Реферат: Экономическая политика германского фашизма

Название: Экономическая политика германского фашизма
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Московский Государственный Областной Университет

Институт открытого образования

Контрольная работа

По истории экономики

на тему: “Экономическая политика германского фашизма ”

Выполнил: Хургчеева М.В.

студент 2 курса экономического факультета

Специальность: «Менеджмент организаций»

Заочная форма обучения с использованием

дистанционных технологий

Москва 2009

Содержание

Введение

I.Экономическая политика германского фашизма

1. Германия после 1 Мировой войны

1.1 Версальский мирный договор

1.2 Приход фашизма к власти

2. Милитаризация экономики Германии

2.1 Германская корпоративная экономика

2.2 Централизованный хозяйственный механизм

2.3 Финансово- кредитные проблемы

2.4 Аграрная политика

2.5 Подготовка к войне

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Развитие особенностей экономической политики фашизма рассматриваются нами на основе анализа закономерностей развития монополистического капитализма в Германии на фоне общих тенденций исторической эволюции капитализма в этой стране. Характерные черты этой эволюции определены запоздалостью экономического развития Германии по сравнению с другими западноевропейскими странами.

Целью данной работы является исследование экономической политики фашизма в Германии. Задачами для данного исследования являются:

а) анализировать общие закономерности развития промышленного производства, а также факторы, которые способствовали развитию промышленности,

б) показать развитие отдельных отраслей промышленности, определить, какие отрасли промышленности имели решающее значение для страны,

в) проследить процесс концентрации производства и рабочей силы, а также формирование и развитие монополистического капитала,

г) дать анализ развития сельского хозяйства.

Именно на эти задачи будет дан ответ в работе.

3

I. Экономическая политика германского фашизма

1. Германия после 1 Мировой войны

Особенность исторического развития германского капитализма заключалась в том, что с конца XIX века экономика Германии росла более быстрыми темпами, чем в других капиталистических странах Европы. Германский империализм выступил на мировую арену, запоздав к дележу рынков сбыта и источников сырья. Поэтому передел мира становится ее политической и экономической задачей.

IМировая война закончилась поражением Германии и нанесла ей огромные материальные потери. В результате войны государственный долг увеличился в 32 раза с 5 до 160 млрд. марок. Для укрепления позиций монополий проводилась политика принудительного картелирования и синдицирования. Картели и синдикаты – это простейшие виды монополий, связанные не производственными связями, а финансовыми узами. Принудительное синдицирование в Германии затронуло цементные, алюминиевые заводы, табачные и обувные фабрики. Довольно скоро Германия исчерпала все запасы сырья, а повторные мобилизации исчерпали резерв рабочей силы. В связи с этим объем производства резко сокращается. Общий объем промышленного производства в 1918 г. снизился по сравнению с 1913 г. на 43 %, а национальное богатство сократилось вдвое.

Величайшим бедствием стала инфляция. Выпуск бумажных денег приобрел астрономические масштабы. Если в 1913 г. за один доллар давали 4 марки, то в ноябре 1923г. — 8 млрд. марок. Двадцать государственных типографий работали на полную мощность, печатаябумажные знаки. Это привело к тому, что деньги стали дешевле бумаги, на которой они были отпечатаны. Инфляция способствовала обогащению наиболее предприимчивых промышленников. К концу 1922 г. они сумели получить от государства кредитов и займов на сумму 422 млрд. марок, которые быстро обесценивались. Кредиты же возвращались по номиналу. Осенью 1923 г. рост цен достиг 16 % в день, а заработная плата за 1923 г. увеличилась в 1 млрд. раз. Дневная зарплата квалифицированного рабочего в Берлине в ноябре 1923 г. составляла 3 трлн. 38 млрд. марок, однако ее не хватало даже на питание. Такую зарплату приходилось носить корзинами. Все это требовало проведения в 1923 г. денежной реформы, которая бы стабилизировала марку. .

1.1 Версальский мирный договор

В 1918 г. был свергнут Кайзер и Германия становится буржуазной республикой. В 1919 г. был подписан Версальский мирный договор. Экономические потери для Германии по этому договору были большими. Колонии переходят Англии, Франции, Бельгии. Она отдает Франции Эльзас и Лотарингию и предоставляет на 15 лет Саарский угольный бассейн. Германия потеряла 75% добычи руды, 43,8% выплавки чугуна, 35% производства стали, 29% добычи угля, 50% выплавки цинка и свинца. Национальное богатство Германии сократилось на 49, 7%.

Помимо этого Германия должна была выплатить странам победительницам репарацию в 132 млрд. золотых марок. Допускались платежи натурой. Было конфисковано 5 тыс. паровозов, 150 тыс. вагонов, большое количество сельскохозяйственных машин, 40 тыс. молочных коров. Последующие 10 лет в качестве реформаций она должна была поставить строительные материалы, химикаты и молочный скот. Договор обязал Германию сократить армию до 100 тыс. человек, из них офицеров — до 4 тыс. Всеобщая воинская повинность заменялась вольным наймом, распускался германский генеральный штаб, строго регламентировалось производство оружия. Германии запрещалось иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки, военную авиацию. Военно-морской флот ограничивался шестью броненосцами и несколькими более мелкими судами. Полностью демилитаризованной должна была стать Рейнская область

Разоренная войной германская экономика была не способна осуществить эти платежи. Сумма же выплат оказалась столь высокой, что германское правительство объявило по выплатам дефолт. На Германию обрушились тяжелые социальные потрясения. Субсидирование политики «пассивного сопротивления» привело к невиданной до сих пор инфляции. Рабочие и служащие не могли приобрести на свою зарплату даже хлеба. Спекуляция достигла небывалых размеров. Все основы общественной и экономической страны были подорваны.

