Реферат: Формирование здорового образа жизни младших школьников 2
Название: Формирование здорового образа жизни младших школьников 2 Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реферат «Формирование здорового образа жизни младших школьников» Выполнила: Устинова Анастасия, 4 «Б» кл Человек – высший продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным. И.П. Павлов Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2008 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Основой валеологии – науки о здоровье, является знание физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить здоровье. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки. Отсюда вытекают проблема формирования здорового образа жизни младших школьников. Поэтому тема моего исследования - это «Формирование здорового образа жизни младших школьников». Объектом исследования является процесс формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни. Целью моего исследования является выявление условий способствующих эффективности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни. Достижение цели осуществляется через решение следующих задач: 1) проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни; 2) определить уровень представлений младших школьников о здоровом образе жизни. База исследования: 4 «Б» класс Гуманитарно-юридического лицея № 86 г. Ижевска. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным Всемирной организации здравоохранения он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонии его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. Существует несколько факторов здорового образа жизни — это режим дня, двигательный режим, правильное питание, закаливание, личная гигиена, это гигиена умственного труда, привычки, положительные эмоции. Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. Сейчас хочу перейти к исследованию, которое я провела в 4 «Б» классе. Оно показало уровень представления моих одноклассников о здоровом образе жизни. На первом этапе я предложила анкету, вопросы которой направлены на выявление их представлений о здоровом образе жизни, их готовности к ведению собственного здорового образа жизни, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к здоровому образу жизни. Результаты анкетирования предоставлены в таблице № 1.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать выводы, что понятия о «здоровом образе жизни» у моих одноклассников ассоциируется с понятием «здоровье», причем 14 % из них считают, здоровый образ жизни – это «когда у тебя ничего не болит», то есть не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья. Это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «здоровый образ жизни». То же самое можно сказать и о 19 % учащихся, которые считают, что здоровый образ жизни – это «нужно быть здоровым». Но 67 % учащихся имеют элементарные представления о здоровом образе жизни, они называют некоторые его компоненты – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться». Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: 46 % учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 19 % учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее» и лишь 35 % считают, что у них здоровье «удовлетворительное». К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, 46 % детей занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, 88 % учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, волейбол, каратэ и т.д). Следовательно, большинство учащихся 4 «Б» класса склонны придерживаться ведущих принципов здорового образа жизни, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 19 % учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 46 % - лишь иногда, также 35 % учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся класса. Таким образом, на основе результатов анализа представлений учащихся о «здоровом образе жизни» мы выявили 3 уровня их решения. Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться. Средний уровень: понятия о здоровье и здоровом образе жизни не строго научны и не вполне систематизированы, но имеются элементарные представления о компонентах здорового образа жизни. Интерес к здоровому образу жизни носит систематический характер. Поверхностный уровень: знания поверхностные. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, интереса к собственному здоровому образу жизни почти не проявляют. В соответствии с выделенными уровнями учащихся класса можно распределить таким образом: высокому уровню учащихся соответствует 45 % учащихся класса, среднему уровню 45 % учащихся, к поверхностному уровню 10 % учащихся. Необходимо добавить, что в результате выше приведенного анкетирования я выявила не только уровень представления моих одноклассников о здоровом образе жизни, но и готовность к ведению собственного здорового образа жизни. Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на здоровье учащихся. Для выявления уровня тревожности, я провела среди учащихся 4 «Б» класса анкетирование, вопросы которого направлены на выявление положительных или отрицательных эмоций, связанных с учебой. Результаты отображены в таблице №2.
В результате анализа ответов учащихся на поставленные вопросы можно сделать следующие выводы: уровень тревожности у учащихся класса достаточно высок, так 73 % учащихся сильно переживает, когда учитель ставит им плохие отметки в дневник, а 31 % переживают из-за малейших неудач в учебе. Негативные тенденции в состоянии здоровья учащихся в значительной степени обусловлены психическими напряжениями, которые они испытывают в школе. Так, выше приведенное анкетирование показало, что 27 % учащихся испытывают оптимистическое, жизнерадостное самочувствие. Состояние же психического дискомфорта характерно для 54 % обследуемых учащихся. Приведенные данные позволяют считать, что эмоциональная напряженность, тревожность и другие негативные настроения, которые служат причиной психических расстройств, возникают у учащихся вследствие перегруженности учебных программ, что оказывает негативное влияние практически на все компоненты здоровья: замедляют его развитие, вызывают переутомление и психические расстройства, провоцируют хронические заболевания. Вывод: Решение проблемы сохранения здоровья учащихся требует: во-первых, самоанализа школьниками своего образа жизни, стремления и умений управлять собственным здоровьем; во-вторых, валеологического исследования системы школьного образования и определения его влияния на здоровье учащихся. Анализ результатов исследования дает основания считать, что одной из причин роста патологической пораженности учащихся является их завышенная оценка своего здоровья и, как следствие этого, неадекватное отношение к собственному организму. Этот вывод еще раз указывает на актуальность валеологического образования школьников. Для выявления особенностей жизнедеятельности учащихся 4 «Б» класса, направленных на сохранение и укрепление здоровья, я провела анкетирование на тему «Расти здоровым». В результате обработки ответов учащихся получилась следующая таблица.
Анализ полученной таблицы и оценка особенностей жизнедеятельности учащихся позволил мне выделить 3 уровня здорового образа жизни: оптимальный уровень отражает творческий характер использования основных положений здорового образа жизни в жизнедеятельности человека. Неукоснительно соблюдаются гигиенические предписания в отношении режима дня, организации питания, использование средств профилактики. К этому уровню относятся 18 % учащихся класса. Средний уровень . В повседневной жизнедеятельности ученик склонен придерживаться ведущих принципов здорового образа жизни, но реализует их не всегда последовательно. Установка на самосовершенствование присутствует . Позитивные привычки присутствуют, осознаются негативные и ведется работа по их устранению. Этому уровню принадлежит 58 % учащихся. Недостаточный уровень. Личность не руководствуется в повседневной жизнедеятельности нормами и требованиями здорового образа жизни. Отдельные привычки, проявления и склонности соответствуют здоровому образу жизни, но сознательно они не формируются. В свободное время велика доля пассивных видов отдыха. К этому уровню относится 24 % учащихся моего класса. Таким образом, при помощи анализа выше приведенных результатов анкетирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы: большинство учащихся придерживаются ведущих принципов здорового образа жизни (режим дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки присутствуют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению. И в заключении хочу сказать, что здоровье – это высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый. Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество. |