Реферат: Составление проектов бюджета
Название: Составление проектов бюджета Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Марийский государственный технический университет Кафедра экономики и финансов КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Бюджетная система РФ» Составление проектов бюджета
Выполнила: ст. гр. звФК-21 Проверила: доцент каф. э.и ф. Гамова Е.Е. Йошкар-Ола 2011 Содержание Введение………………………………………………………………………..3 1. Составление проектов бюджета……….……………………………4-10 2. Глоссарий……………………………………..……………………..11-15 3. Анализ бюджетных показателей областного бюджета Ярославской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.....15-18 3.1 Анализ доходной части бюджета……………………………....18-27 3.2 Анализ расходной части бюджета………………………….…27-38 4. Заключение……………………………………..…………………...39-40 Список использованных источников……………….………………………..41 Введение Бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов (в федеративных государствах и бюджетов членов федерации). Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности — составление проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и утверждение отчета парламентом. Все стадии бюджетного процесса регулируются правовыми предписаниями и имеют одинаково важное значение. Особенности бюджетного процесса, включая бюджетные полномочия его субъектов, определяются главным образом формой правления и формой государственного устройства тех или иных государств. Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет. Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Цель данной работы – рассмотреть процесс составления проекта бюджета, а также проанализировать бюджетные показатели областного бюджета Нижегородской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. 1. Составление проектов бюджета Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. • действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве; • нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; • предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней; • видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой; • нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг; • нормативах минимальной бюджетной обеспеченности. • Бюджетном послании Президента РФ; • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной год; • основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной год; • прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной год; • плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной год. Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных: • социально-экономического развития территории за последний отчетный период; • прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года; • тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год. Перспективный финансовый план – это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. План законодательно не утверждается. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет, следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. План составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации. Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Этот баланс составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета. В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия. Предоставление государственных или муниципальных услуг основывается на нормативах финансовых затрат на их оказание. Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает эти нормативы на единицу услуг. При составлении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом этих нормативов и задания на предоставление услуг. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами. • перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, а также государственных или муниципальных унитарных предприятий; • программу приватизации государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность; • сведения о предельной штатной численности служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных Порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В план развития государственного сектора экономики федерального уровня включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом. Перечень программ разрабатывается органом исполнительной власти в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. 1) технико-экономическое обоснование; 2) прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации программы; 3) наименование заказчика программы; 4) сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам. Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта. • прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; • нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней. В проекте закона о бюджете должны быть установлены: 1) расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов; 2) общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; 3) расходы и доходы целевых бюджетных фондов; 4) объемы финансовой помощи бюджетам других уровней, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную помощь; 5) распределение ассигнований по главным распорядителям в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета. В проекте закона о бюджете в составе расходов устанавливаются лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного года. Проект определяет следующие характеристики государственного или муниципального долга: • источники финансирования дефицита бюджета; • верхний предел долга по состоянию на 1 января следующего года, с указанием в том числе предельных объемов обязательств по государственным или муниципальным гарантиям. Здесь же определяются: • верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января следующего года; • предел государственных внешних заимствований РФ; • объемы и перечень государственных внешних заимствований РФ по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; • пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям (в том числе государствам – участникам СНГ); • предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований. В проекте закона о федеральном бюджете должны быть также определены соотношения между величиной прожиточного минимума и минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат. • прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной год; • основные направления бюджетной и налоговой политики территории на очередной год; • прогноз сводного финансового баланса территории на очередной год. • прогноз консолидированного бюджета территории на очередной год; • адресная инвестиционная программа на очередной год; • план развития государственного или муниципального сектора экономики; • структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной год для покрытия дефицита; • оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; • оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий год. Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: 1) объем ВВП на очередной год и темп его роста в очередном году; 2) уровень инфляции (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года). Бюджетный кодекс регламентирует порядок составления проекта федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного года. Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана. • проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу; • проекта закона о федеральном бюджете на очередной год. Первый этап формирования федерального бюджета – разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. На основании выбранного плана-прогноза Минфин РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета и распределение расходов бюджета на очередной год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ и проектировок основных доходов и расходов бюджета на среднесрочную перспективу. Одновременно Правительством РФ рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном году и на среднесрочную перспективу. • направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств бюджета; • уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной год и на среднесрочную перспективу. Второй этап формирования федерального бюджета – распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям средств, а также разработка указанными органами предложений: • о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере; • об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование средств, не обеспеченное реальными источниками в очередном году; • о приостановлении действия указанных актов или об их поэтапном введении. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из бюджета, согласовывает объемы их финансирования. • показателей проекта бюджета; • представляемых одновременно с ним документов и материалов; • законопроектов о минимальном размере оплаты труда; • законопроектов о минимальном размере государственных пенсий; • законопроектов о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном году; • составляемого в виде приложения к проекту закона о бюджете перечня законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год и уточненные параметры прогноза на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов внебюджетных фондов на очередной год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином РФ, Минэкономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу. 2. Глоссарий.