Западные страны, которые сами переживали кризис, приняли новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга. Сокращалась общая сумма репараций со 132 до 113, 9 млрд. марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. Для осуществления принятых решений был создан Банк международных расчетов, который размещался в Базеле. Но кризис углублялся и в июне 1932 г. конференция в Лозанне уменьшила все платежи до 3 млрд. марок и определила срок их выплаты в 15 лет. В 1930 г. Германия ввиду экономического кризиса временно приостанавливает выплаты репараций, а в 1933 г. правительство Гитлера вообще отказывается от них.

1.2 Экономика Германии в 20-30 годы

Вплоть до 1924 г. в Германии наблюдается экономический хаос, так как внутренний рынок сократился, а внешние рынки потеряны, к тому же в стране зреет революционная ситуация. Американский банкир Дауэльс предлагает программу по восстановлению германской экономики. Его план предусматривал сокращение платежей до 1 млрд. золотых марок. Платежи должны были покрываться из доходов промышленности и железных дорог. Помимо этого Германия должна была получить иностранные капиталовложения. Так за1924 – 1929 гг. Германия получила 30 млрд. марок заграничных кредитов, 70% от этой суммы падало на США. Само правительство получило заем 800 млн. марок, а долгосрочные кредиты составили 12 млрд. марок. Период с 1924 по 1929 гг. был периодом быстрой концентрации и централизации капитала в Германии. Выход промышленности из кризиса сопровождался усилением процессов монополизации. Созданный в 1925 г. химический концерн "И. Г. Фарбениндустри" сразу стал самым крупным в Европе. На предприятиях концерна производилось 100 % германского синтетическогобензина и красителей, 80 % синтетического азота, 25 % искусственного шелка. Шесть рурских концернов — "Ферайнигте штальверке", Крупп, Хеш, Ханиэль, Маннесман и Клёкнер — контролировали 65 % производства чугуна и 60 % добычи каменного угля. Концерн Стиннеса "Стальной трест" в 1926 г. контролировал 43 % выпуска чугуна, 40 % производства стали и железа, имел около 300 предприятий, на которых работало около 200 тыс. рабочих. В электротехнической промышленности господствовали концерны “Всеобщая компания электричества” (АЭГ) и Сименс. В 1926 г. по инициативе германских промышленников был создан Европейский стальной картель, который выплавлял 75 % стали в Европе. Крупных успехов достигли: машиностроение, электротехническая и химическая промышленность. Было освоено производство синтетического бензина и искусственного шелка. Германская промышленность переживала подъем, ее доля в мировом промышленном производстве увеличилась с 8% в 1923 г. до 12% в 1928 г. В 1929 г. впервые экспорт превысил импорт. Довоенный уровень был превзойден. Заработная плата увеличилась на 50%, производственного труда – на 40%. Германский финансовый капитал участвовал в 200 из 300 международных монополий. Большая часть вкладов и капиталов была сосредоточена в руках четырех банков (Дойче банк, Дрезден банк, «Дисконте Гезельшафт» и Дармштадтский банк).

Но процветание оказалось «зыбким». Разразившийся экономический мировой кризис 1929 г. катастрофически отразился на Германии, так как основу экономики страны составляли иностранные займы и внешняя торговля. Из-за кризиса прекратились новые кредиты, выросло количество требований иностранцев погасить кредиты, сократился объем экспорта для оплаты импорта сырья и продовольствия в Германии. В результате: объем производства с 1929 по 1933 гг. сократился почти на 50%, разорилось множество предприятий, уровень безработицы достиг 6 млн. человек. Государственный долг вырос с 8,2 млрд. марок в 1929 г. до 11,4 млрд. долл. в 1932 г. Непрерывное падение промышленного производства продолжалось 4 года. Объем промышленной продукции за это время уменьшился на 40, 6 %. В тяжелой промышленности падение производства было еще большим: выплавка стали сократилась на 64, 9 %, чугуна — на 70, 3, производство в машиностроительной промышленности — на 62, 1, объем судостроения — на 80 %. Бездействовали целые промышленные районы. Например, в Верхней Силезии в начале 1932 г. стояли все доменные печи. В 2, 5 раза упали обороты внешней торговли. Промышленные предприятия Германии в 1932 г. использовали свои мощности только на 33, 4 %. Вслед за крахом в 1931 г. «Крединштальт», разорился один из основных немецких банков — «Дармштадтер унд Национальбанк», что заставило правительство временно закрыть все банки.

Кризис показал губительность опыта Германии после 1918 г. по использованию депозитными банками текущих национальных и иностранных сбережений для содействия подъему промышленности. Специфической особенностью кризиса в Германии явилось то, что рост учетной ставки до 20% не сумел предотвратить быстрое изъятие капиталов из банков, что вызвало крах многих из них. Усилению банковского кризиса и массовой безработицы способствовали процессы рационирования и концентрации в промышленности, развернувшиеся в Германии после первой мировой войны. Ускоренно созданные картели и концерны являлись союзами предпринимателей для исключения конкуренции.

Государство спасало монополии от банкротства с помощью предоставления им дотаций, кредитов и гарантий, придерживалось в своей деятельности в течение длительного времени принципа сохранения равновесия государственного бюджета. В то время, когда нужно было оживить производство небольшой экспансией цен, жесткая ограничительная политика Гинденбурга, слабого и бездеятельного канцлера, направленная на балансирование бюджета, привела экономику к катастрофическим последствиям. Страна сотрясалась стачками, беспорядками, путчами, террористическими актами, связанными с резкой поляризацией социально-политических сил. Дисбаланс веймарской государственной машины вел к ее гибели, что и произошло в результате установления фашистской диктатуры в Германии в 1933 г. До 1933 г. хозяйство Германии было рыночным без следов централизованного управления.

