Книга: Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами
Название: Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами Раздел: Рефераты по информатике Тип: книга | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕУчебное пособие «системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами и методика применения мультимедийных средств в профессиональной деятельности»Новомосковск В российском обществе происходят кардинальные изменения, которые неизбежно влекут за собой перемены в системе профессионального обучения . Обучение (преподавание+учение) – целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, в результате которого обучающийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личные качества. Качество профессиональной подготовки зависит от обоснованности и глубины связи трех основных составляющих : - Цели обучения (для чего учить). - Содержания обучения (чему учить). - Принципов организации учебного процесса (как учить). Качество профессиональной подготовки зависит и от выбора технологии обучения . Наиболее перспективны компьютерные технологии , которые предусматривают: - Обучение с использованием авторских курсов преподавателей на «твердых» и электронных носителях. - Обучение через сеть Интернет, включая видеоконференции. Эти технологии можно с успехом применять в сфере очного, заочного и дополнительного образования; в сфере переподготовки и аттестации кадров работников образования; создания компьютерных обучающих комплексов для учащихся школ и ВУЗов; подготовки систем дистанционного обучения . Задача дистанционного обучения – учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым пользователем. Можно сформулировать базовые принципы, на основе которых создаются системы дистанционного обучения. - Во-первых, доступность обучения. Процесс обучения может начинаться когда угодно (когда есть время); длиться сколько угодно (сколько есть времени и сил); он может быть внезапно прекращен или прерван, например срочный телефонный звонок, и может быть продолжен с любого места. При этом могут учитываться субъективные особенности обучаемых пользователей: начальные знания, специфика освоения материала и т. д. - Во-вторых, радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия. Среди форм представления и организации информации в соответствии с требованиями современных технологий интенсификации обучения можно выделить: - Использование различных способов представления информации: текста, графики, видео, звукового сопровождения, анимации: – мультимедиа.Мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные способы структурирования, интегрирования и представления». - Нелинейную форму организации материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними, дающая возможность адекватного представления всей взаимосвязи ее различных аспектов. Такой подход позволяет в максимальной степени приблизить процесс передачи знаний к естественному общению и обеспечить адаптивность траектории обучения. - Присутствие большого количества справочной информации , причем именно в дополнительной, сопровождающей форме, когда обучаемый видит основной предмет изучения в окружении каких-либо других узлов, т. е. любой вопрос (тема, проблема, аспект, идея, документ) всегда оказывается связанным с другими вопросами. Пользователь может не учитывать эту информацию, но она ему предоставляется, причем именно как смежная, находящаяся в определенных связях с вопросом, непосредственно его интересующим. В целом такая система заставляет пользователя учитывать, что интересующая его тема может иметь еще какие-то аспекты. В мировой практике наиболее перспективным способом организации разнородной информации признана гипермедийная технология. Главными ее достоинствами являются, с одной стороны, ориентация на создание информационной среды, объективно отражающей практически любую предметную область, с другой – возможность адекватного представления всей взаимосвязи различных аспектов. Характерным примером ее использования является популярная WorldWideWeb– гигантская гипермедиа-паутина, которую можно (в контексте задач обучения) рассматривать как интеллектуальную надстройку над информационным банком глобальной сети Интернет. - В-третьих, достоверность сертификации знаний. Если раньше это вверялось в руки преподавателей, которые в ходе личной встречи добивались того, чтобы студент привел багаж своих знаний в соответствие с выставляемой оценкой, то в системах дистанционного обучения при сертификации знаний очного контакта, как правило, нет. Поэтому методики сертификации знаний существенно отличаются от методик, используемых при очном обучении. Наиболее распространенными здесь являются методики, основанные на тестировании , которые используются в практике очного образования скорее как дополнительные. Здесь они – основные. Любые компьютерные технологии обучения предусматривают наличие учебного мультимедийного учебно-методического курса . Наиболее жесткие требования предъявляются к курсу, предназначенному для дистанционного обучения. Он, как правило, состоит из: - Информационных ресурсов. - Средств общения. - Систем тестирования. - Системы администрирования. Важнейшим компонентом дистанционного курса являются информационные ресурсы , т. к. в них сосредоточена содержательная часть – контент (content). Контент включает: - Учебный материал (конспекты лекций, демонстрационные материалы и т. п.). - Дополнительные информационные материалы (комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы и т. п.). - Библиотеку ресурсов (рекомендованная литература, списки Web‑ресурсов по теме курса и т. п.). - Предметный и / или тематический словарь (глоссарий). - Программу обучения (академический календарь) и т. д. Средства общения обеспечивают процесс взаимодействия обучаемого сучебным центром, с преподавателем и с другими обучающимися. Организация эффективных средств общения позволяет не только компенсировать отсутствие непосредственного контакта преподавателей и студентов между собой, но и, по возможности, придает новые качества их общению. Наиболее часто здесь применяют электронную почту e-mail (особенно рассылки), доски объявлений, виртуальные конференции, видео – и аудиотрансляции, виртуальные семинары и обсуждения. Базовые механизмы, за счет которых можно организовать эффективные средства общения, условно разделяют на асинхронные и синхронные , которые получили название offline и online соответственно. Асинхронные средства не требуют у обменивающихся сторон постоянного соединения. К таким средствам можно отнести: e-mail и построенные на основе e-mail автоматические рассылки (так называемые mail-lists), доски объявлений типа BulletinBoardSystem (BBS), offline‑конференции типа «эхо» FidoNet и т. п. С развитием телекоммуникаций роль таких средств снижается. Однако при низком качестве телекоммуникаций их использование – единственное, что позволяет сделать систему дистанционного обучения эффективнее. Синхронные средства предполагают одновременные согласованные действия сторон – один говорит, другой слушает в то же самое время. Все online‑средства предполагают наличие прямого выхода в Интернет и базируются на сервисах, существующих в сети Интернет. Система тестирования должна обеспечивать текущий контроль знаний, а на завершающей стадии дать объективную оценку обучаемого, на основании которой происходит выдача дипломов или сертификатов. Здесь очень важен вопрос о защите данных. Необходимо применять средства идентификации и аутентификации обучаемого. Они затрудняют подмену и искажение результатов тестирования. Система тестирования включает: - Средства обработки результатов тестирования. - Интерактивные тесты. - График прохождения тестов. Система администрирования обеспечивает доступ к личному делу, доске объявлений администрации, интерактивным анкетам и пр. На мировом рынке имеется большой выбор программных продуктов, позволяющих обеспечивать весь цикл разработки учебных материалов для мультимедийных учебно-методических курсов и управления процессом дистанционного обучения. Можно сформулировать требования к инструментальным средствам разработки мультимедийных дистанционных курсов, учитывающие особенности российской специфики: - Инструментальное средство должно быть ориентировано на специалистов-предметников, преподавателей (в компьютерной среде получивших название «пользователи »). - Инструментальное средство должно обеспечить разработку мультимедийных курсов, использующих технологию Web-CD, т. е. технологию, объединяющую преимущества распространения информации через Интернет и на компакт-дисках. По этой технологии основной информационный объем мультимедийного учебно-методического курса поставляется на компакт-дисках. Это обеспечивает надежность и дешевизну распространения учебного материала. При этом оперативное обновление информации осуществляется по каналам Интернета. - Если рассматривать создание инструментального средства для российского рынка, то необходимо учитывать, что уровень оснащенности телекоммуникациями и их качество по регионам весьма разнородны. Поэтому как разрабатываемые дистанционные курсы, так и средства, обеспечивающие технологическую поддержку, должны гибко настраиваться на уровень телекоммуникаций в любом регионе. Отсутствие или низкое качество online‑доступа не должно служить причиной невозможности использования дистанционного мультимедийного курса. - Разрабатываемое инструментальное средство должно обеспечивать технологическую поддержку всего жизненного цикла (фазы проектирования, разработки, сопровождения, возможности модернизации) всех компонентов дистанционного мультимедийного курса (представление учебного материала, средства общения, система тестирования и др.). - Обучаемому и преподавателю должны быть предоставлены средства визуализации, планирования и выбора образовательной траектории, поскольку это обеспечит гибкость не только в рамках отдельного курса, но и в рамках системы образовательных мультимедийных курсов в целом. 