Реферат: Интернаты для престарелых и проблемы психосоциальной помощи
Название: Интернаты для престарелых и проблемы психосоциальной помощи Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Агентство по образованию Кафедра истории и психологии КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Основы социальной работы с различными группами населения» на тему: «Интернаты для престарелых и проблемы психосоциальной помощи» Выполнила:
Проверила: Йошкар-Ола 2010 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1 . Социальная работа с пожилыми людьми……………………………..7 1.1 Социальное положение и психологические особенности пожилых людей………………………………………………………………………..7 1.2 Социальное попечительство над пожилыми людьми…………………....9 1.3 Социальная реабилитация пожилых в домах-интернатах……………...12 Глава 2 . Психологические вопросы и проблемы в институциональном уходе…………………………………………………………………...................30 2.1 Проблемы психосоциальной помощи пожилым в доме-интернате…...30 2.2 Практическое решение психосоциальных проблем……………………35 Заключение……………………………………………………………………….40 Список используемой литературы……………………………………………43 Введение
Актуальность темы исследования. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России. Так, в 2008 году из 142 млн. 754 тыс. человек людей в возрасте старше трудоспособного было 29 млн. 109 тыс., что составило 23,03% общей численности населения. Тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения по различным демографическим исследованиям сохраняются . В этой связи становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми на сегодня имеет общегосударственное значение. Социальная работа с пожилыми людьми в России становится специфической формой государственной социальной защиты с целью обеспечения достойной старости. Проблемы социальной работы с пожилыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых людей[15;23]. Опыт деятельности центров социального обслуживания однозначно свидетельствует о чрезвычайной важности и необходимости той работы, которую проводят эти социальные службы. Перспективным направлением деятельности центров социального обслуживания является расширение спектра социальных услуг, внедрение инновационных технологий социальной работы с пожилыми гражданами. Новые возможности в совершенствовании работы ЦСО открывает деловое сотрудничество со специализированными научными учреждениями и лабораториями, а также с учебными заведениями, готовящими социальных работников и специалистов по социальной работе. Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российский государственный социальный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы. Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов. Степень разработанности темы. Научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной работы с пожилыми людьми отражены в работах С.А. Беличевой, С.И. Григорьева, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней, , В.М. Капицина, А.И. Ляшенко, В.А. Никитина, Г.И. Осадчей, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и др. Теоретические и практические аспекты подготовки профессиональных кадров социальной сферы с пожилыми людьми излагаются в работах П.Д. Павленка, А.М. Панова, Т.М. Трегубовой, Л.В. Топчего, Холостовой, Н.Б. Шмелевой, Р.С. Яцемирской . Анализ литературы по теме исследования показал, что социальная работа с пожилыми людьми находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. Вместе с тем в теории и практике социальной работы в большей степени уделяется внимание традиционным технологиям в работе с пожилыми гражданами, нежели инновационным. Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм, методов и технологий в социальной работы с пожилыми людьми. Законодательные и нормативные акты, обеспечивающие создание и развитие новой социальной инфраструктуры, оказывающей социальные и социально-психологические услуги населению: Федеральный закон от 10.12.95г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», законодательно закрепивший создание и развитие сети социальных служб для населения, включая оказание социально-психологической помощи, Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.93 № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», предполагающее как социально-правовую, так и социально-психологическую охрану и защиту подрастающего поколения, нормативные акты, регулирующие деятельность социальных учреждений разных ведомств, документы Министерства социальной защиты населения РФ. Нормативно-правовое регулирование условий труда и оплаты социальных работников, социальных педагогов, практических психологов в системе учреждений социального обслуживания.: региональные законодательно-нормативные акты, регулирующие деятельность социальных служб и работу социальных педагогов, социальных работников, практических психологов. Объектом исследования являются психосоциальные проблемы пожилых людей, поживающих в домах-интернатахю Предметом – психотерапевтические практики различных исследователей проблемы. Целью данной курсовой работы является решение проблем психосоциальной помощи людям, проживающим в интернатах для престарелых. Исходя из цели, можно выдвинуть ряд задач: - проанализировать литературу, посвященную проблемам психосоциальной помощи пожилым в домах-интернатах; - рассмотреть социальное положение, психологические особенности и социальную реабилитацию пожилых людей в стационарных учреждениях; - изучить проблемы психосоциальной помощи пожилым в доме-интернате; - предложить практическое решение психосоциальных проблем престарелых; Практическая значимость работы. Данная работа изучает проблемы психосоциальной помощи пожилым людям в стационарных учреждениях и разрабатывает конкретные предложения по психосоциальной работе с данной категорией населения. Результаты данной работы могут быть использованы в качестве базы для дальнейших теоретических и прикладных изысканий в области оказания психосоциальной помощи пожилым людям на современном этапе. Анализ различных аспектов психосоциальной помощи пожилым в домах-интернатах свидетельствует о необходимости новых форм и методов работы в этой области. Характеристика структуры работы. Работа состоит введения, двух глав и заключения. Первая глава « Социальная работа с пожилыми людьми» состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются социальное положение и психологические особенности пожилых людей, социальное попечительство и социальную реабилитацию пожилых в домах-интернатах. Во второй главе «Психологические вопросы и проблемы в институциональном уходе», состоящей из двух параграфов, рассматриваются проблемы психосоциальной помощи пожилых людей в доме-интернате и их практическое решение. При анализе литературы было использовано 30 источников. Работа содержит 43 страницы текста.
