Курсовая работа: Организация и формы безналичных расчетов

Название: Организация и формы безналичных расчетов
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: курсовая работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АНЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:Банковские операции

на тему:«Организация и формы безналичных расчетов»

Новосибирск 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. Организация и формы безналичных расчетов…………..5

1.1. Понятия и виды безналичных расчетов…………………………………5

1.2. Принципы организации безналичных расчетов………………….........15

Глава 2. Анализ безналичных расчетов и их учет………………..17

2.1. Анализ проведения безналичных расчетов…………………………….17

2.2. Операционный учет безналичных расчетов……………………………22

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования безналичных расчетов……………………………………………………………...30

Заключение …………………………………………………………34

Список использованных источников……………………………..37

Приложения

Введение

Одной из основных функций банков является осуществление расчетов и организация платежного оборота в масштабах всей экономики.

Безналичный денежный оборот является основной частью денежного и платежного оборота, где движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях или зачетов взаимных требований.

В настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами ограничено. Гражданский кодекс устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке.

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения, так как в настоящее время Россия находится в такой экономической ситуации, когда глобальное реформирование платежной системы совпало по времени с процессом компьютеризации всех сфер человеческой деятельности.

Данная работа направлена на изучение системы безналичных расчетов, имеющая огромное значение в условиях серьезного кризиса неплатежей: задержка платежей в каком - либо одном звене затрагивает работу большого числа хозяйствующих субъектов, что отражается на важнейших показателях их производственной и коммерческой деятельности.

Целью работы является изучение и характеристика безналичных расчетов.

Задачи данной курсовой работы - рассмотреть безналичные расчеты, их основные формы, принципы организации и учет безналичных расчетов, выявить проблемы организации и найти пути их решения.

Работа состоит из трех глав:

Первая глава содержит основные понятия и положения, связанные с проведением безналичных расчётов, характеризует основные принципы их организации. Во второй главе – общие правила проведения расчетов по корреспондентским счетам кредитных организаций. Задача третьей главы – проблемы безналичных расчетов и пути их решения.

Глава 1. Организация и формы безналичных расчетов

1.1. Понятия и виды безналичных расчетов

Любое предприятие совершает денежные расчеты и как покупатель и как продавец. Предприятие осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими, рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота предприятий осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках.

Безналичные расчеты– это денежные расчеты, осуществленные посредством перечисления по счетам кредитной организации и путем зачета взаимных требований.

Осуществляются безналичные расчеты через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета).

Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению го владельца, на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями.

Порядок оформления, приема, обработки электронных платежных документов и осуществления расчетных операций с их использованием регулируется отдельными нормативными актами Банка России.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и др. кредитных инструментов.

В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналич­ных расчетов:

· расчеты платежными поручениями;

· аккредитивная фор­ма расчетов;

· расчеты чеками;

· расчеты по инкассо

· расчеты платежными требованиями

· вексельная форма расчетов

· инкассовое поручение

· расчеты с использованием банковских карт

Расчеты платежными поручениями

Это - самая распространенная в настоящее время форма безналичных расчетов.

Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающе­му банку о перечислении определенной суммы со своего счета (рис.1). Эта форма расчетов имеет тенденцию более широко использоваться в условиях рыночной экономики.

Расчеты платежными поручениями используются для совершения широкого спектра платежей: с их помощью рассчитываются с постав­щиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных и т. д.

Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете.

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть сроч­ными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается при авансовых платежах, то есть до отгрузки товара; после отгрузки товара; либо при час­тичных платежах при крупных сделках. Досрочный и отсроченный пла­тежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для фи­нансового положения сторон.

Расчеты платежными поручениями (Приложение 1)

1 – плательщик передает в свое учреждение банка платежное поручение;

2 – банк списывает деньги со счета плательщика и передает их в банк получателя с платежным поручение для зачисления на его расчетный счет;

3 – банк зачисляет поступившие на его корреспондентский счет деньги, на счет получателя;

4 – плательщик получает в виде выписки со своего счета подтверждение о списании денежных средств с его счета.

5- банк сообщает получателю в виде выписки из расчетного счета подтверждение о зачислении на его счет денежных средств.

Преимущества данной формы расчетов:

· универсальность;

· можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты;

· простота оформления и прохождения через банк.

Недостатки данной формы расчетов:

· Нет должной гарантии платежа.

· Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.

Аккредитивная форма расчетов

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента произвести поставщику платеж при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении дру­гих условий аккредитива.

Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк - банк поставщика, то для осуществления платежа при выполнении всех усло­вий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы».

Виды аккредитивов:

1. покрытые (депонированные)

2. непокрытые (гарантированные)

3. отзывные

4. безотзывные (подтвержденные)

Покрытый – предполагает, что покупатель предварительно под сделку депонирует средства в банке поставщика.

