Реферат: Порядок оформления результатов торгово-хозяйственной деятельности
Название: Порядок оформления результатов торгово-хозяйственной деятельности Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ СЕРВИСА » Институт экономики Кафедра: «Экономика, организация и коммерческая деятельность» ОТЧЁТ по практике на базе данных ЗАО Торговый дом «Перекрёсток» ИСПОЛНИТЕЛЬ: Студентка 2 курса Группы Т-201 Ефимова Е.А. РУКОВОДИТЕЛЬ: Асс. Абрамова Л.А. Начальник секции Седик О.В. М.П. Тольятти 2010 31 Содержание: 1. Общая характеристика предприятия …………………………………………………... 3 - 7 стр. 2.Организация торгово-технологического процесса в магазине ………………………............................................. 8 - 22 стр. 3.Порядок оформления результатов торгово-хозяйственной деятельности……………………………………………………….. 23 - 29 стр. 4. Заключение …................................................................................ 30 стр. 5. Список литературы……………………………………………… 31 стр 6. Приложения. 31 1.Общая характеристика предприятия : Учебная практика была пройдена на торговом предприятии ЗАО Торговый Дом «Перерёсток». «Перекресток» — федеральная сеть супермаркетов, одна из первых в истории отечественного ритейла. Первый «Перекресток» был открыт в сентябре 1995 г в Москве. В 2003 году объем продаж «Перекрёстка» составил $453 млн., а в 2008 году — $2,7 млрд. На конец 2009 г открыто 211 супермаркетов «Перекресток» в 20 городах России и Украины, из них 4 «Зеленых Перекрестка», где к товарам повседневного спроса добавлены лучшие деликатесы со всех концов света. Кроме того в Москве и областях работают 53 франчайзинговых магазина у дома «Перекресток-Экспресс». В 2010 году планируется открыть еще 15 супермаркетов, а также интеграция 52 бывших магазинов «Патэрсон». Супермаркеты «Перекресток» ориентируются на людей ценящих качество питания, комфорт и свое время, лидер в представлении «СВЕЖИХ» продуктов питания по лучшим ценам рынка в формате «супермаркет», обеспечивающий высокий уровень обслуживания и условия для комфортной быстрой покупки вблизи дома/по дороге за счет: ! построение ассортиментной политики на основании постоянного изучения существующего спроса и будущих потребностей целевых покупателей, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка ! закупочной силы, позволяющей закупать лучшие товары у лучших производителей по лучшим ценам ! применение инновационных торговых технологий и лучших мировых практик отрасли Организационно-правовая форма предприятия - Закрытое Акционерное Общество. 31 Общество создано без ограничения срока деятельности. В супермаркетах имеются собственные пекарни, что позволяет заказать свежевыпеченные изделия. Всегда приятное обслуживание и аккуратная упаковка товаров на кассе. Кроме этого можно приобрести различные печатные издания, периферийные товары и живые цветы. В «Перекрестке» регулярно проводятся акции и программы. Покупка в «Перекрестке» станет для Вас приятным времяпровождением, причем экономным. Это всегда качественно, экономно, комфортабельно. Не зря супермаркеты «Перекресток» являются одними из грандов российского рынка по продаже продуктов. Контактная информация: Закрытое Акционерное Общество «Торговый Дом «Перекрёсток» Юридический адрес: Россия, 103473, Москва, Суворовская площадь, дом 1. Фактический (почтовый) адрес: Россия, 109029, Москва, ул. Средняя Калитниковская, дом 28, строение 4 Телефоны центрального секретариата: +7 (495) 662-88-88, +7 (495) 789-95-95 Факс центрального секретариата: +7 (495) 662-88-88, +7 (495) 789-95-95 Центральный офис: Средняя Калитниковская, дом 28, строение 4. Перекресток в Тольятти : 1. «Перекресток» Самарская обл., Тольятти г., ул. Ленина, 92, +7 (8482) 25-06-01 2. «Перекресток» Самарская обл., Тольятти г., ул. Баныкина, 74, +7 (8482) 31-98-40 3. Кафе-бар «Перекресток» Самарская обл., Тольятти г., ул. Коммунистическая, 17, +7 (8482) 24-32-05 4.»Перекресток» Самарская обл., Тольятти г., ул. Дзержинского, 21, +7 (8482) 94-91-80 5.»Перекресток» Самарская обл., Тольятти г., ул. Революционная, 52а. 31 Функциональные обязанности персонала : Таблица 1.
