Курсовая работа: Методы математического анализа и расчёта электронных схем
Название: Методы математического анализа и расчёта электронных схем Раздел: Рефераты по физике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тольяттинский государственный университет Кафедра "Промышленная электроника" РАСЧЁТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ДЕМПФЕРА. Пояснительная записка к курсовой работе по курсу "Методы математического анализа и расчёта электронных схем" Вариант № 15 Студент: Моторин С.К. Группа: Э-306 Преподаватель: Кудинов А.К. Тольятти 2003 Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ 3. Коррекция точек стыковки 4. Реализация численных вычислений И ПОЛУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Заключение Список используемой Литературы ВВедение Математическое моделирование устройств промышленной электроники проводится как альтернатива физическому моделированию с целью уменьшения производственных затрат, либо с целью оптимизации параметров разработанных схем. Задача оптимизации параметров, как правило, отличается большой сложностью и требует для своего решения значительных затрат машинного времени. Поэтому эффективность разрабатываемых программ имеет существенное значение и определяется выбором математической модели устройства, а также методов её анализа и оптимизации. Данная работа ориентирована на математическое моделирование вентильных устройств (ВУ) промышленной электроники, как наиболее сложных механических систем с переменными во времени параметрами и структурой. Целью данной работы является составление математической модели электромагнитного демпфера, проверка удовлетворительной работы демпфера при заданных начальных условиях и значениях параметров, а также определение границ допустимых значений, тех или иных параметров системы, при которых работа демпфера удовлетворительна. Работа демпфера считается удовлетворительной, если выполняются условия: а) масса достигает опоры и остаётся лежать на ней без повторных отскоков; б) скорость в момент удара £ 0,25 скорости, с которой бы произошло соударение при отсутствии демпфера. 1. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ Промоделировать процессы в электромеханической системе, изображенной на рис.1.1., и построить графики зависимости во времени высоты и скорости груза, тока катушки, магнитной индукции в сердечнике при заданных значениях параметров: Диаметр расточки: в = 0,06 м; Зазор на сторону: z = 1мм; Размеры катушки: hk = 3 см; bk = 3см; Диаметр провода: dпр = 1,2 мм; Число витков: w = 397; Удельное сопротивление провода: r = 1,78×10-8 Ом×м; Масса груза: m = 30 кг; Высота груза над опорой: H = 20 мм; Начальная скорость груза: Vo = 0 м/с; Начальное положение сердечника относительно катушки: хо = -15 мм; Ток источника: J = 3,4 А. Построить график зависимости посадочной скорости груза (в момент удара об опору) от высоты груза Н и положения хо . По построенным зависимостям определить диапазон допустимых значений Н и положения хо , при которых достигается удовлетворительное демпфирование. Исследуемая электромеханическая система. 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ Электромеханическая система на рис. 1.1. представляет собой электромагнитный демпфер, который нужен для снижения скорости движущейся массы перед ударом. В исходном состоянии масса m поднята над опорой на высоту H. Предоставленная самой себе масса начинает двигаться в поле силы тяжести и падает на опору. Удар считается абсолютно неупругим (вся кинетическая энергия теряется). Для снижения энергии удара с массой m жёстко связан якорь электромагнитного демпфера. Индуктор с катушкой закреплёны неподвижно относительно опоры. Катушка подключена к схеме питания. Положение индуктора подобрано таким образом, что при подлёте массы к опоре электромагнитная сила, развиваемая демпфером, резко возрастает, в результате чего скорость падения массы и энергия удара снижается. Для упрощения математической модели приняли следующие допущения: Магнитная проницаемость стали равна бесконечности: mст = ¥; Электропроводность равна нулю: rст = 0. i - ток в катушке; w - число витков в катушке; G(x) - зависимость проводимости магнитной цепи от положения сердечника. При таких допущениях магнитную цепь считаем линейной и электромагнитную силу направленную по оси ОХ на рис.1.1. определили по формуле:
График G(x) приведен на рис. 2.1. Также нашли аналитические выражения для Ba - средняя индукция якоря, формула (2.9.) и Y - потокосцепление, формула (2.10.):
Соотношения 2.2. – 2.10. использовали далее при математическом моделировании электромагнитного демпфера. На рис.2.2 приведена электрическая схема питания обмотки демпфера. В начальный момент времени диод VD закрыт и ток источника тока J бежит по обмотке демпфера. В некоторый момент времени, когда напряжение на диоде достигнет порогового, диод откроется. Энергия запасенная в обмотке демпфера будет уменьшаться, так как образуется короткозамкнутый контур. Ток через диод будет также уменьшаться, а так как сила пропорциональна току, то будет График функции G(x).
![]()
уменьшаться и сила, то есть и скорость груза. Анализировали переходные процессы методом припасовывания. Согласно данному методу весь период работы схемы разбивается на отдельные "интервалы линейности", каждый из которых описывается линейной системой дифференциальных уравнений (ДУ). Припасовывание заключается в стыковке полученных численных решений, причём значения переменных состояния, полученные в конце n - го интервала, используются как начальные значения этих же переменных состояния для (n+1) - го интервала. Зная, что количество ключевых элементов в схеме определяет количество интервалов линейности, а для исследуемой схемы этих элементов 2, диод и контакт между грузом и опорой, определили количество интервалов линейности. Получили четыре возможных интервала линейности. Для упорядочения состояний ввели логические переменные: «0» - если диод закрыт; «1» - если диод открыт; «0» - если контакта нет; «1» - если контакт есть. Определили номер состояния по формуле: n = VD + 2Cont. (2.11.) Для каждого из состояний получили математическую модель в виде системы дифференциальных уравнений и системы условий, определяющих нахождение системы в этом состоянии. Переменными состояния являются потокосцепление, скорость движения груза относительно опоры и координата сердечника. Перед началом численного интегрирования им присваивали начальные значения, взятые из предыдущего состояния. Также составили условия перехода от одного состояния к другому. Составили математические модели для состояний исследуемой системы: Состояние n = 0 (диод закрыт, контакта между грузом и опорой нет). Данное состояние описывается системой дифференциальных уравнений 2.12. Условиями перехода от этого состояния к другим являются неравенства 2.13 – 2.14. Схема замещения для этого состояния показана на рис. 2.3.