Непокрытый – предполагает, что банк поставщика и банк покупателя постоянно сотрудничают и оперативность оплаты не вызывает сомнения.

Отзывной – предполагает, что покупатель в случае отгрузки ему некачественного товара может отозвать задепонированные средства из банка поставщика.

Безотзывной – не предполагает возврат депонента, даже если отгружен некачественный товар.

Аккредитивная форма расчетов (Приложение 1)

1 – покупатель предоставляет в банк-эмитент заявление на открытие аккредитива;

2 – банк-эмитент открывает аккредитив и направляет его через авизирующий банк поставщику;

3 – авизирующий банк извещает поставщика об открытии в его пользу аккредитива;

4 – поставщик исполняет договорные отношения по поручению покупателя;

5 – поставщик оформляет и поставляет в авизирующий банк комплект документов для получения платежа по аккредитиву;

6 – авизирующий банк направляет банку-эмитенту комплект, полученных от поставщика;

7 –банк-эмитент проверяет полученные документы и при выполнении всех услуг аккредитива оплачивает их;

8 – банк-эмитент передает оплаченные документы покупателю;

9- авизирующий банк зачисляет поставщику причитавшуюся ему сумму средств.

Преимущества данной формы расчетов:

· гарантия платежа;

Недостатки данной формы расчетов:

· средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива;

· замедляется товарооборот, так как поставщик до извеще­ния об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продук­цию и несет дополнительные затраты по ее хранению.

Расчеты чеками

При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, упла­тить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю). Чекодатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары и услуги посредством чека, которое заполняет и подписывает его. Чекодержатель – юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку.

Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами. Недопускаются расчеты чеками между физическими лицами.

Чек удобен для расчетов в случаях:

• когда плательщик не хочет совершать платеж до получения това­ра, а поставщик - передавать товар до получения гарантии платежа;

• когда продавец заранее не известен.

Чек служит ценной бумагой. Бланки чеков являются бланками стро­гой отчетности.

Подразделяются на:

· денежные

· расчетные

Расчеты чеками: (Приложение 1)

1- чекодатель подает заявление в банк о выдаче ему чека и передает платежное поручение, для депонирования денежных средств для оплаты чеков;

2- банк чекодателя заполняет все реквизиты чека и передает его чекодателю;

3- чекодатель за выполненный объем работ передает чек чекодержателю;

4- чекодержатель передает чек в свой банк, который оплачивает и зачисляет деньги на счет чекодержателя;

5- банк чекодателя направляет в свой РКЦ чек, который зачисляет деньги на корреспондентский счет чекодержателя;

6- банк чекодателя списывает средства по корреспондентскому счету в РКЦ.

В мировой банковской практике в зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делят на именные, ордерные, предъявитель­ские. Платеж по именному чеку может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке, по ордерному - в пользу лица, и по его приказу другому лицу, по предъявительскому - в пользу любого лица, предъявившего чек в банк. Именные чеки передаче не подлежат. Предъявительские - могут передаваться другому лицу путем простого вручения, ордерные - путем оформления передаточной надписи (индоссамента).

Порядок расчетов чеками:

• чекодателю запрещен индоссамент чека;

• чекодатель не может передать чеки поставщику путем индоссамента;

• требуется обязательно предварительное депонирование чекодателем средств на отдельном счете.

Преимущества данной формы расчетов:

· гарантия платежа;

Недостатки данной формы расчетов:

· усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика (чекодателя).

Расчеты по инкассо

Представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов, оформленных в соответствии с исполнительным листом осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

В основе инкассовых операций лежит договор поручения.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производится по распоряжению плательщика или без его распоряжения, и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика.

Расчеты платежными требованиями

Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, ока­занных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта.

Без акцепта плательщика расчеты проводятся в случаях:

1) установленных законодательством;

2) предусмотренных сторонами по основному договору.

Платежные требования выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупате­ля, который передает требование плательщику для акцепта. Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платеж­ное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требова­ние принимается к оплате при наличии средств на счете пла­тельщика.

Платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку по внебалансовому счету №90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до получения акцепта плательщика либо наступления срока платежа.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требова­ние плательщик уведомляет обслуживающий его банк в те­чение трех дней.

На безакцептное списание денежных средств на основании договора в поле «Условие оплаты» получатель средств указывает «без акцепта», а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт.

Расчеты платежными требованиями: (Приложение 1)

1 - поставка товара (оказание услуг) от поставщика к покупателю;

la - передача платежного требования-поручения в банк покупателя;

2 – банком-покупателем передаются расчетные документы покупа­телю для акцепта;

3 - акцептованные расчетные документы возвращаются в банк, где производится списание средств со счета покупателя;

4 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика;

5 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет.

