Реферат: Учет материальных запасов и расчет с поставщиками в бюджетных организациях 2
Название: Учет материальных запасов и расчет с поставщиками в бюджетных организациях 2 Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат |
Содержание Введение ……………………………………………………………1-2 Глава 1…………………………………………………………..….12-15 1.1 Особенности расчетов с дебиторами………………………… 1.2 Основные задачи и правила ведения расчетов с дебиторами…… Глава 2 Организация расчетов с дебиторами…………….…..25-35 2.1 Расчеты с дебиторами по доходам……………………………. 2.2 Расчеты по выданным авансам……………………………….…. 2.3 Расчеты с подотчетными лицами………………………….…. Глава 3 Организация работы бюджетных учреждений с дебиторами………………………………………………………15-25 3.1 3.2 Обязательства дебиторов по выплате (погашению) авансов (сроки, размеры…..) Заключение ……………………………………………………….1-2 Список литературы…………………………………………………..1 Глава 2 Организация расчетов с дебиторами 2.1 Расчеты с дебиторами по доходам Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам. По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 196 ГК РФ). Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Учет расчетов с дебиторами по доходам осуществляют на счете 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам». Счет предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат. Учет задолженности дебиторов по начисленным доходам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов). Переоценка расчетов плательщиков по доходам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате (возврату) расчетов в соответствующей иностранной валюте. При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по доходам в иностранной валюте, с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов. На данном счете считываются расчеты по начисленным органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом. Центральным банком Российской Федерации, а также бюджетными учреждениями, созданными органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, а также начисление, учет, взыскание, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и иным поступлениям в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - администраторы поступлений в бюджет), суммам доходов в момент возникновения требований соответствующих администраторов к плательщикам. Учет расчетов с дебиторами по доходам ведется в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления на следующих счетах счета: 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам»: 020501000 «Расчеты с дебиторами по налоговым доходам»; 020502000 «Расчеты с дебиторами по доходам от собственности»; 020503000 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»; 020504000 «Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия»; 020505000 «Расчеты с дебиторами по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; 020506000 «Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»; 020507000 «Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций»; 020508000 «Расчеты с дебиторами по взносам, отчислениям на социальные нужды»; 020509000 «Расчеты с дебиторами по доходам от реализации активов»; 020510000 «Расчеты с дебиторами по прочим доходам». Аналитический учет расчетов с дебиторами ведется в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам либо в карточке учета средств и расчетов. Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам применяется для учета операций по начислению доходов на основании первичных документов по начислению и поступлению доходов, а также расчетам. В графе «Наименование показателя» указываются: наименование дебитора; наименование учреждения (организации) - для юридического лица; фамилия, имя, отчество - для физического лица. Итоговые суммы по дебету и кредиту счетов бюджетного учета в конце месяца записываются в Главную книгу. Группировка расчетов осуществляется в разрезе видов доходов бюджета, администрируемых учреждением в рамках выполнения полномочий администратора доходов бюджета, и (или) видов поступлений, предусмотренных утвержденной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения по аналитическим группам синтетического счета объектов учета: 10 "Расчеты по налоговым доходам"; 20 "Расчеты по доходам от собственности"; 30 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг"; 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия"; 50 "Расчеты по поступлениям от бюджетов"; 60 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование"; 70 "Расчеты по доходам от операций с активами"; 80 "Расчеты по прочим доходам". Расчеты по доходам учитываются: - расчеты по налоговым доходам - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 10 "Расчеты по налоговым доходам" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: "Расчеты с плательщиками налоговых доходов"; - расчеты по доходам от собственности - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 20 "Расчеты по доходам от собственности" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: "Расчеты с плательщиками от собственности"; - расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 30 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: "Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных работ, услуг"; - расчеты по суммам принудительного изъятия - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: "Расчеты с плательщиками по суммам принудительного изъятия"; - расчеты по поступлениям от бюджетов - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 50 "Расчеты по поступлениям от бюджетов" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: 1 "Расчеты с плательщиками по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"; 2 "Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств"; 3 "Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций"; - расчеты по поступлениям от бюджетов - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 60 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: "Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование"; - расчеты по доходам от операций с активами - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 70 "Расчеты по доходам от операций с активами" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: 1 "Расчеты по доходам от операций с основными средствами"; 2 "Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами"; 3 "Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами"; 4 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами"; 5 "Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами"; - расчеты по прочим доходам - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 80 "Расчеты по прочим доходам" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: "Расчеты с плательщиками прочих