1. Бюджетная система Российской Федерации
- основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: 2. Баланс финансовых ресурсов - баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета. 3. Бюджет - в РФ - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 4. Бюджет муниципального образования - в РФ - форма образования и расходования денежных предметам ведения местного самоуправления. 5. Бюджет субъекта РФ - по законодательству РФ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. 6. Бюджетная классификация РФ - по законодательству РФ - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация РФ включает: - классификацию доходов бюджетов РФ; - функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; - экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; - классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; - классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; - ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 7. Бюджетная роспись - в РФ - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. 8. Бюджетное учреждение - в РФ - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность бюджетных учреждений финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. 9. Бюджетный процесс - в РФ - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование. 10. Государственные нужды - в РФ - определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. 11. Доходы бюджета - в РФ - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. 12. Иммунитет бюджетов
- в РФ - правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего: 13. Капитальные расходы бюджетов - в РФ - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. 14. Консолидированный бюджет Российской Федерации - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. 15. Минимальный бюджет - в РФ - расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. 16. Основные характеристики бюджета в РФ: - объемы доходов и расходов бюджета; - превышения доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный процент по отношению к расходам; - дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня; - размер нормативов отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня; - перечень доходов и нормативы фиксированных долей доходов, закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня; - оборотная кассовая наличность. 17. Перспективный финансовый план - в РФ - документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Перспективный финансовый план содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. 18. Сводная бюджетная роспись - в РФ - бюджетная роспись, составляемая главным распорядителем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой. 19. Сводная роспись федерального бюджета - в РФ - сводная бюджетная роспись, составляемая Министерством финансов РФ и утверждаемая Министром финансов РФ. Сводная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству. 20. Средняя финансовая обеспеченность - в РФ - сумма бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и иных средств, направляемых на содержание объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также на финансирование социально-экономического развития национально-государственного или административно-территориального образования, в расчете на одного жителя. 21. Текущие расходы бюджетов - в РФ : - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование; а также - другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ. 22. Трансферты населению - в РФ - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. 23. Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению. 3. Анализ бюджетных показателей областного бюджета Ярославской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов Проект Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» разработан в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, на базе основных направлений бюджетной и налоговой политики области на 2009-2011 годы, утвержденных постановлением Губернатора области от 20.06.2008 № 458. В соответствии с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ярославской области и требованиями регионального бюджетного законодательства областной бюджет на 2009-2011 годы сформирован из принципа среднесрочного финансового планирования , закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Формирование бюджета на три года направлено, прежде всего, на создание и поддержание социальной, политической и экономической стабильности в регионе. Исходя из этого, в главном финансовом документе Ярославской области зафиксированы бюджетные ассигнования в различные отрасли социальной сферы и экономики сразу на три года, что значительно повышает предсказуемость и устойчивость регионального развития. Через такой инструмент, как трёхлетний бюджет, возможно достичь позитивных изменений в вопросах размещения заказа на выполнение работ или оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Также в части инвестиций и реализации долгосрочных программ трехлетний бюджет позволяет заключать долгосрочные контракты. Основой формирования областного бюджета на 2009-2011 годы является программно-целевой метод планирования ассигнований , благодаря которому происходит поэтапный переход к бюджетированию, ориентированному на результат. Основным инструментом программно-целевого планирования с 2009 года становятся ведомственные целевые программы, доля расходов на которые в 2009 году составит 32%, в 2010 – 35%, 2011 – 39%. Каждая ведомственная целевая программа (ВЦП) представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов по оказанию государственных услуг, содержанию сети бюджетных учреждений и осуществлению текущей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед субъектом бюджетного планирования. Другими словами, ВЦП является способом планирования и исполнения бюджетных ассигнований с учетом целей, задач и показателей результативности деятельности органов исполнительной власти Ярославской области, что является ключевым элементом бюджетирования, ориентированного на результат. Еще одной особенностью формирования областного бюджета на 2009-2011 годы является переход с 01 января 2009 года на новую систему оплаты труда бюджетных учреждений Ярославской области. Начиная с 1995 года и по настоящее время, оплата труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, в разные периоды времени, была выше федерального уровня от 10 до 20 процентов. С 1 января 2009 года для работников бюджетных учреждений должны быть введены новые системы оплаты труда, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки. В настоящее время в сферах образования, здравоохранения, культуры и социальной политики разработаны новые системы оплаты труда для работников государственных учреждений, которые утверждены постановлениями Правительства Ярославской области и соответственно бюджетные ассигнования в областном бюджете предусмотрены с учетом данных нормативных актов. В областном бюджете 2009 года предусматривается 1250 млн. руб. на рост фонда оплаты труда с учетом МРОТ, который с 01.01.2009 г. составит 4330 руб. Особое внимание уделено в проекте областного бюджета повышению эффективности межбюджетных отношений с учетом изменений в бюджетном законодательстве и внедрения принципов БОР. При распределении межбюджетных трансфертов на 2009-2011 годы оптимизированы пропорции между объемами дотаций и субсидий с целью создания дополнительных стимулов и повышения ответственности муниципальных образований путем сокращения числа целевых субсидий и увеличения объема дотаций. Расчет дотаций на выравнивание проведен с учетом расчетных расходных полномочий муниципальных образований на основании разработанных главными распорядителями бюджетных средств нормативов расходов местных бюджетов, учитывающих конкретные показатели, характеризующие объем предоставляемых услуг и потребителей этих услуг (контингент). После определения объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности до первого уровня выравнивания, определяется общий объем финансовой помощи, необходимой муниципальным районам (городским