31 2. Организация торгово-технологического процесса в магазине: Основные схемы торгово-технологического процесса : Схема 1. 31 Правила работы предприятий розничной торговли: Общие положения Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятий розничной торговли (в дальнейшем предприятие) независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы. Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговой деятельности, книгу отзывов и предложений.Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного 31 потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей. Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется Уставом и согласовывается (для предприятий муниципальной собственности) с соответствующими органами местной администрации при регистрации. Предприятие должно иметь вывеску на русском языке с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридический адрес. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии. Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя. Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами. Принятые предприятием в установленном порядке товары оприходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования 31 товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, в также причин невозможности оприходования. Не подлежат приемке предприятием товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности. Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.). Продажа товаров К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем гражданам на общих основаниях. Запрещается продажа товаров из подсобных и складских помещений, а также до начала и по окончании установленных часов работы магазина. Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения предоставляется на основании законодательных актов Российской Федерации, а также на основании решений местных органов исполнительной власти. Продажа товаров работникам магазина в каждом случае допускается только с разрешения и под контролем его 31 администрации. На все реализуемые товары предприятие торговли должно иметь сертификаты, выданные или признанные уполномоченным на то органом, нормативно-техническую документацию, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей, и обеспечивать соответствие реализуемых товаров требованиям указанных документов, а также источники их поступления. В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Основ гражданского законодательства предприятие торговли имеет ответственность за качество реализуемых товаров. Запрещается продажа товаров с истекшим сроками хранения, реализации, не соответствующих требованиям качеству, стандартам. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилам пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускается в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары. Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду по весу или с применением стандартной мерной емкости. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть в соответствии с нормами технического оснащения установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп, в предприятиях, торгующих тканями и другими мерными товарами - контрольные метры. По решению органов местной администрации в предприятиях торговли могут вводиться предельные нормы отпуска товаров одному покупателю. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых утверждается 31 Правительством, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой лицензионными службами в установленном порядке. На другие товары, подлежащие лицензированию по решению местных органов администрации, также должны быть лицензии. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная, посылочная торговля) осуществляется с соблюдением также и этих правил. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме приборов фабричного изготовления). Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовый машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием. При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименование и сорта (артикула) изделия, цены, даты и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца. Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии 31 со ст. 23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В случае приобретения товара с недостатками обмен их осуществляется согласно ст.ст. 17-22 этого Закона. Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установленных скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до 2-х часов. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией - до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранения. Особенности продажи товаров в предприятиях (отделах, секциях) самообслуживания Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойства товаров и упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д. На упаковке указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре - оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и 31 другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателя для ознакомления и выбора их. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи. Расчеты с покупателями Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу спецификации своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства к Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745. Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания - контролеры - кассиры. Расчеты с покупателями производится в следующем порядке: кассир, контролер - кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя; печатает чек на контрольно-кассовой машине; объявляет покупателю общую стоимость покупок; называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком; 31 после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги. Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производятся только в едином узле расчета. В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупки, состоящие из одного - двух предметов. В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер - кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия. Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации. Права и обязанности покупателя Покупатель имеет право: на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способа ухода, порядок эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии; проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов; требовать соблюдения положений Правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей; требовать организации процесса продажи товаров, направленных на ликвидацию очередей; оставить на хранение отобранные или оплаченные товары; в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы; 31 вносить в Книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан: соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале; производить отбор продовольственных товаров без упаковки только при помощи соответствующего инвентаря; при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине; набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания; возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары. Информация покупателей. В предприятиях рекомендуется следующая информация для покупателей: указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров; фамилия и инициалы работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаках; перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг; выписка из правил розничной торговли отдельными товарами; порядок обмена товаров. В предприятиях, торгующих мясом - схема разруба мяса по сортам; елефоны организаций, осуществляющих контроль за работой предприятия. В предприятии должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров, в соответствии со специализацией. Контроль за работой предприятия Контроль за работой предприятия осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции, а 31 также общественными организациями потребителей при проверках правил торгового обслуживания и соблюдения прав потребителей на основании ст. 43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Организация и технология приёмки товаров в магазине : Правила,которые я изложу ниже,меняют и упрощают процедуру приёмки товара на Обьетах покупателя данного предприятия. 1.Наряд — заказ Наряд-заказы создаются в магазинах координатором либо централизованно (по определённым группам товара) специалистом отдела заказов. Поставщик подтверждает (или не подтверждает) наряд-заказ по телефону , факсу , электронной почте. Поставщик подтверждает в наряд-заказе количество , место поставки товара и цену , действующую в соответствии с подписанной спецификацией на момент создания и отправки наряд-заказа поставщику. 2.Поставка товара В момент поставки товара приемщик осуществляет проверку( комплектность,реквизиты и пр.) всех товаросопроводительных документов , а именно : ТТН / ТН , сертификаты, удостоверения качества , вет.свидетельства и др. 3. Приёмка товара Приёмка товара осущевствляется с применением RF- терминалов. Используется режим «Приём на склад». Данный режим предназначен для приёма товара на склад магазина и формирования документа «Акт приёма на склад». Сканируемые товары проверяются на соответсвие по ассортименту и количеству наряд -заказу. В ходе просчёта товара на радио-терминале приемщиком вводится фактическое количество принятого товара в присутсвии представителя поставщика ( водителя,экспедитора) 4. Цены Цены поставки устанавливаются на дату формирования наряд-заказаи фиксируются в нём. Приём товара осущетвляется по ценам из наряд-заказа , подтвержденного поставщиком. 31 5. Акт приёма — передачи товара Документом , подтверждающим приёмку товара , является акт приёма-передачи товара на складе покупателя.Акт формируется в NQ. Приемщик из «Списка буферов документов» выбирает « Акт приёма на склад» , проставляет номер ТН / ТТН , свою фамилию и закрывает документ. Актом приёма на склад приходуется весь товар , поступающий в подразделение от поставщика , независимо от формы собственности и порядка расчётов с поставщиком. После закрытия в NQ документа « Акт приёма на склад» осуществляется автоматическая рассылка акта по эллектронной почте в адрес поставщика. 