доходов". В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете), устанавливать в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) - дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета. Операции по счету 020500000 оформляются следующими бухгалтерскими записями. Начисление доходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам» (020501560 - 020510560) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения». При начислении сумм возвратов доходов плательщикам дебетуют соответствующие счета аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения» (040101110, 040101120, 040101140, 040101151 - 040101153, 040101160, 040101180) и кредитуют соответствующие счета аналитического учета счета 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам» (020501660, 020502660, 020504660 - 020508660, 020510660). Перечисление сумм возвратов плательщикам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам» (020501560 - 020508560, 020510560) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 021002100 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам» (021002110 - 021002140, 021002151 - 021002153, 021002160, 021002180). Возврат излишне полученных доходов в рамках приносящей доход деятельности учитывается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам» (020503560, 020509560, 020510560) и кредиту счета 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов». При начислении сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг дебетуют счет 020503560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, заслуг» и кредитуют счет 040104130 «Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг». Начисление сумм доходов, требующих уточнения, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, - администраторами невыясненных поступлений отражается при их поступлении по дебету счета 021002180 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам» и кредиту счета 020510660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам». При выяснении сумм доходов дебетуют счет 020510560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредитуют счет 021002180 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам». При начислении сумм доходов по субвенциям, субсидиям и прочим текущим трансфертам на основании уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) дебетуют счет 020505560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредитуют счет 040101151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Поступление сумм начисленных доходов отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам» (020501660 - 020510660) и дебету счетов 020101510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета», 020104510 «Поступления в кассу», соответствующих счетов аналитического учета счета 021002000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов». 2.2 Расчеты по выданным авансам Для учета указанных расчетов используют счет 020600000 «Расчеты по выданным авансам». На этом счете учитываются расчеты по авансам, перечисленным учреждениями (кроме авансов, выданных подотчетным лицам). Учет задолженности дебиторов по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату авансовых выплат. Переоценка расчетов по выданным авансам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной валюте. При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте, с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов. Группировка расчетов по выданным авансам осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения по аналитическим группам синтетического счета объекта учета: 10 "Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда"; 20 "Расчеты по авансам по работам, услугам"; 30 "Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов"; 40 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям"; 50 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам"; 60 "Расчеты по авансам по социальному обеспечению"; 90 "Расчеты по авансам по прочим расходам". Расчеты с подотчетными лицами учитываются: - авансы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 10 "Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: 2 "Расчеты по авансам по прочим выплатам"; 3 "Расчеты по авансам по начислениям на выплаты по оплате труда" - авансы по работам, услугам - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 20 "Расчеты по авансам по работам, услугам" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: 1 "Расчеты по авансам по услугам связи"; 2 "Расчеты по авансам по транспортным услугам"; 3 "Расчеты по авансам по коммунальным услугам"; 4 "Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом"; 5 "Расчеты по авансам по работам, услугам по содержанию имущества"; 6 "Расчеты по авансам по прочим работам, услугам"; - авансы по поступлению нефинансовых активов - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 30 "Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: 1 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств"; 2 "Расчеты по авансам по приобретению нематериальных активов"; 3 "Расчеты по авансам по приобретению непроизведенных активов"; 4 "Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов"; - авансовые безвозмездным перечислениям организациям - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 40 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: 1 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям"; 2 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"; - авансовые безвозмездным перечислениям бюджетам - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 50 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: 1 "Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"; 2 "Расчеты по авансовым перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств"; 3 "Расчеты по авансовым перечислениям международным организациям"; - авансы по социальному обеспечению - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 60 "Расчеты по авансам по социальному обеспечению" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: 1 "Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения"; 2 "Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению"; 3 "Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления"; - авансы по прочим расходам - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 90 "Расчеты по авансам по прочим расходам" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: "Расчеты по авансам по оплате прочих расходов". Учет расчетов по выданным авансам ведется в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления на следующих счетах. Счет 020600000 «Расчеты по выданным авансам» включает следующие счета: 020601000 «Расчеты по выданным авансам на заработную плату»; 