Реферат: Образовательная программа Мягкая игрушка
Название: Образовательная программа Мягкая игрушка Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей Детско-юношеский центр г. Петрозаводска. УТВЕРЖДАЮ: Директор ДЮЦ_____________ С.Э.Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка» Для детей 7-12 лет Срок реализации программы-3 года Учебная нагрузка: 1 год обучения – 144 2 год обучения – 144 3 год обучения – 216 Педагог дополнительного образования: Лери О.С. Утверждена на методическом совете________2009 Пояснительная записка Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной программой, составленной на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по мягкой игрушке, на основе изучения методической литературы: « Кружок изготовления игрушек-сувениров», В.М. Петуховой « Мягкая игрушка». А также 25-летнего практического опыта работы педагога Детско-юношеского центра г. Петрозаводска. В объединение « Мягкая игрушка» занимаются дети с 7-12 лет микрорайона « Ключевая», среди них много детей из неполных, многодетных, малообеспеченных семей. В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Это время, когда наиболее выпукло проявляется способность человека « выполнить» себя, т.е. усовершенствовать и развить свои задатки, сформировать себя как личность. Моя задача как педагога, помочь детям найти ключик для собственного развития, помочь в реализации их интересов и способностей, чтобы в будущем они могли находить радость в труде, профессии, создать счастливую семью и тем самым создавать процветающее государство. Сегодня общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Поэтому особо заметное может занять предмет, традиционно именуемый в отечественной школе – трудовое обучение, а в условиях дополнительного образования программа « Мягкая игрушка» Лежащая в основе этой программы предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает развивающим потенциалом. Ручной труд является эффективным « гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Он является также средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Программа « Мягкая игрушка» направлена на развитие в ребенке способности к творческому самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, возможно – заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата. Радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая: - радость общения -удовлетворение результатами своего труда -исключение боязни неудачи (любой результат положителен) - создание обстановки взаимопомощи. Воспитательная система социальной ориентации В основе системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, семья, совместный труд. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений. Вид воспитательной системы: 1. Воспитательная система – коллектив 2. Воспитательная система уюта и комфорта 3. Воспитательная система социального творчества Цель воспитания – воспитание личности успешно выполняющей весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, члена детского коллектива; Педагогические технологии: -коллективные творческие дела - общественно полезные акции - экскурсии Ключевым направлением работы является социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя. Компоненты воспитательной системы: - система обучения социальным навыкам - работа с родителями – включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей. - участие в различных социальных акциях. Диагностика достижения воспитательных результатов Основными результатами воспитательной системы являются: - сплоченность коллектива - творческие работы учащихся - достижение учащихся в различных социальных сферах Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов - набор достижений воспитанника - тестирование уровня социальной адаптации и сформированности ценностных ориентации. - оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения Программа рассчитана на 3 года обучения и включает в себя следующие разделы (курсы по годам обучения) 1. Курс « Умелые руки» 1 год обучения. « Учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными»: Дети получают общие представления о многообразии форм и цвета материалов в окружающей действительности, радость познания и созидания. 2. Курс « Первые шаги мастерства» 2 год обучения. « Учусь наблюдать, размышлять и действовать» Обучение детей основам декоративно-художественного отражения мира. 3. Курс «Секреты мастерства» 3 год обучения Изучение мира вещей как источник историко-культурной информации, изучение традиций, их роли в жизни и искусстве. При организации образовательного процесса по программе, особое внимание уделяется на комфортный, неформальный характер психологической атмосферы в объединении, не регламентированный обязательствами и стандартами. Кроме того: возможность сочетать различные формы занятий с учетом свободного времени, возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту). Принципы работы в объединении « Мягкая игрушка» - Добровольность - Индивидуальный подход к каждой личности ребенка. - Осуществление работы поэтапно, в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному» - Право на свободный творческий поиск. Одна из применяемых форм занятий – коллективная. Дети работают сообща, чтобы выполнить общее задание. Таким образом, они получают не только знания, но и опыт общения в сообществе ровесников, что особенно важно для детей. Большое внимание также уделяется подготовке инструкторов для младшего школьного возраста («Научился сам – научи младшего») Вышеизложенное показывает, что программа действительно актуальна и привлекательна для детей. Цели и задачи программы. Цель: Создание условий, способствующих развитию увлечений и мастерства у детей в прикладном творчестве, в частности « Мягкой игрушке» Задачи: 1. Раскрыть истоки народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества. 