Реферат: Отчет о прохождении практики в отделе по защите прав потребителей администрации г. Самара
Название: Отчет о прохождении практики в отделе по защите прав потребителей администрации г. Самара Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключение по результатам исследования стиля руководства в отделе по защите прав потребителей Результаты исследования подтверждают, с одной стороны, гипотезу о том, что в чистом виде стили руководства практически не встречаются, а, с другой стороны, теорию о ситуационном руководстве. Индивидуальный стиль руководства представляет собой своеобразный сплав из традиционно выделяемых стилей-компонентов - авторитарного (директивного), демократического (коллегиального) и либерального (попустительского) (схемы стилей руководства начальника отдела по защите прав потребителей и его заместителя см. в приложении). Определение структуры стиля руководства начальника отдела Преобладает коллегиальный компонент наряду с директивным, либеральный компонент практически не представлен. Коллегиальный компонент представлен наиболее широко:
Директивное поведение проявляется чаще всего в следующих случаях:
Черты либерального стиля, как уже упоминалось, практически не представлены. Они неявно проявляются при следующих обстоятельствах: 13% считают, что руководителю безразлично, кто у него работает, что он боится отвечать за свои действия и желает уменьшить свою ответственность, что он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны; 25% считают, что он контролирует работу подчиненных от случая к случаю. Процентные показатели по этому стилевому компоненту невысоки, выборка составляет 8 человек, поэтому 12% - это мнение одного человека, но на это следует обратить внимание, так как численность персонала отдела невелика. Определение структуры стиля руководства заместителя начальника отдела Наиболее широко представлены коллегиальный и директивный компоненты, либеральный компонент проявляется достаточно часто, но выражен не ярко: Наиболее яркие черты демократического стиля:
В результате обработки анкет была выявлена следующая тенденция: по многим показателям отмечено доминирование двух стилевых компонентов, что может свидетельствовать о том, что мнение коллектива по отношению к выявляемому показателю ещё не выработано, либо о том, что руководитель обычно придерживается двойной линии поведения (так называемое ситуационное руководство) в следующих ситуациях:
Директивный стилевой компонент наиболее ярко проявляется в критических для отдела ситуациях, когда руководитель, по мнению персонала, переходит на более жесткие, директивные методы руководства. Попустительский компонент наиболее часто проявляется в ситуациях, связанных с установлением требований перед подчиненными; контроля результатов деятельности и их оценки; в ситуациях поддержания дисциплины в отделе, отдачи приказов. * * * В целом стили руководства начальника ОЗПП и его заместителя являются практически тождественными и взаимодополняемыми - преобладание демократического компонента (60% и 61%), 36% директивного компонента начальника отдела компенсируются 14% либерального компонента заместителя, что является залогом эффективной и успешной работы отдела по защите прав потребителей администрации города Самара. OverviewДиаграмма1Диаграмма2 Лист1 Sheet 1: Диаграмма1Sheet 2: Диаграмма2Sheet 3: Лист1
Администрация города Самара Самарский муниципальный институт управления ОТЧЁТо прохождении практики в отделе по защите прав потребителей администрации города СамараРабота студентки гр.132 очной формы обучения Жарёновой М.А. Самара2001 ПЛАН
администрации города Самара…………………………………….3
Отдел по защите прав потребителей как структурное подразделение входит в состав Администрации города Самара и работает по соответствующему направлению деятельности. Отдел был организован в 1992 году на основании принятого 7 февраля 1992 года федерального закона "О защите прав потребителей". Схема структуры отдела выглядит следующим образом:
Заместитель начальника отдела
СпециалистI категории (бухгалтер) Старший инспектор (машинопись)
СпециалистI категории
Ведущий специалист (юрист) Главный специалист
Ведущийспециалист
Функциональными обязанностями руководителя являются:
Наряду с обязанностями начальник отдела по защите прав потребителей обладает следующими правами:
Начальник отдела по защите прав потребителей работает под непосредственным контролем заместителем главы администрации города. Назначение и освобождение от должности осуществляется главой администрации города.