округам) для финансирования полномочий по 131-ФЗ. Дальнейшее выравнивание бюджетной обеспеченности производится с помощью так называемой дотации на сбалансированность, позволяющей подтянуть финансовые возможности наименее экономически развитых муниципальных образований до определенного уровня, исходя из финансовых возможностей областного бюджета. Расчет объема этой дотации учитывает не только налоговые поступления, но и неналоговые поступления, и рассчитанную дотацию на выравнивание, и часть субсидий из областного бюджета по отдельным полномочиям органов местного самоуправления. Следует также отметить, что с 2009 года расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляется в 2009-2011 годах с областного уровня . Но при этом дотации для поселений будут проходить транзитом через бюджет района, то есть кассовое исполнение будут осуществлять районы. В части субсидий и субвенций с 2009 года функции по финансированию целевых видов финансовой помощи передаются от департамента финансов соответствующим главным распорядителям бюджетных средств. Тем самым будет устранена ситуация, когда расчет и распределение субсидий проводят отраслевые ведомства, а непосредственное выделение средств производит финансовый орган. Переход к финансированию субсидий и субвенций по отраслевому признаку позволит более оперативно и эффективно использовать бюджетные средства исходя из реальной необходимости в них в каждый определенный период текущего финансового года. Кроме того, данная мера призвана существенно повысить самостоятельность и ответственность главных распорядителей бюджетных средств в отношениях с муниципальными образованиями. Учтены в проекте областного бюджета на 2009-2011 годы и направления политики Ярославской области в отношении достижения сбалансированности областного бюджета в среднесрочной перспективе. Размер планового дефицита в 2009 году меньше предельно возможного уровня, а бюджет на 2010-2011 годы сформирован бездефицитным. В числе приоритетных направлений финансирования расходов областного бюджета на 2009-2011 годы – подготовка к празднованию 1000-летия основания г.Ярославля. 3.1. Основные характеристики бюджета 2009 – 2011 гг.: Сумма доходов областного бюджета Ярославской области в 2009 г. составит 39,6 млрд. руб., в 2010 году – 42,3 млрд. руб., в 2011 – 40,9 млрд.руб. в том числе собственные доходы областного бюджета прогнозируются в 2009 году в сумме 27,0 млрд. руб., в 2010 году – 32,6 млрд. руб., в 2011 – 36,7 млрд.руб. доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – в 2009 году составят 0,8 млрд. руб., в 2010 году – 0,9 млрд.руб., в 2011 году – 0,9 млрд.руб. Из федерального бюджета запланировано поступление средств в 2009 году в размере 11,8 млрд. руб., в 2010 году – 8,8 млрд.руб., в 2011 году - 3,3 млрд.руб. Расходы областного бюджета составят в 2009 году 41,8 млрд. руб., в 2010 году – 42,1 млрд.руб., в 2011 году – 40,8 млрд.руб. в том числе расходы за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в 2009 году – 0,8 млрд. руб., в 2010 году – 0,9 млрд.руб., в 2011 году - 0,9 млрд.руб. Таким образом, проект областного бюджета составлен с дефицитом 2,2 млрд. руб. в 2009 году, в 2010-2011 годах – бездефицитный. 3.1. ДОХОДЫ Прогноз доходов бюджета области сформирован на базе прогноза социально-экономического развития Ярославской области на 2009-2011 годы, в рамках основных направлений налоговой и бюджетной политики Ярославской области на 2009-2011 годы, утвержденных постановлением Губернатора области, от 20.06.2008 № 458. Расчет отдельных показателей произведен с учетом: - роста налогооблагаемой базы, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Ярославской области на 2009-2011 гг., исходя из его базового варианта, учитывающего сохранение благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики и социальной сферы; - ожидаемого поступления налоговых и неналоговых доходов в 2008 году; - изменений налогового законодательства в части индексации ставок акцизов, увеличения ставок транспортного налога, порядка применения упрощенной системы налогообложения; - мероприятий проводимых Правительством области по увеличению налогооблагаемой базы и укреплению налоговой дисциплины; - отмены региональных налоговых льгот по ряду категорий налогоплательщиков; - иных факторов, влияющих на поступление налогов в бюджет области. Всего сумма налоговых и неналоговых доходов, прогнозируемая к поступлению, в консолидированный бюджет области в 2009 году, составляет 41,1 млрд. рублей. Из них налоговые доходы 36,6 млрд. руб. с ростом к ожидаемому поступлению в 2008 году на 21,9 % или на 6,6 млрд. рублей. Прогноз доходов консолидированного бюджета на 2010 год составляет 50,4 млрд. руб., на 2011 год – 54,8 млрд. рублей. В областной бюджет в 2009 году поступит 27,0 млрд. руб. налоговых и неналоговых доходов. Прогноз на 2010 год составляет 32,6 млрд. руб., на 2011год – 36,7 млрд. рублей. В разрезе доходных источников расчет прогноза осуществлен следующим образом: Налог на прибыль - в полном объеме зачисляется в областной бюджет, прогноз поступления в 2009 году - 9132,0 млн. рублей. Ожидаемое исполнение 2008 года составляет 7560,0 млн. рублей. Расчет произведен исходя из фактического поступления за 9 месяцев 2008 года – 5642,9 млн. руб., и динамики поступления налога за предшествующие годы, а также планов платежей крупнейших налогоплательщиков области на 2008 год. Рост прибыли прибыльных предприятий в 2009 году, к оценке 2008 года составит 113,5 процента. Данный индекс применен для расчета суммы налога на 2009 год: 7560*113,5 %=8580,6 млн. руб., по Российской Федерации данный индекс – 111 процентов. Для увеличения поступления налога на прибыль Правительством области намечен ряд мероприятий, которые позволят получить дополнительно в бюджет более 550 млн. руб. и увеличить сумму налога до 9132,0 млн. руб., с ростом к уровню 2008 года на 20,8 процента. В первую очередь это коснется взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками области, которые должны обеспечить существенный прирост налога на прибыль в областной бюджет. Среди них структурные подразделения ОАО «НГК «Славнефть», ООО «Балтнефтепровод», ОАО «Пивоваренная Компания «Балтика», Северный банк Сбербанка РФ, ОАО «Ярославский технический углерод», предприятия группы «ГАЗ» и другие. С руководителями каждого из них будут проработаны планы на предстоящий период, заключены Соглашения о взаимном сотрудничестве, в том числе в отношении платежей в бюджет, объемов реализации продукции и услуг на территории области, создании новых рабочих мест. Особое внимание будет уделено работе по созданию и регистрации на территории области структурных подразделений и дочерних предприятий, входящих в состав крупнейших вертикально – интегрированных компаний. На более качественном уровне должна быть продолжена работа Правительства области по привлечению в регион новых перспективных налогоплательщиков. Необходимо отметить, что организации, зарегистрированные в Угличском районе в рамках стимулирования экономического развития Ярославской области, уплатили в 2008 году в областной бюджет более 200 млн. руб. налога на прибыль. В 2008 году в области продолжает оставаться достаточно высокой доля убыточных организаций. По состоянию на 01.08.2008 по статистическим данным удельный вес убыточных организаций в общем числе крупных и средних организаций области составил 34,5 процента. В целях выявления умышленного формирования организациями в бухгалтерском и налоговом учете убытков и для контроля над деятельностью данных организаций будет продолжена работа межведомственной комиссии по укреплению налоговой дисциплины и легализации налоговой базы при Губернаторе области. Прогноз поступления налога на прибыль в 2010 году составил 12450,0 млн. руб., в 2011 году – 13655,0 млн. рублей. Налог на доходы физических лиц - прогноз дохода в консолидированный бюджет области в 2009 году - 16008,1 млн. рублей. В 2008 году ожидаемое поступление в бюджет области 13125,8 млн. руб., из них в областной бюджет 5130,1 млн. рублей. Сумма налога, перечисленная в бюджеты муниципальных районов (городских округов) по дополнительным нормативам, установленным в 2008 году для замены дотации из фонда финансовой поддержки, составит 1432,8 млн. рублей. Расчет ожидаемого в 2008 году поступления налога произведен на основании данных о фактическом поступлении за 9 месяцев – 9212,5 млн. руб. и тенденций роста НДФЛ за ряд предшествующих лет. Темп рост налога сохранен на уровне, достигнутом в 2006 - 2007 годах и составил 128,6 процента. Необходимо отметить, что в 2008 году осуществлен разовый платеж налога ООО «Новфинтех» в сумме 482,6 млн. рублей. В 2009 году такое поступление не предполагается и не может быть учтено в базе для расчета налога. Для расчета прогноза налога на 2009 год применен темп роста 126,6 % (13125,8 – 482,6)*126,6%=16008,1 млн. рублей. В целях обеспечения рассчитанного роста будет продолжена работа, проводимая совместно с налоговыми органами, по легализации заработной платы работающего населения и выводу из «тени» доходов предпринимателей. В 2008 году при Губернаторе области и в муниципальных образованиях созданы межведомственные комиссии для работы с налогоплательщиками в составе представителей прокуратуры, УВД, профсоюзов, внебюджетных фондов, местных администраций. Негативное влияние на рост поступления налога на доходы физических лиц окажет увеличение с 1 января 2009 года предельного размера дохода, дающего право на получение стандартного налогового вычета. Кроме того, на рассмотрении в суде находятся иски ряда предприятий области – исполнителей государственного оборонного заказа по возврату и списанию пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога. Поступление налога по нормативам, установленным Законом Ярославской области «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты» в 2009 году составит: - в областной бюджет 50 процентов – 8004,1 млн. руб.; - в бюджеты муниципальных районов 40 процентов – 6403,2 млн. руб.; - в бюджеты поселений 10 процентов – 1600,8 млн. рублей. Прогноз поступления НДФЛ в консолидированный бюджет в 2010 году составляет 19092,9 млн. руб., в том числе областной бюджет – 9546,5 млн. руб., в 2011 году в консолидированный бюджет поступит 22415,1 млн. руб., в том числе областной бюджет – 11207,5 млн. рублей. Прогноз поступления акцизов в 2009 году в областной бюджет рассчитан в сумме 3722,8 млн. рублей. Рост к ожидаемому исполнению 2008 года на 12,5% или на 412,8 млн. рублей. В расчете использованы сведения об объемах реализации продукции предприятиями-производителями, расположенными на территории области, ожидаемое поступление акцизов по видам подакцизной продукции в 2008 году, прогноз поступления акцизов в федеральный бюджет. Ставки акцизов на алкогольную продукцию и пиво проиндексированы в соответствии с федеральным законодательством. Индексация ставок акцизов на нефтепродукты на 2009-2010 годах не планируется. Начиная с 2011 года, предполагается осуществлять индексацию ставок акцизов на нефтепродукты в соответствии с темпами ежегодной инфляции на 10 процентов. Зачисление акцизов в бюджет области будет осуществляться в соответствии с порядком и по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ и законом о федеральном бюджете на 2009 год, следующим образом. Акцизы на нефтепродукты: - 40 процентов - в федеральный бюджет; - 60 процентов - на уполномоченный счет УФК Смоленской области для последующего направления в бюджет Ярославской области по установленному нормативу 0,8029 процента. Акцизы на алкогольную продукцию: - 20 процентов - напрямую от производителя перечисляется в областной бюджет; - 80 процентов - на уполномоченный счет УФК Смоленской области для последующего направления в бюджет Ярославской области по установленному нормативу 1,1231 процента. Акциз на пиво зачисляется в бюджет области напрямую от производителя по нормативу 100 процентов. В разрезе подакцизной продукции поступление в 2009 году составит: - акциз на нефтепродукты - 713 млн. рублей. В расчете учтен прогноз поступления акциза на нефтепродукты в федеральный бюджет в сумме 59,1 млрд. руб., согласно пояснительной записке к проекту закона «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» (59122:40%*60%:*0,8029%=713 млн. рублей); - акциз на алкогольную продукцию - 819,8 млн. рублей. Прогноз поступления от предприятия-производителя, с учетом индексации ставки на 10 процентов и увеличения объемов выпуска подакцизной продукции, за счет расширения ассортимента – 141,7 млн. рублей. Перечисление акцизов уполномоченным территориальным органом Федерального казначейства прогнозируется на уровне 678,1 млн. руб.; - акциз на пиво – 2190 млн. рублей. Расчет произведен исходя из ожидаемого поступления акцизов на пиво в 2008 году – 2000 млн. руб., с учетом прогноза реализации продукции, представленного налогоплательщиком. Ставка налога проиндексирована на 9,5 процента. Прогноз поступления акцизов в 2010 году составляет – 4079,0 млн. рублей. Индексация ставок установлена федеральным законом на уровне 10 процентов (за исключением акцизов на нефтепродукты). Прогноз по видам акцизов: пиво – 2400,0 млн. руб.; алкогольная продукция – 921,0 млн. руб.; нефтепродукты – 758,0 млн. рублей. Прогноз поступления акцизов в 2011 году – 4595,4 млн. рублей. Индексация ставок по всем видам подакцизной продукции установлена федеральным законом на уровне 10 процентов. Прогноз по видам акцизов: пиво – 2640,0 млн. руб.; алкогольная продукция – 1063,4 млн. руб.; нефтепродукты – 892 млн. рублей. Проектом Закона РФ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено изменение схемы уплаты акцизов на алкогольную продукцию с 2010 года. Предусмотрено перечисление 40 процентов акциза напрямую от предприятия-производителя в бюджет субъекта РФ, 60 процентов - на счет УФК Смоленской области для дальнейшего перечисления в бюджеты субъектов РФ по вновь разработанным и утвержденным нормативам. В связи с этим, необходимо будет уточнение прогноза поступления акцизов на алкогольную продукцию в 2010-2011 гг. Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – прогноз поступления на 2009 год составляет 1112,4 млн. рублей. Рост к уровню 2008 года на 25,5 процента. Налог в полном объеме зачисляется в областной бюджет. Расчет произведен исходя из ожидаемого исполнения текущего года, с учетом расширения круга налогоплательщиков и изменения потребительских цен на товары (работы, услуги). Ожидаемое поступление налога в 2008 году – 886,3 млн. руб., определено из факта 9 месяцев 611,9 млн. руб. и расчетов по сроку 25 октября, исходя из динамики за ряд предшествующих лет в сумме 274,4 млн. рублей. Индекс роста потребительских цен на товары (работы, услуги) по Ярославской области - 114,1 процента. В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ, с 1 января 2009 года на упрощенную систему налогообложения на основе патента имеют возможность перейти предприниматели, ранее уплачивающие единый налог на вмененный доход и осуществляющие следующие виды деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, ремонт автотранспортных средств, общественное питание, ветеринарные услуги, ритуальные услуги. Кроме того, предприниматели, работающие по патенту, получили право привлекать наемных работников в количестве до 5 человек. В расчете предусмотрено расширение круга налогоплательщиков на 10 процентов. Прогноз налога на 2009 год рассчитан следующим образом: 886,3 *114,1%*110%=1112,4 млн. рублей. Прогноз поступления налога на 2010 год - 1252,6 млн. рублей, на 2011год – 1411,6 млн. рублей. Налог на имущество организаций – прогноз поступления на 2009 год 3496,1 млн. рублей. Налог полностью зачисляется в областной бюджет. Расчет произведен исходя из ожидаемого исполнения в 2008 году, роста налогооблагаемой базы и изменений, внесенных в налоговое законодательство. Ожидаемое исполнение текущего года 2700,0 млн. рублей, складывается из фактического поступления за 9 месяцев - 1962,2 млн. руб., авансового платежа по сроку 25 октября и погашения задолженности в сумме 737,8 млн. рублей. Рост налогооблагаемой базы определен на основании показателей, установленных в прогнозе социально-экономического развития. млн. руб.