1.3 Приход фашистов к власти

Государственное вмешательство в экономику и ее антикризисное регулирование в 1930-х гг. имело место во всех развитых странах. Но по своей социально-экономической направленности, по целям и методам эти процессы резко различались в двух обозначившихся тогда группах стран. В демократически обустроенных государствах наиболее результативным был проводившийся в США «Новый курс» президента Ф. Рузвельта. Он был направлен на оздоровление и укрепление рыночного хозяйствования и сопровождался социальными реформами, повышавшими жизненный уровень населения.

Полной противоположностью был фашистско-тоталитарный режим, утвердившийся в те же 1930-е гг. в Германии. Подчинив всю экономику целям завоевания европейского и мирового господства, он свел на нет основы рыночного хозяйствования. Этот режим просуществовал в Германии 12 с лишним лет, с января 1933 г. по май 1945 г. Зачатки этого режима появились еще в начале 1920-х гг. в Мюнхене и в последующие годы нацизм стал быстро набирать силу. Этому способствовало несколько факторов. Один фактор — личностный, когда нарождающееся фашистское движение прибрело вождя в лице А. Гитлера, организовавшего национал-социалистическую рабочую партию Германии и сформулировавшего программу, ставшую основой фашистско-тоталитарного режима. Другой фактор – экономический, в виде нараставшего недовольства населения сначала репарационными обязательствами Германии, а затем сильно ударившим по стране экономическим кризисом, когда произошел крах ряда крупных банков, потерпели банкротство и закрылись 68 тыс. предприятий и свыше 7 млн. человек оказались без работы. У многих из них фашистская демагогия с ее лозунгами возрождения Германии получала соответствующий отклик. Наконец, большое значение имела поддержка Гитлера крупными промышленниками и банкирами, недовольными старыми парламентскими порядками. Они помогли Гитлеру прийти к власти, снабжая его значительными денежными средствами.

В 1933 г. нацистская партия получила большинство голосов в рейхстаге, президент Германии Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером и поручил ему формирование правительства. Объединив после смерти Гинденбурга посты канцлера и президента, Гитлер стал единовластным правителем Германии, главой фашистско-тоталитарной диктатуры господства.

2. Милитаризация экономики Германии

2.1 Германская корпоративная экономика

В 1933 г. в Германии устанавливается фашистский режим, предпочитавший выход из кризиса с концентрацией еще большей власти в руках господствующих монополистических кругов через установление централизованной системы управления экономикой с элементами рыночного хозяйства. Выбор Германией курса на централизацию управления экономикой объясняется не только экономическими причинами. Германия, пережившая после первой мировой войны сильную инфляцию, психологически не могла избрать политику регулируемых денег английского типа, предполагающую плавающий валютный курс с действиями Фонда стабилизации валюты, регулирование соотношения уровней цен и умеренный контроль за внешней торговлей. Зато Германия имела свой опыт использования модели «военного социализма» с преимущественно централизованным управлением хозяйственными процессами вместо рыночного регулирования. На экономическую германскую теорию большое влияние оказывали:

- теория Листа “Принцип экономического национализма”, суть которого состояла в том, что любая нация должна стремиться к экономическому самообеспечению, а из-за границы можно брать только то, чего нет в своей стране (принцип экономической автаркии);

- теория Бакке “Концепция больших пространств, западных хозяйственных блоков”. Будущее мировое хозяйство, по этой теории, должно состоять из хозяйственных блоков, которые были бы созданы по расовому признаку. Предполагалось, что будут высокоразвитые блоки и блоки-придатки;

- теории Федера, Бринкмана “Корпоративная экономика” предлагали значительное усиление функций корпоративного государства, реализующего общенациональную цель без социальных противоречий внутрихозяйственной системы за счет устранения из экономической жизни неарийских рас и резкого усиления экономических функций корпоративного государства.

В центре организации корпоративного режима лежит принцип автаркии (экономического самообеспечения). Германия представляла свое будущее в виде мощной индустриальной державы с интегрированными в ее экономику, расположенных вокруг сырьевых и продовольственных зон с расовой однородностью населения, обеспечивающих ее необходимыми производственными ресурсами. Концепция корпоративного режима служила теоретическим обоснованием для милитаризации экономики с наращиванием военного бюджета, усиления эксплуатации трудящихся и политической экспансии германского империализма, стремившегося к переделу мира.

2.2 ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ

Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация. Милитаризация экономики заполнила в Германии все 1930-е гг. Первые акции в этом плане были предприняты в сфере международных отношений. Сразу же после установления гитлеровской диктатуры Германия вышла из Лиги Наций (она была принята в нее в 1926 г.) и тем самым сочла себя освободившейся от всех связывавших ее ранее международных обязательств. В 1935 г. в стране была восстановлена всеобщая воинская повинность, и ее вооруженные силы, так называемый вермахт, стали быстро возрастать. Накануне второй Мировой войны вермахт насчитывал около 3 млн. человек, потом в ходе войны его численность возросла до 11 млн.

После 1933 г. германская экономика все более приобретала черты централизованно управляемого хозяйства на основе планов и приказов, в котором предприниматели становились просто исполнителями. За период 1932-1937 гг. промышленное производство выросло на 102%, национальный доход удвоился, безработица упала до 1 млн., что расценивалось многими как экономическое чудо.

В Германии была создана тоталитарная система управления экономикой. Значительно усилился государственный сектор экономики. Источником послужила конфискация предприятий и денежных средств у собственников «неарийского происхождения», главным образом - евреев. К 1939 г. было конфисковано около 25% всего акционерного капитала, и если в 1932 г. основной капитал государственного сектора исчислялся в 13,2 млрд. рейхсмарок, то в 1939 г. он возрос до 17 млрд. Фашистское руководство воспользовалось захваченной собственностью для включения ee в военное производство.