020602000 «Расчеты по выданным авансам на прочие выплаты»; 020603000 «Расчеты по выданным авансам на начисления на оплату труда»; 020604000 «Расчеты по выданным авансам за услуги связи»; 020605000 «Расчеты по выданным авансам за транспортные услуги»; 020606000 «Расчеты по выданным авансам за коммунальные услуги»; 020607000 «Расчеты по выданным авансам за арендную плату за пользование имуществом»; 020608000 «Расчеты по выданным авансам за услуги по содержанию имущества»; 020609000 «Расчеты по выданным авансам за прочие услуги»; 020610000 «Расчеты по выданным авансам по безвозмездным и безвозвратным перечисленным государственным и муниципальным организациям»; 020601100 «Расчеты по выданным авансам по безвозмездным и безвозвратным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»; 020601200 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»; 020601300 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»; 020601400 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям международным организациям»; 020601500 «Расчеты по выданным авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»; 020616000 «Расчеты по выданным авансам по пособиям по социальной помощи населению»; 020617000 «Расчеты по выданным авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»; 020618000 «Расчеты по выданным авансам на прочие расходы»; 020619000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение основных средств»; 020620000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение нематериальных активов»; 020621000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение непроизведенных активов»; 020622000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение материальных запасов»; 020623000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций»; 020624000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение акций и иных форм участия в капитале». Операции по счету 020600000 оформляются следующими бухгалтерскими записями: на суммы перечисленных авансов дебетуют соответствующие счета аналитического учета счета 020600000 «Расчеты по выданным авансам» (020604560 - 020609560, 020615560, 020616560, 020618560 - 020624560) и кредитуют счета 020101610 «Выбытия денежных средств с банковских счетов», 020106610 «Выбытия денежных средств с аккредитивного счета», соответствующие счета аналитического учета счета 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» (030405221 - 030405226, 030405261, 030405262, 030405290, 030405310 - 030405340, 030405520, 030405530). Получение материальных ценностей и потребление услуг в счет перечисленной ранее предварительной оплаты отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020600000 «Расчеты по выданным авансам» (020604660 - 020609660, 020615660, 020616660, 020618660 - 020624660) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (030204830 - 030209830, 030215830, 030216830, 030218830 - 030224830). Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов и по соответствующим им суммам выданных авансов в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Отражение операций по счету осуществляется в Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками предназначен для аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и составляется на основании платежных поручений, товарно-транспортных накладных на получение материальных ценностей, счетов на оплату выполненных работ, оказанных услуг. В журнале указывают: дату, номер и наименование документа; наименование показателя (наименование поставщика, подрядчика), номер счета бюджетного учета по дебету и кредиту; сумму; итоговые суммы по дебету и кредиту счетов бюджетного учета (с входящими и исходящими остатками) по каждому поставщику (подрядчику) и в целом по счетам Плана счетов бюджетного учета; количество приложений. В конце месяца в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками подводятся итоговые суммы по дебету и кредиту счетов бюджетного учета с входящими и исходящими остатками, которые переносятся в Главную книгу. В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете), устанавливать в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по авансовым перечислениям в разрезе видов расходов (выбытий) - дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета. 2.3 Расчеты с подотчетными лицами Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам учреждения из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций. Авансы под отчет выдаются по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается. На заявлении о выдаче сумм под отчет работником бухгалтерии проставляется соответствующий счет аналитического учета счета 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» и делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам. Об израсходовании авансовых сумм подотчетные лица представляют авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Суммы, выплаченные в иностранной валюте, учитываются в авансовом отчете как в иностранной валюте, так и в рублях по курсу Центрального банка РФ, Подотчетные лица приводят сведения о себе на лицевой стороне и заполняют графы 1 - 6 на оборотной стороне авансового отчета о фактически израсходованных авансовых суммах с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяются на предмет правильности оформления документов, расходования средств по назначению и заполняют графы 7 - 10 оборотной стороны авансового отчета, содержащие сведения о расходах, принятых бухгалтерией к учету. Проверенные авансовые отчеты утверждаются руководителем учреждения. Наиболее существенной частью подотчетных сумм являются расходы по командировкам. Нормы возмещения расходов, связанных с командировками, устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г № 729(6) оплата суточных производится в размере 100 руб. за каждый день нахождения в командировке. Расходы по проезду к месту командировки и обратно оплачиваются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами (с учетом установленных ограничений на пользование соответствующим транспортом). Руководители организаций могут разрешить в порядке исключения производить дополнительные выплаты, связанные с командировками, сверх установленных норм. Для выплаты суточных в повышенном размере необходимо использовать дополнительные источники финансирования, например средства, полученные от предпринимательской деятельности. Размер суточных необходимо закрепить в коллективном договоре или локальном акте. Следует при этом иметь в виду, что командировочные расходы, выплачиваемые сверх установленных норм, в соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 2005 г. ]\о 16141/04, отменившим Письмо от 17 февраля 2004 г № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками», не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют по предварительному расчету стоимости проезда, суточных, квартирных и других расходов. Отчеты о расходах по командировкам должны быть представлены в течение трех дней по возвращении из командировки. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвращают в кассу. Размеры суточных и расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран работников Российской Федерации определены приказом Минфина России от 2 августа 2004 г. № 64н «Об установлении размеров выплаты суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках по территории зарубежных стран» (8), с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 12 июля 2006 г. № 92(6). Учет расчетов с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам осуществляется на счете 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами». Счет предназначен для учета расчетов с подотчетными лицами по суммам денежных средства и (или) денежных документов, выдаваемых им учреждением под отчет. Дебиторская задолженность подотчетных лиц отражается в сумме денежных средств, выданных ему по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается, либо в сумме денежных документов выданных подотчетному лицу на соответствующие цели. Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц на суммы полученных денежных средств допускается при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, полученным ранее в подотчет. Учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет. Сумма произведенных подотчетным лицом расходов, согласно утвержденного руководителем учреждения (или уполномоченным им лицом) Авансового отчета подотчетного лица и прилагаемых к нему документов, подтверждающих произведенные расходы, отражается путем уменьшения дебиторской задолженности подотчетного лица перед учреждением. Сумма превышения принятых к учету расходов подотчетного лица над ранее выданным авансом (сумма утвержденного перерасхода) отражается на соответствующих счетах и признается принятым перед подотчетным лицом денежным обязательством. Группировка расчетов с подотчетными лицами осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных сметой учреждения (планом финансово-хозяйственной деятельности) по аналитическим группам синтетического учета объекта учета: 10 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда"; 20 "Расчеты с подотчетными лицами по работам, услугам"; 30 "Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов"; 60 "Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению"; 90 "Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам". Расчеты с подотчетными лицами учитываются: - расчеты с подотчетными лицами по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 10 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: 1 "Расчеты с подотчетными лицами по заработной плате"; 2 "Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам"; 3 "Расчеты с подотчетными лицами по начислениям на выплаты по оплате труда"; - расчеты с подотчетными лицами по работам, услугам - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 20 "Расчеты с подотчетными лицами по работам, услугам" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: 1 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи"; 2 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг"; 3 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате коммунальных услуг"; 4 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование имуществом"; 5 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате работ, услуг по содержанию имущества"; 6 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ, услуг"; - расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 30 "Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: 1 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств"; 2 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению нематериальных активов"; 3 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов"; - расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 60 "Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: 1 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий и выплат по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения"; 2 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению"; 3 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых организациями сектора государственного управления"; - расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам - на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 90 "Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов: "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов". В соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления счет 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» включает следующие счета: 020801000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда»; 020802000 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам»; 020803000 «Расчеты с подотчетными лицами по начислениям на оплату труда»; 020804000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи»; 020805000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг»; 020806000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате коммунальных услуг»; 020807000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование имуществом»; 020808000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг по содержанию имущества»; 020809000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих услуг»; 020810000 «Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным и безвозвратным перечислениям государственным и муниципальным организациям»; 020811000 «Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным и безвозвратным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»; 020812000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»; 020813000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»; 020814000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»; 020815000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий и выплат по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»; 020816000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению»; 020817000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых организациями сектора государственного управления»; 020818000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов»; 020819000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств»; 020820000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению нематериальных активов»; 020821000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению непроизведенных активов»; 020822000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материалов»; 