Реферат: Расчетно-графическая работа по дисциплине Антикризисное управление на базе предприятия ОА
Название: Расчетно-графическая работа по дисциплине Антикризисное управление на базе предприятия ОА Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО НАУКИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра менеджмента и бизнеса Расчетно-графическая работа по дисциплине «Антикризисное управление» (на базе предприятия ОАО «Тепличное») Выполнила: студентка гр. МТ-52 Смирнова И.В. Проверила: Полякова О.В. Йошкар-Ола 2009 Содержание 1.Общая характеристика системы менеджмента организации-- 3 1.1.Общая характеристика организации- 3 1.2.Органицационная структура управления- 4 1.3.Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия- 5 2.Диагностика этапов кризиса организации-- 11 2.2.Стратегическая диагностика кризисной ситуации- 12 2.3. Стратегическая диагностика кризисной ситуации (по методике Демьяновой О. В.)12 3.Внешние сигналы, изменяющие конкурентный статус организации16 4.Экспресс-диагностика финансового состояния организации-- 20 5.Альтернативные методы диагностики банкротства- 21 5.1.Двухфакторная модель диагностики банкротства- 21 5.2.Пятифакторная модель Альтмана- 21 6.Модель экономической безопасности объекта- 24 7.Предложения по технологии антикризисного управления-- 27 Список использованной литературы-- 29 1.Общая характеристика системы менеджмента организации 1.1.Общая характеристика организации Полное фирменное наименование Общества: открытое акционерное общество «Тепличное». Сокращенное наименование Общества: ОАО «Тепличное». Юридический адрес Общества: Республика Марий Эл, Медведевский район, пос. Медведево, ул. Железнодорожная, д.З. Почтовый адрес Общества: 425200, Республика Марий Эл, Медведевский район, пос. Медведево, ул. Железнодорожная,3. Йошкар-олинский теплично-овощной комбинат создан 12 ноября 1979 года. Теплично-овощной комбинат преобразован в совхоз «Тепличный» 19 февраля 1991 года. В связи с реорганизацией совхоз «Тепличный» переименован в акционерное общество «Тепличное» в 1993 году. В свою очередь акционерное общество «Тепличное» переименовано в открытое акционерное общество «Тепличное» на основании Закона РФ «Об акционерных обществах» в 1996 году. В 1996 году в целях обеспечения цехов переработки сырьем (молоко, мясо, зерно) было присоединено к предприятию хозяйство в Медведевском районе, расположенное в 30 км от районного центра, бывшее КДСХП «Нужъяльское». В 1998 году – в Оршанском районе – КДСХ им. Кирова, которое расположено в 50 км от «Тепличного». Теперь это отделения ОАО «Теплиное» Нужъяльское и Каракшинское. В 2002 году было присоединено ОАО «Нурминское» Медведевского района, находящееся в 20 км от ОАО «Тепличное». Эти хозяйства занимаются производством растениеводческой продукции и животноводством. В настоящее время предприятие имеет площадь 8223 га, в том числе 7616 сельскохозяйственных угодий, из них пашня 5574 га. Кроме 14,5 га блочных теплиц, в состав ОАО «Тепличное» входят три отделения, занимающиеся растениеводством и животноводством. ОАО «Тепличное» – современное многоотраслевое агропромышленное предприятие, основной поставщик витаминной продукции в городе и районы республики Марий Эл, а также за ее пределы. Тепличную продукцию этого хозяйства знают в Кировской и Нижегородской областях, Республике Коми, Москве, Тюмени, Ульяновске, Ухте, Ханты-Мансийске. Это достаточно крупное хозяйство занимается выращиванием овощей в защищенном и открытом грунте, производством животноводческой продукции: молока, мяса, крупного рогатого скота, свинины, птицеводством, занимается пчеловодством, переработкой овощной продукции, производством мясных консервов, колбас, масла растительного и сливочного, грибов «вешенка», имеет собственную торговую сеть, цех общественного питания. 1.2.Органицационная структура управления Организационная структура – это один из основных элементов управления организацией. Результаты работы любого предприятия, фирмы во многом зависят именно от умелой организации управления. Эффективное функционирование организации, ее подразделений невозможно без постоянной их координации, которая входит в задачу системы управления. Система управления имеет свою структуру, которая представляет собой упорядоченный набор образующих ее элементов, тем или иным способом связанных друг с другом. Анализ организационной структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. Организационно-производственная структура управления ОАО «Тепличное» представлена на