В частном секторе свободный рынок тоже перестал служить регулятором экономического процесса. Его заменил жестко централизованный хозяйственный механизм, на основе которого решались все вопросы объемов производства, ассортимента продукции, товарных цен. В июне 1933 года организован Генеральный совет немецкого хозяйства, в который вошли 12 представителей крупнейших компаний Германии. Предпринимательские союзы объединяются в корпорацию “имперское сословие германской промышленности”. После принятия закона в 1937 г. о роспуске корпораций с доходом менее 40 тыс. долл. мелкие предприниматели постепенно превратились в тех, кто живет на заработную плату. В то же время крупные корпорации получили дополнительную поддержку. Министерство экономики принудительно создавало новые картели и предписывало фирмам объединяться с существующими. Все предприятия обязаны были входить в ассоциации, создаются семь главных имперских групп: промышленная, энергетическая, ремесленная, торговая, банковская, страховая, транспортная.

Чтобы найти путь к высшему чиновнику, взятки достигали огромных цифр. Но это устраивало предпринимателей, так как их доходы от перевооружения быстро росли и достигли 5 млрд. долл. в 1938 г. против 175 млн. марок в 1932 г

Оно сохраняло только очень крупные фирмы, обладавшие высокой «военной потенцией», способные выполнять крупные военные заказы государства. Собственниками таких объединений становились зачастую вожди фашистской партии. Так, Г. Геринг возглавил крупнейшую фирму, состоявшую из железных рудников и металлургических предприятий, угольных шахт, машиностроительных и военных заводов.

Высшим экономическим органом страны был объявлен Главный хозяйственный совет, руководивший экономикой путем прямого административного диктата. В него входили наряду с фашистскими главарями крупнейшие промышленники и банкиры, такие, как Крупп, Тиссен, Шредер и другие. Но и сам Совет, как и другие органы власти, «замыкался» на Гитлере как на последней, решающей инстанции, на «волевых решениях» фюрера.

Все это требовало соответствующей структурной перестройки промышленного производства, и созданная система командно-административного управления полностью отвечала этой задаче. Преимущественное развитие получила тяжелая индустрия. В среднем за 1930-е гг. в нее направлялось три пятых всех инвестиций, и эти капиталовложения позволили в 1934 г. достичь докризисного уровня, а в 1939 г. уже превысить его на 50%. Ведущее место в тяжелой индустрии занимало машиностроение, дававшее около 25% всей промышленной продукции. В целом накануне второй Мировой войны на долю Германии приходилось 13% мирового промышленного производства, и с каждым годом все отчетливее вырисовывалась его военная ориентация. Если в 1932 г. в военное производство вкладывалось 620 млн. рейхсмарок, то в 1938 г. — уже 15 50 млн., то есть за шесть лет объем поглощенных этим производством средств увеличился в 25 раз. Ни в какое сравнение не шли капиталовложения в транспортное хозяйство (они возросли в 4 раза) и тем более в легкую промышленность и в жилищное строительство.

При этом настоятельного решения потребовала проблема снабжения милитаризованной экономики стратегическим сырьем. Необходимых для этого ресурсов (нефти, каучука, большинства цветных металлов, хлопка) в Германии было мало. И с целью преодоления их острейшего дефицита в 1936 г. был утвержден четырехлетний «План мобилизации экономических ресурсов». Он предусматривал накопление этих ресурсов внутри страны за счет налаживания производства синтетического каучука, пластмассы, химического волокна и других новых отраслей и за счет импорта из США, Великобритании, Франции и других стран Запада, который Германия усиленно форсировала в 1930г. Участвовал в этом накоплении и Советский Союз, который со времени подписания в 1939 г. советско-германского пакта о ненападении поставил Германии 865 тыс. т нефти, 140 тыс. т марганцевой руды, 14 тыс. т меди, более 1 млн. т. лесоматериалов плюс в таких же измерениях асбест, фосфат, платину и другие материалы. Последний поезд с сырьем пересек советскую границу в сторону Германии за несколько часов до начала ее нападения, ночью 22 июня 1941 г. Германия воспользовалась этими поставками, чтобы за короткий срок перевооружить главные ударные силы — моторизованную пехоту, танковые части и авиацию.

Предприятия, зачисленные в разряд «решающих» в военном отношении, в первую очередь снабжались кредитами и рабочей силой.

Германская экономика начала набирать обороты, основным "локомотивом" германской экономики было военное производство. Бюджет Германии стал расти из года в год. Вот цифры его доходов и расходов.

Годы Доходы Расходы Налоги Другие доходы Займы

1933/34 46,5 15,3 11,4 3,5 0,4

1934/35 52,8 17,4 13,4 3,6 0,4

1935/36 59,1 23,2 13,0 3,8 6,4

1936/37 65,8 25,8 16,3 3,9 5,6

1937/38 73,8 29,1 18,8 4,8 5,5

1938/39 82,1 39,4 22,9 5,3 11,2

Итого 380,1 150,2 95,8 24,9 29,5

Цифры даны в миллиардах марок. Военные расходы Германии за предвоенный период определяются цифрой 90 млрд. марок. Впервые эта цифра была объявлена перед войной германским правительством.

Гитлеровскому правительству удалось за шесть предвоенных лет не только вывести страну из кризиса, но и создать мощную современную экономику, могущую обеспечить ведение масштабной современной войны.

2.3 ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Финансово-кредитные проблемы занимали очень большое место в управлении фашистской экономикой. Они решались с помощью налогов, пошлин, займов (внутренний долг только за два года (1938—1939 гг.) возрос в четыре раза — с 12 до 48 млрд. марок), но главная роль принадлежала Центральному эмиссионному банку. Этот банк являлся частным кредитным учреждением, но фактически полностью подчиненным государству, его экономической политике. Милитаризация требовала огромных денежных средств, и в канун войны центральному банку было вменено в обязанность безоговорочно выдавать ссуды государству. Средств не хватало, и банку было предоставлено ничем не ограниченное право эмиссии. Огромная задолженность заставила использовать для этих целей печатный станок, средства замороженных иностранных счетов, прямой контроль над внешней торговлей и монополию на торговлю национальными и иностранными платежными средствами. Монополия проводилась следующим образом.

