Реферат: Косвенные налоги 2
Название: Косвенные налоги 2 Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
СОДЕРЖАНИЕ Введение.…………………………………………………………………...….…..3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования косвенных налогов.……….....5 1.1 Эволюция и экономическая сущность налогов …………………...5 1.2 Экономическое содержание налогов, функции, классификация…9 Глава 2. Действующий механизм косвенных налогов и пути его совершенствования...…………………………………………………………....16 2.1 Налог на добавленную стоимость…………………………………...16 2.2 Акцизы………………………………………………………………...18 2.3 Государственная пошлина…………………………………………...21 2.4 Налог на операции с ценными бумагами…………………………...26 2.5 Таможенные пошлины……………………………………………….28 Заключение………………………………………………………………………35 Список использованных источников…………………………………………..37 Приложения……………………………………………………………………...39 ВВЕДЕНИЕ Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества ещё ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налоговых сборов, эти сборы государство собирает со своих граждан в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые, государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Для России, в переходный период, налоги являются важнейшим элементом государственного регулирования экономики, за счет которых и происходит выполнение государственных функций (содержание государственного аппарата, выполнение социальных программ, оборона страны и т.п.). От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны: · гасить возникающие сбои в системе распределения; · заинтересовывать людей в развитии той или иной формы деятельности. Сколько веков существует государство, столько же существуют налоги; и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей российским реалиям. В данной работе предпринята попытка выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы. Также здесь приведены мнения некоторых российских ученых-экономистов относительно решения этих проблем. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ 1.1 Эволюция и экономическая сущность налогов. Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и напрямую зависят от уровня его развития. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. [10, C.8] Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения. Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. П.Прудон верно подметил, что «в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве».[18, C.28] Налоги возникли ещё на заре человеческой цивилизации. Их появление связаны с первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. По мере развития государства возникла «светская десятина», которая взималась в пользу владетельных князей народу с десятинной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. В то же время в Древнем мире имелось и серьёзное противодействие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин отличается тем, что не должен платить налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов. В последней трети 18 века создавалась подлинно научная теория налогообложения. Её основоположником по праву считается шотландский экономист и философ А. Смит (1723 - 1790). Кстати именно он в опережение известного высказывания Ф. Аквинского подчеркнул, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. А.Смит первым исследовал экономическую природу налога. Он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер, но с другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. [3, C.179] В 1776 году вышла книга А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В ней автор высказывает мысль, которую можно сформулировать четырьмя основными принципами налогообложения, не устаревшими и до нашего времени: 1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам. 2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику. 3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика. 4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. Именно в конце 18 века закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику. [10, C.10-11] Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах английского экономиста Д. Рикардо: «налоги составляют долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются в конечном счете из капитала или из дохода страны». Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское «общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов». Это значит, что в советский период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории «налог». [3, C.206] Определенный вклад в определение сущности налогов внесли ученые-экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев. А. Соколов. По мнению Тургенева, «налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при своем соединении в общество, или при составлении государств». А. Тривус считал, что налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. В некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть. А. Соколов утверждал, что под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для Покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента. Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего в виде обязательного взноса. [10, C.8-10] Налоговым кодексом РФ определено, что налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Плательщик налога - это юридическое или физическое лицо, которое обязано в соответствии с законом, уплачивать налог. Основной признак плательщика - наличие самостоятельного источника дохода. Объект налогообложения - это то, что в силу закона подлежит обложению налогом (прибыль, добавленная стоимость, имущество и т.д.). Ставка налога - это размер налога установленный на единицу обложения. Ставка определяется в твердой сумме или в процентах и носит название - налоговая квота. Срок уплаты налога - это срок, в который уплачивается налог. За его нарушение взимается пеня, штраф за каждый день просрочки. Льготы по налогу - это исключение из общего правила, которые представляются законом с учетом платежеспособности, участия в общественном производстве и др. факторов. Преференции - это особенные льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке. Чаще всего - это скидки с таможенных пошлин. Экономическая природа налогов продукта раскрывается в том, что налоги выступают косвенным регулятором развития экономики; являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования; это обязательный атрибут участников деловых отношений; это основной источник формирования государственных доходов; один из способов регулирования дефицита госбюджета; это одно из действенных средств достижения приемлемого социального равенства и справедливости в условиях рынка, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев населения. Налоги необходимы для осуществления государством возложенных на него функций. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров. [10, C.18-21] 1.2 Экономическое содержание налогов, функции, классификация. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, оборонную и др. Для обеспечения эффективной реализации социальной, экономической, оборонной и других функций государства введена финансово-бюджетная система, охватывающая отношения по повод у формирования и использования финансовых ресурсов государства. Самой важной и составной частью этой системы являются налоги. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. В различных книгах по данной теме дается множество определений налогам, но суть этих определений одинакова. Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: · работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; · хозяйствующие субъекты, владельцы капитала. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. [10, C.25-26] Функция налога - это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Основные функции налогов: · распределительная; · регулирующая; · фискальная; · контрольная. Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат. Другая функция налога с населения как экономической категории сос- тоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Так, распределительнаяфункция налогов выражает сущность налога как особо централизованного, фискального механизма распределительных отношений в обществе. Посредством это функции реализуется общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: · регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения дейтсвyющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; · регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Классификация налогов За длительную историю становления и развития государства придумано великое множество различных налогов. В старые времена, когда правители не очень заботились о своем политическом имидже, не было предела их фантазии в придумывании того, за что можно было бы содрать с подданных лишнюю денежку. Вводились, к примеру, налоги на скаковых лошадей и экипажи, бархат и кружева, меха и драгоценности, на необычные виды построек, балконы, окна, печные трубы. Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии. Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов: 1) по способу взимания налогов; 2) по субъекту-налогоплательщику; 3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги; 4) по порядку введения налога; 5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж; 6) по целевой направленности введения налога; 7) по срокам уплаты налогов. По форме налоги классифицируются или разделяются на прямые и косвенные. Деление налогов на прямые и косвенные продолжалось довольно длительное время. Оно не потеряло своей актуальности и сегодня. Дискуссии шли в двух противоречивых направлениях: «за» и «против». Так, например, сторонники прямого обложения И.Х. Озеров и М.И. Фридман еще в 20-х годах XX века писали: «По общему правилу прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соразмеряются с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги. Наконец, прямые налоги имеют дело только с личным доходом плательщика и совершенно пассивно относятся к производству народного богатства». [11, C.19] Аргументы сторонников косвенного налогообложения более четко обосновали русские финансисты М.Н. Соболев и Л.В. Ходский. М.Н. Соболев, например, говорит о трех сторонах – преимуществах косвенного обложения: 1. «Эти налоги, поскольку они падают на предметы широкого потребления, весьма доходны для государства. Их доходность опирается именно на их большое потребление, измеряемое миллионами и десятками миллионов пудов, ведер и других единиц измерения». [19, C.19] 2. Вторая сторона состоит в том, что косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителей. 3. Третья сторона фискальных выгод связана с тем, что косвенные налоги входят в цену товаров, покупаемых потребителями тогда, когда у них имеются деньги в кармане, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с налогами на производство (прямые налоги). Для того чтобы определить к какой форме относится тот или иной налог, необходимо установить окончательного плательщика этого налога, если окончательным плательщиком является владелец обложенной собственности или дохода, то такой налог является прямым. К прямым налогамотносятся подоходные и поимущественные (налоги на доход и на имущество). Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене. К косвенным налогам относятся налоги на обращение и потребление товара. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. [11, C.19] Прямые налоги: · налог на прибыль предприятия; · подоходный налог с физических лиц; · налогообложение доходов, полученных по ценным бумагам, принадлежащим предприятиям; · налог на имущество предприятий; · налог на имущество физических лиц; · налоги, направляемые в дорожные фонды; · налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения. Косвенные налоги: · таможенные пошлины; · акцизы; · налог на добавленную стоимость; · государственная пошлина. Эффективность обложения прямыми налогамизависит от способности граждан и предприятий вносить те или иные назначенные платежи в соответствии с размерами доходов, наличествующего имущества и т.д. Этот способ налогообложения всегда был связан с насильственными мерами (принуждением, штрафами, судебным разбирательством и пр.). Прямые налоги граждане платят очень неохотно, ведь они представляют собой непосредственные вычеты из того, что они могли бы, не будь налогов, считать своим достоянием. Отсюда и множественные нарушения налогового законодательства - вплоть до уголовных преступлений. Иное дело, косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются у населения тонким способом: налогом облагаются производители товаров и торговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции, и таким образом налоговое бремя несут те, кто покупает данные товары. При косвенном налогообложении величина платежа государству скрыта от глаз налогоплательщика, поэтому государство подчас безбожно увеличивает именно эти налоги, попутно демонстративно снижая на несколько процентов прямые налоги. И население легко «покупается» на такие трюки ловких финансистов, которые склонны затыкать бюджетные бреши, глубоко залезая в карманы рядовых граждан. Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на нее. Косвенные налоги же ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта, но, в конце концов, эти налоги уплачиваются гражданами, покупающими товар и пользующимися услугами, разумеется, в том случае, если у бедных вообще есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары. По сравнению с прямыми налогами косвенные налоги примитивны и грубы, но их легче получать. В античные времена сборщики косвенных налогов с торговцев и купцов, зачастую не умели даже читать и писать. Однако они прекрасно знали счет. И этого было достаточно, чтобы собрать налог с товара: подсчитал количество мешков или кувшинов, взял за каждый с хозяина по определенному количеству денег – вот и вся работа. Давно замечено, что тот или иной тип налога в странах преобладает в зависимости от уровня их экономического развития. В развивающихся странах большинство налоговых поступлений приходится на косвенные налоги. Понятно почему: население бедное, имуществом не обремененное, доходы у людей маленькие. Больших поступлений в бюджет прямые налоги не дадут. А уплатить надбавку к цене товаров, компенсирующую косвенные налоги, даже бедняки могут. Прямые же налоги имеют большее значение в экономически развитых странах с зажиточным населением, имеющим сравнительно высокий образовательный ценз. Как известно, раньше в финансовой науке при делении налогов на прямые и косвенные применялись три критерия: по платежеспособности, способу обложения и взимания и по признаку переложения. Сегодня, в современных условиях эти критерии для принятия эффективных управленческих решений в области налогообложения недостаточны. [11,C.19] По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота,налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц - налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования - налоги на фонд оплаты труда. Налоговая система Российской Федерации, так же, как и бюджетная система является трехзвенной. В соответствии с уровнями налоговой системы произведена классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных налогов относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства. Региональные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: 1. Налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. 