рис. 2.2.1. Для ОАО «Тепличное» характерна линейно-функциональная система. Эта система широко применяется в организациях всего мира. Линейно-функциональная система характеризуется тем, что всю полноту власти в организации берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив, которому при разработке конкретных вопросов и подготовке определенных решений полагается специальный аппарат. Высшим органом управления обществом является общее собрание его акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, установленные уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года. Совершенство организационной структуры управления предприятием во многом зависит от профессиональной и квалификационной грамотности кадров. Для ОАО «Тепличное» характерна тенденция к замещению должностей специалистами с высоким уровнем образования. Однако в аппарате управления на должностях специалистов наблюдается значительное количество практиков. 1.3.Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия В качестве основных технико-экономических показателей деятельности выделим следующие показатели: объемы производственной и реализованной продукции; численность работников, себестоимость, прибыль и рентабельность; показатели наличия, состояния и эффективности использования основных видов ресурсов. Данные для анализа собранны за 5 лет. Таблица 2 Основные показатели деятельности ОАО «Тепличное» за 2004-2008гг.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: Численность работников за последние четыре года незначительно изменилась. Однако в 2008 году было произведено небольшое сокращение кадров с целью уменьшения затрат и увеличения производительности труда. Данное положение подтверждает рост фондовооруженности труда, прибыли на одного работника, а значит и повышение зарплаты работникам и служащим предприятия. В основе успешной работы сельскохозяйственного предприятия лежит повышение экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции. Важнейшими показателями экономической эффективности производства являются прибыль от реализации и рентабельность производимой продукции. Уровень себестоимости показывает эффективность производства с точки зрения получения прибыли на единицу материальных и трудовых затрат по производству и реализации продукции. В течение 2004-2008 годов происходило повышение прибыли от реализации продукции, при этом выручка от реализации возросла в 2,18 раз. Рис.4. Динамика выручки и балансовой прибыли ОАО «Тепличное» Рис.5 Динамика себестоимости ОАО «Тепличное» Затраты на производство реализованной продукции возросли пропорционально росту выручки от реализации. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения в 2008 году по сравнению с 2004 годом увеличилась на 124521 тыс.руб. Проанализировав данные производственно-экономических показателей с 2004 по 2008 годы, можно сказать, что рентабельность производимой продукции в ОАО «Тепличное» колеблется по годам. При этом следует отметить, что 2006 год был самым успешным для хозяйства, о чем свидетельствуют следующие данные: уровень рентабельности продаж составил 11,5%, а уровень рентабельности производства - 10,84%. В 2008 году наблюдается значительное снижение показателя рентабельности, в связи с тем, что увеличились расходы предприятия, вызванные кризисом. Необходимо заметить, что в целом на предприятии наблюдается положительная динамика показателей, что, в свою очередь, свидетельствует об эффективной тенденции развития деятельности организации. Рис.6 Динамика показателей рентабельности ОАО «Тепличное» Рост выработки характеризует рост производительности труда, что всегда оценивается положительно. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения в 2007 году по сравнению с 2004 годом увеличилась на 67844,3тыс.руб., что незначительно превышает темп роста стоимости валовой продукции по себестоимости, который составил раза. Фондовооружённость труда на предприятии увеличивается, это происходит за счёт увеличения среднегодовой стоимости основных фондов и снижения численности персонала. Таким образом, можно сделать вывод, что в целом финансовое состояние ОАО «Тепличное» устойчивое. 2.Диагностика этапов кризиса организации Кризис - это резкое обострение противоречий в системе, крутой перелом в состоянии системы. Кризис - это маловероятное событие, способное угрожать жизнедеятельности организации, характеризующееся неопределенными причинами и трудно предсказуемыми последствиями. Таблица 2 Показатели выручки и прибыли ОАО «Тепличное», тыс.руб.