С целью определения стиля работы руководства отдела по защите прав потребителей администрации города Самара было проведено исследование по методике определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева. Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Оценивались одновременно два руководителя (начальник отдела по защите прав потребителей и его заместитель) путем сравнения их между собой по приведенным трем утверждениям. Выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя, или одно утверждение, характеризующее двух руководителей, респонденты отмечали свое мнение о каждом на опросном листе. Изначально была выдвинута гипотеза о ситуационном руководстве: «Каждой ситуации соответствует свой стиль руководства», в общем, она подтвердилась, но в ходе исследования также выяснилось, что необходимо учитывать и фактор, о котором писал ещё автор 3-х переменной ситуационной модели Фрэд Фидлер : несмотря на то, что руководство ситуационно, стиль того или иного руководителя остается постоянным, т.к. человек не может приспособить свой стиль руководства к любой ситуации. Отсюда, на мой взгляд, преобладание в общей линии поведения руководителя того или иного стилевого компонента, в данном случае, используя градацию поведенческого подхода (МакГрегор, Левин, Лайкерт, исследователи Огайского университета, Блэйк, Мутон) демократического (по результатам исследования у двух руководителей). Выборка невелика и составила всего 8 человек (весь персонал отдела), поэтому результаты исследования, могут быть не совсем валидны. Для более точных результатов необходимы более глубокие исследования с использованием целого комплекса тестов, в том числе и социометрических, но при данном исследовании таких глобальных задач не ставилось.
Структура системы связи руководителя и подчиненных наглядно представлена в пункте 1. Но мне хотелось бы остановиться на внешней подчиненности отдела по защите прав потребителей администрации города Самара по вертикали. Здесь есть определенная неясность. Де-юре отдел подчинен заместителю главы администрации города, какому – это уже другой вопрос, но как я понимаю, курирующему данное направление, иными словами, первому заместителю главы администрации города Самара, коим до определенного момента являлся Владимир Михайлович Цветков, который затем был благополучно назначен на пост руководителя Департамента контроля муниципальной деятельности. Причем, что интересно подчинение отдела по защите прав потребителей администрации города Самара в персональном плане отнюдь не изменилось, теперь он де-факто подчиняется В.М.Цветкову. Получается, что отдел подчиняется не должности как институту, а персонифицированному лицу. Такая неопределенность с правовым статусом чревата институционально-правовыми проблемами, что обычно неблагоприятно сказывается на всей системе управления, хотя в рамках отдела это даже удобно, т.к. недаром говорят-«новая метла по-новому метет», а здесь привычные требования и темп работы, ибо такая ситуация не грозит отделу, а, главное, персоналу определенной организационной и психологической депрессией. Хотя, на мой взгляд, это проблема, отложенная во времени. Как пишет доктор М.Л.Покрасс в своей последней книге «Активная депрессия. Добрая сила тоски», «проживая депрессию, человек вникает в ее причины, разбирается в них, открывается росту, делает открытия, постигает новое….Пытаясь от «трудного состояния» (И.П.Павлов) отмахнуться, отвлечься, подавить его сознательным усилием, проживающий депрессию, делает такое свое состояние хроническим. Убеждается в своем бессилии. Депрессия как механизм развития – непременное проявление жизни…».1
Отдел по защите прав потребителей администрации города Самара в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, а именно:
Закон о защите прав потребителей от 07 февраля 1992 года (в ред. ФЗ от 09.01.1996 №2-ФЗ, от 17.12.1999 №212-ФЗ)- основополагающий закон, регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливающий права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах, работах, услугах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяющий механизм реализации этих прав, Гражданский кодекс Российской Федерации – регулирует договорные отношения, входящие в сферу защиты прав потребителей и др.;
Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ – определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка В Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации, Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года №29-ФЗ – регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека, Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 года №108-ФЗ – регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, исключая рынки банковских страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами физических и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 года №918 «Об утверждении правил продажи по образцам» – определяет порядок продажи товаров по образцам и оказания в связи с такой продажей услуг, а также регулирует отношения между продавцом и покупателем товаров, Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» –регулирует отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года №1099 «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг» – регулирует отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации, Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 года №490 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» – регулирует отношения в области предоставления гостиничных услуг, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 № 27 « Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» - определяет порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями профессионального высшего образования, и т.д.;
Постановление главы администрации Самарской области от 06 января 1995 №3 «Об установлении времени сезона для сезонных товаров», Распоряжение главы администрации Самарской области от 09 марта 1994 года №133-р «О размерах торговых надбавок на некоторые виды продовольственных товаров», и др.