В сфере движения капиталов были введены моратории на выплату внешних долгов и трансфертные моратории, позволяющие осуществлять платежи в национальной валюте, которая должна была депонироваться на специальных счетах. На все платежные средства в иностранной валюте (банкноты, чеки, банковские переводы, ценные бумаги, акции, векселя и др.) был введен строгий девизный контроль, осуществляемый Национальным банком. Получатели иностранных платежных средств должны были делать официальную декларацию. Банк предоставлял иностранные платежные средства в установленных законом пределах при обязательном предъявлении коммерческих документов (торговых лицензий, документов о торговых соглашениях и операциях, поездках за границу и т.п.), подтверждающих их необходимость. Иностранные платежные средства подлежали сдаче в Национальный банк или специально созданные для обмена валюты учреждения.

По закону о стабилизации был установлен официальный уровень обменного курса. На его основе оценивалась стоимость товаров, определенная в клиринговом соглашении. Записи в статьи как кредита, так и задолженности производились в статьях баланса Национального банка. Кроме того, Германия использовала множественные обменные курсы или дифференцированные валюты. Немецкая марка обладала в какой-то период 237 курсами. К собственной выгоде Германия использовала различные обменные курсы при заключении коммерческих соглашений с дунайскими странами. По отношению к свободному курсу доллара в двусторонних соглашениях марка могла иметь различные курсы. Система валютной монополии способствовала сокращению предложения валюты Национальным банком и увеличению его спроса. В результате официальный уровень обменного курса оказывался завышенным по сравнению с реальным курсом и наряду с официальным рынком функционировал «черный» рынок. Проводимая периодически девальвация официального курса восстанавливала временно равновесие. В 1940 г. имела место «девальвация» марки в клиринговых расчетах с Румынией на 42%, с Грецией — на 23%.

Для финансирования вооружений были повышены налоги, выпускались долгосрочные займы и использовалось дефицитное финансирование. В стране была создана система кредита при отсутствии финансовых резервов. Денежной единицей в стране с 1924 г. была рейхсмарка. До конца 1920-х гг. она имела золотое обеспечение, которое резко снизилось в условиях экономического кризиса, а на протяжении 1930-х годов из-за безудержной эмиссии рейхсмарка стремительно обесценивалась. Кредиты промышленности и ссуды государству предоставлялись именно в такой обесцененной валюте. Одной из форм финансирования программы вооружений явился выпуск государственных краткосрочных беспроцентных векселей и так называемых "векселей по созданию работ". В 1933-1938 гг. было выпущено на 12 млрд. марок "мефовекселей" и «налоговых ордеров». Они не имели никакого обеспечения, но гарантировались государством и в обязательном порядке должны были приниматься банками. Эти векселя использовались исключительно для перевооружения экономики Германии и не фигурировали ни в бюллетенях Национального банка, ни в государственном бюджете, что позволяло сохранять в секрете масштабы перевооружения. В то время как поступления в бюджет от налогов и пошлин составляли лишь около 17 млрд. марок

Валютные резервы рейхсбанка были сравнительно невелики. Золотой запас Германии составлял всего около 900 млн. марок, его хватило лишь на первые полтора года фашистской диктатуры, поэтому главным источником финансирования было увеличение всякого рода поборов с трудящихся: прямых и косвенных налогов, принудительно размещаемых государственных займов, поборов в фонд "трудового фронта". Широко гитлеровцы прибегали и к прямому ограблению населения и общественных организаций. Так, ими были захвачены кассы распущенных буржуазных партий и разгромленных профсоюзов.

12 июня 1933 г. был издан закон "О защите германского народного хозяйства", который санкционировал грабеж лиц "неарийского происхождения" и всех неугодных гитлеровцам. По признанию Шахта, благодаря другому закону ("О государственной измене") удалось получить 100 млн. марок.

В области внешней торговли генерал военной экономики Шахт продемонстрировал к удивлению ортодоксов, что «чем больше ты должен стране, тем шире можешь развернуть с ней бизнес». Заключались выгодные для Германии торговые сделки. Вводилось контингентирование с двусторонним клирингом, осуществляемым в форме соглашений между государствами путём безналичных расчетов, зачитывающих взаимные требования и обязательства без уплаты золотом или перевода иностранной валюты. Такая система препятствует установлению наиболее выгодных направлений потоков международной торговли, так как двустороннее равновесие между импортом и экспортом никогда не достигается и всегда есть остатки, трудноподдающиеся переводу. Могли смягчить жесткость системы выделением кредитов в случае сезонных нарушений равновесия или принятием принципа частных компенсаций и другими мерами, но в целом задержка с сальдированием по коммерческим операциям возникала всегда. В результате каждый участник операции ждал не только появления наличных средств на клиринговом счету, но и своей очереди в соответствии с предварительно установленным порядковым номером его сделки. Это заставляло капиталиста прибегать к кредиту и увеличивать затраты по сделке.

Управляющим параметром развития экономики стали инвестиции , величина которых увеличивалась во времени. Так как размер и направление инвестиций все более зависели от центральных управляющих органов, а не от предпринимателей, то, по мере усиления централизации цены, процент, деньги и банки все более теряли роль регуляторов развития экономики. Банки стали просто обслуживать централизованное распределение инвестиций и платежные взаимоотношения предприятий, мало нуждавшихся в банковском кредите, а цены, процент и деньги превратились в счетные величины.