2. Налоговые льготы в части сумм, поступающих в соответствующий региональный бюджет. 3. Порядок уплаты налога (а также формы отчетности по данному региональному налогу). Прочие элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Местные налоги,т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: · Налог на имущество физических лиц; · Земельный налог; · Налог на рекламу; · Налог на содержание жилищного фонда и социально - культурной сферы; · Большая группа прочих местных налогов. Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании – это отчисления от федеральных налогов. Местные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. [10,C.28-31] ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 2.1 Налог на добавленную стоимость. Впервые налог на добавленную стоимость как замена налога с оборота был введен во Франции в 1954 году французским экономистом М. Лоре. Затем он получил распространение в странах—членах Европейского Союза (ЕС). Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претендентефункционирующей системы НДС, поэтому в настоящее время налог действует практически во всех странах Европы. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений.Основными причинами роста популярности НДС являются: 1. возможность вступления в ЕС; 2. стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами; 3. НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технических средств и определенной системыдокументооборота. Доля НДС в налоговых поступлениях федерального бюджета составляет около 30%. В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 года в связи с принятием закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.91 №1992-1. НДС заменил существовавший ранее налог с оборота, который рассчитывается на основе стоимости товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации продукции. В настоящее время правила взимания налога регулируется главой 21 Налогового Кодекса. В соответствии с Федеральным законом «О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» от 22.0.01 №55-Ф3 Российская Федерация во взаимной торговле с государствами-участниками СНГ (за исключением РБ) с 1 июля 2001 года перешла на взимание косвенных налогов по принципу «страны назначения» (за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат и природный газ). Переход на международный принцип взимания косвенных налогов был обусловлен следующими причинами: 1. подписанием в целях углубления экономической интеграции Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 199 года; 2. подготовкой России к выступлению в ВТО, одним из условий которого является следование во внешней торговле единому принципу косвенного налогообложения. Добавленная стоимость представляет собой ту часть товара (работы, услуги), которую производитель добавляет к стоимости сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства. [4, C.125-127] Добавленную стоимость теоретически можно определить двумя способами: 1. Сложения компонентов добавленной стоимости: ДС = ЗП + АО + Р + Пр + ОСС, где: ЗП – затраты на оплату труда производственного персонала; АО – амортизационные отчисления; Р – налоги, уплачиваемые за счет прибыли до налогообложения, проценты за кредиты и другие расходы; ОСС – отчисления на социальное страхование; Пр – прибыль. 2. На основе вычитания ранее существовавшей стоимости (стоимости сырья и материалов) из общей стоимости товара: ДС = СТ - ССМ. Исходя из двух способов определения ДС можно использовать четыре метода её налогообложения: · Прямой аддитивный – предполагает применение ставки налога к результату сложения компонентов добавленной стоимости: НДС = % *(ЗП + АО + Р + Пр + ОСС). · Косвенный аддитивный – основан на применении ставки к каждому из компонентов: НДС = %*ЗП + %*АО + %*Р + %*Пр + %*ОСС. · Метод прямого вычитания - основан на применении ставки к разнице в ценах закупки и реализации: НДС = % * (СТ - ССМ). · Метод косвенного вычитания – ставка применяется отдельно к цене реализации продукции и к цене приобретения сырья, материалов и др.: НДС = %*СТ - %*ССМ. НДС как одна из форм косвенных налогов попадает в бюджет от граждан - физических лиц, но сами граждане его не вносят. Однако, приобретая товары, в цену которых уже включен этот налог, они являются его носителями, хотя перечисляют НДС в бюджет не они, а продавцы соответствующих товаров. НДС, как и вообще косвенные налоги, реально платят больше те, кто тратит свои доходы. Косвенных налогов платят больше те, кто приобретает товар на большую сумму. [10, C.89-91] Плательщиками НДС являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также импортеры и экспортеры продукции. Иностранные юридические лица имеют право исполнять обязанности плательщика НДС. Введено понятие «налоговый агент» в целях более полной уплаты налога в бюджет (например, при аренде государственного и муниципального имущества). Налогоплательщик может быть освобожден от исполнения обязанностей по уплате НДС на 12 последовательных месяцев, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца не превышает 1млн.р. Объект налогообложения НДС является налогом на широкое потребление. Поэтому наряду с реализацией товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации объектом налогообложения служит собственное потребление, строительно-монтажные работы, импорт товаров и некоторые другие операции с товарами (работами, услугами). Налоговая база – стоимостная оценка объектов обложения; используется в основном оценка «по рыночной цене». При исчислении базы Налоговый Кодекс предусматривает перечень операций, не облагаемых НДС. Данные операции носят социальный характер, их перечень приведен в НК или утверждается исполнительными органами федерального уровня. К ним также относятся финансовые и страховые операции. Налогоплательщик имеет право отказаться от применения льгот по отдельным операциям. Налоговая база расширяется за счет любых платежей, связанных с оплатой товара. Ставки налога. Налоговым Кодексом установлены три ставки налога: · 18% - основная ставка; · 10% - ставка на ограниченный перечень товаров (некоторые продукты питания и товары для детей), приведенный в НК; · 0% - ставка для экспортируемых товаров и связанных с ними услуг. Предусмотрены две расчетные ставки (10/110%, 18/118%), использование которых жестко регламентировано НК. От НДС освобождены операции, осуществленные вне территории Российской Федерации. Налоговый период по НДС – месяц или квартал, если выручка хозяйствующего субъекта не превышает 1млн.