Дополнительные поступления в результате отмены с 01 января 2009 года налоговых льгот составят 444,4 млн. рублей. Итого сумма налога на 2009 год складывается из следующих составляющих: 2700+351,7+444,4=3496,1 млн. рублей. Рост к ожидаемому исполнению 2008 года на 29,5 процента или на 796,1 млн. рублей. Прогноз поступления налога в 2010 году – 4080,4 млн. руб., в 2011 году - 4584,6 млн. рублей. Транспортный налог - прогноз поступления на 2009 год составляет 451,0 млн. рублей. Расчет прогноза произведен на основе ожидаемого исполнения текущего года, с учетом увеличения количества транспортных средств, увеличения ставок налога. Ожидаемое поступление в 2008 году – 365,0 млн. руб. рассчитано на основании данных о фактическом поступлении налога за 9 месяцев - 313,3 млн. руб., перечислении в четвертом квартале авансовых платежей юридическими лицами в сумме 35 млн. руб. и погашении задолженности – 16,7 млн. рублей. При расчете прогноза учтен темп роста количества транспортных средств 103,6 процента. За счет роста ставок в 2007-2008 годах дополнительные поступления налога от физических лиц составят 40,0 млн. руб., от юридических лиц – 33,0 млн. рублей. Поступление налога увеличится по сравнению с 2008 годом на 23,6 процента и составит: 365*103,6%+40+33=451 млн. рублей. Прогноз транспортного налога на 2010 год - 535,0 млн. руб., на 2011 год – 553,0 млн. рублей. В 2010 году за счет роста ставок налога от физических и юридических лиц дополнительно поступит 68,0 млн. рублей. Налог на игорный бизнес – прогноз поступления в 2009 году – 181 млн. рублей. Законом РФ от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность игорных заведений на территории Ярославской области прекращается с 1 июля 2009 года. Прогноз поступления налога на 2009 год рассчитан в соответствии с данной нормой закона. Расчет произведен на основании сведений Управления Федеральной налоговой службы РФ по Ярославской области о количестве объектов налогообложения по состоянию на 01.07.2008. Применены ставки, предусмотренные Законом «Об установлении ставок налога на игорный бизнес на территории Ярославской области». Учтены переходящие платежи с 2008 года в сумме 25,8 млн. рублей. Расчет налога на игорный бизнес
Сбор за пользование объектами животного мира – прогноз рассчитан на уровне ожидаемого поступления 2008 года, в сумме 3,0 млн. рублей. При получении квоты для Ярославской области по изъятию объектов животного мира сумма прогноза может быть уточнена. Государственная пошлина – прогноз поступления на 2009 год - 2,4 млн. руб., в том числе 2,2 млн. руб. - государственная пошлина за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Прогноз по данному виду государственной пошлины представлен департаментом дорожного хозяйства. Прогноз поступления на 2010 год составляет 2,5 млн. руб., на 2011 год – 2,5 млн. рублей. Неналоговые доходы в областной бюджет в 2009 году поступят в сумме 919,1 млн. рублей. Из них доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 351,6 млн. руб., доходы от реализации имущества – 385,3 млн. рублей. Прогноз рассчитан департаментом по управлению государственным имуществом, исходя из прогнозного плана приватизации имущества, заключенных договоров аренды имущества и земельных участков, действующих ставок арендной платы, нормативов перечисления прибыли от ГУП. Доходы от оказания платных услуг – прогноз на 2009 год определен по данным ГИБДД по Ярославской области о поступлении сборов за проведение технических осмотров автотранспорта, а так же по данным департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности о поступлении сбора за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. Сумма прогноза составит в 2009 году - 48 млн. рублей. Прогноз на 2010 год – 50,5 млн. руб., на 2011 год - 60 млн. рублей. Плата за негативное воздействие на окружающую среду - прогноз на 2009 год 69,8 млн. руб., ростом к ожидаемому поступлению в 2008 году на 9,5 процента. Прогноз рассчитан на основании данных, представленных управлением Ростехнадзора по Ярославской области, с применением коэффициента роста нормативов платы, рассчитанного в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов». Прогноз поступления на 2010 год – 75,0 млн. руб., на 2011 год - 80,6 млн. рублей. Платежи за пользование лесным фондом – прогноз рассчитан департаментом лесного хозяйства Ярославской области исходя из объема используемых лесных ресурсов и средних ставок платы за единицу объема древесины. Поступление составит в 2009 году – 4,8 млн. руб. Прогноз на 2010 год – 5,4 млн. руб., на 2011год – 6,0 млн. рублей. Доходы от штрафов, санкций, возмещений ущерба на 2009 год прогнозируется в сумме 10,5 млн. рублей. В бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридические лица или индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, зачисляются штрафы по нормативу 60 процентов, штрафы за нарушение правил пожарной безопасности по нормативу 50 процентов, штрафы за нарушение закона Ярославской области об административных правонарушениях - в размере 100 процентов. Прогноз на 2010 год – 16,4 млн. руб., на 2011 год – 17,2 млн. рублей. Прочие неналоговые доходыскладываются из платы, взимаемой за проезд крупногабаритного транспорта, поступлений на содержание Бюро по кооперации Гессен – Ярославская область, а также возврата неиспользованных бюджетных и внебюджетных средств. Прогноз поступления в 2009 году – 49,0 млн. руб., в 2010 году – 52,0 млн. руб., в 2011 году – 55,0 млн. рублей. Прогноз поступления неналоговых доходов в областной бюджет на 2010 год составит 670,3 млн. руб., на 2011 год – 689,0 млн. рублей. Безвозмездные поступления на 2009 год предусматриваются в размере 11765,5 млн. руб., на 2010 г. – 8783,5 млн. руб., на 2011 г. - 3258,3 млн. рублей. Снижение безвозмездных поступлений в 2010-2011 годах по сравнению с 2009 годом связано с тем, что значительная часть поступлений прогнозируется от федеральных министерств и агентств, которые в настоящее время распределили ассигнования только на 2009 год. 3.2. РАСХОДЫ Расходы областного бюджета вырастут в 2009 году на 37 % (на 11 млрд. рублей) и составят около 41 млрд. рублей (без учета расходов за счет предпринимательской деятельности). Значительно усилится внимание областного бюджета к нуждам муниципальных образований: более половины (51%) расходов области составят межбюджетные трансферты в форме дотаций, субсидий и субвенций местным бюджетам. Объем межбюджетных трансфертов вырастет в 2009 году на 6,2 млрд. рублей. С учетом роста объемов федеральных средств заметно увеличится объем и доля расходов на национальную экономику, в первую очередь на дорожное строительство. Сохранится социальная направленность бюджета, доля расходов областного бюджета на социальные отрасли (образование, здравоохранение, культуру и социальную политику) составит 39 % в 2009 году, в 2010 – 42%, в 2011 – 47 процентов. Расходы по данным статьям спланированы с учетом увеличения заработной платы работников бюджетной сферы с 01.01.2009 года на 11 процентов. Внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в практику планирования бюджетных ассигнований на 2009-2011 годы нашло отражение через расширение применения программно-целевых методов. В частности, с 2009 года расходы многих департаментов на содержание сети учреждений и проведение различных мероприятий в своей отрасли спланированы с применением механизма ведомственных целевых программ (ВЦП). Доля расходов бюджета, сформированных в рамках ВЦП, составит в 2009 году 32 %, в 2010 – 35 %, в 2011 году – 39 процентов. · Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области Ассигнования на выполнение расходных обязательств Ярославской области в сфере здравоохранения предусмотрены на 2009 год в сумме 4606,1 млн.