6. Оформление документов приёмки Акт приёмки товара необходимо распечатать в двух экземплярах. По окончании приёмки стороны подписывают акт : приёмщик ставит свою подпись с расшифровкой , круглую печать организации , водитель ( водитель-экспедитор) подписывает документ и расшифровывает подпись. Если подпись фамилия водителя отсутвуют в ТТН , необходимо потребовать у водителя подписать данный документ и проставить свою фамилию в момент приёмки товара. В конце документа на стороне поставщика водитель поставщика должен проставить свою подпись и фамилию. 7. Передача первичных документов Оформленые акт и ТТН / ТН скрепляются. Один комплект документов( акт + ТТН / ТН ) передаётся водителю поставщика. В конце рабочего дня приёмщику необходимо из NQ распечатать реестр принятых документов , приложить к нему все обработанные за день документы ( акты с ТТН / ТН) в порядке , перечисленном в реестре , поставить в реестре свою подпись и фамилию и передать архивариусу. Так же см. приложение. Хранение и подготовка товаров к продаже: Хранение товаров. После постановки на учёт товар размещается в зоны временного хранения : сухие складские помещения, охлаждаемые камеры, камеры глубокой 31 заморозки , или подаётся в торговой зал. Товары, находящиеся в зоне временного хранения , комплектуются в соответствии с «Планом распоряжения товаров в зоне временного хранениия» , разработанным и утверждённым директором магазина. Одной из основных задач в прцессе осуществления хранения является обеспечение сохраности и качества товаров . Это достигается правильным размещением товаров в помещениях для хранения с учетом требований товарного соседства и очередности реализации ; соответствующими способами размещения товаров на оборудовании , обеспечивающими сохранность их качества . При хранении товара необходимо соблюдать « Санитарно — эпидемиологические требования» и требования « Правил противопожарной безопасности». Предродажная подготовка товара. Предпродажная подготовка осуществляется в соответствии с « Правилами обслуживания покупателей в магазинах торговой сети «Перекрёсток»». Для продавцов продовольственных товаров подгтовка включает в себя : проверку наименования , проверку соответствия цены на товар ценнику , проверку состояния упаковки и правильности маркировки, осмотр внешнего вида , фасовка и маркировка. Для продавцов непродовольственных товаров подготовка включает:проверку наименования , проверку соответствия цены на товар ценнику , проверку состояния упаковки и правильности маркировки , распоковку, осмотр внешнего вида , сборка и комплектование. Выкладка товара в торговом зал: Торговый зал — это та зона , в которой покупатель встречается с товаром лицом к лицу и развязкой этой встречи является наполненная товаром потребительская тележка покупателя. Ответственным за своевременный вывоз и правильную выкладку товара в торговом зале являются начальники секции. Товар вывозится в торговый зал в специально предназначенных для этого тележках. Использовать тележки , предназначеные для покупателей строго запрещено. 31 Выкладка товара осуществляется строго в соответсвии со схемами размещения товара данной группы в торговом зале. Правильное размещение товара обеспечивает демонстрацию наиболее привлекательных его качеств. Для более удобного нахождения необходимого товара покупателями на стеллажах , товар выкладывается по принципу блочно-вертикальной выкладки и по ценовому признаку. Товар формируется по похожим потребительским свойствам , товары с одинаковыми потребительскими качествами выкладываются по брендам. Например , рассмотрим выкладку кофе. По способу обработки кофе подразделяют на 3 группы : растворимый , молотый , зерновой. Внутри подгруппы кофе группируется по брендам : Монтана кофе, Нес кафе, Мак кофе, Карт и тд. Количество «фэйсов» одного нпименования товара , если оно не определено планограммой , может измениться в зависимости от следующих параметров : количества продаж, площади выкладки, дополнительных распоряжений ЦО. Каждый товар обязательно сопровождается ценником. Размещение ценников на торговом оборудовании каждого PLU товара , в левом углу от начала выкладки. При выкладке товара продавцы-кассиры обязаны соблюдать следующие правила : проверять сроки реализации выставленного в зале товара,чтобы : исключить ркализацию просроченного товара.выставить товар таким образом , чтобы более доступным был товар с более короткими сроками реализации; контролировать , чтобы товар был , развёрнут лицевой стороной упаковки к покупателю; товар должен иметь товарный вид; соблюдать единые форматы ценников и ценникодержателей. Контроль соблюдения сроков и правильности выкладки товара в торговом зале осуществляют начальник секции товарных групп. Используемое торговое оборудование и контрольно-кассовые машины: Весы с печатью этикеток , весы торговые , терминалы сбора данных, сканеры 31 штрих-кода, принтеры этикеток , "ШТРИХ-INFO v.3" ( это новое поколение мультимедийных интерактивных киосков, предназначенных для предоставления покупателям быстрого доступа к подробной информации по интересующим их товарам и услугам) , контрольно-кассовые машины для торговли: Автономная контрольно-кассовая машина, пассивная системная контрольно-кассовая машина, активная системная контрольно-кассовая машина, фискальный регистратор. 31
