Контрольная работа: Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Название: Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

МОУ ВПО «Институт права и экономики»

Экономический факультет

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Контрольная работа

По дисциплине правоведение

На тему: «Действие нормативных актов во времени,

пространстве и по кругу лиц».

Выполнила: студентка

I курса гр. БЗ – 10 – 1

Босых А. Ю.

Проверил:

доцент Медведев Ю. В.

Липецк 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Действие нормативных актов во времени………………………………………..4

2. Действие нормативных актов в пространстве……………………………….......5

3. Действие нормативных актов по кругу лиц……………………………………..6

Заключение....................................................................................................................7

Список используемой литературы..............................................................................8

Введение

Нормативный правовой акт - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

Различаются:

  • конституция - основной закон государства;
  • конституционные законы;
  • обыкновенные законы;
  • подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

1. Действие нормативных актов во времени.

Определяя границы действия нормативных актов во времени, Г.Ф. Шершеневич был прав, когда писал, что "закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрез­вычайно важен в практическом отношении".

Действие закона, равно как и любого другого норма­тивного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.

Что считается "моментом вступления" нормативное правового акта в силу? Как определяется и с чем ассоции­руется этот момент? В государственно-правовой теории и практике разных стран нет единого ответа на эти вопросы.

В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверж­дения. Таковыми являются, например, нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в тех или иных странах в чрезвычайных или других экстре­мальных ситуациях. Таковыми были в СССР и союзных республиках - субъектах Федерации - постановления Правительства.

В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обна­родования).

В Италии, например, законы и регламенты каждой из палат Парламента вступают в силу на 15-й день после их опубликования, если в них не предусмотрено иное. Что же касается большинства других нормативных актов, то они вступают в силу с момента их опуб­ликования.

В Российской Федерации, порядок вступления нормативно-правовых актов в силу регулируется Федеральным законом о порядке опубликования и вступления в силу законов РФ (принят ГД РФ 25 мая 1994г.)

В соответствии с ним, в течение 7 дней с момента принятия закона он должен быть опубликован в официальном источнике, каковыми являются - Российская Газета и Собрание Законодательства Российской Федерации. Закон цитируется по тому, как он опубликован в этих официальных источниках. 23 мая 1996 года был подписан Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с ним эти акты должны быть опубликованы в Российской Газете и СЗРФ в течение 10 дней с момента принятия.

Федеральные законы вступают в действие на всей территории Российской Федерации в течение 10 дней, а указы Президента РФ - в течение 7 дней, таким образом и в том и в другом случае, между принятием акта и вступлением его в силу проходит 17 дней.

В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов либо определяется самими актами, или же указывается е других, специально изданных актах для введения их в действие.

В специально изданных актах (постановлениях Прави­тельства, распоряжениях Президента и т.д.) указываются сроки вступления в силу таких, скажем, правовых доку­ментов, как Основы законодательства Российской Феде­рации о нотариате (введены в действие постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г.), Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (ут­верждено постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г.), Таможенный кодекс Российской Федерации (введен в действие постановлением Верховного Совета РФ от 18 июня 1993 г.).

Для сложных и важных нормативно-правовых актов срок вступления в силу должен быть более длительным. чем для всех других нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных, подгото­вительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше вре­мени и усилий, чем это необходимо в отношении менее важных и сложных нормативно-правовых актов.

Немалое значение имеют не только сроки, но и спо­собы "вступления в силу", или "введения в действие", нормативно-правовых актов. В подавляющем большинст­ве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно на всей территории (страны, субъекта федерации, округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие. В России, Франции, Германии и ряде других стран раньше это была весьма распространенная практика, обусловлен­ная невозможностью (технически, организационно, ввиду отсутствия современных средств связи) обнародования одновременно на всей территории страны принимаемого нормативно-правового акта.

Во Франции, например, длительное время действовал специальный декрет (от 5 ноября 1870 г.), в соответствии с которым каждый вновь изданный закон вступал в силу не одновременно на всей территории страны, а постепен­но, по округам. Причем в каждом округе он начинал действовать лишь через день после поступления по почте в его главный город очередного номера журнала JournalOfficiel, в котором излагалось содержание данного акта.

