Контрольная работа: Права и обязанности органов исполнительной власти в сфере управления финансами
Название: Права и обязанности органов исполнительной власти в сфере управления финансами Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: контрольная работа |
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СЕВЕРОДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра менеджмента Контрольная работа по дисциплине "Финансовое право" на тему: Права и обязанности органов исполнительной власти в сфере управления финансами Выполнила: студентка 2 курса гр. IН23-9-06 БУБ (4.Од) Иващенко Ирина Проверил: ст. преподаватель Жук Т.А. Северодонецк 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Общая характеристика органов исполнительной власти в сфере управления финансами 2. Права и обязанности органов исполнительной власти в сфере управления финансами Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Важной отраслью управленческой деятельности является управление финансами, которое осуществляет специальный аппарат с помощью особенных средств и методов, в том числе разных стимулов и санкций. Управление финансами осуществляется через имеющуюся систему финансовых отношений. Управление предопределено историческими, экономическими и политическими условиями развития государства и подотчётно финансовой политике государства. В управлении финансами выделяют объекты и субъекты управления. Как объекты выступают разные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление (финансовые отделы предприятий, финансовые государственные органы налоговая администрация, страховые органы). Совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами, образует финансовый аппарат. В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, стратегическое и оперативное управление, контроль. Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Во время планирования субъекты ведения хозяйства оценивают состояние своих финансов, обнаруживают возможность увеличения финансовых ресурсов, направления их эффективного использования. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность государства и субъектов хозяйствования, а результатом — составление финансовых планов. Стратегическое управление — это общее управление финансами. Оно состоит в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объемов финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и тому подобное. Стратегическое управление осуществляется высшими органами государственной власти и управления: Верховной Радой Украины, аппаратом Президента Украины, Кабинетом Министров Украины. К сфере непосредственно государственного управления входят лишь государственные финансы. Оперативное управление финансами составляет комплекс мероприятий, которые разрабатываются на основе оперативного анализа финансовой ситуации, финансового планирования, контроля и регуляции, составления и выполнения финансовых планов. Оперативное управление — это главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов Украины, финансовых управлений (отделов), министерств, ведомств, местных советов, финансовых служб предприятий и организаций. Общее управление финансами в соответствии с Конституцией Украины положено на высшие органы государственной власти — Верховную Раду Украины, Президента, правительство. Актуальность темы данной контрольной работы состоит в необходимости создания системы профессионального финансового контроля в условиях формирования в Украине рыночной экономики, развития предпринимательства и становления рынка капиталов. Цель работы заключается в изучении механизма финансового контроля, который осуществляют органы исполнительной власти в сфере управления финансами и финансовыми потоками. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ Для осуществления финансового контроля задействована целая система органов, наделенных соответствующей компетенцией (их формирование в Украине еще не завершено). Разнообразие и многовекторность этих органов неминуемо нуждаются в классификации. 1. Общегосударственные: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины. 2. Органы местного самоуправления. 3. Институты: налоговые органы, контрольно-ревизионные органы, органы государственного казначейства, финансово-кредитные учреждения и тому подобное. 4. Органы общей компетенции (для которых осуществление финансового контроля не является остювной деятельностью). 5. Органы специальной компетенции (специально созданные для деятельности в сфере финансового контроля). Рассмотрим подробнее самые важные органы финансового контроля. Соответственно ст. 85 Конституции Украины Верховная Рада Украиныосуществляет финансовый контроль во время утверждения государственного бюджета и внесения изменений в него, во время его исполнения, принятия решений по отчёту о его выполнении. Очень важен также парламентский контроль за использованием Украиной кредитов, полученных от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций и не предусмотренных Государственным бюджетом Украины. Следует отметить, что финансовый контроль Верховная Рада Украины осуществляет также и через свои комитеты и временные специальные комиссии. К их компетенции принадлежит законопроектная работа, подготовка и предварительное рассмотрение вопросов, отнесённых к