Документальное оформление поступления товаров. В организации торговли и общественного питания товары поступают главным образом от поставщиков. Движение товаров от поставщика к покупателю оформляется сопроводительными документами, предусмотренными договорами поставки и правилами перевозки грузов. Основными сопроводительными документами, которые выписывают поставщики, являются товарно-транспортная накладная, товарная накладная (форма N ТОРГ-12) и счет-фактура (на сумму НДС, относящегося к товарам). Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. При доставке товаров от иногородних поставщиков транспортные организации выписывают при следовании груза по железной дороге - железнодорожную накладную, а водным путем - коносамент. В зависимости от особенностей товаров к вышеуказанным документам могут быть приложены документы, подтверждающие массу (количество) товаров (упаковочный ярлык (форма N ТОРГ-9), спецификация (форма N ТОРГ-10), расходный отвес (спецификация) (форма N ТОРГ-19) и др.) или их качество (качественное удостоверение, сертификат, справка о результатах лабораторных анализов и др.). При закупке товара и его приемке необходимо проверить наличие сертификата соответствия на закупаемый товар. Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству и ее документального оформления регулируются договорами поставки, техническими условиями и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности. Приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товаров данным, содержащимся в сопроводительных документах, а при приемке товаров по качеству и комплектности - требованиям, предусмотренным в договоре. 31 Порядок приемки товаров и ее документального оформления зависит: от места приемки (на складе поставщика, от транспортной организации, на складе покупателя), характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), степени соответствия фактически поступивших товаров условиям договора и сопроводительным документам, наличия или отсутствия сопроводительных документов и т.п. Приемка товаров, получаемых от поставщиков, может быть от транспортной организации, на складе поставщика и на складе покупателя. Если материально ответственное лицо получает товары на складе поставщика или на станции железной дороги (в аэропорту, морском или речном порту), то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право на получение товаров. Порядок оформления доверенностей, получения по ним товаров установлен Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 185 - 189) и Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, получения товаров от транспортной организации материальнответственному лицу кроме доверенности выдается грузовая квитанция. Предъявив указанные документы и паспорт представителям транспортной организации, материально ответственное лицо получает от них соответствующие сопроводительные документы. При приемке товаров прежде всего следует проверить, была ли обеспечена сохранность груза при перевозке. С этой целью проверяют целостность вагона или контейнера, наличие и целостность пломб, ясность оттисков на них, исправность тары и упаковки и т.п. Если никаких повреждений не обнаружено, получатель делает об этом отметку в транспортном документе. Если органы транспорта выдают груз без проверки массы, то это отмечается в транспортном документе. Незатаренные грузы при приемке перевешивают. При этом выписывается приходный грузовой отвес (форма N ТОРГ-17). Факт приемки груза удостоверяется подписями получателя и представителя транспортной организации. В случае установления при приемке товаров каких-либо нарушений, порчи груза, 31 несоответствия наименования и массы груза или количества мест сопроводительным документам и т.