2.4 Аграрная политика

Составной частью государственно-нацистского регулирования была аграрная политика. За 80 с лишним лет, прошедших со времени аграрных реформ середины XIX в., немецкие крестьяне адаптировались к рыночной экономике. Теперь с 1933 г. работа на рынок заменилась работой по принуждению. Первым делом новая власть занялась наведением порядка в сельском хозяйстве, что соответствовало ее стремлению самообеспечения Германии продовольствием. Были приняты законы, не допускавшие спекуляции землей и реорганизовавшие структуру производства и сбыт сельскохозяйственной продукции. Все крестьянские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы были объединены в «сословие кормильцев рейха», названы «солдатами фронта питания», производимая ими продукция находилась на строгом учете, и каждый крестьянин был обязан большую ее часть поставлять государству по чрезвычайно низким, диктуемым сверху ценам. Изданный в 1933 г. закон "О наследственных дворах" объявил хозяйства от 7, 5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну. Поскольку наследственные дворы передавались только старшему сыну, все остальные дети крестьян должны были добывать "жизненное пространство" в рядах армии с оружием в руках, завоевывать новые земли. Сельские хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Им предписывалось, что сеять, сдавать и по каким ценам. Они не могли продать без разрешения властей даже курицу. Вся работа земледельцев регламентировалась продовольственным управлением рейха. Был достигнут рост оптовых цен на сельхозпродукцию на 20%, но полученная от этого выгода земледельцев была перекрыта ростом цен на машины и удобрения. Самообеспеченость продовольствием достигла 83%.

2.5 Подготовка к войне экономики Германии

Одновременно германские империалисты развернули военно-экономическую подготовку страны. Они учли опыт первой Мировой войны и задолго до прихода нацистов к власти (в 1924-1929 гг.) при активном участии американского и английского капитала создали военно-промышленный потенциал. Поэтому подъем военного производства, который отмечался после установления гитлеровской диктатуры, явился продолжением прежнего курса, но с применением новых методов и несравнимыми темпами и размахом. В лице Гитлера немецкие монополии нашли то, что долго искали.

Являясь председателем союза германских промышленников, Г. Крупп представил Гитлеру проект реорганизации промышленности страны, чтобы ускорить перевооружение рейхсвера. Его фирма одна из первых приступила к массовому производству военной продукции. "Вместо грузовиков на конвейерах появились танки, а тысячи стальных болванок стали превращаться в орудийные стволы. На кильских судоверфях Крупп начал широкое строительство подводных лодок, минных тральщиков и эсминцев... Когда Геринг заявил о возрождении люфтваффе, Крупп уже открыто испытывал на побережье Балтийского моря новое зенитное орудие".

В апреле 1933 г. глава крупнейшей фирмы Тиссен по прямому поручению Гитлера провел совещание с представителями авиационной промышленности, на котором было принято решение резко увеличить производство боевых самолетов всех типов: от одноместных истребителей до крупных бомбардировщиков. О темпах роста военной промышленности Германии можно судить по данным выпуска самолетов. В 1931 г. их было произведено лишь 13, в 1933 г.- 368, в 1935 г.- 3183 штук. Это были преимущественно военные самолеты или такие "гражданские", которые легко могли быть переоборудованы в военные.

В июле 1933 г. обсуждался вопрос о производстве танков и выборе наиболее правильных технических решений при разработке моделей, предназначенных для массового выпуска.

В1938 г. была принята судостроительная программа, рассчитанная на десять лет. В течение этого срока намечалось ввести в строй 10 больших линкоров, 15 броненосцев, 4 авианосца, 49 крейсеров, 158 эсминцев и миноносцев, 248 подводных лодок.

Старые предприятия вскоре перестали удовлетворять потребности рейхсвера. В срочном порядке началось возведение новых. В первые три года фашистской диктатуры вступило в строй более 300 военных заводов, в том числе 55-60 авиационных, 45 автомобильных и бронетанковых, 70 военно-химических, 15 военно-судостроительных и 80 артиллерийских.

Большое значение в системе мероприятий по созданию военной экономики имело расширение сырьевой базы, осуществлявшееся многими путями: разведкой и организацией добычи полезных ископаемых внутри страны, принудительным изъятием изделий из цветных металлов у населения, ограничением потребления военно-стратегического сырья в гражданских отраслях производства, усиленным ввозом его из-за границы, разработкой и внедрением всевозможных заменителей. На все это было израсходовано уже в первые годы фашистской диктатуры до 10 млрд. марок.

Размеры капиталовложений в военное производство видны из таблицы 1.

Таблица 1. Капиталовложения в экономику Германии

Существенно важным в подготовке к войне явилось строительство дорог военно-стратегического значения. Некоторые автострады, пересекая Германию с запада на восток, обеспечивали быструю переброску войск с одного театра военных действий на другой. Расходы на строительство железных дорог с 805 млн. марок в 1932 г. возросли до 1 876 млн. марок в 1935 г.

Милитаризация экономики способствовала усилению процесса концентрации капиталов и всевластия монополий. По данным германского статистического управления, в конце 1935 г. доля концернов в общей сумме акционерного капитала составляла: в каменноугольной промышленности - 82,4 %, в черной металлургии - 76,6%, в производстве электроэнергии - 85,2%. Уже тогда концерны контролировали 85% всего акционерного капитала. Концерн Крупа представлял собой гигантский комплекс металлургических, машиностроительных, танковых, артиллерийских, автомобильных, авиационных и судостроительных заводов. Его обороты выросли со 191 млн. марок в 1932/33 г. до 896 млн. марок в 1936/37 г. За это время вдвое увеличились обороты концернов Сименса и "ИГ Фарбениндустри", в восемь-девять раз - концерна "Юнкере". Деятельное участие в вооружении фашистской Германии принял концерн Цейса, изготовлявший точные оптические приборы, так необходимые в артиллерии, авиации, на боевых кораблях.

