Реферат: Банковский аудит. Задачи
Название: Банковский аудит. Задачи Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Основные направления проверки депозитных операций банка приведены, например, в статье «Аудиторская проверка депозитных операций в банке», автор к.э.н., доцент, директор ООО «АФ «Сибирский аудит» Е.М.Дарбека ("Аудиторские ведомости", 2006, N 7) или в материалах М.Посадской, размещаемых на сайте bankir.ru. Цель аудита - подтверждение достоверности остатков в пассиве баланса привлеченных денежных средств по срочным депозитам, вкладам до востребования физических лиц - граждан и предпринимателей и депозитам, предоставленным кредитным организациям в качестве размещения ресурсов. На основе применения Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (с изменениями), разрабатывается программа проверки депозитных операций. В программу аудита депозитных операций включаются направления, позволяющие проверить: - организацию работы подразделений банка, участвующих в осуществлении пассивных операций (привлечении средств клиентов банка во вклады); - наличие, полноту и актуальность внутрибанковских нормативных документов, регламентирующих осуществление таких операций; - порядок осуществления операций с привлеченными средствами, в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, внутрибанковских нормативных документов; - выполнение договорных обязательств в соответствии с договорами банковского вклада, заключенными банком с клиентами – физическими и юридическими лицами; - обоснованность открытия счетов по договорам вкладов (депозитов), правильность открытия и ведения депозитных счетов по привлечению денежных средств от физических лиц - предпринимателей и граждан, юридических лиц, не являющихся кредитными, банков; - своевременность и правильность начисления процентов по привлеченным средствам; - своевременность и полноту отражения привлеченных средств и процентов по ним в бухгалтерском учете; - учет налоговых последствий, возникающих при работе с привлеченными средствами клиентов; - качество управления рисками, возникающими при осуществлении этих операций; - эффективность систем внутреннего контроля. Источники информации, запрашиваемые аудитором для проведения проверки депозитных операций, позволят оценить масштабы деятельности банка по привлечению депозитных ресурсов и сформируют общее представление аудитора об объекте проверки. Такими источниками являются: - депозитная политика банка; - политика по управлению активами и пассивами; - процентная политика; - положение (регламент) по вкладам физических лиц; - положение (регламент) по депозитам юридических лиц; - положение (регламент) по межбанковским кредитам и депозитам (могут быть отдельные документы для работы на внутрироссийском и внешнем рынках); - порядок отражения операций привлечения средств клиентов в бухгалтерском учете; - положения о подразделениях банка, на которые возложены функции по привлечению вкладов граждан, депозитов юридических лиц, межбанковских кредитов и депозитов; - должностные инструкции работников этих подразделений; - утвержденные распорядительным документом банка условия отдельных видов вкладов физических лиц; - типовые формы договоров по вкладам физических лиц. В перечень документов, подлежащих проверке, включаются: - внутрибанковские правила (положения, регламенты) совершения операций по вкладам (депозитам); - внутрибанковские положения о подразделениях, принимающих участие в осуществлении операций с привлеченными средствами, и должностные инструкции работников этих подразделений; - внутрибанковские положения о порядке осуществления и отражения в бухгалтерском учете операций с привлеченными средствами клиентов (Учетная политика); - инструкции для сотрудников банка, содержащие подробное описание совершаемых ими действий; - типовые формы документов (договоров, бланков), используемых банков при осуществлении операций со вкладами (депозитами); - действующие тарифы банка на операции по вкладам физических лиц; - утвержденные условия по отдельным видам вкладов; - протоколы совещаний коллегиальных органов управления, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с привлечением денежных средств банком, за проверяемый период; - действующие договоры вкладов (депозитов), закрытые (исполненные) договоры; - заявления на открытие счета вклада (депозита) и прилагаемые к ним документы клиентов; - доверенности на распоряжение счетом по вкладу физического лица; - переписка с клиентами и контрагентами по вопросам, возникающим в ходе осуществления операций с привлеченными средствами (розыск утерянных сумм и т.