2. Дать специальные знания и практические умения, и навыки, необходимые для работы в « Мягкой игрушке» 3. Развитие творческой активности, фантазии, изобретательности. 4. Развитие художественного вкуса и формирование эстетических потребностей Формы и методы проведения занятий. Формы: 1. Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные; 2. Беседы 3. Экскурсии 4. Творческая мастерская 5. Игровые программы 6. Праздники 7. Занятия-исследования 8. Викторины 9. Выставки 10. Общественно-полезные акции Способы усвоения содержания: - занимательный способ - репродуктивный способ (« делай как я») - креативный способ (поисково-исследовательский) Методы: 1 Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой. Дискуссия 2 Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин. Схем, рисунков. 3 Практические методы: практические занятия. Занятие-исследование. 4 Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ. Курс « Умелые руки» ( 1 год обучения) Возраст детей от 7 до 9 лет Цель курса: Дать представление многообразие форм и цвета материалов в окружающей действительности, радости познания и созидания (« учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными). В эту группу входят дети, у которых недостаточная степень развития технических умений, а также дети с нарушением речи и неразвитостью линии ладони, недостаточно развита мелкая моторика рук. Это тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов. Поэтому для данной группы ставятся следующие задачи: 1. Научить правильно, пользоваться необходимыми инструментами (ножницами, иглой) 2. Ознакомить с различными видами бумаги и приемами изготовления аппликаций. 3. Дать знания и практические умения через изготовление простейших игрушек и сувениров. 4. Учить наблюдательности, аккуратности, настойчивости при выполнении работы. 5. Научить работать с книгой. 6. Формировать желание приносить радость своим трудом окружающим. 7. Познакомить с различными видами тканей. Темы курса: 1. Вводное занятие. История возникновения мягкой игрушки. Правила безопасного труда на занятиях. Правила пользования необходимыми инструментами. 2. Аппликация – один из видов прикладного искусства. Виды аппликаций из бумаги: предметная, декоративная, сюжетная. Работа с книгой. Цветовая гамма. Различные виды бумаги и приемы изготовления аппликаций. 3. Аппликация из ткани. Технология выполнения аппликации Виды тканей (гладкий и набивной ситец, трикотаж, драп, шелк) и другие используемые материалы (меховой лоскут; синтетический, натуральный) 4. Зимнее рукоделие. Новогодние подарки и елочные украшения. Основные виды швов «вперед иголку», «через край» 5. Комбинированные работы с использованием бумаги и ткани. Плоские игрушки. 6. Бытовая игрушка (первые шаги в «мягкой игрушке»). Правила пользования шаблонами, выкройками. Правила раскроя. Изготовление изделий по выкройке и образцу, по эскизу и выкройке, по выкройке (шаблону) Игольницы, прихватки, сумочки, кошельки. Украшение для мамы. Футляр для очков. Салфетки. 7. Музейное пространство: экскурсии- Дом кукол, Краеведческий музей, Выставочный зал, Центр карельских мастеров. Знакомство с различными видами прикладного творчества. Проведение русских народных праздников, знакомящих с историей и традициями России. 8. Заключительное занятие. Подведение итогов. В результате освоения курса дети должны знать: 1. Уметь определять вид ткани и других используемых материалов. 2. Выполнять основные виды швов («вперед иголку», « через край», « петельный»). 3. Уметь правильно пользоваться шаблонами, выкройками. Уметь изготавливать изделие: - по образцу и выкройке - по эскизу и выкройке - по выкройке 4. Знать виды и особенности прикладного искусства. 5. Знать правила безопасного труда на занятиях « мягкая игрушка «. 6. Участвовать в выставке « Моя первая игрушка». Курс «Первые шаги мастерства » (2 год обучения) Возраст детей от 8 до 10 лет. Цель курса: Дать основы декоративно-художественного отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действовать). Задачи: 1. Ознакомить с более сложными приемами изготовления изделий. 2. Развивать фантазию и воображение через конструирование игрушек 3. Познакомить с общими принципами, роднящими народную и современную игрушку. Дети в этой группе хорошо владеют различными приемами пошива плоских и объемных игрушек из ткани и мехового лоскута. Самостоятельно создают и перерабатывают готовые образцы. Творчески работают с методической литературой. Темы курса: 1. Вводное занятие. Содержание работы в мастерской мягкой игрушки в учебном году. Правила безопасности. Дежурство и порядок работы в помещении. 2. Бытовая игрушка. Демонстрация образцов игрушек. Особенности бытовой игрушки, ее назначении. Эскиз. Выполнение эскизов и выкроек по ним. Настенное панно (для кухни и прихожей). Карандашница настенная и настольная. Игольницы. 3. Объемная аппликация. Особенности изготовления. Используемые материалы: бумага, ткань, мех. Правила раскроя из меха. Сюжетная аппликация (индивидуальная работа). 4. Новогодние сувениры. Декоративные швы («тамбурный», «гладь») в изготовлении сувениров. Творческое использование известных и новых способов работы. 5. «Все для дома, все для семьи» Разработка бытовых вещей, применяя в работе формулу « красота + польза». Декоративные подушки. Тапочки для гостей. Грелки на чайник. Коврики. Прихватки-рукавицы. 