Постановление главы города Самара от 19.03.1998 №98 «О лицензировании торговли акцизными товарами», Решение Самарской городской Думы от 24.06.1999 № 226 «Об утверждении правил торговли на рынках города Самары», и др. Законодательная база, регулирующая сферу защиты прав потребителей достаточно обширна, но, разумеется, есть и пробелы в праве. Так, например, механизм снятия некачественного товара, либо товара без сопроводительных документов до сих пор не регулируется никакими нормативными актами, в законе «О защите прав потребителей» закреплено лишь право осуществлять такого рода мероприятия. Правовой статус отдела закреплен в законе «О защите прав потребителей» как структуры органов местного самоуправления, призванного защищать права потребителей. Статья 44 данного закона гласит, что отдел вправе:
Также деятельность отдела по защите прав потребителей администрации города Самара регулируется Положением об отделе, по которому он имеет статус юридического лица и финансируется из городского бюджета. Задачами отдела являются:
Функции отдела:
работ, услуг, поступающих на потребительский рынок города.
В качестве проблемы для анализа я выбрала проблему недостаточно высокой правовой культуры в области защиты своих прав. В данном контексте возникает необходимость прививать основы потребительской культуры ещё со школьной скамьи. В 2000-2001 году был подготовлен и проведен общегородской конкурс по основам потребительских знаний. В школах, лицеях и колледжах был проведен курс лекций по данной тематике, для чего были привлечены интеллектуальные ресурсы районных и городского отдела по защите прав потребителей администрации города Самара, а также финансовые ресурсы городской администрации. Данное мероприятие было согласовано на всех уровнях. В жюри приняли участие также сотрудники ДПРУ. Для конкурсных заданий были взяты ситуации, заимствованные из реальной практики работы отделов по защите прав потребителей, что максимально приближало задания к действительности. В результате чего было проведено мероприятие, которое А) выполнило свою миссию в части повышения потребительской культуры; Б) явилось увлекательным и полезным времяпрепровождением для молодежи, которую необходимо заинтересовывать в активных здоровых формах проведения досуга; В) Участники конкурса приобрели новый опыт взаимодействия в обычных для обывателя ситуациях, раскрыли для себя новый аспект таких взаимодействий с учетом приобретенных правовых знаний, которые они опробовали в условиях, максимально приближенных к практике. В ходе данного управленческого процесса были задействованы все его стадии - осознание и выделение проблемы, собирание ресурсов для её решения, планирование мероприятий по её решению, их организация, контроль за выполнением заданий районными отделами, а также школами - совещания по вопросам организации, оценка результатов деятельности - совещание по результатам мероприятия.
Впечатления от практики очень хорошие. В отделе по защите прав потребителей администрации города Самара я чувствовала себя комфортнее, чем во всех остальных местах прохождения практики. Согласитесь, что, исходя из практики прошлых моих отчетов, такая оценка дается обоснованно. Первоначально, конечно, имела место определенная напряженность при вхождении в коллектив, но затем отношения приобрели характер сотрудничества и партнерства. Хотя проведение исследования на стиль руководства произвело определенный фурор у руководящего состава и вызвало определенную настороженность, по выражению заместителя начальника отдела по защите прав потребителей администрации города Самара Лебедевой Лидии Ивановны "в преддверии выборов" (в марте - !). Начальник отдела сначала поразил меня своим "врыванием" в мою реальность, нарушая все возможные и невозможные психологические и физические границы. Но затем в отделе он появлялся редко и мои контакты с ним были нечасты, а когда все-таки это случалось, он пытался мне понравится, делая грозный вид, перемежающийся постоянными улыбками. Но, несмотря на это, видно, что это ответственный деловой человек, хотя наверняка такое поведение ему мешает. Большое спасибо хочется сказать заместителю начальника отдела по защите прав потребителей администрации города Самара Лебедевой Лидии Ивановне. Именно, во многом, благодаря ей я чувствовала себя в отделе комфортно. Хотя иногда тоже бывали очень интересные моменты, особенно если внимательно наблюдать за людьми (можно узнать о них много полезного для себя, никого не расспрашивая). 1 Покрасс М.Л. Активная депрессия. Добрая сила тоски.-Самара, 2001.-С.215-216. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ В. П. ЗАХАРОВА И А. Л. ЖУРАВЛЕВА Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования содержится в инструкции. Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если Вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте Ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: 0; +; —. Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов!» ТЕКСТ ОПРОСНИКА
Интерпретация Директивный компонент — Д Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиямиподчиненных. Попустительский компонент (пассивного невмешательства) — П Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений. Коллегиальный компонент — К Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения. КЛЮЧ
Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в батарее тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально – психологического климата в коллективе. |