2. Мультимедийные ресурсы Интернет по теме «Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами»Мультимедийные ресурсы Интернет можно классифицировать по признакам: «линейность», «нелинейность», «интерактивность». Понятия «линейность», «нелинейность», «интерактивность» являются достаточно условными. Как впрочем, и любые понятия, которые принимаются за классификационные признаки. Наличие интерактивных мультимедийных компонентов (например, использование гипермедийной технологии) само по себе ещё не может служить признаком того, что рассматриваемый ресурс является интерактивным с точки зрения пользователя, и наоборот. Веб-ресурсы, отнесенные к «линейным» с точки зрения их использования в учебном процессе, могут представлять собой комбинированные базы данных с десятками тысяч записей. Поэтому место того или иного ресурса в любой классификации может определяться, в первую очередь, сценарием его использования. Возьмем на себя смелость представления обзора мультимедийных ресурсов Интернет по теме «Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами »по признакам, которые несколько отличаются от признаков «линейность», «нелинейность», «интерактивность». 2.1 ТерминологияНесмотря на то, что рассматриваемая область деятельности относительно новая и интенсивно развивается, можно отметить, что уже разработана стратегическая концепция создания и развития единой системы дистанционного образования. В нормативной документации зафиксирована сложившаяся терминологическая база. Это отражено в ресурсах Интернет:
- Примечание: материал в Интернет по этому направлению представлен преимущественно в виде линейных структур (Сценарий 1 ) и, частично, в виде нелинейных структур (Сценарий 2 ). 2.2 Обзоры компьютерных технологий обученияВ сети Интернет имеется большое количество обзоров современного состояния систем дистанционного обучения и перспектив их развития. Приведем для примера наиболее интересные из них:
- Примечание: материал в Интернет по этому направлению представлен преимущественно в виде линейных структур (Сценарий 1 ) и, частично, в виде нелинейных структур (Сценарий 2 ). 2.3 Обзор систем проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсамиНа мировом рынке имеется большой выбор систем проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами как зарубежных, так и отечественных разработчиков. 2.3.1 Зарубежные специализированные системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсамиКрупные зарубежные фирмы предлагают, как правило, специализированные системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами в пакете комплексных услуг. Акцент делается на использование определенных технических и программных средств, СУБД (Систем Управления Базами Данных). Вниманию предлагаются наиболее популярные системы:
- Примечание: материал в Интернет по этому направлению представлен преимущественно в виде линейных структур (Сценарий 1 ) и, частично, в виде нелинейных структур (Сценарий 2 ). 2.3.2 Российские специализированные системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсамиОтечественные специализированные системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами обеспечивают поддержку всей технологической цепочки создания и сопровождения дистанционных курсов. В обзоре перечислены наиболее популярные системы:
- Примечание: материал в Интернет по этому направлению представлен преимущественно в виде линейных структур (Сценарий 1 ) и, частично, в виде нелинейных структур (Сценарий 2 ). 