р. в месяц. Сроки уплаты налога – не позднее 22-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода. [4, C.129-132] 2.2 Акцизы. Акцизы – один из видов косвенных налогов, которые имеют большое значение в налоговой системе РФ, являясь важным источником доходов как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Акцизы взимаются только с отдельных видов товаров путем включения акцизов в цены этих товаров. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они – один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Акцизы препятствуют образованию сверхвысокой прибыли, поэтому ими облагаются компании, добывающие минеральное сырье или производящие спирт. Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров обычно включают предметы роскоши (меха, ювелирные изделия и т.п.). посредством акцизов ограничивается потребление социально вредных товаров. Можно выделить причины, побуждающие государство облагать отдельные товары акцизами: · стремление ограничить потребление товаров, наносящих ущерб здоровью человека и окружающей среды; · потребность в перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев населения, которые могут приобретать престижные дорогие товары, спрос на которые мало эластичен по цене; · потребность в перераспределении высоких доходов от изготовления и реализации отдельных видов продукции, на производство (добычу) которых государство имеет монополию (природный газ). Таким образом, в настоящее время акцизы являются вторым (после НДС) по своему значению фискальным инструментом, обеспечивающим стабильные поступления налогов в бюджет РФ. Исчисление и уплата акцизов в РФ осуществляется по методу начисления независимо от принятой организацией учетной политики для целей налогообложения. Налоговое обязательство появляется у налогоплательщика с момента отгрузки товаров (смены права собственности), что позволяет избежать ситуации, когда товар произведен и отгружен потребителям, а оплата не осуществляется в течение длительного времени. Ужесточен механизм предоставления налоговых льгот по экспортируемым подакцизным товарам, по которым начисление и уплата в бюджет проводятся в порядке, предусмотренном для подакцизных товаров. Произведенных и реализованных на территории РФ. При этом сумма акцизов, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет, засчитывается им в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов только после документального подтверждения налоговому органу в течение 180 дней с момента факта отгрузки (вывоза) таких товаров за пределы территории Российской Федерации. Расширенная сфера применения специфических ставок, а также ставок акциза на алкогольную продукцию в зависимости от объемной доли этилового спирта, что позволяет не допускать продажи подакцизных товаров по заниженным ценам. Уплата акцизов регулируется главой 22 Налогового кодекса. Плательщики акцизов – юридические и физические лица, производящие подакцизные товары, а также импортеры подакцизной продукции. Под объектом налогообложения понимается не только реализация, но и передача в уставный капитал подакцизной продукции. Налоговая база акцизов – стоимостная оценка объектов обложения. Используется в основном по «рыночной цене», но все шире применяются твердые ставки налога к натуральным измерителям. При этом в налоговую базу включаются любые выплаты. Ставки налога постоянно индексируются. Перечень подакцизной продукции соответствующие ставки приведены в табл. 2. в связи с введением главы 26 НК РФ, с 1 января 2002 года из списка подакцизной продукции исключены нефть и стабильный газовый конденсат, с 1 января 2003 года – ювелирные изделия, с 1 января 2004 года – природный газ. [см. табл.1] Налоговый период по акцизам – календарный месяц. Срок уплаты налога установлен в зависимости от вида товара варьируется от 35 до75 дней, срок представления декларации по акцизам – 30-е числа месяца, следующего за налоговым периодом. [4, C.133-137] Величина налога определяется налогоплательщиком самостоятельно. Сумма акциза определяется как произведение налоговой ставки по соответствующему виду подакцизных товаров или подакцизного минерального сырья на величину налоговой базы. Полученные результаты суммируются и т.о. рассчитывается общая сумма акцизов за истекший период. Сумма акциза, исчисленная исходя из налоговой базы за соответствующий налоговый период, не всегда совпадает с суммой акциза, подлежащей уплате в бюджет. Это объясняется наличием налоговых вычетов по акцизам. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога по акцизным товарам на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Для обоснованного применения вычетов налогоплательщик должен представить платежные документы с отметкой банка, подтверждающие факт оплаты, в том числе и сумму налога. При этом вычету подлежит сумма налога, не превышающая величину, исчисленную по формуле: , где: С – сумма налога, уплаченная по спирту этиловому, использованному для производства вина; А – налоговая ставка за 1л. стопроцентного (безводного) этилового спирта; К – крепость вина; О - объем реализованного вина. Сумма налога, превышающая сумму налога, исчисленную по указанной формуле, относится за счет доходов, остающихся в распоряжении налогоплательщиков после уплаты налога на доходы. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде налог не уплачивает. Если общая сумма налога, исчисленная по подакцизным товарам. Реализованным в следующем налогов периоде, окажется меньше указанной суммы превышения, разница может быть направлена на исполнение налогового обязательства налогоплательщика по другим налогам (сборам). В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по подакцизным товарам, реализованным в отчетном налоговом периоде, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику. При нарушении сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/365 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее десяти дней после вынесения соответствующего решения. Исчисление акцизов на алкоголь с объемной долей этилового спирта более 9% и на нефтепродукты происходит по дополнительным правилам. [10, C.90-93] 2.3 Государственная пошлина. Государственная пошлина относится к числу федеральных налогов, подлежащих уплате на всей территории государства на основании законодательства Российской Федерации. Госпошлина – это обязательный платеж, взимаемый при совершении юридически значимых действий либо выдаче документов на то органами государственной власти и (или) их должностными лицами. Плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - граждане) и юридические лица, обращающиеся за совершением значимых действий или выдачей документов. Объекты обложения государственной пошлины возникают: · в случае обращения с исковым заявлением как имущественного, так и неимущественного характера в суды общей юрисдикции; · при подаче соответствующего заявления, апелляционной или кассационной жалобы по делам, рассматриваемым в арбитражных судах; · при обращении с запросом, ходатайством или жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации; · при совершении уполномоченными органами регистрации актов гражданского состояния действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния; · до получения документов по делам, связанным с изменением гражданства, а также с выездом и въездом в Российской Федерации, оформляемых органами милиции и отделами виз и регистрации иностранных граждан. Размер государственной пошлины за совершение действий по юридическому оформлению гражданско-правовых обязательств и выдаче документов регулируется федеральным законодательством и является единым на всей территории Российской Федерации. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых органами власти действий и устанавливаются в следующих формах: · в твердой сумме, выраженной в рублях в процентном или кратном отношении к сумме минимальной месячной оплаты труда; · в процентном отношении к соответствующей сумме (иска, удостоверяемого договора и т.д.). Государственная пошлина – единственный платеж налогооблагаемого характера в российской налоговой системе, по которому установлены пропорциональные и регрессивные адвалорные (т.е. километражные в процентах), а также специфические (в денежных единицах) ставки. Существуют особенности уплаты госпошлины в различные органы, совершающие юридически значимые действия. Например,при подаче исковых заявлений в суды общей юрисдикции и арбитражные суды,содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявленийимущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера. При рассмотрении дел в Конституционном Суде Российской Федерациигосударственная пошлина не взимается с запросов судов, с запросов о толковании Конституции Российской Федерации, с ходатайств Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, с запросов о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкогопреступления. Льготы по налогу. Основания для льготного налогообложения государственной пошлиной дифференцируются следующим образом: 1)по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах (по делам о несостоятельности (банкротстве) и Конституционном Суде Российской Федерации, органах,совершающих нотариальные действия, и в органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданскогосостояния, а также за выдачузаграничного (общегражданского) паспорта или продление срока его действия,освобождаются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации,полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Вели 2)по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции,освобождаются истцы по различным видам исков, зафиксированных в Законе Российской Федерации «О государственной пошлине».Суд или судья исходя из имущественного положения гражданина вправе освободить его от уплаты государственной пошлины, а также отсрочить или рассрочить одной или обеим сторонам уплату государственной пошлины либо уменьшить ее размер; 3) по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов; общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения; федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) — по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пределах их компетенции; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение; налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и возврате их из соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялосьрешение; истцы по искам, связанным с нарушением прав и законныхинтересов ребенка. Арбитражный суд исходя из имущественного положения сторон может отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер. Конституционный Суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. 1. От уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются: органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, — за совершение нотариальных действий в защиту государственных и общественных интересов; инвалиды I и II групп — на 50% по всем видам нотариальных действий, за исключением удостоверения сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества и автомототранспортных средств; граждане — за свидетельствование верности копий документов, подлинности подписи на документах, за удостоверение доверенностей на получение пенсий и пособий, предоставление льгот, а также по делам опеки и усыновления (удочерения);общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения — по всем нотариальным действиям; имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям; вкладов в банках, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством об интеллектуальной собственности; наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическим расстройством, над которыми в порядке, определенном законодательством, установлена опека (освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о прапо на наследство во всех случаях, независимо от вида наследственного имущества); наследники работников, которые были застрахованы за счет предприятий и организаций на случай смерти и погибли в результате несчастного случая по месту работы (службы); воинские части, учреждения, предприятия и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации—за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба; лица, получившие ранения при защите Союза ССР, Российской Федерации и исполнении служебных обязанностей в Вооруженных Силах Союза ССР и Вооруженных Силах Российской Федерации, — за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот; граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, — за удостоверение сделок по приобретению жилья полностью или частично за счет средств субсидий на строительство или приобретение жилья. 2. В органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, от уплаты государственной пошлиныосвобождаются: органы народного образования, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних за выдачу повторных свидетельств о рождении для направления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома и школы-интернаты, а также свидетельств о смерти родителей этих детей; граждане — за государственную регистрацию рождения, смерти, усыновления (удочерения) и установления отцовства, за выдачу свидетельств при изменении, дополнении и исправлении записей актов о рождении в случаях усыновления (удочере ния), установления отцовства, а также в связи с ошибками, допущенными при регистрации актов гражданского состояния по вине работников органов записи актов гражданского состояния; граждане — за выдачу им справок о регистрации актов гражданского состояния, необходимых для представления в органы социального обеспечения по вопросам назначения либо перерасчета пенсий и пособий; граждане — за выдачу им повторных свидетельств или замену выданных свидетельств о смерти реабилитированных родственников. 3.За государственную регистрацию юридических лиц,в т. ч. за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительныедокументы юридических лиц, освобождаются: органы государственной власти, органы местного самоуправления; профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональныхсоюзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в т.ч. при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные 4.По делам, связанным с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с выездом из Российской Федерации и въездомв Российскую Федерацию, от уплаты государственной пошлиныосвобождаются органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий за выдачу лично 5.