Определим этап жизненного цикла: Рис.3 Динамика выручки и валовой прибыли ОАО «Тепличное» По классической теории для ОАО «Тепличное» наблюдается стадия роста. Темпы роста выручки от реализации растут, однако существенных инноваций на предприятии нет. Валовая прибыль имеет тенденцию к снижению, это связано с тем, что себестоимость увеличилась в 2008 г. более быстрыми темпами. 2.2.Стратегическая диагностика кризисной ситуации Таблица 3 Стратегическая диагностика кризисной ситуации ОАО «Тепличное»
Данные таблицы 3 показывают, что на ОАО «Тепличное» можно выделить основной вид кризиса – это кризис издержек, оказывающий большое влияние на результаты и эффективность деятельности предприятия. 2.3. Стратегическая диагностика кризисной ситуации (по методике Демьяновой О. В.) Целью исследования является выявление правильной стратегии развития (эффективной деятельности) предприятия. Для реализации данного пункта сформируем на основе логического метода нормативного динамического ряда темпов роста показателей развития предприятия, «Нормативную структуру показателей». Таблица 4 Технико-экономические показатели ОАО «Тепличное», тыс.руб.
Методика предусматривает сравнение темпов роста показателей предприятия с нормативным динамическим рядом показателей: ТНР < ТТЗ < ТМЗ < ТДС < ТСС <ТВр <ТБП Определим темпы изменения технико-экономических показателей предприятия в форме таблицы. Таблица 5 Темпы изменения технико-экономических показателейОАО «Тепличное», %
Определим фактические динамические ряды для каждого года анализируемого периода и рассчитаем коэффициент Спирмена. 2007. Тмз < Тдс < Тбп < Твр < Тсс<Тнр<Ттз 2008. Тдс < Тбп< Твр < Тсс < Тнр<Тмз<Ттз Построим фактический динамический ряд предприятия в табличной форме. Таблица 6 Фактический динамический ряд ОАО «Тепличное»
ТНР < ТТЗ < ТМЗ < ТДС < ТСС <ТВр <ТБП Рис.4 Динамика коэффициентов Спирмена Вывод: По графику видно, что значение коэффициента Спирмена в 2008 г. имеет отрицательное значение, что говорит об неэффективности выбранной стратегии. В целом фактический и нормативный ряды не совпадают. Данный коэффициент понизился, и отрицательно характеризует деятельность предприятия: не соблюдение «золотого правила экономики»: темпы роста прибыли больше темпов роста трудовых затрат. Рис.1. Коэффициент Спирмана по ОАО «ПЗ Азановский» Данные таблицы 5 показывают, что за 2003-2005 гг. фактический ряд ОАО «ПЗ Азановский» не соответствует нормативному динамическому ряду. При этом наибольшее отклонение наблюдается в 2005 г. (коэффициент Спирмана равен 0,018). Данный коэффициент понизился, и отрицательно характеризует деятельность предприятия: не соблюдение «золотого правила экономики»: темпы роста прибыли больше темпов роста трудовых затрат. Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбранная стратегия ОАО «ПЗ Азановский» не направлена на развитие и рост в жизненном цикле предприятия. Однако коэффициент корреляции положителен в 2005 году, но он меньше 1, следовательно, имеется благоприятная тенденция в изменении стратегии предприятия. 3.Внешние сигналы, изменяющие конкурентный статус организации Внешние сигналы, оказывающие влияние на предприятие ОАО «Тепличное» представлены в таблице 7. Таблица 7 Внешние сигналы ОАО «Тепличное»
Вышеперечисленные внешние сигналы ОАО «Тепличное» наглядно представим в виде графика (рис.5).