2.3.3 Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами на базе систем управления контентомСистема управления контентом – это наиболее дружественное средство из области свободно распространяемого программного обеспечения. Если необходимо разработать и опубликовать сайт, используя удобный способ «point & click» – подобные системы это то, что нужно. С помощью них можно без проблем управлять сайтом. Системы подходят как для небольших проектов, так и соответствуют базовым требованиям создания корпоративных сайтов. - простая процедура инсталляции и использования; - имеется удобный и функциональный интерфейс администрирования; - можно создавать различный дизайн, благодаря гибкой системе шаблонов; - очень просто редактировать и добавлять содержимое; - легко работать как новичку, так и профессионалу, потому что система разрабатывается с учётом простоты и гибкости в использовании. Система управления контентом предназначена для следующих типов веб-сайтов: - порталы; - коммерческие сайты; - интранет-сайты; - некоммерческие сайты; - персональные сайты; - сайты со встроенными flash‑объектами. Ключевой возможностью является управление содержимым сайта непосредственно из «сети» любым авторизованным администратором или зарегистрированным пользователем. Им не обязательно знать каких либо языков программирования, например HTML или PHP, так как встроенный «визуальный редактор » предназначен именно для форматирования текстов и добавления изображений. Так же не надо закачивать никаких документов на FTP‑сервер. Достаточно всего лишь нажать соответствующие кнопки сохранения публикации, и страница готова для просмотра в сети. Компоненты, используемые в стандартной поставке системы управления контентом, предоставляют, как правило, следующие возможности: - обновление новостей, статей и изображений на домашней странице и странице новостей соответственно; - создание своего собственно меню с необходимым содержимым; - закачка документов MS Word, MS Excel и Acrobat PDF для просмотра; - управление «Баннерами» (объявления и т. д.); - создание опросов и голосований; - управление веб-ссылками; - управление документами типа FAQ (часто задаваемые вопросы); - управление «лентами новостей»; - управление данными в различных медиаформатах (flash.jpg, gif, bmp и.png); - управление получением новостей со специализированных сайтов; - управление шаблонами страниц контактов и списками рассылки; - управление пользователями сайта, с возможностью установки различных прав доступа; - управление страницами архива; - управление компонентами, модулями, шаблонами, произведенными сторонними разработчиками. Если сопоставить требования к системам проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами и возможности систем управления контентом , то окажется, что они могут обеспечить создание полноценных систем проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами при минимальных затратах. В обзоре отражены наиболее популярные системы управления контентом:
- Примечание: материал в Интернет по этому направлению представлен преимущественно в виде линейных структур (Сценарий 1 ) и, частично, в виде нелинейных структур (Сценарий 2 ). 3. Мультимедиа компонентыМультимедиа компоненты как средство обучения при создании систем проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами способствуют развитию навыков работы с известными средствами и скорейшему созданию новых. В обзоре представлены наиболее интересные компоненты: 3.1 Графика
3.2 Анимация
3.3 Видео
- Примечание: к сожалению видео – компоненты в Интернет по этому направлению найти не удалось (очевидно, из – за недостатка времени). Надеюсь, что в процессе обсуждения работы эта таблица будет заполнена . 4. Методика применения линейных, нелинейных и интерактивных мультимедийных средств при создании систем проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсамиПри создании систем проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами следует представлять учебный материал в соответствии с требованиями современных технологий интенсификации обучения, в том числе модели педагогических сценариев применения мультимедиа, включающей: - Сценарий 1: использование мультимедиа с линейным представлением учебных материалов - Сценарий 2: использование гипертекстовых мультимедиа (с нелинейным представлением учебных материалов). - Сценарий 3: использование мультимедийных учебных пособий и руководств. Определим области эффективного применения каждого из сценариев. 4.1 Сценарий 1Представление учебного материала в виде линейных структур (Сценарий 1 ) позволяет студенту последовательно (начиная с нижнего уровня) овладевать знаниями. В таком сценарии материал подается в привычной для студента форме (как в книге): - Сложность учебного материала увеличивается по мере продвижения. - Сложность учебного материала увеличивается по мере продвижения. Жесткое структурирование материала повышает его ясность и логичность, что способствует лучшему усвоению. Для дополнения и редактирования учебного материала следует предусмотреть технические средства, точнее эффективно их использовать. Во всех системах управления мультимедийными учебно-методическими курсами для этого, как правило, встроены средства управления содержимым непосредственно из «сети» любым авторизованным администратором или зарегистрированным пользователем. Им не обязательно знать каких либо языков