Преимущества данной формы расчетов:

· упрощение документооборота и сокращение издержек;

· повышение ответственности за расчеты поставщика и плательщика.

Недостатки данной формы расчетов:

· нет должной гарантии платежа и возникновение взаимной задолженности.

Вексельная форма расчетов

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.

Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы.

Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные.

Простой вексель (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.

Переводной вексель (тратта) - это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу. В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель; плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю; векселедержатель (ремитент) - получатель платежа по векселю. Переводный вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок.

Положение о простом и переводном векселе предусматривает, что платеж по акцептованному плательщиком векселю может быть дополнительно гарантирован посредством выдачи поручительства (аваля). Такое поручительство дается третьим лицом (обычно банком) как за первоначального плательщика, так и за каждого другого обязанного по векселю лица. Авалист и лицо, за которое он поручился, несут солидарную ответственность за платеж по векселю. В случае оплаты векселя авалистом к нему переходят все права, вытекающие из векселя.

Действующее вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя из рук в руки в качестве орудия платежа с помощью передаточной надписи (индоссамента). Передача векселя по индоссаменту означает передачу вместе с векселем другому лицу и права на получение им платежа по данному векселю. Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссаментом. Лицо, получающее вексель по индоссаменту, - индоссатом. К индоссату переходят все права и обязательства по векселю. Закон предусматривает, что все зачеркнутые индоссаменты считаются ненаписанными и не имеют юридической силы. По векселю, оформленному передаточными надписями, все участвующие в нем лица несут солидарную ответственность за платежи.

Все передаточные надписи на векселе, его акцепт или аваль оформляются в пределах установленного срока платежа. Срок платежа по векселю является обязательным реквизитом, и его отсутствие делает вексель недействительным. Вексельная форма расчетов предполагает обязательное ее участие в организации банковских учреждений.

Инкассовое поручение

является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренными сторонами по основному договору.

Расчеты по банковским картам

Одним из направлений сокращения наличного денежного оборота и ускорения расчетов является развитие платежных систем с использованием банковских карт. В связи с этим продолжается создание нормативной базы, регламентирующей эмиссию и эквайринг банковских карт кредитными организациями.

Законодательные основы

1) Конституция Российской Федерации;

2) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2, глава 46 «Расчеты»);

3) Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П);

4) Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности»;

5) Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

6) Положение ЦБР от 1 апреля 2003 г. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».

1.2. Принципы организации безналичных расчетов

Безналичные расчеты осуществляются в соответствии с положением ЦБ России №2-П.

Современная правовая база безналичных расчетов сформировала следующие принципы построения Российской системы безналичных расчетов:

1) обязательное сохранение всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, денежных средств на счетах банка;

2) списание денежных средств со счета клиента только на основании распоряжения клиента;

3) свобода выбора субъектами рынков форм безналичных расчетов, закрепление их в хозяйственных договорах при внемешательстве банка в договорные отношения;

4) срочность платежа;

5) обеспеченность платежа;

6) безналичные расчеты могут проходить через РКЦ, либо через клиринговые, через корреспондентские счета банков;

7) очередность платежей со счета определяется клиентом по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законодательством;

8) взаимные претензии у расчетов между плательщиками и получателям разрешается в установленном порядке без участия банка;

9) РКЦ при ЦБ несет полную ответственность за выполнение расчетных операций.

Глава 2. Анализ безналичных расчетов

2.1. Анализ проведения безналичных расчетов

Для проведения операций каждая кредитная организация открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет.

Операции по корреспондентским счетам кредитных организаций осуществляются на основании расчетных документов, поступивших на бумажных носителях или в электронном виде, путем оплаты каждого расчетного документа.

Операции по списанию денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации или зачислению на этот счет подтверждаются выпиской из корреспондентского счета, выдаваемой в зависимости от способа обмена расчетными документами.

При получении выписки из корреспондентского счета кредитная организация зачисляет денежные средства клиенту только при полном совпадении реквизитов, указанных в выписке.

Кредитным организациям, открывшим корсчета в подразделениях расчетной сети Банка России, с целью их однозначной идентификации при проведении расчетных операций присваиваются банковские идентификационные коды участников расчетов (БИК).

Основанием для закрытия корреспондентского счета является расторжение Договора счета. Остатки денежных средств с корсчета перечисляются платежным поручением кредитной организации.

