Реферат: Смысл понятий ноу-хау бюрократия

Название: Смысл понятий ноу-хау бюрократия
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Вариант 2

Задание 1

Объяснить смысл понятий "ноу-хау"; "бюрократия".

Задание 2

Известная корпорация "Джонсон энд Джонсон" выпускает продукцию само­го широкого профиля (от обезболивающих средств до детской присыпки и кон­тактных линз). Офис материнской компании "Джонсон энд Джонсон" находится в г. Нью-Брансуик (штат Нью-Йорк), за рубежом фирма имеет 18 отделений; в сере­дине 1990-х гг. объем продаж данной компании достиг 12 млрд. долларов.

В состав корпорации входит 166 дочерних фирм, каждая из которых дейст­вует в условиях полной автономности, и президенты которых встречаются с бос­сами из штаб-квартиры не чаще четырех раз в год. Президентам дочерних фирм делегированы полномочия единолично решать вопросы производства и сбыта сво­ей продукции, кадровые проблемы. У них свой бюджет и план реализации продук­ции, некоторые дочерние фирмы ведут собственные научно-исследовательские и конструкторские работы. Обязательные в каждом подразделении функции, такие как обработка платежных документов, закупки, сбыт готовой продукции, финан­совая отчетность и т.п. сосредоточены в рамках специализированных служб.

Прямой контроль за 166 филиалами осуществляют 19 председателей групп, в которые объединены ее европейские отделения.

Стратегия корпорации строится от отделений на базе представленных ими планов развития и при непосредственном участии председателей групп. Послед­ние в свою очередь подотчетны 3 председателям секторов, представляющим раз­личные направления

ШТАБ
материалов, а также потребительских товаров. Эти 3 председателя секторов уже имеют дело только с Главным управляющим.

1. Определить тип и разновидность организационной структуры управления корпорации "Джонсон энд Джонсон"; составить схему.

2. Выявить и прокомментировать основные преимущества и недостатки ор­ганизационной структуры корпорации "Джонсон энд Джонсон".

Задание 3

1. Что является стратегической целью такой функциональной подсистемы как маркетинг:

а) определение потребностей населения и производства в продукции или услугах данной организации;

б) разработка и спецификация параметров новой продукции;

в) выход на первое место по продаже продукции данной организации на рынке;

г) сбор и обработка информации о товаре.

2. Реальная организация с точки зрения теории организации - это:

а) фактически сложившаяся и функционирующая система;

б) предприятие или учреждение, имеющее утвержденный устав и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность;

в) социальная система, образующаяся вследствие сочетания формальных и неформальных элементов.

3. Предприятие, имущество которого находится в собственности местных органов управления, является предприятием:

а) коллективным;

б) муниципальным;

в) частным.

4. Какая из систем обеспечивает процесс создания материальных благ или оказания услуг:

а) управляющая;

б) управляемая;

в) открытая.

5. Основная функция организационной культуры:

а) получение большей прибыли;

б) создание образа коллективного “мы”;

в) повышение качественного уровня социальной политики организации.

Задание 1.

Ноу-хау (от англ. know how — знать как) или секрет производства — это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами.

Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.

Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).

Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.

Бюрократия — под этим словом подразумевают то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым); затем под бюрократией разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих представителей центральной правительственной власти.

Задание 2.

1.Дивизиональная структура управления ее разновидностью является региональная дивизиональная структура управления.

2.Вся деятельность компании в определенном регионе в этом случае должна подчиняться соответствующему руководителю, несущему за нее ответственность перед высшим руководящим органом фирмы. Дивизионально-региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местными обычаями, особенностями законодательства и социально-экономической среды региона. Территориальное деление создает условия для подготовки управленческого персонала отделений (дивизионов) непосредственно на месте.одводя итог рассмотрения дивизиональных структур, особо подчеркнем их достоинства, недостатки и условия наиболее эффективного применения. Также использование дивизиональных структур позволяет компании уделять конкретному продукту, потребителю или географическому региону столько же внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания, в результате чего возможно быстрее реагировать на изменения. происходящие во внешней среде, адаптироваться к изменяющимся условиям. Этот вид структуры управления ориентирует на достижение конечных результатов деятельности компании (производство конкретных видов продукции, удовлетворение потребностей определенного потребителя, насыщение товарами конкретного регионального рынка). Уменьшение сложности управления, с которой сталкиваются управляющие высшего звена.

В то же время следует подчеркнуть недостатки рассматриваемого типа организационных структур:

дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т. е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, группы и т. п.;

противопоставление целей отделений общим целям развития компании, несовпадение интересов "верхов" и "низов" в многоуровневой иерархии;

возможность возникновения межотделенческих конфликтов, в частности, в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов;

невысокая координация деятельности отделений (дивизионов), штабные службы разобщены, горизонтальные связи ослаблены;

неэффективное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением;

увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала;

затруднение осуществления контроля сверху донизу;

многоуровневая иерархия и в рамках самих отделений (дивизионов), действие в них всех недостатков линейно-функциональных структур;

возможное ограничение профессионального развития специалистов подразделений, поскольку их коллективы не столь велики, как в случае применения линейно-функциональных структур на уровне компаний.

Отделение 1 региона

Отделение 2

региона

Отделение 3 региона Отделение 18 региона