программирования, например HTML или PHP, так как встроенный «визуальный редактор » предназначен именно для форматирования текстов и добавления изображений. Так же не надо закачивать никаких документов на FTP‑сервер. Достаточно всего лишь нажать соответствующие кнопки сохранения публикации (учебного материала), и страница готова для просмотра в сети. Применение Сценария 1 для изложения объемного учебного материала может привести к монотонности и предсказуемости. Это, в конечном счете, повлечет у студента снижение интереса и мотивации к обучению. Сценарий 1 можно использовать для вводной , постановочной части (обязательной для изучения) мультимедийных учебников, где рассматриваются основные (базовые) понятия предметной области, описывающие жесткую последовательность действий (например, для лабораторных или практических занятий, для публикации планов лекций, индивидуальных заданий и т. д.). Этот сценарий будет эффективен так же и для учебного материала, предназначенного для поверхностного, обзорного знакомства. 4.2 Сценарий 2Применение Сценария 2 дает возможность организовать мультимедийные материалы в виде нелинейных структур, чаще с использованием гипермедийной технологии. Такая организация учебного контента позволяет создавать единую, логически связанную структуру с несколькими уровнями сложности материала. При использовании этого сценария студент может продвигаться к поставленной цели различными путями, выбирая для себя оптимальный (с учетом уровня начальной подготовки), что позволяет привнести элемент творчества в процесс обучения и эффективно учитывать индивидуальные качества студента, повысить у него мотивацию к обучению. Эта особенность Сценария 2 позволяет создавать мультимедийные учебные пособия и руководства в соответствии с требованиями современных технологий интенсификации обучения. От создателя учебного контента требуется особенно тщательно продумывать структуру материала для создания эффективной системы связей отдельных частей (разделов, тем, терминов и т. д.), правильно организовывать интерфейс с учетом самых строгих эргономических требований. Сценарий 2 целесообразно применять для углубленной, всесторонней проработки учебного материала, содержащего сложный теоретический материал. Создание подобных мультимедийных учебных пособий не требует дорогостоящих аппаратно-программных средств и может быть осуществлено при совместной работе студентов и преподавателей. 4.3 Сценарий 3Сценарий 3 позволяет создавать интерактивную обучающую среду. Эта среда оперативно взаимодействует с обучаемым пользователем, может приспосабливаться к его действиям и учитывать его индивидуальные особенности. Она содержит интерактивные визуальные объекты и модели, дающие целостное представление об изучаемом объекте или явлении. Как правило, при применении этой технологии можно создавать логически завершенные тренажеры с аттестацией знаний и навыков, полученных при изучении темы. Создание учебного материала по Сценарию 3 требует применения сложных и дорогостоящих аппаратно-программных комплексов, часто нужно привлекать сторонних высококвалифицированных специалистов. ВыводыНа рынке используются следующие основные категории систем дистанционного обучения: - Системыуправленияобучением (Learning Management Systems – LMS). - Системыуправленияучебным контентом (Content Management Systems – CMS). - Системыуправленияобучениемиучебнымконтентом (Learning Content Management Systems – LCMS). - Авторские программные продукты (Authoring Packages). Количество различных типов систем дистанционного обучения исчисляется десятками и сотнями. Особое внимание уделяется следующим аспектам: - возможность самостоятельной разработки учебного контента; - возможность работы с системой для неопытного пользователя; - сложные требования по интеграции с системой бизнеса; - заказ e-Learning систем в одной компании. На основании краткого обзора зарубежных и отечественных средств создания мультимедийных учебно-методических курсов, а так же моделей педагогических сценариев применения мультимедиа можно сделать следующие выводы: - Зарубежные средства создания мультимедийных учебно-методических курсов – дорогостоящие или подразумевают дорогостоящую техническую поддержку фирмы-производителя системы. - Большинство систем не обеспечивают поддержку всей технологической цепочки создания и сопровождения (так называемого жизненного цикла) мультимедийных учебно-методических курсов. - Многие системы ориентированы на использование Интернет-технологии для реализации всех компонентов дистанционного курса. - Многие системы, особенно зарубежные, подразумевают, что службы «Учебного центра» могут быть размещены только на серверах фирм-производителей систем, что делает