020823000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению ценных бумаг, кроме акций»; 020824000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению акций и иных форм участия в капитале». Операции по счету 020800000 оформляются следующими бухгалтерскими записями. Выдача денежных сумм подотчетным лицам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020801560 - 020824560) и кредиту счетов 020104610 «Выбытия из кассы», 020105610 «Выбытия денежных документов». Списание с подотчетных лиц израсходованных сумм отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020801660 - 020824660) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010501340 - 010506340), 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010601310, 010602320, 010604340), счетов 030201830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате», 030202830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим выплатам», 030203830 «Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда», 030215830 «Уменьшение кредиторской задолженности по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения», 030216830 «Уменьшение кредиторской задолженности по социальной помощи населению», 030217830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления», 020402530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале», 020403520 «Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций», соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения». На возвращенные остатки подотчетных сумм кредитуют соответствующие счета аналитического учета счета 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020801660 - 020824660) и дебетуют счет 020104510 «Поступления в кассу», 020105510 «Поступления денежных документов». Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в разрезе подотчетных лиц, видов выплат и видов расчетов (расчеты по выданным денежным средствам, расчеты по полученным денежным документам) в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по расчетам с подотчетными лицами. Запись в журнал операций расчетов с подотчетными лицами осуществляется на основании авансового отчета, приходного или расходного ордера. По каждой строке графы «Наименование показателя» записываются фамилия подотчетного лица, суммы выданного аванса, произведенного расхода, поступившего остатка неиспользованного аванса, номер счета бюджетного учета по дебету и кредиту, количество приложений. В конце месяца в журнале операций расчетов с подотчетными лицами подводятся итоговые суммы по дебету и кредиту счетов бюджетного учета с входящими и исходящими остатками по каждому подотчетному лицу и в целом по учреждению, которые переносятся в Главную книгу. При отражении сумм в иностранной валюте в соответствующей строке графы «Наименование показателя» приводится запись: «В рублевом эквиваленте». В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете), устанавливать в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с подотчетными лицами в разрезе видов расходов (выбытий) - дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета. 3.2 Обязательства дебиторов по выплате (погашению) авансов (сроки, размеры…..) Понятие, состав и правовой режим кредиторской задолженности В состав имущества предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая его долги (ч.2 п.2 ст.132 ГК). В другой правовой норме - ст.128 ГК - при перечислении объектов гражданских прав долги, или кредиторская задолженность, не названы в числе других видов имущества, к которым отнесены вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Это явная несогласованность в законодательстве. Если в числе объектов гражданских прав названы имущественные права, то следовало бы указать и корреспондирующие им имущественные обязанности, или, более конкретно, кредиторскую задолженность. Экономическая сущность кредиторской задолженности состоит в том, что это не только часть имущества организации, как правило денежные средства, но и товарно-материальные ценности, например в обязательствах по товарному кредиту (ст.822 ГК). Как правовая категория кредиторская задолженность - особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее. Данная часть имущества суть долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации-должника. Таким образом, кредиторская задолженность имеет двойственную юридическую природу: как часть имущества она принадлежит организации на праве владения или даже праве собственности относительно полученных заимообразно денег или вещей, определенных родовыми признаками; как объект обязательственных правоотношений - это долги организации перед кредиторами, то есть лицами, управомоченными на истребование или взыскание от организации указанной части имущества. С учетом отмеченных признаков кредиторскую задолженность можно было бы определить как часть имущества организации, являющуюся предметом возникших из различных правовых оснований долговых обязательств организации-дебитора (должника) перед управомоченными лицами кредиторами, подлежащую бухгалтерскому учету и отражению в балансе в качестве долгов организации-балансодержателя. Соотношение понятий имущества, собственного капитала и кредиторской задолженности. Имущественное и финансовое положение организации отражается в ряде экономико-правовых понятий, имеющих количественное стоимостное выражение. Наиболее широкое из них по объему - понятие имущества, охватывающее все, что числится на балансе организации, включая кредиторскую задолженность. Указанный смысл имеет понятие имущества, если его употребляют в правовых нормах без каких-либо оговорок. Например, согласно общему правилу "юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом" (п.1 ст.56 ГК). Здесь имеется в виду имущество организации, включая кредиторскую задолженность. Отсюда следует, что ответственность организации реализуется путем обращения взыскания на все ее имущество, числящееся на балансе, без отделения кредиторской задолженности. Источником удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица, признании его несостоятельным (банкротом), а также в тех случаях, когда при реорганизации юридического лица его кредиторы требуют прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков, будет все имущество организации. В зависимости от прав других лиц в составе имущества организации можно выделить две различные части: собственный капитал и кредиторскую задолженность. Собственный капитал - часть имущества организации, на которую не имеют каких-либо прав никакие другие лица. В смысловом значении собственного капитала в ряде правовых норм используют понятие чистых активов, с которым связывается определенная величина уставного капитала хозяйственного общества, который не может быть