следует остановиться на наиболее привлекательном для предприятия-заемщика. Размер кредитной ставки устанавливается на основе стоимости межбанковского кредита, формируемой на базе учетной ставки центрального банка и средней маржи коммерческих банков; прогнозируемого темпа инфляции; вида кредита и его срока; уровня премии за риск с учетом финансового состояния заемщика и формы обеспечения кредита. Форма кредитной ставки характеризует ее динамику во времени, поэтому она может быть фиксированной и плавающей. Условия выплаты суммы процента также могут быть альтернативными, среди них выделяются следующие: выплата всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплата суммы процента равномерными частями; выплата суммы процента в момент уплаты основного долга. Условия выплаты суммы основного долга определяются периодами его возврата и могут быть: 1) с частичным возвратом суммы основного долга в течение общего периода функционирования кредита; 2) с полным возвратом всей суммы долга по истечении срока использования кредита; 3) с возвратом суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. Наиболее привлекательным, на мой взгляд, является третий вариант, так как он дает предприятию время для формирования необходимых финансовых ресурсов для погашения долга. От форм обеспечения кредита зависит его стоимость. Считается, что чем надежнее обеспечение кредита, тем ниже уровень его стоимости. Обеспечение - это виды и формы гарантированных обязательств заемщика перед кредитором по возвращению кредита в случае его возможного невозврата заемщиком. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время переход к рыночной экономике предполагает развитие многообразных форм собственности. В данных условиях торговые предприятия получают дополнительные стимулы для своего развития. Особую актуальность приобретает сегодня задача анализа основных показателей деятельности торговых предприятий и выявление резервов роста и путей увеличения эффективности торговли. Изучив вопросы по данной теме можно сделать вывод, что формирование этих показателей осуществляется в соответствии с действующими нормативными инструктивными материалами. Вместе с тем имеются некоторые недостатки, увеличивающие объем работы, снижающие ее качество и не позволяющие получить необходимую информацию для проведения анализа и принятия управленческих решений. При проведении анализа заемного капитала следует отметить, что в организации методика анализа упрощена и сводится только к сравнению этих показателей с плановыми данными и с данными за предыдущие годы. К сожалению, в процессе анализа не анализируется и не измеряется влияние основных факторов, оказывающих решающее эффективность использования заемных средств. В соответствии с поставленной целью, задачами и структурой в курсовой работе проведён анализ: - Экономической сущности заемного капитала; - Информационного обеспечения анализа заемного капитала; - Экономических характеристик ООО «Серовский завод ЖБИ» - Динамики, структуры и направлений вложения заемного капитала; - Эффективности использования заемного капитала; - Влияния заемного капитала на показатели финансового состояния предприятия. Резервы эффективного использования заемного капитала – это количественно измеримые возможности увеличения расширения деятельности предприятия за счет эффективного использования заемных средств. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов использования заемного капитала базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно- технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением. Современное состояние анализа можно охарактеризовать как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, созданных научными работниками, используются в управлении производством на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого совершенствования анализа хозяйственной деятельности путем внедрения: 1. математических методов; 2. электронно-вычислительных машин, позволяющих оптимизировать управленческие решения; 3. Унифицированной и стандартизированной отчетности и первичных документов; 4. теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику. Применение всех данных рекомендаций в комплексе со временем позволит прийти ООО «Серовскому заводу ЖБИ» к более выгодным и привлекательным конечным финансовым показателям. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. 2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. 3. Годовая бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Серовский завод ЖБИ» за 2003-2007 гг СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Бланк И. А. Финансовый менеджмент: Учебный курс.- К.: «Ника-Центр», Эльга - 2008. 528 с. 2.Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: "Финансы-ЮНИТИ", 2007. 639с. 3.Ковалёв В. В. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005.- 160 с. 4. Козырев В.М. Основы современной экономики. - М.: "Финансы и статистика", 2007 – 368 с. 5.Комаров В.Ф. Аренда. Лизинг. Фирменный сервис. М.: «Наука», 2006. – 412с. 6.Липсиц И.В. , Косов В.В. Инвестиционный проект:методы подготовки и анализа:учебно-справочное пособие. – М.: БЕК, 2007.-377с. 7.Лытнев О. А. Основы финансового менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 2006. - 496с. 8.Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. – М.: "Финансы и статистика", - 2006. – 200с. 9.Общая теория статистики. Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности. Под ред. А.А.Спирина, О.Э.Башиной. – М.: "Финансы и статистика", 2007. – 296 с. 10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 336 с.. 11.Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Г.Б.Поляк и др.; Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006 - 518с. 12.Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятий на российском рынке. / Под ред. Е.С.Стояновой. – М.: Перспектива, 2004. – 368 13.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 343 с. ИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 1. Консультант Плюс 2. http://lexpansion.lexpress.fr/ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 La gestion du capital de l'entreprise dans les conditions moderns Le capital est un volume des moyens trouvant à la disposition du sujet de la gestion en train de l'activité réalisée avec le but lucratif. De plus, la structure du capital influence l'état financier de l'entreprise, en définissant sa liquidité et la rentabilité. Le capital de l'entreprise est formé aux frais des moyens personnels et aux frais des sources empruntées extérieures. Le capital statuaire et le capital entrent dans la composition du capital personnel de l'entreprise accumulé - généré par l'entreprise en train de l'activité. Le capital caractérise le coût total des moyens investis dans la formation des actifs de l'entreprise. L'essence économique du capital dans ce qu'en étant le facteur principal de la production, il unit d'autres facteurs (naturel et les ressources en main-d'oeuvre) dans l'ensemble commun industriel. Le capital personnel est la mesure principale de la valeur de marché de l'entreprise. De plus, le volume du capital utilisé personnel, comme son dynamisme, en formant la base de l'estimation de la valeur de marché de l'entreprise, caractérise le potentiel de la poursuite des ressources financières empruntées. La gestion du capital personnel - l'essentiel la gestion des procès de son utilisation effective. Cela suppose la gestion du capital personnel en tout, ainsi que la gestion de ses éléments structuraux. La gestion du capital personnel de l'entreprise peut se réaliser par de différents moyens. Ainsi, dans nombre de cas, la gestion du capital prévoit les investissements des moyens disponibles, en vue de leur préservation et преумножения, aux titres. Les investissements dans les titres peuvent être réalisés comme indépendamment, et avec la poursuite de la compagnie dirigeant étant le participant professionnel du marché de fonds. En vue de cette circonstance que l'organisation du marché des titres suppose la réalisation de l'activité par les participants professionnels, la transmission de la gestion du capital par la compagnie étrangère financière - la pratique ordinaire. L'efficacité de l'activité économique de l'entreprise est définie à un fort degré par le volume et la structure du capital. Puisque le capital forme le bien-être des propriétaires, le but de la gestion du capital - l'optimisation de la structure du capital, qui en satisfaisant aux besoins de l'entreprise des ressources, assurerait la croissance la plus dynamique du coût de l'entreprise au niveau admissible du risque. Christian Noyer Управление капиталом предприятия в современных условиях. Капитал - это объем средств имеющихся в распоряжении субъекта хозяйствования в процессе деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли. При этом, структура капитала влияет на финансовое состояние предприятия, определяя его ликвидность и рентабельность. Капитал предприятия формируется за счет собственных средств и за счет заемных внешних источников. В состав собственного капитала предприятия входят уставный капитал и капитал накопленный - генерированный предприятием в процессе деятельности. Капитал характеризует общую стоимость средств, инвестированных в формирование активов предприятия. Экономическая сущность капитала в том, что являясь