полномочиям Верховной Рады. Естественно, что основная нагрузка в осуществлении финансового контроля ложится на специализированные комитеты Верховной Рады Украины — Комитет по вопросам бюджета и Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. Контроль за использованием средств государственного бюджета Украины от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата(постоянно действующий орган контроля, созданный Верховной Радой Украины, подчиненный и подотчетный ей). Её деятельность регулирует Закон Украины "Про Счетную палату" от 11 июля 1996 года. К заданиям Счётной палаты принадлежат: · организация иосуществление контроля за своевременным выполнением расходной части государственного бюджета Украины, использованием бюджетных средств; · осуществление контроля по созданию и погашению внутреннего и внешнего долга Украины, определение эффективности и целесообразности расходов государственного бюджета, валютных и кредитно-финансовых ресурсов; · контроль за соблюдением законности во время предоставления Украиной кредитов и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных в государственном бюджете Украины; · контроль за законностью и своевременностью движения средств государственного бюджета Украины и средств в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банков; · анализ установленных отклонений от показателей государственного бюджета Украины и подготовка предложений относительно их устранения, а также об усовершенствования бюджетного процесса в целом. Место Президента Украиныв осуществлении финансового контроля определенно его статусом главы государства. Например, Президент имеет право вето относительно принятых Верховной Радой законов с возвращением их на повторное рассмотрение. В осуществлении контрольных полномочий Президент опирается на созданные им консультативные и другие вспомогательные органы и службы. Кабинет Министров Украиныкак высший орган исполнительной власти ежедневно руководит государственными финансами и параллельно осуществляет общий финансовый контроль. Кабинет Министров разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального икультурного развития страны; осуществляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти; обеспечивает проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики. В сфере управления финансами к главным полномочиям Кабинета Министров Украины принадлежат: · обеспечение условий проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики государства; · разработка проекта закона о государственном бюджете Украины; · обеспечение выполнения утвержденного Верховной Радой государственного бюджета Украины и представление отчета о его выполнении; · разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики. Министерство финансов Украиныявляется центральным специализированным органом государственной исполнительной власти, управляющим и контролирующим финансы. Оно осуществляет контроль за исполнением банками правил кассового выполнения госбюджета относительно доходов, устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности о выполнении бюджетов, смет расходов бюджетных учреждений, координирует ведомственный финансовый контроль. Кроме того, Министерство финансов контролирует: сохранность и эффективность использования государственного имущества, закрепленного за предприятиями; выпуск и оборот ценных бумаг, выдаёт разрешения на осуществление этой деятельности; ведет общий реестр выпуска ценных бумаг в Украине. Основные функции Министерства финансов таковы: · реализация финансовой политики государства, обеспечения её воплощения в жизнь; · составление проекта и обеспечение выполнения государственного бюджета Украины; · обеспечение стабильности государственных финансов, активного влияния их на социально-экономическое развитие страны; · концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Украины и её регионов; · анализ показателей развития экономики, внедрения мероприятий по её оздоровлению; · анализ итогов выполнения бюджетов всех уровней; · усовершенствование методов финансово бюджетного планирования; · подготовка информационных материалов высшим органам власти и управления о ходе и итогах выполнения бюджета, предложения относительно увеличения доходов; · осуществление мероприятий по развитию финансового рынка; · планирование доходов и расходов бюджета из экспортно-импортных операций; · осуществление финансового контроля за рациональным и целевым использованием бюджетных средств. В системе Министерства финансов действуют такие специальные контрольные службы, как: 1. Государственное казначейство. 