д.); - заявления на перевод со счетов вкладов физических лиц; - карточки образцов подписей (если их наличие предусмотрено договорами банковского вклада); - книгу регистрации открытых счетов; - оборотные ведомости по счетам бухгалтерского учета – ф. № 101; - ведомость остатков по лицевым счетам вкладов (депозитов) на определенные отчетные даты; - лицевые счета (выписки) по расчетам вкладов, начисленных процентов, и документы дня по ним; - лицевые счета по учету расходов банка, возникающих при осуществлении операций с привлеченными средствами, а также документы дня по ним; - отчетность форм №№ 0409129, 0409157, 0409251, 0409302, № 0409345 «Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады»№ 0409501 «Сведения о межбанковских кредитах и депозитах»; № 0409664 «Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам) клиентов в уполномоченных банках за проверяемый период; - внутрибанковская (управленческая) отчетность по вкладам (депозитам); - материалы претензионно-исковой работы по судебным разбирательствам, связанным с операциями по вкладам (депозитам); - материалы предыдущих проверок по данному направлению деятельности - сведения о выполнении банком обязательных нормативов в проверяемом периоде. На основе результатов оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля депозитных операций строится аудиторская выборка, определяется минимальный объем документов, отбираемых в выборку. Документирование процесса построения выборки производится с применением двух основных Правил (стандартов) аудиторской деятельности - N 2 "Документирование аудита" и N 16 "Аудиторская выборка". Для обеспечения представительной выборки целесообразно повторить структуру депозитного портфеля банка и рассмотреть все виды депозитов, привлеченных банком в течение проверяемого периода. Наиболее распространенные нарушения при оформлении депозитных договоров указаны в Методических рекомендациях по проверке депозитных операций (Письмо ЦБ РФ от 27 марта 1996 г. N 25-1-322): отсутствие печатей в договорах; отсутствие номеров и дат; подписи в договорах лиц, не имеющих соответствующих полномочий; не указаны сроки возврата депозита и выплаты процентов; неоговоренные исправления, существенно меняющие условия договора; отсутствие данных о размере процентных ставок в случае досрочного изъятия или задержки возврата денежных средств депозитору, а также досрочном возврате денежных средств по инициативе банка; включение в договор условий, противоречащих действующим законам; отсутствие четких условий продления депозитного договора. Данное нарушение приводит к тому, что депозиты возвращаются их владельцам с задержкой, за которую банк не выплачивает повышенных процентов; в договорах на предоставление депозита оговаривается не срок использования банком временно свободных средств юридических лиц, а предусматривается беспрепятственное расходование банком зачисленных по распоряжению клиента средств. В результате юридические лица имеют возможность использовать депозитный счет как расчетный; отсутствие договора пролонгации, заявления клиента на продление депозитного договора; несоответствие суммы договора размеру внесенной суммы; изменение в одностороннем порядке процентных ставок при отсутствии в договорах такого условия; наличие депозитных договоров, которые не относятся к таковым. Наиболее часто встречающиеся нарушения при совершении депозитных операций следующие: отсутствие в банке по каждому открытому депозитному счету документов, удостоверяющих постановку данного юридического лица на учет в органах Госналогслужбы РФ (справка от депозитора, удостоверяющая об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке депозитный счет, а также копия уведомления банка налоговому органу об открытии этому налогоплательщику указанного счета); юридическому лицу, имеющему расчетный счет в другом банке, одновременно открывается ссудный и депозитный счет, на который зачисляется выданная ссуда; формирование средств на депозитных счетах осуществляется без предварительного зачисления соответствующих сумм на расчетные и текущие счета. Факты, изложенные в двух последних пунктах, могут свидетельствовать о наличии у юридического лица картотеки и о нарушении им порядка очередности платежей; отсутствие в банке, привлекающем средства граждан, внутренних положений, регламентирующих порядок приема вкладов и выплату процентов по ним; внесение (выдача) депозита наличными, минуя расчетный счет, выплата процентов за депозит наличными, минуя расчетный счет (это может привести к уклонению от уплаты налогов или хищению средств); по окончании срока действия депозитного договора деньги перечисляются для покупки векселей или депозитных сертификатов, минуя расчетный счет (возможен уход от выполнения обязательств по картотеке); зачисление средств в уставный фонд с депозитных счетов акционеров (пайщиков), а не с расчетных (корреспондентских) счетов; в нарушение постановления Правительства о предельном размере расчетов наличными деньгами между юридическими лицами депозиты и плата за них вносится и возвращается наличными деньгами; наличие депозитного счета без депозитного договора; несвоевременно