В данной курсовой работе рассмотрен порядок осуществления безналичных расчетов:1) Платежное поручениеОАО «Ареал» имеет расчетный счет в коммерческом банке. После заключения договора купли-продажи с ОАО «Союз» у ОАО «Ареал» появилось право на получение партии стеклянной тары, и возникли обязательства по ее оплате. Для исполнения своих обязательств ОАО «Ареал» поручает банку списать со своего расчетного счета необходимую сумму, то есть направляет в банк платежное поручение. 2) Платежное требованиеПосле заключения договора купли-продажи у ОАО «Восток» появились обязательства по поставке стеклянной тары и право требования от ОАО «Запад» ее оплаты. Для реализации своего права на получение денежных средств, «Восток» направляет в банк, обслуживающий расчетный счет ОАО «Запад» платежное требование на списание с указанного счета, установленного в договоре денежной суммы. 3) АккредитивОАО « Север» заключил договор купли-продажи с ОАО «Южный» о поставке стеклянной тары. Опасаясь неисполнения обязательства со стороны ОАО «Южный» непоступления стеклянной тары, ОАО «Север» открывает аккредитив в пользу «Южный». На открытие аккредитива настаивает и ОАО «Южный», так как опасается остаться без денежных средств после поставки товара. После открытия аккредитива ОАО «Южный» может отгрузить продукцию и направить ее в ОАО «Север», оформив соответствующие транспортные документы. ОАО «Южный» предоставляет транспортные документы в банк, открывший аккредитив для получения прав на депонированные (отложенные) в аккредитиве денежные средства. 4) ИнкассоПосле реализации продукции у ОАО «Радуга» доходы превысили расходы. Согласно налоговому кодексу РФ, наличие прибыли является основанием для возникновения у ОАО «Радуга» обязательств перед федеральным бюджетом по уплате налога на прибыль. Если «Радуга» не произведет своевременного перечисления средств со своего расчетного счета в федеральный бюджет, то территория управления по налогам и сборам, расположенных в месте регистрации ОАО «Радуга», направит в обслуживающий «Радуга» банк инкассовое поручение на списание денежных средств со счета организации. 5) ЧекДля покупки стеклянной тары у ОАО «Альфа» ОАО «Сталь» должно оплатить поставку соответствующей продукции. Для этого «Сталь» направляет в свой обслуживающий банк распоряжение, то есть чек, и указывает в нем указанную сумму, согласованную в договоре с «Альфа». Пример 1- анализ проведения аккредитива.Задача: По договору № 228 от 02 октября 2010 года ООО «Восток» обязалось произвести для ЗАО «Каскад» поставку офисного оборудования и мебели на ж/д станцию «Новосибирск – Южный» (код станции 810360).Стоимость оборудования 200500 руб. (в том числе НДС). Срок отправки до 4 ноября 2010г. Открытие аккредитива – 11 октября 2010г. Грузополучатель Иванов И.И. в целях исполнения своих обязательств по заключенному договору купли-продажи с ЗАО «Каскад» поручает своему банку открыть аккредитив в пользу «Восток». Задание: заполнить аккредитив, поступивший банку-эмитенту от ЗАО «Каскад», если известны следующие данные:Таблица 1 – Данные
Параметры сравнения плательщик получатель
Название фирмы ЗАО «Каскад» ООО «Восток»
ИНН 5406818447 5436184470
банк ОАО «Русский стандарт» ОАО «Акцепт»
БИК 044583151 045004815
№ счета клиента 40702810300050000018 407028103000150003450
Корсчет банка в РКЦ 30102810200050000320 30102810400170000960
Таблица 2 - Информация об аккредитиве:
параметры информация
Срок действия аккредитива 08.11.2010
Вид аккредитива Безотзывной покрытый
Условия оплаты Без акцепта, согласно договору №228
Платеж по предоставлению Ж/д квитанция счета фактуры
Дополнительные условия Сертификация товара должна соответствовать требованиям договора на поставку №228
Счет для зачисления аккредитива 40901810700170000678
подписи Иванов И.И.Петров С.С.
Как было сказано раннее порядок ведения безналичных расчетов регулируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации. Положение распространяется на все государственные, кооперативные, совместные, общественные предприятия, объединения, организации и учреждения, коммерческие банки, финансово-расчетные и финансово-кредитные центры и физические лица.Пример 2: Агентство «Сервер» открыло в сентября 2009 года расчетный счет в МДМ - Банке. Для открытия расчетного счета предприятие представило в банк следующие документы: - заявление на открытие счета; - свидетельство о регистрации в Мэрии г. Новосибирска; - копии Устава и учредительного договора, заверенные нотариально; - два экземпляра банковских карточек с образцами подписей и оттиском печати, заверенных нотариально; В этот же период был подписан договор на банковское обслуживание по распоряжению управляющего МДМ-Банком предприятию был присвоен номер расчетного счета (№ 407028100060000245) и открыт лицевой счет для учета движения его денежных средств. На расчетном счете предприятия сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, и прочие зачисления. С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: - оплата поставщикам за материалы; - погашение задолженности бюджету; - получение денег в кассу для выдачи заработной платы, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления со счета предприятия банком осуществляются, как правило, на основании приказа Агентства «Сервер» или с его согласия (акцепта). Акцепт имеет две формы: предварительную и последующую. При предварительном акцепте поступившее в банк плательщика платежное требование оплачивается на следующий день после наступления срока оплаты, если плательщик не заявил отказ. При последующем акцепте банк списывает деньги со счета плательщика сразу. Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основе документов специальной формы. Это платежные поручения, объявления на взнос наличными, чеки (денежные). Объявление на взнос наличными - выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом. Предприятие применяет такую форму для сдачи торговой выручки в банк. Чек - это приказ предприятия банку о выдаче с расчетного счета предприятия указанной в нем суммы наличных денег. Предприятие ежедневно получает от МДМ-Банка выписку из расчетного счета, то есть перечень произведенных им за отчетный период операций. Сохраняя денежные средства предприятия, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер записывает зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списание - по кредиту. Учет операций по расчетному счету бухгалтерия Агентства «Сервер» ведет на счете 51 "Расчетный счет". Это активный счет, по дебету которого записываются: остаток свободных денежных средств, поступления наличных денег из кассы, денежные средства. По кредиту этого счетаотражаются денежные средства, перечисленные в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяетработнику бухгалтерии: -анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия; -контролировать целевое использование средств. Вывод:Агентство «Сервер» ведет учет безналичных форм расчетов. У предприятия есть свой расчетный счет в МДМ-Банке. Аккредитивами - не пользуется. Учет и движение денежных средств по расчетному счету полностью автоматизирован.2.2. Операционный учет безналичных расчетов