2. Главное контрольно-ревизионное управление. Особым подразделением Министерства финансов Украины, которое специально занимается выполнением государственного бюджета Украины, является государственное казначейство Украины. Оно было создано Указом Президента Украины от 27 апреля в 1995 г. для обеспечения четкого контроля за поступлением средств в государственный бюджет и их использования. Функции государственного казначейства: · организация и осуществление выполнения государственного бюджета на основе принципа единого казначейского счета; · осуществление руководства подведомственными территориальными органами; · ведения сведенных реестров распорядителей средств государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов; · осуществление управления доходами и расходами государственного бюджета; · проведение операций с имеющимися бюджетными средствами, включая иностранную валюту; · организация и осуществление прогнозирования, кассовое планирование средств государственного бюджета; · управление государственным внутренним и внешним долгом; · организация учета выполнения государственного бюджета, составление отчета о состоянии выполнения государственного и сведенного бюджетов; · проведение контроля за поступлением и расходованием средств государственных внебюджетных фондов. За основу деятельности государственного казначейства положен принцип единого счета государственного бюджета в совокупности с централизацией, через которую обеспечивается ежедневный анализ государственных средств. Казначейство проводит оплату счетов учреждений, которые содержатся из государственного бюджета, со своих счетов. Обеспечивается жесткий контроль казначейства за поступлением средств в бюджет, их целевым и предметным использованием. Это вполне отвечает цели создания казначейства — внедрение в жизнь единого казначейского счета в Национальном банке Украины и его региональных управлениях, проведения через них всех операций распорядителей средств государственного бюджета. Таким образом, Министерство финансов Украины организовывает выполнение государственного бюджета через государственное казначейство и его территориальные органы. К основным задачам Главного контрольно-ревизионного управления принадлежат: подготовка предложений относительно формирования государственной политики в сфере государственного финансового контроля и обеспечение организации этой политики в деятельности министерств, центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, других бюджетных учреждений, предприятий и организаций, которые получают средства из бюджетов государственных целевых фондов. При этом Главное контрольно-ревизионное управление организовывает ревизии и проверки финансовой деятельности относительно использования средств, материальных ценностей и их сохранности; состояния и достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности; проводит ревизии и проверки использования и сохранности государственного и коммунального имущества (в том числе имущества, переданого в пользование); проводит проверки использования бюджетных средств и средств государственных целевых фондов; надлежащего выполнения государственных контрактов, проавансированных за счет бюджетных средств. Основным критерием, на котором базируется выполнение бюджетов, является обеспечение поступлений налогов в бюджеты всех уровней. Эта функция возложена на государственную налоговую администрацию Украины (НАУ) и налоговую милицию, которая выведена из подчинения Министерства внутренних дел Украины. Эти структуры подчинены Президенту Украины. НАУ была создана на основании Указа Президента Украины от 22 августа в 1996 г. Она является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим региональное поступление средств в государственные фонды финансовых ресурсов. Главным заданием НАУ является контроль за четким выполнением законодательных и нормативных актов по налогам, правильностью подсчёта, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством Украины. Функции Государственной налоговой администрации: · проведение и организация работы областных, городских, районных налоговых администраций по контролю над выполнением законодательства по налогам и другим платежам в бюджет юридическими и физическими лицами; · разработка предложений относительно совершенствования налогового законодательства; · разработка и издание инструктивных, методических указаний о порядке удержания налогов; · разработка форм налоговых расчетов, деклараций и других документов; · проведение разъяснительной работы среди населения, предприятий и организаций относительно порядка, сроков и методов расчетов налогов и других платежей в бюджет; · проведение в министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности проверки денежных поступлений, документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, документов относительно начисления и оплаты налогов и других платежей в бюджет; · принятие решений о применении финансовых санкций и наложении административных штрафов на нарушителей действующего законодательства. В целом государственная налоговая администрация воплощает в жизнь налоговую политику государства. Министерство финансов Украины как орган государственного управления проводит в жизнь финансовую политику государства, которая является совокупностью мероприятий по акумуляции финансовых ресурсов в государственном бюджете. Национальный банк Украины в системе органов финансового контроля занимает особенное место. Действующим законодательством на него положено осуществление банковского регулирования и присмотра; осуществление сертификации аудиторов, которое проводит аудиторские проверки банков; организацию и осуществление валютного контроля; анализ состояния денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных отношений. Государственная таможенная служба Украины осуществляет контроль за соблюдением правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины, за точной и своевременной уплатой пошлины и других таможенных платежей. Министерство связи Украины осуществляет контроль за соблюдением установленных правил во время выдачи и приема денежных переводов. 