6. Кукла. Рукоделие в духе народных традиций. Тряпичная кукла в народном быту. Особенности художественного оформления национальной одежды (русской и карельской). Ручной женский труд в народных традициях. Кукла - эталон мастерства юной рукодельницы. 7. Музейное пространство: экскурсии - Дом кукол, Центр ремесел, выставочный зал. Экскурсии в природу. Игровые программы, праздники. Знакомство с русскими и карельскими играми. Особенности народных праздников. 8. Заключительное занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. К концу второго года обучения дети должны: 1. Уметь изготавливать сложные изделия по образцу. 2. Уметь делать самостоятельные эскизы и выкройки по ним. 3. Эстетически оформить изделие в творческом решении. 4. Самостоятельно работать с методической литературой. 5. Знать особенности художественного оформления национальной одежды. 6. Выполнять декоративные швы («тамбурный», «гладь»). 7. Участвовать в формировании сувенирного фонда. 8. Подготовить коллекцию изделий к итоговой выставке. Курс « Секреты мастерства» (3 год обучения) Возраст (9-11 лет) Цель курса: Мир вещей как источник историко-культурной информации, традиции и их роль в жизни искусстве. Задачи: 1. Совершенствовать навыки обработки различных материалов. 2.Развивать фантазию через конструирование игрушек. 3. Научить передавать свои знания и умения младшим. 4. Развивать интерес к народному творчеству. Это смешанная возрастная группа. В данной группе также занимаются девочки, закончившие работу по программе, но продолжающие заниматься в объединение в качестве инструкторов. Работа проходит по подгруппам, занятия носят индивидуальный характер. Качественно новый и более подробный уровень раскрытия ранее изученных тем. Темы курса: 1. Вводное занятие. План работы в учебном году. Правила техники безопасности. 2. Бытовая игрушка. Обучение приемам переработки готовых образцов, подготовка к конструированию игрушек. Объемные картины, особенности их изготовления. Настенное панно для кухни, украшение для спальни, украшение для прихожей. 3. Русские народные игрушки Персонажи русских народных сказок. 4. Новогодний сувенир. Игрушки « Знака зодиака» Елочные украшения. 5. Вышивка. Техника выполнения декоративных швов, используемых в « мягкой игрушке» 6. Аппликация из ткани: плоскостная, рельефная. Сюжетная аппликация (выбор сюжета по индивидуальным эскизам). Лоскутная техника. 7. Работа с методической литературой по изготовлению игрушек. 8. Разработка новых видов сувениров. Коллективная работа. 9. Русские народные праздники. Игровые программы, знакомящие с русскими и карельскими играми. История и традиция праздников. 10. Я и природа. Культурно-экологическое поведение в естественной природе. Походы. Экскурсии в природу (времена года) Работа в интернет классе («Заповедники Карелии», «Профилактика здорового образа жизни») 11. «Умелые руки – не знают скуки» Коллективная творческая деятельность: - реставрация старых работ - выполнение работ на заказ - изготовление наглядных пособий - организация досуга младшим школьникам - общественно-полезные акции 12. Музейное пространство: экскурсии. Знакомство с различными видами прикладного . творчества. Дом кукол. Центр ремесел. Краеведческий музей. Выставочный зал. Центр карельских мастеров. 13. Заключительное занятие. Выпускной. К концу 3 года обучения дети должны знать: 1. Вести поиск необходимой информации по изготовлению игрушек и работать творчески с литературой. 2. Уменьшать и увеличивать выкройки. Уметь перерабатывать образцы и новые элементы. 3. Создать одну или несколько творческих работ. 4. Уметь работать с младшими группами. 5. Помогать педагогу в проведении занятий и праздников. 6. Выполнять работу по индивидуальному заказу. Ожидаемые результаты. В результате освоения образовательной программы « Мягкая игрушка» воспитанники: a. Научаться самостоятельно, выполнять все работы по изготовлению мягкой игрушки, а также оказывать помощь другим при необходимости. b. Вести поиск необходимой информации для изготовления игрушек и работать творчески с литературой. c. Познакомятся с истоками народного творчества и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества. d. Программа будет способствовать адаптации ребенка к жизни в обществе. e. Ожидается также, что освоение программы будет способствовать развитию художественного вкуса и формированию эстетических потребностей ребенка, его творческой активности. Фантазии, изобретательности. Система отслеживание результатов . ( апробированные способы) 1. Проведение конкурсов после пройденных тем в программе. 2. Контрольный срез в начале и в конце учебного года 3. Алгоритмизация действий воспитанников (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении задании по определенному алгоритму). 4. Беседы с детьми и их родителями 5. Наблюдение за воспитанниками в процессе работы. 6. Коллективные творческие дела, ролевые игры. Условия реализации программы. 1. Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия. 2. Наличие материалов и инструментов для изготовления игрушек. 3. Одно из важных требований – соблюдение правил охраны труда воспитанников, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах. Правила противопожарной безопасности. Учебно-тематический план Курс « Умелые руки» (1 год обучения) 144 часа (4 часа в неделю)
Курс «Первые шаги мастерства» 2 год обучения 144 часа (4 часа в неделю)
Курс « Секреты мастерства» 3 год обучения 216 ч. 6 ч. В неделю.
|