За регистрацию граждан Российской Федерации по месту их Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий плательщиков, за исключением льгот по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом Российской Федерации. Органы местного самоуправления, наделенные представительными полномочиями, имеют право устанавливать для отдельных плательщиков дополнительные льготы по уплате государственной пошлины, зачисляемой в местный бюджет, за выполнение нотариальных действий и выдачу документов, которые осуществляются государственными нотариальными конторами и уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет в полном объеме по делам, рассматриваемым Конституционным Судом, Верховным Судом и арбитражными судами. В остальных случаях пошлины зачисляются в доход местного бюджета. 2.4 Налог на операции с ценными бумагами. Налог на операции с ценными бумагами был введен в российскую налоговую систему, как большинство других налогов, с 01.01.92. Налог на операции с ценными бумагами является федеральным налогом, и вся сумма средств от его сбора зачисляется в доход федерального бюджета. На протяжении всего периода действия этого налога в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Наиболее существенным изменением было исключение налогообложения купли-продажи ценных бумаг. Фактически в настоящее время налог на операции с ценными бумагами сводится к налогообложению только в процессе регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг. Налоговый кодекс РФ не предполагает сохранение данного налога как самостоятельного, поэтому после принятия и введения второй части Налогового кодекса РФ в полном объеме данный налог будет отменен, а большая часть тех элементов, которые сегодня подпадают под обложение им, будут, вероятно, включены в базу обложения государственной пошлиной. Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг. Объектом налогообложения признается номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом при регистрации проспекта эмиссии. Возникновение объекта налогообложения связано не просто с выпуском ценных бумаг, а с фактом регистрации этого выпуска. Это означает, что налог на операции с ценными бумагами распространяется только на эмиссионные бумаги. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" к эмиссионным относятся ценные бумаги, обладающие одновременно признаками: · закрепления совокупности имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных этим Законом норм; · размещения выпусками; · равных объемов и сроков осуществления прав внутри полного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Согласно этому при выпуске организацией товарного векселя налог на операции с ценными бумагами уплачиваться не должен, поскольку вексель не является эмиссионной ценной бумагой и его выпуск не должен регистрироваться. Однако не всегда при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг законом требуется уплатить налог на операции с ценными бумагами. Так, не является объектом налогообложения номинальная сумма выпуска ценных бумаг АО: · осуществляющих их первичную эмиссию (в процессе учреждения АО); · увеличивающих уставный капитал на величину переоценок основных фондов, проводимых по решению Правительства РФ; · конвертируемых в акции АО, к которому осуществляется присоединение, не превышающая размера уставного капитала присоединяемого общества; · при образовании АО в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ; · при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала АО; · при конвертации размещенных ранее акций в акции другого типа без изменения уставного капитала; · в случае уменьшения АО уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций. Освобождение от уплаты налога характерно в основном для случаев, когда эмиссия ценных бумаг не связана с увеличением уставного капитала и проводится для замены ценных бумаг одних видов другими или ценных бумаг одного общества ценными бумагами другого. Исключение составляют лишь первые две позиции. Освобождаются от уплаты налога на операции с ценными бумагамиорганизации в процессе первичной эмиссии, то есть непосредственно в процессе образования АО, а также когда увеличение уставного капитала является следствием переоценки основных фондов, то есть практически не связано с реальным или физическим наращиванием капитала. Ставка налога на операции с ценными бумагами составляет 0,8% номинальной суммы их выпуска. Налог на операции с ценными бумагами уплачивается при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. Сумма налога уплачивается налогоплательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. Если в результате рассмотрения документов в регистрации проспекта отказано, то налог налогоплательщику не возвращается. Источник уплаты налога на операции с ценными бумагами - чистая прибыль предприятия, остающаяся у него после уплаты налога на прибыль. 2.5 Таможенные пошлины Таможенные платежи - это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации. Таможенные пошлины – косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер. Товары и транспортные средства, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе". Таможенные платежи уплачиваются декларантом или иным заинтересованным лицом. В настоящее время в перечень платежей, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу входят: · таможенная пошлина; · экспортные пошлины; · налог на добавленную стоимость; · акцизы; · сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий; · сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; · таможенные сборы за таможенное оформление; · таможенные сборы за хранение товаров; · таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; · плата за информирование и консультирование; · плата за принятие предварительного решения; · плата за участие в таможенных аукционах; · платежи, взимаемые по единым ставкам (упрощенный порядок взимания таможенных платежей); · сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК. Таможенные пошлины имеют следующие основные цели: рационализацию товарной структуры ввоза товаров; поддержание соответствующего соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров; защиту экономики страны от неблагоприятных воздействий внешнего рынка. В настоящее время добавилась еще одна важнейшая цель — обеспечить условия для скорейшей и эффективной интеграции России в мировую экономику. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенная стоимость товара, перемещаемого через границу, декларируется его владельцем. Контроль за правильностью определения стоимости осуществляется таможенным органом, производящим оформление товара. При этом соблюдается полная конфиденциальность информации, так как по сути она содержит коммерческую тайну. Заявляемая в декларации таможенная стоимость товара должна основываться на достоверной, количественно определяемой и документально-подтвержденной информации. Владелец товара обязан по требованию таможенного органа предоставить все необходимые ему сведения. Таможенный орган вправе принимать решения о правильности заявленной таможенной стоимости товара. При отсутствии данных, подтверждающих правильность ее определения, или при наличии оснований полагать, что сведения не являются достоверными и достаточными, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара. В этом случае по письменному запросу декларанта он обязан в трехмесячный срок представить письменное разъяснение причин, по которым заявленная таможенная стоимость не может быть принята в качестве базы для начисления пошлины. Определить таможенную стоимость ввозимых товаров достаточно сложно. Обычно используются разные методы: • по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод); • по цене сделки с идентичными товарами; • по цене сделки с однородными товарами; • методы вычитания стоимости, сложения стоимости; • резервный метод. Основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. При методе по цене сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы. В цену сделки включаются: · расходы по доставке товара до авиапорта, порта, станции или иного места ввоза на территорию Российской Федерации; · расходы, понесенные покупателем: комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, упаковки; · соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателям бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров: сырья, материалов и комплектующих изделий; инструментов, штампов, форм, использованных при изготовлении данных товаров; инженерных проработок, опытно-конструкторских работ, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и непосредственно необходимых для производства указанных товаров; лицензионных и иных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров. Помимо этого учитывается величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации. Этот метод не может применяться если: существуют ограничения в отношении прав покупателя на товар; продажа и цена сделки могут зависеть от соблюдения условий, влияние которых невозможно учесть; участники купли-продажи являются взаимозависимыми лицами, что может воздействовать на цену сделки; данные таможенной декларации не подтверждены документально или не являются количественно определенными и достоверными. В перечисленных случаях применяется метод по цене сделки с идентичными товарами. В качестве основы берется цена сделки с идентичными товарами. Идентичность товаров – это одинаковые физические характеристики, качество и репутация на рынке, та же страна и тот же производитель. Использовать метод можно не всегда. Тогда приходится брать метод по цене сделки с однородными товарами. Под однородными понимаются изделия, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих элементов. Они близки функционально и могут быть взаимозаменяемыми в коммерческом отношении. При методе вычитания стоимости за основу определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы изделия, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории России не позднее 90 дней с даты ввоза. Из цены единицы товара вычитаются: • расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей ввозимых товаров того же класса и вида; • суммы таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров; • обычные расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы. Метод на основе сложения стоимости предусматривает расчет таможенной стоимости товара путем сложения трех составляющих: стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем; общих затрат, характерных для продажи в Россию из страны вывоза товаров того же вида (сюда входят транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, страхование до места пересечения границы и иные неизбежные затраты); прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки подобных товаров. Возможны случаи, когда таможенная стоимость товара не поддается определению перечисленными выше пятью методами. Тогда применяется резервный метод. При его использовании таможенный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию, которая и служит основой расчетов. Таможенные пошлины, как и любые внутренние налоги, имеют определенные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». Исходя из этого, приведем формулы для расчета суммы налога на добавленную стоимость, которые могут использовать декларанты для определения суммы НДС, подлежащего уплате. Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле: СНДС = (СТ + ПС + AС) * H, где: СНДС - сумма налога на добавленную стоимость; СТ - таможенная стоимость ввозимого товара; ПС - сумма ввозной таможенной пошлины; AС - сумма акциза; Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах. Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле: СНДС = (СТ + ПС) * H, где: СНДС - сумма налога на добавленную стоимость; СТ - таможенная стоимость ввозимого товара; ПС - сумма ввозной таможенной пошлины; Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах. Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по формуле: СНДС = СТ * H, где: СНДС - сумма налога на добавленную стоимость; СТ - таможенная стоимость ввозимого товара; Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах. Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле: СНДС = (СТ + АС) * Н, где: СНДС - сумма налога на добавленную стоимость; СТ - таможенная стоимость ввозимого товара; AС - сумма акциза; Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах. Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Аналогично налоговая база определяется и в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории Российской Федерации. Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов: Ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов согласно статье 320 Таможенного кодекса Российской Федерации несет декларант. Декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Декларирование товаров может производиться и таможенным брокером (представителем) – посредником, совершающим таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или предоставлено право совершения таможенных операций. В этом случае уплату таможенных пошлин и налогов производит таможенный брокер (представитель), при этом в соответствии с пунктом 2 статьи 144 Таможенного кодекса Российской Федерации за уплату таможенных платежей он несет такую же ответственность, как декларант. Таможенные платежиисчисляются ответственными лицами самостоятельно. Исчисление сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате, производится в валюте Российской Федерации. При исчислении таможенных пошлин и налогов полученные суммы округляются по правилам округления до второго знака после запятой. В некоторых случаях для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты. Статьей 326 Таможенного кодекса Российской Федерации определено, что в таких случаях следует применять курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей, действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Исчисление таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений производится в соответствии со статьей 327 Таможенного кодекса Российской Федерации. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, установленных законодательством. Для исчисления таможенных платежей применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. При этом применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации и НК РФ. Исключение составляют случаи, когда при декларировании товаров нескольких наименований с указанием одного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин и налогов, соответствующие этому классификационному коду. Исключение также составляют случаи применения единых ставок таможенных пошлин, налогов к товарам, перемещаемым через таможенную границу физическими лицами для личного пользования. Единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года №718 «Об утверждении положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования». Плательщиками таможенных пошлин, налогов согласно статье 328 ТК РФ являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов. При этом любое лицо имеет право уплатить таможенные пошлины и налоги на товары, перемещаемые через таможенную границу. Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов установлены статьей 329 Таможенного кодекса Российской Федерации и зависят они от того, какие действия совершаются с товарами. Ввоз товаров (пункт 1 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации) не позднее 15 дней: · со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия; · со дня завершения внутреннего таможенного транзита, в случае декларировании не в месте прибытия. Вывоз товаров (пункт 2 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации) не позднее дня подачи таможенной декларации. Обязанностью таможенных органов является выдача по требованию плательщика письменного подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов. При неуплате таможенных платежей в установленный срок в соответствии со статьей 349 Таможенного кодекса Российской Федерации уплачиваются пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты, начиная со дня, следующего за днем исчисления сроков уплаты таможенных платежей по день исполнения обязанности по их уплате либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая в период просрочки. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при их неправильном исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами согласно пункту 3 статьи 320 Таможенного кодекса Российской Федерации несет лицо, ответственное за их уплату. Полностью освобождаются от пошлины: · транспортные средства для международных перевозок пассажиров и грузов; · предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих морской промысел, а также ввозимая продукция их промысла; · товары, ввозимые или вывозимые для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений; · валюта и ценные бумаги, но положение не распространяется на ввоз или вывоз, осуществляемый в нумизматических целях; · товары, подлежащие обращению в собственность государства; · товары, представляющие собой гуманитарную помощь; · товары, предназначенные для оказания технического содействия; · товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита и предназначенные для третьих стран; · товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности. Законом «О таможенном тарифе» допускается установление преференций в виде освобождения от пошлин, снижения ставок пошлин или установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Такие меры применяются к государствам, образующим вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз. Применяются преференции и к товарам из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации. При осуществлении торговой политики Российской Федерации допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или в исключительных случаях — освобождения от пошлины. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Таким образом, можно сделать вывод, что с экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами. Исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков. Основная задача налогового регулирования - сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом. В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. Опыт подтверждает, что НДС прочно вошел в налоговую систему Российской Федерации. Он имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Да это вряд ли было возможно, так как решить их может только масштабный комплекс мер. Но в целом он имеет позитивное значение и будет функционировать в России в обозримом будущем. И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основными недостаткамиявляются излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения. Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается – постоянный и неизменный спутник российских налогов. На основании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: 1. Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ. 2. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну. 3. Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекает инвесторов в предприятии России, отрицательно влияет на экономическую и социальную динамику общества. От стабильности налоговой системы напрямую зависит прибыль предприятия, в которой заинтересованно все общество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, рост доходов населения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Александров И.М. Налоги и налогообложение. Издательский дом «Дашков и К». – 2005. – 286с. 2. Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства // Налоговый вестник. – 2001. – №2 – С.15 – 21. 3. Благих И.А. Экономические взгляды С.Ю.Витте // Сергей Юльевич Витте – Государственный деятель, реформатор, экономист. – М., 1999. – Ч.1. – С.179-208. 4. Боборев М.Р., Момбалиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоги и налогообложение в СНГ. Под ред. А.П.Погинка, Л.П. Павловой./ М.: Финансы и статистика. – 2004. – 424с. 5. Брызгалин А.В., Налоги и налоговое право. Учебное пособие. / М.: Аналитик-пресс., 2001. – 608с. 6. Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М.: КНОРУС., 2005.- 232с. 7. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Налоги / учеб. Пособие для студентов вузов, М.: Финансы и статистика. – 2002. – 395с. 8. Дуканич Л. В., Налоги и налогообложение. Ростов на Дону.: Феникс. – 2000. – 226с. 9. Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А.Налоги и налогообложение, схемы и таблицы, СПб., Питер., 2001. – 211с. 10. Кирилова О.С., Муравлева Т.В. Налоги налогообложение: Курс лекций. М.: Издательство «Экзамен»., 2005. – 288с. 11. Лыкова Л.Н., Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: «Бек»., – 2001. – 278с. 12. Мамбеталиев Н.Т. Робоев М.Р. Налогообложение в странах Евроазиатского экономического сообщества и проблемы его гармонизации // Налоговый вестник. – 2001. – №4. – С.19 - 24. 13. Маркс К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» П.Прудона. М.: Госполитиздат, 2001. – 211с. 14. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц. – М.: Издательство «Экзамен»., 2004. – 448с. 15. Пархачева М.А. Кортнева Е.В. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 году / Под ред. Пархачева М.А. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 256с. 16. Перов А.В. Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие.- 2-е изд. Доп. и перераб. М.: Юрайт – издат., 2003. – 635с. 17. Пушкарёва В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки // Финансы. – 1999. – №6. – С.23-25. 18. Рыднина М.Н., Василевский Е.Г., Голосов В.В. и др. История экономических учений. Учебник / М.: Высшая школа 2003. – 286с. 19. Соболев М.Н. Очерки финансовой науки, 2002. – 269с. 20. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. / Учеб пособие / СПб.: Полиус, 2000, – 577с. 21. Тютюрков, Н.И. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: Учебное пособие . – М.: Дашков и К, 2002. – 169с. |