Однако несмотря на то, что во многих странах в силу объективных причин широко была распространена прак­тика постепенного введения в действие закона, преиму­щество все же признавалось за вступлением в силу закона одновременно на всей территории государства. Отмеча­лось лишь одно "неудобство", а именно: при установлении '"слишком краткого срока" возникало опасение, что закон или иной нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет ознакомлено население. В то же время при слишком длительном сроке введения в действие закона могут появиться негативные последствия такого положения.

Вывод, к которому приходили правоведы того времени относительно преимуществ и недостатков вступления в силу законов одновременно и постепенно, сводился к тому, что "сравнительная ценность той и другой системы обусловливается величиною государства и культурой страны'''. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Система введения в действие закона одно­временно на всей территории получила повсеместное неоспоримое признание.

Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено законом. Согласно сложившейся практике, утрата им юридической силы происходит в результате следующих обстоятельств.

Во-первых, в результате истечения срока действия за­кона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты указанием сроков действия издаются, например, при вве­дении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный пе­риод.

Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным ком­петентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение, каким образом и в силу каких причин со­вершается отмена законодательных актов. Так, в Декрете "Общие положения о законе" Италии, действующем еще с 1942 года, особо поясняется, что "законы отменяются последующими законами, прямо указывающими на такую отмену, либо вследствие несоответствия старых норм новым, либо вследствие того, что новый закон по-иному регулирует отношения, составляющие предмет прежнего закона''.

В-третьих, в результате замены действующего норма­тивного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием новой Кон­ституции Российской Федерации, вступившей в силу "со дня официального ее опубликования по результатам все­народного голосования", а именно, 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось "действие Конституции (Ос­новного Закона) Российской Федерации - России, при­нятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями " ( Раздел второй Конституции 1993 года).

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо рассмотреть такое понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.

По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, например, применительно к России, что в случае возникновения, скажем, имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который действовал во время возникновения спора или совершения противоправного деяния. Презумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в других странах. Например, законодательство Италии предусматривает, что "закон предписывает лишь на будущее: он не имеет обратной силы". Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, уверенности каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка.

Исключением являются только те случаи применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее устранение. В некоторых случаях обратная сила закона признается в гражданском и семейном праве. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.

2. Действие нормативных актов в пространстве

Другим немаловажным аспектом действия правового акта является его действие в пространстве. Он позволяет определить пространственные пределы действия закона, сделать различие между актами различных государств, законом государства и международным актом, наконец, между общегосударственной и локальной нормами.

В первую очередь введем понятие территории государства. Это - часть территории земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства, составными частями которой являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, а также приравненные к ней объекты [Советский юридический словарь. С. 369].

В целом можно подразделить правовые акты на общегосударственные, действующие на всей его территории, на действующие на части территории и на международные, распространяющиеся на ряд государств. Следует сказать, что международные договоры не могут приниматься государством без его согласия; тем самым соблюдается государственный суверенитет. Договор, как правило, принимается согласно установленной процедуре законодательным органом и вступает в силу как часть правовой системы государства. В Конституции РФ, например, говорится о месте договора: при том, что “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу”, “если международным договором… установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора” [Конституция Российской Федерации, ст. 15, п. п. 1, 4 *]. Это означает, что в Российской Федерации такой договор по своей юридической силе стоит всего порядком ниже Основного закона. Таким образом, соблюдаются начала суверенитета. При этом международные договоры России “являются составной частью ее правовой системы” [Там же, п. 4 *] . Аналогичные нормы содержатся, например, в Основном законе ФРГ: “Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации” [Конституции буржуазных государств. - М., 1982, с. 179]. Таким образом, можно говорить о включении международного права в право конкретных государств и действии напрямую на их территории как “родного”.