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ Государственное регулирование в сфере финансового контроля осуществляется с целью: · обеспечение выполнения законодательства в сфере финансового контроля; · обеспечение эффективности работы субъектов финансового контроля, устранение параллелизма и дублирования в деятельности путем разделения их функций; · налаживание координации деятельности субъектов финансового контроля (между собой, с государственными органами и органами местного самоуправления); · утверждение единых норм и стандартов финансового контроля. Государственное регулирование в сфере финансового контроля обеспечивается путем просмотра и анализа деятельности субъектов финансового контроля со стороны органов законодательной и исполнительной власти и принятия соответствующих решений по вопросам финансового контроля в пределах полномочий органов, которые проводили такой анализ. Правовое регулирование финансового контроля осуществляется на основе законодательной и нормативной базы. Законодательная база финансового контроля заложена на уровне Конституции Украины и законов, которые регулируют основные фундаментальные экономические отношения (Законы "О собственности", "О предпринимательстве"). Эти документы опосредствовано регулируют контрольные отношения, они содержат только определяющие положения, которые конкретизируются в законах, которые регулируют деятельность контролирующих органов, их задания, функции, структуру, полномочия, права, обязанности, ответственность. К таким законам принадлежат Законы Украины "О контрольно-ревизионной службе", "О государственной налоговой службе", "О Счётной палате", "Об аудиторской деятельности" и другие. Они конкретизируются в постановлениях и положениях Кабинету Министров о деятельности контролирующих органов и осуществлении финансового контроля. Конституция Украины закладывает фундаментальные принципы формирования конкретных правовых норм, которые определяют сферу, объём, границы государственного финансового контроля, организационную структуру, полномочия, обязанности контролирующих органов, формы и методы проведения финансового контроля. К этим фундаментальным принципам следует отнести конституционные нормы: 1. Принципиальные положения, которые касаются отношений собственности в Украине, изложенные в ст. 13, 41, 116 Конституции Украины, а именно, что от имени украинского народа права владельца осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, что собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу, что государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную ориентированность экономики, что все субъекты права собственности равны перед законом, никто не может быть противоправно лишён права собственности, право частной собственности является нерушимым законом; Кабинет Министров обеспечивает равные условия развития всех форм собственности, осуществляет управление объектами государственной собственности. 2. Каждый обязан платить налоги и сборы в установленном законом порядке. 3. Контроль выполнения Государственного бюджета Украины и осуществление контроля деятельности Кабинета министров. 4. Территориальные громады села, посёлка, города непосредственно или через созданные ними органы местного самоуправления управляют имуществом, которое находится в коммунальной собственности, утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их исполнение, осуществляют контроль за их деятельностью. Законом Украины "О собственности" от 07.02.91 субъектами права собственности являются народ Украины, граждане и юридические лица, государство; что государство непосредственно не вмешивается в хозяйственную деятельность субъектов права собственности. Этим Законом также установлены: · перечень форм собственности (индивидуальная, коллективная, смешанная, а также их равноправие; · определены объекты права государственной и других форм собственности; установлено, что контроль над эффективностью использования и сохранения государственного имущества осуществляют государственные органы, которые уполномочены управлять этим имуществом. Важным для правового регулирования финансового контроля являются законодательные акты, которые определяют понятия коррупции и бюджетного правонарушения. Согласно с Законом Украины "О борьбе с коррупцией" от 05.10.95. Под коррупцией подразумевается деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ. Коррупционными действиями являются: · незаконное получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в связи с исполнением функций материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ, в том числе принятие или получение предметов (услуг) путём их приобретения по цене (тарифу), которая является существенно более низкой в сравнении с фактической стоимостью этого предмета; · получение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства, кредитов или займов, покупку ценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этом льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством. Подарок (вознаграждение), полученный указанными лицами при обстоятельствах, предусмотренных