меньше стоимости чистых активов (п.4 ст.90 и п.4 ст.99 ГК), иначе гарантии интересов кредиторов общества станут нереальными. Величину собственного капитала или чистых активов определяют путем уменьшения общей балансовой стоимости имущества организации на сумму кредиторской задолженности. Как разъяснил Центробанк, "чистые активы - это активы, свободные от обязательств, что соответствует понятию собственных средств (капитала) применительно к кредитной организации". В данном случае понятие обязательств использовано как синоним понятия кредиторская задолженность. Такой же смысл, на наш взгляд, имеет понятие обязательства в п.2 ст.1 Федерального закона "О бухгалтерском учете", где перечислены объекты бухгалтерского учета: имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Употребление термина "обязательства" для обозначения объектов бухгалтерского учета вряд ли можно признать удачным, поскольку оно не соответствует общепринятому понятию обязательства, издавна сложившемуся в гражданском праве и означающему относительные имущественные отношения по поводу передачи вещей, выполнения работ, оказания услуг и осуществления платежей. В Законе "О бухгалтерском учете" имеются в виду не вообще обязательства, а долговые обязательства организации. Поэтому более корректным было бы использование понятия кредиторской задолженности в сочетании с понятием собственного капитала (собственных средств), или чистых активов. Таким образом, во-первых, кредиторская задолженность входит в состав имущества организации; во-вторых, имущество организации за вычетом кредиторской задолженности является ее собственным капиталом, или чистыми активами: в-третьих, объектом взыскания со стороны кредиторов будет все имущество организации, включая кредиторскую задолженность. Погашение кредиторской задолженности в добровольном порядке. Если кредитор по наступлении сроков исполнения обязательства не обращается к организации-дебитору с требованием о выплате долгов, кредиторская задолженность остается в распоряжении дебитора и он может либо вернуть кредитору долги по собственной инициативе, либо использовать невостребованные средства в составе своего имущества. Невозврат долга влечет за собой применение к должнику определенных имущественных санкций: взыскание неустойки, предусмотренной договором; штрафов, установленных законом; процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате. Кредиторы могут взыскать с дебитора и убытки, причиненные им несвоевременным возвратом или невозвратом долгов: по общему правилу убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой или процентами, взыскиваемыми за пользование чужими денежными средствами. Невозврат долгов может привести к возбуждению в арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве) организации-дебитора. Несмотря на разветвленную структуру нормативных и договорных санкций, их суммарный эффект может быть меньше той экономической выгоды, которую рассчитывает получить организация-дебитор вследствие использования чужих денежных средств. Например, по договору на изготовление и поставку сложного серийного оборудования заказчик перечисляет исполнителю аванс по подписании договора, а затем производит предварительную оплату двух-трех первых этапов работ. Данная схема расчетов по договору позволяет организации-исполнителю временно использовать полученные от заказчика финансовые ресурсы на другие цели, "прокручивать" их, например, на рынке ценных бумаг. Если при этом сроки изготовления и сдачи объекта сдвинутся и исполнителю придется заплатить неустойку, а может быть, и вернуть заказчику полученные от него авансы, суммы санкций будут погашены исполнителем-должником за счет прибыли, полученной от использования чужих финансовых ресурсов. Данная практика подтверждена многочисленными судебными спорами о взыскании кредиторской задолженности. Одним из стимулов к добровольному возвращению долгов служит плата за пользование чужими денежными средствами. Между тем законодатель, приравнивая размеры платы к учетной ставке банковского процента на день предъявления иска (п.1 ст.395 ГК), значительно ослабил стимулирующее воздействие этой санкции. Следовало бы установить размер платы за пользование чужими денежными средствами равным двукратной учетной ставке банковского процента. Тогда воздействие санкции на неисправных дебиторов было бы более ощутимым и стимулировало бы их к добровольному погашению долгов. Любые долговые обязательства организация-дебитор может исполнить в добровольном порядке. Самый элементарный и наиболее распространенный путь для этого - перечисление суммы долга на банковский счет кредитора. Если реквизиты банковского счета кредитора неизвестны и узнать их невозможно, должник, как установлено в ст.327 ГК, вправе внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги в депозит нотариуса, а в случаях, предусмотренных законом, в депозит суда. Внесение денежной суммы или ценных бумаг в депозит нотариуса или суда станет исполнением обязательства и, следовательно, погашением кредиторской задолженности. Состав и показатели кредиторской задолженности. В тех случаях, когда организация-дебитор не принимает никаких мер по добровольному возврату долгов, у кредиторов остается возможность принудительного взыскания, которое в зависимости от характера кредиторской задолженности осуществляется одним из двух способов: 1) в судебном или 2) во внесудебном порядке. Понятием кредиторской задолженности охватываются долговые обязательства организации-дебитора, имеющие различное происхождение, а следовательно, различные юридическую природу и правовой режим, что, собственно говоря, обусловливает практическую необходимость использования согласованного на уровне закона понятийного аппарата. Поскольку кредиторская задолженность служит одним из источников средств, находящихся в распоряжении организации-дебитора, ее показывают в пассиве баланса. Учет кредиторской задолженности ведется, естественно, по каждому кредитору отдельно ("расчеты с кредиторами" или просто "кредиторы"), а в обобщающих показателях отражают общую сумму кредиторской задолженности и дают ее, разбивая на восемь групп. По действующим правилам в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в числе других дополнительных данных указывают сведения "о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности". В состав кредиторской задолженности входят показатели по следующим позициям: "Поставщики и подрядчики Векселя к уплате Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами Задолженность перед персоналом организации Задолженность перед бюджетом и социальными фондами Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов Авансы полученные Прочие кредиторы". В