К правовым актам, действующим на всей территории данного государства, в первую очередь можно отнести конституцию (при ее наличии), а также законы, в которых не оговаривается действие на каких-либо определенных территориях. В качестве примера можно привести Конституцию РФ. К правовым актам, действующим на определенной территории, можно отнести отдельные положения законов, относящиеся к определенной территории (например, в случае федерации - к ее субъекту), собственные акты отдельных территориальных единиц (например, субъектов федерации), акты местного самоуправления и локальные нормы права. Действуют повсеместно акты толкования, если касаются повсеместно действующих законов, договоры, если в них самих не оговорена определенная территория действия, индивидуальные правовые акты, если в них прямо или по смыслу не заложено какое-либо ограничение по пространству

В качестве примера закона, действующего на определенной территории, можно взять закон о введении на какой-либо территории чрезвычайного положения. Такого рода акты исходят, как правило, от центральной власти и не подпадают под юрисдикцию субъекта федерации (если государство - федеративное. В случае унитарного государства о собственном законодательстве отдельных территорий не может идти речи) . Правовой акт субъекта федерации - его устав (конституция - в случае республики), акты (решения), принятые законодательным органом субъекта в соответствии с уставом (например, решения Новосибирского областного Совета Депутатов). Как указано в Конституции РФ, субъекты федерации вне полномочий федерации и вне пределов совместного ведения федерации и ее субъектов обладают всей полнотой власти. Органы местного самоуправления (муниципалитеты, районные и поселковые советы и т. д.) издают акты, регулирующие “решение… вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью” [Конституция Российской Федерации. Ст. 15, п. 4. *]. Наконец, локальные нормы действуют в пространстве согласно с функциями, осуществляемыми организацией. Замечено, что территория для локальных норм важна постольку, поскольку на ней ведется трудовая деятельность, и в соответствии с этим в самих нормах предприятий координаты пространства указываются как “рабочее место”, “строительная площадка”, “территория завода” и так далее [См.: Архипов С. И. Понятие и юридическая природа локальных норм права. - Известия вузов. Правоведение. 1987, № 1, с. 29].

Действие правовых актов в пространстве ограничено территорией государства. Международные договоры применяются, но как часть системы права данного государства. По юридической силе они подчиняются основному закону, но, как правило, являются верховенствующими по отношению к законам. Законы, в свою очередь, распространяют свое действие на всю территорию государства, хотя могут действовать и на определенной территории государства. В федерациях субъекты выпускают свои правовые акты по предметам своего ведения; эти законы действуют только на территории данного субъекта. Кроме того, правовые акты вправе издавать органы местного самоуправления (действуют на территории поселения либо на ее части) и организации (действуют на территории т. н. рабочего места).

3. Действие нормативных актов по кругу лиц

Основным правилом можно назвать следующее: правовой акт распространяет свое действие на всех лиц, находящихся на территории его действия. Пространственно ограниченные акты распространяются на лиц, находящихся на определенной территории, а конституция распространяется на каждого гражданина на всей территории государства.

Действию закона подлежат не только граждане данного государства, но и иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на государственной территории. В данном случае закон распространяется и на них. Однако существует исключение из этого правила для лиц, обладающих экстерриториальностью, то есть внеземельности. Он действует в отношении некоторых иностранных граждан, в частности, дипломатов. Согласно ему иностранцы несут ответственность за совершенные правонарушения по законам родной страны. Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в ряде правоотношений, например, служить в армии и т. д. Признак территории достаточно условен и для граждан данного государства. Скажем, российские граждане за границей подчиняются не только законам страны пребывания, но и российским законам: например, они должны быть приписаны к определенному призывному участку в России, имеют право избирать и быть избранными в Российской Федерации и т. д. С другой стороны, некоторые правовые акты распространяются только на определенных лиц. Например, уголовная ответственность за воинские преступления распространяется только на военнослужащих. Специальный характер могут носить и отдельные подзаконные нормативные акты. Действие локальных норм ограничено кругом работников предприятия. В индивидуальном правовом акте круг субъектов оговаривается особо.