Банки выполняют расчетные операции на основе платежных документов , представляемых клиентами банка .

Расчеты платежными поручениями

Наиболее распространенной формой расчетов являются расчеты платежными поручениями . Выполнение расчетов банком производится на основании платежных поручений в бумажной или электронной формах, представленных клиентом в банк. В тексте платежных поручений указываются назначение платежа, сумма платежа, платежные реквизиты плательщика и получателя, подписи лиц, ответственных по счету, и оттиск печати организации-клиента. Платежное поручение принимается банком независимо от наличия средств на расчетном счете клиента.

Если платеж совершается через расчетную сеть Банка России, то выполняется проводка:

Д расчетного счета плательщика

К 30102 «Корреспондентский счет в Банке РФ»

Если платеж выполняется клиентом через корсчет банка, открытого в другом коммерческом банке, то выполняется проводка:

Д расчетный счет плательщика

К 30110 «Корреспондентский счет «Ностро»

Если на расчетном счете клиента отсутствуют денежные средства или имеется сумма, недостаточная для совершения платежа, то банк открывает клиенту картотеку неплатежей (картотеку № 2) на внебалансовом счете № 90902 «Документы, не оплаченные в срок». При появлении денежных средств на расчетном счете клиента платеж совершается банком даже в частичной сумме, путем заполнения платежного ордера на сумму платежа. Номер платежного ордера и сумма фактического платежа фиксируются на оборотной стороне документа, где выводится остаток после каждой оплаты платежным ордером. Если картотека № 2 открыта для клиента на лицевом счете к внебалансовому счету 90902, то в картотеке они размещаются по группам очередности платежей, а внутри каждой группы — по датам поступления в банк. Документы, поступившие раньше, должны быть раньше оплачены, но только если все документы предыдущей группы очередности были списаны из картотеки. Списание документа из картотеки производится только после полной оплаты суммы проводкой:

Д 99999

К 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок»

Расчеты аккредитивами

Наиболее сложной формой безналичных расчетов являются расчеты по аккредитивам . Так как указанная форма расчетов используется в российской банковской практике достаточно редко, то часто банки допускают или пропускают ошибки, не выявляют вовремя мошеннические операции.

Расчеты по аккредитиву начинает банк, обслуживающий плательщика после предъявления плательщиком аккредитива. Если аккредитив покрытый , то банк, обслуживающий плательщика (банк-эмитент ), выполняет следующие проводки:

Д расчетного счета плательщика

К 30102 «Корреспондентский счет в Банке России» на сумму аккредитива

Контроль за расчетами банк-эмитент ведет на счете 90907 «Выставленные аккредитивы»:

Д 90907

К 99999

Если на расчетном счете плательщика недостаточно денежных средств для выставления аккредитива, то банк-эмитент может выдать ему кредит, что отразится проводкой:

Д 45204 «Кредит, предоставленный коммерческому клиенту на срок свыше 30 дней»

К расчетного счета плательщика

Далее банк-эмитент выполняет операцию по перечислению средств в банк, исполняющий аккредитив.