зависимости от юридической природы и правового режима указанные позиции могут быть сведены к трем группам. Первая - это задолженность организации пред бюджетом и социальными фондами. Задолженность перед бюджетом - это, прежде всего, недоимки, то есть не уплаченные своевременно налоги; начисленные налоговыми органами финансовые санкции; задолженность по платежам приравненным с точки зрения их обязательности к налогам, например, по платежам в дорожные фонды, таможенным сборам и иным видам платежей, поступающих непосредственно на казначейские счета в федеральный, региональный или местный бюджет (например, платежи по государственной пошлине зачисляют в федеральный бюджет на счета федерального казначейства). К этой же группе относится задолженность по обязательным платежам во внебюджетные финансовые фонды. Вторая группа - задолженность организации перед ее персоналом: долги по выплатам работникам заработной платы, компенсациям, платежам в порядке возмещения вреда, причиненного здоровью работников или вследствие смерти работника на производстве. Третья группа - задолженность перед партнерами и контрагентами по договорным и корпоративным обязательствам: долги по платежам поставщикам за поставленные товары, подрядчикам - за выполненные работы по возврату полученных, но неотработанных авансов, оплата векселей. Здесь же задолженность организации перед участниками (учредителями) по выплате им доходов (дивидендов) и задолженность холдинга или фирмы-учредителя перед дочерними обществами по оплате вкладов в уставный капитал, по компенсации убытков, причиненных дочернему обществу по вине основного общества. Долги третьей группы довольно разнообразны, поэтому далеко не все их виды указаны в Положении по бухгалтерскому учету (они охвачены одним отвлеченным термином - "Прочие кредиторы"). Взыскание кредиторской задолженности во внесудебном порядке. По общему правилу задолженность организаций (юридических лиц) по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные финансовые фонды взыскивается с организаций-дебиторов во внесудебном (бесспорном) порядке. Сама юридическая природа этих платежей - их обязательность обусловливает бесспорность и оперативность взыскания задолженности по ним путем оформления уполномоченными органами инкассовых поручений и выставления их на счета организаций-дебиторов и обслуживающие последних коммерческие банки. Инкассовые поручения налоговых, таможенных и иных уполномоченных органов имеют в соответствии с действующим законодательством юридическую силу исполнительных документов и потому согласно ч.3 ст.27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" обязательны для исполнения коммерческими банками. Наличие кредиторской задолженности по налоговым платежам влечет за собой применение к налогоплательщику-дебитору финансовых санкций, предусмотренных ст.13 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": в частности, взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы; предусматриваются также и иные штрафные санкции. Кредиторская задолженность по налогам и иным обязательным платежам, как уже отмечалось выше, - часть имущества организации-дебитора, на которую другие лица-кредиторы имеют права требования. Поэтому взыскание недоимок по налогам и другим обязательным платежам во внесудебном (бесспорном) порядке есть средство защиты интересов государства в бюджетной сфере. Финансовые санкции взыскиваются сверх суммы кредиторской задолженности, источником их выплаты являются чистые активы (собственный капитал) организации-дебитора. Предоставление уполномоченным органам права взыскивать с организаций-должников финансовые санкции в бесспорном порядке нарушает правовое равновесие в имущественных отношениях, не соответствует конституционным гарантиям защиты частной собственности. Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что бесспорный порядок взыскания штрафов в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции превышает конституционно допустимое ограничение права, закрепленного в ч.3 ст.35 Конституции РФ: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда*(4). Следовало бы распространить данный вывод, во-первых, на все виды финансовых санкций, включая и пеню за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, и, во-вторых, на санкции, применяемые к организациям-дебиторам и другими уполномоченными органами. Особенность правового режима кредиторской задолженности по налоговым и приравненным к ним платежам состоит и в том, что по действующему законодательству ее нельзя погасить какими-либо давностными сроками. Установленные в Гражданском кодексе РФ правила об исковой давности не применяются к этим отношениям, поскольку налоговые и родственные им по юридической природе отношения организаций с внебюджетными финансовыми фондами являются не гражданско-правовыми, а административно-правовыми. В Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и других специальных нормативно-правовых актах отсутствуют правовые нормы, которые ограничивали бы взыскание недоимок и финансовых санкций какими-либо давностными сроками. Вышеизложенное означает, что выявленные за какое угодно прошлое время недоимки должны быть погашены, а наряду с ними должны быть уплачены финансовые санкции, начисленные по выявленным недоимкам или иным налоговым нарушениям. На практике это приводит к тому, что налоговые инспекции при проведении документарных проверок, как правило, поднимают документы за прошлые годы и выискивают в них возможные нарушения. При этом не имеет значения, что отчетность за прошлые годы принималась самой же налоговой инспекцией без претензий, а хозяйственная деятельность организации-дебитора подвергалась и, даже неоднократно, документарным контрольным проверкам. Взыскиваемые за прошлые годы недоимки и штрафные санкции выплачиваются за счет прибылей текущего года либо за счет резервных фондов, что вносит дисбаланс в работу организации-плательщика, расстраивает его финансы, подрывает устойчивость и стабильность. На наш взгляд, взыскание недоимок независимо от срока давности противоречит закономерностям экономического развития. Продуктивная предпринимательская деятельность требует стабильности, равновесия, устойчивости. Поэтому следовало бы ввести правила о давностных сроках, ограничивающих возможность принудительного взыскания недоимок и связанных с ними штрафных санкций. По аналогии с правилами об исковой давности в гражданском праве было бы целесообразно установить трехгодичный срок давности для отнесения к текущей кредиторской задолженности недоимок, не уплаченных за предшествующие годы. Недоимки, не выявленные в течение трех лет со дня принятия налоговой инспекцией годового отчетного баланса