Часть капиталовложений в военное производство шла из прибылей монополий, увеличивавших таким образом свой основной капитал. Особенно быстро росли прибыли самых крупных военных концернов. Об этом свидетельствует таблица 2.

Таблица 2. Рост прибылей концерна Круппа

Уже в 1933 г. Я. Шахт, министр хозяйства, организовал точный учет предприятий, наиболее важных в военном отношении. Были разработаны экономические планы производства 200 важнейших видов военных материалов, а также план подготовки к войне сельского хозяйства. В 1935 г. заготовлялись и рассылались на места продовольственные карточки. Шахт беспокоился, чтобы о них не стало известно за рубежом, потому что "такое мероприятие было бы расценено как подготовка к предстоящей вскоре войне и тем самым как доказательство агрессивных намерений Германии"

С быстрым развитием военной промышленности, экономическая подготовка предусматривала: достижение автаркии в снабжении сырьем; равномерное рассредоточение промышленных объектов по всей территории страны; увеличение производственных мощностей предприятий, обслуживающих и питающих войну; проведение технической реконструкции и рационализации в важных в военном отношении отраслях промышленности.

Военное производство и расходы на вооружение за 1932 —1938 гг. выросли в 10 раз и перед началом войны составили 58 % государственного бюджета.

Лозунг "пушки вместо масла" приобрел реальный смысл. Был установлен прямой запрет на инвестиции в отрасли, производившие товары народного потребления. Трудовая повинность в 1938 г. стала всеобщей. С 1935 г. вводились специальные рабочие билеты с целью учета и мобилизации рабочей силы. Удлинялся рабочий день, и накануне войны он достиг 10-14 ч.

В 1938 г. Германия стала мощной военной державой и по промышленному производству вышла на первое место в Европе и на второе место в мире.

С принятием четырехлетнего «Плана мобилизации экономических ресурсов» в сентябре 1936 г. Германия перешла к системе военной тотальной экономики. Месяцем раньше Гитлер издал секретный меморандум об экономической подготовке к войне. Он заканчивался совершенно определенной директивой: "1) через четыре года мы должны иметь боеспособную армию, 2) через четыре года экономика Германии должна быть готова к войне". Таким образом, дата развязывания мировой войны была уже определена - не позднее 1940 г.

В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.

К этому времени государственная собственность Германии достигла 13% акционерного капитала. При этом настоятельного решения потребовала проблема снабжения милитаризованной экономики стратегическим сырьем. Необходимых для этого ресурсов (нефти, каучука, большинства цветных металлов, хлопка) в Германии было мало. Он предусматривал накопление этих ресурсов внутри страны за счет налаживания их производств и за счет импорта из США, Великобритании, Франции и других стран Запада, который Германия усиленно форсировала в 1930г. Участвовал в этом накоплении и Советский Союз, который со времени подписания в 1939 г. советско-германского пакта о ненападении поставил Германии 865 тыс. т нефти, 140 тыс. т марганцевой руды, 14 тыс. т меди, более 1 млн. т. лесоматериалов плюс в таких же измерениях асбест, фосфат, платину и другие материалы. Последний поезд с сырьем пересек советскую границу в сторону Германии за несколько часов до начала ее нападения, ночью 22 июня 1941 г. Германия воспользовалась этими поставками, чтобы за короткий срок перевооружить главные ударные силы — моторизованную пехоту, танковые части и авиацию.

Импорт был сокращен до минимума, картельные соглашения были запрещены, цены на продукты устанавливались государством, введен жесткий контроль за заработной платой, дивиденды ограничивались 6% годовых, строились огромные заводы. Промышленные предприятия были подчинены непосредственно руководству из центра, и промышленники стали «винтиками» военной машины. Централизованное распределение сырья и полуфабрикатов осуществлялось центральными органами с помощью рационирования. Распределение рабочей силы также регулировалось центральными органами и лишь частично зависело от планов предпринимателей и рабочих.

2.6 Итоги войны

Уже в годы войны было создано имперское Министерство вооружения и боеприпасов, которое формировало применительно к своим целям новые промышленные объединения, существующие параллельно с имперскими. Новое министерство в соответствии с общей линией всеобъемлющей милитаризации государственного аппарата постепенно поглотило большую часть функций Министерства хозяйства, Министерства труда и др. Расширение военного производства проходило за счет колоссального роста государственного долга, увеличения налогов, сокращения народного потребления.

К лету 1941г. производственные мощности гитлеровской Германии за счёт европейских союзников и оккупированных стран увеличились по железной руде в 7 раз, стали - в 2,2 раза, по алюминию - в 1,7. С самого начала войны промышленность рейха работала на военные потребности на полную мощность. Успехи Германии на первом этапе войны дали ей возможность использовать экономический потенциал завоёванных стран.

В 1943 году её удельный вес в общей стоимости валовой продукции составлял 80%. Почти 20% работающего населения трудилось на военных производствах. Потребность в рабочей силе Германия удовлетворяла за счёт принудительной работы пленных и депортированных с других стран.