В исполняющем банке, получив аккредитивные средства, отражают проводку:

Д 30102 «Корреспондентский счет в Банке РФ»

К 40901 «Аккредитивы к оплате»

После получения комплекта документов от получателя и их проверки платеж с аккредитивного счета будет совершен проводкой:

Д 40901

К расчетного счета получателя

Если банк-эмитент по поручению своего клиента открывает ему гарантированный аккредитив , то это означает, что он дает право банку, исполняющему аккредитив, произвести платеж со своего открытого в этом банке корреспондентского счета в пользу получателя, если будут выполнены условия аккредитива.

Выдача гарантии в банке-эмитенте отразится проводкой:

Д 99998

К 91315 «Выданные гарантии и поручительства»

Банк, исполняющий аккредитив, получив такую гарантию, совершает проводку:

Д 91414 «Полученные гарантии и поручительства»

К 99999

Совершение платежа после проверки документов, подтверждающих условия аккредитива, в исполняющем банке отразится проводкой:

Д 30109 «Корреспондентские счета Лоро»

К «Расчетный счет получателя»

Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится в следующих случаях:

· по истечении срока аккредитива;

· на основании заявления получателя об отказе от дальнейшего использования аккредитива;

· по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если аккредитив является отзывным .

Расчеты чеками

Бланки чеков хранятся в банке и учитываются как документы строгой отчетности на внебалансовом счете № 91207 «Бланки строгой отчетности», а при выдаче бланка выполняется проводка:

Д 99999

К 91207

Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его оплаты.

Предъявление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, является датой предъявления чека к оплате чекодержателем.

Чеки, выпускаемые коммерческими банками, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка РФ. Если банк принял решение выпустить расчетные чеки , то заключает межбанковское соглашение о расчетах чеками, в котором регламентируются условия обращения чеков, порядок ведения счетов, на которых учитываются операции с чеками, способы передачи информации, ответственность банка перед клиентами.

 Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо предусматривают выполнение расчетов на основе платежных требований и инкассовых поручений.

Платежные требования применяются в расчетах за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также в других случаях, предусмотренных договором. Расчеты платежными требованиями могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта.

Плательщик имеет право досрочно акцептовать документ путем предоставления в банк заявления в произвольной форме с подписями лиц, ответственных по счету, и оттиском печати плательщика. В этом случае банк извлекает документ из картотеки проводкой:

Д 999999

К 90901 «Документы, ожидающие оплаты»

После этого производится списание средств со счета плательщика балансовой проводкой:

Д расчетного счета плательщика

К 30102 «Корреспондентский счет в Банке России»

Плательщик имеет право отказаться полностью или частично от оплаты платежного требования. При этом он заполняет заявление об отказе от акцепта , в котором указывается пункт договора, дата договора и мотив отказа от оплаты. В банк предъявляется два экземпляра отказа от акцепта, на каждом из которых указываются подписи ответственных лиц по счету плательщика и оттиск печати организации. Правильность заполнения заявления и соответствие текста условиям договора проверяет сотрудник банка.

Если отказ от акцепта поступает на часть суммы, то, проверив правильность заполнения заявления о частичном отказе от акцепта, банк также извлекает документ из картотеки № 1. В документе обводится чернилами прежняя сумма, а над ней указывается сумма совершаемого платежа. Платеж производится по балансовым счетам:

Д расчетного счета плательщика

К 30102

Банки приостанавливают списание средств в бесспорном порядке в следующих случаях:

· по решению органа, осуществляющего контрольные функции о приостановлении взыскания;

· при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;

· по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Если на счете клиента отсутствуют денежные средства, то документ попадает в картотеку № 2, и взыскание средств производится в соответствии с действующей очередностью платежей.

Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками. Существуют 2 основных вида отношений: централизованный (расчеты между банками осуществляются через корсчета, открытые в ЦБ РФ) и децентрализованный (расчеты между банками осуществляются напрямую).В соответствии с централизованным видом расчета все КБ при учреждении открывают счет 30102. По дебету отражаются поступления средств в пользу КБ, по кредиту списание денежных средств КБ в погашение различных платежей. Расчеты банков напрямую возможны путем открытия корсчетов. Банк инициатор корр. отношений называется банк-респондент, он открывает в другом КБ активный счет НОСТРО. Банк, поддерживающий кор. отношения, называется банк-корреспондент, он принимает счет другого КБ, отражает привлечение в пассиве баланса и регистрирует счет ЛОРО.Для учета счетов НОСТРО используются счета 30110, 30114, 30118.Учет счетов ЛОРО ведется на специальных счетах: 30109, 30116, 30117.Операционный учет начинается с банка, клиенты которого являются плательщиками. Заканчивается – в банке, клиенты которого являются получателями.Средства в расчетах:40901 аккредитивы к оплате40903 средства для расчетов чеками514 векселя КО 515 прочие векселя523 выпущенные векселя и банковские акцепты52406 векселя к исполнению.Если платежное требование оплачивается с акцептом, то исполняющий банк, обслуживающий плательщика, после получения платежного требования из банка-эмитента, помещает документ в картотеку №1, открываемую на счете 90901 « Документы, ожидающе оплаты». Глава 3. Проблемы и направления совершенствования безналичных расчетов

В настоящее время наиболее сложной стала проблема налаживания расчетно-платежной системы и проблема неплатежей в экономике. Неплатежи являются одной из причин увеличения дефицита бюджета.