1. Социальная работа с пожилыми людьми 1.1 Социальное положение и психологические особенности пожилых людей По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 лет — к старшему, а от 90 лет и старше - к долгожителям. Эта классификация учитывает нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей. Среди пожилых людей выделяются самые разные группы: бодрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; еще работающие, но тяготящиеся работой; несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоподвижные, домоседы; проводящие интенсивно, разнообразно свой досуг (ходят в гости, посещают клубы и т. д.). Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем) особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований. Данные ВОЗ свидетельствуют том, что калорийность пищи у людей 61-70 лет должна быть на уровне 79% суточного рациона людей в возрасте от 20 до 30 лет. Специалистами подсчитано, что при рациональном потреблении затраты на одежду и обувь у пенсионеров уменьшаются по сравнению с аналогичными потребностями людей в трудоспособном возрасте на 29,5%. Однако уменьшение объема материальных благ для пожилых сопровождается (должно сопровождаться), необходимостью предоставления таких благ и услуг, которые бы соответствовали именно пожилому возрасту[15;67]. Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью. Как пенсионеры (по возрасту) они, как правило, утрачивают постоянную связь с производством. Однако как члены общества остаются включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни. Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко, ценилась в прошлом, а сейчас (к примеру, в современных российских условиях) признается ненужной, бесполезной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью (а ныне это касается и многочисленной армии безработных) отрицательно сказывается в ряде случаев на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике людей. И это естественно, поскольку труд (посильный, конечно) является источником долголетия, одним из важнейших условий сохранения хорошего здоровья. Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создает общество. Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полнокровной. В этом смысле полезно привлекать людей старшего поколения к работе различных обществ, к организации встреч, передач по радио и телевидению специально для пожилых людей, к работе с детьми и молодежью и т.д. Практика социальной работы в зарубежных странах показывает, что в жизни пожилых людей (во всяком случае, значительной их части) большое значение имеет религия. Причины здесь могут быть разные. Во многих странах значительная часть населения является верующей. Это – во-первых. Во-вторых, пожилые люди чаще задают себе вопрос: что же будет дальше, после смерти? В-третьих, для многих пожилых людей (во многих странах) религия выступает своеобразной основой устойчивого состояния. Это чрезвычайно важно в кризисные периоды развития общества. Не случайно, поэтому в нашей стране в последние годы наблюдается тяга к религии. И это необходимо учитывать в работе с пожилыми людьми. 1.2 Социальное попечительство над пожилыми людьми Попечительство над пожилыми людьми — одно из основных направлений в социальной работе в целом. Попечительство понимается как правовая форма зашиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Формы попечительства весьма разнообразны. Главной же формой социального попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы домов-интернатов. На начало 1975 г. в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 200 тыс. человек. На начало 1991 г. в России было 877 домов-интернатов и в них проживало 261 тыс. человек. В настоящее время насчитывается более полутора тысяч таких учреждений. Число домов-интернатов хотя и медленно, но растет. Однако социальными работниками отмечено, что потребность в домах-интернатах общего пользования снизилась (в 1982 г. она составляла 54 места на 10 тыс. лиц пенсионного возраста, в 1990 г.— 30 мест). Это объясняется главным образом тем, что расширяется практика оказания помощи на дому нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в дома-интернаты поступают в основном люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода. По данным социологических исследований, наиболее распространенные причины , по которым пожилые люди оказываются в таких учреждениях, это одиночество (48,8%), неудовлетворительное состояние здоровья (30%), конфликтная ситуация в семье и инициатива родственников (19%). В домах-интернатах общего типа (т. е. для престарелых и инвалидов) проводится большая работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым для них условиям. Особенно она важна в первые дни пребывания в доме-интернате. Эта работа включает в себя информацию о вновь прибывших, о доме-интернате, об оказываемых услугах, расположении медицинских и других кабинетов и т. д [6]. Изучаются особенности вновь прибывших, их привычки, интересы, установки. Такая работа, как показывает практика, необходима для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций, в частности при расселении людей на постоянное жительство. Изучаются также потребности пожилых людей в трудовой занятости, их предпочтения в содержательном досуге и т. д. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов предусмотрено медицинское обслуживание, осуществляется целый комплекс мероприятий реабилитационного характера, в частности трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга. Трудовая занятость реализуется в лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Функционирование домов-интернатов как главной формы социального попечительства над пожилыми людьми связано с целым рядом проблем . Одна из них — это степень удовлетворения потребностей в домах-интернатах: наличие мест в таких домах, количество проживающих и, конечно же, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для их жителей. Среди лиц, проживающих в домах-интернатах, можно выделить три группы : 1) желающие-одиночки; 2) желающие, проживающие с семьями; 3) нежелающие, но вынужденные обращаться в дома-интернаты по разным причинам (материальным, климат в семье и т.д.). Это очень непростой вопрос. Конечно же (как об этом свидетельствует и зарубежный, и отечественный опыт), пожилые люди хотят жить в своем доме, в привычной обстановке. Расширяющаяся помощь на дому позволяет пожилым людям жить дольше в собственном доме, отодвигает сроки их переселения в дома для престарелых. И это выгодно и одной (престарелым) и другой (службам социального обеспечения) стороне. Надомные услуги, гарантированные государством, в последние годы и в нашей стране становятся все более разнообразными. Это организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка "оды, оплата коммунальных услуг и т.д.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения. Еще в 80-е годы в некоторых домах-интернатах РСФСР были созданы специальные отделения, в которых престарелые, нуждающиеся в постоянном уходе, проживали во время длительных командировок или болезни членов их семей от двух до шести месяцев. Такая форма работы ныне осуществляется в отделениях временного проживания Центров социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Интересен опыт оказания помощи пожилым инвалидам, имеющийся в некоторых регионах России. Их поселяют в жилые дома, в которых учтены все бытовые потребности таких людей, к примеру, магазин, столовая, прачечная, медицинский кабинет и др. располагаются на первом этаже. Жителей этих домов обслуживают социальные работники. В конце 90-х годов в России было более 100 специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В них проживало более 10 тыс. человек. Этот опыт заслуживает внимания в качестве альтернативы домам-интернатам. 1.3 Социальная реабилитация пожилых в домах-интернатах Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной реабилитации [17;175]. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств. 1. Характеристика лиц старших возрастов , находящихся в домах-интернатах: ♦ преобладание граждан преклонного возраста (вместе с долгожителями они составляют 63,2%); ♦ тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого ♦ ограниченная способность к самообслуживанию; не ♦ ограниченная способность к передвижению; лица, не ♦ изменения психики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, в нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, точность, координация); ♦ изменения личности, характерные для преклонного Указанные характеристики, отражающие эти особенности граждан преклонного возраста, ставят под вопрос правомерность обсуждения их социальной реабилитации. Тем не менее, вопрос не только заслуживает внимания для рассмотрения, но и для определения перспективы развития и совершенствования ряда направлений реабилитационной деятельности в домах-интернатах. 2. Характеристика среды , условий проживания в домах-интернатах. Даже в высоко организованных учреждениях не удается избежать особенностей среды: ♦ ограниченные возможности занятости; ♦ монотонный образ жизни; ♦ ограниченность жизненного пространства; ♦ недостаток бытового комфорта; ♦ психологическая несовместимость проживающих; ♦ зависимость от окружающих; ♦ формальное отношение персонала. Обе группы обстоятельств отражают особенности социальной реабилитации лиц преклонного возраста в домах-интернатах. Одной из ведущих проблем в создании реабилитационной среды в домах-интернатах является организация социально-психологической адаптации пожилых и старых людей как специфический этап социальной реабилитации. Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека[15;32]. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса — эти жизненные обстоятельства заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Перед пожилыми людьми встает вопрос об оценке себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Процесс перестройки личности происходит очень болезненно и сложно. Известно, что в старости выявляются ослабление памяти, внимания, снижение способности ориентироваться в новых условиях, тревожный фон настроения и лабильность эмоциональных процессов. Одним из главных свойств стареющих людей является психологическая уязвимость и нарастающая неспособность справиться с разнообразными стрессами[5;189]. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувствительностью к проявлениям внимания, морально-психологической поддержке. Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и даже смертельных исходов у пожилых людей [6]. Поскольку основной стрессор, которым является сам факт поступления в дом-интернат, невозможно устранить, первостепенное значение приобретает ожидаемая помощь и поддержка со стороны персонала дома-интерната. В этих условиях особое значение приобретает направленная работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната. Начальный период проживания пожилых людей в доме-интернате состоит из трех основных этапов : поступление и пребывание в приемно-карантинном отделении, расселение на постоянное место жительства, период первых шести месяцев проживания. Каждый из этих этапов характеризуется своими особенностями и различается целями и задачами в осуществлении социально-психологической адаптации. Указанные обстоятельства определяют функции социального работника в организации адаптации пожилых людей в доме-интернате. Деятельность социального работника, ее содержание зависит от этапа "прохождения" социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате[15;34]. Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в дом-интернат: ♦ поступление связано с состоянием здоровья; ♦ поступление связано с конфликтной ситуацией в семье; ♦ поступление связано с желанием сохранить независимость от ближайшего родственного окружения. Важную роль для последующей социально-психологической адаптации пожилых людей в домах-интернатах играет информация об этих учреждениях. Большинство пожилых людей имели к моменту поступления в дом-интернат элементарные сведения об этом учреждении, полученные из различных источников (от родственников и близких знакомых, врачей и работников органов социальной защиты). Сведения носили формальный, а в ряде случаев — искаженный характер (представление о доме-интернате идентифицировалось с распорядком больницы, с ежедневными обходами врачей, постоянным ежедневным наблюдением среднего медперсонала). Представления о бытовом обслуживании, организации труда и досуга были неполными. Недостаточная информация вызывала и поддерживала повышенную тревожность и неуверенность в будущем у пожилых людей, что в свою очередь неблагоприятно сказывалось на последующей адаптации их к новым условиям. Несмотря на то, что принятие решения о поступлении в дом-интернат было принято самостоятельно и сознательно, более половины пожилых людей, поступивших в приемно-карантинное отделение дома-интерната, до последнего момента испытывали колебания и сомнения в правильности сделанного шага. Эти колебания связаны с двумя мо тивами : боязнь перемен и незнание конкретных условий проживания. Роль социального работника во время пребывания пожилых людей в приемно-карантинном отделении дома- интерната состоит в том, чтобы разъяснить функции этого учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня с расположением бытовых служб и медицинских кабинетов, часами работы администрации и т. д.; провести беседу ознакомление с условиями жизни в доме-интернате пожилых людей, решивших поступить в эти учреждения, что во многом может снизить состояние неуверенности и тревожности [16;137]. Более полному информированию пожилых людей о доме-интернате уже с первых дней пребывания их в этом учреждении может способствовать наличие стенда с отражением основных разделов работы, альбома с фотографиями проживающих, их занятости, проведении досуга и во избежание полного разрыва с прежним привычным образом жизни. С целью осуществления возможности получения информации об общественной жизни в приемно-карантинном отделении обязательны радиоприемники (желательно с наушниками), телевизор, большие настенные часы с крупными цифрами, настенные календари, газеты. Реализация этих мероприятий делает еще более актуальной роль социального работника в доме-интернате и особенно на первом этапе пребывания там пожилого человека. После двухнедельного проживания в приемно-карантинном отделении происходит расселение лиц старших возрастов по месту их основного проживания в доме-интернате. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для пожилого человека. Перед ним встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям с длительной перспективой. Поиск нового жизненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомыми, не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня — все эти обстоятельства ведут к возникновению кризиса первого месяца адаптации. Первые 3— 4 недели пребывания в доме-интернате, связанные с переводом на постоянное место жительства, наиболее трудные для пожилых людей. В этот период у 70% из них легко возникают простудные заболевания, обострения имеющейся хронической патологии. Эмоциональное состояние характеризуется появлением чувства безысходности происходящего. Для успешной социально-психологической адаптации пожилого человека важным является его удачное "поселение", т. е. размещение в отделении. При переводе пожилого человека в отделение и поселении его в комнату с соседями нередко возникают сложности совместного проживания. Они могут быть связаны с понятием "скученности". Его психологическая сущность заключается в формировании представления о "своей" и "чужой" территории. Вторжение на "свою" территорию другого может вызвать острый стресс, проявляющийся резкими негативными эмоциональными переживаниями. Нежелательные последствия может вызвать поселение в одну комнату двух людей с выраженными лидерскими чертами. Известно, что при вынужденном тесном общении один из субъектов, как правило, принимает на себя роль ведомого. Для личности, имеющей склонность к лидированию, вариант постоянного пребывания в роли ведомого является чрезмерной психологической нагрузкой, которая может закончиться эмоциональным срывом. В этот период особое значение начинает приобретать отношение персонала, которое ассоциируется с внешним миром. При невнимательном отношении со стороны сотрудников дома-интерната возможно усиление и фиксация на этих эмоциональных проявлениях, возникновение реакций дезадаптации с депрессивным фоном настроения. Роль социального работника состоит в том, чтобы обеспечить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, также преследующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста. Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания и т. д. В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни пожилого человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию. Из приемно-карантинного отделения лица старших возрастов должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду адаптационного воздействия, которая формируется совместными усилиями врача, медсестры этажа, трудинструктора, культработника, библиотекаря. Каждый из этих специалистов должен понимать свои задачи по адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната. К пожилому человеку, переведенному на постоянное место жительства из приемно-карантинного отделения, должно быть привлечено повышенное внимание всех сотрудников, которое поможет ему найти свое место в коллективе поживающих и ослабит негативное влияние, связанное с резкой сменой жизненного стереотипа и вызванного этим эмоционального перенапряжения[15;53]. Роль социального работника как специалиста, владеющего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к пожилым людям. Через 6 месяцев пребывания в доме-интернате перед пожилыми людьми встает проблема окончательного решения: проживать в доме-интернате постоянно или вернуться к привычному окружению. В это время происходит критическая оценка как условий дома-интерната, так и своих возможностей для адаптации к ним. Обследование пожилых людей через 6 месяцев проживания в доме-интернате показало, что их ожидания, связанные с поступлением в эти учреждения, в 40,4% не оправдались. Обстановка в доме-интернате воспринималась как более тяжелая по сравнению с их предварительными представлениями. Лишь 7,7% пожилых оценивали жизнь в доме-интернате выше своих ожиданий. Основные причины недовольства связаны с плохой организацией жизни в доме-интернате, невнимательным, формальным отношением персонала, неблагоприятным психологическим климатом. Положительная досугово-рекреационная установка, имеющаяся в приемно-карантинном отделении, не реализуется полностью. Это объясняется тем, что основной формой организованного досуга является пассивное просушивание радиопередач (90,7%). Невозможность проведения полноценного досуга вызывает у пожилых людей состояние неудовлетворенности. Общение пожилых людей в доме-интернате носит пассивный, ситуативный характер, круг общения пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими в доме-интернате. Известно, что одной из причин эмоционального напряжения может явиться слишком тесное принудительное общение людей [6]. Травмирующее воздействие в этом случае определяется тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывает информационную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к напряжению и стремлению к изоляции. На этом этапе важное значение приобретает так называемая терапия средой , которая включает создание благоприятного психологического микроклимата, сохранение целесообразной активности пожилых людей, предупреждение болезненных реакций. Эти цели достигаются организацией комфортных бытовых условий, трудовой занятости, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отношений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Важность терапии средой становится понятной, если иметь в виду обстановку дома-интерната, характеризующуюся ограничением социальных связей пожилых людей и контактов с внешним миром. Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для социального работника представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач : ♦ определение индивидуальных способов действий по разрешению конфликтных ситуаций; ♦ выработка индивидуальных психокоррекционных подходов; ♦ помощь в формировании нового жизненного стереотипа; ♦ поддержание активных стратегий приспособления; ♦ формирование адекватных установок на среду; ♦ снятие негативных эмоциональных переживаний; ♦ формирование и вовлечение пожилых людей в различные микросоциальные группы; ♦ групповая психокоррекционная работа. Для решения поставленных задач необходимо проведение экспериментально-психологического обследования пожилых людей с целью изучения особенностей ценностно-мотивационной сферы, самосознания, эмоционального реагирования на ситуацию, использование включенного наблюдения за поведением и общением пожилых людей. Необходима помощь и поддержка в проявлениях социальной активности в различных видах деятельности пожилых людей в доме-интернате. Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного стереотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмоционального напряжения. Число занятий определяется индивидуально[18;252]. Групповая психокоррекционная работа должна проводиться с использованием дискуссионных групп, групп общения, тренинга умений, релаксационных групп. Дискуссионные группы, как правило, не требуют специального подбора слушателей. Целью ее является осознание текущей ситуации, дискутирование вопросов "что помогает нам жить?", "что мешает нам жить?". Группы общения требуют предварительного отбора, желательно формировать их из лиц, не находящихся в межличностных конфликтах. Цель группы — сознательное отношение к чувствам своим и другого, осознание самого себя, развитие межличностного доверия. Группа тренинга умений требует подбора лиц пожилого возраста с относительно сохранными сенсорными функциями. Возможны различные основы тренинга. Например, тренинг умения вести разговор. Цель — снижение тревожности, связанной с межличностным общением, возможность практики в коммуникативном умении. Возможна также организация групп репетиции поведения, групповое рисование, рисование с партнером и т. п. Релаксационная группа не требует специального подбора лиц пожилого возраста. Цель — снятие напряжения. Классический вариант аутогенной тренировки 1-го уровня. При проведении ее со старыми людьми необходимо учитывать нарушения кожной чувствительности, в результате чего начальный этап, связанный с чувствованием своего тела, становится более длительным, требующим специальных упражнений для формирования адекватных ощущений. В работе с пожилыми людьми необходимо использовать все проводящиеся в интернате групповые занятия для формирования положительного эмоционального настроя. Особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожилого, проживающего в доме-интернате[18;362]. Она включает следующие разделы: тип занятости, вид деятельности, длительность, ответственный за проведение, сроки действия, эффективность. К типам занятости относятся: трудовая занятость, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. Важным разделом является эффективность, которая отражает варианты сохранности, реализации трудовых навыков, сохранении социальной активности и межличностных связей, сохранность познавательных интересов, бытовой независимости и др. Социально-психологическая адаптация пожилых людей как неотъемлемая часть их социальной реабилитации в домах-интернатах может рассматриваться как сложный процесс, в результате которого деформированная старением, множественной соматической патологией и стрессовой ситуацией личность приспосабливается и активно функционирует в новых условиях существования. Длительность и результативность этого процесса определяется соотношением личностных особенностей пожилых людей и своеобразием социального окружения. При обсуждении проблемы социальной реабилитации лиц старших возрастов, пребывающих