разрабатываемые мультимедийные учебно-методические курсы зависимыми от состояния этих фирм и их политики. - В России не существует совершенных полнофункциональных систем, обеспечивающих открытый доступ к информационно-справочным материалам учебного назначения, однако эта область интенсивно развивается, появляются корпоративные системы, обеспечивающие возможность обучения через Интернет. Высокая цена на некоторые продукты и неустойчивая их работа вынуждает организации с ограниченным бюджетом отказываться от них. Полноценные курсы в условиях ограниченного бюджета можно создавать с помощью бесплатных программ. Возможно, на основе бесплатных программ не удастся организовать полнофункциональную среду e-Learning. Но если речь идет о проекте в масштабах кафедры, или о создании веб-сайта преподавателя для студентов очного и заочного факультетов, не рассматривать бесплатные инструменты, по меньшей мере, неразумно. Работая с ними, можно впитать накопленный их создателями позитивный и негативный опыт и начать работать с появляющимися стандартами дистанционного обучения не на бумаге, а на «живых» примерах. Приобретенные навыки пригодятся при переходе на коммерческую платформу. Оценив возможности этих инструментов, коллектив, на чьи плечи ляжет поддержка e-Learning в учебном заведении, сможет более осмысленно сформулировать критерии выбора покупного решения или требования к сторонним разработчикам, не полагаясь на рекламу, сможет приступить к созданию собственного проекта с учетом накопленного опыта эксплуатации некоммерческих платформ. Большинство систем предусматривает эффективное применение моделей педагогических сценариев. Применение каждого из сценариев имеет свои особенности. Наилучшим вариантом является совместное использование нескольких сценариев. - Вводную часть мультимедийных учебно-методических курсов, содержащую основные положения наиболее эффективно строить на основе Сценария 1 с линейным представлением материала. На этом этапе обучаемые осваивают цели и задачи курса, знакомятся с планами проведения всех видов работ, с основными терминами и определениями. - Основную часть можно построить с использованием Сценария 2 (нелинейное представление материала). Ее желательно разбить на разделы (темы), в пределах которых студент может сам выбирать последовательность и глубину изучения материала. - Для каждого раздела рекомендуется разработать тестовые или индивидуальные задания, оценивающие уровень полученных знаний, в соответствии со Сценарием 3 . Результатом выполнения задания или теста должна являться рекомендация изучения следующего раздела (с постановкой цели обучения и его мотивацией), либо рекомендация углубленного изучения текущего раздела (с конкретными рекомендациями). При этом не должно быть ограничений для перехода к следующему разделу при неудачной аттестации текущего раздела. Иначе при нескольких неудачных аттестациях студент может вообще прекратить изучение курса. Лучше, чтобы студент сам понял, что без глубокого изучения предыдущего материала ему следующий раздел будет сложно освоить. Об этом ему могут напоминать всплывающие подсказки или советы. Апробация результатов выполнения контрольного задания 1 Практические рекомендации к созданию систем проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами и модели педагогических сценариев, выработанные в ходе выполнения контрольного задания 1, проходят экспериментальную проверку на специально созданном ресурсе, размещенном в Интернет: - В доменной зоне RU по адресу: http://www.nirhtu.ru/external/prohorov - В доменной зоне COM по адресу: http://www.pws49.awardspace.com Проект находится в стадии тестовых испытаний, по мере необходимости и приобретаемого опыта исправляется и дополняется. Здесь, по мере готовности, размещается учебно-методический материал по закрепленным за мною дисциплинам для студентов очного и заочного факультетов. Дистанционное обучение органично дополняет очное обучение. Основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, у которого появляется возможность самостоятельно определить последовательность освоения предмета, учиться в удобном для себя месте и в удобное время, с индивидуальной скоростью. Студенты очных курсов могут часть предметов изучать дистанционно, углубляя очное базовое образование. Для студентов заочной формы обучения, не имеющих постоянного контакта с преподавателем, предоставленный на сайте учебный материал может оказаться особенно полезным. Студенты могут поддерживать постоянный контакт между собой и преподавателем с помощью Чата или Форумов . Здесь они могут в реальном времени проводить беседы или оставлять сообщения, а также выкладывать для открытого обсуждения работы, выполненные самостоятельно. |