Можно остановиться на следующих проблемах: задержки расчетов банками, предприятиями, РКЦ; скорость совершения платежей; очередность платежей; проблемы вексельного обращения.

1) Задержки расчетов банками и РКЦ.

С введением расчетов банков через корсчета появляется много проблем: сбои и задержки расчетов в РКЦ, связанные в основном с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией; нарушения в расчетах по вине самих КБ.

2) Проблема скорости совершения платежей.

Скорость платежа в значительной мере обусловлена его срочностью. Современная электронная техника и особенно автоматизированные каналы связи придают новое качество понятью срочности платежа: создается возможность соединить сроки отдельных стадий платежа воедино. Сокращение времени прохождения платежей достигается рядом коммерческих банков путем внедрения технологий, новых платежных инструментов, активизации внедрения электронного документооборота и др.

3) Очередность платежей.

Регулирование очередности платежей – один из острых вопросов. Платежи подразделяются на 3 вида: периодические платежи в доходы бюджеты, по зарплате, электроэнергию и другие платежи в погашение кредиторской задолженности; авансовые платежи.

3) Аккредитивы

В периоды кризиса очень важны надежность и быстрота проведения платежей. Однако не каждый банк в состоянии следовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов страдает из-за недоверия друг к другу. Это отражается на всех видах безналичных расчетов.

Для масштабного внедрения аккредитива необходима система кредитных линий между банками.

4) Карточные платежные системы имеют еще более сложную процедуру проведения платежа, поскольку до платежной составляющей необходимо провести авторизацию и процессинг. В качестве участников карточных систем к нескольким банкам добавляется столько же процессинговых компаний. Карточные системы, добившись быстрого обмена сообщениями с получателем о принципиальной возможности провести платеж, собственно сам платеж осуществляют за несколько дней.

Для решения этой проблем необходимо развивать систему автоматизированных расчетов в режиме реального времени.

5) Проблема вексельного обращения главным образом связана с нерешенными правовыми вопросами. Постоянно расширяется правовая, нормативная база, Отсутствуют методики для банков при предоставлении кредита в форме вексельного. Кроме того проблема еще заключается и в неэффективности механизма взыскания денежных средств по векселям (он не соответствует задачам, которые должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств).

Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Почти полностью исключена ручная работа при составлении расчетно-денежных документов. Автоматизирован учет и контроль поступающих для дальнейшей обработки, документов. Автоматизирован и процесс проводки платежей по счетам как внутри учреждений банков, так и между ними.

Особое место в совершенствовании безналичных расчетов занимает повсеместное внедрение новаций в проведение безналичных расчетов.

Суть инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему: «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов; самообслуживание; дистанционное обслуживание; использование Интернета (виртуальные банковские и финансовые технологии управления банковским счетом); создание телефонных центров; предоставление новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий.

Полная автоматизация системы безналичных расчетов имеет колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей, сможет гарантировать от незаконного доступа к расчетно-денежным документам. Несмотря на установление унифицированных сроков обработки и прохождения финансовых документов в банках, введение штрафов за необоснованные задержки расчетов, состояние расчетов от этого не улучшается. По-прежнему у клиента, как и раньше, нет возможности точно определить, когда его средства поступили в банк, а когда на его расчетный счет.

Банки активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять международный опыт расчетов. Общемировая тенденция в этой области – вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков.

Создание зон самообслуживания позволяет резко снизить нагрузку на специалистов операционного зала банка и соответственно сократить количество исполнителей. Создаются и полностью автоматизированные филиалы, представляющие собой помещение, оснащенное специальным банковским оборудованием. Они могут располагаться в жилых зданиях, на территории магазинов, промышленных объектов, вокзалов и т.д. и оказывают услуги в автоматическом режиме 24 часа в сутки.

Широкое применение электронных денежных расчетов, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности является главными предпосылками для успешного внедрения и развития межбанковского клиринга.

Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачетах взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги) и ценные бумаги. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты. Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами.

Клиринговое учреждение – организация, являющаяся ю.л. по законодательству РФ, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которому на основании лицензии, выданной ЦБ РФ, представлено право осуществлять расчетные операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.

Сейчас каждый банк самостоятельно разрабатывает и определяет порядок расчетного обслуживания клиентов. Тарифы расчетного обслуживания определяются дифференцированно.