![]() Условие открытия диода:
![]() Условие летящего груза:
Если выполняются условия 2.13 - 2.14, то схема переходит к состоянию n=1 (открылся диод, контакта нет). Состояние n=1 (диод открыт, контакта нет). Данное состояние описывается системой дифференциальных уравнений 2.15. Условиями перехода от этого состояния к другим являются неравенства 2.16 и 2.17. Схема замещения для этого состояния показана на рис.2.4.
Условие закрытия диода:
Схема замещения для состояния n=0.
Схема замещения для состояния n=1.
Условие груза лежащего на опоре:
Если выполняются условия 2.16 и 2.17, тогда схема переходит к состоянию n=2. Состояние n=2 (диод заперт, контакт есть). Данное состояние описывается уравнением 2.18. Схема замещения для данного состояния показана на рис. 2.3. IL = J (2.18.) Если система пришла в данное состояние, то ни в какое другое состояние она уже перейти не может, то есть переход системы в данное состояние означает завершение её работы. Состояние n=3 (диод открыт, контакт есть). Данное состояние описывается уравнением 2.19. Условиями перехода от этого состояния к другим будут неравенства 2.14 и 2.16. Схема замещения для данного состояния показана на рис.2.4.
Получены системы дифференциальных уравнений (СДУ) для всех состояний исследуемой системы. Перед началом численного интегрирования переменным состояния, входящим в эти СДУ, присваивали начальные значения переменных состояния из предыдущего состояния. 3. КОРРЕКЦИЯ ТОЧЕК СТЫКОВКИ Точный момент переключения из одного состояния в другое можно определить достижением точного равенства в условиях переключения. Однако при численном интегрировании условия переключения проверяются не в каждый момент времени, а дискретно, то есть с каким - то шагом интегрирования. Поэтому добиться точного равенства в условиях переключения практически невозможно. Для уменьшения ошибки определения момента переключения и, соответственно, ошибки определения начальных условий для следующего состояния можно уменьшить шаг интегрирования. Однако, это приводит к возрастанию времени расчёта и возрастанию погрешности округления. В данной работе использован следующий подход. Пусть условие переключения выглядит следующим образом: Р £ 0, где Р - это критерий переключения; Пусть на к - ом шаге интегрирования Рк > 0, а на к +1 - ом шаге Рк < 0. В этом случае очевидно, что точный момент переключения находится между рассматриваемыми моментами времени tк и tк+1 : tк = k × h (3.1.) tк+1 = (k + 1) × h (3.2.) где h - это шаг интегрирования. Предположим, что параметр Р изменяется линейно (рис.3.1), из подобия треугольников находим:
где (3.4.) m - коэффициент деления шага интегрирования. Аналогично должны быть уменьшены приращения, полученные всеми переменными состояния на к+1 - ом шаге интегрирования: График определения момента переключения.
DXi - приращение i - ой переменной состояния на k+1 - ом шаге интегрирования;
Используя данный подход, удалось существенно снизить погрешность определения начальных условий, причём время расчёта практически не увеличилось. 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ПОЛУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Для численного интегрирования систем дифференциальных уравнений полученных в пункте 2 данной работы использовали метод Кутта-Мерсона. Данный метод применяется при анализе цепей с вентильными элементами, когда вентильные элементы рассматриваются как идеальные, а исследуемая электромеханическая система содержит такие элементы. Нижеприведенная программа рассчитывает ток, магнитную индукцию, высоту груза над опорой и скорости ее перемещения. Также данная программа строит графики зависимостей этих величин от времени. При запуске программы ЭВМ предлагает пользователю выбрать рассчитываемую величину и указать диапазон значений в пределах которых будет изменяться выбранная величина. По окончанию работы программа выводит график зависимости выбранной величины от времени. Программу следует запускать столько раз, сколько зависимостей требуется получить. Графики тока, индукции, скорости и высоты в зависимости от времени приведены на рис. 4.1.- 4.4. Также с помощью данной программы построили графики зависимости скорости в момент удара об опору от Н и Хо рис.4.5. и 4.6. и определили допустимых значений Н и Хо на уровне 1/4V. Получили диапазоны: по Н – от 18,2 до 22,4 мм; по Хо – от 13,2 до 17,7 мм. Текст программы представлен ниже. Блок схема изображена на рис.4.7. Основные переменные программы и их назначение приведены в таблице 4.1. Таблица 4.1. Таблица идентификаторов.
Блок-схема программы.
В данной курсовой работе был исследован электромагнитный демпфера. Были получены зависимости от времени высоты и скорости груза, тока в обмотке и магнитной индукции в сердечнике. При заданных параметрах электромеханической системы достигается удовлетворительное демпфирование, то есть скорость в момент удара массы об опору не превышает ¼ от посадочной скорости массы без демпфера. Удовлетворительное демпфирование достигается лишь в небольшом диапазоне значений Н и Хо, близких к заданным. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Методические указания к выполнению курсовой работы по курсу "Математическое моделирование устройств промышленной электроники на ЭВМ".-ТПИ,1995; 2. Конспект лекций по "Методам математического анализа и расчёта электронных схем". |