в домах-интернатах, необходимо иметь в виду одно обстоятельство — организацию их занятости . При этом важно учитывать, что в жизнедеятельности человека есть два важных фактора, определяющих социальную направленность, — это движение и деятельность . Оба они взаимосвязаны непосредственно либо опосредованно и составляют основную сущность человеческого существования. Это особенно проявляется в пожилом возрасте, когда в связи с соматическими недугами, психологической перестройкой реализация движения и деятельности ограничивается. Цель организации занятости пожилых людей — восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни. Гиподинамия, малоподвижный образ жизни, сознательный уход от деятельности, связанной с подвижностью, интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, отрицательно сказывается как на соматическом, так и на психологическом статусе пожилого человека. Теперь уже установлено, что психически и интеллектуально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедляется при наличии активного образа жизни. В связи с этим при организации образа жизни, занятости пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сместить акценты, рекомендовать терапию движением , трудовой занятостью, использование методов лечебной физкультуры, считать это альтернативой "покою", длительному сидению на диванах, креслах. Только движение с учетом соматического состояния позволит предупредить, облегчить, а может быть, и избавиться от старческих недугов, почувствовать радость бытия. Особое место в социально-реабилитирующем воздействии на лиц старших возрастов в домах-интернатах занимает трудовая терапия — специально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомендаций с учетом соматического здоровья этой категории граждан, их интересов и желаний. Трудовая деятельность пожилых людей является показателем активного образа жизни. Несмотря на ограниченные возможности, обусловленные состоянием здоровья либо возрастными недугами, сложившийся в течение жизни трудовой стереотип сохраняется на долгое время. Нередко пожилые люди и инвалиды, вынужденно находившиеся в особых депривационных условиях, испытывают потребность выполнять какой-либо труд. Целесообразность участия пожилых людей в трудовой деятельности основана на ряде научных положений: ♦ трудовая деятельность оказывает положительное воздействие на психологическое состояние пожилого человека (осознание своей общественной значимости, самооценка своих физических возможностей, общение в процессе коллективного труда и др.); ♦ трудовая деятельность, связанная с движением, оказывает положительный эффект на сердечно-сосудистую деятельность, дыхательную систему, функции опорно-двигательного аппарата и другие физиологические процессы; ♦ трудовая деятельность является претворением активного образа жизни в пожилом возрасте. Задача организаторов учреждений социальной защиты состоит в том, чтобы этот труд был не только необременительным. Важно, чтобы трудовая деятельность была полезной для здоровья пожилых людей, имела реабилитационный характер воздействия. Возможности осуществления трудовой деятельности, реализации активного образа жизни пожилых людей в домах-интернатах достаточные: в 80,1% учреждений созданы лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ), в 85,7% учреждений — подсобные хозяйства. В ЛТМ преобладающим профилем является швейный, также широко представлены галантерейный и картонажный. В меньшей мере имеются сапожный и столярный профили ЛТМ. Из числа пожилых людей, способных к самообслуживанию, фактически принимают участие в трудовой деятельности 85,5%. Они выполняют работы по обслуживанию дома-интерната, работают в ЛТМ, на штатных должностях, заняты в подсобном хозяйстве. Из мероприятий по организации досуга наиболее часто используются те, которые адресуются к пассивному восприятию: просмотр кинофильмов, присутствие на лекциях, концертах. Хотя эти мероприятия не побуждают пожилых людей к активной деятельности, они оказывают активное эмоциональное воздействие: скрашивают досуг, дают тему для общения, в известной мере объединяют и приобщают к искусству. В домах-интернатах осуществляются мероприятия по вовлечению пожилых людей в общественно-полезную, активную деятельность: дежурства у входа, у телефона, на жилых этажах, работа в культурно-бытовых комиссиях, участие в художественной самодеятельности. С целью активизации пожилых людей, более широкого вовлечения их в трудовую и общественно-полезную деятельность проводится санитарно-просветительная работа, пропаганда важности и необходимости сохранения активного образа жизни. При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста в домах-интернатах важным положением является необходимость дифференциации контингента, в основу которой положена способность к социальной активности. В соответствии с этим критерием выделено пять групп . Первая группа, в которую входит 8,8% проживающих в домах-интернатах лиц пожилого возраста, представлена теми, кто сохранил трудовые и профессиональные навыки и потребность осуществлять трудовую деятельность. Для этой категории лиц подбираются виды труда, близкие к их профессиональным интересам и наклонностям. Из них формируются работники на штатные должности, группы помощников библиотекаря, культработника, на них возлагаются ответственные обязанности (бригадиров, контролеров в ЛТМ и т. д.). При организации трудовой деятельности этой категории пожилых людей целесообразно формирование малых групп, объединенных общностью интересов и взаимных эмоциональных привязанностей. Со временем межличностные отношения приобретают устойчивость, способствуют эмоциональной стабилизации пожилых людей и, следовательно, адаптации в условиях дома-интерната. Нередко эти группы формируются стихийно, без вмешательства персонала и, будучи основанными на эмоциональных привязанностях, функционируют длительное время. Вторая группа (23,5%) образуется из пожилых людей, для которых трудовая деятельность психологически менее значима и в связи с этим вовлечение их в систематический труд представляется затруднительным. Наряду с санитарно-просветительской работой по разъяснению пользы трудовой деятельности практикуются эпизодические поручения (уборка помещений, помощь медицинскому персоналу, дежурства и т. д.). Преобладающей формой социальной активности лиц этой группы является общение и проведение досуга. Межличностные отношения их складываются чаще стихийно и основываются на таких факторах, как совместное проживание, оказание друг другу бытовых услуг и т. д. Из этой категории лиц рекомендуется выбирать помощников по осуществлению общественно-полезной деятельности, поддержанию связей между пожилыми людьми. Третью группу (12,4%) составляют лица, активность которых ограничена осуществлением самообслуживания. Их деятельность основана на осознанном уходе от общественно полезного труда: сосредоточена на собственном благополучии, направлена на поддержание и сохранение своего здоровья. Общение, как один из видов деятельности пожилых людей для данной группы лиц, ограничено кругом соседей по комнате и необходимостью контактов с персоналом, досуг сужен до использования чтения, просмотра телевизионных передач. В целях активизации образа жизни лиц, относящихся к третьей группе, рекомендуется проведение лечебно-активизирующих мероприятий (дозированные прогулки, лечебная гимнастика, спортивные занятия в зале и на открытых площадках и т. д.). Им поручается уход за цветами на этажах, рукоделие, изготовление легких деталей в ЛТМ. Четвертая группа (30,6%) представлена лицами, для которых характерно отсутствие какой-либо целенаправленной деятельности. Эпизодически осуществляемая деятельность по самообслуживанию основана на удовлетворении их витальных потребностей. Круг общения сужен, интерес к окружающему ослаблен. В отношении этой группы лиц отпадает необходимость в организации активирующих мероприятий. Здесь больше выступает необходимость организации медицинского ухода, поддержание элементарных навыков