пунктом "а" части второй этой статьи, в том числе такого, что получен без их ведома, а также стоимость незаконно полученных услуг подлежат взысканию (возмещению) в доход государства. За коррупционные деяния и другие правонарушения, связанные с коррупцией несут ответственность те лица, которые уполномочены на исполнение функций государства: · государственные служащие; · народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты сельских, поселковых, городских, районных, областных советов; · должностные лица органов местного самоуправления. Государственный служащий или другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имеет права: · содействовать, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также в получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ; · заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через посредников или подставных лиц, быть поверенным третьих лиц по делам государственного органа, в котором он работает, а также выполнять работу на условиях совмещения (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики); · входить самостоятельно (кроме случаев, когда государственный служащий осуществляет функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству и представляет интересы государства в совете общества (наблюдательный совет или ревизионная комиссия хозяйственного общества), через представителя или подставных лиц в состав правления или других исполнительных органов предприятия, кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ и организаций, союзов, объединений, кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность; · отказывать физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено правовыми актами, преднамеренно задерживать её, предоставлять недостоверные данные или неполную информацию. Государственный служащий, который является должностным лицом, не имеет также права: · способствовать, используя свое должностное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими внешнеэкономической, кредитно-банковской и другой деятельности с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ; · неправомерно вмешиваться, используя свое должностное положение, в деятельность других государственных органов или должностных лиц с целью препятствования выполнения ими своих полномочий; · быть поверенным третьих лиц по делам государственного органа, деятельность которого он контролирует; · предоставлять незаконные преимущества физическим или юридическим лицам во время подготовки и принятия нормативно-правовых актов или решений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ К общим функциям органов исполнительной власти принадлежат планирование, регулирование, руководство, организация, координация и контроль. Одной из наиболее важных функций государственного управления финансами является контрольная деятельность, и в частности, финансовый контроль. Рассматривая соотношение финансового контроля и государственного управления, становится понятно, что финансовый контроль является средством достижения конкретного задания, которое стоит перед государством, — установление правопорядка и законности. Финансовому контролю присущие черты, которые вообще принадлежат контрольной деятельности как таковой, а именно: · оперативность; · целенаправленность; · непосредственность; · обоснованность; · действенность. Следует отметить, что финансам как экономической категории, кроме распределительной и регулирующей, принадлежит также и контрольная функция. Она проявляется как во время контроля деления валового внутреннего продукта, так и во время использования общественных денежных фондов в соответствии с их целевым назначением. Все это свидетельствует о том, что контрольная функция финансов является объективной основой финансового контроля. В современных непростых условиях становления рыночной экономики, контрольная функция органов исполнительной приобретает особую актуальность. Это связано с определенной спецификой деятельности, которая позволяет активно влиять на экономические процессы. Эффективный финансовый контроль способствует ускорению экономического и социального развития страны, рациональной организации использования всех имеющихся ресурсов, обеспечению сохранности общегосударственной и муниципальной собственности. Признавая особенности финансового контроля, следует отметить, что сегодня происходит его усложнение, все более четко выявляющееся в его многоаспектности, потому что сфера контрольной деятельности становится более многогранной, распространяясь на негосударственные предприятия и граждан, которые занимаются коммерческой деятельностью. Контроль в сфере управления финансами становится более многоплановым и разнообразным. Некоторые контрольные органы ликвидированы, возникли новые органы, поэтому систему органов финансового контроля ещё нельзя назвать полностью завершённой. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Методика та організація фінансового контролю: Підруч. для сту. вищ. навч. закл. / Базась М.Ф. – К.: МАУП, 2004. 2. Фінансове право України: Підручник / Г.В. Бех, О.О. Дмитрик, І.Є. Криницький; за ред. М.П. Кучерявенка – К.: Юрінком Інтер, 2006. 3. Близнюк О.П., Лачкова Л.І., Оспіщев В.І. та ін.; За ред.. Оспіщев В.І. Фінанси: Навч. посіб. – К: Знання, 2006. |