руб., на 2010 год – 4923,0 млн.руб., на 2011 год – 5257,1 млн.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 2009 год 286 млн.руб., 2010 год 288,6 млн.руб., 2011 год 288,7 млн.рублей. Рост расходов департамента в 2009 году к расходам 2008 года 3829 млн.руб. (без учета средств федерального бюджета) составил 12,8 процента. Расходы на содержание и обеспечение деятельности департамента предусмотрены на 2009 год – 43,7 млн. руб., 2010 год – 46,9 млн. руб., 2011 год – 50,3 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета на 2009 год – 1,6 млн. руб., 2010 год – 1,7 млн. руб., 2011 – 1,8 млн. рублй. · Департамент культуры Ярославской области На повышение социальной роли культуры направлена «Ведомственная целевая программа департамента культуры на 2009-2011 год». Всего на реализацию ВЦП предусматривается в 2009г. 90,8% , в 2010г. - 90,3%, в 2011г.- 90,8% от общей суммы расходов по департаменту. Расходы на содержание и обеспечение деятельности департамента предусмотрены на 2009 год – 41,6 млн. руб., 2010 год – 48,6 млн. руб., 2011 год – 52,1 млн. рублей. · Департамент образования Ярославской области Ассигнования на содержание областных учреждений, проведение мероприятий, обеспечение исполнения государственных полномочий муниципальными образовательными учреждениями и институтами приемных, патронатных семей и семей, дети в которых находятся под опекой или попечительством, предусмотрены в суммах:
Планируемые в рамках ВЦП затраты представлены:
Расходы на содержание и обеспечение деятельности департамента предусмотрены на 2009 год – 39,1 млн. руб., 2010 год – 42,1 млн. руб., 2011 год – 45,1 млн. рублей. · Департамент информатизации и связи Ярославской области Расходы на содержание и обеспечение деятельности департамента предусмотрены на 2009 год – 28,1 млн. руб., 2010 год – 30,5 млн. руб., 2011 год – 32,7 млн. рублей. · Департамент агропромышленного комплекса Ярославской области Проект областного бюджета на 2009-2011 годы по департаменту агропромышленного комплекса Ярославской области сформирован на основе принципов программно-целевого планирования в общей сумме: 2009 г. – 702 млн.руб., 2010 г. – 931,5 млн.руб., 2011 г. – 936,6 млн.руб. Расходы в сумме 1799 млн.руб. на 2009-2011 годы предусматриваются на финансирование мероприятий в рамках областных целевых программ «Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области на 2008-2012 годы», «Социальное развитие села до 2010 года» и «Развитие поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области», в том числе: 2009 г. – 440,1 млн.руб., 2010 г. – 534,3 млн.руб., 2011 г. – 527,9 млн.руб. и ведомственной целевой программы «Государственная поддержка подведомственных учреждений агропромышленного комплекса Ярославской области на 2009-2011 годы» в сумме 297 млн.рублей. · Департамент финансов Ярославской области Для реализации поставленных задач департаменту предусмотрены ассигнования в сумме на 2009 год – 107,8 млн. руб., 2010 – 115,9 млн. руб., 2011 год – 124,3 млн. рублей. Фонд финансовой поддержки. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований на 2009 год образован в сумме 3912,3 млн. руб., на 2010 год - в сумме 4063,8 млн. руб., на 2011 год - в сумме 4514,0 млн. рублей. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований образуется из дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на 2009 год в сумме 3623,2 млн.руб., на 2010 год – 3775,7 тыс.руб., на 2011 год – 4230,3 тыс.руб. и дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений Ярославской области на 2009 год – 226,5 млн.руб., на 2010 год – 288,1 млн.руб. и на 2011 год – 283,7 млн.рублей. Указанные дотации рассчитывались в соответствии с Законом Ярославской области «О межбюджетных отношениях». За счет средств фонда предусматривается выравнивание доходов муниципальных образований для обеспечения местных бюджетов финансовыми возможностями для решения вопросов местного значения. Государственный долг. При планировании областного бюджета с дефицитом при отсутствии других источников необходимо привлекать заемные средства в качестве источника финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств. Однако, в настоящих условиях такой бюджет вызывает как рост объема государственного долга, так и рост расходов на его обслуживание. Вопросы государственного долга освещены в Программах государственных внутренних заимствований и государственных гарантий Ярославской области на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 годов. Расходы на обслуживание государственного долга планируются в 2009 году – 938,6 млн. руб., в 2010 – 1198,2 млн. руб., в 2011 – 1337 млн. рублей. · Департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области Расходы бюджета Ярославской области на 2009-2011 годы по отрасли жилищно-коммунального хозяйства формируются исходя из планов социально-экономического развития области на 2009-2011 годы, основных целей и задач, определенных Губернатором и Правительством области, федеральных законов от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». - расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2009 году в сумме 5,0 млн.руб., в 2010 году – 16 млн.руб., в 2011 году – 16,0 млн.руб. - расходы на реализацию комплексной целевой программы «Энергосбережение в Ярославской области» в части подпрограмм «Энергоэффективность в социальной сфере» в 2009 году - 4,6 млн.руб., в 2010 году – 4,9 млн.руб., в 2011 году – 5,3 млн.руб. и «Энергоэффективность в жилищно – коммунальном хозяйстве» в 2009 году -11,6 млн.руб., в 2010 году – 12,5 млн.руб., в 2011 году – 13,5 млн.руб. - расходы на мероприятия в области коммунального хозяйства предусмотрены на 2010 год в сумме 277,6 млн. руб., на 2011 год – 390,3 млн. руб. Расходы на содержание и обеспечение деятельности департамента предусмотрены на 2009 год – 32,4 млн.руб., 2010 год – 34,9 млн.руб., 2011 год – 37,4 млн.рублей. · Департамент социальной защиты населения и труда Ярославской области В проекте расходов областного бюджета на 2009-2011 годы предусмотрены расходы, курируемые ГРБС «Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области» в сумме: 2009 год – 3553,6 млн.руб., в том числе по разделу «Социальная политика» - 1423,9 млн.