Вывод: исходя из вышеприведенного анализа, можно сказать, что наибольшую угрозу для ОАО «Тепличное» представляют следующие факторы: -параметры факторов производства; -форс-мажорные факторы. 4.Экспресс-диагностика финансового состояния организации Таблица 8 Динамика финансовых показателей
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Данный показатель по ОАО «Тепличное» соответствует нормативу. Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных средств, необходимых для финансовой устойчивости предприятия. Данный показатель по ОАО «Тепличное» не соответствует нормативу, имеет тенденцию к уменьшению. Однако у предприятия есть реальная возможность восстановить платежеспособность. 5.Альтернативные методы диагностики банкротства Оценка вероятности наступления несостоятельности (банкротства) для предприятия проводится на основе ряда методик отечественных и зарубежных специалистов в области антикризисного управления. Просмотрим некоторые методики этой оценки. 5.1.Двухфакторная модель диагностики банкротства В американской практике для оценки вероятности банкротства используется двух факторная модель
где a=-0,3877, b=-1,0736, g=0,0579. Z2004г. =-0,3877+(-1,0736)*2,7+0,0579*0,25= -3,27195 Z.2005г. =-0,3877+(-1,0736)*2,7+0,0579*0,30= -3,26905 Z2006г. =-0,3877+(-1,0736)*2,5+0,0579*0,31= -3,05375 Вывод: В результате расчета значения Z<0, что говорит о том, что вероятность банкротства анализируемого предприятия мала. 5.2.Пятифакторная модель Альтмана Для более объективной оценки вероятности банкротства используют пяти факторную модель Z-счет Альтмана. Она представляет собой линейную функцию, коэффициенты которой рассчитаны по данным статистического обследования предприятий-банкротов:
где ТА – текущие активы (ф. №1, стр. 290, (гр.3 + гр.4)/2); ТО – текущие обязательства (ф. №1, стр. 690, (гр.3 + гр.4)/2); ВО – все обязательства (ф. №1, стр. (590+690), (гр.3 + гр.4)/2); НП – нераспределенная прибыль (ф. №1, стр. 470, (гр.3 + гр.4)/2); И – имущество (ф. №1, стр. 300, (гр.3 + гр.4)/2); БП –балансовая прибыль (ф. №2, стр. 140, гр. 3); РСОиПА – рыночная стоимость облигаций и привлеченных акций (берется на основании рыночной котировки акций предприятия, в случае отсутствия данных вся дробь принимается за 0); ОП – объем продаж (ф. №2, стр. 010, гр. 3). Вывод: в результате расчета Z-счет Альтмана в 2006 г. равен 2,947, это говорит о том, что вероятность банкротства для ОАО «Тепличное» средняя. Данная методика диагностики банкротства предложена финансовым аналитиком Бивером. Таблица 9 Система показателей Бивера
Условные обозначения: Ам – амортизация (ф. №5, стр. 740, гр. 3); ЗК – заемный капитал (ф. №1, стр. (590+690), (гр.3 + гр.4)/2); КО – краткосрочные обязательства (ф. №1, стр. 690, (гр.3 + гр.4)/2) Вывод: при оценке вероятности банкротства по системе Бивера было выведено, что предприятие относится ко II группе, что свидетельствует о благополучии, предприятие эффективно осуществляет свою деятельность, ему не грозит банкротство в скором времени. Таким образом, ОАО «Тепличное» не грозит банкротство, предприятие способно осуществить финансовое оздоровление за счет внутренних источников (сильных сторон предприятия). 6.Модель экономической безопасности объекта Модель экономической безопасности позволяет выявить допустимое сочетание вероятных угроз, средств и методов защиты от них, реализуемых структурными подразделениями службы безопасности предприятия. Модель экономической безопасности строится в виде трехмерной модели с осями Ох, Оу и Оz, где -Ох - виды угроз безопасности; -Оу - объекты защиты; -Оz - средства и методы защиты. Откладывая на каждой из осей максимальный на данный период число позиций, получим ограниченную область потребителей безопасности. Особое прикладное значение имеют развертки области по осям: XY, XZ и YZ, которые представлены на рис. 6-8.
0 0 3 2 0 2 0 0 2
Рис. 6 Матрица «Угрозы безопасности – объекты защиты» Вывод: с точки зрения угрозы безопасности наиболее подверженными угрозам объектами являются «товары и запасы», «сырье и материалы», «КРС»в связи с большим риском воздействия на них таких факторов как «пожар», «конкуренты» и «поставщики».