и неполностью выплачиваются проценты по депозитному договору. Неначисление банком процентов по срокам, предусмотренным в договоре (когда у банка проблемы с корсчетом), и неотражение начисленных по депозитам процентов на б/с N 970, за счет чего искусственно завышается его финансовый результат; внесение депозитов, возврат и перечисление платы за них происходит лицам, не имеющим отношения к данным депозитам; при расчете обязательных резервов, депонируемых в Банке России, не учитываются средства на депозитных счетах банка; неправильное использование счетов бухгалтерского учета с целью уменьшения отчислений в обязательные резервы, в том числе: - зачисление средств, полученных от юридических лиц, не являющихся банками или кредитными учреждениями, на б/с N 823 "Кредиты (ресурсы), полученные из других банков" вместо сч. 737 "Вклады и депозиты государственных предприятий и организаций сроком свыше 90 дней", - зачисление средств предприятий и организаций на балансовые счета N N 737 и 739 вместо депозитных счетов 713, 714, 736 и 738 (в соответствии с условиями депозитного договора), - зачисление вкладов физических лиц до востребования вместо сч. 711 "Вклады граждан до востребования и сроком до 30 дней" на счет 735 "Вклады граждан сроком свыше 90 дней"; неправильное исчисление и несвоевременное перечисление процентов по депозитам; процентные ставки по депозитным договорам или дополнительным соглашениям не соответствуют процентным ставкам согласно внутреннему положению банка, утвержденному Советом банка; по окончании срока действия депозитного договора (от 31 до 90 дней или свыше 90 дней) и отсутствии дополнительного соглашения привлеченные денежные средства, не изъятые депозитором, продолжают отражаться банком на прежних балансовых счетах, а не переносятся на счета "до востребования" (это занижает отчисления банка в фонд обязательных резервов); прием новых вкладов от населения и юридических лиц в период действия предписаний ГУ ЦБ РФ о временном приостановлении банковских операций по привлечению денежных средств; открытие депозитных счетов (выдача депозитных сертификатов) внебюджетным социальным фондам (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды медицинского страхования); оплата процентов за пользование депозитом или вкладом, оформленных сертификатом, со счета 950 "Отвлеченные средства за счет прибыли банка", а не со счета 970 "Операционные и разные расходы". М.Посадская отмечает также следующие нарушения при осуществлении работы с привлеченными средствами: - условия договоров банковского вклада по отдельным видам вкладов или по отдельным договорам не соответствуют требованию публичности (статья 834 ГК РФ); - размер процентной ставки по вкладам физических лиц превышает границы, рекомендованные Банком России; - счета по учету вкладов (депозитов) открываются и ведутся без заключения соответствующих договоров; - банком осуществляются переводы со счета вклада клиента – физического лица с нарушением требований Положения № 222-П («О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»); - нумерация лицевых счетов привлеченных средств не соответствует требованиям, установленным Положением № 302-П и/или внутрибанковским правилам нумерации лицевых счетов; - аналитический учет по счетам вкладов (депозитов) ведется с нарушениями требований, установленных Частью II Положения № 302-П; - балансовые счета второго порядка открываются не в соответствии со сроком договора; - плата за операции по вкладам (депозитам) взимается не в соответствии с установленными тарифами; - изменения в тарифы вносятся с нарушением установленных процедур, без утверждения уполномоченными лицами и коллегиальными органами управления банка; - не установлен порядок информирования клиентов – физических лиц об изменении тарифов на услуги банка по операциям с вкладами, либо установленный порядок не соблюдается банком; - допускаются случаи перечисления средств со счетов депозитов юридических лиц в адрес других лиц; - не производится контроль, расчет и удержание налога на дохода физических лиц с полученных процентов по вкладам в случае превышения суммы процентов над величиной, установленной ГК РФ; - не контролируется соблюдение критериев отнесения к расходам для целей налогообложения налогом на прибыль процентных расходов банка по вкладам (депозитам); - в должностных инструкциях сотрудников банка, участвующих в осуществлении операций с привлеченными средствами, отсутствуют указания соответствующих функций, прав и обязанностей, либо имеется неполное (неточное) их указание, допускается дублирование функций; - отсутствует или не соблюдается порядок передачи функций в случае отсутствия лиц, участвующих в осуществлении операций с привлеченными средствами; - не учтены в работе ранее вынесенные замечания по результатам предыдущих проверок операций с привлеченными средствами. Задание 2.