п. получатель должен потребовать от транспортной организации обязательную проверку количества мест или массы груза. Если будут установлены факты недостачи или порчи груза, составляется коммерческий акт. Если выявленная недостача не превышает установленных норм естественной убыли, коммерческий акт не составляется, но об этом делается отметка в транспортном документе. Приемка товаров на складе поставщика Приемка товаров на складе поставщика проводится путем проверки соответствия количества и качества товаров данным сопроводительных документов. Если товары находятся в ненарушенной таре, их приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если проверка фактического наличия товаров в таре не проводится, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе. Прием (сдача) товаров оформляется подписями лиц, получивших и сдавших ценности. Приемка товаров на складе покупателя Порядок приемки товаров на складе покупателя во многом зависит от того, поступают ли ценности в таре или без нее. В первом случае товары принимают по массе нетто или количеству товарных единиц, а во втором случае - по количеству мест и массе брутто (приемка товаров по качеству и комплектности осуществляется в момент вскрытия тары). При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству) составляется акт о приемке товаров (форма N ТОРГ-1). Вместо этого документа оприходование товаров может оформляться проставлением на документе поставщика штампа, где указывается дата приемки товаров, номер и дата сопроводительного документа, стоимость принятых товаров и тары, подпись материально ответственного лица. В случае несоответствия фактического наличия товаров данным сопроводительных 31 документов или отклонений от качества, установленного в договоре, должен составляться акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (отечественных - форма N ТОРГ-2, импортных - форма N ТОРГ-3). В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой входят представители поставщика и покупателя (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика). При поступлении от поставщиков товаров без сопроводительных документов составляется акт о приеме товара, поступившего без счета поставщика (форма N ТОРГ-4). При поступлении от поставщиков тары, включенной в цену товара, составляется акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма N ТОРГ-5). Документальное оформление продажи товаров Основным видом выбытия товаров является их продажа. Продажа товаров в оптовой торговле оформляется документально в вышеуказанном порядке. Согласно ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего факт оплаты товара. В розничной торговле и общественном питании денежные расчеты с населением ведутся в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171. При учете товаров по продажным ценам стоимость проданных товаров за наличный расчет, подлежащих списанию с материально ответственных лиц, определяется на основании Сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке 31 организации , где по каждому отделу (секции) указывается сумма выручки, подтверждаемая подписью заведующего отделом (секцией). Этот документ в свою очередь составляют на основании Справок-отчетов кассиров-операционистов .Для составления последних используются журналы кассиров-операционистов и журналы регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста . Уценка товаров ненадлежащего качества и её документальное оформление. Изменение цены продажи товара в сторону ее уменьшения - уценка товара, широко распространенный механизм ускоренной реализации продукции, применяемый во всех секторах торговли. Уценка товаров и продажа их по сниженным ценам учитывает как интересы покупателя – он может приобрести продукцию по существенно меньшей цене, так и интересы продавца – он реализует товарные запасы и в кратчайшие сроки получает оплату в размере, соответствующем качеству продаваемых изделий и текущей конъюнктуре рынка. Оснований для уценки товара может быть достаточно много, вот основные: физическое повреждение товара; повреждение упаковки и утрата товарного вида не повлекшее видимое повреждение товара; изменение конъюнктуры рынка; моральное устаревание товара и тд. Как правило уценка товаров производится во время инвентаризации и включает в себя осмотр товаров членами инвентаризационной комиссии, выявление и описание дефектов и принятие обоснованного решения о снижении продажной стоимости товара. Если речь идет об уценке товаров больше, чем на 20%, то в работе инвентаризационной комиссии, как правило, принимает участие независимый оценщик. Участие независимого оценщика обусловлено тем, что при изменении цен продажи на однородные объекты более, чем на 20% налоговая инспекция в праве проверить соответствие цен продажи рыночным ценам на данный товар и, в случае не согласия с ценами продажи, начислить дополнительные налоги, а отчет 31 независимого оценщика, в котором определена рыночная стоимость данного товара с учетом всех основных факторов и обстоятельств, будет играть роль важного аргумента при разрешении конфликта с налоговыми органами. Запрещается хранить в отделе торгового зала товар , утративший свои потребительские свойства. Такой товар ( с истекшим сроком годности , с нарушением вакуумной упаковки , несвежий , с дефектами и тп.) необходимо хранить в специально отведённом для этого месте. Продавец должен своевременно