основным фактором производства, он объединяет другие факторы (природные и трудовые ресурсы) в единый производственный комплекс. Собственный капитал является основной мерой рыночной стоимости предприятия. При этом, объем используемого собственного капитала, как и его динамика, формируя основу оценки рыночной стоимости предприятия, характеризует потенциал привлечения заемных финансовых средств. Управление собственным капиталом - суть управление процессами его эффективного использования. Это предполагает как управление собственным капиталом в целом, так и управление его структурными элементами. Управление собственным капиталом предприятия может осуществляться разными способами. Так, в ряде случаев, управление капиталом предусматривает инвестиции имеющихся средств, с целью их сохранения и преумножения, в ценные бумаги. Инвестиции в ценные бумаги могут быть осуществлены как самостоятельно, так и с привлечением управляющей компании, являющейся профессиональным участником фондового рынка. Имея в виду то обстоятельство, что организация рынка ценных бумаг предполагает осуществление деятельности профессиональными участниками, передача управления капиталом сторонней финансовой компанией - обычная практика. Эффективность хозяйственной деятельности предприятия в значительной степени определена объемом и структурой капитала. Поскольку капитал формирует благосостояние собственников, цель управления капиталом - оптимизация структуры капитала, который удовлетворяя потребности предприятия в ресурсах, обеспечивал бы наиболее динамичный рост стоимости предприятия при допустимом уровне риска. Кристиан Нуаэ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
на год 2003 г.
Организация ООО «Серовский завод ЖБИ» Идентификационный номер налогоплательщика________ Вид деятельности строительство Организационно-правовая форма / форма собственности ООО Единица измерения тыс.руб.
Дата утверждения Дата отправки (принятия)
Руководитель Главный бухгалтер подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи 31марта 2004г. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
на___ 31 декабря 2004 г.
Организация ООО «Серовский завод ЖБИ» Идентификационный номер налогоплательщика________ Вид деятельности строительство Организационно-правовая форма / форма собственности ООО Единица измерения тыс.руб.
Дата утверждения Дата отправки (принятия)
Руководитель Главный бухгалтер подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи 29 марта 2005г. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
на___ 31 декабря 2005 г.
Организация ООО «Серовский завод ЖБИ» Идентификационный номер налогоплательщика________ Вид деятельности строительство Организационно-правовая форма / форма собственности ООО Единица измерения тыс.руб.
Дата утверждения Дата отправки (принятия)
Руководитель Главный бухгалтер подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи 31декабря 2005г. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
на___ 31 декабря 2006 г.
Организация ООО «Серовский завод ЖБИ» Идентификационный номер налогоплательщика________ Вид деятельности строительство Организационно-правовая форма / форма собственности ООО Единица измерения тыс.руб.
Дата утверждения Дата отправки (принятия)
Руководитель Главный бухгалтер подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи 29 марта 2007г. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
на___ 31 декабря 2007 г.
Организация ООО «Серовский завод ЖБИ» Идентификационный номер налогоплательщика________ Вид деятельности строительство Организационно-правовая форма / форма собственности ООО Единица измерения тыс.руб.
Дата утверждения Дата отправки (принятия)
Руководитель Главный бухгалтер подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за 2006 г.
Форма №2 по ОКУД Организация Общество с ограниченной ответственностью «Серовский завод ЖБИ» по ОКПО Идентификационный номер налогоплательщикаИНН Вид деятельности строительство зданий и сооружений по ОКВЭД Организационно-правовая форма / форма собственности ООО по ОКОФП / ОКФС Единица измерения: тыс.руб. / млн.руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ
Руководитель Главный бухгалтер «_____» __________________200___г. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за 9 мес. 2007 г.
Форма №2 по ОКУД Организация Общество с ограниченной ответственностью «Серовский завод ЖБИ» по ОКПО Идентификационный номер налогоплательщика ИНН Вид деятельности строительство по ОКВЭД Организационно-правовая форма / форма собственности ООО по ОКОФП / ОКФС Единица измерения: тыс.руб. / млн.руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ
Руководитель Главный бухгалтер «_____» __________________200___г. |