самообслуживания (одевание, умывание, причесывание и др.). Пятая группа (24,7%) состоит из лиц, ослабленных физически, пребывающих на постельном режиме и нуждающихся в постороннем уходе. Они безучастны к окружающему, неразборчивы в удовлетворении витальных потребностей. Все мероприятия по отношению к этой группе лиц сводятся к организации медицинского ухода для поддержания жизнедеятельности. С учетом дифференциации контингента лишь в первых трех группах возможно активное реабилитационное воздействие с использованием индивидуальных программ, в котором наиболее оптимальным является выбор терапии занятостью и воздействия средой. По отношению к лицам пожилого возраста, находящимся в домах-интернатах, рекомендовано введение, диф ференцированных реабилитационных режимов : ♦ режим общественно-трудовой занятости направлен ♦ лечебно-активирующий режим направлен на поддержание полезных навыков и умений, на оживление общения и сохранение бытовой адаптации; ♦ лечебно-охранительный режим способствует сохранению функциональных способностей, поддержанию физиологических функций. Указанные режимы находятся в соответствии с уровнем, активности пожилых людей, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-психологической адаптации пожилых людей. Социальная реабилитация пожилых людей в домах-интернатах в известной мере связана с вопросами оснащения этих учреждений техническими средствами реабилитации и соответствующим оборудованием[17;172]. Все технические средства и оборудование в домах-интернатах используются в двух направлениях: ♦ средства для самих пользователей с целью реабилитации, восстановления (компенсации) функций и относительно независимого существования; ♦ средства и оборудование, используемые для бытового обслуживания и медицинского ухода, облегчающие Первая группа средств, имеющих истинно реабилитационное назначение, включает: ♦ специальные устройства, направленные на самостоятельное выполнение санитарно-гигиенических и бытовых ♦ средства, облегчающие передвижение; ♦ средства, способствующие участию в трудовой деятельности; ♦ приспособления, используемые для общения; ♦ средства, обеспечивающие проведение досуга. С целью создания физически действенной среды, способствующей социально-реабилитационным целям в отношении пожилых и старых людей, необходимо более полное оснащение реабилитационным оборудованием кабинетов лечебной физкультуры, комнат трудовой занятости, создание помещений для активного досуга. 2. Психологические вопросы и проблемы в институциональном уходе
2.1 Проблемы психосоциальной помощи пожилым в доме-интернате Поступление в дом-интернат пожилого человека — специально организованное мероприятие социальной помощи пожилым. Подобное решение человек принимает под влиянием как объектив ных, так и субъективных причин [15;24]. Это имеет отношение к пожилым людям, живущим одиноко или в семье родственников. Решение поселиться в доме-интернате пожилой человек принимает, столкнувшись с затруднениями при обслуживании самого себя. В одном случае это результат альтруистической установки пожилого человека предоставить возможность молодым членам семьи освободиться от тягот, связанных с уходом, в другом — это следствие несложившихся отношений с родственниками и т.д. Боязнь еще большей физической слабости, возможных болезней способствует принятию подобного решения. Субъективное отношение к оценке своего физического и материального состояния, личные установки на выполнение чисто хозяйственных бытовых дел, различное отношение к одиночеству определяют тот факт, что состав домов-интернатов оказывается крайне различным. Однако в определенной своей части он представлен пожилыми людьми, которые в состоянии самостоятельно обслужить себя и обладают достаточным физическим здоровьем. В широком смысле все эти пожилые люди — резиденты домов-интернатов — оказались неспособными адаптироваться к новым условиям жизни и избрали институциональную социальную помощь и опеку как новый образ жизни. Все исследователи отмечают, что поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса — эти жизненные обстоятельства заставляют человека приспосабливаться не только к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в нем. Перед пожилыми людьми встает вопрос оценки себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Как отмечают многие авторы, процесс перестройки личности происходит очень болезненно и сложно. Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения различных заболеваний и даже смертельных исходов у пожилых людей [6]. Часто решение о переезде принимается во время кризиса, например, после того, как пожилой человек попадает в больницу, или во время эмоционального стресса, который человек испытывает в состоянии горя или тяжелой потери. Поэтому не вызывают удивления результаты исследований, согласно которым большинство пожилых людей не планировали переезжать в стационары, а затем смирились с такой необходимостью. Процесс перехода на постоянное социальное и медицинское обслуживание обесценивает взгляды пожилых людей. Они рассматривают его как свою неспособность справляться со своей жизнью, они становятся в своих глазах людьми, чья компетентность не внушает доверия. Тем самым, как отмечает Т. Бут ( Booth ), они вынуждены играть роль, которая приписывается им этим институтом: учиться приспосабливать свое поведение к формальной рутине повседневной жизни и соответствовать всем ожиданиям обслуживающего персонала стационаров. Безразличие и покорность, стимулируемые жизнью в стационарах, ведут к уступчивости пожилых людей, о которой они не задумываются. Недостаток возможностей для выражения индивидуального выбора или личной ответственности в своей жизни ведет к тому, что проживающие в домах-интернатах становятся инертными и беспомощными, их навыки и умения атрофируются. Например, проведенное исследование показало, что уже через месяц после поступления в дома-интернаты уменьшилось число пожилых людей с двигательной активностью в полном объеме (с 39,1 до 28,9%) и увеличилось число тех, кто стал передвигаться только в пределах своей комнаты (с 9,6 до 13,8%). Другой негативный фактор — это зависимость от обслуживающего персонала. Она вызывает страх «возмездия» за возможные выражения недовольства или жалобы со стороны пожилых, за то, что нормальную критику сочтут похожей на черную неблагодарность. Очень трудно пожилым людям решиться высказать жалобу, если они не имеют никакого выбора. Поэтому, у пожилых людей существует тенденция давать высокую оценку удовлетворенности буквально по всем пунктам во время опросов. [6]. В настоящее время пожилые люди обычно не имеют представления о том, что их ожидает после переезда в стационар, кроме случаев, если у них имеется возможность сравнить качество ухода в нескольких домах. Убежденность и вера в то, что они, переехав в дом-интернат, больше не имеют прав, и их явная пассивность провоцируются замкнутостью стационарной жизни. Поэтому возникают следующие вопросы. 1.Насколько корректно подготовлены отчеты, вопросники исследования удовлетворенности резидентов домов-интернатов, если там широко распространены скука, одиночество, фрустрация? 2.Если жизнь в домах-интернатах влечет аттитюды покорности, может ли мнение резидента об удовлетворенности своей жизнью там быть правдивым изложением его реальных чувств и ощущений? Таким образом, прогресс в секторе институционального ухода будет зависеть от того, насколько резиденты могут свободно выражать свое собственное мнение. Когда они избавлены от зависимости от обслуживающего персонала, то имеют больше свободы в действиях, их бессилие и ранимость не подвержены столь суровым испытаниям, они не уступают мнениям тех, кто принимает решения за них. В связи с этим возникает проблема — будет ли обслуживающий персонал относиться с доверием и уважением к резидентам, если те говорят все то, что чувствуют и думают. Все вышесказанное позволяет выделить психологические вопро сы и проблемы в институциональном уходе и обозначить пути их решения.