руб., по межбюджетным трансфертам – 2129,7 млн.руб.; 2010 год – 3733,1 млн.руб., в том числе по разделу «Социальная политика» - 1474,5 млн.руб., по межбюджетным трансфертам – 2258,7 млн.руб.; 2011 год – 4001,6 млн.руб., в том числе по разделу «Социальная политика» - 1580,4 млн.руб., по межбюджетным трансфертам –2421,1 млн.руб. Из общей суммы расходов ведомственная целевая программа «Развитие системы мер социальной поддержки населения Ярославской области» составляет: в 2009 году 1475,5 млн. руб., или 41,6%, в 2010 – 1516,2 млн. руб. или 41,8%, в 2011 – 1625,4 млн.руб. или 41,8 процента. Расходы на содержание и обеспечение деятельности департамента предусмотрены на 2009 год – 59,6 млн. руб., 2010 год – 64,3 млн. руб., 2011 год – 69 млн. руб. · Государственный архив Ярославской области На содержание и обеспечение деятельности учреждения предусмотрены средства в сумме на 2009 год – 46,6 млн. руб., 2010 год – 48,5 млн. руб., 2011 год – 49,8 млн. рублей. · Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области Расходы на содержание и обеспечение деятельности департамента предусмотрены на 2009 год в сумме 44 млн. руб., 2010 год в сумме 47,9 млн. руб., 2011 год в сумме 51,3 млн. рублей. · Департамент по физической культуре и спорту Ярославской области Расходы на содержание и обеспечение деятельности департамента предусмотрены на 2009 год – 10,3 млн. руб., 2010 год – 11,1 млн. руб., 2011 год – 11,9 млн. рублей. · Главное управление МЧС России по Ярославской области Бюджетные ассигнования на финансирование Главного управления МЧС России по Ярославской области на 2009 год предусматриваются в сумме 51 млн.руб., на 2010-2011 годы - 54,4 млн.руб. и 58,3 млн.руб. соответственно. Рост расходов 2009-2011 годов к уровню 2008 года составит соответственно 121 %, 129 % и 138 %. Основная часть выделенных Главному управлению бюджетных ассигнований будет направлена на расходы по подразделу 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона»: 2009 год – 39,6 млн.руб., 2010 – 42,6 млн.руб., 2011 – 45,7 млн.руб. · Управление внутренних дел Ярославской области В целях обеспечения общественного порядка и безопасности граждан на территории Ярославской области в соответствии с федеральным законодательством, постановлением Губернатора области от 14.11.2000 № 771 численность милиции общественной безопасности, содержащейся за счет средств областного бюджета, установлена в количестве 2754 единицы. Для создания необходимых условий эффективного функционирования подразделений милиции общественной безопасности в областном бюджете на 2009 год предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 713 млн.руб., на 2010-2011 годы соответственно 775,5 млн.руб. и 800,7 млн.руб. Рост расходов 2009-2011 годов к уровню 2008 года составит соответственно 120%, 130% и 134%. · Контрольно-счетная палатаЯрославской области Расходы на 2009 год предусмотрены на уровне 2008 года с учетом отмены льгот по налогообложению (налог на имущество), 2010-2011 годы с учетом общих коэффициентов роста. · Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области На выполнение функций, предусмотренных положением, департаменту предусмотрено ассигнований на 2009 год – 40 млн.руб., 2010 год – 43 млн.руб., 2011 год – 46,1 млн.рублей. Экономический эффект, полученный в результате предотвращения завышения тарифов при их предварительном рассмотрении составит по тарифам на электрическую и тепловую энергию на 2009 год - 7718,0 млн.руб., 2010 год – 9930,0 млн.руб., 2011 год – 12770 млн.рублей. · Избирательная комиссия Ярославской области В рамках своих полномочий Избирательная комиссия области проводит внедрение и совершенствование на территории области государственной автоматизированной системы «Выборы», а также повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов. На данные цели в проекте областного бюджета предусмотрено на 2009 год – 1,3 млн.руб., 2010 год – 1,4млн.руб., 2011 год – 1,5млн.рублей. · Ярославская областная Дума Расходы на содержание и обеспечение деятельности Ярославской областной Думы предусмотрены на 2009 год – 108,9 млн. руб., 2010 год – 117,1 млн. руб., 2011 год – 125,5млн. руб. Расходы на оплату труда с начислениями рассчитаны исходя из утвержденной штатной численности и норм формирования фонда оплаты труда с начислениями, утвержденных федеральным и областным законодательством. · Управление судебного департамента в Ярославской области В проекте областного бюджета Управлению предусмотрены бюджетные ассигнования на 2009 год – 68,1 млн. руб.; на 2010 год – 73,3 млн.руб.; на 2011 год – 78,5 млн.рублей. · Правительство Ярославской области Расходы на содержание и обеспечение деятельности аппарата управления Правительства области включают в себя расходы на содержание и обеспечение деятельности Губернатора области, заместителей Губернатора области, их помощников, структурных подразделений Правительства области, а также расходы на содержание и обеспечение деятельности членов Совета Федерации и их помощников, депутатов Государственной Думы Российской Федерации и их помощников, расходы по осуществлению управлением ЗАГС Правительства области полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния в Ярославской области, расходы по обеспечению деятельности Ярославской областной Думы, Избирательной комиссии области, контрольно-счетной палаты области. Указанные расходы предусмотрены в сумме на 2009 год – 432,0 млн. руб., 2010 год -466,9 млн. руб., 2011 год – 500,3 млн. рублей. · Департамент по делам молодежи Ярославской области В целях развития системы предоставления социальных услуг подросткам, молодежи и молодым семьям предусмотрены средства на межбюджетные трансферты в виде субсидии на реализацию молодежной политики в части предоставления услуг социальной помощи и поддержки молодежи муниципальными социальными учреждениями молодежи (2009 г – 29,2 млн. руб., 2010 г – 29,3 млн. руб., 2011 г – 31,3 млн. руб.), в том числе по направлениям: - поддержка самоопределения молодежи в сфере трудовой деятельности и профессионального обучения; - содействие становлению и укреплению молодых семей; - профилактика асоциальных явлений в молодежной среде. · Департамент строительства Ярославской области На финансирование объектов областной собственности Адресной инвестиционной программы предусмотрены ассигнования на 2009 год в размере 1749,7 млн.руб., 2010 год- 1500,3 млн.руб., 2011 год – 722 млн.рублей. · Департамент дорожного хозяйства Ярославской области Расходы на финансирование дорожной отрасли Ярославской области запланированы в размере 17985,0 млн.рублей, в том числе 2009 год - 8826,7 млн.руб., 2010 год - 6495,5 млн.руб., 2011 год - 2662,8 млн.рублей. · Северное управление внутренних дел на транспорте МВД России Объем расходов областного бюджета на 2009 год по подразделу «Органы внутренних дел» на их содержание предусмотрен в сумме 3,6 млн.руб., на 2010-2011 гг. – 3,9 и 4 млн.