Можно назвать еще ряд проблем в области расчетов: создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д.

Заключение

Из выше изложенного материала видно, что в сложившихся в современных экономических условиях использование безналичных расчетов является более выгодным и экономически более целесообразным.

Использование безналичных расчетов способствует ускоренному денежному обороту и используется на всей территории РФ.

На всех стадиях использования безналичных расчетов возможен полный контроль за денежными средствами, их движением, сохранностью и целевым использованием. Это делает безналичные расчеты самыми удобными и ими пользуются не только предприятия, но и физические лица.

Первая глава курсовой работы поясняет о безналичных расчетах в целом: то есть это понятия и виды, принципы организации безналичных расчетов, из которых можно увидеть, что безналичные расчеты существуют в различных видах и формах, которые регулируются правовыми положениями и законами.

Во второй главе был разобран операционный учет безналичных расчетов: анализ аккредитива, чеков, платежных поручений и требований, векселей.

В третьей главе выявлены проблемы и недостатки осуществления безналичных расчетов, а также предоставлен ряд мер по совершенствованию платежно-расчетной системы, которые могут повысить результативность и качество осуществления безналичных расчетов в данном направлении.

Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Так как в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения в виде дополнительных затрат. В то же время расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот.

Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии.

Межрегиональные платежи могут производиться тремя видами отправки: «электронно», «почтой», «телеграфом». Преимущество отдается «электронной» форме, как самой быстропроходимой.

Внутрирегиональные платежи зачисляются на счет клиента текущим днем.

Межфилиальная система обеспечивает сокращение времени прохождения платежей между участниками системы межфилиальных расчетов.

Фомы и порядок безналичных расчетов определяются Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Могут осуществляться с использованием различных форм расчетных платежных документов. Производятся с использованием различных платежных систем: Банка России, банковских кредитных организаций, небанковских кредитных организаций.

Только с использованием электронных расчетов возможно:

1) Развивать рынок микроплатежей - так необходимый для информационного бизнеса в современных условиях.

2) За счет быстрого оборота электронных денег сокращаются темпы роста инфляции.

3) Стоимость транзакций с использованием электронных денег значительно дешевле стоимости транзакций традиционных денег.

4) Обработка и учет электронных денег проще, и их использование может серьезно изменить структуру банков и сократить их персонал.

5) Электронные деньги, в отличии от чековых и кредитных систем, позволяют поддерживать анонимность транзакций (в той или иной степени), так как не требуют при их использовании удостоверения личности плательщика и его кредитоспособности.

6) Организация денежных расчетов с использованием электронных безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения.

7) Широкому применению электронных безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченным причинам, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

8) И в конечном итоге развитие безналичных (электронных) расчетов способствует «вынужденной легализации» теневой экономики, так как последняя основывается, в основном, на наличных расчетах.

Единые и четко определенные формы и порядок прохождения расчетных документов обеспечивают всем участникам расчетов на территории РФ оперативную и бесперебойную работу по проведению безналичных расчетов.

В условиях рыночной экономики очень важен такой критерий, как период (срок) прохождения платежа от отправителя к получателю. Поэтому все усилия направляются на стимулирование клиентов Банка России на внедрение современных средств связи и электронных платежей.

Список использованных источников

1)Гражданский кодекс РФ. Часть вторая;

2)Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П);

3) Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности»;

4) Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

5) Положение ЦБР от 1 апреля 2003 г. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»;

6) Конституция Российской Федерации.

7) Ануриев С.В. Платежные системы и их развитие в России.-М.: Финансы и статистика. 2005.

8) Банковское дело: Учебник. Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2005.

9)Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов, издание второе, переработанное и дополненное. О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2007.

10) Безналичные расчеты: сущность, проблемы, перспективы развития. Учебное пособие. А.Г. Ивасенко. НГАЭиУ.- Новосибирск,2007г.

11) Банки и банковские операции в России. В.И. Букато, Ю.В. Головин, Ю.И. Львов – М.: Финансы и статистика, 2008г.

12) Банки и банковская деятельность для клиентов. Н.Г. Александрова, Н.А. Александров – Санкт-Петербург, 2006г.

14) Банковское дело. Учебник. Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой – М.: Финансы и статистика, 2005г.

15) Банковское дело. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д.2007

16) Калтырин А.В. Деятельность коммерческих банков: учебное пособие, Ростов н/Д: Феникс 2005

17) Банковское дело. Практикум.2-ое изд., перераб., Кузнецова

18) Безналичные деньги - миф или реальность? Электронный журнал SIBINFOSHOP, -№3

19) Консультант Плюс

20) журнал «Эксперт» №27, стр. 12 2009.

21) газета «Континент Сибирь» №1, 2008.