Пути решения должны учитывать принципы, базирующиеся на мониторинге качества обслуживания, что даст возможность обеспечить участие пожилых людей в своем социальном обслуживании: принцип активности — фокусирует внимание на позитивных качествах и компетентности старых людей, а не только на их инвалидности и формах дискриминации из-за возраста; принцип приспособления — фокусируется на утверждении способностей пожилых людей справляться с трудностями и создавать им для этого возможности; принцип независимости — удовлетворение потребностей пожилых людей таким образом, чтобы у них оставался контроль над своей жизнью. Исследования, проведенные с целью изучения обращения с пожилыми людьми в домах-интернатах и больницах, позволили выделить типичные ошибки в поведении персонала, ухудшающие состояние пожилых пациентов: - манипулирование ложью вместо того, чтобы честно рассказать пациентам об их болезни; - выполнение какой-либо работы за пожилых из-за их медлительности вместо того, чтобы предоставить им возможность делать это самим; - сюсюканье, использование детского языка, обращение с пожилыми как с малолетними; - постоянное напоминание и обвинение, что они невыносимы; - игнорирование, холодность в обращении вместо того, чтобы адекватно реагировать. 2.2 Практическое решение психосоциальных проблем Р.Вуд ( Wood ) выделил следующие виды поддержки пожилых людей, страдающих от деменции: стимуляция и активность; оккупационная терапия; музыка; домашние животные; мультисенсорная стимуляция; работа с воспоминаниями; ориентация в реальности (ОР); терапия подтверждением. Рассмотрим некоторые из этих видов. Например, поговорим о пользе домашних животных для пожилых людей. Но оказывается, что даже просто наблюдение за аквариумными рыбками способствует снятию стресса у пожилых людей. Для этого применялся контролирующий эксперимент: первая группа рассматривала рыбок в аквариуме; вторая группа смотрела видеозапись рыбок в аквариуме; третьи группа смотрела видеозапись иного содержания, Испытуемые всех трех групп указали, что испытали релаксацию. Однако результаты показали, что только у испытуемых первой группы снизилась частота пульса, понизилось мышечное напряжение, возросла температура кожи. Это дает возможность практического использования этого метода для пожилых, страдающих от деменции. Программа «Ориентация в реальности» (ОР) является наиболее широко используемой терапией для пожилых людей, страдающих разными формами слабоумия. Цель проведения такой программы — уменьшение дезориентации и улучшение повседневного функционирования пожилых больных. В 1858 г. доктор Джемс Фулсон выдвинул теорию «Активной программы, ориентированной на помощь» для пожилых пациентов в Ветеранском административном госпитале в г. Торек (Канзас, США). В 1966 г. Фулсон и Таулби опубликовали свои методы по этой программе, и ОР стала практиковаться в США. Существует два основных типа ОР — 24-часовой (24ОР — неформальный) и классный (ОР — формальный). В первом случае медицинская сестра в течение длительного времени находится с пациентом, обеспечивая его комментариями и объясняя время, ме сто и т.п. Например, вместо простого объявления «Время обеда» рекомендуется говорить: «Сейчас 14.00, и это время обеда. Мы пойдем и возьмем что-нибудь поесть». По мнению авторов, такая форма поведения персонала будет способствовать структурированию окружающей среды пожилым, страдающим от деменции. Классный ОР может быть использован как дополнение к 24ОР. Это более интенсивный способ работы с пациентами, которые имеют схожие уровни дезориентации. В этом случае формируются небольшие группы (от трех до восьми человек), каждая из которых работает под руководством инструктора, имеющего соответствующую подготовку. Классный ОР имеет пять ключевых компонентов: 1) атмосфера — доброжелательная; 2) изучение имен — в начале занятий инструктор и каждый член группы должен быть представлен; 3) ориентация во времени и месте — инструктор предлагает завершить предложения, например: «Сегодня день…месяц... год… » и т.д.; 4)награда и уменьшение фрустрации, вербальное признание успеха, а также ободрение невербальными средствами поддерживает доброжелательную атмосферу группы; 5) увеличение активности в классе — стимуляция членов группы для участия в дискуссии по интересам, актуальным новостям и т.д. Классный ОР должен проходить каждый день и в одно и то же время. ОР может использоваться в самых разных обстановках, таких как больницы длительного пребывания, дома для престарелых, центры дневного пребывания; важно, чтобы это были привычные места для пациентов. Программы ОР существуют как помощь дезориентированным пожилым, однако они требуют дополнительных исследований по улучшению их эффективности. Метод ориентации в реальности и терапия подтверждением являются контрастными, противоположными методами. Например, пожилая женщина, больная деменцией, утром встает и говорит, что она (бывшая учительница) должна идти в класс, ее ждут ученики. В первом случае, применяя ОР, ей разъясняют, что она находится в доме-интернате, что сегодня такой-то день недели, она больше не работает и т.д. Во втором случае, действуя методами терапии подтверждением, учитывается, что эта пожилая женщина хочет сохранить свою идентичность как учитель. Поэтому ее можно расспросить о профессии учителя, о ее опыте и т. д., чтобы она получила удовлетворение. Иногда бывает, что всплывает травматический опыт, с которым справиться очень сложно, но и с такими случаями можно и нужно работать. Для психосоциальной адаптации пожилых в условиях дома-интерната можно использовать следующие упражнения: Слушание Цель. Это упражнение дает участникам возможность познакомиться друг с другом ближе, поделившись своими мыслями и чувствами с группой. Кроме того, оно позволяет каждому получить практику в эмпатическом слушании и способствует возникновению сильных эмоциональных связей между участниками и сплочению группы. Необходимое время. 