Мероприятия по милитаризации экономики нашли своё отражение и в сфере

финансов. В Германии расходы на войну увеличились с 38,03 млрд. марок в 1939/40 финансовом году до 105 млрд. марок в 1943/44 году. Удельный вес этих расходов в общих расходах бюджета за годы войны составил 63%. Однако, несмотря на полную милитаризацию, экономика Германии была не в состоянии полностью удовлетворить потребности фронта. С конца 1943 года появились трудности во всех отраслях хозяйства. Нарушаются связи между отдельными экономическими комплексами, наблюдается недостаток сырья, топлива, людских и финансовых ресурсов, промышленное производство резко снижается, растёт инфляция. Уменьшились посевные площади, валовой сбор зерновых резко снижается. Продовольственную проблему Германия решала за счёт оккупированных территорий. Потребление продуктов питания резко снизилось. Дефицит бюджета ликвидировался за счёт эмиссии бумажных денег, что привело к резкому подъёму инфляции. Разрушение трудовых ресурсов дополнялось всеобщим финансовым истощением, порожденным непомерными военными расходами, которые поглощали ежегодно 120-150 млрд. марок. Огромные суммы налогов не смогли заполнить все возрастающую брешь в расходной части бюджета. Нацистское руководство широко использовало в этих целях систему внутренних займов и кредитов, что в свою очередь увеличивало и без того громадный государственный долг. Так, если в 1939 г. он составлял 30 млрд., в 1943 – 195 млрд., то уже в 1945 г. достиг 390 млрд. марок. Покрытие растущей государственной задолженности осуществлялось главным образом за счет эмиссии бумажных денег. Это разрушающим образом воздействовало не только на финансовую систему, но и на экономику страны в целом.

Война неумолимо поглощала ранее созданные запасы стратегического сырья, топлива, продовольствия; казна пустела, а инфляция стремительно приближалась к 600% от довоенного уровня.

Тяжесть военного бремени монополии старались возложить на плечи трудящихся. Продолжительность рабочего дня увеличилась до 16 и более часов в сутки, а заработная плата с октября 1940 г. оставалась неизменной. Доходы только от прямого обложения заработной платы рабочих выросли с 2,1 млрд. марок в 1938-1939 гг. до 4,5 млрд. в 1942-1943 гг. и 5 млрд. в 1943-1944 гг.

С расширением масштабов военных действий экономика Германии все чаще сталкивается с неразрешимыми проблемами: возрастанием напряженности на рынке труда, дезорганизацией на транспорте, блокированием внутренних водных артерий, нехваткой вагонов и подвижного состава на железных дорогах, разрушением традиционных хозяйственных связей; прекращением подачи топлива, сырья, материалов к центрам их переработки, затовариванием готовой продукцией, прекращением работ многих предприятий.

Расходы Германии на подготовку мировой войны с момента захвата фашистами власти составили более 90 млрд. марок, не считая расходов на содержание вооруженных сил. Из них 55 млрд. было затрачено на производство вооружения, 10 млрд. — на приобретение и производство стратегического сырья и создание его запасов и около 25 млрд.— на государственные военные вложения.

В апреле 1945 г. военно-экономическая машина фашистской Германии рухнула под ударами объединенных сил антигитлеровской коалиции. Итак, борьба Германии за «передел мира» привела к двум разрушительным мировым войнам.

Заключение

До 1933 г. хозяйство Германии было рыночным. На рынке труда господствовали «двусторонняя частичная монополия» — немецкие профсоюзы и союз работодателей, где разворачивалась борьба за власть. Жесткая ограничительная политика Гинденбурга, направленная на балансирование бюджета, способствовала росту безработицы и приходу нацизма.

Фашистский режим, установленный в Германии в 1933 г., видел выход из кризиса с концентрацией еще большей власти в руках монополий через установление централизованной системы управления экономикой с элементами рыночного хозяйства. В этой системе безработице нет места, но для формирования инвестиций может принудительно сокращаться потребление и расти дефицит потребительских благ.

На выбор Германией экономического курса большое влияние оказали идеи корпоративного режима, стремящегося к политической экспансии германского империализма. Для реализации его целей нужно было централизованное управление экономикой, нацеленное на милитаризацию экономики и предполагающее автаркию, принудительное объединение трудящихся в корпорации и общенациональная идея, устраняющая из экономической жизни неарийские расы.

В фашистской Германии был установлен мораторий на выплату долговых обязательств государства, прямой контроль над внешней торговлей и жесткая монополия на торговлю национальными и иностранными платежными средствами. Необходимость автаркии диктовала жесткую регламентацию сельского хозяйства. Резко увеличились общественные работы для трудоустройства безработных за счет огромных инвестиций, нацеленных на милитаризацию экономики. Для их финансирования были повышены налоги, выпускались долгосрочные займы и использовалась система государственного кредита с векселями «мефо» для печатания ничем не обеспеченных банкнот.

В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх. Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличающий ее от остальных моделей.

Тем не менее, несмотря на великолепные показатели экономического роста, Германия стояла на грани экономической катастрофы: не следует забывать, что в основе ее процветания лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура, сворачивание рынка на основе принудительной сверхцентрализации народного хозяйства. Продолжение политики милитаризации национального хозяйства не только не решало проблему восстановления оптимальных, хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешнего рынка, оздоровления финансовой системы, гармонизации социальных отношений, напротив, загоняло эти проблемы в тупик. Только развязывание внешней агрессии могло отодвинуть неотвратимую экономическую катастрофу.

Однако с завершением войны наблюдался обратный процесс, что свидетельствует об экстраординарности данного явления. Подтверждением этого может быть отказ ряда стран от использования государственно-монополистического капитализма с централизованным хозяйственным механизмом и возвращение их к рыночной системе. Ее эффективность подтвердилась наличием довольно длительных периодов быстрого экономического роста в этих странах, получивших название немецкого, японского, итальянского "экономического чуда".

Список использованной литературы

1. Березин И.С. Краткая история экономического развития / Учебное пособие. М.: Русская Деловая Литература, 1999.

2. Бор М.З. История мировой экономики. М.: Дело и Сервис, 1998.

3. Бурдерон Р. Фашизм: идеология и практика. – М. 1983. - 165 с.

4. Желев Ж. Фашизм и тоталитарное государство. – М., 1991. -334 с.

5. История мировой экономики. Под ред.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Очерки экономических реформ. Под ред. Ю.Ф. Воробьева и др. – М., 1993.

7. Экономическая история зарубежных стран. Под ред. К. Голубничего. – М., 1996.