Правовые акты действуют по кругу лиц на всех граждан на территории данного государства. Он может также распространяться на иностранных граждан и лиц без гражданства за исключением лиц, обладающих экстерриториальностью. Также правовые акты могут действовать только на определенную группу, категорию лиц, либо, в случае индивидуального правового акта, на конкретно указанных лиц. Таким образом, главных оснований действия закона по кругу лиц два: по принадлежности к государству и по принадлежности к какой-либо определенной группе лиц, на которую распространяется действие данного акта.

Заключение

Итак, основными пределами действия правовых актов являются действие во времени, в пространстве, по предмету и по кругу лиц. Действие во времени является наиболее сложным видом действия. Оно включает в себя приобретение и утрату юридической силы, действие обратное, немедленное и ультраактивное (“переживание”). Однако существует мнение, что эту концепцию необходимо пересмотреть; выделяют обратное, немедленное и перспективное виды действия для нового нормативного акта, досрочное, немедленное прекращение действия и “переживание” - для старого. В пространстве действие правовых актов может быть ограничено границами государства, что не исключает с одной стороны правовых актов, действующих на части его территории, и международных договоров - с другой. При этом международные договоры обязательно включаются в правовую систему государства - участника и не может противоречить его Основному закону. По предмету нормативные акты подразделяются на общие (несущие наиболее общие нормы), отраслевые (регулирующие определенный род общественных отношений) и специальные (регулирующие определенный вид общественных отношений в рамках рода). Наконец, действие акта по лицам состоит в действии на всех граждан данного государства (для Конституции, например), на определенные категории граждан и на определенных, указанных в правовом акте лиц. Также акты действуют по кругу лиц на лиц без гражданства и граждан иных государств, оказавшихся на территории государства (но не действуют на лиц, обладающих экстерриториальностью).

В связи с обилием законов и иных нормативных актов между ними часто возникают столкновения - коллизии. У законодателя в таком случае есть выбор - оставить только одну из коллидирующих норм, поручив ей, таким образом, регулятивные полномочия, или воспользоваться коллизионной нормой. В зависимости от регулируемых коллизий различают четыре вида коллизионных норм: темпоральные (иначе - временные), пространственные, иерархические (иначе - субординационные) и содержательные.

Как говорилось, проблема действия правовых актов во времени сейчас весьма актуальна. Актуальность ее будет только повышаться. В наследство от СССР России досталась масса самых различных актов, часть которых не потеряла своего действия и поныне. Множество самых различных актов предстоит принять в соответствие с Конституцией. И для каждого значимого юридического акта необходимо решить вопрос о границах его действия. Вне сомнения, что построить по-настоящему демократическое общество нельзя без упорядоченной и развитой правовой системы. Развитие происходит все интенсивней, и все чаще встает проблема упорядочения. Постепенно создаются нормативные акты, оговаривающие те или иные моменты действия правовых актов: вступление в силу и ее утрата, немедленное, ретроактивное и ультраактивное действие и т. д. Представляется, что итогом станет единый закон, детально регулирующий все проявления действия всех правовых актов. Такой закон уже в силу своей системности и определенности окажет положительное влияние, способствуя правильному, упорядоченному развитию и, что особенно важно, применению права.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). - Информационная система “Кодекс” (состояние на 17 января 2000 года).

2. Основной закон Федеративной Республики Германия/Конституции буржуазных государств: Учеб. пособие. - М.: Юрид. лит., 1982. - С. 170 - 232.

3. Семейный кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Ред. газеты “Закон и жизнь”, 1996. - 60 с.

4. Уголовный кодекс РСФСР. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950. - 256 с.

5. Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” (с изменениями на 22 октября 1999 года). - Информационная система “Кодекс” (состояние на 17 января 2000 года).

6. Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. - М., Юридическая литература, 1993. - 176 с.

7. Архипов С. И. Понятие и юридическая природа локальных норм права//Известия вузов. Правоведение. - Л., 1987, № 1. - С. 29 - 34.

8. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. - М., Новый Юрист, 1998. - 624 с.

9. Юридический энциклопедический словарь/Гл. ред. А. Я. Сухарев; ред. кол.: М. М. Богуславский, М. И. Козырь, Г. М. Миньковский и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 415 с.