1,5 часа Материалы. Не требуются. Подготовка. Руководитель должен иметь опыт работы с психокоррекциоными группами. Процедура. Группа разбивается на подгруппы по 6-8 человек одного пола. Мужчины и женщины выполняют упражнение по очереди. За происходящим каждый раз наблюдает противоположный пол. Участники подгруппы окружают того из них, кто в течение 10 минут будет находиться в центре их внимания. Тот, кто находиться в центре, рассказывает, что значит для него быть «мужчиной среди мужчин» или «женщиной среди женщин». Остальные участники только слушают его – очень внимательно, не разговаривая между собой и никак его не прерывая. Говорить надо как можно дольше. При отсутствии желания полностью использовать отведенные 10 минут говорящий должен по-прежнему находиться в центре внимания группы в течение всего оставшегося времени. По истечении десяти минут следует вернуться в круг остальных участников. Таким образом в центре внимания группы по очереди оказываются все ее участники. Это очень сильнодействующее упражнение. Во-первых, редко кому случается иметь в своем распоряжении все внимание других в течение 10 минут подряд. Такое внимание позволяет людям глубже проникать в собственные чувства. Кроме того, тема проявления мужского и женского начала в межличностных отношениях актуальна и значима практически для всех. При обсуждении этих вопросов участники группы все чаще начинают открывать друг перед другом прежде скрывающиеся ими аспекты личности. Эта тема может разбудить в группе сильные чувства мужской и женской солидарности, а конфликт между ними можно будет разрешить позже на общегрупповом уровне. Тематика обсуждений может быть самой разнообразной. Отображение Цель. Отображение является отличным упражнением, способствующим осознанию тела, расширению двигательной активности и углублению эмпатии в межличностных отношениях. Оно позволяет получить и опыт ведомого, и опыт ведущего. Необходимое время. 15 минут. Материалы. Не требуются. Процедура. Группа разбивается на пары. В каждой паре один играет роль ведомого, а другой – ведущего. В каждой паре участники встают друг против друга и устанавливают зрительный контакт. Ведущий начинает совершать медленные и грациозные движения руками, ногами, головой, торсом. При этом ему надо осознавать как собственное тело, так и собственные эмоции и довериться своему телу. Во время упражнения надо сохранять зрительный контакт с партнером и осознание его действий. Ведомый, словно зеркало, отражает все движения ведущего, делая те же движения, что и он, и делая их одновременно с ним. Например, если ведущий протягивает свою правую руку, ведомый потягивает свою левую руку. Ведомый следует за ведущим и в том, куда он движется, и в том, как он движется. При этом не надо ни о чем задумываться, пусть тело движется само, а сознание переживает опыт следования за другим. Примерно через пять минут ведомый и ведущий меняются ролями. Еще через пять минут они отводят некоторое время на то, чтобы поделиться своими впечатлениями. Заключение Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса – эти жизненные обстоятельства заставляют человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Перед пожилыми людьми встает вопрос в оценке себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Процесс перестройки личности происходит очень болезненно и сложно. Одним из главных свойств стареющих людей является психологическая уязвимость и нарастающая неспособность справляться с различными стрессами. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувствительностью к проявлению внимания, морально-психологической поддержке. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: - главной формой социального попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы домов-интернатов; - для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем) особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований; - особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожилого, проживающего в доме-интернате; - групповая психокоррекционная работа должна проводиться с использованием дискуссионных групп, групп общения, тренинга умений, релаксационных групп; - цель организации занятости пожилых людей — восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни; - при соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организации общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной. Гиподинамия, малоподвижный образ жизни, сознательный уход от деятельности, связанной с подвижностью, интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, отрицательно называется как на соматическом, так и на психологическом статусе пожилого человека. Теперь уже установлено, что психически и интеллектуально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедлятся при наличии активного образа жизни. В связи с этим при организации образа жизни, занятости пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сметать акценты, рекомендовать терапию движением, трудовой занятостью, использование методов лечебной физкультуры.
Список литературы 1. Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста» 2. Конституционное право Российской Федерации:учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.:Норма, 2007.С.80. 3. Дементьева Н.Ф., Поднебесная Е.Б., Подкорытов А.В. «Социальное поле» и «личное пространство» как факторы адаптации пожилых людей в домах-интернатах. // Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг. Вып. 4. Гос НИИ семьи и брака. Составители Дигаева Н.С., Сабитова Г.В. - М. 2003, С.77-79. 4. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. рекоменд. - М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН). 5. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 288 с. 6. Лернер А. Негативная адаптация (по материалам качественного исследования) //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - №3, 2000. - С.39-41. 7. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА -М, 2001. … 22. Теория и методика социальной работы / Под ред. П. Д. Павленка – М., 1995. 8. Психология социальной работы: Учебное пособие /О.В.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; под общ. ред. М.А.Гулиной. – СПб.: Питер, 2004. – 351 с. 9. Поднебесная Е.Б. Некоторые вопросы адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната. // Материалы Российской научно-практической конференции «Медико-социальная помощь пожилым людям». - М.: ФЦЭРИ, 2002, С.154-156. 10. Поднебесная Е.Б. Пожилые люди в интернате // Психология зрелости и старения, № 1 (25), весна - 2004г., с. 50-65. 11. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб: Издательство «Питер», -544с.- (Серия «Национальная медицинская библиотека») 15. Руководство по психиатрии / Под ред. А.В. Снежневского.- М.: Медицина, 1983, Т.1-2. 12. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. … Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с. 13. Социальная работа / Под общей ред. проф. В.И. Курбатова. Серия "Учебники, учебные пособия". - Р-н/Д:[1] "Феникс", 2000. - 576 с 14. Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие/ Отв.ред Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 427 с 15. Фролов Ю.И., Дементьева Н.Ф., Поднебесная Е.Б. Проблема психологической адаптации пожилых людей в домах-интернатах. //Материалы VI Международной научно-практической конференции «Пожилой больной. Качество жизни», Клиническая геронтология., Том 7, № 10. 2001, С.82. 16. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 296с. 17. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие /Е.И. Холостова, Н.Ф.Дементьева.-3-е изд. М.: Дашков и Ко, 2005.-340с 18. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 3-е изд. – СПб.: Питер,2002. – 656с |