снять товар с итекающим сроками годности с продажи и подготовить его к списанию : - снятый товар вывезти из торгового зала ; - снятый товар в сформированном и упакованном виде разместить в зону хранения товара ненадлежащего качества ; составить перечень товаров , подготовленных к списанию , и передать его начальнику секции , а начальник секции в свою очередь передаёт специалисту по возвратам. Начальник секции для ознакомления и владения ситуации по своей группе может вести отчёт по товарам подлежащим возврату поставщикам . Контроль за своевременным снятием с продажи товара с истекающими сроками реализации осуществляют начальники секции и дежурные начальники секции. Под списаниями подразумевается товар являющийся потерями по известным причинам — бой-порча, товар и истекшим сроком годности , потери связанные с предпродажной подготовкой ( срезы колбас , зачистка овощей ) . Документы списаний должны регистрироваться ежедневно по факту , чтобы иметь корректные остатки. Утилизация товара должна происходить после принятых решений и оформления соответствующих документов. Списания должны проводится на ежедневной основе. В течении рабочего дня ( смены ) испорченный и просроченный товар собирается в зону испорченного , просроченного товара. Зона должна быть подконтрольна начальнику отдела контроля заказа и цен ( ОКЗиЦ ) или менеджеру 31 склада склада ( где нет ОКЗиЦ ). В течении рабочего дня ( смены ) собираются технологические потери ( срезы колбас , зачистка овощей ) . Товары и сведения подаются менеджеру склада. В конце рабочего дня ( смены ) менеджером склада подготавливаются списки документов списаний ( акт передачи на склад бой, истекший срок, технологические потери). Документы подготавливаются отдельно для каждого вида потери. Документы визируются директором магазина или лицом его замещабщим и представителем службы безопасности подразделения. Товар утилизируется согласно закрытым документам передачи на склад списаний в присутствии представителя службы безопасности подразделения и сотрудников подразделения. Для всех перечисленных следующих списаний должны быть утверждены соответствующие бюджеты и списания проводится в рамках этих бюджетов. Порядок действий определяется соответствующими технологиями. Так же см.приложение. 31 Заключение. Проходя практику в супермарките «Перекрёсток», расположенного по адресу ул. Дзержинского, 21, знания, полученные мной в учебном процессе, я смогла применить на практике. Благодаря этой учебной практике я смогла повысить уровень своих знаний и приобрела навыки работы товароведа. При прохождении практики я участвовала в приемке товаров по количеству и качеству, выкладке товаров, оформляла витрины и товары . Супермаркет находится в густонаселенном районе и пользуется у населения успехом. Хотелось бы порекомендовать супермаркету: - более тщательно проверять качество товаров, для максимального удовлетворения спроса покупателей; - пересмотреть цены на многие товары, т.к. стоимость товаров выше, чем в соседних продовольственных магазинах, что отрицательным образом влияет на большинство покупателей; - усилить контроль за работой охранников, так как сумки сотрудников проверяются не тщательно. В целом в супермаркете хорошая рабочая атмосфера. Между сотрудниками существует понимание, взаимное уважение, что сказывается на слаженность выполняемой работы. 31 Список литературы: 1. www.x5.ru ; 2. www.perekrestok.ru ; 3. Войтоловский Н.В. «Экономический анализ : основы теории . Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации» ; 4. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле» ; 5. Так же использована информация , данная на предприятии . Приложение АКТ УЦЕНКИ "___" ______ 20___ г. комиссионер в лице ________________________ (фамилия, имя, отчество) и комитент ________________________________________ произвели уценку (фамилия, имя, отчество) нижеследующего товара. --------------------------------------------------------------------- Дата¦ Наименование ¦Nо. договора¦ Цена согласно ¦Процент¦Цена после ¦ товара ¦ ¦ договору ¦ уценки¦ уценки ----+--------------+------------+----------------+-------+----------- ----+--------------+------------+----------------+-------+----------- ----+--------------+------------+----------------+-------+----------- --------------------------------------------------------------------- Комиссионер ______________________ (подпись) Комитент _________________________ (подпись) КОММЕНТАРИИ: ------------ Уценка вещей оформляется актом, составляемым комиссионером в одном экземпляре , и фиксируется в перечне. Одновременно в товарном ярлыке, прикрепленном к вещи, проставляется новая цена и дата проведения уценки. Акт уценки передается материально ответственным лицом с товарным отчетом в бухгалтерию.
|