Задание 3. 2. Исправленный расчет обязательных резервов за декабрь 2009 года по банку «Фьючерс» с учетом факта, выявленного аудиторской проверкой, выполняем с помощью MS Excel. Значение по строке 1.1 расчета размера резервируемых обязательств увеличиваем на 1400 млн.руб., по строке 1.3 – на 2600 млн.руб.: по строке 1.1 4351012+1400000=5751012 тыс.руб. по строке 1.3 8016554+2600000=10616554 тыс.руб. Расчет размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, за декабрь 2009 года тыс.руб.
3. По результатам исправленного расчета сумма недовзноса в обязательные резервы за декабрь 2009 года составляет 38000 тыс.руб. по обязательствам в валюте Российской Федерации и 1123 тыс.руб. по обязательствам в иностранной валюте. Рекомендуется доперечислить указанные суммы в Банк России.
4. Сумма штрафа за недовзнос в обязательные резервы определяется по формуле, в случае его выявления территориальным учреждением Банка России: где P – сумма недовзноса, I – ставка рефинансирования в процентах годовых, Q – количество календарных дней в году, к которому относится дата расчета штрафа. В данном случае 5. Уровень существенности – это предельное искажение отчетности, начиная в которого квалифицированный пользователь этой отчетности не сможет на ее основе принять обоснованные выводы и правильные экономические решения. В соответствии с внутрифирменным стандартом ЗАО «Финпроф» единый показатель существенности по банку «Фьючерс» определен в сумме 6 млн.руб. Аудитор вправе признать отчетность достоверной, если сумма всех найденных и предполагаемых искажений отчетности ниже в 1,5-2 раза установленного единого показателя существенности. В данном случае сумма ошибки (38000000-0)+(1123000-1123000)+(2000000-0)=40000000руб. Сумма ошибки 40 млн.руб. выше единого показателя уровня существенности 6 млн.руб., поэтому выявленное нарушение является существенным. Факт неверного составления расчета размера обязательных резервов свидетельствует о потенциальных проблемах в системе внутреннего контроля банка. Поскольку период регулирования обязательных резервов не закончился, аудитор должен предложить руководству банка представить в уполномоченное учреждение Банка России исправленный расчет и доперечислить сумму недовзноса. В соответствии с федеральным стандартом №4 «Существенность в аудите», если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск посредством проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Руководство вправе внести поправки в финансовую (бухгалтерскую) отчетность с учетом выявленных искажений. В том случае, если руководство аудируемого лица отказывается вносить поправки в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, а результаты расширенных (дополнительных) аудиторских процедур не позволяют аудитору заключить, что совокупность неисправленных искажений не является существенной, аудитору следует рассмотреть вопрос о надлежащей модификации аудиторского заключения в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности". Список использованной литературы Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями. Ч. I, II, III Налоговый кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» с изменениями Приказ Минфина России от 24.02.2010 г. N 16н «Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. ФСАД 4/2010» Приказ Минфина России от 20.05.2010 г. N 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (вместе с федеральными стандартами ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010) Приказ Минфина России от 17.08.2010 г. N 90н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (вместе с федеральными стандартами ФСАД 5/2010, ФСАД 6/2010) Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с изменениями Федеральный закон от 02.12.90 №395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями Федеральный закон от 10.07.02 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» с изменениями Инструкция Банка России от 16.01.2004 №110-И «Об обязательных нормативах банков» с изменениями Инструкция Банка России от 10.03.06 №128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» Положение Банка России от 31.08.98 № 54-П «О порядке представления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» с изменениями Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» с изменениями Положение Банка России от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» Положение Банка России от 26.03.2007 №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» с изменениями Положение Банка России от 07.08.2009 №342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» с изменениями Указание Банка России от 17.09.2009 № 2295-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России» с изменениями Аудит банков: учеб. пособие /под ред. Г.Н.Белоглазовой и Л.П.Кроливецкой. – М.:Финансы и статистика, 2005. |