3 6 8 8 0 2 3 0 6
![]()
![]()
![]() 2 2 0 0 0 2 2 3 0
Рис. 7 Матрица «Средства и методы защиты – объекты защиты» Вывод: с точки зрения степени защищенности объектов средствами защиты предприятия наиболее защищенными являются «оборудование», «товары и запасы», «сырье и материалы», «финансы» и «КРС» наименее защищенными – «персонал». Z –
![]()
![]()
![]() 1 2 1 0 5 0 0 0 9
Рис. 8 Матрица «Средства и методы защиты – угрозы безопасности» Вывод: в результате оценки средств защиты с точки зрения их соответствия угрозам можно сказать, что наиболее надежными средствами защиты были признаны следующие: «резервирование средств» и «страхование». Таким образом, основные объекты защиты ОАО «Тепличное» защищены не полностью, поэтому необходимо провести мероприятия по совершенствованию уже существующих: улучшение противопожарной и инженерной защиты, введение новых средств защиты: повышение конкурентоспособности продукции предприятия (создание маркетинговой службы на предприятии, укрепление конкурентных позиций освоение новых рынков). 7.Предложения по технологии антикризисного управления Антикризисное управление - это управление, в котором поставлено определенным образом продвижение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Базой данной расчетно-графической работы является сельскохозяйственное предприятие ОАО «Тепличное». В результате анализа, проведенного в работе, можно сделать следующие выводы: 1. По классической теории для ОАО «Тепличное» наблюдается стадия роста. Темпы роста валовой прибыли и выручки от реализации растут, однако существенных инноваций на предприятии нет. ПоИ. Адизесу - стадия «расцвет». Фирма достигла баланса между самоконтролем и гибкостью. Существует организационная структура, система служебных обязанностей. Для ОАО «Тепличное» наблюдается кризис издержек, однако в 2005-2006 гг. ситуация на предприятии налаживается. Стратегическая диагностика кризисной ситуации по методике Демьяновой О. В. подтвердила эффективность выбранной стратегии 2. Анализ внешних сигналов, влияющих на конкурентный статус организации показал, что наибольшую угрозу для ОАО «Тепличное» представляют следующие факторы: -параметры факторов производства; -форс-мажорные факторы. 3. В результате диагностики банкротства было выявлено, что ОАО «Тепличное» эффективно осуществляет свою деятельность, вероятность банкротства для предприятия мала. Предприятие способно осуществить финансовое оздоровление за счет внутренних источников (сильных сторон предприятия). 4. Анализ модели экономической безопасности объекта показал, что основные объекты защиты ОАО «Тепличное» защищены не полностью, поэтому необходимо провести мероприятия по совершенствованию уже существующих: улучшение противопожарной и инженерной защиты, а также введение новых средств защиты: повышение конкурентоспособности продукции предприятия (создание маркетинговой службы на предприятии, укрепление конкурентных позиций освоение новых рынков). Однако в целях предупреждения кризисных ситуаций на предприятии необходимо осуществлять строгий контроль за проблемными зонами, а также проведение превентивных мероприятий (контроль качества продукции, проведение маркетинговых акций и др.). Список использованной литературы 1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 432 с. 2. Зуб А.Т. Антикризисное управление: Учебное пособие для студентов вузов / А. Т. Зуб.- М.: Аспект Пресс, 2005.- 319 с. 3. Крутик А. Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент / А.Б. Крутик, А.И. Муравьев. - СПб: Питер, 2001.- 432 с. 4. Луговнина С. М. Антикризисное управление: диагностика кризиса предприятия: Учебное пособие / С.М. Луговнина – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. – 92 с. 5. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник / Р. А. Попов.- М.: Высшая школа, 2005.- 429 с. 6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая – М.: ИНФРА-М, 2006. – 425 с. 7. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под ред. А.П. Градова, Б. И. Кузина.- СПб: «Специальная литература», 2005.–510 с. 8. Уткин Э.А. Антикризисное управление / Э.А. Уткин. - М.: ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1997.- 400 с. |