юридического лица или годовой декларации о доходах гражданина - индивидуального предпринимателя, надо считать погашенными; по истечении трех лет их нельзя включать в состав кредиторской задолженности. Напротив, недоимки, выявленные в пределах трех лет со дня принятия налоговой инспекцией годового отчетного баланса, следует указывать в балансе организации с даты утверждения акта налоговой проверки начальником районной налоговой инспекции или его заместителем. Следующее. Срок давности для отнесения к текущей кредиторской задолженности недоимок, не уплаченных за предшествующее время, должен быть одинаковым как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц и равен трем годам. Бесспорный порядок взыскания задолженности организаций по обязательным платежам, по нашему мнению, должен быть сохранен. Установление же срока давности для отнесения недоимок к кредиторской задолженности уравновесит права уполномоченных на бесспорное списание органов, с одной стороны, и права организаций-дебиторов, с другой стороны. Выражаясь бухгалтерским языком, можно сказать, что следует сохранить определенный баланс сил в том правовом поле, в котором находятся относительно друг друга управомоченные взыскатели и обязанные должники. Списание кредиторской задолженности с баланса. Долги организаций, вытекающие из трудовых и гражданских правоотношений, взыскиваются по общему правилу в судебном порядке*(5). Взыскание задолженности производится на основании выдаваемых судами исполнительных листов или судебных приказов. Экономические и правовые последствия реализации исполнительных листов и судебных приказов такие же, как и при взыскании долгов в бесспорном порядке. После того, как взыскиваемая сумма долга списывается с расчетного счета организации-должника или при отсутствии денежных средств изымаются материальные ценности, кредиторская задолженность считается погашенной в размере списанной суммы или стоимости изъятия имущества. Соответствующие проводки отражаются в балансе организации. Если же кредиторы не взыскивают долги и сама организация-дебитор не возвращает их в добровольном порядке, кредиторская задолженность продолжает числиться на балансе после того, как наступил срок исполнения долговых обязательств. Период, в течение которого кредиторская задолженность должна учитываться организацией-дебитором и отражаться на балансе, равен сроку исковой давности - трем годам. Согласно п.68 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994 года N 170 (далее Положение), суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежат отнесению на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Отсюда следует, что по истечении трех лет со дня наступления срока исполнения конкретного долгового обязательства организация-дебитор должна уменьшить общую сумму кредиторской задолженности на сумму долга, по которому истекла исковая давность, и одновременно увеличить прибыль на эту сумму. Налог на прибыль надо рассчитывать с учетом той суммы кредиторской задолженности, по которой истекла исковая давность и на которую увеличен размер прибыли организации-дебитора в текущем квартале. Хотя в п.68 Положения не указано, какие виды кредиторской и депонентской задолженности имеются в виду, речь, несомненно, идет о долгах, вытекающих из гражданско-правовых отношений, поскольку недоимки по налогам и другим обязательным платежам, как уже отмечалось ранее, не погашаются давностными сроками: нет никакого смысла переносить те же самые недоимки из одного платежного периода в другой, они в любом случае присоединяются к налоговым выплатам любого текущего периода. По смыслу п.68 Положения невостребованные в течение срока исковой давности долги переходят в состав собственного капитала организации-дебитора, а ее обязательства перед кредитором в части задавненных долгов прекращаются. В данном аспекте указанное правило не стыкуется с общими положениями обязательственного права: истечение срока исковой давности не служит основанием для прекращения обязательств, не препятствует ни рассмотрению судом иска о взыскании задавненного долга (п.1 ст.199 ГК), ни добровольному возврату долга (ст.206 ГК). Кроме того, течение срока исковой давности может быть приостановлено (ст.202 ГК) или прервано (ст.203 ГК), а в тех случаях, когда в качестве истца выступает гражданин, - восстановлено при наличии уважительных причин (ст.205 ГК). Разумеется, непредъявление кредитором требования о погашении задолженности, пусть даже в течение длительного срока, нельзя квалифицировать как прощение долга и основание прекращения обязательства (ст.415 ГК). Вышеуказанные правила не исключают ситуации, при которой сумма задавненного долга будет взыскана по решению суда после того, как организация-дебитор зачислит ее в прибыль и уплатит налоги. В подобном случае взыскание задавненного долга приведет к убыткам в составе имущества организации-дебитора и его можно расценить как определенное негативное последствие невозврата долга в добровольном порядке. Применение правила об отнесении задавненных сумм кредиторской задолженности на финансовые результаты деятельности организации требует от организации-дебитора точного установления начального момента течения срока исковой давности. Общие правила определения этого момента содержит ст.200 ГК. В договорных обязательствах, опосредующих предпринимательскую деятельность, предусматривают сроки исполнения взаимных обязательств. Окончание срока исполнения есть одновременно начало течения исковой давности (п.2 ст.200 ГК). И последний аспект. Если организация-дебитор определит начало течения исковой давности по какому-либо долгу не в соответствии с условиями договора, заключенного в свое время с контрагентом-кредитором, несвоевременно зачислит сумму задавненного долга в прибыть текущего периода и, следовательно, не заплатит налог с этой части прибыли, она подвергается риску применения финансовых санкций, предусмотренных ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Правовой режим кредиторской задолженности не зависит в принципе от того, из каких правоотношений она возникла - внутренних или внешнеторговых. Хотя продолжительность срока исковой давности может быть не три года, а иная. Так, Конвенцией об исковой давности в международной купле-продаже товаров установлен срок исковой давности в четыре года. Поскольку Российская Федерация - участник Конвенции, если организация-дебитор имеет кредиторскую задолженность перед иностранным лицом, государство которого также является участником Конвенции, данную кредиторскую задолженность можно отнести на финансовые результаты деятельности организации-дебитора не через три, а через четыре года со дня начала течения срока исковой давности. |