руб. соответственно. · Государственная жилищная инспекция Расходы на содержание и обеспечение деятельности жилищной инспекции предусмотрены на 2009 год – 9,7 млн.руб., 2010 год – 10,4 млн.руб., 2011 год – 11,1 млн.рублей. · Управление ГИБДД УВД Ярославской области В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» в областном бюджете на финансирование затрат, связанных с проведением государственного технического осмотра транспортных средств, и развитие материально-технической базы подразделений ГИБДД предусмотрены бюджетные ассигнования на 2009 год в сумме 95,5 млн.руб., на 2010-2011 гг. – 102,8 млн.руб. и 110 млн.руб. соответственно. · Департамент государственного заказа Ярославской области Для осуществления функций, определенных Положением о департаменте, утвержденного постановлением Администрации области от 23.12.05 № 344, расходы на содержание департамента предусмотрены в сумме на 2009 год – 25,7 млн. руб., 2010 год - 27,6 млн. руб., 2011 год – 29,6 млн. рублей. · Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов Ярославской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» В целях обучения и повышения квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны территориальной подсистемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания методической помощи организациям и различным органам управления в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций в областном бюджете расходы на финансирование ГОУ дополнительного профессионального образования специалистов Ярославской области «УМЦ по ГОЧС» предусмотрены на 2009 год в сумме 7 млн. руб., на 2010-2011 годы – 7,5 и 8 млн.руб. · Департамент лесного хозяйства Ярославской области В проекте областного бюджета на 2009-2011 гг. на содержание и обеспечение деятельности департамента (за счет средств субвенции из федерального бюджета) предусмотрено на 2009 год - 25 млн. руб., 2010 год - 27 млн. руб., 2011 год - 30 млн. рублей. · Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта требованиям технических регламентов и проектной документации. Инспекция рассматривает обращения и жалобы органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, граждан, прокуратуры, судов. На указанные цели в проекте бюджета областного бюджета на содержание и обеспечение деятельности инспекции предусмотрено на 2009 год – 14,2 млн. руб., 2010 год – 15,3 млн. руб., 2011 год – 16,4 млн. рублей. · Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Расходы на содержание и обеспечение деятельности департамента предусмотрены на 2009 год – 41,3 млн. руб., 2010 год – 44,4 млн. руб., 2011 год – 47,6 млн. рублей. · Департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области Расходы на содержание и обеспечение деятельности департамента предусмотрены на 2009 год -10,5 млн. руб., 2010 год – 11,3 млн. руб., 2011 год – 12,1 млн. рублей. · Представительство Правительства Ярославской области при Правительстве Российской Федерации Представительство Правительства Ярославской области при Правительстве Российской Федерации создано в соответствии с постановлением Губернатора Ярославской области от 27.03.2008 № 236 для создания условий способствующих эффективному взаимодействию Правительства Ярославской области с Правительством Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации иными федеральными органами государственной власти, а также оказания содействия инвесторам и хозяйствующим субъектам в установлении связей с соответствующими государственными органами Ярославской области, хозяйствующими субъектами, расположенными на ее территории. На содержание и обеспечение деятельности Представительства предусмотрено на 2009 год – 15,3 млн. руб., 2010 год – 16,4 млн. руб., 2011 год – 17,6 млн. рублей. · Департамент экономического развития Ярославской области. Целью деятельности департамента является осуществление мер по обеспечению комплексного экономического развития Ярославской области, разработка проекта социально – экономического развития области. Расходы на содержание и обеспечение деятельности департамента предусмотрены на 2009 год в сумме 38,5 млн. руб., на 2010 год в сумме 41,5 млн. руб., на 2011 год в сумме 44,4 млн. рублей. · Департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области Расходы на выполнение функций, определенных положением о департаменте в проекте бюджета предусмотрены департаменту на 2009 год в сумме 29 млн. руб., 2010 год в сумме 31,2 млн. руб., 2011 год в сумме 33,5 млн. рублей. · Государственное учреждение Ярославской области «Транспортная служба Правительства области» Расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждения предусмотрены на 2009 год в сумме 72,2 млн. руб., 2010 в сумме 74,8 млн. руб., 2011 год в сумме 77,4 млн. рублей. · Государственное учреждение Ярославской области «Противопожарная служба» На «Обеспечение пожарной безопасности» объем расходов областного бюджета планируется на 2009 год в сумме 343,1 млн.руб., на 2010-2011 годы – соответственно 368,9 млн.руб. и 395,4 млн.руб., в том числе на заработную плату с начислениями – на 2009 г. 241,9 млн.руб., на 2010-2011 гг. 260 млн.руб. и 278,7 млн.руб. Ассигнования предусмотрены на содержание 1244 штатных единиц работников противопожарной службы области. Заключение Таким образом, по работе можно сделать следующие выводы: Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Российской Федерации; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. В работе рассмотрены основные параметры бюджета Ярославской области, опираясь на данную информацию, можно сказать. Всего сумма налоговых и неналоговых доходов, прогнозируемая к поступлению, в консолидированный бюджет области в 2009 году, составляет 41,1 млрд. рублей. Из них налоговые доходы 36,6 млрд. руб. с ростом к ожидаемому поступлению в 2008 году на 21,9 % или на 6,6 млрд. рублей. Прогноз доходов консолидированного бюджета на 2010 год составляет 50,4 млрд. руб., на 2011 год – 54,8 млрд. рублей. В областной бюджет в 2009 году поступит 27,0 млрд. руб. налоговых и неналоговых доходов. Прогноз на 2010 год составляет 32,6 млрд. руб., на 2011год – 36,7 млрд. рублей. Безвозмездные поступления в областной бюджет прогнозируются в размере около 16 млрд. рублей. Из них более 15,5 млрд. рублей - поступления из федерального бюджета. Безвозмездные поступления на 2009 год предусматриваются в размере 11765,5 млн. руб., на 2010 г. – 8783,5 млн. руб., на 2011 г. - 3258,3 млн. рублей. Снижение безвозмездных поступлений в 2010-2011 годах по сравнению с 2009 годом связано с тем, что значительная часть поступлений прогнозируется от федеральных министерств и агентств, которые в настоящее время распределили ассигнования только на 2009 год. Список использованных источников 1. Вахрин В.И.Бюджетная система РФ.-М.: Дашков и К, 2003. 2. Государственный бюджет: Учеб. пособие/ Под ред. М.И. Ткачук. - М.: ЮНИТИ, 2008. 3. Общая теория финансов: Учеб. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. 4. Официальный Ярославской областной думы // www.duma.yar.ru. 5. Официальный сайт городской администрации области // |